Юридические документы

Американский авианосец 4 буквы. Авианосцы Соединенных Штатов Америки — новые модели и старые помощники

Президент США Джордж Буш-младший и его отец экс-президент США Джордж Буш-старший примут участие в торжественной церемонии ввода в строй нового атомного авианосца "Джордж Буш", которая состоится 10 января в военно-морском порту в Норфолке (штат Вирджиния).

Авианосцы класса "Нимиц" - серия американских авианосцев с ядерной силовой установкой, являются самыми большими военными судами в мире. Класс получил название по первому построенному авианосцу "Нимиц".

Первый атомный многоцелевой авианосец типа "Нимиц" был заложен 22 июня 1968 года. Строительство продолжалось четыре года, передача флоту состоялась 3 мая 1975 года.

Всего, начиная с 1968 года, было построено 10 судов. Серия кораблей "Нимиц" стала крупнейшей в послевоенный период. Все авианосцы этого типа были построены и продолжают строиться на судостроительной верфи в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.

Основные характеристики:

Длина: 333 м
Ширина полётной палубы: 76,8-78,4 м
Водоизмещение: 98 235 тонн, максимум 104 112 тонн при полной загрузке
Скорость: 30 узлов (около 56 км/ч)
Энергоустановка: два реактора A4W, четыре шахты
Авиация: максимум 90 единиц, в том числе 64 самолёта (включая 48 ударных и 16 самолётов поддержки) и 26 вертолётов палубного базирования
Команда: экипаж 3200 человек + авиакрыло 2480 человек
Срок эксплуатации: более 50 лет
Время эксплуатации реакторов без замены энергоносителей: около 20 лет.

В соответствии с классификацией кораблей ВМС США все суда этого типа имеют бортовой номер, например первый корабль этого класса имеет номер CVN-68, где обозначение CVN - многоцелевой авианосец с ядерной энергоустановкой, а 68 — порядковый номер авианосца в ВМС США.

Все корабли класса "Нимиц" конструктивно практически одинаковы, однако начиная с четвертого, имеют увеличенные водоизмещение, осадку и период между перезарядками топлива ядерных реакторов (до 20 лет). Они могут отличаться составом действующих с них авиакрыльев, комплексом радиоэлектронного вооружения, а также наличием дополнительного оборудования. Например, на авианосце "Карл Винсон" установлен тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать учебно-боевые задачи в масштабе соединения.

Авианосцы типа "Нимиц" построены по классической схеме, но в то же время имеют ряд особенностей : корпус сварен из стальных листов, а основные несущие конструкции, включая полетную палубу, выполнены из броневой стали.

Полное водоизмещение кораблей поздней (начиная с CVN72) постройки составляет 102 000 тонн. Силовая установка состоит из двух водо-водяных реакторов A4G/A1W, которые работают на четыре паровых турбины общей максимальной мощностью 280000 л.с. Турбины вращают четыре пятилопастных винта. Вспомогательная силовая установка состоит из четырех дизелей общей мощностью 10720 л.с.

На корабле имеется более 4000 помещений различного назначения.

Экипаж корабля состоит из 3184 человек (203 офицера) корабельной команды, 2800 человек (366 офицеров) авиагруппы, и 70 (25) человек командования авианосной ударной группы. Всего на корабле можно разместить более 6000 человек.

В настоящее время стандартное авиакрыло включает 78 самолетов и вертолетов: 20 истребителей F-14B/D "Томкэт", 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет" или "Супер Хорнет", 8 самолетов противолодочной обороны (ПЛО) S-3A/B "Викинг" (часто используются как разведчики или летающие танкеры), 4 самолета ДРЛО Е-2С "Хокай", 4 самолета радиоэлектронной борьбы ЕА-6В "Проулер", 4 вертолета ПЛО SH-60F "СиВи Хело" и 2 поисково-спасательных вертолетов HH-60H "Си Хок".

Оборонительное вооружение корабля включает три зенитных ракетных комплекса "Си Спарроу" и четыре 20-миллиметровых зенитных артиллерийских комплекса "Вулкан - Фаланкс". Бортовое вооружение предназначено для обеспечения защиты корабля главным образом от воздушного противника, прорвавшего дальний и средние рубежи ПВО авианосной ударной группы. Два трехтрубных 324-миллиметровых торпедных аппарата служат для борьбы с торпедами, находящимися по кильватерному следу.

