Кредитование

Ричард Султанов из Brunswick Rail: «Ситуация вокруг торговых войн действительно настораживает. Это кардинальное изменение парадигмы

Ричард Султанов, экс-директор Brunswick Rail и эксперт в сфере железнодорожного транспорта: «Приватизация железных дорог в России - это сложная задача, которая потребует системного подхода»

Мы часто слышим о приватизации. Например, Правительство Российской Федерации ставит жесткие цели по приватизации ряда крупнейших активов. Но целесообразна ли приватизация такого ключевого актива как железные дороги? Возможна ли приватизация и будет ли эффект от этого положительным для страны и ее граждан? Эту важную и весьма сложную тему мы обсудили с Ричардом Султановым (Richard Sultanov). Он уже долгие годы работает в сфере железнодорожного транспорта, на протяжении нескольких лет отвечал за стратегию в крупнейшей дочерней компании РЖД ОАО «ПГК», руководил стратегическим маркетингом и финансами в Brunswick Rail, крупнейшей частной лизинговой компании с парком более 25 000 вагонов.

В чем смысл приватизации государственных активов? Есть ли конкретная цель?

Ричард Султанов: Приватизация государственных компаний в целом укладывается в логику рыночных реформ. Через приватизацию можно улучшить эффективность предприятия, повысить уровень корпоративного управления, но самое главное – приватизация - это источник средств для первоочередных задач. При этом государство может оставаться ключевым акционером, оставить за собой блокпакет акций. В последние годы государство делает конкретные целенаправленные шаги по улучшению эффективности предприятий, например, путем привлечения независимых директоров в состав советов директоров. Сама приватизация может происходить в различных формах. Это может быть IPO или продажа стратегическому инвестору.

Возможна ли приватизация ключевого актива в железнодорожной отрасли – компании РЖД?

Ричард Султанов: Во-первых, я бы хотел отметить, что деятельность РЖД является весьма сложной. Перевозки пассажиров очень отличаются от грузовых перевозок по прибыльности. Но даже в части грузовых перевозок существую классы грузов и кросс-субсидирование. Железнодорожные перевозки - это не просто бизнес, а удовлетворение критических потребностей нашей экономики и граждан. Реформа МПС уже дала свои плоды. Существенно был обновлен парк как грузового, так и пассажирского подвижного состава, полностью приватизирована Первая Грузовая Компания, была создана Вторая Грузовая Компания (ныне ФГК). Есть видимые и ощутимые результаты по ряду направлений, сама компания работает эффективно. Но если принимать во внимание сложность бизнеса и стратегическую важность железнодорожной компании для страны, то целесообразность приватизации всей компании полностью пока неочевидна. Могут быть приватизированы отдельные блоки или направления с понятной бизнес-моделью. В этой ситуации сложность не только в принятии решения - продавать или не продавать, но и в интересе того или иного инвестора в покупке актива. Они хотят четко понимать перспективы своих вложений и иметь возможность влиять на принятие решений, управлять компанией и развивать бизнес.

Частные железнодорожные компании существуют в ряде стран. Почему это невозможно в России?

Ричард Султанов: Я бы сказал, что, во-первых, важно иметь ввиду положение монополии на рынке. Безальтернативность железнодорожных перевозок является еще одним важным фактором. В каких-то странах железные дороги были изначально частными и строились частными инвесторами. Если посмотреть на США, то там есть Union Pacific, есть BNSF Уорена Баффета. Схожая ситуация и в Канаде. Этим железнодорожным компаниям принадлежит все – и рельсы, и локомотивы, и часть парка вагонов, которые не в лизинге. Это совершенно иная бизнес-модель. И очень важным моментом является тот факт, что эти железнодорожные компании занимаются исключительно грузовыми перевозками. Ответственность за перевозки пассажиров, деятельность которая не всегда прибыльна, лежит на Amtrak, которая является частью государства. Также в Германии долгие годы шли разговоры и дискуссии о приватизации Deutsche Bahn, но пока этого не произошло. Были выделены отдельные компании, которые отвечают за отдельные задачи, например, за инфраструктуру или пассажирские перевозки, но приватизации пока нет не дали зеленый свет - это весьма сложная задача. В России уже сделано очень много, в том числе и допуск частных локомотивов на определенных направлениях к сети РЖД.

Но возможна ли в России приватизация отдельных активов?

