Юридические документы

Хочет уйти гражданская бороться или отпустить. Жена уходит — стоит ли бороться или лучше отпустить? С парнем разные представления о жизни, но не могу его отпустить

С давних времен актеры пользуются театральными масками, комическими либо трагическими, однако и все те, кто составляет публику, носят в своей повседневной жизни самые различные маски – символы тех ролей, которые они играют в пьесе жизни. Роли могут меняться – сегодня одна, завтра другая, – но маска будет на лице всегда. Человек никогда не снимает ее.

Наши маски меняются с возрастом. Став взрослыми, мы надеваем на работу маску профессионала; придя домой – родителя или супруга. Некоторые маски подразумевают полную смену костюма. Собственно говоря, почти весь гардероб человека – это и есть его маска, необходимая для исполнения определенной роли: «я – соблазнительная молодая девушка»; «я – деловой человек»; «я собираюсь в деловую поездку, на охоту, на прогулку...» В каждом случае я наряжаюсь соответственно обстоятельствам. Внешний вид говорит о том, какую роль я играю в данный момент. Солдат, полицейский, служащий корпорации и дворник, подметающий улицу, – все одеваются для исполнения своих ролей.

Мы меняем маски не только в зависимости от ситуации и образа действия, но и при общении с разными людьми. У каждого человека множество масок, и он способен менять их с удивительной скоростью. Каждый раз при сознательной или бессознательной смене ролей мы меняем и их символы – маски. Общаясь с одним человеком, я играю одну роль и надеваю ту маску, которая для этого требуется, с другим – роль и маска для нее иные. У кого-то такие перемены не вызывают затруднений. Возможно, вам доводилось встречать людей – на вечеринках, например, – умеющих менять маски с молниеносной быстротой. Наблюдать за человеком, умеющим вращаться в обществе, когда он переходит от одной группы к другой, все равно что наблюдать за великим актером, мгновенно входящим в новый образ. Иногда разница между масками почти не заметна, иногда различия настолько резки, что бросаются в глаза. Сменив маску, один и тот же человек внезапно предстает перед вами в новом образе: серьезного работника, шутника, влюбленного, циника или энтузиаста.

Некоторые маски мы надеваем сознательно: среди мало интересных нам людей улыбаемся, смеемся глупым анекдотам и притворяемся, что внимательно слушаем, когда наши мысли витают далеко; на похоронах делаем грустное лицо. Иногда, конечно же, маска отражает истинные, спонтанные переживания: мы можем смеяться от счастья и плакать, потому что у нас горе, – но даже в этом случае наши жесты и мимика, соответствующие моменту, не являются врожденными, а приобретаются в очень раннем возрасте путем подражания. Даже некоторые самые элементарные формы самовыражения – например, кивок в знак согласия – не универсальны, а приняты лишь в том или ином этносе. Коллекции масок у большинства людей просто поражают своим богатством: их тысячи!

Привычка носить маску дается нам с рождения. С самого раннего детства, задолго до того, как ребенок произносит первое слово, он учится кричать не от боли, а чтобы привлечь внимание родителей, улыбается, чтобы снискать чье-либо расположение, и вообще разыгрывает спектакли. Нас с детства приучают вежливо говорить с посторонними людьми, потому что это – часть человеческих отношений. Общественное давление заставляет нас держаться в рамках приличий. Мы не вправе ударить того, кто нам не нравится, но не можем позволить себе и изъявления любви к каждому, кто нам симпатичен, – опять-таки из-за светских условностей. Порой мы надеваем комическую или трагическую маску, маску скуки или безразличия, уверенности в себе или насмешки – все это маски, принятые в обществе.

Мы привыкли вести себя при общении друг с другом так, будто разыгрываем пьесу, зная свои роли назубок, при этом наши манеры служат нам такой же маскировкой, как и одежда. «Извините, пожалуйста», «Как поживаете?», «Желаю приятно провести время» – все эти слова – лишь навязанная нам окружением маска вежливости. Точно рассчитанный формальный поклон является непременным атрибутом социального поведения у японцев, тогда как в какой-нибудь другой национальной среде ту же роль выполняет похлопывание по спине.

Общество, как правило, заставляет людей казаться хуже, чем они есть на самом деле, хотя мы не всегда осознаем это. Порой мы демонизируем себя только для того, чтобы быть принятыми в определенном кругу. В милитаризированных кругах нужно казаться жестким, суровым и мужественным – только в этом случае тебя примут за своего; так называемый «высший свет» требует от человека быть остроумным, беспринципным и циничным. Ношение маски – это не только способ самоутверждения, но и необходимое условие для создания близких, интимных отношений. Много лет назад ко мне пришла накануне своей свадьбы молодая женщина с рядом вопросов, касавшихся брака. Незадолго до того она стала соблюдать еврейские традиции, но психологически и эмоционально принадлежала поколению шестидесятых. Мы говорили о том, какими она представляет себе свои отношения с мужем. Поскольку она прошла школу хиппи, ее идеал супружеской жизни был основан на полном доверии и открытости. Я сказал ей (хотя это может показаться не слишком похожим на совет раввина), что состоять в браке еще не значит, что вы постоянно находитесь в зале суда, где клянетесь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. (Нет, по правде говоря, это был настоящий совет раввина – см. Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 65б ).

Нет необходимости выкладывать друг другу всю подноготную о себе, что-то можно и пропустить. Примерно через полгода я встретил ее супруга и понял, что она не вняла моему совету. Невооруженным глазом было видно, как он страдает. Она не только говорила ему все, что думает о нем в каждый конкретный момент, но и подробно рассказала о своем прошлом. Я понял, что бедный муж не вынесет столько правды.

Положительная сторона ношения маски состоит в том, что она служит защитой нашего внутреннего «Я», а иногда защищает от него окружающих. Мы вынуждены носить ее, чтобы поддерживать нормальное течение жизни общества, беречь других людей, а не вредить им. Ведь резкое, грубое и бесцеремонное слово вполне способно уничтожить человека. Одну и ту же мысль можно выразить в разговоре с ним и жестко, безапелляционно, и более мягко, щадя его чувства.

У маски очень много функций, и снимать ее опасно. Иногда маска, подобно одежде, прикрывает наготу; иногда она – щит, а иногда – массивные железные латы. Тело необходимо защищать как от перегревания или ожога, так и от сильного переохлаждения. Физическая и психологическая нагота имеют много общего: в обоих случаях и маска, и одежда дают преимущество для выживания. Это не ложь, а щит, броня, часть необходимых мер, которые человек вынужден принимать, чтобы не погибнуть.

Каждый носит маску, и все знают, что это не подлинное лицо человека. Совершаем ли мы, надевая ее, подлог, фальсификацию? Какие отношения связывают с ней человека? Маска обнажает и прячет одновременно. В каком-то смысле каждое слово – маска какой-либо идеи.

Между внутренним «Я» (если оно существует) и его личинами всегда сложные и запутанные отношения. Мы не безмозглые существа, мы обладаем сознанием и пользуемся масками по собственному выбору, который, однако, отражает нашу внутреннюю сущность. Всякий раз, когда человек надевает маску, – сознательно или бессознательно, – она никогда не бывает полностью чужда ему и неизбежно отражает хотя бы часть правды о его подлинном «Я».

