Открытие бизнеса

Пути решения проблем государственного муниципального управления. Проблемы и перспективы муниципального управления в современной россии

1. Оценка регулирующего воздействия.

2. Государственное стратегическое управление.

3. Системная модернизация российской политической системы.

4. Программно-целевые методы управления в системе государственного регулирования экономики.

5. Механизм противодействия коррупции: теория и методология.

6. Современные методы противодействия коррупции в России.

7. Противодействие коррупции в органах государственной власти в современной России: политический аспект.

8. Инструменты противодействия коррупции в системе государственного управления.

9. Антикоррупционная экспертиза как инструмент противодействия коррупции.

10. Противодействие коррупции: опыт зарубежных государств.

11. Теоретические и методологические аспекты исследования и управления изменениями в системе государственного (муниципального) управления.

12. Управление проектами изменений в государственных (муниципальных) учреждениях.

13. Управление изменениями в государственных (муниципальных) учреждениях: мониторинг и контроль.

14. Административная реформа в системе государственного (муниципального) управления.

15. Совершенствование экономических и организационных методов управления земельными ресурсами крупного города в рыночных условиях.

16. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью.

17. Эффективное управление объектами недвижимости бюджетных организаций местного самоуправления.

18. Управление федеральной собственностью: теория, методология и практика.

19. Правовое обеспечение управления государственной и муниципальной собственностью.

20. Внешние факторы развития городских округов региона в условиях реформирования местного самоуправления.

21. Управление социально-экономическими процессами развития города (муниципального района, субъекта РФ).

22. Повышение инвестиционной привлекательности как приоритетное направление социально-экономической политики города (муниципального образования).

23. Методологический подход к разработке концепций территориального социально экономического развития.

24. Технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования.

25. Трансформация и регулирование социально-экономического развития моноотраслевого города.

26. Оценка стратегических планов социально-экономического развития российских городов.

27. Инновационные механизмы стратегического управления развитием социально-экономических систем.

28. Маркетинговые стратегии российских городов.

29. Оптимизация представления муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.

30. Оценка удовлетворенности населения качеством услуг на муниципальном уровне.

31. Оценка полной стоимости государственных и муниципальных услуг.

32. Разработка стандартов государственных и муниципальных услуг.

33. Управление реализацией социально-экономических целевых программ.

34. Социальное измерение экономических процессов муниципального образования.

35. Государственное - частное партнерство.

36. Эффективность социального управления в регионе.

37. Социальное развитие детей в ДОУ.

38. Проблемы реформирования ЖКХ (здравоохранения) и т.д.

39. Социальный капитал и социальное расслоение в современной России.

40. Связи с общественностью в социальной сфере.

41. Управление социальным развитием организации.

42. Реформирование системы образования (здравоохранительной системы) и т.д.

43. Кадровая политика современного российского государства: сущность, принципы, функции, особенности реализации.

44. Кадровая политика и механизмы ее реализации в организациях с государственной формой собственности.

45. Этно-национальный аспект государственной кадровой политики.

46. Кадровая политика государства и проблемы профессионального образования.

47. Мотивация профессионального развития кадрового потенциала государственного управления.

48. Правовое регулирование служебно-кадровых отношений в органах исполнительной (законодательной, судебной) власти.

49. Государственная кадровая политика в сфере государственной службы: сущность, принципы, проблемы реализации.

50. Прохождение гражданской службы: понятие, условия, процедуры.

51. Прохождение муниципальной службы: понятие, условия, процедуры.

52. Работник дипломатической службы: правовой статус и полномочия.

53. Административно-правовые основы организации и проведения аттестации государственных гражданских служащих службы.

54. Служебная дисциплина государственных гражданских служащих и пути ее укрепления.

55. Гражданский служащий и его социально-правовой статус.

56. Муниципальный служащий, его права, обязанности и ответственность.

57. Система правовых гарантий социальной и экономической защищенности гражданского служащего.

58. Профессиональная культура современного государственного служащего: понятие, структура, пути формирования.

59. Антикоррупционная политика российского государства, особенности ее реализации в условиях современной России.

60. Коррупция: социальная сущность и социальные последствия.

61. Основные направления антикоррупционного оздоровления государственной службы.

62. Управление персоналом в системе государственной службы.

63. Кадровый потенциал дипломатической службы Российской Федерации: структура, качественные характеристики, пути совершенствования.

64. Модернизация системы профессиональной подготовки кадров как фактор повышения качества дипломатической службы.

65. Управление персоналом в системе муниципальной службы.

66. Организационно-административный механизм государственного управления: модели и методы.

67. Организационный механизм местного управления.

68. Политический механизм государственного управления.

69. Взаимосвязь политического и административного уровней организации государственной власти.

70. Система методов государственного административного управления.

71. Менеджеризация в осуществлении функций государственного управления.

72. Организационные методы в административном управлении.

73. Административные методы в государственном (местном) управлении.

74. Программно-целевой подход в государственном (региональном, местном) управлении.

75. Теории государственного управления и их современное применение.

76. Механизмы современного государственного управления.

77. Совершенствование механизмов государственного регулирования экономики.

78. Управление проектами изменений в государственных (муниципальных) учреждениях.

79. Управление изменениями в государственных (муниципальных) учреждениях: мониторинг и контроль.

