Юридические документы

Компетенция и полномочия органов государственного управления образованием. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу

План урока 11 класс

Место искусства в духовной культуре

Вид занятия: урок с применением проблемно-диалогической и информационно-коммуникационной технологий

Тип урока: формирование новых знаний

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества

Задачи:

1. Раскрыть сущность и особенности искусства

2. Раскрыть содержание основных видов искусства

3. Раскрыть основные функции искусства

Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

Задачи:

1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в парах, группах, умения работать с различными видами информации)

2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

Воспитательная :

- воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважения мнения других,

Воспитывать эстетическую культуру.

Актуализация знаний

Задания формата 1,2,3 ЕГЭ по теме «Духовная культура»

Подведение к теме: продолжаем изучение духовной культуры общества.

Показ слайдов с иллюстрациями произведений искусства - какой элемент духовной культуры общества будем изучать сегодня на уроке? Искусство.

Прочитайте это высказывание и сформулируйте, что нам сегодня предстоит выяснить?

- деятель французской культуры XX в. Жан Кокто.

(проблемный вопрос)

-Свой ответ на этот вопрос вы должны сформулировать на сегодняшнем уроке.

Вам необходимо высказать свою точку зрения.

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Преподаватель выборочно спрашивает обучающихся . Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Затем преподаватель обобщает их выступления, выделяя основные вопросы изучаемой темы.

План.

    Сущность искусства.

    Особенности искусства.

    Основные виды искусства.

    Функции искусства.

1. Что такое искусство? Предлагаю вам сформулировать самим определения.

3. Выделить существенные признаки искусства из предложенных определений.

2. Особенности искусства.

1. Просмотрите видео о сущности искусства, прочитайте об особенностях искусства из дидактического пособия.

2. Раскройте особенности искусства на примере репродукций картин К. Петрова – Водкина «Купание красного коня» и И. Глазунова «Вечная Россия».

3. Проанализируйте высказывания об искусстве и определите, о каких особенностях искусства в них говорится.

4. Задания ЕГЭ (№1,2)

3. Основные виды искусства.

1. Существуют различные виды искусства. Вы о них знаете.

(Демонстрация слайда с видами искусства)

Среди всех видов искусства сегодня необходимо сказать о кино. Почему? 2016 год объявлен в России годом кино.

Кино – одно из самых массовых искусств, понятных и доступных гражданам. Сведения о годе кино.

3. Решение заданий ЕГЭ (№3, 4)

4. Функции искусства

1. Просмотрите видео о функциях искусства, прочитайте о функциях искусства из дидактического пособия, учебник на стр. 348.

2. На примере конкретных произведений искусства проиллюстрируй функции искусства: познавательную, воспитательную, компенсаторную.

Подведение итогов работы, возвращение к проблемному вопросу.

Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства?

Учащиеся высказывают свое мнение: «Я считаю, что искусство необходимо, так как …»

Завершающие слова учителя:

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
(Ф.М. Достоевский)

Домашнее задание:

П-ф 34, задания ЕГЭ по теме.

Дидактические материалы к уроку. Место искусства в духовной культуре

1. Что такое искусство (определения)

    ИСКУССТВО - форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).

(Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)

    ИСКУССТВО - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно - образными формами воспроизведения действительности.

(Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.)

    ИСКУССТВО - художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности. Термином “искусство” издавна обозначают не только художественные произведения, продукты художественной деятельности, но также и “искусность”, “мастерство”, “артистизм”, “виртуозность”, проявленные в любой другой сфере сознания и деятельности (в ремесле, науке, технике и т. д.).

(Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.)

    ИСКУССТВО - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.

(Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998)

5. ИСКУССТВО -

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки. Искусство кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное искусство.

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство. Из любви к искусству (разговорное шутливое) - из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.

(Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. интернет - ресурс)

2. Мудрые мысли об искусстве

1) «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» - деятель французской культуры XX в. Жан Кокто.

2) «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет; отдельный индивид лично для себя может по-разному оценивать его значение, но никто не может сказать о художественно совершенном произведении, что его «превзошло» другое произведение, в равной мере совершенное.

Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10-20-40 лет»

М. Вебер, (1864-1920), немецкий социолог, историк, экономист и юрист.

3) В. Э. Мейерхольд: «Связь между искусством и реальностью та же, что между вином и виноградом».

4) «Почему его (искусства) так много? Зачем имея поэзию, нужно иметь еще и прозу?» (Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), советский литературовед, культуролог, искусствовед)

3. Особенности искусства

1) Чувственное восприятие окружающего мира . Стендаль: «… Искусство живёт страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспеть в нём».

2) Субъективность. Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на роль творца художественного произведения.

3) Образность . Если для учёного средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то в искусстве инструментом познания оказывается художественный образ.

Художественный образ:

1) рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности;

2) специфический для искусства способ освоения и постижения действительности, преломленный сквозь чувства и мысли художника.

В создании художественного образа искусство в чем-то уступает реальности, а в чем-то превосходит ее. Художественный образ – это всегда «выдумка», опирающаяся на действительность, «домысел», возникающий из логики реальной жизни, «догадка», которая дополняет недостающее. Художественный образ отличается от обычного образа-представления тем, что выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к этой действительности, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника и воссоздаваясь в воображении зрителя, читателя, слушателя.

Художественный образ отличается и от научного понятия, которое предельно абстрагируется, «отвлекается» от конкретной реальности объекта, ««заглядывая» в его суть. Художественный образ связан с конкретностью, единичностью, однако в нем всегда присутствует обобщение, которое представляет собой единство индивидуального и общего, неповторимого и типического.

4) Законченность авторских произведений. - Если наука, религия, мораль являются плодом долголетних коллективных усилий, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор.

5) Индивидуальным является не только создание произведений искусства, но и индивидуально их восприятие. Известная поговорка: «На вкус и цвет товарища нет» - как нельзя более подходит к искусству и далека от деятельности учёного.

4. Функции искусства

1) эстетическая;

2) познавательная;

3) коммуникативная;

4) гедонистическая (наслаждение);

5) эвристическая (творческая);

6) катарсическая от слова катарсис («очищающая»);

7) социально-организующая;

8) воспитательная;

9) компенсаторная;

10) предвосхищение, предсказание.

Специфика искусства как формы познания:

1) образность и наглядность (художественный образ играет ту же роль, что и понятие в науке);

2) способы воспроизведения действительности, а также средства создания образов (слово, звук, цвет);

3) значительная роль воображения и фантазии познающего субъекта.

5. Виды, жанры, направления и стили искусства

Виды искусства

По среде, материалу, в котором реализуются художественные образы:

Аудиальные - (звук в музыке);

Визуальные - (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре);

Словесные - (художественная литература, проза, поэзия);

Синтетические - (сценические искусства, экранные искусства, актёрская игра).

По распределению в пространстве и времени

Пространственные - (пластические) виды: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. Существенным в раскрытии художественного замысла является пространственное построение объектов.

Временные (динамические) - литература, музыка. Основой этих видов искусства является разворачивающаяся во времени композиция.

Пространственно-динамические (синтетические, зрелищные) - театр, цирк, балет, кино, эстрада (светомузыка Скрябина).

Жанры искусства

В каждом виде искусства сложилась своя система жанров. Жанр (от франц. Genre – вид) – совокупность произведений, объединяемых:

1) общим кругом тем или предметов изображения;

3) способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.

Каждый вид искусства имеет свою систему жанров. В изобразительном искусстве - в содержательном плане различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения – жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.

В литературе - также существуют различные жанры: эпический – героическая или комическая поэма, роман, рассказ; лирический – ода, элегия, стихотворение, песня; драматический – трагедия, комедия. Деление на жанры может осуществляться и по способу образного построения произведения искусства – символика, аллегория, а также по другим основаниям (признакам).

В разные эпохи господствовали различные жанры: так, в античной литературе и театре широкое развитие получил драматический жанр трагедии; в музыке в период расцвета романтизма выделились ноктюрн, прелюд, вальс – жанры, наиболее полно передававшие лирические настроения.

