Судебные споры

Отличие специальности от квалификации. Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде

Профессия

Специальность

Сравнение

Выводы TheDifference.ru

  1. Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены.

    Профессия, специальность и специализация: в чем разница?

    Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.

Недаром говорят, что труд облагораживает человека, особенно если работа приносит удовольствие и достаток. Материальная сторона профессии определяется такими понятиями, как специальность и квалификация. Чем они отличаются друг от друга и как определить разницу? Попробуем разобраться в этом вопросе, используя достоверную информацию.

Определение

Специальность – комплекс знаний, полученных в результате целенаправленной подготовки и подтверждённый соответствующим документом. Навыки и умения необходимы для того, чтобы успешно справляться с кругом обязанностей, исполняемых им.

Квалификация – уровень подготовки, присвоенный по результатам оценки независимой комиссией навыков специалиста и подтверждённый документально. Шкала мастерства представлена уровнями (разрядами), движение по которым происходит в вертикальном направлении.

Сравнение

Таким образом, специальность – это набор знаний, умений и навыков, а квалификация – уровень мастерства. Объём понятий существенно различается. Специальность – термин предельно широкий, куда входит и квалификация. У человека может быть несколько профессий, и в каждой из них – свой уровень мастерства.

Процесс их присвоения несколько отличается. Так, для получения специальности необходимо пройти обучение, а затем – сдать экзамен на практике. После того, как начинается профессиональная деятельность, можно говорить о наличии квалификации. Сначала это самый низкий уровень (разряд), а потом, по мере улучшения навыков, он начинает расти.

Подводя итог, отметим: специальность – это профессия, а квалификация – уровень мастерства.

Чем отличается профессия от специальности?

Как доказать, что соискатель действительно способен справиться с поставленными задачами? Подтвердить специальность можно дипломом, квалификацию – только практикой.

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятий. Специальность – понятие более широкое, в которое входит и уровень квалификации.
  2. Получение. Специальность присваивается лицу после того, как оно успешно прошло обучение и выдержало экзамены. Квалификация присваивается при получении профессии.
  3. Динамика. Специальность, полученная после обучения, остаётся навсегда. Уровень квалификации может меняться: как в лучшую, так и в худшую сторону.

Быть или не быть, работать или не работать – этот вопрос занимает человека много веков подряд. Мы можем получить перспективную специальность, но впоследствии освоить совершенно иную профессию. Чем же отличаются эти категории и почему так важно понимать разницу?

Определение

Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике.

Чем профессия отличается от специальности?

Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.

Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.

Сравнение

Итак, главное отличие – в объёме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объёмы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки. Профессия может быть освоена и без неё – на практике (певец, актёр).

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
  2. Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
  3. Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.

Быть или не быть, работать или не работать – этот вопрос занимает человека много веков подряд. Мы можем получить перспективную специальность, но впоследствии освоить совершенно иную профессию. Чем же отличаются эти категории и почему так важно понимать разницу?

Определение

Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике. Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.

Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке.

Разница между профессией и специальностью

Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.

Сравнение

Итак, главное отличие – в объёме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объёмы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки. Профессия может быть освоена и без неё – на практике (певец, актёр).

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
  2. Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены. Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.
  3. Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
  4. Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.

Профессии социальной направленности обзор

Профессии социального профиля имеют множество преимуществ. Специальности такого рода, как правило, позволяют заниматься интересной и разнообразной деятельностью, обеспечивают личностную самореализацию и постоянное расширение кругозора.

К сожалению, далеко не все из них предполагают достойный уровень зарплаты и удобный график труда.

Связывая судьбу с гуманитарными или экономическими науками, рассматривайте как можно больше вариантов, здраво оценивайте реальные плюсы и минусы каждого. В этом вам поможет предложенная статья.

