Трудовые отношения

Непосредственно общественный труд. Основные виды деятельности общественной организации

В процессе производства материальных благ и услуг люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только с вещественными элементами и природной средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.
Отношения между людьми, которые обусловлены их участием в Общественном труде, представляют собой общественную форму труда (рис. 5).

Рис. 5. Отношения между людьми по поводу производства и распределения продукции

Необходимо понять, что без исторически сложившейся общественной формы труд как таковой не существует, так же как и не может быть общественной формы труда без самого труда.
С самых первых шагов человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Посмотрите вокруг себя: одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили и т.д. - все, чём мы пользуемся, создано совместным трудом людей.
. Вместе с тем следует отметить, что понятие «общественные отношения» намного шире, чем понятие «производственные отноше- ||Ня», поскольку включает в себя отношения между людьми по по- $0ду не только производства, но и других фаз воспроизводственного |щкла: изучения спроса, исследования и разработки конкурентоспособной продукции, ее реализации и потребления.
Общественные отношения различаются по: характеру (классовые, национальные, региональные); содержанию (экономические, социальные, трудовые); форме (межличностные, межгрупповые).
Отмеченные разновидности категорий общественных отношений (в тех или иных сочетаниях) находят отражение в формировании отношений между людьми - между владельцем средств производства (арендодателем) и арендатором, хозяином и работником, заказчиком и исполнителем, начальником и подчиненным, предпринимателем и государственным чиновником, а также между работниками в процессе труда.
В методологическом отношении необходимо учитывать и такие важные понятия, как характер и содержание труда.

Еще по теме Общественная форма труда:

  1. Доходы бюджетной системы Российской Федерации как основная форма общественных доходов
  2. 12.1. Организация труда работников общественного питания
  3. I.3.4. Современные тенденции международного разделения труда. Транснациональные корпорации - наиболее выраженная форма современного международного разделения труда
  4. 12.4. Нормирование труда работников общественного питания
  5. §1. ПОНЯТИЕ ОБМЕНА ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
  6. Глава 12 ОРГАНИЗАЦИЮ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
  7. Общественная производительность труда (ОПТ) как главный показатель деятельности общества
  8. 5 вопрос: Общественное разделение труда, появление городов, развитие торговли
  9. Отдел III. О РАСХОДАХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
  10. Отдел III. О РАСХОДАХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
  11. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В процессе производства материальных благ и услуг люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только с вещественными элементами и природной средой, но и друг с другом, Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.
Отношения между людьми, которые обусловлены их участием в общественном труде, представляют собой общественную форму труда (рис. 5).

Рис. 5. Отношения между людьми по поводу производства и распределения продукции

Необходимо понять, что без исторически сложившейся общественной формы труд как таковой не существует, так же как и не может быть общественной формы труда без самого труда.
С самых первых шагов человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Посмотрите вокруг себя: одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили и т.д. - все, чём мы пользуемся, создано совместным трудом людей.
Вместе с тем следует отметить, что понятие “общественные отношения” намного шире, чем понятие “производственные отношения” поскольку включает в себя отношения между людьми по поводу не только производства, но и других фаз воспроизводственного цикла: изучения спроса, исследования и разработки конкурентоспособной продукции, ее реализации и потребления.
Общественные отношения различаются по:
характеру (классовые, национальные, региональные);
содержанию (экономические, социальные, трудовые);
форме (межличностные, межгрупповые).
Отмеченные разновидности категорий общественных отношений (в тех или иных сочетаниях) находят отражение в формировании отношений между людьми - между владельцем средств производства (арендодателем) и арендатором, хозяином и работником, заказчиком и исполнителем, начальником и подчиненным, предпринимателем и государственным чиновником, а также между работниками в процессе труда.
В методологическом отношении необходимо учитывать и такие важные понятия, как характер и содержание труда.