Мы надеваем маску как нечто обращенное ко внешнему миру, однако выбор ее – следствие внутренних процессов, их результат, даже если мы думаем, что при этом подражаем кому-либо. Избранный человеком образ, в котором он хочет предстать перед окружающими, не менее важен для понимания его личности, чем исследование внутреннего мира. Так как наши личины являются следствием перманентных изменений, связанных с возрастом, статусом, требованиями общества, то у нас не существует избранного раз и навсегда, фиксированного облика – наша маска эволюционирует вместе с нами. Где кончается оболочка и начинается сущность? Панцирь черепахи – ее дом? Убежище? Можно ли представить себе черепаху без панциря? Конечно, между ней и человеком огромная разница: черепаха не может менять панцирь по своему желанию. Человек – существо более сложное, и поэтому способен менять и действительно меняет свои маски. Однако мы создаем образ, а он, в свою очередь, влияет на формирование личности. В художественной литературе немало произведений на тему о том, как человек, проносивший маску достаточно долгое время, не может ее снять, а если и снимает, то обнаруживает, что его лицо без маски сохранило с ней сходство, хотя он больше и не хочет ее носить.

Если возможна смена образа, то должно существовать и истинное «Я», которое это делает. А есть ли оно вообще, можно ли полностью избавиться от маски? Человека нельзя увидеть без нее даже в его спальне. Он всегда играет какую-либо роль – и находясь среди хорошо одетых людей, и лежа голым под одеялом, – хотя, конечно, речь идет о совершенно разных ролях. Маска будет иной, но все равно останется таковой. Кажется, нам никогда не удастся до конца избавиться от личин.

Во многих культурах существует страх перед физическим обнажением, но еще больший страх вызывает обнаженность духовная. Мы чувствуем, что внутри нас много плохого, способного вызвать у других отвращение, раздражение или смех. Поэтому мы продолжаем играть роли, опасаясь выйти из образа и обнажить то, что скрывается внутри. Годы жизни и учебы добавляют новые слои к защитной оболочке нашего существования. Их можно снимать один за другим, как слои луковицы, но что останется в конце концов? Нас пугает мысль о том, что все наше существо напоминает луковицу и если снять с него слой за слоем, то в результате ничего не останется.

С другой стороны, мы стремимся раздеться. Воин, возвращающийся с поля брани, хочет снять доспехи, бизнесмен, оказавшись дома, – сбросить пиджак и галстук. Точно так же нас утомляет множество покровов вежливости или респектабельности, у нас может появиться стремление обнажить то, что скрыто под ними. Мы надеемся, что оголившись, обретем легкость, свободу, даже счастье. Порой нам кажется, что если бы мы были способны сбросить маски образованности или интеллигентности, то обнаружили бы под ними нашу внутреннюю суть. Это ощущение основано на предположении, что простые люди являются более правдивыми, подлинными, настоящими, безыскусными. Так ли это? «Голый» человек, первобытный человек, человек без маски – честнее ли он и естественнее ли, чем в маске? Является ли она навязанной или так же натуральна, как и известные только нам самим аспекты личности? Правильно ли считать голого человека более естественным, чем хорошо одетого джентльмена? «Настоящий Адам» – голый или одетый?

Так что же происходит, когда люди снимают «одежду» и высказывают то, что думают? Давайте выразим ту же мысль по-другому, чтобы она выглядела более живописно. Предположим, я говорю кому-то: «Я хочу увидеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Раздевайся!» Человек раздевается, остается совершенно голым. Тогда я говорю: «Нет, этого мало. Ты все еще одет. Сними всю плоть. Надо дойти до самой глубинной сути. До костей». Неужели скелет подлинней, чем человеческое тело с плотью и кровью? Это ли суть человека? Разве так лучше видно «настоящую личность»?

Но действительно ли человек, подвергающийся психоанализу, познает истинного себя? Снимание всех слоев, одного за другим, открывает вовсе не «подлинную» сущность личности, а всего лишь иную ее грань. Все это – частичная реальность. Маленький ребенок, научившись снимать одежду с куклы, начнет раздевать всех кукол, какие попадутся ему под руку. Затем он попытается раздеть собаку. Возможно, дети обладают истинно научным любопытством: они хотят видеть правду, знать, что находится внутри каждой вещи.

Что стоит за этой метафорой? В чем истинная сущность человека? Разве одеяния, которые мы носим, став взрослыми, хуже данных нам от рождения? Если лишить человека всего приобретенного им в течение жизни и оставить только исходно присущее ему, он не станет от этого чище. Чистая духовная сущность личности принадлежит другому миру; это не все его внутреннее «Я». Личность носит комбинированный характер и включает в себя плоть, кровь, чувства, разум, темперамент, душу и… маски.

Истинного «Я», скорее всего, не существует. Его поиск состоит не в том, чтобы ответить на вопрос, возможно ли обнажиться полностью, и не в том, выявляет ли такое обнажение подлинную правду. Главное – понять, можно ли считать подобное срывание покровов достижением. То обнаженное существо, что предстанет перед нами, – лучше ли оно прежнего человека? Или же наоборот: измененный, цивилизованный, подтянутый человек выше по своему уровню?

Приведу историю о встрече между раби Акивой и римским правителем Палестины Тиннеем Руфусом (которого иудеи прозвали тираном Руфусом), иллюстрирующую этот запутанный вопрос. Между ними состоялся философский диспут, который был связан, с одной стороны, с духовным крахом язычества в самом Риме, а с другой – с политическими трениями между еврейским населением и римскими правителями. (Это произошло примерно в 130 году н. э., перед восстанием Бар Кохбы против римлян. Раби Акива был одним из величайших мыслителей своего времени, да, в общем-то, и всех времен. Тинней Руфус не одержал победу в этом споре; он завершил его позже, попросту приказав казнить своего оппонента ).

Римлянин спросил раби Акиву: «Что выше – природа или то, что с ней делают люди?» Раби Акива ответил, не задумываясь: «Выше то, что делают люди». Римлянин задал следующий вопрос: «Может ли человек создать небо и землю?» «Нет, – сказал Акива, – мы не можем создать небо и землю, но то, что люди умеют делать, у них получается лучше. Взгляни, с одной стороны, на стебелек льна, а с другой, – на ткань, сделанную из него; взгляни на ворох пшеницы и на каравай хлеба. Какое из этих творений выше?» Не найдя ответа, римлянин спросил: «Скажи мне, почему ты обрезан?» Тинней Руфус хотел доказать, что природа более совершенна, чем творения рук человеческих, тем самым опровергая одно из основных положений иудаизма, которое гласит, что человек – соучастник в деле Творения, он несет ответственность за этот мир и обязан преобразовывать его, делая лучше. Раби Акива не дал ему развить эту мысль. Он не собирался шутить, и его слова не были тактической уловкой. Из позиции, представленной раби Акивой, следуют далеко идущие выводы. Природный, естественный объект не обязательно является более высоким или совершенным. Человек, который одет, а следовательно, более приспособлен, переходит на другой, более высокий уровень совершенства.