Социально-гуманитарные профессии

Вот список примеров:

  • социальный педагог;
  • социальный работник;
  • социолог;
  • психолог, психоаналитик;
  • коуч (коучер);
  • сотрудник СМИ (корректор, тележурналист, корреспондент газеты, редактор, пресс-атташе и др.);
  • копирайтер, рерайтер;
  • блоггер;
  • археолог;
  • этнограф;
  • хед-хантер, рекрутер;
  • учитель (предметник, учитель начальных классов, преподаватель вуза либо техникума);
  • воспитатель;
  • спичрайтер;
  • политолог;
  • переводчик, литературный переводчик;
  • юрфакалингвист;
  • пиарщик, политтехнолог;
  • художник-иллюстратор, художник-оформитель;
  • экскурсовод;
  • библиотекарь;
  • музейный работник;
  • культуролог;
  • логопед.

Лучше всего зарабатывают гуманитарии, которые трудоустраиваются в околополитической сфере (например, пиарщики, пресс-атташе и спичрайтеры).

Однако такая работа далеко не всегда безопасна и стабильна, а вот со стрессами сопряжена всенепременнейше.

Преподаватели, психологи, социальные педагоги и логопеды могут претендовать на солидную зарплату, только если их принимают в штат крупной компании допустим, в какой-то крупный центр раннего развития. В дошкольных образовательных учреждениях и в школах они получают немного.

Профессии, связанные с написанием текстов, приносят хороший доход трудоголикам оплата в большинстве случаев бывает прямо пропорциональна объему сданного материала; оклад назначается не всегда. Нередко такая работа предполагает сильную загруженность и ненормированный день.

Этнографы, археологи и другие герои науки часто трудятся за сущие копейки, во имя любимого дела. Социальная работа тоже удел людей, способных на каждодневное самопожертвование ради высокой цели.

Социально-экономические и юридические специальности

Выпускники экономических отделений вузов получают должности:

  • экономиста;
  • менеджера (по продажам, по персоналу, по закупкам, по связям с общественностью);
  • маркетолога;
  • бухгалтера.

В юридической сфере есть множество специализаций. Выпускник юрфака может стать:

  • нотариусом;
  • госслужащим;
  • дипломатом;
  • адвокатом;
  • прокурором;
  • следователем;
  • специалистом по разрешению правовых споров определенного типа (например, автоюристом или семейным юристом) и т.д.

Перечисленные профессии достаточно привлекательны в плане среднего заработка, однако спрос на них сейчас невелик. Приемлемые вакантные места в данной сфере обычно достаются не молодежи, а специалистам с солидным опытом и стажем.

Проффесия или профессия? Как правильно пишется слово профессия?

Орфография - дело тонкое. Надо помнить десятки правил, чтобы писать грамотно. И "Ворд" не всегда придет на помощь и подчеркнет красным ошибки. Написание многих спорных слов лучше зазубрить наизусть. Это касается, в частности, и слова "профессия". Часто его пишут с ошибками даже отличники. Есть два самых распространенных способа написания этого слова: "проффесия" или "профессия".

Возникновение понятия "профессия"

Перед тем как появится какое-либо слово, должно возникнуть само понятие, которое это слово будет обозначать. К примеру, словом "телефон" в конце 19-го столетия назвали новое изобретение - устройство, способное передавать звук на расстоянии. До появления самого аппарата в слове не было необходимости.

Как и когда же возникло понятие "профессия"? Дело в том, что в обществе первых людей всегда было разделение обязанностей, которое определялось отчасти умениями самого человека, а отчасти — обычаями. Мужчины занимались охотой, рыбалкой и земледелием, а женщины - домашним хозяйством и детьми. Когда численность населения увеличилась, возникла возможность задействовать отдельных людей для производства отдельных благ. Так начали вычленяться профессии в современном понимании этого слова. Появились скотоводы, ткачи, гончары, музыканты.

Одна из первых распространенных профессий - это кузнец. Он занимался всем, что было связано с обработкой железа, изготавливал все: от гвоздей до мечей. Столяр же, например, производил любые деревянные изделия, начиная от дверей и кончая шкафами. Поначалу вся семья помогала мастеру и была задействована в производстве материальных благ. На следующем этапе разделения труда каждый мастер определялся с конкретным профилем в рамках одной профессии. Это обуславливалось тем, что появился больший спрос на отдельные блага. К примеру, одни столяры занимались исключительно бочками, другие - колесами, третьи - санями и т. д. Таким образом и появилось понятие профессии человека.

