Другое

Как Apple превратила дизайн в ругательное слово? У Apple - лучшие дизайнеры.

  • Перевод

Перевод статьи-интервью с бывшим дизайнером Apple Марком Кавано.

Apple - синоним высококлассного дизайна, но о процессе дизайна в компании известно очень мало. Большинство собственных сотрудников Apple не имеют допуска во внутренние студии дизайна. Поэтому нам остаётся только собирать кусочки интервью или просто спекулировать о том, как всё происходит в Apple и каково это на самом деле - быть дизайнером этой компании.

И вот Марк Кавано. Перед основанием Storehouse, Кавано был senior-дизайнером в Apple на протяжении 7 лет, где он работал над Aperture и iPhoto. Позже, Кавано стал евангелистом User Experience в Apple, помогая сторонним разработчикам создавать iOS-приложения, которые правильно ощущались бы на платформах Apple… Кавано был в компании во время ключевого момента, когда Apple выпустила iPhone и создала мир приложений.

В интервью для Co.Design Кавано откровенно говорил о времени, проведённом в Apple - и особенно о тех мифах индустрии, которые ходят вокруг компании и её сотрудниках.

Миф #1

У Apple - лучшие дизайнеры
«Я думаю, что самое большое заблуждение - это вера в то, что у продуктов Apple лучше дизайн и user experience, или что они сексуальные или ещё что угодно, потому, что у них лучшая команда дизайнеров в мире», говорит Кавано. Но ежедневно встречаясь в качестве евангелиста user experience с командами дизайнеров из компаний списка Fortune 500, он понял более глубокую причину.

«На самом деле, всё дело в инженерной культуре и том, как всё структурировано и организовано, всё вертится вокруг ценности дизайна. Здесь все думают о UX и дизайне, не только дизайнеры. И это то, что делает все стороны продукта гораздо лучше… гораздо лучше чем любой отдельный дизайнер или команда дизайнеров».

Часто говорят, что хороший дизайн должен начинаться сверху - что CEO должен волноваться о дизайне настолько же, насколько и дизайнеры. Люди часто замечают, что Стив Джобс принёс такой порядок в Apple. Но причина того, что всё работает, не в указах сверху-вниз. Вовлечены все.

«Дело не в том, что ты получаешь какие-то волшебные крылья или суперсилу, когда ты входишь в Купертино. Дело в том, что теперь у тебя есть организация, в которой ты можешь проводить своё время, занимаясь дизайном продуктов, вместо того, чтобы бороться за своё место за столом или разочаровываться, когда лучший дизайн не замечен менеджером-инженером, который всего лишь хочет исправить ошибки. Все эти вещи - это то, на что остальные дизайнеры в других компаниях вынуждены тратить основную часть своего рабочего времени. В Apple же ожидается, что впечатление от продукта действительно важно.»

Кавано подчеркивает, что все в Apple - от инженеров до маркетологов - в каком-то роде, думают как дизайнеры. В свою очередь, HR-ы нанимают соответствующих работников. Так же, как Google нанимает сотрудников, которые думают как Гуглеры, Apple нанимает сотрудников, которые искренне берут во внимание дизайн во всех своих решениях.

«Вы видите компании, которые переманили дизайнеров Apple, и те создают секси-интерфейсы или что-то интересное, но это не обязательно влияет на успех их бизнеса или продукта. Это потому, что всё, что сделал дизайнер - это поработал над частью интерфейса, но чтобыполучить действительно хорошо спроектированный продукт в том смысле, как это сказал бы Стив, абсолютно важна "целостность". Это не просто часть интерфейса. Это дизайн правильной бизнес модели внутри него. Дизайн правильного маркетинга, текста и способов распространения. Все эти части важны.»

Миф #2

У Apple безумно большая команда дизайнеров
В Facebook сотни дизайнеров. В Google, наверное, 1000 или больше. Но когда Кавано был в Apple, её ключевые продукты - железо и встроенное ПО - было создано относительно маленькой группой примерно из 100 человек.

«Я знал каждого в лицо и по имени», говорит Кавано.

Для большинства задач Apple не нанимала специалиста-дизайнера. Каждый дизайнер мог заниматься и иконками, и новыми интерфейсами, например. И благодаря тому, что Apple нанимает дизайно-ориентированных инженеров, основная часть команды дизайна могла полагаться на инженеров, чтобы начать процесс создания нового интерфейса приложения, вместо того, чтобы сначала утвердить свой макет.

Конечно, этот подход мог измениться на сегодняшний день.

«Для Apple, иметь маленькую, сфокусированную организацию значило много, когда здесь был Стив, потому, что много идей приходило от Стива. Так что в этом был смысл, чтобы иметь меньшую группу для работы над некоторыми из этих идей», говорит Кавано. «Т.к. Apple перешла на более серьёзный уровень как компания, где есть несколько человек во главе, я думаю, что они растят команды дизайнеров интересными способами.»

Стоит заметить, что Джони Айв, руководящий юзабилити железа и ПО, упоминал, что привёл несколько человек из команды маркетинга для помощи в редизайне iOS 7. Это удачный ход, если подумать, для маркетологов - быть на передовой с дизайнерами и инженерами. (Такой уровень взаимодействия беспрецедентен в индустрии).

Миф #3

Apple намеренно прорабатывает каждую деталь
Продукты Apple часто выделяются мелкими деталями, особенно касающимися взаимодействия с ними. Рассмотрим вариант: когда вы вводите неверный пароль, поле ввода пароля трясётся в ответ. Такого рода детали приводят в восторг. Это моменты, которые кажутся трудно объяснимыми логически, но важны на каком-то интуитивном уровне.