Ричард Султанов: Да, это возможно и уже происходит. Я уже упомянул ПГК, есть и «Трансконтейнер», а также десятки других предприятий. Инвесторы видят огромный потенциал железнодорожного транспорта в нашей стране, это очень важная отрасль и многие активы им весьма интересны. Но в любом случае за государством скорее всего останется критически важная инфраструктура и локомотивная тяга. С локомотивами все очень непросто, они весьма дорогие. Также с логистической точки зрения частной компании будет весьма сложно управлять тягой по всей стране.

Ричард Султанов – российский топ-менеджер, экс-Директор компании Brunswick Rail по стратегии, маркетингу, развитию и связям с инвесторами, эксперт в области корпоративных финансов и в железнодорожной отрасли.

Появился на свет 16 февраля 1986 года в городе Ленинград (ныне Санкт-Петербург). В 1993 году пошел в санкт-петербургскую школу №328 с углубленным изучением английского языка. Упор на изучение этого языка не прошел даром, так как Ричард Султанов вместе с семьей временно перебрался в США, где с 1999 года по 2003 года учился в школе города Кармел.

Это учебное заведение Ричард Султанов окончил с наивысшим средним баллом и получил несколько наград за отличные результаты на выпускных экзаменах.

После окончания школы в 2003 году Ричард Султанов выиграл стипендию на обучение в Университете Калифорнии в городе Девис, где он изучал экономику, финансы и менеджмент. Во время учебы Ричард Султанов участвовал в зарубежной летней образовательной и языковой программе в университете им. Генриха-Гейне в немецком городе Дюссельдорф.

После получения диплома Университета Калифорнии в 2007 году Ричард Султанов поступил на магистерскую программу в Лондонскую Школу Экономики (LSE). Во время учебы проходил стажировку в консультационном подразделении компании Lufthansa, где работал с крупными инвесторами в сфере авиационной инфраструктуры в России и странах СНГ.

В 2009 году Ричард Султанов выдержал большой конкурс и был принят на должность начальника отдела развития ОАО «Первая Грузовая Компания», крупнейшей «дочки» ОАО «РЖД». На этой должности он разрабатывал долгосрочную стратегию развития, стратегию корпоративного управления, принимал участие в ряде ключевых проектов, осуществлял предпродажную подготовку компании в 2011 году.

С 2011 по 2014 годы Ричард Султанов работал в компании АИКОМ, входящей в список Fortune 500. Там он руководил несколькими крупными проектами, в том числе разработкой Транспортного и Логистического Мастерплана для правительства Казахстана, маркетинговых стратегий для крупнейших производителей железнодорожного подвижного состава, технико-экономическим обоснованием для потенциального запуска «Аэроэкспресса» в Санкт-Петербурге.

В 2014 году Ричард Султанов был консультантом ОАО «Скоростные магистрали» (еще одна «дочка» ОАО «РЖД) по строительству высокоскоростной магистрали «Москва-Казань». Ричард Султанов работал над инвестиционными меморандумом и деклараций, был ответственным за проведение масштабного роуд-шоу потенциальных партнеров строительства.

В том же 2014 году Ричард Султанов был приглашен в компанию Brunswick Rail на должность руководителя департамента маркетинга и стратегии. В Brunswick Rail Ричард Султанов курировал изучение состояния рынка перевозок, занимался поддержанием связей с инвесторами, разрабатывал стратегию Brunswick Rail для каждого эксплуатируемого вида подвижного состава, прогнозировал ставки и дальнейшее развитие железнодорожного рынка. Работал в рамках проекта по реструктуризации долга Brunswick Rail, который был успешно завершен в 2017 году. Благодаря успешной работе был повышен в должности до Директора по стратегии, маркетингу и развитию.

Помимо железнодорожной отрасли Ричард Султанов интересуется рынком криптовалют и ICO.

Главным хобби Ричарда Султанова является авиация. Свой первый одиночный полет он совершил в 16 лет. Сдал экзамен и получил лицензию пилота в 17-летнем возрасте. На сегодняшний день Ричард Султанов пилотировал более 50 различных самолетов, осуществлял взлеты и посадки из крупных аэропортов США и Европы.

Ричард Султанов – один из немногих российских студентов, который получив образование в престижных высших учебных заведениях Запада, вернулся в нашу страну. Он работал сразу в нескольких крупных компаниях, как российских, так и зарубежных.