Характер и содержание труда

Характер труда позволяет рассматривать труд с точки зрения общественных условий производства; его определяют формы и методы привлечения членов общества к труду; тип общественной формации труда; отношение работников к труду. Следовательно, характер труда выражает собой то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом господствующих в обществе производственных отношений. Современная кардинальная экономическая реформа органически выводит на рыночные отношения всех участников производства в обществе, коренным образом изменяет производственные отношения.
Прежде всего это смена форм собственности, отказ от планомерного привлечения и распределения трудовых ресурсов в стране и переход к свободному предпринимательству, основанному на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы через спрос и предложение на рынке труда. В связи с этим изменяются отношения по всей цепочке связи между людьми - от процесса труда до конечного потребления (присвоения) продукта труда.
Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнительских, контрольно-регулирующих) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Основу этих функций составляют развитие орудий труда, организация труда, уровень общественного и профессионального разделения труда, мастерство самого работника. Содержание труда отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами и предметами труда в процессе труда.
Следует подчеркнуть, что содержание и характер труда выражают две стороны одного и того же явления - сущность и форму общественного труда. Эти две социально-экономические категории находятся в диалектической взаимосвязи, и изменение одной из них неизбежно оказывает влияние в той или иной форме на изменение другой.
Характер труда в значительной степени формируется под влиянием особенностей содержания труда в зависимости от ряда признаков - доли физического и умственного труда, уровня квалификации и интеллекта, уровня власти человека над природой и др. Виды труда представлены на рис. 6.

Рис. 6. Классификация видов труда по группам признаков

Сохранение и развитие личности работника в процессе труда, повышение содержательности и привлекательности труда в определяющей степени зависит от условий труда.

6. Информация о населении разделяется на первичную, исходную демографическую информацию и информацию вторичную, преобразованную с учетом тех или иных целей с помощью специальных процедур и проанализированную специалистами тех или иных отраслей знаний.

Вторичная демографическая информация существует в виде статистических публикаций, разработочных таблиц, статей, научных монографий, соответствующих Интернет-страниц и т.д. и т.п., представляющих в своей совокупности итог специальной аналитической и публикаторской работы. В России основным общедоступным источником вторичной информации являются публикации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат), прежде всего, «Демографические ежегодники России».

В получении первичных данных о населении различают учет состояния населения на определенный момент времени и учет демографических событий (рождений, смертей, браков, разводов), а также переездов с места на место за тот или иной период.

Первичные данные о состоянии населения на определенный момент времени получают из переписей населения и из специальных выборочных обследований, в т.ч. и социологических исследований. Источником данных о населении могут быть также всевозможные списки населения, которые ведутся с той или иной целью (избирательные, военно-учетные, данные регистрации в местах проживания и т.п.).

Данные о демографических событиях за тот или иной период получают из их регистрации по мере их возникновения. Относительно новой формой получения первичных данных, как о состоянии населения, так и о демографических событиях, являются так называемые регистры населения, которые соединяют в себе свойства переписей и текущего учета.

Перепись населения – основной источник данных о населении. Именно переписи населения предоставляют распоряжение демографов, экономистов, социологов, других специалистов, а также государственным органам и другим заинтересованным организациям сведения о населении, его численности и составе на определенный момент времени.

7. На основе абсолютных показателей строится простое демографическое равенство - уравнение демографического баланса, которое используется в перспективных расчетах населения, а также при оценке численности населения в межпереписной период. Уравнение демографического баланса выглядит следующим образом:

где P(t) и P(0) - численности населения на начало и конец периода;

N - число родившихся за период времени t;

M - число умерших;

I - число въехавших на данную территорию;

E - число покинувших данную территорию.

С помощью уравнения демографического баланса можно рассчитывать численность не только населения в целом, но и отдельных возрастно-половых групп.

Численность населения в любом пункте в течение года существенно изменяется, поэтому для расчета целого ряда показателей в статистике определяют среднюю численность населения за год (или другой отрезок времени).

