Форекс

Белый баланс в цифровых фотоаппаратах. Цветопередача на различных камерах

Баланс белого в профессиональных кругах называется ББ или по-английски WB (White Balans). Впрочем, сути это не меняет.

Данный параметр важен в практике фотографии, и отвечает он, как несложно догадаться, за правильность цветопередачи. В двух словах – белое должно быть действительно белым и без голубых/желтых оттенков. Настроив правильно WB, такого результата можно добиться.

Как понимает белый цвет фотоаппарат?

Человек, когда смотрит на белое полотно, сразу видит и понимает белый цвет. Камера же оснащена не столь умными «мозгами», и часто ей необходимы подсказки. Определяется камерой белый цвет благодаря законам физики. Известно, что белый цвет, нагретый до определенной температуры, дает абсолютно черное тело. Температура дает конкретную длину волны, и именно длина волны определяет цвет в привычном нашем понимании. Измеряется температура в кельвинах. Возможно, вы когда-нибудь слышали, как говорят, что цветовая температура белого дневного света равняется 6500 К.

Понимаем, что это выглядит немного глупо, но температура и кельвины важны, когда речь идет о параметре Баланса Белого. Если цветовая температура будет ниже 6500 К, то ей будет соответствовать другой цвет, пусть будет более желтый. Обычная свеча, например, имеет температуру 1800 К, и наш глаз воспринимает теплый желтый оттенок. При ином нагреве можно достичь голубоватого оттенка и т.д.

Так ли важен ББ на самом деле?

Баланс Белого действительно важный параметр, ведь он позволят добиться естественности фотографий, т.е. правильной цветопередачи. В зависимости от настройки ББ, кожа человека на пляже может иметь натуральный правильный цвет или прохладный оттенок. Вот примеры двух одинаковых фотографий с разным параметром ББ:

В данном случае у нас всего один источник света – солнце. Однако мы искусственно задаем камере другой параметр ББ, от чего цветопередача резко изменяется. Данный пример наглядно показывает, как именно влияет Баланс Белого на изменение цветов фото.

Предполагается, что White Balans призван делать фотографии «правильными», но понятие «правильные» сильно размыто. Правильная цветопередача это хорошо, вот только часто благодаря неправильной цветопередаче можно добиться нужного настроения снимка.

Вот вам простые примеры:




Очевидно, что на второй фотографии правильная цветопередача. Вот только сам снимок унылый и скучный. На первой фотографии баланс белого выставлен неправильно, но теплые оттенки снимка больше притягивают и атмосфера становится более уютной.

На третьем снимке преобладают голубые оттенки – обратите внимание на цвет неба и воды.

Наивно полагать, что ББ нужен только для правильной цветопередачи и использовать его исключительно для этой цели. Чаще всего именно так и делают, и это правильно. Мы лишь хотим сказать, что этот параметр в некоторых ситуациях позволит добиться «сказочности» кадра и создать определенный сюжет, что открывает возможности творчества.

Настройка ББ

Настройка Баланса Белого осуществляется просто. Почти все камеры, будь то обычная мыльница, зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, обладают функцией настройки этого параметра. Чаще всего в меню можно выбрать конкретный профиль:

  • Солнечно;
  • Пасмурно;
  • Лампа накаливания;
  • Вспышка;
  • Авто.

В принципе, даже интуитивно понятно, какое значение ББ нужно выставлять в конкретном случае. Если Вы делаете снимок на природе в солнечную погоду, то логично выбрать профиль «Солнечно», в помещении с искусственным освещением – «Лампа накаливания». В данном случае Вы просто задаете камере цветовую температуру источников освещения.

Многие профессиональные камеры позволяют задавать не профили ББ, а именно цветовую температуру в Кельвинах:

Чтобы сразу понять, как устроен «мозг» фотоаппарата, и как он понимает цветовую температуру, проведите простой эксперимент: сделайте 2 одинаковых кадра, но с разными параметрами баланса белого – на максимальной и минимальной температуре. Скорее всего, после этого вы поймете, как это устроено. Впрочем, этот эксперимент доступен лишь в том случае, если у Вас есть хороший дорогой фотоаппарат с возможность задавать именно цветовую температуру, а не выбирать конкретный профиль.

Кое-что еще

При желании добиться идеальной цветопередачи, нужно настроить ББ максимально правильно. Сделать это просто: сделайте пробный снимок белой бумаги и далее, глядя на фотографию, станет понятно, правильно ли выставлен данный параметр. Если неправильно, корректируйте ББ в более «теплую» или «холодную» сторону. Часто именно так и делают. Такой способ получил название «баланс белого по белому листу». Но помните: выставленный ББ будет правильным только для одного места. Если перейдете в другую комнату, то придется выставлять ББ заново.