Как возникло слово "профессия"

Оно происходит от латинского слова profiteor, которое буквально переводится "объявляю". Оно, в свою очередь, образовано от латинского префикса pro (за, вместо) и корня fateri (признавать). Если дойти до праиндоевропейских корней, то приходим к древнему *bha (говорить). Значения слова profiteor следующие:

  • громко и публично объявлять, открыто говорить;
  • открыто заявлять, признавать себя;
  • объявлять что-либо предметом своих занятий;
  • обещать;
  • судить, подавать надежду на что-либо;
  • открыто, официально объявлять, показывать;
  • явиться на службу, записаться на военную службу.

Каждое значение слова "профессия" имеет один общий признак: публичное заявление о чем-либо.

Однокоренное professus (явный, признанный) дало жизнь русскому слову "профессор". В Древнем Риме professae называли публичных женщин, потому что они открыто заявляли о своем роде деятельности (второе значение profiteor). Еще одно однокоренное латинское слово - confessia (вероисповедание), но в нашем языке "профессия" и "конфессия" таковыми, естественно, не являются.

В русский язык обсуждаемое слово перекочевало из латыни посредством французского (франц. profession) в 18-м веке. Но перейдя языковую границу, оно приобрело несколько иное значение: "вид деятельности". В позапрошлом веке возникли производные. До появления слова "профессия" для обозначения рода деятельности человека использовали слово "ремесло".

Семантика слова

Профессия - это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, который предусматривает определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта, умений и трудовых навыков и является источником дохода. Круг профессий достаточно широкий, они делятся на основные категории: экономические, технические, творческие, педагогические и др.
Примеры отдельных профессий: экономист, менеджер, актер, бухгалтер, строитель, монтажник, учитель, переводчик. Варианты использования слова: программист по профессии, выбрать профессию, сменить профессию, получить профессию, женщины древнейшей профессии. Родственными лексемами в других языках являются чешское - profese, польское - profesja.

Варианты написания

Далеко не все точно знают, как пишется слово "профессия".

Одни пишут его так: проффесия, другие - профессия, третьи - проффессия, и четвертые - професия. Наиболее часто используют первые два варианта. Те, у кого развита орфографическая интуиция, понимают, что удвоение каких-то согласных все-таки должно иметь место, но не должно быть чрезмерным, поэтому отсеивают третий и четвертый варианты. Встречаются, очевидно, и те, кто вместо безударного "о" пишет "а": прафессия, но для этого случая есть проверочное однокоренное слово — про´-фи, которое вносит ясность.

В таком случае остается открытым один вопрос. Проффесия или профессия? И почему так, а не иначе?

Как правильно?

Основная дилемма такова: проффесия или профессия. Надо разобраться в этом раз и навсегда. Так все-таки как правильно пишется слово профессия?

С одним "ф" и двумя "с": профессия.

Почему возникают ошибки?

В заблуждение вводит, наверное, звучание слова. Кому-то слышится удвоенное "ф". Этот звук в данном слове мягкий и глухой, и некоторые склонны произносит его протяжно, поэтому и создается впечатление, что и буква должно быть не одна. Это и есть причиной сомнений насчет того, как пишется слово "профессия". Но не всегда надо ориентироваться на собственное произношение.

Что же касается двойного "с" при написании, то оно действительно обусловлено долгим произношением этого согласного звука. Вообще, долгие согласные этимона могут сохранять долготу при артикуляции в русском языке в различной степени. Это зависит от их размещения в слове. Различают слабые и сильные позиции для удвоенных согласных. Если звук находится в интервокальном положении после ударного гласного, то такая позиция считается сильной, и долгота сохраняется и на письме.

Если сравнить английское слово profession и русское "профессия", то согласный с находится как раз в сильной позиции, и поэтому нужно писать две буквы "с".