«Так много компаний пытаются подражать этой идее… что нам нужно придумать этот быстрый способ сделать X, Y и Z. Они разрабатывают это, и они не могут перейти к следующему шагу пока они не сделают эту убийственную анимацию или модель представления данных», объясняет Кавано. Реальность? «Почти невозможно придумать действительно инновационные вещи когда у тебя есть дедлайны и график».

Кавано рассказал нам, что дизайнеры (и инженеры!) Apple часто придумывают отличные идеи взаимодействия - как, например, интерфейсы в виде 3D-куба или упругие реалистичные иконки - в свободное время, и они могут работать над ними годами прежде чем это впишется в какое-то конкретное подходящее место.

«Люди постоянно экспериментируют с этими мелочами, и благодаря тому, что команды всех типов знают, что сделали другие люди, однажды фича выходит в свет - скажем, нам нужен хороший способ для обратной реакции на пароль, и мы не хотим показывать эти ужасные диалоги - тогда заглядываем в разные способы взаимодействия или анимационные концепции, которые были сделаны как весёлые эксперименты, и смотрим - есть ли там что-нибудь подходящее».

Но если вы представите какое-то гигантское хранилище идей анимаций, скрывающееся внутри Apple и ожидающее своего часа, вы ошибаетесь. Всё было не так, объясняет Кавано.

«Не было какой-то библиотеки, потому, что большую часть времени было не так много чего-то, что было бы оформлено (официально) и могло быть украдено», говорит Кавано. «Это было больше похоже на то, что есть небольшие команды, которые знали над чем работают другие люди, и культура для того, чтобы комфортно этим делиться».

Миф #4

Пыл Стива Джобса всех пугал
Внутри Apple был широко распространён совет - возможно вы слышали о нём раньше - что дизайнер всегда должен пользоваться лестницей потому, что если он встретит Стива Джобса в лифте, он мог спросить, над чем ты работал. И случилось бы одно из двух:

1. Он бы возненавидел это и вас могли бы уволить.
2. Ему бы это понравилось, он обратил бы на это внимание, и вы бы потеряли все спокойные ночи, выходные и отпуска из-за занятости в проекте.

Кавано смеётся, когда рассказывает это мне, но вывод, который он делает, не так прост.

«На самом деле, в Apple процветали люди, которые приветствовали это желание и страсть, чтобы учиться при работе со Стивом и посвящали себя покупателю и продукту. Они были готовы отказаться от выходных и отпусков. И многие люди, которые жаловались, что это несправедливо… они не видели смысла в том, чтобы отдать всё это ради того, чтобы пытаться сделать лучший продукт для покупателя и жертвовать всем личным ради этого».

«Именно в таких случаях много раз о нём складывалось плохое мнение, но он лишь хотел самого лучшего, и ожидал, чтобы каждый хотел того же самого. Он не мог понять людей, которые не хотели того же самого и удивлялся, почему они работали на него в такого случае. Я думаю, Стив был нетерпим к людям, которым было всё равно. Ему было очень тяжело понять, почему люди хотят работать на этих должностях и не хотят пожертвовать всем ради них.»

А что касается Кавано, получал ли он когда-нибудь удивительный совет или потрясающий комплимент от Джобса?

«Ничего личного», признаёт он, и затем смеётся. «Единственный позитивный случай был однажды в столовой, когда он сказал мне, что лосось, которого я взял, выглядел потрясающе и он собирался пойти и взять себе такой же».

«Он был очень простым. Я предлагал ему пройти вперёд меня (видимо, в очереди, прим. переводчика) , но он всегда отказывался. Что интересно, он был очень взыскательным… но этому сопутствовало и другое, он хотел быть очень демократичным и чтобы к нему относились так же, как ко всем остальным. И он постоянно боролся с этими качествами.» (constantly struggling with those roles) .

P.S. если вы хотите предложить какие-то правки по переводу в личке - буду рад исправить:)

P.P.S. огромное спасибо всем, кто написал об ошибках в личке, внёс правки.

Журнал New Yorker составил подробный профиль одного из двух самых могущественных людей в самой дорогой компании мира. Старший вице-президент Apple по дизайну сэр Джонатан Айв – бывший регбист с застенчивыми манерами, обладатель ордена Британской империи, человек, под руководством которого был создан облик iMac, MacBook, iPod, iPhone и iPad, и креативная душа компании, как называют его коллеги. Slon предложил 10 интересных, но малоизвестных фактов из жизни главного дизайнера Apple.

1. Айв хотел уйти из Apple

Были моменты, когда Айв подумывал оставить Apple. В 1997 году (третий подряд год, когда стоимость акций Apple держалась на рекордно низком уровне) в прессе наперебой обсуждали, насколько плохо идут дела Apple, а влиятельный журнал Wired вышел с обложкой, на которой был логотип компании, обвитый терновым венком, и всего одно слово: «Молитесь». «Я помню, насколько это расстраивало», – рассказывает Айв, проработавший в Apple к тому моменту пять лет и только-только ставший старшим вице-президентом по промышленному дизайну. В июле 1997-го компанию вновь возглавил Стив Джобс, и дизайнер на первую встречу с новым боссом на всякий случай принес в кармане заявление об уходе. Джобс действительно сначала собирался взять нового главу промдизайна и уже присматривался к нескольким кандидатам (в частности, к Ричарду Сапперу из IBM), но в конце концов пришел к выводу, что имеющаяся команда дизайнеров стоила того, чтобы продолжить работу с ней. Так Айв остался в компании и впоследствии стал ближайшим соратником Джобса.