Среднегодовая численность обычно рассчитывается как средняя арифметическая показателей численности населения на начало SH и конец SK периода:

При наличии данных о численности населения на несколько равностоящих дат среднегодовая численность населения может быть определена более точно по формуле средней хронологической для моментных рядов:

Если данные о численности населения имеются на начало и конец значительного по длительности отрезка времени, то, учитывая, что изменение численности населения близко к геометрической прогрессии, среднюю численность населения можно определить как среднее значение показательной функции, т. е. как отношение прироста численности населения к приросту натуральных логарифмов этих численностей:

8. Трудовые ресурсы в сегодняшнем понимании – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

Физические и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются.

С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно подразделяют на три группы:

1) дорабочий возраст – это период получения общего профессионального образования;

2) рабочий;

3) послерабочий (пенсионный возраст).

Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят:

1) из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих в экономике страны (в РМЭ – 63,1% на 1 января 2004 г. с учетом итогов переписи 2002 г.);

2) граждан моложе трудоспособного возраста (работающие подростки; в РМЭ – 18,5%);

3) граждан, старше трудоспособного возраста (работающие пенсионеры; в РМЭ – 18,4%).

Расчет численности трудовых ресурсов производят тремя методами.

1. Демографический метод:

где S T Р – численность трудовых ресурсов;

S T – численность населения в трудоспособном возрасте;

S И – инвалиды I и II группы;

S РП – число работающих подростков;

S П – число работающих пенсионеров.

2. Экономический метод:

где S З – фактически занятое население, включая занятых в личном, подсобном и сельском хозяйстве;

S ДХ – занятые в домашнем хозяйстве;

S У – учащиеся с отрывом от производства (старше 16 лет);

S Б – численность безработных;

S НЗ – остальные незанятые лица в трудоспособном возрасте.

Однако по этим методам результаты не могут совпадать из-за маятниковой миграции.

3. Определение численности трудовых ресурсов универсальным методом с учетом маятниковой миграции:

где – трудовые ресурсы региона (муниципального образования города, региона);

– численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

– число работающих подростков;

– число работающих лиц пенсионного возраста;

– число лиц, прибывших на работу в данный регион;

– число лиц, выбывших на работу из данного региона в другие регионы.

9. Экономически активное население

Основой формирования кадрового потенциала любого предприятия является экономически активное население, или рабочая сила.

Экономически активное население - это часть насе­ления, обеспечивающая предложение рабочей силы для производ­ства товаров и оказания различных услуг. Термин «экономически активное население» может иметь два значения в зависимости от продолжительности периода, к которому оно применяется. Разли­чают население, активное в данный период, и обычно активное население. Первая категория включает в себя лиц, которые рабо­тали или были безработными в течение короткого периода. К этой категории применяется также термин «рабочая сила». Вторая ка­тегория включает в себя лиц, чей статус занятого или безработно­го был определен исходя из более длительного периода времени.

Население, активное в данный период, или рабочая сила - это наиболее часто используемый показатель, характеризующий численность экономически активного населения.

Рабочая сила представляет собой часть трудоспособного на­селения, обладающего совокупностью физических и умственных способностей человека, которые он использует для производства каких-либо потребительных стоимостей и услуг.

В качестве наиболее общего показателя оценки экономической активности населения используется коэффициент экономически активного населения К эк.ак. , который определяется как отноше­ние численности экономически активного населения к численнос­ти всего населения страны:

где S эк.ак. - численность экономически активного населения; 5 - численность всего населения.

Экономически активное население делится на занятых и без­работных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение на услови­ях полного или неполного рабочего времени, а также иную при­носящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от срока получения непосредственной оплаты или до­хода за свою деятельность. Не включаются в состав занятых заре­гистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые обще­ственные работы, полученные через службу занятости, а также учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяй­ственные работы по направлению учебных заведений;

б) временно отсутствовали на работе из-за: болезни или трав­мы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхуроч­ных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (такое имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе адми­нистрации; забастовки; других подобных причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

На основе данных о численности занятого населения и эконо­мически активного населения рассчитывается коэффициент за­нятости населения К эк.ак. :

Коэффициент занятости рассчитывается как по населению в целом, так и по отдельным группам населения.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

а) не имели работы (либо занятия, приносящего доход);

б) искали работу;

в) готовы были приступить к работе.