Радиоэлектронные средства включают радиолокационные станции обнаружения, управления воздушным движением и навигации, станции спутниковой связи системы SATCOM, управления с цифровыми линиями связи, станции радиоэлектронной борьбы и постановки помех, станции ЗРК, а также навигационную систему TACAN. Последняя обеспечивает одновременно до ста самолетов данными об их местонахождении в радиусе трехсот миль от авианосца.

Список авианосцев класса "Нимиц":

"Нимиц" (CVN-68) - введен в эксплуатацию 3 мая 1975 года
"Дуайт Эйзенхауэр" (CVN-69) - введён в эксплуатацию 18 октября 1977 года
"Карл Винсон" (CVN-70) - введён в состав флота 13 мая 1982 года.
"Теодор Рузвельт" (CVN-71) - введён в состав флота 25 октября 1986 года
"Авраам Линкольн" (CVN-72) - введён в состав флота 11 ноября 1989 года
"Джордж Вашингтон" (CVN-73) - зачислен в состав флота 4 июля 1992 года
"Джон К. Стеннис" (CVN-74) - введён в состав флота 9 декабря 1995 года
"Гарри Трумэн" (CVN-75) - введён в состав флота 25 июля 1998 года
"Рональд Рейган" (CVN-76) - введён в состав флота 12 июля 2003 года.

Десятый и последний корабль этого класса "Джордж Буш" будет спущен на воду в январе 2009 года. Торжественная церемония ввода в строй нового атомного авианосца состоится 10 января в военно-морском порту в Норфолке (штат Вирджиния).

CVN77 будет "переходным" кораблем от типа "Нимиц" к новым авианосцам CVX. На этом корабле предполагается отработать перспективные технологии, предполагаемые к использованию в конструкции CVX. Авианосец будет иметь измененную конструкцию корпуса и острова, уменьшенную радиолокационную заметность, усовершенствованные катапульты и системы обслуживания самолетов, а также сокращенный экипаж. CVN77 заменит в строю последний американский авианосец с неядерной силовой установкой, CV63 "Китти Хок", срок службы которого к 2008 году составит 47 лет.

Мощный военно-морской флот любого государства определяет политический статус страны. На протяжении нескольких веков самой сильной морской державой считалась Великобритания. Однако после завершения Второй мировой войны пальму первенства взяли Соединенные Штаты Америки. Значительной силой ВМФ страны и национальным достоянием являются атомные авианосцы. США – единственная страна в мире, имеющая на вооружении 11 действующих авианосных кораблей. Остальные 9 стран, которые владеют подобными судами, могут похвастаться одним, максимум двумя единицами техники.

История создания

Идея создания плавучей взлетной полосы принадлежит американцам. И это неудивительно. Основные сражения практически всегда происходят вдали от берегов Северной Америки, при этом США всегда стремились контролировать любые военные конфликты. В 1910 году впервые . Это был легкий американский крейсер Бирмингем, на котором был воздвигнут деревянный помост размером 25х7 метров. Спустя 5 минут летательный аппарат, оборудованный специальными поплавками, успешно приземлился на воду. В следующем году американский офицер благополучно выполнил посадку самолета на искусственно созданную увеличенную палубу крейсера. Проводя дальнейшие исследования, уже в 1915 году была разработана катапульта, необходимая для пуска воздушного судна с борта корабля.

В период Первой мировой войны активно использовался флот Великобритании, по окончании военных действий Америка тщательно изучила действия морской авиации Англии. Первый авианосец США был переоборудован из судна, занимающегося перевозкой угля, и получил имя CV-1 «Лэнгли». На корабле была создана палуба длиной 163 метра и установлены краны для поднятия самолетов на борт. Следующие корабли – авианосец Лексингтон (CV-2) и авианосец Саратога (CV-3) были переоборудованы с линейных кораблей еще на этапе строительства.

1927 год является важной датой в истории американских авианосцев. В этом году было принято решение о строительстве (а не переоборудовании) первых пяти авианесущих кораблей. Каждый из судов вмещал в себя от 70 до 80 самолетов.

В первой половине прошлого века в ряде стран появились авианесущие корабли разных размеров и соответственно, отличающиеся по назначению. Выделяли несколько классов судов.