2. iMac мог не появиться на свет

До того как Стив Джобс вернулся в Apple, работа дизайн-студии над девайсом такого типа «не представляла интереса для компании». Интерес появился мгновенно после прихода Джобса; iMac был выпущен в 1998 году.

3. Дружная команда

Когда-то музыкант Боно в журнале Time дал такую характеристику дизайн-команды Apple: «Они любят своего босса, а он любит их. Похоже, конкурентам этого не понять: вы не можете заставить таких умных людей работать настолько тяжело ради одних только денег» (команда работает по 12 часов в сутки и не имеет права обсуждать работу с друзьями). Айв соглашается с этим и добавляет: за пятнадцать лет из студии ушли только два дизайнера, причем одному из них пришлось это сделать из-за проблем со здоровьем.


4. Айв не любит публичные выступления

Айв не любит публичные выступления, даже если речь идет о представлении нового продукта, к которому он приложил руку. «Я скромный», – говорит он сам про себя; с его точки зрения, его история не стоит того, чтобы ее рассказывать. Тем не менее именно благодаря ему техника Apple стала такой, какой мы ее знаем; как говорил Стив Джобс, после него самого больше всего операционной власти в компании именно у главы дизайн-студии.

5. Айв спроектировал расческу

Один из проектов Айва во время его работы в дизайнерской компании Tangerine в Лондоне (1989–1992) представлял собой расческу для выравнивания кончиков волос. Она была оснащена маленьким уровнем, вроде строительного.

6. Айв участвовал в создании светового меча для «Звездных войн»

Однажды Айву довелось сидеть на какой-то вечеринке в Нью-Йорке рядом с Дж.Дж. Абрамсом, режиссером последних «Звездных войн» («Эпизод VII: Пробуждение силы»), которые выйдут на экраны в декабре этого года. Айв выдвинул «очень интересное» предложение о дизайне световых мечей, и Абрамс признался, что в фильме будут «отражены» эти мысли.

7. Дружба с Джобсом

Стив Джобс и главный дизайнер Apple могли «часами и часами» обсуждать скругленные углы для продуктов Apple. Эту форму – две прямые линии, соединенные фрагментом круга, – предложил Джони Айв.


8. Финальный прототип Apple Watch появился через полтора месяца

Первая модель носимых часов Apple Watch появилась через полтора месяца после старта проекта. За все время разработки девайса его форма практически не изменилась (и напоминает первые наручные часы Cartier Santos образца 1904 года), а вот на механизме ремешка, который защелкивается на корпусе часов, Айв остановился только спустя год. В Apple Watch довольно долго собирались внедрить новую технологию – тачскрин, который понимает разное давление пальцем, – в конце концов идею одобрили, добавив колесико на правой стороне устройства. Если бы это колесико располагалось симметрично, это был бы совсем другой продукт, уверен Айв.

9. У Айва нет провальных продуктов

Продукты Apple, которые кто-то называл провальными, Айв таковыми не считает. «Можно сказать, что во всем, что мы делаем, мы частично не правы, потому что оно несовершенно, – говорит он. – Но все, что мы захотим, мы можем попробовать исправить. Разве это не фантастика?»

10. iPhone 6 Plus мог получить 5,7-дюймовый дисплей

Айв готовил прототип фаблета для Apple еще на основе существовавшего iPhone 4. Другими словами, компания задумывалась о создании «большого смартфона» задолго до выпуска iPhone 6 Plus в 2014 году. Однако, он получился «громоздким» и «непривлекательным», поэтому компания отложила эти планы. «Первая модель, которая пришлась по вкусу, была размером 5,7 дюйма», - говорит главный дизайнер Apple. - И потом мы то откладывали этот вариант, то снова возвращались к нему (…). Впоследствии и 5,6 дюйма также показались слишком большими». В итоге Apple выпустила iPhone 6 Plus с 5,5-дюймовым экраном.

Сэр Джонатан Айв, президент Apple по дизайну, - лицо нашей любимой компании. Его роль и раньше была очень важной, а сейчас, после смерти Джобса, его позиции сильны как никогда. Теперь он занимается всем дизайном в Apple - и промышленным, и дизайном интерфейсов. А дизайн, как известно, является важнейшей частью ДНК «яблочной» компании.

В последнее время внимание к Айву было как никогда велико. Поэтому мы составили для вас дайджест лучших статей о Джонатане Айве, которые выходили на нашем сайте. В нём вы найдете множество интересных историй о главном дизайнере современности.

Биография Джони Айва - гений, предпочитающий оставаться в тени

Вспомните первый iPod - он стал настоящим прорывом. Почему? Тогда на рынке было множество mp3-плееров, вышедших намного раньше. Ответ кроется в его невероятной простоте. Но Джони Айв - это не просто создатель iPod, а человек, который создал фирменный дизайн Apple и доказал всему миру, что мало создать устройство с тысячей полезных функций - нужно создать устройство, которое сможет выполнять их все имея всего три кнопки. О том, как дизайнер из Англии заставил Америку, а затем и весь мир забыть о лишних деталях, - книга Линдера Кани .

Линдер Кани рассказал, как создать «Второго Джонатана Айва»

Президент Apple по дизайну Джони Айв, пожалуй, самый известный и самый загадочный дизайнер планеты. Скромный и практически незаметный, этот человек привнес высочайший стандарт стиля, красоты и простоты в жизни миллионов людей по всему миру. Линдер Кани рассказал журналу Co.Design, что достичь подобных успехов может почти каждый талантливый дизайнер. Но что же для этого необходимо?