Первой большой компанией, где он стажировался еще в студенческие годы, был немецкий авиагигант Lufthansa. Там он работал в консалтинговым подразделении и занимался развитием авиационной инфраструктуры по всему миру, в том числе в России и в странах СНГ. Его отдел консультировал аэропорты, крупнейших инфраструктурных инвесторов, институты развития и даже правительства разных стран. Для молодого специалиста это была отличная возможность поработать в крупной международной компании, научиться структурировать свою деятельность и управлять проектами. Приобретенные навыки стратегического анализа, финансового моделирования и прогнозирования в дальнейшем оказались очень полезны и, кроме того, стажировка в Lufthansa подарила яркие впечатления, позволила почувствовать себя частью очень крупного механизма - компании-лидера в авиационной отрасли.


Следующая компания, в которой работал Ричард Султанов – Первая Грузовая Компания – дочернее предприятие Российских железных дорог. В ПГК Ричард Султанов создал с нуля отдел, который занимался разработкой стратегии, стратегическим анализом рынка железнодорожных перевозок и его основных драйверов, а также оценкой различных сделок, мониторингом изменений в сфере регулирования железнодорожного транспорта. Изначально в недавно созданной компании эти направления работы практически отсутствовали. Ричарду Султанову удалось выстроить ряд процессов и создать мозговой центр компании чтобы перевернуть ситуацию. Именно это на тот момент и требовалось, так как ПГК планировала или IPO, или продажу стратегическому инвестору на аукционе. Без стратегии это было бы крайне сложно осуществить. В итоге продажа ПГК состоялась в 2011 году и вошла в топ-5 M&A сделок года и на тот момент стала крупнейшей сделкой в транспортной отрасли в России.


Сейчас Ричард Султанов в Brunswick Rail (Брансвик Рейл) – компании, которая занимается лизингом железнодорожных вагонов и является крупнейшим игроком в этой нише. Ричард является директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям, курирует важнейшие направления деятельности, например, разработку стратегии компании, оценку рисков, инвестиционные сделки, анализ железнодорожного, сырьевого и финансового рынков и выполняет многие другие задачи, в том числе для совета директоров компании и его профильных комитетов.

Бизнесмен Ричард Султанов подошёл к своей профессии основательно и отучился в США. Но по возвращению в Россию для него стало открытием, что здесь не действуют американские бизнес-законы.

Ричард Султанов Фото: Журналистский Контроль

У Ричарда Султанова еще не так давно были все основания для того, чтобы считаться «звездным мальчиком». В конце девяностых Ричард вместе с родителями уехал из России в США. Там он успешно закончил школу, поступил в Калифорнийский университет (University of California, Davis, UC Davis), затем отучился еще и в Лондонской школе экономики и политических наук (London School of Economics and Political Science). Проходил практику в крупных международных компаниях, в том числе в Lufthansa.

Но в 2009 году все резко изменилось. В Лондоне Ричард Султанов познакомился с руководителем РЖД Владимиром Якуниным. Молодому специалисту сделали серьезное предложение: принять участие в создании «Первой грузовой компании» - одного из крупнейших в мире перевозчиков грузов по железной дороге. Мало бы кто из начинающих менеджеров от такого предложения отказался. И Ричард Султанов вернулся в Россию.

Султанов быстро поднимался по карьерной лестнице, пока не «дорос» до компании Брансвик Рейл (Brunswick Rail), специализирующейся на лизинге железнодорожных вагонов. И к своим на тот момент 30 годам стал директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

Журналисты тогда писали:

«Пример Ричарда Султанова свидетельствует о том, что россиянин, который в детстве уехал из страны, может в нее вернуться и успешно здесь работать и развиваться»

Как любят говорить в России: «сглазили». Период успешной работы и развития длился недолго: Ричард Султанов покинул «Брансвик Рейл». И отнюдь не по собственному желанию. Экс-гендиректора Пола Остлинга и экс-директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям Ричарда Султанова подозревают в организации утечки конфиденциальной информации. Окружной суд Северного округа штата Калифорния выдал ордер, запрещающий уничтожение их почтовых ящиков в Google и Rackspace.

История оказалась под стать сценарию детективного фильма. Дело в том, что Brunswick Rail испытывала определенные трудности, вследствие чего вела с 2016 года напряженные переговоры с группой кредиторов о реструктуризации евробондов на 600 миллионов долларов со ставкой 6,5%. Срок погашения - ноябрь 2017 года.