Знакома такая картина, когда фотография выглядит неестественно и цвета на картинке сильно искажены? О чём это говорит? Это говорит о том, что регулировка баланса белого в фотоаппарате не произведена и цифровой автоматический замер баланса допустил ошибку, он не правильно определил цветовую составляющую кадра и исказил цветовые настройки.


Если в программе фотошоп или в любом другом графическом редакторе выбрать условно белую область, которая нашим глазом в привычной среде воспринимается как область белого цвета (у синички Лазоревки - это "щёки"), то можно будет заметить, что цветовая составляющая по трём каналам цвета RGB будет иметь одинаковые значения - R:218, G:218, B:218 (у фотографии с правильным балансом белого). На нижней же фотографии эти значения будут заметно отличаться R:162, G:186, B:237 (фотография с неправильным балансом белого, с явным преобладанием синего цвета).



Если таких белых фрагментов будет много в кадре, то процессор фотоаппарата сможет опираясь на эти участки самостоятельно, в автоматическом режиме определить баланс и правильно передать цвета, а если таких белых фрагментов в кадре мало или их вовсе нет, то процессор начинается "путаться" и передаёт оттенки красок ошибочные. Всё это, конечно же условно, процесс измерений в фотоаппарате гораздо сложнее и процессору фотоапапата в этом можно помочь.

Как это исправить и выставить правильный баланс белого?

Теоретически таких способов два:
1) до съёмки научить фотоаппарат понимать баланс белого;
2) после съёмки обрабатывать изображение в графическом редакторе.

Многие считают, что обработка фотографий в графическом редакторе после фотосъемки проще и быстрее, чем выставлять ручной баланс белого в фотоаппарате до начала самой съёмки, особенно если снимать не в JPEG, а в RAW(NEF). Для RAW(NEF) можно согласиться только при некоторых условиях:

1) снимать нужно именно в RAW(NEF), а не в JPEG;
2) на снимках должны содержаться опорные фрагменты условно белого (как щёки у синицы);
3) количество фотографий для обработки не должно превышать 20-50 шт., т.к. это довольно монотонное и нудное занятие.

Если вы не умеете работать с RAW(NEF), если на снимках вдруг не окажется фрагментов белого, если объём фотографий очень большой, то обработка в графическом редакторе превратится в муки и отнимет уйму времени, а в некоторых случаях из JPEG вытащить правильный баланс белого будет крайне затруднительно или почти невозможно.

Настраиваем фотоаппарат до начала съёмки

Во всех инструкциях пишут (да и сами фотографы рекомендуют) проводить настройку баланса с белым листом бумаги. Многих новичков это приводит в замешательство, особенно в тех случаях, когда съёмка происходит вне дома/офиса. Где этот лист бумаги взять и как его с собой носить? Забываем про белый лист бумаги!

Берём обычный продуктовый пакет из магазина. Пакет должен быть белый, полупрозрачный на столько, чтобы пропускать через себя часть света и не должен содержать цветных примесей. Если стенки пакета имеют такую прозрачность, которая позволяет отчётливо прочесть надпись на ремешке фотоаппарата, то таких пакетов понадобится два, чтобы сквозь слои двойного пакета читать надпись было затруднительно. Далее, на объективе переключатель AF-MF временно ставим в положение "MF" и одеваем пакет на объектив так, чтобы передняя линза объектива была полностью закрыта пакетом и на этом месте на пакете не было ни надписей, ни рисунков. Затем наводим фотоаппарат в ту сторону где расположен наш объект съёмки и делаем один снимок. Возвращаем переключатель на объективе в режим "AF" и переходим в меню фотоаппарата.

В меню фотоаппарата находим и выбираем опцию "Ручной ББ" (Ручной Баланс Белого), в качестве эталонного белого снимка выбираем наш последний кадр с пакетом и нажимает подтверждение "SET". Затем в Меню находим опцию "Баланс Белого" и меняем "Авто" на "Ручной" как показано на рисунке.