Направления и стили в искусстве.

Стиль - (от греческого stylos – остроконечная палочка для письма по воску, манера письма) – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.

Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов (таковы, напр., в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм).

Художественное направление – принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

Особенности художественного направления:

1) творческий метод;

2) системы средств выразительности;

3) открытость/замкнутость художественного текста;

4) своеобразие стилевых манер.

В одном художественном направлении могут выделяться этапы и течения.

6. Современные тенденции развития искусства

1) появление полифонических и синтетических жанров;

2) технизация;

3) рост влияния массовой культуры;

4) прекрасное уступает место шок-ценностям.

Появление полифонических и синтетических жанров - Полифония (от греч. poly много и phone звук) – многоголосие, многозвучие; взаимодействие между составными частями чего-либо. Полифония современного искусства выражается в комбинировании, смешении разных видов и стилей в искусстве, чтобы достичь ещё большего воздействия на человека. Появляются синтетические жанры искусства: музыкальный фильм, симфония-балет, мюзикл, шоу показа модной одежды и т.п. Появляются новые изобразительные средства: художественные конструирование, свето- и цветомузыка, компьютерная графика. Полифония видов, стилей, направлений искусства ведёт либо к высокому синтезу, либо к эклектическому смешению.

Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора.

Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида искусства (например, использование методов документального кино – хроники, репортажа и т. д. – в игровом фильме) и между искусствами (например, введение кинематографического изображения в театральное действие). Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись. Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.).

Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые Гёте, Шиллером преломились в проблему создания синтетических произведений искусства, которые образуют «оазисы красоты», противостоящие буржуазному практицизму и бездуховности. С этими представлениями был связан интерес к музыкальной драме, способной заменить религиозный ритуал (Рихард Вагнер). Романтические утопии духовного обновления общества с помощью синтетического «соборного» художественного творчества были позже развиты символистами (Вяч. И. Иванов).

Эклектика (от греч. eklego – выбирать, собирать) – беспринципный принцип сочетания несочетаемых явлений, понятий, черт, элементов и т. п. компонентов в нечто, с позиций классического мышления не признаваемое за целостность или единство. Эклектика, или эклектизм, как способ мышления, писания, создания произведений искусства, характерна для переходных этапов в истории культуры, когда внутри старой культуры, миновавшей свой апогей, клонящейся к закату и угасающей, возникают диссонирующие с ней (или отрицающие ее) черты и элементы; когда еще не набравшее силы новое почти хаотически перемешивается со старым.

Технизация современного искусства современного искусства проявляется в совершенствовании приёмов и технологий в разных видах искусства: от новых способов извлечения звука до рисования лазерным лучом на облаках.

Рост влияния массовой культуры Массовое искусство – понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика и пр.) В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя.

Китч (Кич) (нем. Kitsch – халтура, удешевлять, англ. for kitschen – для кухни) – специфическое явление массовой культуры, имитирующее искусство, но лишенное его художественной ценности.

Широкая коммерциализация сферы потребления вызвала в 20 в. появление массовой продукции, рассчитанной на широкий и быстро меняющийся покупательский спрос. Китч проник буквально во все сферы культуры: от создания комиксов до имитации уникальных произведений и изделий искусства, сформировав в массовом масштабе определенные вкусы и ориентации.

Прекрасное уступает место шок-ценностям - В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые Поль Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции.