Если бы Айв редизайнул весь мир: 15 интересных примеров

Что, если бы Айв редизайнул не только iOS 7, но и весь мир? Мы собрали 15 наиболее забавных и интересных примеров таких редизайнов, собранных по всему интернету. Уверены, что наша подборка повысит ваше настроение и сделает ваш день. :) Итак…

Кофе, техно и хороший вкус: рецепт успеха Джони Айва

«Фабрика идей» - самое сердце кампуса Apple в Калифорнии - не просто дизайнерская студия, по которой сотрудники разъезжают на скейтбордах, повсюду раскидывая модели и прототипы, но и место работы, пожалуй, самого известного дизайнера в мире. Новыми интересными подробностями о работе этой сверхсекретной организации, которые стали известны из книги Jony Ive: The Genius Behind Apple’s Greatest Products , поделилось издание The Guardian.

Джони Айв о подробностях создания iPhone 6, Apple Watch и работе без Джобса в интервью The New Yorker

За последние годы многие издания публиковали материалы о президенте промышленного дизайна Apple, но статья Иэна Паркера в издании The New Yorker, без сомнения, является самой подробной и содержит множество интересных закулисных деталей, касающихся работы над последними продуктами компании, а также историю становления Айва в Apple и его взаимоотношений с Джобсом.

РЕЦЕНЗИЯ: «Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple» (+ инфографика)

Даже если вы не фанат компании Apple, вам действительно стоит прочитать книгу о дизайнере этой компании. Биографии о талантливых людях - это всегда полезное чтиво. Приятный бонус: отличная инфографика, отражающая работы Джони.

Джони Айв. Дизайнер завтрашнего дня

Журнал Sunday Times опубликовал обширнейшую статью Джона Арлиджа о главном дизайнере Apple, в которой рассказывается о том, как в результате трудов Джони Айва менялись компьютеры, телефоны и музыкальные устройства. С учетом секретности, царящей в компании и личной скромности Айва, это, пожалуй, одно из самых откровенных его интервью.

Автор дизайна большинства продуктов Apple, старший вице-президент Джонатан Айв, был родственной душой Он не вошел в число самых богатых или высокопоставленных лиц, но считается одним из самых влиятельных как создатель дизайна для iPod.

Биография

Джонатан Айв родился в 1967 году, в Лондоне, где и прошло его детство и школьные годы. Окончил Политехнический университет Ньюкасла, где изучал искусство и дизайн. В 1987 году женился, в браке родились двое близнецов. Отлично знал свое дело, поэтому уже в 1989 году получил работу в компании по дизайну. Тогда начали складываться его первые принципы: работай не ради денег, а для создания качественного продукта. Он быстро был замечен руководством и стал совладельцем фирмы.

В 1992 году Айв переехал в Сан-Франциско, так как его пригласили в Apple. Поначалу работа его не вдохновляла, в приоритете был только рост прибыли и оптимизация. Никто не задумывался о дизайне, все делалось поспешно и необдуманно. В итоге компания выпустила 55 низкосортных продуктов. С возвращением Джобса все поменялось, и Джонатан Айв, дизайнер с большой буквы, передумал увольняться из "яблочной" корпорации. Стив практически сразу заметил и оценил его блестящий потенциал, сделав центральной фигурой в создании дизайна продуктов Apple. Так появился первый разноцветный iMac, разошедшийся в первый год количеством в два миллиона штук.

Карьера в Apple

В 1997 году Джонатан Айв получил должность вице-президента по промышленному дизайну в "яблочной" корпорации. После оригинальной премьеры iMac последовало представление двадцатидвухдюймового ноутбука Apple. В 2000 году стал почетным доктором в университете. Тогда же был запущен Apple G4 Cube. В 2002 году вышли в производство iMac с шарнирными дисплеями по 15 и 17 дюймов и eMac. Через год состоялась премьера самого легкого и тонкого ноутбука в мире (в то время) PowerBook. В 2004 году выпущен мини iPod и супертонкий iMac G5.

В 2005 году Айв получил пост старшего вице-президента и представил мини-Mac. В этом же году увидели свет touch и сенсорный смартфон iPhone. Был награжден орденом а в 2012 году посвящен в рыцари. Джонатаном Айвом был придуман дизайн робота Евы для мультфильма «ВАЛЛ-И». В 2010 году компанией был представлен компьютер планшетного типа Apple iPad. С 2012 по 2013 гг. работал над дизайном iOS 7.

О человеческих качествах

Джонатан без преувеличения приходится отцом практически всем продуктам Apple. Со Стивом Джобсом они были родственными душами, дружили, разделяли взгляды на мир, хотя и не без разногласий. Джобс часто приходил в его творческую студию - «стеклянный куб». Джонатан Айв, дизайнер Apple, - это очень скромный и застенчивый человек, погруженный в работу. Многие продукты компании, а это более чем 200 патентов, были изначально придуманы и разработаны Джобсом и Айвом. Джонатан имел доступ ко всем ресурсам и почти столько же полномочий, как и сам Стив. По мнению Айва, залогом успеха является сплоченная команда. Они трудятся вместе достаточно давно, понимают друг друга с полуслова, знают, каким должен быть «лучший продукт».

При всем своем ошеломляющем успехе Джонатан Айв остался очень малообщительным и скрытным человеком. Его главной чертой характера всегда была застенчивость, а личную жизнь он и вовсе никогда не обсуждает. Айв с женой и детьми живет в Калифорнии, регулярно наведывается в родную Англию. Он любит музыку техно, умеет одеться со вкусом, имеет Aston Martin, в остальном без излишеств. Любовь к быстрым автомобилям он испытывал давно, даже попадал в автокатастрофу на своем "Астоне".