Убираем пакет в карман и делаем снимки ровно до тех пор пока не изменится освещение того места, где вы проводите съёмку, к примеру Солнце зашло за тучи, вместо ламп накаливания включили люминесцентные лампы, с солнечной полянки вы зашли в густую лесную чащу и т.д. В этом случае повторяете всю процедуру заново:

1) объектив -> "MF";
2) одели пакет на объектив;
3) направили камеру на объект, сняли кадр;
4) убрали пакет и объектив обратно "AF";
5) в Меню -> "Ручной ББ";
6) выбрали последний кадр с пакетом;
7) в Меню проверяем -> "Баланс Белого", "Авто" -> "Ручной".

Теперь можно снимать как в RAW(NEF), так и в JPG, процессор будет иметь у себя в памяти опорный, эталонный снимок белого пакета в качестве образца и будет уже его применять в своих вычислениях, заменяя белые щёки синицы белым пакетом.

Как исправить баланс белого в фотошопе?

Если у вас что-то не получилось или вы забыли включить ручной баланс в фотоаппарате, то ситуацию всегда можно исправить если вы снимаете в RAW(NEF). Достаточно открыть файл RAW(NEF) в режиме редактирования, выбрать опцию White Balance Tool (I), комбинация клавиш Ctrl + I, появится инструмент в виде пипетки, ею остаётся ткнуть в область щёки синицы, в ту самую область, которую наш глаз в реальной жизни воспринимает как область белого. Как только вы это проделаете вся фотография сразу же изменит свой цвет, а значения RGB станут равны между собой - R:218, G:218, B:218. В моём случае это значение 218, у вас может быть 224 или 188 или любое другое, главное, чтобы все значения RGB были одинаковые - R:224, G:224, B:224 или R:188, G:188, B:188.

Что делать если на фотографии нет белых объектов?

Если на фото нет ни одного объекта, который бы содержал условно белый цвет, тогда нужно искать фрагменты всего спектра серого, то, что в реальной жизни наш глаз воспринимает как чистый серый, без примесей других цветов - это может быть, и асфальт, и бетон, и камни, если мы говорим о пейзаже и в кадре нет человека. Если речь идёт о портретах людей и на одежде нет ни одного участка белой или серой ткани, то в крайнем случае можно использовать фрагмент белой области глазного яблока. Если и это не помогло, наша модель прилетела с другой планеты и у неё глаза жёлтые, то переходим к плану "Б".

План "Б" потребует от вас базовых знаний, что такое цветовая температура и какие бывают значения в условиях фотосъёмки с типовым освещением или близким к типовому. Ниже представлена таблица с описанием освещения и цветовой температура в Кельвинах. Значения из таблицы дадут вам на первых порах числовые ориентиры, по которым можно корректировать значение параметра "Temperature" и изменять баланс белого, близкий к условиям на момент съёмки. От 5000К до 6000К - цветовая температура для типичной уличной съёмки, от 2200К до 2800К - съёмки посиделок на кухне при свете ламп накаливания, от 3500К до 4500К - съёмки в офисе, где горят люминесцентные лампы светильников армстронг и т.д. Выбирая одно из табличных значений под тип освещения вы сможете цветовой баланс привести к наиболее естественному, к тем цветам, которые наш глаз воспринимал в окружающей среде на момент съёмки.

Что делать если я снимаю в JPEG?

Ну, что тут скажешь? Остаётся только позавидовать, у вас всё ещё впереди! Предстоит очень увлекательный путь освоения трудов Дена Маруглиса, я бы сказал Библий по фотошопу: "PHOTOSHOP для профессионалов" и "Photoshop LAB Color". Объём информации этих трудов не представляется возможным отразить в рамках данной статьи, мало того для освоения этих методик у вас должен быть профессиональный откалиброванный монитор от 24" с матрицей не хуже IPS и свободное время для учёбы от 1 до 6 месяцев.

В любом случае - выбирать вам между обычным пакетом из магазина и освоением целой науки под названием "Цветовые пространство ", хотя можно не заморачиваться и оставить всё как есть, синичке всё равно какого цвета её щёки на ваших фото:)

Несмотря на то, что мы видим реальный цвет, освещение, в зависимости от угла зрения и течения времени постоянно меняется. Тот факт, что мы вообще не воспринимаем эти изменения в дневное время суток, результат невероятной работы человеческого глаза и мозга. Наши камеры в отличие от нас не могут различать цвета и тем более следить за изменением их тональности. Фотоаппарату нужно «объяснить», а точнее правильно его настроить на съемку того, или иного цвета. Возможно, вы видели такие фотографии, на которых фотографии природы имеют желтоватый оттенок, а портреты, при съемке со вспышкой приобретают синий оттенок. Все эти проблемы можно устранить при помощи хорошей коррекции баланса белого.


Что такое шкала Кельвина?