В состав безработных включаются также лица, обучающиеся по направлению служб занятости.

В соответствии с законодательством Российской Федерации оп­ределяется численность безработных, зарегистрированных в орга­нах службы занятости. К этой категории относятся граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в цен­тре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Безработны­ми в соответствии с законодательством не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости) за выслугу лет;

б) отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в служ­бу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая ра­боты временного характера, а также впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложен­ной оплачиваемой работы, включая работу временного характе­ра;

в) не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а так­же не явившиеся в срок, установленный им для регистрации в ка­честве безработного.

При статистическом изучении безработицы она рассматривает­ся как нарушение равновесия на рынке труда. В связи с этим в международной практике выделяются следующие виды безрабо­тицы: фрикционная (текущая), сезонная, конъюнктурная, струк­турная. Краткая характеристика каждого вида безработицы пред­ставлена в табл. 11.1,

Наиболее серьезной проблемой в современных условиях явля­ется структурная безработица, которая существует даже в перио­ды конъюнктурного подъема.

Для характеристики уровня безработицы исчисляется коэффи­циент безработных К безр. .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и сущность общественного разделения труда. Формы общественного разделения труда. Разделение и кооперация труда. Закон перемены труда. Новые тенденции общественного разделения труда. Роль разделения труда в развитии современных рыночных отношений.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Задачи, границы и преимущества разделения труда, научные подходы к определению данного понятия. Общее, частное и единичное виды общественного разделения труда, признаки классификации его форм. Особенности вертикального и горизонтального разделения труда.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2017

    Изучение основных видов разделения труда. Формы проявления общественного разделения труда и его взаимосвязь с разделением производства. Новые тенденции развития общественного разделения труда. Понятие и структура рыночной экономики и роль государства.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Разделение и кооперация труда на предприятии, их значение с экономической и социальной сторон, факторы, влияющие на них. Технологическая, функциональная формы и технологическая, экономическая, психофизиологическая, социальная границы разделения труда.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    Сущность и содержание общественного разделения труда. Классификация, уровни специализации промышленного производства. Концентрация производства - организационно-экономическая форма общественного разделения труда. Разделение труда и организация управления.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Специализация трудовой деятельности. Понятие, общие характеристики, формы разделения труда и их развитие. Проектирование системы функционального разделения и кооперации труда. Распределение производственных функций между рабочими разных профессий.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Виды и формы проявления общественного разделения труда, новые тенденции развития. Понятие, структура и сущность рыночной экономики; государственное регулирование. Научно-техническая революция и экономические факторы международного разделения труда.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2011

Понятие труда и его роль в жизни общества. Общественная организация труда

Труд является необходимым фактором производства, универсальным компонентом любой экономической системы, материальной базой жизнедеятельности, основой социальных связей и естественной необходимостью.

Труд – это целенаправленная деятельность человека, направленная на реализацию его физических, умственных способностей для получения материальных и духовных благ.

Виды труда

    Труд в общественной кооперации труда (на производстве) – регулируется трудовым правом.

    Индивидуальный труд регулируется гражданским правом

    Труд заключенных регулируется уголовно-исполнительным правом.

    Труд студентов, труд военнослужащих административным правом.

Признаки труда, регулируемого трудовым правом

    Труд является наемным. Наемность означает:

    добровольность заключения договора,

    нахождение рабочей силы в распоряжении работодателя,

    труд за вознаграждение, труд на принципе свободы труда,

    предметом трудового договора является способность человека к труду, а не его личность

    Зависимый, несамостоятельный труд. Такой труд предполагает подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка и иным правилам, устанавливаемым работодателем.