Библейская заповедь в отношении священнослужителей гласит: «И сделай им нижнее платье льняное, чтобы прикрывать наготу, от талии до колен» («Исход», 28:42). Эта заповедь не призвана приучить священнослужителей к скромности, дабы никто не мог увидеть интимные части их тела обнаженными (они носили длинные рубахи до самых щиколоток). Она, по всей видимости, преследует иную цель: скрыть наготу священников от них самих.

Это платье имеет символическое значение и необходимо для проведения некоторых ритуалов, однако оно имеет и психологический смысл. У каждого человека есть то, что лучше скрывать от всех, и от себя в том числе. Желание обнажить сокрытое не всегда похвально. Одежда не помогает нам избавиться от своих секретов, а только прячет их. Постоянно обращаясь к ним и выставляя на всеобщее обозрение, можно причинить себе сильный вред. В личности каждого человека есть негативные аспекты, которые следует подавлять и прятать поглубже, чтобы не возник соблазн развивать их и даже сделать доминирующими. В каждом из нас скрыта порочность, чего мы зачастую даже не осознаем. До тех пор, пока зло спрятано, человек еще может как-то бороться с ним, но когда оно обнажено, хрупкое равновесие его «Я» нарушается и зло становится опаснее, чем тогда, когда оно пребывало в латентном состоянии. Французский философ Монтень писал, что если бы людей наказывали за их мысли, то каждый заслуживал бы повешение по нескольку раз на дню.

Такое подавление можно рассматривать не только как защитный механизм против посторонних – он защищает людей и от них самих.

Есть такое арамейское выражение: «То, что сердце не открывает рту» . Точно так же существуют вещи, которых сердце не открывает даже самому себе. Лишь исключительные люди могут без дрожи заглянуть в бездну своей души. Вглядываться в нее – все равно что пробивать корку запекшейся лавы в кратере: раскаленная масса может вырваться наружу и испепелить все вокруг.

Таким образом, маска целомудрия – не что иное, как средство самозащиты. Снимать ее следует с большими предосторожностями и как можно реже. «Лукавее всего сердце человеческое и крайне испорчено; кто познает его?» – сказал пророк Иеремия (17:9). Б-г, естественно, знает об этом; некоторые из людей подозревают, что это так, но удобней находиться в неведении. Прикрытие – не обман, а скорее способ сдерживания и контроля. Все в человеке должно находиться во взаимодействии друг с другом, ему следует разумно использовать то, чем он обладает, но прежде всего надо держать своих внутренних хищников в клетке.

На одном из диспутов о милосердии мудрецы говорили о тех, кто притворяется нуждающимся в пожертвованиях, а на самом деле может обойтись без них . Они утверждали, что человек, прикинувшийся хромым и просящий на основании этого милостыню, не умрет до тех пор, пока не охромеет на самом деле, а того, кто притворялся больным, сведет в могилу та самая болезнь, которую он симулировал. Маска станет реальностью. Маска оказывает очень большое влияние на человека, даже против его воли. Один из участников этого диспута сказал: «Так бывает с тем, кто прикидывается хромым. А что тогда ждет того, кто притворится святым?» Ответ такой же: он не умрет, пока не станет святым. И это действительно наказание, потому что жизнь святого неизмеримо тяжелее жизни святоши. Но это и награда – за то, что человек надел именно такую маску.

Мидраш говорит, что на горе Синай Г-сподь появлялся перед каждым в том обличии, в каком Он представлялся до этого человеку . По еврейским понятиям, лидер – это человек, способный найти индивидуальный подход к каждому. Может быть, это дар Б-жий: уметь появляться перед человеком таким, каким он хочет тебя видеть.

Вероятно, коренной вопрос заключается не в том, может ли человек обнажаться, и не в том, надо ли ему это делать, а в том, какую маску ему нужно носить. Каким способом мне следует принарядить свою личность, чтобы она выглядела наиболее возвышенной? Человек и его маска, природа и артефакт, рука и инструмент – все это взаимосвязано. Человеческая природа уникальна: нам дарована способность самим выбирать себе маску – демона или ангела.

Примечания

«Коѓелет раба», 12:9, «Мидраш теѓилим», псалом 9.
Мишна, «Пеа», 8:9.
«Шмот раба», 5:9.

снимаем маски!

Так примерно и есть, потому что этот образ, свою маску человек приобрел очень давно, защищаясь от того, что с ним пытались делать.

Взять и снять маску — страшно .

Человек до сих пор помнит тот ужас, что заставил его маску надеть.

Ужас от того, что настоящим он просто никому не нужен и опасен.

Что за это его ругают, бьют и наказывают.

И человек помнит этот ужас.

Что такое лицо человека?

Это — основная часть его образа, на которую мы чаще всего смотрим при общении друг с другом. Это наша визитная карточка.

Общаясь с человеком, мы не только слушаем то, что он нам говорит, но и автоматически отслеживаем его жесты, а главное — мимику.

Причем, не всегда отдавая себе отчет в самом процессе, четко фиксируемся на результате нашего целостного восприятия этой конкретной личности.

Каждую минуту мы играем роль, скрывая истинные чувства и эмоции за масками.

Но иногда мы снимаем маски. Тогда наступает время выбирать лица .

И лица становятся масками.

Настоящие проблемы — это то, что тревожит по-настоящему, то, что нас гложет изнутри.

И со временем мы уже никому не можем показать то, что происходит у нас в душе. Почему?


Почему так страшно показать свое нутро?

Почему так трудно признать, что ты неправ?

Так почему мы скрываем неправоту?

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ И ОПЛАТИТЬ

Потому что это рушит «образ себя», который человек создал, и по-казывает другим по своим чувствам и эмоциям.

Не настоящий человек общается с людьми, а его образы. И не разрушить этот образ.

Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмо-циональное напряжение.

Затравленность – состояние современного человека.

Навязанные идеалы материального благополучия и комфорта, условия их достижения, ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент – держат людей в постоянном напряжении.

Отсюда мышечные зажимы, спазм кровеносных сосудов, гипертония, остеохондроз, язвенная болезнь и т.д.

Лицемерие, состояние жертвы, «корона на голове», манипулирование и тому подобное — все это проявление Гордыни.


Гордыня — это естественная защита Человека. И не стоит этого стеснятся или считать себя ущербным. Да, да, именно так отвечают мне клиенты, когда приходят на сеансы. Факт состоит лишь в том, что возможно подобная защита и была актуальна раньше, но наступает момент в жизни Человека, что эти эмоции вжились в него и превратились в маску, которая начинает диктовать свои условия и управлять Человеком. И клиент иногда даже не понимает, что с ним происходит: «Откуда эти внезапные вспышки агрессии? Или чуть-чуть чего слезы на глазах, плаксивость?» Об этом сообщают мне клиенты. Это и послужило объединением нескольких техник, для того чтобы максимально помочь людям в решении многих вопросов их физического и психического состояния.