Цвета (иногда соответствуют температуре) света измеряется с помощью «шкалы Кельвина». Шкала Кельвина была создана в результате многих физических экспериментов и исследований по изучению длины волны путем нагрева черных объектов различных температурах. Может быть, эти знания не помогут вам в создании великолепных фото, но знать о том, что есть шкала измерения баланса белого - нужно, необходимо помнить и о том, что чем меньшее число Кельвина, тем более красный цвет света, более высокие значения соответствуют, синим оттенкам. Не стоит запоминать все возможные значения (а их довольно много) что бы точно настроить свой фотоаппарат, достаточно уловить основную идею, и понять принцип перехода из одного цвета в другой, именно это и пригодится вам на практике.

Чувствуете разницу?

Баланс белого в камере

Точный метод для установки баланса белого варьируется в зависимости от камеры, но в целом самый быстрый способ сделать это с помощью одного из стандартных значений. Просто установите другой режим баланса белого, и ваша камера мгновенно видит окружающий мир в другом цвете света.

Разумеется, у вас есть возможность установить какое-либо конкретное значение баланса белого, такое, какое вам нравится, однако в подавляющем большинстве ситуаций, стандартных вариантов настроек вам будет более чем достаточно. Учитывая то, что вы можете исправить небольшие неточности с помощью компьютерной обработки фотографий, то в чрезмерной щепетильности нет особого смысла. Хотя конечно, если вы настроены более чем решительно, и все время привыкли настраивать свою камеру «От» и «До», то можете попробовать, но стоит предупредить, что на освоение этого и обучение уйдет масса времени, и это получится не с первого, и не со второго раза. Да и к тому же, представьте, сколько раз вы будете перенастраивать фотоаппарат за все время съемки, если вы фотографируете, допустим, свадьбу, или другое «динамичное» мероприятие.

Ниже приведены возможные варианты настройки баланса белого, и указаны ситуации, когда и какие варианты лучше применять.

Автоматический баланс белого - камера самостоятельно определяет тип освещения и подстраивается под него. Не всегда фотографии будут удачными, скажем так - раз на раз не приходиться, и скорее всего, вам придется хорошенько поработать с такими снимками на компьютере. Это хороший вариант, в случае если вы торопитесь, и у вас просто нет возможности выбрать настройку получше.

Дневной свет - оптимальный вариант для съемки на улице, в обычном дневном освещении. Это золотая середина цветового диапазона света.

Облачно/В помещении - режим используется при более холодном освещении, например в пасмурный день, или в помещении. В результате изображения будут иметь более теплые оттенки.
Тень – Лучше всего использовать в сумерках, или рано утром. Придает фотографиям более теплый тон (желтовато-красные оттенки), чем предыдущий режим. Так же, режим может быть использован и при дневном свете, но тогда ваши снимки будут еще более теплые.

Лампа накаливания - Отлично подходит съемки в помещении при искусственном освещении (например, от люминесцентных ламп, которая может излучать желтоватые оттенки). Работая в данном режиме, вы получите более холодные оттенки.

Флуоресцентная лампа - Режим используется при съемке с искусственным освещением. В данном режиме вы получите более теплые фотографии, режим компенсирует холодный и немного зеленоватый оттенок света, создаваемый источником.

Вспышка – Режим добавляет на изображение более теплые оттенки, но не настолько теплые как при люминесцентном свете.


Постобработка

Способность точно выбирать режим баланса белого является одним из основных преимуществ съемки в RAW режиме. Если вы не знаете об этом или не снимаете в RAW формате, не волнуйтесь, вы все равно можете внести изменения в тональность, фотографируя и в других режимах изображений, хотя и не на столько, сколько хотелось бы.

Для изображений RAW у вас есть возможность либо выбрать один из доступных предусмотренных параметров (выбрать из доступных режимов баланса белого в вашей камере), либо, если вы хотите, сделать настройку вручную.


Ручная регулировка баланса белого

Учиться ручной настройке баланса белого лучше всего на практике, только так вы сможете научиться отличать цвет света и узнаете, какие параметры устанавливать. Фактически, управление достаточно простое и использует только два элемента управления (хотя это во многом зависит от программного обеспечения, и может изменяться):

Температура – Не важно, теплое освещение, или холодное, вы можете настраивать камеру, добавляя оранжевый или синий оттенок в ваш снимок.

Оттенок - Происходит регулировка и настройка оттенков зелено и пурпурного цвета.