  • Легкий авианосец. Корабль небольшого размера в сравнении с аналогами другого класса, вмещает от 20 до 50 летательных аппаратов.
  • Эскортный авианосец. Является подвидом легкого авианосца. Эти корабли перестраивались из гражданских судов. Особенностью такой техники являлась низкая скорость и ненадежность в сражениях. Первый экспериментальный авианосец Лэнгли можно отнести именно к этому классу кораблей.
  • Тяжелый/ударный авианосец. Представляет собой тип крупных кораблей, позволяющих осуществлять горизонтальный взлет и посадку. Вмещают от 70 до 100 воздушных судов. Такая морская техника способна нанести масштабные удары по врагу, может длительное время находиться вдали от берега. Во время войны и в послевоенный период были построены такие авианосцы США типа «Эссекс» и «Мидуэй».

Вторая мировая война

Для война началась в декабре 1941 года, в тот момент, когда Япония напала на базу тихоокеанского флота США Перл-Харбор. В течение двух налетов с 6 японских авианосцев вылетело 353 самолета. По итогам атак удалось потопить или повредить 14 кораблей, более 200 самолетов, погибло около 2,5 тысяч человек. Такой агрессии со стороны Японии никто не ожидал. США в тот же день объявили войну «Стране восходящего солнца». По стечению обстоятельств в Перл-Харборе на момент проведения атаки находились только старые корабли. Современные авианосцы располагались в другой части американского побережья.

Авианосцы типа «Эссекс»

В этом же 1941 году были заложены 3 авианосца типа «Эссекс», которые относились к ударному классу авианосных кораблей. Проектировка была начата за 3 года до начала строительства. Изначально планировалось построить всего один такой корабль. Однако после нападения на базу Перл-Харбор в срочном порядке было принято решение о создании дополнительно двух судов. Всего же за годы войны было произведено 24 авианосца данного типа. Примечательным является тот факт, что «Эссекс» принимал участие во многих сражениях, однако ни один из кораблей не был затоплен. Длина судна составляла 266м, максимальная скорость достигала 33 узлов, экипаж включал 3000 человек (в соответствии со штатным расписанием 2 386 чел.). Из снаряжения было около 100 самолетов, зенитная артиллерия и радиолокационное вооружение.

Тип: Ударные авианосецы «Эссекс»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
«Эссекс»
USS Essex (CV/CVA/CVS-9)
31 декабря 1942
15 января 1951
9 января 1947
30 июня 1969
«Йорктаун»
USS Yorktown (CV/CVA/CVS-10)
15 апреля 1943
2 января 1953
9 января 1947
27 июня 1970
«Интрепид»
USS Intrepid (CV/CVA/CVS-11)
16 августа 1943 15 марта 1974
«Хорнет»
Hornet (CV/CVA/CVS-12)
29 ноября 1943
20 марта 1951
11 сентября 1953
15 января 1947
12 мая 1951
25 июля 1989
«Франклин»
USS Franklin (CV/CVA/CVS-13, AVT-8)
«Большой Бен»
«Big Ben»
31 января 1944 17 февраля 1947
«Тикондерога»
USS Ticonderoga (CV/CVA/CVS-14)
8 мая 1944
1 октября 1954
9 января 1947
1 сентября 1973
«Рэндольф»
USS Randolph (CV/CVA/CVS-15)
9 октября 1944
1 июля 1953
25 февраля 1948
13 февраля 1969
«Лексингтон»
USS Lexington (CV/CVA/CVS/CVT/AVT-16)
«Голубой Призрак»
«The Blue Ghost»
17 февраля 1942 8 ноября 1991
«Банкер Хилл»
USS Bunker Hill (CV-17)
24 мая 1943 9 января 1947
«Уосп»
USS Wasp (CV-18)
24 ноября 1943 1 июля 1972
«Хэнкок»
USS Hancock (CV-19)
15 апреля 1944
1 марта 1954
9 мая 1947
31 января 1976
«Беннингтон»
USS Bennington (CV-20)
6 августа 1944 15 января 1970
«Боксер»
USS Boxer (CV-21)
16 апреля 1945 1 декабря 1969
«Бон Омм Ричард»
USS Bon Homme Richard (CV-31)
26 ноября 1944
1 октября 1952
9 января 1947
2 июля 1971
«Лейте»
USS Leyte (CV-32)
11 апреля 1946 15 мая 1959
«Кирсардж»
USS Kearsarge (CV-33)
2 марта 1946 13 февраля 1970
«Орискани»
USS Oriskany (CV-34)
25 сентября 1950 30 сентября 1976
«Энтитем»
USS Antietam (CV/CVA/CVS-36)
28 января 1945 8 мая 1963
«Принстон»
USS Princeton (CV-37)
18 ноября 1945
28 августа 1950
21 июня 1949
30 января 1970
«Шангри-Ла»
USS Shangri-La (CV-38)
15 сентября 1944
1 февраля 1955
7 ноября 1947
30 июля 1971
«Лейк Чемплейн»
USS Lake Champlain (CV-39)
3 июня 1945
19 сентября 1952
17 февраля 1947
1 декабря 1969
«Тарава»
USS Tarawa (CV/CVA/CVS-40, AVT-12)
8 декабря 1945
3 февраля 1951
30 июня 1949
13 мая 1960
«Велли-Фордж»
USS Valley Forge (CV-45)
3 ноября 1946 15 января 1970
«Филиппин Си»
USS Philippine Sea (CV-47)
11 мая 1946
15 мая 1959
28 декабря 1958
1 декабря 1969