Устранение мышечных зажимов, блоков и страхов при применении совокупности нескольких техник достигается через:

  • полное расслабление;
  • накопление в теле энергии;
  • прямое воздействие на хронические мышечные блоки — кисточковый массаж;
  • выражение освобождаемых эмоций, которые при этом выявляются;
  • спонтанное освобождение от страхов из прошлого.

Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмоциональное напряжение.

В результате массажа улучшаются микроциркуляция крови и лимфы, обменные процессы в тканях, разглаживаются мелкие морщинки, мышцы лица подтягиваются и становятся более упругими, улучшается цвет кожи. Массаж дает оздоравливающий, омолаживающий и расслабляющий эффект.

Именно расслабляющий эффект чрезвычайно важен, поскольку любой стресс, болезненное переживание, напряжение «впечатываются» в наше тело и остаются на нашем лице. Благодаря этому массажу высвобождается физическое и эмоциональное напряжение, тело становится расслабленным и естественным, жизненная энергия свободно протекает по лицу и всему телу, появляется ощущение физического и душевного комфорта. Также массаж положительно влияет на мужскую потенцию и восстанавливает гормональный баланс у женщин.

Массаж кисточками и нефритовыми (или оникс) валиками в сочетании нескольких энергетических и метафизических техник — это приятная и интересная процедура, которая позволит вам получить замечательный оздоровительный эффект и расслабиться, забыв о будничных заботах и проблемах. Но лучше один раз почувствовать, чем много раз услышать…

Сейчас древние знания возвращаются к нам в новом качестве.

Кисточковый массаж лица - красивый, мягкий, но при этом очень мощный способ работы. В массаже учитываются индивидуальные особенности каждого клиента, индивидуальность его лица и тела, и результат виден уже после первого сеанса.

Мягкая и глубокая по воздействию, дающая длительный эффект, она названа массажем потому, что мастер держит в руках разные кисточки и совершает ими медленные мягкие движения по лицу клиента. Интересно, что именно эта скорость дает хороший эффект и самые приятные ощущения. Кроме того, с такой скоростью движется лимфа, жидкость, которая выводит токсины из тканей и органов (простыми словами — канализационная система нашего организма).

Целительное действие кисточкового массажа сказывается не только на лице, которое становится моложе и красивее, но на всем организме: он глубоко расслабляется вместе с лицом, в нем восстанавливается естественный энергетический баланс, начинаются и поддерживаются внутренние целительные процессы.

Кисточковый массаж лица - уникальный метод расслабления, снятия «масок» напряжения с лица, коррекции внешности.

Процедура, естественно, начинается с очищения кожи и тонизации. После этого, до применения кистей, минут 8-10 занимает подготовительный массаж лица и тела валиками с кристаллами. Затем начинается волшебный танец кистей: по основным массажным линиям в определенном темпе мастер прикасается кисточками к коже, достигая эффектов лимфодренаж-релакс-покой. В течение сеанса используется 6 пар кистей из натурального ворса разного размера и разной жесткости, каждая из которых дарит непредсказуемые, но очень комфортные ощущения, очищая энергетические каналы, восстанавливая психо-эмоциональный баланс, налаживая работу органов и систем (так как прикосновение кисточками благотворно воздействует на лицевые проекции всех органов).

Массаж лица кисточками длится около 35 минут.

Кисточковый массаж лица — это быстрое восстановление после стресса и физических, психологических нагрузок на организм. Восстанавливает силы и энергию.

И так — приходите, пробуйте и наслаждайтесь результатом!

С Т О И М О С Т Ь

одной сессии «Снимаем маски» в разных странах по-разному,

на данный момент предусмотрены три вида ценовых диапозонов:

150€ 200$ 7000 рублей

ПОЛУЧИТЕ БОНУСЫ для проведения нескольких сеансов, сообщив об этом при заполнении заявки в графе комментариев

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ И ОПЛАТИТЬ

Существует много методов, с помощью которых мы можем защитить наши личные зоны. Одним из них является использование масок. Лицо, которое мы открываем миру, лишь в редких случаях является нашим подлинным. Показывать на лице или в наших действиях то, что мы по-настоящему чувствуем, считается признаком необычного, почти ненормального поведения. Вместо того, чтобы раскрывать миру наши чувства, мы подчиняем строгой дисциплине выражения нашего лица и наши телодвижения.

Доктор Эрвин Гоффман в своей книге "Поведение в общественном месте" заявляет, что очевидными свидетельствами этой дисциплины являются наше внимание к внешности, одежде и прическе. С помощью своего внешнего облика, одежды и прически мы многое рассказываем о себе своим друзьям и коллегам. Доктор Гоффман отмечает, что от среднего человека в нашем обществе ожидают, что в общественном месте он появится аккуратно одетым и тщательно выбритым, умытым и причесанным. Это исследование, написанное шесть лет назад, не принимало во внимание того, что молодые люди могут появиться в обществе с длинными, не чесаными волосами, небритыми, а их вид будет более небрежным и раскованным. Однако и этот вид теперь привычный, поскольку стал соответствовать общепринятому идеалу.

Гоффман указывает на то, что в течение дня, например в часы пик в метро, тщательно подогнанные маски немного сползают с нас и становится заметным выражение "праведной и смертельной усталости", которое по-настоящему раскрывает наше истинное лицо. Мы теряем управление нашим защитным механизмом и из-за усталости забываем контролировать свое лицо. Постарайтесь взглянуть на лица людей в переполненном автобусе, вагоне метро или железнодорожном вагоне во время часа пик в конце рабочего дня. Посмотрите, сколько обнаженной человеческой природы выступает во всех лицах.

Изо дня в день мы закрываем эту обнаженную человеческую суть. Мы держим себя под строгим контролем, чтобы наше тело по небрежности не выплеснуло наружу то, что наш ум не сумел скрыть. Мы постоянно улыбаемся потому, что улыбка - это не только знак веселья или удовольствия, но и извинения, наш защитный сигнал.

Я сажусь рядом с вами в переполненном ресторане. Моя полуулыбка означает: "Я не хотел вам мешать, но это - единственное свободное место".

Я задел вас в кабине лифта, и моя улыбка вам объясняет: "Я не хотел проявлять агрессивность. Извините меня, пожалуйста".

Неожиданная остановка автобуса сбивает меня с ног, и я падаю на соседнего пассажира. Моя улыбка говорит: "Я не намеревался падать на вас. Я прошу вашего прощения".

И так мы улыбаемся целый день, хотя на самом деле мы раздражены и сердиты. На работе мы улыбаемся нашим клиентам, нашему начальству, нашим подчиненным. Мы улыбаемся нашим детям, нашим соседям, нашим мужьям, женам и родственникам. На самом деле лишь незначительная часть наших улыбок реальная. Большинство - лишь маски, которые мы носим.

В маскировке участвуют не только мускулы лица. Мы маскируем все наше тело. Женщины обучаются искусству сидеть так, чтобы скрывать свою сексуальную привлекательность, особенно когда на них короткие юбки. Они носят лифчики для того, чтобы держать груди на месте и скрывать излишнюю сексуальность. Мы держим себя прямо и застегиваем на все пуговицы рубашки, втягиваем свой живот и прибегаем к различным способам маскировки лица. У нас есть лица для вечеринок, для работы и даже похоронные лица. Даже для тюрьмы у нас есть специальные лица.