  1. Будучи студентом, Айв занимался разработкой дизайна часов и мобильных телефонов. Они получились похожими на современные устройства: ультратонкие и продуманные до мелочей.
  2. После окончания колледжа, уже работая в Tangerine, спроектировал туалетную комнату, но заказчик отказался от оригинальной идеи ввиду ее дороговизны.
  3. Отец Джонатана был известным мастером по серебру, разрабатывал учебные планы для дизайнерских школ Англии.
  4. Именно Айв ввел моду на белый цвет, еще в школе он создавал белые дизайнерские вещи. Поначалу Джобс был против белого и был согласен только на серый и черный.
  5. Когда талантливый дизайнер хотел уйти из Apple, его босс повысил его и мотивировал.
  6. Джонатан любит играть техно и другую музыку в студии компании, где многие сотрудники играют в футбол, катаются на скейтборде.
  7. Личная студия Айва - «стеклянный куб» - снабжена минимумом вещей, там есть стол, стул, лампа, даже нет семейных фотографий. Куб настолько упрощен, что сотрудники при первом посещении не могут найти вход внутрь.
  8. Дизайнер держит в секрете все разработки даже от родственников. Его дети не были у него в студии.
  9. Айв не стремится к высоким должностям, и управленческие аспекты его мало волнуют.
  10. Именно Джонатана и свою жену позвал к себе в палату Стив Джобс после операции. Ему удаляли опухоль из поджелудочной железы.

Стремление к простоте

Джонатан Айв, дизайнер, не любит тратиться на дорогую жизнь, но отдает свое время созданию прекрасных продуктов, вдохновляющих пользователей. Компьютер iMac, например, имеет надежный, движущийся в разные стороны, позволяющий работать в любом положении экран. Этот механизм разрабатывался в течение 3 месяцев напряженной работы.

Любовь Айва к простоте и удобству разделял и Джобс. Своей главной задачей дизайнер определил создание минималистичных устройств, не требующих инструкции. Он избавляется от всего лишнего, оставляя необходимое. Джонатан считает, что если функции четырех кнопок можно объединить в одной, так и надо сделать. Цель Apple - удобные устройства, максимальное упрощение производства. Айв не только работал над главной линейкой компании, но и создавал приложения для гаджетов. Общие представления сделали Айва и Джобса близкими друзьями, что вылилось в плодотворное сотрудничество.

Фабрика идей, где Айв проводит много времени, популярное место в кампании. Ее можно назвать калифорнийским сердцем кампуса Apple. Это не простая студия, где сотрудники катаются на скейтбордах, разбрасывая кругом модели и прототипы, но и рабочее место известного на весь мир дизайнера. Новые и интересные подробности о работе этой сверхсекретной организации можно прочитать в недавно вышедшей книге.

Разногласия

Несмотря на крепкую дружбу и взаимопонимание Джонатан и Стив не всегда находили согласие. В интервью для будущей книги про Джобса Айв поведал о ранее неизвестных подробностях. Оказалось, Стив присваивал изобретения Джонатана, говорил, что придумал их самостоятельно, не упоминая имени Айва. Ему очень не понравилось, что его работу Джобс назвал своей собственной. Джонатан не был жадным или честолюбивым, скорее справедливым.

Перспективы

Джони Айв (Jony Ive), биография которого подтверждает, что он может в будущем занять пост главы отдела CEO Apple, был ближе всех к Стиву. Но для дизайнера на первом месте творчество, а не деньги, его скромный характер совсем не подходит для высокого менеджмента. По сути, Джонатан «несет» компанию на себе. Он разрабатывает прекрасный дизайн для продуктов Apple, стремясь к воплощению совершенства и минимализма, помогает создавать гаджеты, являющиеся настоящими произведениями искусства. Многие склонны считать, что исключительно Джобс вытащил Apple из состояния, близкого к банкротству, но достигнутых высот и успехов не было бы без Джони Айва.

Что будет с Apple без Айва? Сегодня понятно одно: теперь нет Джобса, а власть Айва только возрастает. Теперь он осуществляет промышленный дизайн не только аппаратов, но и интерфейсов, программного обеспечения. Тем не менее внимание обходит Джонатана стороной, исключение составляют видео по поводу запуска новых продуктов.

Заключение

Джонатан Айв, из истории которого известно, что он несколько лет бок о бок работал со Стивом Джобсом, участвовал в создании уникальных продуктов. Этот творческий союз вытащил Apple из ситуации, близкой к банкротству, и превратил в международный бизнес. О Джонатане Айве сегодня можно прочитать две книги, выпущенные в 2006 и 2007 годах. Скромный и не любящий мелькать на публике человек создал высочайшые стандарты стиля, красоты и простоты, вошедшие в жизнь миллионов людей по всему миру.

Наша первая встреча с продуктом, будь то мобильный телефон или планшетное устройство, начинается прежде всего с дизайна. Конечно, нас интересует и функционал устройства, который для многих при выборе становится предопределяющим, но без тени сомнения, первое, на что мы обращаем свое внимание – это внешний вид. Мы совершенно не задумываемся об авторах тех устройств, внешний вид и интерактивный интерфейс которых выражены в поразительном внимании к мелочам. Мы просто понимаем, что устройства должны выглядеть так, а не иначе. И техника Apple преследует идеи именно этой концепции.


Небывалая популярность Apple и ее продукции заключается в философии Джобса – чувства технологии вцелом. При этом компания Apple не только зарабатывает деньги, но и делает устройства максимально простыми и удобными, наполняя их душой и привязывая к ним любовь своих создателей. Все это пробуждает в людях восторженные эмоции уже в момент открытия коробки, что для некоторых превращается в волнующее действо.