Авианосцы типа «Лонг-Айленд»

Учитывая медленную скорость строительства ударных авианесущих кораблей, было принято решение о переоборудовании ряда транспортных судов. Эскортный авианосец можно было построить за несколько месяцев. В начале 40-х годов было переоборудовано 2 транспортника, один из которых был передан британскому флоту. Американский «Лонг-Айленд» использовался преимущественно в качестве тренировочной базы для пилотов и сопровождения других кораблей, лишь однажды он принимал посредственное участие в обеспечении безопасности при битве у атолла Мидуэй. Корабль имел длину 150 метров, скорость около 16 узлов и экипаж до 1000 человек. Вооружение включало 16 самолетов. После окончания войны был снят со службы, однако долгие годы после этого прослужил в гражданских целях вплоть до 1977 года.

Авианосцы типа «Эвенджер»

В этот же период еще 4 транспортника было преобразовано в эскортные авианосцы, часть из которых была передана партнеру США – Великобритании. Технические характеристики судна практически ничем не отличались от авианосцев типа «Лонг-Айленд», разве что на борту базировалось не 16, а 15 самолетов. Главный из четырех описываемых кораблей немецкая подводная лодка смогла потопить недалеко от Гибралтара.

Авианосец типа «Рейнджер»

«Рейнджер» является первым ударным кораблем, изначально проектируемым в качестве американского авианосца. Взлетная полоса выглядела в виде надпалубного сооружения, сделанного из дерева и покрытое сверху тонким слоем стали для защиты при возникновении пожара. Дымоход разделялся на 6 труб – по три с каждого борта. В зависимости от направления ветра подсоединяли одну или другую сторону, тем самым обеспечивалась нормальная видимость для взлета и посадки самолетов. Корабль находился в строю с 1934 года, во время войны патрулировал Атлантический океан, участвовал в операциях 1942 года в Северной Африке. За это время с корабля было осуществлено 496 боевых вылетов самолетов. По окончании войны судно было выведено из состава флота и в 1947 году продано в качестве лома. Длина «Рейнджера» составляла почти 235 метров, скорость 29 узлов, авиационная группа состояла из 86 самолетов.

Авианосцы типа «Йорктаун»

В 30-х годах прошлого столетия также было построено 3 авианесущих корабля, которые являлись модернизированной копией «Рейнджера». Все они активно использовались в военных сражениях. Спустя всего год после вступления США в войну 2 «Йорктауна» было потоплено, третий авианосец «Энтерпрайз» был снят с вооружения в 1947 году. Длина кораблей составляла 246 метров, скорость 32,5 узла, за каждым судном было закреплено по 96 самолетов. Особенно примечательным был авианосец «Энтерпрайз» — он признан самым известным кораблем ВМС Соединенных Штатов в Тихом океане времен Второй мировой войны. Корабль принимал активное участие в сражениях у атолла Мидуэй.

Стоит детальнее рассказать о битве за Мидуэй, так как это сражение было одним из важнейших, повлиявших на итоги войны. Понимая все возрастающую мощь американских авианосцев, Япония детально планировала внезапное нападение на морские силы США, базировавшиеся в районе атолла Мидуэй. Однако, криптографы США сумели рассекретить шифр и узнали о задачах врага. Решив пойти на опережение, адмирал Нимиц отправил 3 полностью укомплектованных авианосца типа «Йорктаун». В результате тяжелых сражений Япония потеряла 4 тяжелых авианосца, 248 самолетов и тем самым упустила возможность ведения атакующей линии поведения в войне. США в этой битве потерял один из авианосцев «Йорктаун».

