Другое

Хватит кошмарить бизнес кто сказал. Бизнес продолжат кошмарить: новый указ Президента обязывает Минфин ужесточать налоговое администрирование

1 января начали действовать «надзорные каникулы», предложенные Владимиром Путиным Федеральному собранию в качестве помощи малому бизнесу, замордованному в России избыточным, удушающим контролем с бесконечными проверками. Предприятия с выручкой меньше 800 млн рублей в год и штатом до 100 человек освободили от большинства плановых проверок на три года. Однако уже очевидно, что мораторий не только не решит проблем предпринимателей, но ещё больше осложнит их жизнь.

Эксперты отмечают: вся проблема в том, что государственная махина набрала обороты и уже не может притормозить. Фактически изменение произошло лишь одно: плановые проверки стали внеплановыми, то есть ещё менее управляемыми государством. По выражению президента «Опоры России» Александра Калинина, с этого года они растут «в арифметической прогрессии».

Разгон этой напасти происходил весь прошлый год, о чём свидетельствуют данные Генпрокуратуры и Минэкономразвития. Цифры этих ведомств немного разнятся, но направление движения, его суть характеризуют одинаково, и это – курс на дальнейшее удушение. По данным Генпрокуратуры, 66% проверок бизнеса в 2015 году носили внеплановый характер. По данным Минэкономразвития, их доля в тотальном контроле – 59%. Ведомство представило статистику. В 2013 году на внеплановые приходилось 49% от всех проверок, в 2014 году их доля подскочила до 56%, а в 2015-м достигла 59%. За год на 824 тыс. плановых проверок пришлось 1 млн 180 тыс. внеплановых. И это без учёта проверок на муниципальном уровне, данных по которым у Минэкономразвития пока нет.

Само отсутствие таких данных – очевидный повод для проверки, хоть плановой, хоть неплановой, ведь странно в эпоху компьютеров и Интернета месяцами формировать базы данных. И эту, похоже, никем не контролируемую медлительность можно объяснить целым спектром причин вплоть до манипуляций. Но какой интерес может быть в контроле работы государственных органов? Никакого. В отличие от проверок бизнеса. «Там, где мы их (проверки. – Ред.) сокращаем по планам, они тут же вырастают вне плана», – объяснил ситуацию замминистра экономического развития Олег Фомичёв. Он сообщил, что Минэкономразвития включило в антикризисный план пункт о снижении числа внеплановых проверок малого и среднего бизнеса в 2017 году на 30%. 1 марта правительство утвердило план, но без этого пункта. Куда он подевался, никто не знает.

Вред таких проверок для бизнеса очевиден: нервотрёпка, сбой текущей деятельности вплоть до полной остановки работы, репутационные и, конечно, денежные издержки. Интересный факт от Генпрокуратуры: примерно 8–10% фирм за год проверили 5 и более раз. Вред огромный, а пользы мало. Впрочем, для кого как, выгодоприобретатели есть: 6–8% от всех проверок инициируются в целях конкурентной борьбы и даже отъёма бизнеса.

Кем инициируется? Генпрокуратура знает и это: одним из нарушений она называет необоснованные проверки по анонимным обращениям. То есть проверяльщики за государственный счёт выполняют попутную задачу уничтожения или отъёма бизнеса в чьих-то корыстных интересах. Тупо выполняют роль инструмента и сами этого не осознают?

Казалось бы, анонимка должна рассматриваться как повод к принятию мер в самую последнюю очередь. Однако выясняется: исключение анонимных обращений в качестве основания для проведения внеплановых проверок потребует внесения изменений в законодательство. К радости бизнесменов, они уже готовятся. В правительстве тоже кипит работа над решением проблемы обязательной идентификации личности заявителя о нарушении для проверки этого нарушения. Может быть, в итоге анонимщики наконец будут обузданы. А может, и нет.

Александр Калинин, президент «Опоры России»:

– Теоретически сейчас тебе могут выписать штраф, а могут предписание. Но если контролёр вышел на проверку и вернулся без штрафа, то начальник тут же его вызовет и обвинит в коррупции. Все говорят: я лучше штраф выпишу и буду жить спокойно.