Дизайн - это душа продукта, которую можно разглядеть через наружную оболочку. Рукотворного создателя ни что не должно отвлекать от безупречности и сущности предмета, который может быть испорчен плохим исполнением. Признаком выдающегося дизайна Apple является как ни странно незаметность самого дизайна. И у этого непревзойденного и признанного во всем мире дизайна есть вполне конкретный отец, человек, ставший самым титулованным промышленным дизайнером в мире.

Детство и юность дизайнера с большой буквы

Джонни Айв родился 27 февраля 1967 в местечке Чайгфорд, в предместье на северо-востоке Англии. В Англии, традиции дизайна и изготовления продуктов очень глубоки. Неотделимой частью идей и оригинального мышления Айва можно было назвать британскую культуру с ее традиционным дизайном.
Первые годы своей жизни Айв любил наблюдать за рукоделием своего отца. Отец Джонни был был ювелирным мастером и специализировался на работе с серебром искусным мастером, преподавал в колледже. Однажды в качестве подарка на Рождество отец взял Джонни с собой, где тот был предоставлен самому себе и мог мастерить все что угодно. Отец ставил единственное условие – Джонни сперва должен был набросать от руки элементы своей поделки, а далее попытаться вручную собрать головоломку, выбрав подходящие, гармонирующие друг с другом материалы. Айв начал понимать всю прелесть вещей созданных вручную. Он твердо запомнил – к ювелирному делу необходимо подходить с любовью, которая позволяет избавить продукты от небрежности и беспорядка.
Когда Джонни немного повзрослел, семья переехала в Стаффордшир - графство на западе центральной части Англии. Здесь скромный и застенчивый мальчик Айв стал посещать Walton High School Auditorium, школу, где занимался известный английский футболист Дэвид Бекхэм.


В 1985 году Джонни изучал дизайн и искусство в политехническом колледже Ньюкасла, небольшом город в графстве Стаффордшир. В наши дни его называют Northumbria University, куда Джонни и поныне возвращается, чтобы почитать лекции и дать уроки дизайнерского мастерства будущим мастерам пера.


Одним из творений Джонни стала ручка с маленьким шариком наверху, которую было приятно теребить в руках. Детям нравились такие игрушки и у них возникала эмоциональная привязанность к ним. А все свое свободное время они проводили рядом с волшебным инструментом. В искренних и чистых эмоциях детей можно было заметить то, как волшебный инструмент Джонни становился для них источником радости и всеобщего обожания.
Вся квартира Айва была завалена моделями из пенопласта, которые по форме напоминали будущие устройства, благодаря которым Джонни искал путь к гармонии линий и пространств между ними, прокладывая свой путь к совершенному дизайну.
Для защиты диссертации Айв разработал устройство, которое представляло собой микрофон и наушник. Все из чистейшего белого пластика. Оно помогало в общении с детьми с нарушением слуха.
Phone Mic
Помимо этого Айв спроектировал дизайн банкомата (ATM) и форму изогнутого телефона Trimline.


Оба эти проекта были удостоены наград королевского общества покровительства и искусства The Royal Society of Arts. В школе искусства и дизайна Айв постоянно находился вблизи к графическим дизайнерам, модельерам и художникам. Это характеризует творческое время проведения Айв в колледже Northumbria University. Подобная «творческая тусовка» хорошо передавала энергию и жизнь Лондона.
В отличии от многих начинающих дизайнеров и художников, Айв большое значение уделял не только эскизам, но и тому, как будет работать каждый элемент дизайна в отдельности.
В 1989 году Айв поступил на работу в лондонскую дизайнерскую фирму Tangerine Design, где занимался разработками электрических розеток и расчёсок, сантехникой и телевизорами. Фирма Tangerine Design имела консультативный контракт с Apple. И первое знакомство с Mac произошло именно здесь, после того, как Джонни получил ужасный опыт в в использовании PC компьютеров 80-х. Это был очень волнующий момент – вспоминает Джонни. Работа за Mac превращалась для Джонни в настоящее волнующее действо, когда рядом можно было почувствовать дух людей, которые его создавали.
В 1992 Айв переезжает в Сан-Франциско, чтобы стать промышленным дизайнером в Apple Inc. До встречи с Джобсом, который в этой время разрабатывал графические подстанции NeXT Computer для вузов и бизнеса, оставалось четыре года. За год до встречи с Джобсом Айв стал главой дизайнерской студии Apple.
Однако счастье в компании Apple Inc. Джонни так и не нашел. Все за что он брался, оставалось пылиться на полках. Бывший гендиректор Apple Джил Амелио попросту обесценивал дизайн продукта. Никто не подходил к работе с любовью. Под руководством Джила Амелио Айв занимался разработками лотков для принтеров Color StyleWriter 2200.


Айву давали несколько заданий, после зарисовок которых, инженеры старались реализовать замысел по максимально низкой цене. Все желали выжать из проекта максимум прибыли, и это страшно расстраивало Джонни. Ни один из прототипов Айва так и не был выпущен на рынок. Айв серьёзно подумывал об уходе из Apple Inc.

Личная жизнь и личные качества Айва

По словам друзей и знакомых Айв, несмотря на его пост вице-президента по дизайну Apple, является самым скромным и застенчивым человеком в мире.
Айв очень ревностно подходит к тому, чтобы его личная жизнь действительно оставалась личной. Он не любит папарацци и журналистов, и никогда не старается играть на публику.
В настоящее время он живет в небольшом домике в городке Твин Пикс, расположенном в центре Сан-Франциско, премьера драматического телесериала которого собрала у экранов 8,15 миллионов зрителей.