В книге "Этикет тюрьмы" доктор Филлипс пишет, что новые заключенные обучаются, как строить апатичное и бесхарактерное выражение лица. Когда же заключенные остаются одни, то они в качестве компенсации за долгое ношение маски безразличия начинают преувеличенно улыбаться, смеяться и выражать свою ненависть по отношению к тюремщикам.

С годами маски все труднее носить. Некоторым женщинам, которые всю жизнь полагались на красоту своих лиц, становится все труднее по утрам "собрать свое лицо вместе". Старые мужчины расслабляют мускулы своих лиц. С годами щеки все больше опускаются. нахмуренные брови не разводятся, а морщины не разглаживаются.

Снимите маску.

И опять-таки возникают ситуации, когда маска спадает. В машине, когда наши личные зоны расширяются, часто мы чувствуем, что можем сбросить маски. Порой, когда кто-нибудь висит у нас на хвосте или врезается в ряд перед нами, мы начинаем извергать потоки ругательств, которые потрясают своей преувеличенной реакцией. Почему мы выбрасываем столько сильных эмоций в такие минуты? В конце концов почему нас так волнует, если машина обгоняет нас или слишком близко подходит к нам?

Дело в том, что в таких ситуациях мы становимся невидимыми и необходимость в маске пропадает. Именно поэтому мы реагируем так бурно.

Сбрасывание маски часто говорит нам, что носить маску необходимо. Маску часто сбрасывают в психиатрических больницах. Психический больной, как и пожилой человек, может игнорировать многие обычно принятые в обществе маски. Доктор Гоффман рассказывал о душевнобольной женщине, у которой было неверно надето нижнее белье. Сначала она попыталась поправить его, задрав юбку у всех на виду, но когда это у нее не получилось, она сняла с себя все и затем надела все предметы одежды правильно.

Игнорирование такого обычного способа маскировки как одежда, невнимание к своему внешнему виду и уходу за собой являются очевидными признаками психического расстройства. Напротив, первым признаком психического выздоровления является интерес к своему внешнему виду.

Точно так же как прогрессирующее психическое расстройство заставляет пациента утрачивать связь с реальностью, путаться в способах словесного выражения, говорить вещи, которые не имеют ничего общего с действительностью, этот же процесс мешает ему выражать себя правильно с помощью языка тела. Здесь он также теряет контакт с реальным миром. Он делает заявления, которые нормальные люди обычно не высказывают вслух. Он отказывается соблюдать общественные условности и ведет себя так, как будто он перестает обращать внимание на окружающую аудиторию.

И все же утрата психически больным контроля над своим языком тела может дать ключ к пониманию того, что творится в его сознании. В то время как пациент может перестать говорить, он не перестает выражать свои мысли через язык тела. Он может высказывать правильные или ошибочные суждения, но его тело не может "замолчать". В то же время он может сдерживать свой язык тела, если он ведет себя так, как это Принято между людьми. Другими словами, если он ведет себя разумно, он будет до предела ограничивать поток информации на языке тела.

Но если он поступает разумно, то он, конечно, является разумным. Иных критериев для определения разумного состояния нет. Поэтому безумный человек должен выразить свое безумие действием и таким образом сообщить об этом миру на языке тела. В случае психически больных это послание является криком о помощи. Такой взгляд на поведение людей с психическими расстройствами открывает совершенно иные пути для их лечения.

Маскировка не может прикрыть невольных действий. Напряженная ситуация заставляет людей покрываться испариной, и нет никаких возможностей скрыть это. В других непривычных ситуациях у людей могут начать трястись руки или дрожать ноги. Мы можем скрыть эти проявления волнения, положив руки в карман или присев и сняв таким образом давление на дрожащие ноги. Мы можем также быстро двигаться, чтобы наша дрожь не была заметной. Страх может быть скрыт энергичными действиями, направленными на устранение причины вашего страха.

Маска, которая не сходит с лица.

Необходимость в маскировке бывает настолько велика, что процесс становится самопроизвольным и маску уже невозможно снять. Существуют некоторые ситуации, как например, при половом акте, когда маску следует снять для того, чтобы получить полное наслаждение, но многие из нас могут снять маску лишь в полной темноте. Человек боится, что его тело на своем языке расскажет о нем партнеру. Для многих людей даже темнота недостаточна для снятия масок. Даже в темноте они не могут снять панцирь, которым защищают себя во время полового акта.

По мнению Гоффмана, это объясняет большое число фригидности среди женщин среднего класса. Однако в своих исследованиях Кинси показал, что еще в большей степени прибегают к сдержанности в половых отношениях женщины из рабочего класса.

Часть наших познаний о том, как следует маскировать свои чувства является приобретенной в результате общения с другими людьми, а часть - результат специальных кодексов поведения. Описание маскировки часто содержится в книгах по этикету. Эти книги диктуют, что следует, а что не следует делать на языке тела. В одной книге написано, что является неприличным потирать свое лицо, дотрагиваться до зубов или чистить ногти на людях. Что надо делать со своим телом и своим лицом, когда вы встречаете своих друзей, точно описано в книге по этикету Эмили Пост. В ее книге даже написано, что следует не замечать женщин в общественных местах.

Многие из правил этикета являются общепринятыми для всего человечества, но немало правил отличаются друг от друга в зависимости от культурной среды.

Некоторые аборигены Австралии проявляют вежливость, избегая глядеть в глаза друг другу. В Америке же вежливым считается смотреть друг другу в глаза во время беседы.

Когда личность перестает быть личностью?

В любой культуре возникают ситуации, когда маска может спасть. Черные жители южных штатов знают "ненавидящий взгляд" белых, который бывает вызван лишь неприязнью к цвету кожи своего собеседника. Тот же самый взгляд, направленный на белого человека, может быть спровоцирован лишь совершенно недопустимым поступком того, на кого направлен этот "луч ненависти". Культура поведения в южных штатов совершенно не допускает, чтобы черный посмотрел так на белого ни при каких обстоятельствах.

Одной из причин, почему белый человек позволяет себе сбросить маску со своего лица, состоит в том, что, с точки зрения белого южанина, черный не личность, он - предмет, о мыслях и переживаниях которого не стоит задумываться. Однако на Юге у черных жителей существуют свои тайные знаки. С помощью определенного движения глаза черный человек может сказать другому, что тот является его черным братом, хотя его кожа так светла, что он может вполне сойти за белого. Но другое движение глаза может предупредить черного, сообщив ему: "Я выдаю себя за белого". В нашем обществе детей часто рассматривают как обезличенных существ. Аналогичным образом относятся и к слугам. Возможно сознательно, а возможно бессознательно мы считаем, что перед этими обезличенными существами не следует носить маски. Мы не боимся задеть чувства обезличенных существ. Какие у них могут быть чувства, чтобы их можно было задеть?

Это отношение обычно расценивается как проявление классового подхода. Класс, находящийся наверху в обществе, ведет себя так по отношению к классу, находящемуся внизу. Мы не обязательно будем стараться надеть маску на работе в присутствии своего подчиненного, дома - в присутствии своего слуги или своего ребенка.