Установить вручную баланс белого можно в три шага. Не забывайте, вы можете выбрать один из предложенных режимов, а затем с помощью "тонкой настройки" подкорректировать вручную.
Отрегулируйте температуру снимка, спросите себя, изображение слишком теплое или слишком холодное и увеличьте, или уменьшите значение температуры соответственно.

  • Настройте оттенок изображения, подумайте, чего не хватает больше - зеленого, или пурпурного. Поищите объекты в кадре, которые смогут помочь вам сделать правильный вывод. Если фотографируете портрет, смотрите на то, как изменяется тональность цвета кожи, и не дайте ей приобрести неестественные оттенки, слишком синие, или желтые.
  • Сравните изображения до и после. Проанализируйте свои снимки, и решите, что вы сделали правильно, а что лучше исправить. При необходимости повторите попытку.
  • Не забывайте, не бывает правильного или неправильного баланса белого, если фотография выглядит так, как вы хотите, значит все сделано как надо.

И всегда запоминайте, что вы делаете, и как настраиваете фотоаппарат в тех, или других условиях. Возможно в следующий раз, вы воспользуетесь теми же настройками в этой же ситуации, и у вас уйдет меньше времени на коррекцию баланса белого.

Доводилось ли Вам слышать от знакомых, приобретших цифровой фотоаппарат подороже, недовольство в адрес производителя? Мне — часто, да что там производителя — был виноват даже продавец, который предложил модель. На вопрос — что же произошло, как правило, отвечали — выкинули кучу денег, а фотографии получаются — хуже, чем на дешевой мыльнице: нечеткие, размытые, с отвратительной цветопередачей.

Не нужно, я думаю долго объяснять, что зачастую «виновниками» всех бед были некорректно выставленные настройки. Одной из настроек которой обязательно следует пользоваться - настройка баланса белого. Думаю, каждый знаком с тем, что на фото цвет лица выходит серовато-розовым, а нежно-розовые цветы становятся, почему то желтыми. Что же происходит?

Начну с вопроса, — какого цвета спелая клубника? Красного — ответите вы. Тогда второй вопрос, а откуда вы ЗНАЕТЕ, что этот цвет красный? В этом то и загвоздка. Когда то люди договорились этот цвет называть красным. И в детстве ЗНАНИЕ о цвете нам преподнесли как аксиому, не требующую доказательств. Второй пример, какого цвета снег? Белого? Хорошо, выходите вы в зимнюю ночь, светит галогеновый синий фонарь, какого теперь цвета снег? Выглядит он синим, но вы же ЗНАЕТЕ что он белый. Следующий вопрос, как объяснить фотоаппарату какой цвет правильный? С помощью функции «Регулировка баланса белого».

Суть функции следующая — если при определенных условиях освещения белый лист бумаги на дисплее фотоаппарата выглядит белым, то все остальные цвета будут переданы, верно. Объяснить это можно вспомнив курс физики, была там такая «оптика». Итак, белый цвет, или цвет который наш глаз воспринимает как «белый» (потому, что люди так ДОГОВОРИЛИСЬ) состоит из всех цветов спектра (если пропустить белый цвет сквозь призму — увидим радугу). Каждому цвету соответствует определенная длина волны, например, наша клубника красная потому, что отражает только световые волны такой длины, которые наш глаз воспринимает как «красный». Предметы белого цвета отражают огромное количество световых волн разной длины, «собирают» весь спектр, в результате мы видим белый. Белый цвет — является, как бы базовым для остальных цветов. Другими словами, посредством этой функции мы можем регулировать восприятие фотокамерой цветов.

Настройка баланса белого

Итак, баланс белого решает вопрос верной цветопередачи снимаемого объекта, кроме того, помогает решать вопросы съемки при различных условиях освещения: на ярком солнце, в тени, под лампой накаливания и люминесцентной лампой, при использовании нескольких источников света. Сегодня все цифровые камеры оснащены этой функцией. Автоматическим режимом пользоваться проще всего: сложнейшая система алгоритмов проанализирует источники света и осуществит «спектральный сдвиг». У каждого производителя эти алгоритмы свои, поэтому один и тот же сюжет, снятый разными камерами при одинаковых настройках, будет иметь разную цветопередачу.

В дополнение к автоматическому режиму, как правило, в камерах существуют так называемые, предустановки для съемки в различных условиях освещения. Это, как правило, «лампа накаливания», «люминесцентная лампа», «облачность», «тень» и другие. В наиболее продвинутых камерах (профессиональных и полупрофессиональных) существует возможность более точной, ручной настройки функции. Это позволяет настраивать функцию пошагово — то есть сдвигать цветопередачу в более теплую или более холодную часть спектра.