80. Проблемы и сложности при проведении изменений в государственных (муниципальных) учреждениях.


Похожая информация.


Студент гр. ГМУ-401

Климентова Т.М.

Проблемы и перспективы государственного и муниципального управления

В настоящее время актуальными проблемами государственного и муниципального управления являются: реформирование органов власти, реализация целевых государственных программ, управления государственной и муниципальной собственностью, особенности региональной и муниципальной политики в современной России.

Федеральная целевая программа «Электронная Россия» предполагает реализацию такой задачи как «Модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения ИТ», подразумевает создание систем электронного документооборота, упрощающих решение многих задач - это и сокращение сроков обработки различных документов, и расширение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, и повышение качества принимаемых управленческих решений. Однако применение электронных документов сегодня порождает многочисленные вопросы, от решения которых будет зависеть эффективность электронных коммуникаций в государственном секторе в будущем.

Решая проблемы защиты информации, большинство государственных организаций сталкивается с острым дефицитом специалистов в этой области. Особенно остро этот вопрос стоит в малых субъектах федерации, где отсутствуют научно-промышленные центры. Поскольку повышение квалификации специалиста в Москве или других крупных городах России стоит немалых денег, встает вопрос о целесообразности формирования государственной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по информационной безопасности для бюджетных организаций.

Кроме того, большое значение имеет уровень информационной подготовки государственных служащих. Представляется необходимым уже сейчас приступить к перестройке системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, которая бы работала с некоторым опережением.

Эффективное внедрение современных информационных технологий в органах власти и управления, создание единого информационного пространства, как для отдельного региона, так и для всей страны в целом не может не предполагать единого стандарта программного обеспечения, надежной защиты информации, решения правовых, организационных и многих других вопросов. Совершенно очевидно, что для этого необходим централизованный подход, который может быть реализован только в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Одной из важнейших задач современной России является формирование кадрового состава исполнительной власти регионов в связи с назначением нового губернатора. Эффективное решение этой задачи сопряжено с тремя относительно самостоятельными технологиями работы с персоналом: отбор персонала, оценка персонала и управление карьерой персонала.

Отбор - система мероприятий, обеспечивающих формирование такого состава государственных служащих, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам государственной службы. В самом общем виде отбор персонала это идентификация, сопоставление, соотнесение наиболее общих требований, присущих должности с характеристиками конкретного будущего чиновника.

Отбор целесообразно рассматривать как многократное действо, в котором человек должен участвовать на протяжении всего периода своей активной профессиональной деятельности. Следует различать отбор при поступлении на государственную службу (внешний - за счет притока лиц извне) и отбор, многократно проводимый в период нахождения на службе (внутренний - за счет собственных работников).

Отбор на государственную службу основывается, прежде всего, на важнейших конституционных требованиях, определяющих основы правового статуса личности в обществе. Основные критерии отбора на государственную службу имеют наиболее общий характер и представлены в Федеральном законе “Об основах государственной службы в Российской Федерации”. К базовым принципам отбора граждан на государственную службу можно отнести:

Принцип гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств;

Принцип запрещения любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

Принцип равных прав и свобод и равных возможностей их реализации для мужчины и женщины;

Принцип права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

Принцип равного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, и профессии;

Принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе.

У руководителей субъектов Федерации можно наблюдать различные подходы к отбору на государственную службу и отбору при прохождении государственной службы. Здесь многое зависит не только от законодательной базы, касающейся управления кадровым потенциалом, но и от способности кадровых служб добиться ее выполнения.

Важнейшей проблемой государственного и муниципального управления является профессиональной подготовка управленческих кадров. Для решения этой проблемы предлагается следующее:

Внедрить в образовательную практику деятельности вузов стажировки преподавателей в органах государственного и муниципального управления;

Шире использовать стажировку как вид дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих;

Дифференцировать образовательные программы дополнительного профессионального образования по категориям и группам государственных и муниципальных служащих;

Повысить практикоориентированный характер профессиональной подготовки.

Государство как система управления обществом сохранится еще не один век и, следовательно, сохранится и система государственной службы.

В качестве перспектив развития государственной и муниципальной службы в России видится следующее:

1) Развитие сети высших учебных заведений, готовящих кадры для работы на должностях государственной и муниципальной службы. Будущие специалисты должны получать широкие знания в области права, экономики, финансов, маркетинга.

2) Реструктуризация аппаратов органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленная на интенсификацию труда путем своевременного и полного информационного обеспечения, современного технического оснащения, материальной заинтересованности служащего.

3) Более совершенная правовая база государственной и муниципальной службы с полным регламентированием прав и обязанностей служащих, их социальных гарантий, закреплением ответственности служащего за нарушение обязанностей и ограничений, с установлением порядка принятия специалиста на государственную (муниципальную) службу в соответствии с принципом равного доступа граждан РФ к государственной (муниципальной) службе.

Государственная и муниципальная служба станет носителем и образцом цивилизованных отношений найма и труда. Страна приблизится к состоянию, когда работа государственного и муниципального аппарата не будет зависеть от того, кто находится у власти, важна будет работа четко отлаженного механизма, который обеспечивал бы стабильность. Этого можно будет достигнуть при условии: глобальной перестройки системы управления государственной и муниципальной службы; разработки государственной кадровой политики направленной на воспитание чиновников, основной функцией которых является строгое соблюдение действующего законодательства; отработки системы стимулирования карьерного роста чиновников; постоянного совершенствования и повышения уровня и качества образования; предъявления высоких требований к формулировке и исполнению конкретных функций государственных и муниципальных служащих.