Я как-то сидел в ресторане со своей женой. Через столик от нас сидели две пожилые женщины и попивали свои коктейли. Все в них - от их мехов до причесок - кричало на весь ресторан: "Богатство!". Их поведение лишь подчеркивало это сообщение. В переполненном ресторане они разговаривали друг с другом так громко, что их голоса разносились по всему залу. Однако содержание их разговора касалось их личных и даже интимных дел. В результате все остальные посетители ресторана для того, чтобы сохранить иллюзию уединенности должны были вести себя так, как будто они ничего не слышали из разговора двух женщин, а беседовать напрягаясь, чтобы не обращать внимание на громогласный диалог этих дам.

На языке тела эти две женщины сообщали: "Вы не имеете никакого значения. Вы все, в сущности, не являетесь людьми. Вы - обезличенные существа.

Имеет значение лишь то, что мы собираемся сделать, а это никого не должно смущать".

Вместо того, чтобы использовать свои тела для передачи этого послания, две дамы использовали громкость голоса. При этом голоса передавали и конкретную информацию, и одновременно другую информацию, которую обычно передают с помощью языка тела.

В вышеприведенном случае маска сбрасывается, но это служит для выражения презрительного отношения к другим людям. Снятие маски перед обезличенным существом часто не является демаскировкой. В большинстве же случаев мы сохраняем наши маски на лице. Для этого существуют важные причины. Часто снимать маску опасно. Когда к нам на улице приближается нищий, то, если мы не хотим ему ничего подать, нам важно притвориться, что его здесь нет, и мы его не видим. Мы закрепляем нашу маску, отворачиваемся или спешим мимо. Если мы позволим себе снять маску и взглянуть на нищего как на личность, нам придется не только обратиться лицом к нашей совести, но и открыться перед его просящим взглядом, умоляющими словами и его попытками привести нас в смущение.

То же самое можно сказать про многие случайные встречи. Мы не можем позволить себе растрачивать время на обмен словами и любезностями, по крайней мере, в городских условиях. Вокруг нас слишком много людей. В деревне или пригородных жилых кварталах дело обстоит по-другому. По этой причине там люди меньше прибегают к маскировке.

Кроме того, показывая свое подлинное лицо, мы открываем себя для малоприятных истолкований нашей натуры. Гоффман хорошо раскрыл это обстоятельство на примере психиатрической лечебницы. Он описал одного пациента средних лет, который постоянно шагал по коридорам больницы, держа в руках сложенную газету и зонтик в чехле. На его лице было выражение человека, который опаздывает на деловое свидание. Для этого больного было чрезвычайно важно делать вид, будто он обычный бизнесмен, хотя он не обманывал никого, кроме самого себя.

В восточных странах маскировка может быть чисто физическим процессом. Обычай носить паранджу или чадру позволяет женщинам скрывать свои эмоции и защищать их от агрессии мужчин. В этих странах язык тела общепризнан и считается, что мужчина при малейшей провокации со стороны женщины постарается навязать ей половые отношения. Паранджа позволяет женщине скрывать часть лица и прятать любую невольную гримасу, которая может быть истолкована как поощрение мужчины. В семнадцатом веке женщины высшего света Западной Европы использовали для этих же целей веера и маски на палочках.

Мазохист и садист.

Во многих случаях маскировка может быть использована как инструмент пытки. Возьмем пример Энни, жены Ральфа, который старше своей супруги, имеет лучшее образование и очень хорошо сознает то обстоятельство, что Энни не ровня ему в интеллектуальном и социальном отношении. Однако парадоксальным образом Ральф полюбил Энни и решил, что она лучше всего подходит для него в качестве жены. Это не помешало ему начать свою игру с Энни, игру с чрезвычайно сложными правилами.

Когда Ральф возвращается домой после рабочего дня, жизнь в доме следует согласно раз и навсегда заведенному ритуалу. Ральф приходит домой в шесть, моется, читает вечернюю газету до шести тридцати. В этот момент Энни должна позвать его к ужину. Энни нужно приготовить ужин точно в шесть часов тридцать минут: ни минутой раньше, ни минутой позже. Энни садится за стол и украдкой следит за выражением лица мужа. Ральф знает, что она за ним наблюдает. Она знает, что он чувствует ее постоянное внимание к его выражению лица. Но никто никогда не признается в этом.

Ральф никак не дает Энни понять, нравится ли ему еда. Тем временем Энни уже сочинила целый драматический сюжет, вполне пригодный для мыльной оперы. У нее на душе скребут кошки: а вдруг Ральфу не понравится еда? В этом случае они весь вечер проведут в полном молчании.

Энни ест неуверенно, поминутно взглядывая на бесстрастное лицо Ральфа. Сумела ли она правильно приготовить ужин? Удалась ли ей подливка? Она точно следовала рецепту, но добавила свои специи. А что если она ошиблась? Да, возможно, что именно так и случилось! Она чувствует, как у нее обрывается сердце, а все тело напряжено от волнения. Нет, решительно Ральфу не понравилась еда. Кажется, его губа искривилась в презрительной ухмылке.

Ральф, разыгрывая свой сюжет мыльной оперы, отрывается от тарелки, долго глядит на Энни с непроницаемым лицом, пока та переживает смертные мучения, и, наконец, его лицо медленно расплывается в улыбке одобрения. И неожиданно, чудесным образом, вся душа Энни начинает петь от счастья. Жизнь - чудесна! Ральф - ее любовь! Она - очень, очень, очень счастлива! Она возвращается к своей еде, которая теперь ей доставляет удовольствие, и жадно поглощает ее.

Тщательно управляя своей маской и синхронизируя каждое свое телодвижение, Ральф сумел осуществить свою пытку и получить желанное им удовольствие. К таким же приемам он прибегает и ночью, находясь в постели с Энни. Ни единым намеком он не дает ей понять, займется ли он любовью с Энни или нет. Энни опять должна пережить мучительные сомнения: "Дотронется он до меня или нет? Любит ли он меня или нет? Как я вынесу, если он отвергнет меня?"
Когда, наконец, Ральф дотрагивается до нее, Энни испытывает прилив экстаза. Не нам решать вопрос о том, является ли Энни жертвой или соучастницей в этой игре. Здесь мы хотели бы только обсудить вопрос о том, как используется маска для осуществления пытки. Садистско-мазохистские отношения Энни и Ральфа странным образом приносят им обоим удовлетворение.

Однако выгоды от игры в маски обычно более очевидны для носителей масок.

Как сбросить маску.

Реальные или воображаемые выгоды от ношения маски заставляют нас с большой неохотой отказываться от нее. Помимо прочего с помощью маски мы навязываем людям отношения, в которых они не заинтересованы. Мы боимся оказаться отвергнутыми без наших масок. И в то же время ношение масок может лишить нас отношений, которые мы желали бы иметь. Не теряем ли мы столько же, сколько и обретаем благодаря маскам?