Мы предлагаем ограничить первую проверку предписанием. Это сразу снимет напряжённость в сфере контроля и надзора. Все будут понимать, что контролёры – не карательные экспедиции по сбору податей, а в каком-то смысле консультанты.

Власти надеются увеличить численность малых предпринимателей в стране. Фото РИА Новости

На сегодняшний день на малый бизнес приходится около 20% ВВП страны, в то время как их вклад в развитые экономики может превышать 50%. Об этом вчера в ходе заседания Госсовета напомнил президент РФ Владимир Путин. Их численность можно увеличить - если оградить бизнес от взяток и перестать его «кошмарить» – считает он. Бизнесмены же призывают власти внести стабильность и ясность в налоговую систему страны.

В сфере малого бизнеса в РФ занято около 18 млн человек. «Этот сегмент у нас в стране представлен прежде всего индивидуальными предпринимателями (ИП) и микропредприятиями, а его вклад в ВВП страны не превышает 21%» – рассказал вчера Владимир Путин на Госсовете.

В то же время в развитых странах этот показатель составляет 50% и более. «Доля малого и среднего бизнеса в общем обороте продукции и услуг – 25%, крайне мал и показатель инвестиций в основной капитал: всего 6% от их объема по стране в целом», – продолжил Владимир Путин.

По словам главы государства, сегодня все меньше число желающих заниматься частным бизнесом в стране. «Мы видим, что люди не спешат браться за создание своего бизнеса. Так, сейчас лишь около 6% граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела. Молодежь же сейчас предпочитает госслужбу, работу в органах местной власти или в крупных компаниях с госучастием», – отметил Путин.

В качестве другой негативной тенденции глава государства назвал отток работников из малых и средних предприятий. Бизнес все охотнее уходит в тень, подтвердила вчера вице-премьер Ольга Голодец. «В первые месяцы этого года мы видим, что у нас начал расти теневой сектор. Это связано с кризисными явлениями», – подчеркнула она.

Чтобы предотвратить сокращение легальной предпринимательской активности, президент предложил оградить бизнес от взяток и «крышевания». «Государство должно создать равные условия для всех предпринимателей, а также стабильные законы, чтобы никто не пытался «крышевать» малый и средний бизнес и не вымогал взятки», – цитирует его Интерфакс.

Между тем еще недавно президент говорил, что именно бизнес является инициатором распространения коррупции в России. Так, в ответ на критическое письмо рок-музыканта Андрея Макаревича, посвященное коррупционному давлению на бизнес, Путин рекомендовал Макаревичу написать второе письмо самим предпринимателям, поскольку «в значительной степени и с их подачи происходит провоцирование ситуаций подобного рода» (см. ).

Вчера же глава государства советовал властям создать «некоррупционные, прозрачные механизмы взаимодействия с бизнесом». «Не нужно создавать структур, которые работали бы с бизнесом, вымогая что-то или ставя кого-то в сложное положение. Нужны прозрачные механизмы работы с бизнесом, понятные для всех и контролируемые обществом», – пояснил он. В результате, указывает Владимир Путин, это приведет к росту доли малого и среднего бизнеса в экономике РФ.

Днем ранее ТАСС со ссылкой на заявления гендиректора Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина сообщил о возможности создания в стране некоего нового органа, чуть ли не нового частно-государственного «министерства малого бизнеса». «Это будет некое открытое акционерное общество, в которое войдет Агентство кредитных гарантий и МСП-банк», – пояснял Никитин. По его словам, эта идея позволит сфокусировать инструменты поддержки малого бизнеса в рамках «единого окна».

В рамках стимулирующих мер на прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому российские регионы получат около 17 млрд руб. на поддержку малого и среднего предпринимательства. «Это будет способствовать увеличению капитализации госпрограмм субъектов Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства, что позволит расширить круг субъектов малого и среднего бизнеса, которым будет оказана финансовая поддержка», – говорилось в пояснении к документу.

Однако несмотря на действия властей по поддержке предпринимательства в России, численность малых и средних предприятий, а также численность ИП так и не вернулась к докризисным показателям 2008 года.