Список использованных источников

    Конституция Российской Федерации

    Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"

    Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"

    Барсукова, Л.Я. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования// Вопросы государственного и муниципального управления, №4, 2009

    Бумажная Россия// «Инфо-Бизнес», № 40 (183)

    http://www.kzn.ru/printready/2824/

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

    Центр дистанционного образования

    Контрольная работа

    по дисциплине: Введение в специальность

    по теме: _Актуальность государственного и муниципального управления в современных условиях _

    Исполнитель: студент(ка)

    Направление: Государственное и муниципальное управление. ___

    Профиль: Региональное и муниципальное управление

    Группа: ГМУ-14 ТВ

    Ф.И.О: Оюн Милана Маадыр-ооловна

    Екатеринбург 2014

    Введение ………………………………………………………………….3

    ……..…..5

    1.1 Понятие государственного управления……………………...……….5

    1.2 Понятие муниципального управления………………………………..8

    2. Функции и направления государственного и муниципального управления…………………………………………………………………...…12

    2.1 Развитие системы функций государственного управления в современных условиях…………………………………………………….…….12

    2.2. Основные направления современного государственного и муниципального управления……………………………………………………17

    Заключение………………………………………………………………19

    Список использованной литературы…………………………………20

    Введение

    Эффективность системы государственного и муниципального управления в современных условиях зависит от грамотной организации взаимодействия всех ее элементов.

    Государственное управление страной осуществляется с помощью организации государственных органов, аппарата государственных учреждений (военные, судебные, полицейские, административные). Каждое учреждение обеспечивает выполнение основных и неосновных функций государства (поддержание порядка, защита отечества и охрана его границ, а также финансовая, хозяйственная и религиозно-воспитательная). В государственном учреждении имеется организованная государством группа лиц, государственных служащих, которые выполняют государственные задачи.

    Государственная служба сформировалась и результате реформ Петра I. Ученые XIX в. определяли государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной государственной задачи» (Н. М. Коркунов) 2 . Данное определение признано правомерным и на исходе XX — в начале XXI в.

    Государственные учреждения и органы во все периоды их развития можно подразделить на три основные группы, соответствующие их месту в системе государственного аппарата: высшие (которые подчинены непосредственно носителю верховной власти — великому князю, царю, императору) или являющиеся, как правило, органами законодательства, верховного управления, надзора и суда (Боярская дума, Сенат, Государственный совет, Комитет и Совет Министров и т. д.); центральные — отраслевые и многоотраслевые органы (учреждения) управления (приказы, коллегии, министерства), исполняющие законы, а также распоряжения носителей верховной власти и высших органов (учреждений); региональные и местные органы власти и управления (губернские, уездные, городские и т. д.), территориальные, в отдельных случаях «всероссийские», но связанные «особенным» территориальным делением отдельных национальных окраин.

    Актуальность: обеспечивается тем, что современный этап развития России характеризуется повышенным вниманием к проблеме актуальности государственного и муниципального управления.

    Цель: - раскрытие основных аспектов государственного и муниципального управления.

    Объект: понятие, государственное и муниципальное управление.

    Предмет: актуальность функций государственного и муниципального управления в современных условиях.

    Задачи:

    1. Дать понятие государственному и муниципальному управлению.
    2. Охарактеризовать основные функции государственного управления.
    3. Проанализировать основные направления совершенствования современного государственного и муниципального управления.

    Источники: нормативно-правовые акты РФ, научно-популярную и специальную литературу, ряд монографий и публикаций.

    1.Понятие государственного и муниципального управления

    1.1 Понятие государственного управления

    Управление – функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

    Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

    Государственное управление – это вид социального управления, следовательно, оно обладает всеми чертами, присущими управлению вообще, и управлению в социальных системах.

    Цель государственного управления – это упорядочение объекта управления (объект управления – общество, или социум). Упорядочение достигается с помощью двух основных механизмов: а) сознательного управления (волевого воздействия, осуществляемого субъектами общественной жизни, обладающими волей и сознанием, ставящими осознанные цели и стремящимся к их достижению); б) стихийного регулирования (когда действуют естественные регуляторы общественных процессов). Эти механизмы сочетаются, дополняя друг друга.

    Технология управления – стадии управленческого цикла:

    Сбор и обработка информации;

    Принятие управленческого решения;

    Реализация решения;

    Контроль.

    Сознательное управление называется социальным управлением.

    Общественное управление – управление в негосударственных, общественных организациях.

    Самоуправление – термин применяется для обозначения процессов внутреннего управления, а также для того, чтобы сделать акцент на самостоятельности той или иной системы относительно внешних сил. Например, управление общественными делами, осуществляемое гражданами и их объединениями – местное самоуправление, общественное, территориальное, студенческое и т.д.

    Государственное управление понимается в широком смысле и узком смысле.

    В широком смысле – это управление всеми делами государства, осуществляется всеми органами государства.

    Администрирование – управленческая деятельность в организациях с акцентом на управлении людьми (персоналом).

    В науке административного права государственное управление – понятие неоднозначное.