источник: http://alexleoshko.com

Сама по себе настройка - это лишь несколько нажатий кнопки: вам предстоит определиться с эффектом, который хочется получить, войти в настройки баланса белого, выбрать нужный режим и начать фотографировать.

Посмотрите, что происходит на фото, если использовать разные режимы.
Во время эксперимента небо затянуто облаками, хороший мягкий свет - прекрасно с точки зрения правильной цветопередачи.

Режим "Облачно" сделал кадр теплее, а оба "лампочных" режима - холоднее. Последняя вообще будто ночью сделана. Т.е. изменяя баланс белого(ББ), мы своего рода меняем оттенки на фото в теплую или холодную сторону.

Цель каждого из режимов - исправить недостатки освещения, ну или художественно подчеркнуть настроение, которое нам хотелось бы передать.
А теперь посмотрим, как это выглядит на практике.

В качестве источника света лампочка накаливания. Первую фотографию делаю с автоматическим ББ, для второй устанавливаю режим "Лампа накаливания".



В автоматическом режиме фото получается с желтоватым оттенком. Надо отметить цвета вполне соответствуют реальности, т.е. в свете этой лампы бумага имеет желтый оттенок.


Режим "Лампа накаливания" компенсирует избыток желтизны, заметно добавив холода. Так будто из теплой красной части мы перетащили фотографию в холодную синюю часть. И в итоге мы видим конверт таким, каким бы он был при свете дня.

А эти фотографии сделаны в свете люминесцентных ламп.

В автоматическом режиме цвета получились слишком холодными.
ББ "Люминесцентная лампа" делает цвета более теплыми, цветопередача не верная на все 100%, но близкая.

Режимы "лампы" дают самые ощутимые результаты, исправляют цветопередачу. Остальные добавляют "теплоты" в разной степени, и полезны для фото-сессий с участием людей и не только. Например, в хмурые пасмурные дни, когда хочется добавить чуточку теплых оттенков.
Как здесь:



Готовые настройки - это здорово и удобно. Но в какой-то момент их становится недостаточно или они не всегда справляются со своей задачей. Вы сами это поймете, если поэкспериментируете и будете ими пользоваться.
Однако, если в вашем арсенале "мыльница", то, скорее всего ваши возможности настройки баланса белого на этом заканчиваются.

У счастливых обладателей более серьезных фотоаппаратов все под контролем.

Здесь есть ручная настройка и (см. инструкцию к вашему фотоаппарату) возможность сохранять фотографии в "сыром" виде, т.е. в RAW формате.


Одно место, тот же свет, но разные настройки.

источник: http://ravliki.blogspot.r u

Серая карта для баланса белого

Сегодня говорим о настройке баланса белого (ББ) по серой карте. Большинство профессиональных фотографов избегают настраивать ББ по белому листу. Это происходит потому, что при производстве белой бумаги разными производителями используются разные отбеливатели, таким образом, белые листы отличаются оттенками, соответственно это приводит к нарушению цветового баланса. В последнее время, в цифровом фото широко используется серая карта для баланса белого . Производители серой карты (СК) гарантируют, что ее цвет есть сочетание белого и черного цветов в определенных заранее пропорциях (любые цветовые оттенки отсутствуют).

Наиболее популярная у фотографов, серая карта Kodak (18%) представляет собой две большие карты, размером приближенные к А4 и одну малую — приближенно к размеру А6. Карты двухсторонние — одна сторона серая (отражает 18% падающего света), вторая матовая белая (отражает 90%). Карты используются как для замера экспозиции, так и для настройки ББ. Кроме того в продаже имеются карты Canon (32% и 90%). В последнее время, производители стали выпускать карты, исключительно для настройки ББ в цифровом фото, например WhiBal — серая карта для баланса белого, на которую добавлены черные и белые вставки (кроме серого, можно регулировать еще и черный и белый цвет), а так же линейка с лучами по которой определяют уровень резкости и размеры. Из сравнительно недавнего ноу-хау — самоклеющиеся серые кружки и самосворачивающиеся карты.

Использование при фотографировании серой карты позволяет, как настраивать ББ в цифровой камере, так и корректировать цветовой баланс при последующей обработке кадра.

Использование серой карты для фотографирования.