Этимология в помощь

Так как слово заимствованное, то логично допустить, что оно должно соответствовать своему этимону. Но это не всегда так. Во-первых, многие слова со временем утратили двойную букву в русском языке. Во-вторых, спорным является вопрос о том, какой именно язык считать источником. Ведь очень часто одно и то же слово даже на родственных языках пишется по-разному. Вот примеры: русское "группа" на немецком пишется gruppe, на французском - groupe, на английском - group. Если руководствовться только этим правилом, то как знать, на какой именно язык надо ориентироваться?

Правда, со словом "профессия" все гладко: на всех языках оно пишется с одним "ф" и удвоенным "с": profession (англ.), profession" (франц.), professio (лат.). В этом частном случае можно смело брать за основу языки-источники. Теперь вопрос о том, как писать - проффесия или профессия, окончательно решен.

Корень слова

В отличие от своего латинского аналога, обсуждаемое слово состоит из двух морфем: корня "професси" и окончания "я". Начальные буквы "про" префиксом не являются. Окончание можно определить с помощью изменения слова по падежам и числам: профессии, профессию, профессией, профессиями, профессиях. Корень слова профессия является частью основы нескольких других слов: профессионал, профессиональный, профессионализм, профессор, профи. Первые три образованы суффиксальным способом, последнее - усечением основы. Правда, являются ли слова "профессор" и "профессия" однокоренными - вопрос спорный. Некоторые лингвисты считают, что они давно утратили общий смысл.

Схожие по значению лексемы

Синоним к слову профессия подобрать несложно. Ряд схожих по значению слов не беден: специальность, ремесло, деятельность, звание, занятие, призвание, работа, труд, квалификация, дело, профиль. Не все являются стопроцентными синонимами. Например, слово специальность подразумевает комплекс навыков и знаний, полученных в процессе обучения и подтвержденных соответствующим образом. То есть, иными словами, специальность должна быть подтверждена документально, а профессию можно приобрести и на практике, без специального обучения. Если по-простому, то специальность говорит о том, на кого человек учился, а профессия - кем он работает в данное время, причем это могут быть разные сферы деятельности. Но в основном каждая вышеперечисленная лексема может использоваться как синоним к слову профессия.

Как пройти полиграф Присвоение и растрата

  • Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятие, виды)
  • Административное наказание: понятие, виды, правила назначения.
  • Профессия есть исторически сложившийся вид трудовой деятельности, требующий определенных ЗУН, приобретаемых в результате специального (профессионального) образования, профессиональной подготовки и опыта работы. Различают 3 типа профессии: универсальных, частично специализированных, узко специализированных. Современные профессии квалифицируются по объекту или предмету труда, по средствам труда, по условиям труда, по отраслям. В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий: человек-жив, природа (агроном, ветеринар), человек-техника (слесарь-сборщик, техник-механик), человек-человек (продавец, парикмахер, врач, учитель), человек-знаковая система (программист, языковед, математик), человек-худ.образ (актер, художник, музыкант). По условиям труда Е. А. Климов делит профессии на 4 группы: 1-Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ. 2-Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции. 3-Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный. 4-Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м)воспитатель детского сада, учитель, следователь.

    Специальность - вид деятельности в рамках профессии комплекс приобретенных ЗУН, создающих возможность определенной деятельности в какой - либо отрасли производства, услуг, культуры, образования. Квалификация - степень и вид профессиональной подготовленности специалиста, наличие у него ЗУН, необходимых для выполнения им работы определенного уровня сложности и качества. Профессиональная квалификация - ступени и уровни профессиональной подготовленности специалиста к выполнению того или иного вида труда определенного качества и сложности(разряд). Ступень квалификации - это этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). В лицеях СПО базовое, повышенное СПО, 5 ступень - среднее и общее образование -ВПО, бокалавриат, магистратура, послевузовское). Специализация- часть специальности в рамках которой она создается. Специализация предполагает получение более углубленных и расширенных ЗУН в различных областях деятельности по данной специальности.