    Конституции 1936 г., 1977 г. употребляли термин «государственное управление» в широком и в узком смысле. Основные органы государства – Советы народных депутатов и их исполкомы обозначались как органы власти и управления. Государственное управление в широком смысле осуществлялось всеми органами государства в присущих им формах и специфическими методами деятельности, государственное управление в узком смысле – исполкомами, которые и назывались органами государственного управления.

    Современное понимание: Конституция РФ 1993 г. не использует термин «государственное управление». В законодательстве после 1993 г. термин «органы государственного управления» был заменен на термин «органы исполнительной власти». Это породило дискуссии о соотношении понятий «исполнительная власть» и «государственное управление». В классических учебниках обсуждался вопрос о том, является ли замена понятия государственного управления на понятие исполнительной власти просто терминологической заменой, или это принципиально новое явление.

    Итог дискуссии: к онституционный принцип разделения властей предполагает не только терминологическую замену, но и сущностное реформирование.

    Авторы учебника (Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.) акцентируют внимание на том, что исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление – категория организационно-правовая. Более того, государственное управление – понятие более широкое, чем понятие «исполнительная власть», в него входит деятельность и других субъектов, осуществляющих государственное управление (иные органы государства, администрация государственных организаций).

    Ю.А. Тихомиров также акцентирует внимание на том, что понятие государственного управления шире, чем деятельность исполнительной власти. Кроме управления автор добавляет новые понятия: публичный интерес, регулирование, участие и защита.

    Зарубежная наука административного права определяет и исполнительную власть, и ее деятельность одним термином – «администрация».

    Д.Н. Бахрах (Екатеринбург) применяет такой же термин – «публичная администрация».

    В науке немецкого административного права определение дается двумя путями: негативным и позитивным. Негативное определение дается методом исключения. Государственное управление – это все, что не является законотворческой и судебной деятельностью, политикой, управлением частными предприятиями. Это классический подход, таким же он был и в дореволюционной России.

    Французская наука административного права утверждает, что цели администрации вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами. Однако сама администрация должна оставаться аполитичной, для чего существует ее функциональная независимость и юридические гарантии стабильности личного состава.

    Дореволюционное административное право России определяло государственное управление так: «В область государственного управления входит обеспечение безопасности, охранение народного здравия, попечение о народном образовании, разнообразные формы вмешательства в экономическую жизнь и т.д.». Задачи государственного управления настолько широки и всеобъемлющи, что индивиду буквально на каждом шагу приходится вступать в те или иные отношения с должностными лицами, призванными к осуществлению этих задач (Елистратов А.И. Основные начала административного права).

    Таким образом, г осударственное управление – организующая деятельность органов государства по упорядочению социальных процессов.

    Государственное управление в широком смысле – упорядочивающая деятельность всех органов государства.

    Государственное управление в узком смысле – организующая деятельность специальной группы органов – органов исполнительной власти.

    1.2 Понятие муниципального управления.

    Муниципальное образование - это сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие самого муниципального образования.

    Следовательно, муниципальное управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

    Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

    Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

    В целом можно утверждать, что муниципальное управление - это управленческая деятельность, базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

    Внутри муниципального управления, также как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках мэра, законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

    Эффективность муниципального управления — это результат управления, точнее, «вмешательства» в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение. 3

    Если подойти к вопросу эффективности управления с данных позиций, то можно сказать, что муниципальное управление находится в «эмбриональном, зачаточном» состоянии на пути к цивилизованному эффективному управлению.

    Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления. «Термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации» 4 .

    Чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию органов муниципального или иными словами местного самоуправления необходимо обратиться непосредственно к основному закону РФ, т. е. к Конституции РФ:

    п. 2 ст. 3 «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

    п. 2 ст. 8 «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

    ст. 12 «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

    п. 2. ст. 32 «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

    Таким образом, органы муниципального управления в Российской Федерации, признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются и функционируют в РФ с целью выражения власти народа. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

    2. Функции и направления государственного и муниципального управления

    2.1 Развитие системы функций государственного управления в современных условиях

    Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его функции, методы и формы. В свою очередь функции, методы и формы государственного управления указывают на его целевые установки, характер и содержание.

    Резкое сокращение сектора государственной собственности и ориентировка, даже форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление получили свое отражение в функциях, методах и формах государственного управления.

    Вырисовываются два аспекта проблемы:

    а) функции государственного управления;

    6) функции его субъектов.

    Происшедшие преобразования в обществе и государственном управлении не обогатили представлений о сущности и видах его функций в главном, принципиальном. Появились лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Они теперь проецируются с учетом наличия государственных и негосударственных секторов и различной степени влияния на них государства.

    Среди функций на первый план выступают прогнозирование, координация, регулирование и контроль. Значение планирования как функции управления ослаблено и ограничивается как бы в изолированном виде двумя сферами; с одной стороны, централизованной, точнее центральной, с другой, локальной. То есть оно перестало быть ведущей формой и стержнем директивного и адресного централизованного управления.

    Однако дискредитация планирования при переходе к рыночным отношениям, отказ от него беспочвенны; отказ от планирования вообще - грубейшая ошибка и планирование пробивает себе путь как объективная необходимость нормальной организации государственной работы.