Пока же многие из государственных мер поддержки вызывают скепсис у бизнес-сообщества. Так, неоднозначно оценивает предпринимательское сообщество другое недавнее решение правительства, принятое в рамках антикризисных мер – а именно одобренный правительством законопроект о налоговых льготах для малого бизнеса, дающий регионам право по своему усмотрению освобождать от налогов отдельные предприятия и виды бизнеса. По мнению экспертов, государственные решения для предпринимателей порой оказываются страшнее самого кризиса. «Влияние кризиса на предпринимательскую активность в России минимально. Самое сильное влияние на развитие бизнеса в нашей стране оказывает налоговая политика. И влияние это – мгновенно», – уверяли специалисты.

«Для малого бизнеса критичным является увеличение налоговой нагрузки в силу невысокой, как правило, доходности бизнеса. На усиление фискального прессинга малый бизнес реагирует не только ликвидацией, но и уходом в тень», – поясняла управляющий партнер «ФинЭкспертизы» Нина Козлова (см. ).

И бизнес, естественно, возражает против увеличения налогов. В понедельник организация по поддержке малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» начала сбор подписей на введение моратория на вступающий в силу с 1 июля Закон «О торговом сборе». «Сейчас неподходящая ситуация для введения торгового сбора: покупательская способность горожан снизилась. Введение нового налога ухудшит и без того тяжелое положение предпринимателей, спровоцирует рост цен и будет способствовать увеличению безработицы», – считает руководитель московского отделения «ОПОРЫ России» Александр Жарков. По его словам, под действие торгового сбора в Москве подпадет около 130 тыс. ИП и предприятий малого и среднего бизнеса. В результате, по оценкам организации, после введения сбора около 15 тыс. ИП прекратят свое существование, а без работы останется более 90 тыс. человек.

Впрочем, говорить об отсутсвии господдержки бизнеса тоже нельзя. «Эта поддержка выражается в виде различных программ по льготному кредитованию предпринимательства, в виде субсидий на создание рабочих мест, льготной аренды недвижимости», – напоминает управляющий партнер компании SRG Федор Спиридонов.

В идеале, считают эксперты, бизнес не должен требовать значительной поддержки. Достаточно, чтобы не было дополнительных искусственных преград. «Малый бизнес, в частности, по-прежнему страдает от излишних проверок надзорных органов», – поясняет вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин.

Бизнес-сообществу нужно немного: налоговое послабление, решение инфраструктурных вопросов, а также доступность банковских кредитов, уточняет член президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов. «Бизнес ждет от государства прозрачных, а главное стабильных правил игры. В условиях же постоянно меняющихся размеров налогов и ставок по кредитам сложно как удерживать бизнес на должном уровне рентабельности, так и развивать его», – резюмирует Спиридонов.


Добрый день, коллеги, добрый день, дорогие мои. Вчера, когда я готовился к съемкам, я, хотите – верьте, хотите – нет, я сидел с утра, закончил где-то в 9.30 вечера, подбирал нормативно-правовую базу и т.д. И у меня в голове всё время мысль сидела: найти что-нибудь из нормативно-правовых актов, воодушевляющее для бизнесменов, что-нибудь такое, знаете, из серии: «принят федеральный закон, в соответствии с которым больше не будет приниматься никаких федеральных законов, мир бизнеса перестанут кошмарить» и прочее, прочее, прочее. Я почти ничего подобного не нашел.

Но зато я нашел другое. Что я нашел? Вот у меня в руках «замечательная» бумага. Заголовок: Минфин готовит беспрецедентное ужесточение налогового администрирования. То ли Минфин не слушает выступления президента… Президент же сказал по-русски всем: ослабить давление на бизнес, перестать его кошмарить. Но, по всей видимости, Минфин не подчиняется президенту. Или всё-таки подчиняется? Отвечаю, дамы и господа: подчиняется. Потому что Минфин готовит беспрецедентное ужесточение налогового администрирования на основании Указа президента, подписанного им 14 января 2016 года. Просто не нужно путать то, что президент говорит народу в телевизоре с тем, что он потом подписывает. Это разные немножко вещи.