И в самый разгар переговоров сотрудники Brunswick Rail обратили внимание, что их топ-менеджер Ричард Султанов ведет себя как-то странно. Вернее будет сказать, Ричард Султанов за что-то очень сильно опасался. Например, стал часто выскакивать из-за стола, бежать этажом выше и там с кем-то говорить по мобильнику. Полюбил работать в выходные и праздничные дни, когда в офисе почти никого нет. А также весьма активно интересовался, как идут переговоры о реструктуризации долга, хотя к этому вопросу он по своей должности отношения не имел.

Встревоженные таким поведением коллеги сотрудники поделились наблюдениями со службой безопасности. Те вскрыли рабочий почтовый ящик Ричарда Султанова и то, что в нем находилось, оказалось крайне интересным. Султанов посылал сам себе на домашний компьютер конфиденциальную информацию, а также контактировал с уже уволившимся Полом Остлингом. А еще - с одним из кредиторов. Такие контакты были запрещены.

После скандала с утечкой господину Султанову пришлось попрощаться с работой. И, насколько известно, до сих пор нового поприща для деятельности он так и не нашел. Притом что его партнер по судебному иску Пол Остлинг продолжает спокойно заседать в совете директоров Уралкалия. К слову, еще в конце января Калифорнийский суд снял с него все обвинения, обосновав это тем, что это не его юрисдикция.

Так что в обозримом будущем Ричарду Султанову уголовное наказание, скорее всего, не грозит. Другое дело - репутация. Инсайдеров никто не любит - ни в России, ни в других странах. Трудно представить себе солидную фирму, пожелавшую нанять, тем более на высокую должность, человека, в биографии которого имеется строка о предательстве своей компании. Стремительный взлет закончился не менее стремительным падением.

Мораль истории проста: вот отучился господин Султанов в США, а толку? Приехав в Россию и освоившись (так еще и получив не один миллион рублей), человек просто забыл о приличных манерах введения бизнеса, принятых на западе. Играть по правилам партнерства России и США Ричард Султанов не смог, а значит, и бизнесмен из него такой себе… Ричарда Султанова просто использовали, а затем за ненадобностью выбросили.

Ричард Султанов, получив блестящее образование в США, вернулся в Россию. Он быстро начал делать карьеру, но споткнулся о специфику отечественного бизнеса. Стремительный взлет закончился не менее стремительным крахом.

Вперед и вверх

У Ричарда Султанова еще не так давно были все основания для того, чтобы его называли «звездным мальчиком». В конце девяностых годов Ричард вместе с родителями из России в США. Там он успешно закончил школу, поступил в Калифорнийский университет (University of California, Davis, UC Davis), затем отучился еще и в Лондонской школе экономики и политических наук (London School of Economics and Political Science). Проходил практику в крупных международных компаниях, в том числе в Lufthansa.

Все, одним словом, складывалось замечательно. А в 2009 году в его жизни произошел крутой поворот. В Лондоне, в ходе недели российского бизнеса, Ричард Султанов познакомился с руководителями РАО «РЖД», в том числе и с тогдашним главой Владимиром Якуниным. Молодому специалисту сделали серьезное предложение: принять участие в создании «Первой грузовой компании» – одного из крупнейших в мире перевозчиков грузов по железной дороге. Мало бы кто из начинающих менеджеров от такого предложения отказался. И Ричард Султанов в Россию.

Сначала его карьера пошла стремительно по восходящей, что не удивительно - специалисты такого класса и должны быть востребованы. Не так давно многие СМИ опубликовали результаты исследования экспертов РАНХиГС о квалифицированной миграции в России. Авторы исследования приходят к выводу, что отток квалифицированных специалистов из нашей страны постоянно растет. В исследовании присутствует даже термин «всплеск интеллектуальной эмиграции из России». Также , что образовавшийся вакуум заполняют малообразованные мигранты.

Двигаясь постоянно вверх по карьерной лестнице, Ричард Султанов в итоге оказался в крупной российской компаниимеждународным участием) «Брансвик Рейл» («Brunswick Rail»), специализирующейся на лизинге железнодорожных вагонов. И в свои к тому времени 30 годам стал там директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

«Пример Ричарда Султанова свидетельствует о том, что россиянин, который в детстве уехал из страны, может в нее вернуться и успешно здесь работать и развиваться»,- писало по такому случаю одно из российских СМИ.