Авианосец типа «Уосп»

Данный тип представлен всего одним экземпляром корабля. Он являл собой урезанный вариант «Йорктауна». «Уосп» был введен в эксплуатацию в 1940 году, с началом участия США в войне корабль патрулировал воды Атлантического океана, неоднократно переправлял сухопутные самолеты из Англии в Средиземноморье. В 1942 году «Уосп» и его авиация обеспечивали безопасность прохода американских кораблей. Однако на его пути встретилась японская субмарина. При атаке со стороны ВМС Японии авианосец был поврежден и затем потоплен.

Авианосцы типа «Индепенденс»

В условиях острой нехватки авианосцев в период Второй мировой войны было создано еще несколько легких авианесущих кораблей, перестроенных из крейсеров «Кливленд». За 2 года было переоборудовано 9 таких судов. Несмотря на их малый размер и уязвимость, они активно эксплуатировались в годы войны. После войны и развития авиации малый размер палубы не позволял использовать авианосные крейсеры по назначению, поэтому в 1946-47 годах все они были сняты со службы ВМФ США. Часть из них была передана флотам Франции и Испании, часть использовали при ядерных испытаниях, остальные ушли на лом. Длина «Индепенденс» составляла 190 метров, борт вмещал в себя до 30 самолетов.

Тип: Легкие авианосецы «Индепенденс»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
Авианосец «Индепенденс»
USS Independence (CVL-22)
1 января 1943 28 августа 1946
«Принстон»
USS Princeton (CVL-23)
25 февраля 1943 24 октября 1944
«Белло Вуд»/«Буа Белло»
Belleau Wood/Bois Belleau
31 марта 1943 года (США)
23 декабря 1953 (Франция)
1960
«Лэнгли»/«Лафайет»
Langley/La Fayette
31 августа 1943 (США)
2 июня 1951 (Франция)
9 февраля 1964
«Кэбот»/«Дедало»
Cabot/Dedalo
17 ноября 1943 (США)
30 августа 1967 (Испания)
1989

Авианосцы типа «Сайпан»

Группа легких авианосцев 40-х годов, созданных в качестве замены предполагаемых потерь «Индепенденс». Было построено 2 корабля этого типа, оба так и не успели встать на вооружение в военное время. По завершении войны началось усиленное развитие реактивных самолетов, такую тяжелую технику «Сайпан» принять на борт уже не мог. Ввиду этого корабли выступали в качестве вспомогательных судов или учебных экспонатов и были сняты с вооружения только в конце 70-х годов прошлого столетия.

Авианосцы типа «Боуг»

Группа эскортных авианосцев времен Второй мировой войны, чаще всего используемые британскими союзниками. Всего было переоборудовано 45 единиц техники. Отличительными особенностями данных эскортных авианосных кораблей выступали следующие показатели. Из-за нехватки дизельных двигателей, «Боуг» использовал корпус с паротурбинными установками – это увеличило количество выработанного газа, но и способствовало большей скорости судна. Длина корабля была увеличена, сама же палуба была защищена 6-мм листами стали, все это позволило принимать на борт более тяжелые самолеты.

Авианосцы типа «Касабланка»

Самая большая группа эскортных авианосцев, в период войны было создано 50 единиц, строились корабли за рекордные 4 месяца. «Касабланка» отличались от «Боуга» большей скоростью движения и увеличенным ангарным помещением, однако они не могли преодолевать большие расстояния. Также их палуба была короче предшествующих «Боугов», соответственно взлет и посадка самолетов была сложной. В период войны авианосцы активно использовались в качестве поддержки десанта. 5 кораблей было потеряно при сражениях. По окончании боевых действий «Касабланка» стала непригодной к использованию в связи со своими небольшими размерами палубы.