    Нередко, чаще всего применительно к экономике, предлагается заменить систему прямого государственного управления системой государственного регулирования, трансформировав в нее необходимые элементы прямого управления. И хотя государственное регулирование стало уже обиходным термином, употребляемым иногда как антипод государственному управлению, содержание его до сих пор остается недостаточно определенным.

    Между тем государственное регулирование может пониматься в широком и узком смысле.

    В широком смысле оно выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом на поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты, а также судебные акты. Например, бесспорно, что закон - основной регулятор общественных отношений.

    В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция является приоритетной не только в управлении экономикой, но и социально-культурной сферой.

    а) нормативное регулирование путем установления общих правил);

    б) его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;

    в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;

    г) государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;

    д) координацию и общее направление их деятельности;

    е) содействие ее успешному осуществлению;

    ж) определение приоритетов в структурной политике;

    з) государственные контракты (договоры);

    и) регистрацию;

    к) лицензирование и др.

    Традиционными инструментами государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т.д.

    Многоплановое государственное регулирование во всех сферах общества - юридическая реальность. Отрицание его есть политика, уводящая от государственно-правовой проблематики, требующей своего разрешения в целях обеспечения нормального социально-экономического развития страны. Она неизбежно ведет к хаосу в управлении.

    Государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательство государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена правовыми актами. Отношения предприятий и учреждений с органами государственного управления, в том числе с вышестоящими отраслевыми, не являются теперь приоритетным направлением государственного регулирования. Такое регулирование заключается преимущественно в установлении и корректировке общего правового режима их деятельности, охватывает, прежде всего, экономические и социально-культурные процессы в целом. Например, государственное регулирование земельных отношений, реализации промышленной политики и т.п.

    Не случайно поиск терминов, выражающих изменившийся характер отношений предприятий с вышестоящими органами, привел к замене термина «управление», отчасти и термина «руководство» формулировкой «органы, на которые возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере) управления».

    Конкретизация полномочий вышестоящих органов касается отдельных организационных и специальных вопросов, обусловленных отраслевыми особенностями и формами собственности (наем руководителей, обеспечение общественной безопасности и т.д.).

    Государственный контроль - функция, тесно связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием. Контроль, свойственными ему методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций государственного и негосударственного типа.

    Формы, виды и методы контроля на практике реализуются в различных отраслях и сферах. Не представляет собой чего-либо специфического в зависимости от особенностей отраслей и сфер управления контроль представительных органов, полномочных представителей и аппарата Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти общей компетенции, государственный контроль через своих представителей в органах управления акционерных обществ, создаваемых на базе государственной собственности или при наличии ее доли. Много сходного также в ведомственном контроле, осуществляемом по однотипным вопросам в отношении подведомственных объектов. При этом важно иметь в виду, что теперь государственный контроль организуется и осуществляется с учетом особенностей правового положения предприятий, учреждений и организаций государственного и негосударственного секторов в экономике и других сферах. В отдельных областях, особенно затрагивающих коренные интересы всего общества и государства, он не имеет специфики, обусловленной формами собственности (например, надзор за соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, контроль за соблюдением законодательства о налогах и т.д.). Его сфера в негосударственном секторе более ограничена, чем в государственном. Так, в задачи государственного контроля не входит проверка производственно-хозяйственной, финансовой деятельности с точки зрения ее эффективности и т.д.

    Больше разнообразия среди специализированных форм и видов контроля и надзора. Именно они обуславливаются особенностями отраслей и сфер, функций управления ими.

    Такой контроль сформирован либо в виде самостоятельных в организационном и юридическом отношениях (Государственная налоговая служба) или в составе других органов государственного управления (Государственный ветеринарный надзор Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации).

    Он функционирует в качестве вневедомственного, то есть общего для всех отраслей и сфер управления (Государственный земельный контроль), либо в области экономики, или социально-культурной или административно-политической деятельности областей имеются вневедомственные и ведомственные виды специализированного контроля.

    2.2. Основные направления современного государственного и муниципального управления

    Государственное управление – это организующая исполнительно- распорядительная деятельность органов государственной власти, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном исполнении функций государства.

    В совершенствовании современного государственного и муниципального управления в зависимости от характера и предмета совершенствования можно выделить три основных направления: правовое, организационное и информационно-техническое.

    1. В правовом направлении акцент делается на совершенствование правовых (административных) форм и методов государственного и муниципального управления. Например, совершенствование порядка принятия актов управления, регламентации отношений между субъектом и объектом управления, а также внутри субъекта управления. Работу в этом направлении ведут юридические службы.

    2. В организационном направлении основное внимание уделяется совершенствованию организационных форм и методов управления. Например совершенствование организационных структур органов управления, регламентов работы аппарата управления. Эту работу выполняют в основном управленцы – специалисты по организации управления.

    3. В информационно-техническом направлении осуществляется работа по совершенствованию потоков информации и ее обработки. Этими работами занимаются в основном специалисты в области компьютерной техники и технологии.

    При таком подходе к совершенствованию современного государственного и муниципального управления обеспечивается частичное совершенствование управления. Для эффективного совершенствования необходимо все три направления объединить в одно и решать вопросы комплексно.

    Такое совершенствование можно осуществить только на основе разработки нормативной модели системы государственного и муниципального управления в форме оргпроекта.