7. Задания ЕГЭ

К государственным органам исполнительной власти, осуществляющим непосредственно управление образованием, относятся:
1) Министерство образования и науки РФ;
2) федеральные министерства и ведомства и их структурные органы.
3) органы государственного управления образованием субъектов Федерации.
Рассмотрим полномочия Министерства образования и науки РФ.
Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280,230 оно осуществляет следующие полномочия:
1) вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
2) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
— порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях;
— перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
— положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
— формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Так, приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 65 утверждена Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов;231
— федеральные компоненты ГОС, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;
— положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
— положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;
— порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников;
— порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое. Например, Порядок перевода студентов из одного среднего специального учебного заведения в другое среднее специальное учебное заведение и из высшего учебного заведения в среднее специальное учебное заведение утвержден приказом Министерства от 20 декабря 1999 г. № 1239;
— порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;
— нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств;
3) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
4) обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
5) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Например, Министерство разрабатывает и утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования. Примером тому служит приказ Министерства от 14 октября 1997 г. № 2033, утвердивший Положение об экстернате в государственных и муниципальных высших учебных заведениях и приказ от 23 июня 2000 г. № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната»;
Кроме того, приказом Министерства от 26 июня 2000 г. № 1908 утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
Основными задачами аттестации являются:
— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;
— обеспечение педагогическими и руководящими работниками образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.
Основными принципами аттестации являются:
— добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационную категории для педагогических работников и на высшую категорию для руководящих работников:
— обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию;
— открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.
Квалификационные категории указанным работникам присваиваются сроком на пять лет. Своеобразием данной аттестации является то, что она проводится по заявлению педагога или руководителя и что решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист.
На уровне субъектов Федерации образованы соответствующие органы управления образованием.
Например, в Санкт-Петербурге образованы комитеты по культуре, науке и высшей школе, по образованию. Так, предметами ведения Комитета по науке и высшей школе являются проведение государственной политики в области науки, высшего послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования, разработка и реализация политики Санкт-Петербурга для решения проблем и развития научно-образовательной сферы с учетом потребностей и долгосрочных приоритетов социальноэкономического развития и решение других вопросов.
К предметам ведения Комитета по образованию отнесены:
— подготовка предложений об особенностях порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования;
— осуществление федеральной политики в указанных видах образования;
— создание, реорганизация и ликвидация находящихся в собственности Санкт-Петербурга учреждений перечисленных видов образования;
— подготовка предложений о национально-религиозных компонентах государственных образовательных стандартов;
информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов дисциплин;
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;
— лицензирование и аттестация государственных и негосударственных образовательных учреждений за исключением тех, которые находятся в ведении Комитета по культуре и осуществление иных функций Администрации Санкт-Петербурга в области образования.
Основы управления конкретным образовательным учреждением определены Законом об образовании, а высшим учебным заведением, кроме того, Федеральным законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании (ст. 12). Дополнительно управление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируются Типовыми положениями и их уставами.
Непосредственное управление образовательными учреждениями осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор, начальник или другой руководитель.
Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения определяется Правительством РФ.
Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет. Он является выборным представительным органом. В его состав входит ректор — председатель ученого совета и проректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.
Порядок выбора первого состава ученого совета определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций.
В вузе могут создаваться другие советы по различным направлениям. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятельности советов определяются уставом вуза.
Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.
Кафедру возглавляет заведующий (начальник). Положения о кафедре и других подразделениях разрабатывает и утверждает вуз в порядке, предусмотренном его уставом.

Для организационной структуры управления образованием характерна децентрализация, т.е. подчинение нижестоящих органов управления вышестоящим. С учетом содержащейся в Законе РФ «Об образовании» компетенции органов государственной власти и управления образованием определяются полномочия субъектов государственно-общественного управления образованием на всех уровнях образования. Принципиальным вопросом является распределение прав, полномочий и ответственности между высшими звеньями управления образованием - министерством Российской Федерации и краевыми, областными комитетами и управлениями, а также городскими (районными, поселковыми) управлениями образованием и отделами дошкольного образования.

Так, федеральные, центральные органы управления образованием в соответствии с Законом РФ «Об образовании» центральные органы (министерства), прежде всего, должны направлять свою деятельность на выработку идеологии и стратегии развития системы непрерывного образования, определение ее приоритетов, на закладывание крупных социально-педагогических экспериментов, на анализ общественного мнения и постоянное информирование общественности о состоянии, проблемах и перспективах развития образования. Нижестоящие органы управления должны заниматься реализацией и введением в действие законов и нормативных актов и политики, разработанной вышестоящими органами.