    Профессиограмма - это описательная модель самой проф.деят-ти специалиста. Она вкл.-описание хар-ки профессии, условий труда, необходимых ЗУН, профессионально важных качеств, прав и обязанностей. Профес.хар-ка профессии - это описательная модель профессии, к-ая определяет цели профес.обучения выпускника, общие треб-ия к рез-там подготовки выпускников по спец-ти без относительно категорий и разрядов. Проф.хар-ка отражает пар-ры обучения профессии и находит свое отражение в стандартах по профессии. Проф.хар-ка включает: название профессии, шифр по классификатору, назначение профессии; квалиф-цию, содержат-ные пар-ры проф.деят-ти, перечень уч.элементов фед.компонента содержания.


    Профессиональное образование - социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности.



    Содержание профессионального образования - совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности общества, которые должны быть усвоены и к которым относят профессионально и педагогически адаптированные основы наук (опыт познавательной деятельности человека); совокупность ЗУН (опыт практической деятельности в определенных областях деятельности); профессионально и педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный структуре человеческой культуры; опыт творческой деятельности, опыт в области эмоционально-ценностных отношений (мораль, эстетика, право). Опыт познавательной деятельности фиксируется в виде ее результатов, которыми выступают знания. Опыт практической деятельности фиксируется в виде знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, в виде способов профессиональной деятельности. Содержание обучения - составной компонент процесса профессионального обучения, отвечает на вопрос «Что подлежит усвоению».

    В содержание обучения входят следующие компоненты: научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления способов деятельности, включающих в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки; опыт творческой, поисковой деятельности. Содержание обучения определяется следующими нормативными документами: Государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом учебного заведения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.

    Вариантов содержания обучения может быть много, а содержание образования всегда «стандартно». Принципы построения содержания СПО: соответствие содержания СПО целям и ценностям СПО; соответствие содержания новейшим достижениям техники и технологиям; структурное единство содержания СПО на уровне циклов дисциплин; единство содержания с процессом теоретического и производственного обучения (содержание должно быть единым не только с целями образования, но и способами учебных и профессиональных действий, выступающих одним из компонентов содержания); единство содержания с процессом усвоения. Требования к содержанию: научность содержания - формирование точной картины мира, раскрытие реальных связей и отношений, правильное объяснение явлений и процессов, ознакомление с основными идеями научных теорий, лежащих в основе описания трудовых процессов. Т.о. наука - источник содержания образования; соответствие перспективам НТП - это выражается в опережающем характере подготовки, в реализации уровня выше уровня квалификации. Вывод: Т.о. требования к содержанию определяют три фактора: научно-технический, технико-технологический, производственно-экономический. На этой основе строится модель квалифицированного рабочего.

    Стр-ра содержания СПО подразделяется на обязательное (общеобразовательное и профессиональное) и факультативное. Проф.подготовка делится на 3 цикла дисциплин: Общетехнические (предметы, обеспечивающие изучение научных основ техники и технологии межотраслевого хар-ра), общепрофессиональные (ориентированы на опред. вид деят-ти межотраслевого хар-ра), профессиональные (прдметы, обеспнчивающие подготовку непосредственно по профессии-спецдисциплины). Проф.цикл делится на 2 части: базовые дисциплины (разрабатываются на основе федер.компонента стандарта) и специальные курсы (реал-ет регион.компонент и яв-ся продолжением базового курса).

    Чтобы построить успешную карьеру, выпускники школы должны понимать, что в наше время никак не обойтись без высшего образования, которое поистине является путевкой во взрослую жизнь.

    Овладение престижной профессией в высшем учебном заведении поможет в будущем найти престижную, интересную и высокооплачиваемую работу, а также реализовать свои планы и мечты.

    В 2003 году Российская Федерация ратифицировала Болонскую конвенцию, согласно которой было создано Европейское пространство единого высшего образования. После этого диплом, полученный в любом российском ВУЗе, будет официально признан в каждой из 48 европейских стран, подписавших декларацию. Однако с вхождением в данное пространство возникла некоторая путаница в терминологии. Попробуем разобраться, что же означает квалификация по диплому.