Возьмите, например, Клодию. Она - привлекательная женщина, которой недавно перевалило за тридцать, тонкая натура. Благодаря тому, что она работает в крупной финансовой конторе, Клодия постоянно общается с многими мужчинами в течение дня, и ее часто приглашают на свидания. Однако она остается незамужней и, хотя она не хотела бы это признать, до сих пор - девственница.

Клодия утверждает, что в этом не ее вина. Она - страстная девушка, и с ужасом взирает на перспективу бесплодной жизни старой девы. Почему же ей не удается увлечь мужчин эмоционально и сексуально? Клодия не знает почему. Ответ знают мужчины, которые ходили на свидания с ней.

"Она дает вам отпор, - ответил один их них. - Черт побери, мне нравится Клодия. На работе она восхитительна, и я пошел с ней раз на свидание. Однако как только что-то начинает наклевываться, она замерзает и ее ответ совершенно ясен: "Не тронь меня! Это не для меня!" - Тогда кому вообще нужна вся эта канитель?"
Действительно, кому? Кто может разглядеть за грозным фасадом Клодии пылкую и страстную женщину? Боясь быть отвергнутой, Клодия спешит первой объявить об отказе, еще до начала серьезных событий. Таким образом она избегает того, чтобы ей нанесли рану. Ей никогда не отказали, потому что она первой спешит отказать другим.

Глупо? Возможно, но это эффективный способ не стать отвергнутой, если вы считаете, что это самое страшное, что может с вами случиться. Для Клодии дело обстоит именно так. Поэтому вместо того, чтобы рисковать, она проведет оставшуюся жизнь в одиночестве.

Маскировка Клодии - ненужная и приносит ей много вреда, но существуют и необходимые маски, ношение которых предписано общественными нормами. Человек, который маскирует свое лицо в соответствии с этими правилами, может быть, отчаянно желает прибегнуть к языку своего тела. Однако обычай запрещает ему это сделать.

В качестве примера приведу рассказ о семнадцатилетней девушке, которая пришла к моей жене, чтобы рассказать ей о своих проблемах.

"Каждый день я возвращаюсь на автобусе с одним мальчиком. Я его не знаю. Он сходит на моей остановке. Мне он нравится. Мне кажется, что я ему нравлюсь. Я хотела бы с ним познакомиться, но не знаю, как это сделать".

Исходя из своего жизненного опыта моя жена предложила девушке в следующую поездку на автобусе взять неудобные, тяжелые свертки и споткнуться и рассыпать свертки по мостовой, как только она выйдет из автобуса.

К моему удивлению, этот трюк сработал. Так как на этой остановке сходило только два пассажира, то единственным кавалером, кто в точном соответствии с нормами этикета, бросился на помощь даме, попавшей в беду, был понравившийся ей молодой человек. Он помог собрать пакеты, и они смогли сбросить маски. К тому моменту, когда он довел ее до дома, они уже настолько познакомились друг с другом, что девушка могла пригласить его в дом выпить "Кока-колу". И дело пошло на лад.

Стало быть, в нужное время маску следует сбрасывать, если личность хочет расти и развиваться, если она хочет строить полноценные отношения с другими людьми. Большая проблема состоит в том, что, проносив маску всю жизнь, ее не так-то легко сбросить.

Иногда маску можно сбросить, только одев другую маску. Человек, который одевается в клоунский наряд для любительского спектакля, часто освобождается от запретов и сдерживающих начал. В этом костюме он может шутить, дурачиться и проказничать с полной раскрепощенностью.

Однако в этом случае мы имеем дело с двойной маскировкой, созданием двойных оборонительных рубежей, позволяющих сбросить маску. Парадоксальным образом одновременно с постоянной потребностью держать язык нашего тела под контролем, существует жгучее стремление выкрикнуть на весь белый свет: кто мы такие; что мы желаем, сбросить маску, то есть освободить себя и общаться свободно с другими людьми.

Как снять с собеседником маску и стоит ли задавать острые вопросы? Что такое провокация при общении? Как распознать, что собеседник лжет и, что в этом случае делать? Мы все знаем популярную фразу Шекспира:"Весь мир театр. В нем женщины, мужчины - все актеры." Мы привычно одеваем ту или другую маску и принимаем участие в маскараде под названием жизнь. Зачем мы это делаем? Очень часто ведем себя не искренне, врем себе и другим, но очень редко задумываемся над вопросом:"С какой целью мы играем?" Мы настолько привыкли, что жизнь это маскарад, что даже не задаемся вопросом:"А для чего, собственно говоря, надевают маску?". Давайте поразмышляем, если говорить не метафорически, а буквально, какие вообще бывают маски? Для чего их одевают?

Маски карнавальные, которые как бы превращают человека в другое существо. Такие маски очень любят дети. Им нравится, что в долю секунды можно превратиться в котенка или человека-паука. Буквально за секунду можно стать кем-то другим, тем кем ты не есть на самом деле. Рыцарские маски, вратарские маски, маски для плавания в воде - все они служат не для превращения человека в кого-то другого, а для его защиты.

Те, невидимые никому маски, которые мы надеваем каждый день объединяют эти два свойства. Другими словами, человек играет роль потому, что он чего-то боится. А чего именно он боится? Любой человек боится, что его обидят, что ему скажут, укажут, покажут, намекнут или даже докажут, что его место вовсе даже не в центре жизни. Когда начальник надевает маску строгого руководителя он боится, что его подчиненные не воспримут его как шефа и могут обидеть. Когда влюбленная девушка надевает маску равнодушия, она тоже боится, что если будет искренней, то ее обидят. Когда метрдотель в ресторане надевает маску радушного хозяина - боится, что Вам не понравится ресторан, Вы сюда больше не придете и ему будет обидно. Этот страх намного сильнее и глубиннее, чем страх, что ресторан потеряет деньги.

Когда ребенок одевает маску смирения и послушания он боится, что его накажут. Когда человек, общаясь с Вами, надевает маску крутого, это чаще всего происходит от того что он боится: вы поймете, что он на самом деле не так-то крут и обидите его. Осознанно или неосознанно, отдаем мы себе в этом отчет или нет, но мы все боимся агрессии мира. Подобная боязнь может быть выражена в излишней грубости или в показном смирении - это не имеет значения, корни одни и те же.

Как снять с собеседника маску?

Человеческие маски чем-то напоминают маски из воска. Она легко плавятся при помощи тепла. Как мы можем проявить это тепло? Сделать так, чтобы человек почувствовал себя "центром мира". То есть разговаривать и общаться с человеком так, чтобы он понял, что сейчас он является для Вас центром мира.

Мы можем сказать человеку комплимент, но тут надо соблюдать осторожность. Человек, надевший маску, ожидает от мира агрессии и если заподозрит в комплименте неискренность или, не дай Бог иронию, то от этого его маска может стать еще прочнее. Если Вы все же решитесь сказать собеседнику комплимент, то надо помнить, что комплименты делятся на искренние и те, которые мешают общению, а иногда и уничтожают его.