Серую карту помещают рядом с объектом фотографирования. Очень важно, чтобы карта была освещена точно так же как и объект. Делаем один кадр, так, чтобы карта заполнила большую часть кадра. Далее, в меню камеры находим пункт «Баланс белого» («Пользовательский ББ»), камера предлагает выбрать кадр, по которому будут произведены настройки, выбираем кадр с нашей серой картой, следуя указаниям меню, по этому кадру выставляем «Пользовательский баланс». Наконец заходим в меню в перечень установок ББ, из всех вариантов выбираем «Пользовательский ББ» (его значок — два соединенных треугольника). С этого момента заданные вами настройки применяются для всех кадров. Следует помнить, что при изменении условий освещения, следует всю процедуру повторять. Вот почему настройки камеры с использованием серой карты применяют в основном при студийной съемке, когда для серии снимков свет выставляется один раз.

Использование серой карты при обработке в Photoshop. Делаем опять же кадр, размещая в нем серую карту. Следим за тем, чтобы свет на карту падал так же, как и на объект съемки. После чего делаем серию снимков для этих условий освещения. Сохраняем фотографии в формате RAW. Обрабатывая кадры в Photoshop, работаем с пипеткой «Баланс белого», пипеткой нужно «ткнуть» в серую карту на снимке. При этой процедуре карта на снимке становится действительно серой, «освобождается» от лишних оттенков. Следующим этапом — сохранение настроек: правой клавишей мыши кликнем на настроенный кадр, и выбираем в выпавшем меню «Скопировать настройки RAW». Сохраненные настройки можем применять ко всем снимкам серии (сделанным при одинаковых условиях освещения): выбираем нужный снимок, кликнем правой клавишей мыши и в выпавшем списке выбираем «Применить настройки RAW».

В заключении хочу подытожить:

1. Использование СК дает возможность более верно передать цвета и оттенки, нежели при использовании для настройки белого или черного цвета.
2. Использовать СК наиболее оптимально в условиях студийной съемки.
3. Для каждой серии снимков, сделанных при разных условиях освещения необходимо делать новый эталонный кадр с использованием СК.
4. СК можно использовать как для настройки камеры, так и для коррекции цветопередачи при обработке кадра.

источник: http://alexleoshko.com

НАСТРОЙКА БАЛАНСА БЕЛОГО. ПРОСТОЕ РУКОВОДСТВО

На бб можно повлиять с помощью изменений настроек фотоаппарата. Рассмотрим данные настройки на примере меню фотоаппаратов фирмы Canon. А точнее - на примере фотоаппарата Canon 600D - его меню во многом аналогично меню таких популярных моделей как 400D, 450D, 500D. 550D.

Как видно на картинке - с помощью данного меню Вы сможете сменить бб - либо пользуясь готовыми предустановками, либо выбрав собственные параметры этого значения. Не стоит использовать имеющиеся предустановки баланса белого цвета - без сильной на то необходимости, т.к. чаще всего фотоаппарат корректно работает с данным параметром - в автоматическом режиме, особенно на природе - при естественном освещении - учитывая все его нюансы.

Однако существует возможность настройки баланса белого цвета - вручную! Чаще всего этот тип настройки называют настройкой баланса белого цвета «по белому листу». Это дает возможность точно «подстроиться» под конкретный источник света. Вот как эта процедура описана в инструкции к фотоаппарату Canon 600D:

О том, как использовать аналогичную возможность на фотоаппаратах других фирм или моделей - вы сможете найти в инструкции по эксплуатации Вашего аппарата.

Но и это еще не все! Некоторые фотоаппараты (например, тот же Canon 600D) имеют возможность корректировать цветовой тон фотографии - без применения белого листа! В этом случае эффект получается подобным тому - как будто Вы перебираете цветные светофильтры. Следующая иллюстрация демонстрирует пример подобной настройки:

Некоторые фотоаппараты имеют также еще и «брекетинг баланса белого», это означает - что три фотографии сделанные подряд - будут иметь разный баланс белого (если Вы это разрешите в настройках) - для того чтобы по крайней мере хотя бы один из кадров «попал в точку». Этот режим применяется тогда, когда Вы не уверены в правильности настройки бб.

Но… и это еще не все! Если Вы фотографируете зеркалкой, то в нем наверняка есть функция съемки в формат RAW! Этот замечательный формат отличается тем, что снимая в него - по ходу съемки о балансе белого цвета можно не беспокоиться, ибо его можно будет как угодно изменить - позже, с помощью специальной программы. Обычно такие программы входят в комплект поставки любого зеркального фотоаппарата. Рекоендую использовать программу Adobe Camera Raw ( ACR )

Фото белого листа - причуда фотографа? Нет, улучшение качества!