    Профессия и специальность

    Итогом обучения является приобретение знаний и навыков в какой-то области приложения трудовых ресурсов. Понятие профессия включает в себя деятельность в следующих ситуациях:

    • некоторая сфера, в рамках которой вкладываются ресурсы, умения и квалификация человека;
    • совместная работа группы сотрудников, которые объединены определенными дополняющими друг друга функциями;
    • выполнение задач за вознаграждение;
    • общественный статус, приобретаемый в процессе выполнения работы.

    Стоит понимать, что понятия квалификации по диплому и профессии – не совсем одно и то же. Профессия это практическое применение полученных ранее знаний, освоение какого-либо рода деятельности.

    Квалификация по диплому же является уровнем полученных знаний, который необходим для их применения при работе.

    Специальность – это более определенное понятие, она считается какой-то частью профессии. К примеру, при профессии юрист человек может иметь специальность адвоката, нотариуса, прокурора, судьи. То есть специальностью является узкое применение умений человека, какое-либо профильное использование его сил.

    Квалификация

    Само такое определение имеет несколько размытый смысл, так как ее приобретение может быть как теоретическим, так и практическим. Квалификация по диплому отображает уровень подготовки человека после окончания учебного заведение. И формулировка может отличаться от качества и степени подготовки, полученной в процессе обучения.

    Ратификация Болонской конвенции привела к проведению реформ в российской системе образования, которая стала трехступенчатой. Выпускники теперь могут иметь один из трех уровней подготовки:

    1. Бакалавр (обучение не менее 4-х лет). Базовая форма подготовки студентов, которая является полноценной (а не урезанной, как бытует мнение). В дипломе в данном случае указывается, в какой отрасли получено образование бакалавра и по какому направлению. То есть квалификация по такому диплому совпадает со специальностью (например, «бакалавр экономики»).
    2. Специалист (обучение не менее 5 лет). По окончании специалитета, в дипломе пишется квалификация, например, «инженер» и специальность – «Электронная техника». В применении к образованию и общественным отношениям первое определение является более узким понятием.
    3. Магистр (обучение не менее 6 лет). По окончании бакалавриата можно получить диплом, окончить обучение и идти работать, а можно перейти в магистратуру и продолжить получение знаний. Впрочем, в дипломе магистра, как и у бакалавра, определение совпадет со специальностью.

    Понятие квалификация в трудовых отношениях имеет совершенно другое значение, так как подразумевает приобретение опыта, повышение уровня знаний и умений. Таким образом, теоретические знания примеряются на практике, что отображается в осуществлении трудовой деятельности.

    Профессиональное поле – сфера трудовой деятельности рабочих или специалистов.

    Профессиональное обучение - основа профессиональной подготовки студентов. Оно должно вырабатывать у них прочные знания, умения и навыки, которые обеспечивают качественное и количественное выполнение работ, а также умение использовать новую технику, современную технологию и передовые методы труда.

    Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

    Специальность – конкретизация вида трудовой деятельности в рамках

    данной профессии.

    Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п. Так, базовая профессия «слесарь» подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия «врач» включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. - наиб, подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идёт путём интеграции двух или неск. связанных между собой С.

    Квалификация – уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определённой степени сложности в конкретном виде деятельности. Это подготовленность индивидуума к профессиональной деятельности.

    Теоретич. знания, соответствующие определённому уровню К., включают как общеобразовательные, так и специальные, объём которых зависит от формы и продолжительности соответствующих занятий. Подготовка рабочих кадров осуществляется в уч. заведениях системы проф.-тех. образования и непосредственно на производстве; дипломированных специалистов - в высш. и ср. спец. уч. заведениях; науч. кадров - в аспирантуре и докторантуре.

    Практич. навыки осваиваются в ходе выполнения соответствующих работ путём их многократного повторения, в результате чего вырабатывается прочный динамич. стереотип. Первоначальные навыки формируются в ходе обучения, выработка устойчивых проф. навыков зависит от опыта работ в том или ином виде проф. деятельности и обычно характеризуется стажем работы по профессии.

    Квалификационная структура – иерархия ступеней квалификации.