    Структура нормативной модели соответствует структуре Г и М управления и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в качестве системы относительно элементов ее образующих: административно – организационная, технического и управленческого труда.

    К общим принципам организации построения и совершенствования системы государственного и муниципального управления относятся принцип триединости и принцип первого руководителя.

    Сущность принципа триединости заключается в том, что совершенствование Г и М управления рассматривается как совокупность научных исследований и проектных разработок по проблемам управления, подготовки и переподготовки управленческих кадров и осуществление работ по совершенствованию управления на конкретных объектах.

    Заключение

    Государственное и муниципальное управление в России, как и в других странах, имеет много различных сторон: управление экономикой, социальными и политическими процессами, культурой, некоторыми аспектами духовной жизни общества, поведением людей, имеющим общественное значение. В каждой из этих сторон - своя сфера регулирующей деятельности органов государства (Федерации), субъектов РФ, органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Каждая из них имеет своп особенности. Управление финансами строится иначе, чем вооруженными силами, а сельским хозяйством - по-другому, чем в сфере средств массовой информации, городским транспортом в муниципальном образовании - иначе, чем железнодорожным на территории государства. Эти особенности, своеобразные формы, приемы, методы в различных сферах жизни изучаются специальными дисциплинами.

    Функция государственного регулирования реализуется различными методами и в различных формах. Многие из них являются традиционными, органично присущими государственному управлению. В современном механизме государственного регулирования своеобразными и получающими более широкое использование, становятся метод государственного заказа, а формами - программы, государственный контракт (договор), государственная лицензирование.

    Список использованной литературы

    1. Александров О.Г. Система государственного и муниципального управления Учебно-методический комплекс Автор-составитель: кандидат юридических наук Екатеринбург, 2003 г.

    2. Берр Х., Маркворт Б.Э., Исупова С. Муниципальная экономика. Администрация, благожелательная к предприятиям. М., 1997.

    3. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп.- Н. Новгород, Издатель: Гладкова О.В., 2005.- 552 с.

    4. Горбунов А.П. Основы социального менеджмента/ под ред. д.э.н., проф. Б.Я. Гершковича. Пятигорск. 1999.

    5. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Ростов-на Дону, 2000.

    6. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 1997.

    7. Проблемы методологии и организации местного самоуправления. СПб. 1997.

    8. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997.

    9. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юристъ, 2005. - 379 с.

    10. Щербакова Н.В. Местное самоуправление в России: Теория и практика. Ярославль, 1996.

    3 Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления.- М.,Р/н/Д: МарТ, 2005.

    4 Александров О.Г. Система государственного и муниципального управления Учебно-методический комплекс Автор-составитель: кандидат юридических наук Екатеринбург, 2003 г.

    На стыке XX - XXI вв. на переходном этапе своего развития Россия оказалась в ситуации глубокого, всеобщего и всестороннего кризиса, который затрагивал глубинные основы жизни общества, охватывал всю его территорию и все стороны жизни - экономику, политику, идеологию, культуру, социальную сферу, этнонациональные отношения. Эта кризисная ситуация не могла не коснуться и системы государственного и муниципального управления.

    Сами по себе кризисы власти и управления не являются чем-то новым в процессе исторического развития, в том числе для России. Они имели место и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, хотя основные причины и характеристики их были различны. В постсоветсткий период строительство новой системы государственного и муниципального управления на базе Конституции РФ 2003 г. также было сопряжено с очередным кризисом власти. Тем не менее в стране при непосредственном участии и в рамках реформирования системы государственного и муниципального управления была проделана значительная работа в области законотворчества и укрепления власти, перехода к рыночным отношениям, развития малого и среднего предпринимательства, насыщения рынка товарами, создания системы социальной поддержки населения.

    Чтобы предотвратить или хотя бы смягчить углубление кризиса власти и управления, недостаточно изменить только систему самой власти. Важно обеспечить позитивные изменения во всех без исключения сторонах и сферах жизни общества - экономике, идеологии, культуре и других, основательно изучив причины общесистемного кризиса и на этой основе определив пути его преодоления. Это будет служить объективной предпосылкой преодоления кризиса власти и управления, что является жизненно важным для дальнейшего укрепления российской государственности.

    Центральной перспективной задачей совершенствования системы государственного и муниципального управления является необходимость непрерывного повышения ее эффективности. На решение этой задачи направлено комплексное реформирование данной системы, активная стадия которого стала осуществляться с начала 2000-х годов.

    Из комплекса мер по повышению эффективности системы государственного и муниципального управления выделяются определенные приоритеты. Прежде всего ставится задача существенного повышения уровня кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы, совершенствования ее функциональноорганизационной структуры. Главная проблема здесь не в количестве бюрократических структур, но в том, что их работа плохо организована, а знание чиновниками современной науки управления в массе своей явно недостаточно. Поэтому первоочередной задачей остается грамотная политика обучения, подбора, продвижения и стимулирования чиновников, строгое соблюдение ими законности и норм этики в предоставлении публичных услуг.