В наибольшей степени региональный аспект в управлении образованием реализуется через деятельность отделов дошкольного образования. В каждом органе управления образованием есть ведомство, которое занимается вопросами дошкольного образования: в частности в районах, городах и областях в общей структуре управления образованием действуют отделы дошкольного образования (областные, районные, городские). Структура РУО (РОО), способная в наибольшей мере отразить в практике образования региональные особенно­сти функционирования общества и производства, может включать следующие отделы (секторы): учебно-воспи­тательного процесса, развития социально-экономической базы образования, научно-методического обеспечения, хо­зяйственно-эксплуатационный, планово-экономический. В горкомитете или управлении дополнительно вводится отдел подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации специалистов.

Непосредственное управление образованием в РФ осуществляет (на федеральном уровне) министр образования и науки, в округах и областях начальник управления соответствующим уровнем управления (начальник окружного управления образованием, районного, городского). Руководство отделами дошкольного образования осуществляют специалисты и методисты. При соответствующем дошкольном отделе управления образованием действуют дошкольные кабинеты

2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу

Одним из важнейших документов, определяющих и регламентирующих деятельность образовательных упреждений, является Закон РФ «Об образовании», принятый 10 июля 1992 года, в него уже неоднократно вносились изменения и дополнения.

В этом законе содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития всей системы образования в России в целом и дошкольной ее отрасли в частности (этому посвящена ст. 18 Закона).

ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, своим Уставом, договорами между учреждением, учредителями и родителями (лицами, их заменяющими).

Типовое положение о ДОУ является основным документом, регламентирующим деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Документ был принят Постановлением Правительства РФ 1 июля 1995 года. Впоследствии в документ также были внесены изменения и дополнения. Типовое положение о ДОУ определяет виды дошкольных учреждений в соответствии с их направленностью, конкретизирует основные вопросы организации и функционирования дошкольных учреждений, управления ими, комплектования детьми, определяет участников педагогического процесса.

Устав ДОУ, договора между дошкольным учреждением и учредителем, дошкольным учреждением и родителями также являются документами регламентирующими деятельность детского сада.

Все документы разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и обеспечивают доступность и качество образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения.

Административное право России в вопросах и ответах Конин Николай Михайлович

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение предусмотренных на образование ассигнований, утверждает Федеральную программу развития образования в стране, контролирует основные этапы ее реализации, осуществляет международные связи. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в образовательной области, ее законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления. Например, постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 одобрена Национальная доктрина образования в Российской Федерации (СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Президент РФ и Правительство РФ создают и устанавливают их организационно-правовой статус или определяют учредителей некоторых особо важных и значимых образовательных учреждений.

К компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; определение порядка разработки, утверждение и введение государственных образовательных стандартов и ряд других функций и полномочий, вытекающих из норм и требований Конституции РФ, федеральных законов и соглашений высших органов управления России и субъектов Федерации по вопросам государственной организации системы, структуры и содержания образования в Российской Федерации.

Отраслевыми органами в системе государственного управления образованием в Российской Федерации являются: Министерство образования и науки РФ и все иные федеральные министерства и ведомства, имеющие в своей системе образовательные учреждения отраслевого профиля; государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы управления образованием, которые создаются по решению органов местного самоуправления.

Министерство образования и науки РФ (Положение о нем см.: СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2562) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, научными организациями, молодежными и детскими общественными объединениями и организациями.

В ведении Министерства образования и науки РФ состоят действующие на основе специальных Положений, утвержденных постановлениями Правительства РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию.

Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливают порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного) образования), дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего послевузовского, дополнительного) образования.

Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки обучающихся государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам. Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации, которая проводится Государственной аттестационной службой Минобразования и науки России.

В крупных вузовских центрах субъектов Российской Федерации созданы и действуют советы ректоров, которые являются государственно-общественными органами управления высшим и послевузовским профессиональным образованием на территории этого субъекта Федерации и одновременно отделениями Российского союза ректоров.