    В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями:

    1ст.- предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах;

    2ст. - основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; 3ст. – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования;

    4ст. – предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: проф.лицеях, учреждениях среднего проф.образования (базовый и повышенный уровень), колледжах;

    5ст. – соответствует различным уровням высшего и послевузовского проф.образования.

    Показателем К. рабочего является квалификац. разряд (класс, категория), которрый присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарифно-квалификац. характеристик этой профессии. Квалификационный разряд присваивается служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации, которые указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям.

    Квалификационный разряд имеет немаловажное значение. Оплата труда работникам на предприятии, в организации производится с учетом квалификационного разряда, т.е. с учетом уровня профессиональной подготовки и от затраченных сил. Так, если у какого-либо работника повышается уровень профессиональной подготовки, пропорционально повышается и его заработная плата, и наоборот. При подборе и расстановке кадров на производстве также учитывается квалификационный разряд.

    Профессия, присваиваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, который в соответствии с Законом о занятости даёт право на работу согласно профилю и уровню полученного образования. Офиц. наименование П. или должность работника указывается в трудовой книжке.

    Ключевой составляющей стандарта профессионального образования является квалификация, которая характеризуется ступенью и уровнем.

    Уровень квалификации – степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются:

    – объем и диапазон знаний и умений;

    – качество знаний и умений;

    – способность рационально организовывать и планировать работу;

    – способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

    Требования к различным уровням квалификации применительно к конкретным профессиям и специальностями регламентируются соответствующими документами системы тарификации и аттестации.

    Профессии рабочих, которым ранее были установлены тарифные разряды, тарифицируются в соответствии с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих с учетом внесенных в них дополнений и изменений

    В России и др. странах СНГ состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификац. справочнике работ и профессий рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П.

    Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) - это нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве.

    Тарификация работ должна производиться в соответствии с их сложностью без учета условий труда. В необходимых случаях УТ (тяжесть, вредность и др.) подлежат учету путем установления доплат к тарифным ставкам (окладам) на основе их оценки на рабочих местах в соответствии с перечнями работ по степени тяжести и вредности УТ, утверждаемыми соответствующими органами.

    Перечень профессий включает номенклатуру профессий и специальностей, подготовка по которым регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и определяет наиболее общие параметры обучения.

    Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования. ОСТ 9 по 01.04-94

    Перечень профессий и специальностей НПО является составной частью государственного стандарта начального профессионального образования, в него включены профессии, подготовка по которым определяется требованиями, устанавливаемыми на федеральном уровне.

    В этом документе профессии ранжированы по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения.

    Ступень квалификации – этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

    Профессиональная характеристика, являясь описательной моделью профессии, определяет конечные цели профессиональной подготовки, обуславливающие ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся.

    Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня и отражает:

    – название профессии;

    – интегрируемые специальности;

    – номер профессии по Перечню;

    – назначение и сферу применения профессии;

    – основные виды деятельности в рамках профессий и группируемых

    специальностей;

    теоретические основы профессиональной деятельности (требования к

    знаниям);

    – требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего образования;

    – специфические требования.

    Профессиограмма – описание, характеристика профессии, основной источник (наряду с практическим знакомством) получения сведений о разных аспектах профессиональной деятельности.

    Например: Дизайнер

    Должен знать: скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии.

    Профессионально важные качества:

    · художественное воображение;

    · пространственно-образное мышление;

    · коммуникабельность;

    · глазомер.

    Квалификационные требования: художественно-промышленные училища, архитектурные институты и институты искусств.

    Учебные заведения: Красноярский государственный художественный институт, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия

    Медицинские противопоказания:

    · нарушение координации движений рук;

    · дальтонизм;

    · дефекты зрения.

    Лекция №1

    Тема: Общее представление о профессии. Классификация профессий

    1. Понятие профессия, специальность.

    2. Классификация профессий

    3. Психолого-педагогическая деятельность: сущность, содержание и особенности

    Понятие профессия, специальность, квалификация

    В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологий, историей, культурологией, педагогикой ит.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека- быть активным. Если обратиться к философскому словарю, то там данное понятие трактуется следующим образом: «деятельность- специфически человеческая форма активного взаимодействия с окружающим миром».