Имеется в наличии: приличный фотоаппарат (от простой цифровой «мыльницы» до неплохой «зеркалки»); фотограф, ну скажем, имеющий некоторый опыт в своем деле (муж, жена, брат, сват, и т.д.); чудесный антураж (семейный праздник с кучей друзей и близких, пикник во дворе дома, выезд на природу, в лес, на море). Знакомая картина? В результате проделанной кропотливой работы масса сделанных снимков. Но!

А что именно? Резкость - в норме, композиция - тоже ничего (бывало и хуже). А в глаза бросается. Что? Конечно же! Цвета! Цвета не настоящие! На этих снимках какая-то желтизна появилась. Откуда она взялась? Ведь все было в порядке. Может быть какая-то природная аномалия? На других изображениях оттенки голубого давят на восприятие. Случалась иногда такая оказия? Почему так получается? Оказывается, это не происки инопланетян и не поломка (брак) фотокамеры.

Во-первых. Вероятно, съемка производилась на «автомате».

Во-вторых. Был неправильно выставлен баланс белого цвета.

Что? Эти слова для вас «темный лес» и вы ничего не поняли? Давайте будем разбираться и выяснять, что же делать, и как устранять такие неприятности.

Баланс белого - эталон цвета

Да, это так. Чтобы все цвета выглядели так, как мы их видим, фотокамеру нужно обязательно настраивать. Для этого был выбран белый цвет (есть и другие варианты, которые будут рассмотрены ниже). Почему? Потому что найти лист бумаги не составит большого труда. А если серьезно, белый не образует цветовой гаммы. Любое отклонение в спектре уже не будет белым цветом. И это легко увидеть, нежели разглядывать черные пятна, которые могут быть с зеленым или синим отливом. К выбору эталона нужно подходить тщательно и скрупулёзно. Если будет выбран лист с пятнами или разметкой (вырванная страничка из тетради), то… Лучше снимать на «автомате». Очень хорошим образцом будет лист офисной бумаги. Практически идеальный вариант.

Хорошо, бумага, отвечающая требованиям, найдена. Приступаем. Открываем меню, выбираем пункт «Баланс белого». В разных фотоаппаратах, чтобы дойти до этого раздела, нужно будет пройти еще пару-тройку промежуточных подпунктов. Местоположение нужного определяется с помощью метода «научного тыка». Еще помогает чтение инструкции, если конечно вы не сделали этого ранее. В этом разделе можно обнаружить, по меньшей мере, пять или шесть опций установки баланса белого. Дневной свет, лампа накаливания, облачная погода, лампа дневного света и … собственно пунктик, из-за которого проделывалась масса нужных, но возможно незнакомых операций. Баланс белого. Значок этой функции одинаков на всех камерах, его не спутать ни с чем другим. В нижней части два треугольника, образующие вазу (по крайней мере, похоже), и сверху прямоугольник. Издали напоминает цветок в горшке (вот такая фантазия, интересно, какие ассоциации будут у вас). Так вот, с помощью функциональных клавиш (как правило, на ней написано ОК) выбираем эту функцию и вспоминаем, куда спрятали лист бумаги. Сейчас он понадобится. Наводим экран (видоискатель) на лист, делаем снимок. Электронные «мозги» вашей камеры запоминают увиденный цвет и все последующие кадры будут сниматься с учетом этих параметров. Важно помнить одну немаловажную деталь! При смене освещения, декораций, перемещения в другое место эту процедуру следуют проводить заново. Иначе возможны цветовые казусы.

Другие варианты выставления баланса

Конечно же, этот вариант не единичен. Профессиональные фотографы используют для таких целей серый цвет (18 процентов). Для таких целей специально продаются эталонные пластинки. Мотивируется это тем, что полностью белого цвета не бывает, только оттенки. А вот серый, он всегда серый. По этому поводу можно поспорить, но что есть, то есть. При выставлении баланса цвета этим способом следует помнить, что он хорош только для студийной работы, где освещение статично и постоянно. В условиях пейзажной съемки он не подойдет.

Возможно также выставление баланса по линейке цветов и фотометрическому отражателю (но это уже из области профессионального фото для глянцевых журналов).

Для любителей гораздо привлекательнее вариант работы с уже готовыми шаблонами. Вместе с функцией выставления баланса в ручном режиме, существуют еще предустановки - облачно, ясно, съемка с искусственным освещением и другие. Использование их значительно упростит работу и время съемок. Выбираете нужный значок и начинаете замораживать краткий миг времени в прекрасной фотографии.