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления Политическая ответственность распространяется только на некоторые органы государства и муниципальных

Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием 1. К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:1) специальные общеобразовательные школы

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ СОДЕРЖАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ» В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об основах системы

Из книги Настольная книга судьи по гражданским делам автора Толчеев Николай Кириллович

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

СТАТЬЯ 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием 1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

3. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих В соответствии со ст.254 ГПК гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

2. Система органов управления здравоохранением и их компетенция В соответствии со ст. 72 Конституции РФ здравоохранение является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому отраслью здравоохранения управляют федеральные и субъектов

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

2. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Руководство строительством и подготовкой, применение военной организации государства,

Из книги Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения автора Кичик Кузьма Валерьевич

2. Система и компетенция органов государственного управления специальными службами Президент РФ осуществляет общее руководство органами всех специальных служб, определяет им задачи, утверждает Положения о них, контролирует и координирует деятельность этих органов,

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

16.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Правила производства по данной категории дел регулируются гл. 25 ГПК РФ.

Из книги автора

Какие решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подлежат обжалованию? Рассмотрение жалоб на неправомерные решения, действия (бездействие) органов

Из книги автора

В чем особенности рассмотрения дел по обжалованию решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих? В ГПК установлены определенные правила разбирательства дел

Из книги автора

Статья 48. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений 1. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления,

Из книги автора

§2.3. Компетенция контролирующих органов в сфере размещения государственных и муниципальных заказов На систему государственных и муниципальных закупок в России, как и в других странах, оказывают воздействие в той или иной степени все государственные органы. Более того, с

Органы местного самоуправления являются основным звеном системы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся:

1) Представительные органы местного самоуправления;

2) Главы муниципальных образований;

3) Иные органы и должностные лица.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Его численный состав и срок полномочий депутатов определяется уставом муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении. Депутаты представительных органов местного самоуправления не обладают депутатской неприкосновенностью и осуществляют свою депутатскую деятельность без отзыва от основного места работы.

К полномочиям представительных органов относится:

1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, в т.ч. Устава муниципального образования;

2. утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования;

3. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

4. контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в представительном органе субъекта Российской Федерации.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Главы муниципальных образований избираются гражданами на срок от двух до четырёх лет. Полномочия глав муниципальных образований определяются уставами муниципальных образований. К их компетенции, как правило, относится назначение и смещение должностных лиц администрации муниципального образования, организация работы по исполнению местного бюджета, планов и программ социально-экономического развития, оперативное управление муниципальной собственностью, выполнение представительных функций и др.

Органы местного самоуправления, не входят в систему органов государственной власти, наделены правом осуществлять властные действия нормоустановительного и распорядительного характера в решении вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления включают:

1) «собственные» полномочия, т.е. полномочия, закреплённые за органами местного самоуправления федеральной Конституцией, законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации;

2) Отдельные государственные полномочия, которые в соответствии с законом могут передаваться органами государственной власти органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться передачей для их осуществления соответствующих материальных и финансовых средств.

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны общественного порядка. стр. 63-64

Основные полномочия органов местной власти муниципального образования:

1. Выступать в качестве юридического лица и в связи с этим заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и отвечать в суде, совершать другие юридически значимые действия;

2. Распоряжаться муниципальным имуществом, т.е. устанавливать арендную плату за пользование муниципальной собственностью, устанавливать перечень неотчуждаемых объектов и т.д.;

3. Управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;

4. Устанавливать местные налоги и сборы;

5. Распоряжаться муниципальными финансами;

6. Принимать общеобязательные нормативные правовые акты (постановления, распоряжения).

Таким образом, представительные органы местного самоуправления принимают наиболее значимые для муниципальных образований решения.

Полномочия и сроки полномочий местной власти системы управления определяются в каждом муниципальном образовании самостоятельно.

Кроме собственных полномочий по решению вопросов местного значения органы местной власти иногда наделяются отдельными государственными полномочиями, определяемыми федеральным законодательством или законами субъектов Федерации. К ним относятся охрана окружающей среды, здравоохранение, социальное обеспечение, культуры и др. стр. 28-29