    Как отмечал философ Б.Ф.Ломов, «деятельность является многомерной», поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную(исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д.

    Выделяют также разнообразные виды профессиональной деятельности (научная, педагогическая и т.д.)

    Профессиональная деятельность - род труда, следствие его диф­ференциации. Профессиональная деятельность имеет обществен­ный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в отношениях как:

    *заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;

    *организатор условий такой деятельности;

    *источник ее материального финансирования;

    *регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;

    *эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

    *источник формирования социального отношения к профессии значимость, престиж и т.п.).

    Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы педагога-психолога в государственной общеобразовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако, да­же при передаче функций организации частным лицам, органы государственного управлении осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются КЗОТом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОСТ).

    С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.


    С точки зрения конкретного человека профессия -это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.. Марковой, профессия – это приложения физических и духовных cил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессио­нально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профес­сионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

    Признаки профессии:

    1. род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций,

    2. социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост,

    3. наличие определенной системы профессиональной подготовки,

    4. наличие определенной квалификации и опыт специалиста,

    5. общность людей, занятых определенным родом деятельности.

    Специальность - определенный вид занятий в рамках данной профессии.

    Для нее характерно:

    1. знания, умения, навыки. Поэтому для нее учатся, получают знания

    2. необходим для общества

    3. взамен труда получает человек определенные средства

    Например, профессия- токарь. Специальность в рамках данной профессии- токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик.

    Профессия- учитель. Специальность- учитель иностранного языка, учитель- математик.

    Существует несколько оснований дифференциации педагогических специальностей, объединенных в профессиональную группу «образование».

    1. в зависимости от возрастного периода развития личности, с которой работает педагог, обуславливается специфика его взаимодействия с ней (воспитатель дошкольного учреждения; учитель: начальной школы, основной школы, старших классов, преподаватель вуза и т.д.)

    2. на основе предметных областей знаний, которые выступают в качестве средства взаимодействия (учитель истории, музыки и т.д.)

    3. на основе особенностей психофизиологического и социального развития личности, с которой взаимодействует педагог (педагог- дефектолог: логопед-педагог, оказывающий помощь детям с нарушениями речи; сурдопедагог - педагог, за­нимающийся образованием детей с нарушениями слуха; тифло­педагог - учитель, обучающий слабовидящих детей, и т.д.);

    4. группы специалистов, работающих в разных типах образова­тельных учреждений (педагог системы общего образования, или профессионального образования, или дополнительного образования и т.д.).

    К числу специалистов-педагогов, профессионально занимающихся педагогической деятельностью, сегодня также можно от­нести: педагога-психолога, социального педагога, гувернера, во­спитателя детского дома, организатора досуга детей, воспитателя группы продленного дня, вожатого и т. д. постоянное расшире­ние спектра педагогических специальностей связано, с одной стороны, с дифференциацией науки и производства, а с дру­гой с повышением роли воспитания и образования во всех областях жизнедеятельности современного человека (например, появление специальностей «учитель безопасности жизнедеятель­ности», «учитель мировой и художественной культуры», «учи­тель информатики», «учитель технологии и предпринимательства» и т.д.).

    Характерной особенностью современного этапа развития педагогического образования является не только дифференциация специальностей, но и их интеграция: стремление преодолеть уз­кую специализацию учителя и предоставить ему возможность при­обрести одновременно несколько специальностей, например: учи­теля физики и иностранного языка, учителя химии, биологии и педагога-психолога; учителя русского языка, литературы и миро­вой художественной культуры; учителя истории и граждановеде­ния; учителя экономики и права и т.д. Это не только вызвано потребностями общества (изменениями в содержании образова­ния и появлением новых предметов), но и обеспечивает полную занятость (нагрузку) учителя, предоставляет ему возможность ре­ализовать свой творческий потенциал или самоопределиться в одной из специальностей.

    На основе полученной специальности работнику присваивается та или на квалификация. Например, квалификация бакалавра (при 4- летнем обучении), магистра или дипломированного специалиста.