Отличие зависимого труда от самостоятельного

    Труд является коллективным. Как правило, трудовые отношения протекают в трудовом коллективе, в группе работников, которой руководит его представитель

Общественная организация труда

Это совместный труд, направленный на получение определенного продукта производства (2 вида продуктов: духовный и материальный), деятельность по управлению или оказанию определенных услуг сферы обслуживания населения, основанные на характерных для данного исторического периода развития общества и государства отношениях собственности к средствам производства и продукту труда.

ООТ имеет 2 стороны: техническую и социальную.

Техническая сторона определяет применение технических правил, технологических процессов производства, работу техники и т.д. Данная сторона ООТ не регулируется правом.

Социальная сторона представляет собой общественные отношения в сфере труда. Эти отношения и регулируются ТП.

Понятие тп и его место в системе российского права

Следует различать ТП как 1) отрасль права; 2) науку; 3) учебную дисциплину.

ТП как отрасль права представляет собой совокупность норм ТП, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся по поводу реализации гражданами своих способностей к труду.

Дифференциация и постоянное усложнение труда остро ставят проблему его соизмерения. Возможность измерить труд важна в стимулировании труда, развитии его различных видов, а также в формировании справедливых доходов работников. Как известно, существует труд частный и общественный, труд конкретный и абстрактный, труд простой и сложный.

Общественный труд -- это работа людей друг на друга, иначе говоря, работа на общество. Он органически связан с общественным разделением труда. Люди, специализируясь на изготовлении того иди иного продукта, производят его в первую очередь для других, а не для себя. Но взамен желают получить продукт труда других производителей, чтобы удовлетворить свои потребности. Так, работая на других, на общество, люди удовлетворяют свои и общественные потребности.

Частный труд представляет собой обособленный труд. Он характеризует независимость товаропроизводителей, отсутствие связи между ними в процессе производства. Продукты частного труда противостоят один другому как товары.

Однако частный труд, являясь реально непосредственно частным, обособленным, независимым, самостоятельным, в то же время является скрыто общественным, ибо и в этом случае работа осуществляется на других, на общество. В этом заключается противоречие между частным и общественным трудом, которое в определенных условиях может приводить к негативным последствием. В частности, работа на неизвестный рынок может привести к перепроизводству товаров, к их избытку относительно платежеспособного спроса. Тогда и производители, и общество несут потери.

Положительным моментом рыночной экономики является то, что общество не определяет производителю что, сколько и для кого производить. Каждый из них сам на свой страх и риск регулирует производство. Это позволяет производителям реализовать свои творческие предпринимательские способности. Однако в процессе производства еще не ясно -- изготавливается действительно необходимая продукция для удовлетворения общественной потребности или затраты труда данного производителя напрасны, не станут частью совокупного труда общества. И только на рынке в процессе обмена устанавливается нужен или не нужен этот продукт и труд, создавший его, т.е. признается или не признается его общественный характер. На рынке возникает проблема соизмерения труда, определения его меновой стоимости.

Эта проблема теоретически и практически решается двояким путем. Первый -- через анализ труда конкретного и абстрактного, действия закона стоимости и на его (анализе) основе сознательное, планомерное установление цен. Второй -- через стихийное действие закона спроса и предложения, установление равновесной цены.

Труд конкретный и труд абстрактный. Труд конкретный представляет собой, во-первых, целесообразную форму различных видов полезного труда. В этой своей целесообразной форме он создает потребительную стоимость, вещь, удовлетворяющую ту или иную потребность человека.

Во-вторых, он производит качественно определенную потребительную стоимость, т.е. противопоставляется другим видам труда, производящим другие потребительные стоимости.

В-третьих, конкретный труд не зависит от устройства общества, не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда. Он есть вечное условие жизни.