В 1987 году Айв женится на Хизер Пегг. С будущей писательницей и историком Джонни познакомился еще в Англии, учась в средней школе. Результатом их брачного союза стало рождение двух малюток - сыновей-близнецов.
Среди знакомых, за праздничным ужином в кругу сотрудников дизайн-студии Apple, Айв выглядит как скинхед-головорез, но в общении оказывается самым дружественным партнером и вежливым человеком. Айв любит рок-музыку и в свободное от работы время проводит в окружении американской металл-группы «Fear Factory», грандиозный концерт которой можно было лицезреть на WWDC 2013.
Что же касается «железных колесниц» Джонии, в настоящее время ведущий дизайнер Apple наслаждается ездой на своем любимом Bentley Brooklands, на котором и добирается до своей дизайнерской лаборатории, расположенной в кампусе Apple. Нынешнее состояние Джонни оценивается в более 8 млн. фунтов стерлингов, что является результатом его долголетней и творческой работы.
Айв имеет множество наград, скольких нет ни у одного дизайнера в мире. Джонии несколько раз был дизайнером года и в свое время получил звание королевского промышленного дизайнера. Весной 2012 года в букингемском дворце королевой Анной Айву был вручен орден британской империи за заслуги в области промышленного дизайна. Джонни получает звание Рыцаря-Командора Ордена Британской империи (KBE) и имя, которое навсегда останется в истории Apple, сэр Пол Джонатан Айв.
Айв был единственным человеком в Apple, о котором Джобс отзывался не как о своем коллеге, а как о своем близком друге. Это можно было увидеть в 2010 году на Apple WWDC 2010 и презентации iPhone 4, когда Джобс назвал Айва «лучшим другом во всем мире».


С Айвом Джобсу было приятно проводить время за чашкой чая в дизайнерской студии и обсуждать футурстичные разработки будущих продуктов Apple. Жена Стива, Лорен, признавалась, что Айв был частым гостем в доме Джобсов.

На пути к Apple: встреча с Джобсом и первые успехи

Apple купила NeXT(1985), компанию которую основал Стив Джобс после ухода из Apple, 20 декабря 1996 года за $429 млн, вследствие чего большая часть нынешней Mac OS X основана на OpenStep - стандарте прикладного программирования. NeXT разрабатывала и производила графические рабочие подстанции для вузов и бизнеса.


В момент, когда Айв намеревался покинуть Apple, Джила Амелио с поста вице-президента и главы компании Apple сменил Стив Джобс. 16 сентября 1997 Стив Джобс повторно возглавил Apple. Духовный лидер яблочной компании собрал топ-менеджеров, чтобы дать им слова напутствия. Среди присутствующих, разумеется, был подумывающий об уходе дизайнер Джонатан Айв. Непродолжительная встреча со словами Стива – наша задача, не только зарабатывать деньги, но и делать прекрасные продукты – полностью изменили взгляды Айва. Решения Джобса, принятые на этой философии сильно разнились с теми, которые принимали в Apple до этого, и Айв остался. До встречи с Джобсом оставались считанные дни.


Любопытно, что на первых порах Джобс, после второго пришествия в Apple искал дизайнера с мировым именем за пределами кампуса Apple. Он беседовал с Ричердом Сапером, разработавшим дизайн для ThinkPad от IBM и Джорджетто Джуджаро, человеком, которому обязан своим внешним видом Lamborghini Cala, De Tomaso Mangusta и Bizzarrini Manta. Но вскоре Стив решил изучить студию дизайна Apple. В этот момент судьба его сводит с молодым, приветливым и очень голодным до работы Джонни.

На встрече, которая заняла кроткое и непродолжительное время, Айв и Джобс обсудили концепты будущих продуктов, материалы, формы для их изготовления. Айв внезапно осознал, что находится со Стивом на одной параллели и любит Apple.
Вернувшись в Apple, Джобс отказался от многих выпускаемых продуктов и уволил многих сотрудников. Изучив дизайн-студию Apple, Стив решил, что Айву пора переезжать, переезжать в новое здание в кампусе Apple. При этом Стив всячески старался обезопасить группу дизайнеров и даже организовал для них отдельную кухню, что бы они при всех случайно не взболтнули чего лишнего.
Первоначально Айв находился в подчинении у Джона Рубеншейна, которого Джобс привел из NeXT и назначил главной аппаратного обеспечения.


Джона Рубеншейн является создателем операционной системы NeXT для рабочей станции RISC Workstation и участником группы разработчиков цифрового плеера iPod.




Рубинштейн устроился на работу в NeXT в 1990 году, куда его переманил Джобс. Здесь он занимал руководящую должность при разработке рабочей станции NeXT RISC Workstation (NRW), массовое производство которой так никогда и не началось.
В 1996 году Рубенштейн был принят на должность исполнительного вице-президента Apple, где контролировал развитие и вывод на рынок iMac и нескольких поколений систем, включая iMac G4 и G5. В 2005 году Рубенштейн покинул Apple и обосновался в Palm, где занимался смартфонами Palm Pre и операционной системой webOS.
Некоторое время спустя Айв и Джобс, сблизились настолько тесно, что между ними завязалась крепкая дружба. Через некоторое время спустя Стив и Джонни стали так близки друг к другу и работали настолько тесно, что сотрудники Apple воспринимали их как единое целое и дали прозвище дуэту «Джайвс», соединив имя «Джобс» и «Айв» для краткости.
Работа у Джайвсов строилась следующим образом – Айв разрабатывал несколько дизайнерских концептов, а Джобс, опираясь на свою интуицию, отбирал только те, которые ему нравились. При этом Стив никогда не жалел денег на новые разработки. Айв принимал замечания Джобса и продолжал работу над одобренными концептами. В 1997 году Айв становится вице-президентом промышленного дизайна Apple Inc., заменив Роберта Бруннера.