    Показателен в этом отношении опыт Москвы, где с 2011 г. началась реализация программы стажировок молодежи в органах исполнительной власти. Главный смысл программы - закрепить тенденцию современной кадровой политики по привлечению на государственную службу города активных, инициативных и потенциально готовых профессионально трудиться молодых людей из числа студентов старших курсов, магистров, аспирантов, действующих бизнесменов. Задача, которую выполняет стажер, вполне конкретная - заниматься профессиональной работой на определенном участке, а не рутинной вспомогательной деятельностью. Проект примечателен тем, что в нем закреплена регулярная смена направления работы в течение года, когда участник программы каждые три месяца по своему выбору меняет место работы в разных департаментах. Когда достигается максимально возможное согласование интересов и целей стажера и подразделения, его приглашают на постоянную работе ту с соответствующим, сравнительно высоким уровнем заработной платы.

    Грамотная разработка и внедрение новых методов управления в практику работы государственных и муниципальных служащих - важнейшее направление повышения эффективности госаппарата и органов муниципального управления. В современных условиях развития общества важным становится то обстоятельство, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою эффективность и результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику федерального, регионального и муниципального управления, хотя она существенно отличается от сферы частного бизнеса. В сфере государственных и муниципальных услуг потребители не всегда имеют возможность выбора. Здесь определенная часть функций имеет социальную направленность (например, суды, тюрьмы), более рельефно проявляется монополизм (тепло-, энергоснабжение), не проявляются в полной мере рыночные механизмы. Рынок в основном предполагает индивидуальный выбор, а в реализации общественных товаров и услуг преобладает общественный и групповой выбор, услуги общественного сектора не продаются по конкурентным ценам, многие из них предоставляются на бесплатной основе и издержки на их производство покрываются из налогов.

    Развитие рыночных отношений, приватизация и разгосударствление разрушают монополизм государственных и муниципальных учреждений по оказанию услуг населению и бизнесу. Наиболее ярко это прослеживается на примере муниципальных служб, где эксплуатация жилья, уборка мусора, оказание услуг связи, строительство дорог и другие услуги переданы сторонним организациям. Не бесспорна реализуемая в ряде западных стран концепция, представляющая каждого гражданина в качестве клиента. Она имеет определенные ограничения, так как сужает функции гражданина - участника социального контракта до клиента - участника только рыночного контракта. Однако данная концепция доказывает свою целесообразность и результативность. В Великобритании в 1991 г. была принята Хартия Гражданина, включающая множество индикаторов качества выполнения местными органами власти своих функций по обслуживанию граждан как клиентов. Подобные индикаторы и показатели легли в основу конкурсов среди местных органов власти и учреждений социальной сферы, в процессе которых независимыми комиссиями присуждаются призовые места и награды за качество местного управления.

    Все более активно внедряются в практику регионального и муниципального управления «командные» технологии менеджмента, т.е. формирование гибких временных творческих групп, ориентированных на выпуск нового или совершенствование традиционного «продукта». Создание инновационного потенциала в рамках государственного или муниципального учреждения становится залогом его успешной деятельности.

    Новые подходы к государственному и муниципальному управлению предусматривают возрастание инвестиций в человеческий капитал. Крайне важным и обязательным становится непрерывное обучение персонала, прежде всего технике решения динамично возникающих проблем. В последние годы в практике государственного и муниципального управления все активнее используются методы количественной оценки результатов, а именно оценки эффективности (отношения результатов к затратам), результативности (отношения фактического результата к планируемому) и экономии (отношения планируемых затрат к фактическим). При этом необходимо учитывать различия между деятельностью организаций частного и общественного секторов. Первые стремятся к получению прибыли, что существенно отличает их от организаций общественного сектора, оценка услуг которых не всегда бывает количественно однозначна. Сложившиеся подходы в государственном и муниципальном управлении концентрируют внимание на том, сколько потрачено государственных средств, при этом измерение реального результата чаще всего остается в тени. Новые подходы в государственном и муниципальном управлении основное внимание акцентируют на постановку целей и задач, выработку механизмов и инструментов их достижения, измерение и мониторинг результатов, оценку эффективности.

    Особое место в комплексе современных методов государственного и муниципального управления занимает бенчмаркинг как систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов работы с целью использования передового опыта этих организаций. Современные подходы к развитию системы государственного и муниципального управления предполагают также изменение процедур контроля. Вместо тотального бюрократического контроля активизируется контроль со стороны населения, потребителей государственных и муниципальных услуг, который осуществляется как непосредственно, так и при помощи общественных организаций и средств массовой информации.

    Важной перспективной задачей повышения эффективности ГМУ является преодоление сохраняющейся конфронтации представительной и исполнительной властей на всех уровнях, особенно на стыке их компетенции. Нередко региональные власти вмешиваются в дела местного самоуправления или деятельность территориальных органов федеральной власти, что существенно сдерживает реализацию экономической и других реформ. Предстоит модернизировать функции и структуру исполнительной власти, формы ее взаимодействия с законодательными органами. Аппарат государственной и муниципальной службы должен стать эффективно работающим инструментом реализации экономической и социальной политики, публичных услуг населению и хозяйствующим субъектам. На муниципальном уровне необходимо более строго определить полномочия и ответственность главы местного самоуправления, выборного (депутатского) корпуса и главы администрации местного самоуправления с его аппаратом.