Итак, в соответствии с Указом президента от 14 января 2016 года подготовлен план по передаче Федеральной налоговой службе России полномочий Федеральной таможенной службы. Налоговикам также будут переданы полномочия Росалкогольрегулирования, а также будут переданы полномочия чего-то там еще в части, касающейся администрирования платежей под руководством Минфина. Как следует из этих документов, Минфин намерен собирать доходы максимально жёстко. Так, гражданам должникам по платежам в бюджет (неоплаченные штрафы, пени и т.д.) предлагается запретить пользоваться госуслугами. Штрафы для неплательщиков предлагается принудительно взыскивать через вычет из заработных плат. При этом обсуждается возможность заменять штрафы за неуплату в бюджет на обязательные принудительные работы, административный арест или дисквалификацию.

Итак, ребята, давайте я вам чуть- чуть это разжую, потому что я сам лично с этим уже столкнулся. Мы уже услышали, что налоговикам теперь переподчинят таможню, Росалкогольрегулирование, еще что-то там. Будет создана единая система. Будет единая объединенная налоговая декларация по НДС с таможенной декларацией. А теперь переведу в части касающейся физических лиц. Середина ноября прошлого года. Сижу в офисе, и что-то меня торкнуло, я звоню жене, говорю: Слушай, Тань, а мы заплатили имущественные налоги? Она говорит: да нет, ждем из налоговой инспекции бумагу, пришлю бумагу, и мы сразу заплатим. Я говорю: Подожди. Какая бумага? Срок — первое ноября, мы должны были заплатить. Я тебя уверяю, нас давно там оштрафовали и уже пени начислили. Что ждать-то? Зайди на сайт Госуслуг, зарегистрируйся, быстренько посмотри. Что вы думаете? Проходит 15 минут, она удивлено мне говорит: так и есть. То есть, коллеги, нам ничего не прислали. Но при этом нас тут же оштрафовали за то, что мы не заплатили. А теперь внимание. Я после этого проверил у своих сотрудников, присылали ли им такие бумаги. Я не нашел ни одного сотрудника, в Московской области, которому приходили эти квитанции, но при этом каждого успели оштрафовать.

И к чему мы в результате приходим? Налоговики не выполняют свою обязанность – ничего тебе не высылают. У тебя, у гражданина, появляется задолженность по неоплаченным имущественным налогам и тебе тут же запрещают пользоваться госуслугами, и тут же у тебя эти деньги могут забрать из твоей зарплаты и при этом еще обязательные принудительные работы, административный арест или дисквалификация. Какая прелесть, просто потрясающе!

Что же предлагает наш Минфин на основе Указа Владимира Путина от 14 января 2016 года в отношении юридических лиц? В отношении компаний оперативные меры предусматривают запрет на участие в госконтрактах при наличии не только задолженности по налогам. Но и по таможенным платежам. Саму систему проверок предлагается максимально расширить. Прежде всего, в части, которая касается внешнеэкономической деятельности. Так, предлагается наделить таможенные органы правом при проведении таможенной проверки запрашивать у банков документы и сведения, касающиеся не только деятельности непосредственно поверяемых организаций, но и связанных с ними лиц и компаний. Банки же теперь могут получить право на отказ в валютной операции и на расторжение договоров банковского счета в случае совершения клиентом незаконных валютных операций. Другой блок подготовленного плана напрямую направлен на борьбу с «серыми» и импортными схемами. Да правильно всё, нормально, я не против. Так, предлагается установить обязанность налогоплательщика по отражению наименований (внимание) импортера и количество иностранных товаров в привязке к номеру таможенной декларации. Соответственно, схемочка, когда кто-то из вас закупал у «серенькой» компании импортный товар, как будто это товар российский, уходит в прошлое. Имейте это в виду. По замыслу разработчиков предложения такая информация должна будет отражаться в декларации по НДС. Это к вопросу об окончательном удушении обнальных схем, господа бизнесмены, я об этом талдычу уже 2 года. Соответствующие изменения могут быть внесены в налоговый кодекс уже летом этого года.