В-четвертых, конкретный труд может соединяться посредством орудий труда с веществом природы, с предметами труда, которые предопределяют содержание трудовых операций и формирование различных видов труда. Только благодаря взаимодействию конкретного труда и вещества природы создаются потребительные стоимости, вещественное богатство.

Абстрактный труд. Это понятие введено и обосновано К.Марксом в «Капитале». Он выделил в труде две стороны: конкретный и абстрактный труд. Любой конкретный труд как труд в особой целесообразной форме есть в то же время затрата человеческой энергии(мускулов, нервов, мозга и т.д.), как частица совокупного труда общества. В условиях товарного производства это общее свойство, по мнению К.Маркса, становится мерилом стоимости, основой для приравнивания труда и его результата в процессе обмена. Абстрактный труд противостоит конкретному как «общественная субстанция» (первооснова). Именно абстрактный труд как частица общественного труда является субстанцией стоимости. Но таковой является не просто труд, а овеществленный труд. Последний и представляет собой стоимость (реальные издержки). А стоимость является основой менового отношения, меновой стоимости, проявляющейся на рынке. Маркс считал, что на рынке происходит сведение разных видов труда к их общей основе, к человеческому труду вообще, т.е. к однородному труду как физиологической затрате рабочей силы. На этой теоретической посылке в плановой экономике строилась единая тарифная система.

Сегодня эта точка зрения подвергается критике. Более популярной стала другая точка зрения, провозглашающая то, что стоимость (ценность) определяется спросом и предложением. На роль спроса и предложения в формировании стоимости обращали внимание и до Маркса.

Большой вклад в исследование закона спроса и предложения сделал английский экономист А. Маршалл. Он построил теорию цены без обращения к стоимости (реальным трудовым издержкам), только на основе спроса и предложения. Углубленный анализ цены, связь ее с реальными трудовыми издержками А. Маршалл считал ненужным, ибо процесс анализа, по его мнению, может быть бесконечным. Его теория цены объясняет цены ценами же, берет во внимание только связи функционального характера. Они представлены взаимосвязями различных элементов ценообразования и условиями их равновесия. Другими словами, анализ ограничивался масштабами отдельных предприятий, отдельных товаров, микроэкономикой. В таком анализе исчезают причинно-следственные связи, характерные для развития общественного производства.

Данной точки зрения в общих чертах придерживаются и современные экономисты неоклассического направления и его разновидностей (монетаристы, сторонники теории рациональных ожиданий, концепции предложения).

Простой и сложный труд. Выделение этих форм труда также связано с проблемой соизмерения многообразных видов труда. Под простым понимают труд, осуществляемый работником, не прошедшим специальной подготовки, специального обучения, т.е. это труд неквалифицированного работника.

Под сложным квалифицированным трудом следует понимать труд специально подготовленного и имеющего практический опыт квалифицированного работника.

Такое название не совсем точно. Поскольку квалификация есть характеристика работника, постольку она зависит от врожденных способностей, таланта человека, затрат времени и материальных издержек на приобретение знаний, навыков для выполнения того или иного конкретного труда. Другими словами, квалификация -- это степень развития способностей к труду. Она зависит от субъективных и объективных факторов.

Сложность труда -- это характеристика процесса труда. Она, в первую очередь, обусловлена составом функций, выполняемых в процессе труда, которые предопределяются применяемыми средствами и предметами труда, т.е. объективными факторами.

Чем отличаются эти два вида труда с точки зрения стоимости? К. Маркс на этот вопрос отвечал так: «Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень, или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого».

С позиции закона спроса и предложения цена простого (неквалифицированного) и сложного труда определяется на рынке. В нормально функционирующей рыночной экономике более сложный труд получает более высокую оценку на рынке, т.е. работники с более высоким уровнем образования и стажем работы получают более высокую заработную плату. Она обусловлена более высоким спросом на таких работников, обеспечивающих более высокую производительность труда и качество продукта. Однако в переходной экономике такая зависимость может нарушаться. Это особенно наглядно видно на примере России.