Однако период успешной работы и развития длился недолго: Ричард Султанов «Брансвик Рейл». И отнюдь не по собственному желанию.

Шпион, выйди вон

Информация, которую немедленно опубликовали большинство российских деловых СМИ, гласила, что против бывших топ-менеджеров «Brunswick Rail» (экс-гендиректора Пола Остлинга и экс-директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям Ричарда Султанова) подан от имени их, теперь уже бывшей компании, иск в суд Калифорнии. Остолинга и Султанова подозревают в организации утечки конфиденциальной информации. Окружной суд Северного округа штата Калифорния , запрещающий уничтожение их почтовых ящиков в Google и Rackspace.

История оказалась достойной стать основой сценария детективного фильма. Дело в том, что «Brunswick Rail» испытывала определенные трудности, вследствие чего вела с 2016 года напряженные переговоры с группой кредиторов о реструктуризации евробондов на 600 миллионов долларов со ставкой 6,5%. Срок погашения – ноябрь 2017 года.

И вот, в самый разгар переговоров, сотрудники «Brunswick Rail» обратили внимание, что их топ-менеджер Ричард Султанов ведет себя как-то странно. Как будто чего-то опасается. Например, стал часто вскакивать из-за стола, бежать этажом выше и там с кем-то говорить по мобильнику. Полюбил работать в выходные и праздничные дни, когда в офисе почти никого нет. А также весьма активно интересовался, как идут переговоры о реструктуризации долга, хотя к этому вопросу он по своей работе отношения не имел.

Встревоженные таким поведением коллеги сотрудники, нетрудно предположить, поделились со службой безопасности. Те вскрыли рабочий почтовый ящик Ричарда Султанова и то, что в нем находилось, оказалось крайне интересным. Султанов посылал сам себе на домашний компьютер конфиденциальную информацию, а также контактировал с уже уволившимся Полом Остлингом. А еще – с одним из кредиторов. Такие контакты были запрещены.

Кстати, Пол Остлинг хорошо известен в российском бизнес-сообществе. Он являлся членом совета директоров МТС, а сейчас входит в совет директоров «Уралкалия». Между прочим, Ричард Султанов тоже некоторое время работал в этой компании, в пору, когда она принадлежала Дмитрию Рыболовлеву. Когда Рыболовлев , а свои акции «Уралкалия» продал Сулейману Керимову, последний подал на Ричарда Султанова в суд, посчитав, что Султанов получал чрезмерно высокие выплаты. Так что определенная связь двух участников скандала с утечкой конфиденциальной информации явно .

По чужим правилам

Судебная тяжба с Сулейманом Керимовым, как видим, никаких неприятных последствий для Ричарда Султанова не имела. Он продолжил делать карьеру. А вот после скандала с утечкой из «Брансвик Рейл» ему пришлось попрощаться с работой. И, насколько известно, до сих пор нового поприща так и не нашел. При том что его партнер по судебному иску Пол Остлинг продолжает спокойно заседать в совете директоров «Уралкалия».

Тут, впрочем, дело даже не в суде. Еще 20 января прошлого года Окружной суд Калифорнии снял обеспечительные меры с Пола Остлинга и Ричарда Султанова, что это не его юрисдикция.

Так что в обозримом будущем Ричарду Султанову уголовное наказание, скорее всего, не грозит. Другое дело – репутация. Инсайдеров никто и нигде не любит, ни в России, ни в других странах. Трудно представить себе солидную фирму, пожелавшую нанять, тем более на высокую должность, человека, в биографии которого имеется строка о предательстве своей компании. Стремительный взлет закончился не менее стремительным падением.

Причина этого видится в том, что Ричард Султанов, как, впрочем, и некоторые другие искатели счастья на российских бизнес-полях, совершают одну и туже ошибку. Они, немного освоившись с окружающей обстановкой, начинают забывать о принципах и манерах, привитых в их замечательных учебных заведениях, и принимают местные правила игры. Правила-то принять дело не хитрое, тем более у них в бизнесе тоже не ангелы. Но играть надо уметь, а это удается не каждому. Поэтому трудно избавиться от впечатления, что подававшего большие надежды выпускника Калифорнийского университета и Лондонской школы экономики Ричарда Султанова просто использовали, а, затем, за ненадобностью, выбросили.