    Принципиально важное значение для дальнейшего развития системы ГМУ, повышения ее эффективности имеет преодоление коррумпированности государственных и муниципальных служащих, способствующей деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и все большему отрыву власти от интересов общества. Недобросовестная часть чиновников - как федеральных, так и местных - стала использовать свое служебное положение в качестве способа для роста не общественного, а собственного благосостояния. Это негативное явление приводит к углублению кризиса доверия к власти со всеми вытекающими деструктивными последствиями.

    Таким образом, комплекс основных задач и проблем (текущих и перспективных), возникающих перед современной системой государственного и муниципального управления, - грамотная разработка стратегических ориентиров, совершенствование законодательной базы, развитие экономических и иных свобод, предоставление качественных публичных услуг, эффективное управление государственной и муниципальной собственностью и др. - сохраняет свою силу и одновременно требует постоянного обновления способов их решения с учетом необходимой адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим и политическим условиям.

    Россия не стоит в стороне от общемировой тенденции реформирования системы государственного управления в соответствии с концепцией «нового государственного менеджмента». Характерными чертами этого процесса являются внедрение системы оценки по результатам, децентрализация (передача части полномочий с федерального на региональный уровень), передача на аутсорсинг государственных услуг, изменение системы стратегического управления, оптимизация штата государственных служащих, борьба с коррупцией, повышение прозрачности принятия управленческих решений.

    Новые условия предъявляют более высокие требования к компетентности государственных служащих, самой структуре исполнительной власти. В этой связи проводится модернизация административной системы, основной вектор которой направлен на повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти для укрепления доверия населения к государству.
    Однако проводимые мероприятия пока не привели к ожидаемому уровню эффективности: коррупция остается на высоком уровне, система оценки по результатам не получила практического воплощения, децентрализация усугубила проблему дефицитности бюджетов регионов, гражданское общество по-прежнему остается отстраненным от процесса принятия политических решений.

    Для решения указанных проблем необходимо, чтобы государственные служащие овладели механизмами повышения эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, а сама система государственной власти формировала у госслужащих мотивацию к достижению поставленных целей и определила уровень их ответственности.

    В результате обучения слушатели будут:

    Знать:

    • основные направления совершенствования системы государственного управления и структуры органов государственной власти;
    • способы повышения эффективности государственного управления;
    • показатели эффективности и результативности деятельности органов государственной власти;
    • требования международных стандартов и ГОСТов к управлению;
    • сущность программно-целевого метода в государственном управлении;
    • порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ;
    • основы регламентации деятельности в органах исполнительной власти;
    • требования к технологическим схемам оказания государственных услуг;
    • требования Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
    • цели и приоритеты в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020г.г.);
    • основные направления государственной политики
    • современные проблемы государственного управления;
    • основы организации и вопросы совершенствования государственного управления;
    • современное состояние государственного сектора экономики.
    Уметь:
    • применять в своей профессиональной деятельности технологии, направленные на совершенствование государственного управления;
    • проводить анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти;
    • анализировать эффективность реализации государственных программ;
    • разрабатывать и аргументировать предложения, направленные на повышение эффективности деятельности государственных органов и государственных организаций;
    • участвовать в разработке административных регламентов;
    • участвовать в разработке и реализации технологических схем оказания государственных и муниципальных услуг;
    • способствовать развитию информационного общества в Российской Федерации;
    • распознавать проявления бюрократизма и коррупции в профессиональной деятельности;
    • пользоваться нормативной правовой базой.
    Владеть:
    • механизмами предварительного общественного обсуждения в сети Интернет;
    • навыками оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти;
    • навыками применения стандартов и сертификации в сфере повышения деятельности органов исполнительной власти;
    • методикой анализа эффективности реализации государственных программ;
    • технологиями обеспечения открытости и прозрачности государственного управления;
    • механизмом разработки и утверждения административного регламента;
    • приёмами оценки эффективности оказания государственных и муниципальных услуг;
    • навыками анализа дисфункций государственного управления

    Цель курса

    Совершенствование компетенций, необходимых для повышения эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти.

    Целевая аудитория

    • государственные гражданские и муниципальные служащие категории руководители;
    • лица, состоящие в кадровом резерве на замещение соответствующей должности государственной гражданской и/или муниципальной службы.

    1 . Ключевые направления совершенствования системы государственного управления и структуры органов государственной власти
    2. Повышение эффективности государственного управления. Организация мониторинга и контроля. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти. Показатели эффективности и результативности деятельности органов государственной власти
    3 . Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем внедрения механизмов управления по результатам, информационно-коммуникационных технологий, систем менеджмента качества, соответствующих международному стандарту ISO 9001:2015
    4. Программно-целевой метод в государственном управлении и его применение. Разработка и реализация государственных программ. Показатели оценки эффективности реализации государственных программ
    5. Создание системы административных регламентов. Технологические схемы оказания государственных услуг
    6. Открытость деятельности органов государственной власти. Соблюдение требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    7. Электронное правительство, информационное общество. Правовые аспекты внедрения информационно - коммуникационных технологий в государственное управление: Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020г.г.)
    8. Современные проблемы государственного управления: проблемы преодоления бюрократизма и коррупции в системе государственной гражданской службы. Дисфункции государственного управления на современном этапе
    9. Правовые и финансово-экономические основы государственного управления. Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы совершенствования государственного управления. Организация государственного финансового контроля
    10. Современное состояние государственного сектора экономики и перспективы его развития. Переход России на инновационный путь развития: проблемы и перспективы