Первым дизайнерским триумфом Джайвсов стал iMac G3 представленный в мае 1998 года. Это был настольный ПК в полупрозрачном пластиковом корпусе с оттенком морской бирюзы(Bondey Blue), что позволяло пользователю прикоснуться к его технической начинке.


В корпусе «все в одном» клавиатура, мышка, iMac G3 были готовы к работе прямо из коробки. Отличительной чертой iMac G3 стала утопленная прозрачная ручка в форме ожерелья. Она как бы позволяла построить дружественные отношения между ЭЛТ компьютером и человеком, когда iMac G3 позволял как бы «потрогать себя».


Джобс и Айв пытались придать ощущение компьютеру, который мог изменять свой цвет, как хамелеон. iMac G3, являющий собой дерзкое заявление был рассчитан на сегмент домашних пользователей. Продукт был разработан при участии дизайнера Дена Костера, правой руки Айва, и Джона Рубенштейна, инженерного руководителя аппаратного обеспечения Apple.
В 2004 году, когда мониторы с плоским экраном стало выгодно производить для массового рынка, Джобс решил, что пора обновить линейку iMac. Айв создал модель, которая по своим дизайнерским характеристикам была слишком традиционна. Внутренности этой модели крепились к задней крышке корпуса экрана. Джобсу такой концепт не понравился, поскольку технические элементы продукта с плоским экраном были сгружены на задней части его стенки. В концепте Айва не хватало той простоты, которая отличала продукты Apple от остальных. Джобсу, которому был присущ двойственный взгляд на мир, был необходим дерзкий продукт, в котором каждый элемент творения Айва позволил бы служить самому себе, а инженерные технологии и утонченный дизайн представляли бы в единое целое.
После того, как Джобс раньше обычно уехал к себе домой, он позвонил Айву и пригласил его к себе на ужин. Когда Джонни приехал, они отправились прогуляться по саду, который разбила жена Джобса, Лорен. Каждый год Лорен сажала какое-нибудь дикорастущее растение. 2012 год стал для Лорен по-настоящему солнечным, когда сад Джобсов изобиловал подсолнухами, где дети Стива разбили уютный и теплый домик.

Дружеская встреча Стива и Джонни проходила в саду Джобсов. Погрузившись в раздумье, Айв и Джобс решили прогуляться по солнечному саду. Во время прогулки по солнечной аллее, Айву внезапно пришла в голову идея создания устройтсва по форме напоминающий подсолнух, основные элементы которого были бы у подножия его корней. Вдохновленный своей идеей, Айв тут же бросился делать зарисовки концепта будущего продукта.






В новом варианте iMac G3 дисплей крепился к хромированной подвижной ножке. Apple потратила месяцы на разработку соединительного шарнира базы и экранного блока, который обеспечивал правильную балансировку и удерживал экран в нужном положении. В итоге творение Джони стало похоже на забавную прыгающую лампу Luxo из ролика компании Pixar. Дерзкие идеи как воздух были необходимы компании Apple, чтобы выжить в безумном мире, выбравшим Windows. И, очевидно, что в новом творении Джайвсов было нечто больше чем, просто кусок пластмассы PC.


iMac G3 можно было назвать спорным и футуристичным решением. Но тот факт, что оно подогрело информационное поле и получило ошеломительный интерес на массовом потребительском рынке, вряд ли кого подставит под сомнение.


Айв и Джобс пытались создавать продукты цельными и едиными, изысканными и гармоничными, которые бы поражали своим внешним видом с первого взгляда. После оглушительного успеха iMac G3 и появлении Джобса на обложке журнала Times, на рынок вышли ноутбук iBook в форме морской мандариновой раковины, моноблок PowerMac G3 внешне походивший на кубик льда и PowerBook G3 – ноутбук с полупрозначной клавиатурой по форме напоминающий черную морскую раковину. Всего вышло две модели Powerbook G3, одна из которой, Powerbook G3 bronze keyboard, с бронзовой клавиатурой получила название Lombard.







Процесс разработки дизайна должен быть тесно взаимосвязан с работой инженеров. Именно таким образом Джобс организовал свою компанию, целью которой стало создание цельных и безукоризненных продуктов.

Заключение

От дизайна зависит наше первое впечатление о продукте. Если устройство с интерактивным дизайном нам приглянулось, то, скорее всего мы сможем закрыть глаза на некоторые спорные или несущественные недостатки в функционале, и приобретем стильную новинку. Восторженные эмоции покупателей продукции Apple мы можем наблюдать в момент покупки коробки с устройством и после его открытия.




В момент запуска новых устройств компании, палаточные городки во Франции и Лондоне, где ночуют люди и согреваются теплым чаем с пиццей, простираются на несколько десятки миль.




Джонни Айв определил облик будущих футуристичных продуктов Apple: iMac G4 Cube, PowerMac G3, алюминиевых PowerBook G4, PowerBook G5, MacBook Air, MacBook Pro, iPod, iPhone и iPad.

Джонни Айв – культовая фигура в мире промышленного дизайна. Айв занимает ведущее место в мировой IT-индустрии и известен своими нестандартными подходами к промышленному дизайну. В настоящее время Айв является вице-президентом по дизайну компании Apple и отвечает за разработку дизайна iOS, интерфейс с эффектом parallax и полупрозрачными меню которой были представлены 9 сентября 2013 года.

Айв был правой рукой легендарного Стива Джобса и после его кончины остается одним из самых преданных его друзей в компании Apple. Заниматься дизайном iOS Джонни Айв начал осенью 2012 года после ухода из Apple Скотта Форстолла, который не единожды был запечатлен на клубных вечеринках с титулованным американским рэпером 50 cent.