Так же мы можем задавать вопросы, которые заставляют собеседника вспоминать . Мы уже говорили, что во-первых такие вопросы размягчают человека, заставляют думать о хорошем и во-вторых показывают, что Вы заинтересованы в Вашем визави, Вам интересна его жизнь и он интересует Вас как человек. Но и о вопросах, которые заставляют думать , - тоже забывать не стоит. Очень часто простые вопросы:"Как? Почему? Почему Вы так решили?" заставляют человека остановить поток речи и задуматься, а затем маска сама слетает с его лица. Попробуйте вместо обычных обвинений и упреков задать эти вопросы своему супругу или супруге во время очередного скандала. Это намного эффективней, чем просто эмоционировать и выяснять отношения на повышенных тонах. Вопросы, которые заставляют вспоминать - растапливают маску, а вопросы, которые заставляют думать - срывают маску. И тут уж Вы должны сами ориентироваться когда, какие вопросы и как задавать.

Итак, снять с собеседника маску можно разными способами. Однако надо помнить, что если в дальнейшем вы сделаете что-то, что вызовет недоверие вашего собеседника, то это уже будет защита не из воска, а скажем так из чугуна или стали. И снять ее окажется гораздо труднее нежели первую. Почему? Вы сказали комплимент, Вы улыбнулись, Вы задали вопрос который повернул Вашего визави к приятным воспоминанием и он убедил его в том, что вы интересовались его жизнью. Другими словами Вам удалось доказать, что Вы не агрессивны. Собеседник разгружается, открывается Вам на встречу, снабжает именно той информацией за который Вы пришли. И вдруг Вы наносите ему удар тупым и острым вопросам или неискренним комплиментом, или выраженным желанием узнать у него что-то такое, что он категорически скрывает. Существует много способов и возможностей уничтожить доверие. Собеседник ощущает себя обманутым. Только он почувствовал себя центром мира и вдруг такое. Понятно, что он снова начнет себя защищать. Понятно также и то, что эта вторая защита будет посерьезнее и по-мощней, чем первая.

Нужно ли снимать с собеседника маску и стоит ли задавать "острые" вопросы?

Прежде, чем снимать маску со своего собеседника, надо четко понять надо Вам делать это или нет? С кем выгоднее сейчас общаться с "социальной функцией" или с живым человеком? Речь о снятии маски должна идти только в том случае, если Вы видите перед собой живого человека. Допустим Вас остановил инспектор ДПС. На нем всегда надета маска "самого главного начальника мира". Чаще проще подыграть ему в этой роли, чем долго снимать с него маску.

Многие считают, что чтобы снять с человека маску необходимо задавать ему острые неприятные вопросы. Так ли это? Что такое "острые вопросы" - это вопросы, которые заставляют собеседника защищаться. Такие вопросы еще больше закрывают человека. Почему мы задаем острые вопросы? Потому, что мы хотим сказать:"Здравствуйте - это я!". Мы рассчитываем показать собственную крутость, смелость и неординарность. Возможно, это нам даже удастся. Начав беседу таким образом мы можем почувствовать свою силу и значимость, но вот получить информацию и выстроить полноценный диалог с закрытым человеком практически невозможно. Значит ли это, что вообще нельзя задавать острые вопросы? Можно, но с острых вопросов никогда нельзя начинать общение. Однако во время разговора бывают ситуации, когда собеседник, несмотря на все ваши старания, не предоставляется нужной информации, тогда в исключительных случаях, можно использовать провокацию. Провокация - это такой метод ведения беседы, когда Вы намеренно раздражаете собеседника, надеясь на то, что это поможет получить необходимую информацию. Этот прием следует применять только в том случае, если чувствуете формальность и бессмысленность текущего разговора и все другие способы уже перепробовали.

Провокационный, острый вопрос - это серьезное оружие в беседе. И как любое оружие его следует использовать редко и вынуждено, когда иные способы получения информации не сработали. Это оружие при помощи которого Вы, возможно, сорвете маску со своего собеседника, просто таки разорвете ее, но если провокация не удастся, если она не раскроет собеседника, то она закроет его навсегда. Беседу можно будет заканчивать.

Как узнать, что собеседник врет?

Одно дело, когда человек надевает маску и согласитесь совсем другое, когда он врет. Как распознать, что собеседник лжет и что в этом случае делать? Человек так интересно придуман Богом, природой, что ему врать неудобно. Один из классиков утверждал, что правду говорить легко и приятно, соответственно лгать тяжело и неприятно. Сам факт того, что человеку трудно и неприятно лгать свидетельствует о том, что это противоестественно.

Именно потому, что врать противоестественно он непременно выдает себя. Вдруг человек становится излишне суетливым, у него начинают бегать глаза, в речи возникают паузы, которые не только удивляет вас, но и явно раздражают и самого говорящего. Кто-то начинает ерзать на стуле, словно ему неудобно сидеть. Или наоборот начнет говорить излишне надменно, пафосно, но глаза при этом немного испуганные.

Есть очень мало людей которые умеют врать, что называется органично. Они есть но, к счастью, большинство составляют все-таки не они. Если вы будете внимательны к своему Визави, то непременно поймете, что он лжет. В беседе принимает участие человек свободный. И когда он начинает излишни фантазировать или лгать он как бы попадает в плен собственных фантазий, собственной лжи. Любая несвобода - это противоестественное состояние. Когда человек вдруг начинает вести себя непривычно - это должно вас насторожить.

Однако, для того чтобы понять где именно ложь, а где правда - невербальных признаков уже недостаточно. Тут могут помочь вопросы. Если создается впечатление, что человек выдает лживую информацию, то постарайтесь задать ему так называемые закрытые вопросы, то есть такие которые требуют однозначного ответа "да" или "нет". Или те, которые требуют конкретного ответа. Например, надо выяснить у ребенка по поводу того прогулял он сегодня школу или нет. Как правило в этой ситуации мы подходим издалека начинаем спрашивать:"Как сегодня было в школе? Что нового?" ребенок может массу чего рассказать. Можно действовать по-другому.

Ты прогулял сегодня школу?

Нет, - говорит ваше чадо. Но по его виду вы понимаете, что это неправда. Ряд конкретных вопросов:"Сколько сегодня было детей в классе? Какие были уроки? Что давали на завтрак?" Заставляют его сдаться.

Если Вы хотите получить информацию от человека Вы не должны делать вид, будто не замечаете, что он врет. Человек, которого Вы один раз в течение беседы поймали на вранье скорее всего больше не будет врать. Он может стать скорее раздраженным на какое-то время, он может даже прервать разговор, но если он его продолжит, то будет говорить правду. А вот человек, который думает, что Вы не понимаете что он врет, будет заниматься этим и дальше. Значит такая беседа, как способ получения информации перестанет иметь смысл.

По материалам книги Андрея Максимова "Общение: в поисках общего"

Навыки общения и упражнения для счастья и успеха.

Навыки общения и конкретные практические упражнения, которые помогут повысить личную эффективность в делах и личной жизни, улучшить отношения с окружающими людьми и стать более счастливым и успешным человеком.

Отрывок из выступления Николая Козлова на конференции "Найти и принять себя 2.0"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Как и какие вопросы задавать, чтобы беседа была удачной?

Как быстро вызвать симпатию.

Как давать советы, чтобы их слушали.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.