Авианосцы типа «Сэнгамон»

Четыре эскортных авианосца типа «Сэнгамон» были переоборудованы из недостроенных нефтяных танкеров и также участвовали во Второй мировой войне. Корабли служили на территории Атлантики, а позднее Тихого океана. Себестоимость таких судов была достаточно высокой, поэтому не было построено большого количества техники. Все авианосцы «Сэнгамон» были задействованы в операции «Торч». В авиационное вооружение входило 14 истребителей и 17 бомбардировщиков разных видов. В одном из походов «Сенгамон» был обнаружен японскими кораблями. Авианосец пытался оторваться от врагов, но уже на следующий день был атакован самолетом, врезавшимся в палубу. Дыра на палубе достигала 40м², спустя несколько минут авианосец торпедировала субмарина. В этот же день еще 2 камикадзе врезались в борт корабля, оставляя все больше и больше пробоин и сотни погибших. Несмотря на это, «Сэнгамон» продолжал плыть.

Послевоенное время

Морские сражения во Второй мировой войне показали необходимость использования авианосцев для различных целей. Ударные экземпляры принимали непосредственное участие во многих знаменательных сражениях. Эскортные и легкие аналоги обеспечивали безопасность передвижения других судов, перевозили авиатехнику и выступали в качестве учебной техники. Одержав победу, США вместе с союзниками продолжили развитие морской авиации и как следствие, требовался новый авианосец, способный принять на борт тяжелые реактивные самолеты. Ввиду этого большая часть действующих авианесущих кораблей была списана и на их место встали новые более современные и модернизированные экземпляры.

Учитывая развитие техники и кораблестроения были разработаны такие современные классы авианесущих кораблей:

  • Суперавианосец – крупные ударные авианесущие судна, в современное время чаще всего имеющие на борту ядерную установку. Водоизмещение составляет от 50 до 100 тысяч тонн. Включают в себя большое количество летательных аппаратов с возможностью горизонтального взлета и посадки самолетов. Ударными их называют потому, что они способны самостоятельно нанести мощный удар по противнику, без применения дополнительных кораблей. Такие авианосцы имеют возможность длительного плавания.
  • Многоцелевой авианосец – судно водоизмещением 30-50 тысяч тонн с возможностью осуществления горизонтальной посадки. Корабли схожи по своим функциям с суперавианосцами, однако имеют меньший размер, меньшее количество авиации на борту и меньше могут находиться вдали от берега.
  • Легкий авианосец – водоизмещение не превышает 25 тысяч тонн, на нем используются только самолеты вертикального взлета и посадки. Поэтому такой авианосец называют СВВП. Они не такие мощные как предыдущие классы, но и себестоимость их в разы дешевле. В связи с этим некоторые страны используют такие виды судов.

Авианосцы типа «Мидуэй»

Первая группа тяжелых ударных авианосных кораблей была произведена по подобию аналогов Великобритании. Они отличались от своих предшественников большим размером и более мощным бронированием корпуса. В отличие от 25-мм брони всех предыдущих поколений, данный тип имел толщину палубы 87 мм. В военный и послевоенный период было построено 3 экземпляра, но ни один из них не успел побывать в сражениях II мировой войны. При этом корабли участвовали в ряде других сражений, происходящих в мире, в том числе во вьетнамском конфликте. Два из трех авианосцев прошли модернизацию и состояли на флоте почти 50 лет. Длина судна составляла 295 метров, количество авиации в разные периоды варьировалось от 136 до 153 самолетов. Последний авианосец списан в 1992 году, на сегодняшний день является музейным экспонатом.

Операция «Порывистый ветер»

«Мидуэй» участвовал в спецоперации «Порывистый ветер». В 1975 году руководство страны отправило несколько авианосцев к берегам Вьетнама для вывоза жителей Сайгона. Пилот ВВС Южного Вьетнама посадил в небольшой двухместный самолет жену с 5 детьми и вылетел из опасной зоны. В морских просторах он увидел Мидуэй и попросился посадить воздушное судно на авианесущий корабль. Для возможности посадки самолета необходимо было быстро очистить палубу от техники. Капитан Мидуэя отдал приказ убрать с палубы воздушные судна. Некоторые из них пришлось выкинуть за борт, в результате чего было потеряно авиации на сумму 10 млн долларов. К удивлению всех присутствующих на корабле пилот сумел посадить самолет и спас семью.

Авианосцы типа «Форрестол»

Следующими в списке тяжелых ударных авианосцев стали корабли типа «Форрестол», созданные в 50-х годах прошлого столетия. Необходимость в них возникла после проведения анализа морских сражений в районе Корейского полуострова. Было построено 4 судна – это были самые крупные боевые корабли в мире за всю историю кораблестроения на тот момент. Длина составляла 317 метров, благодаря новому техническому оборудованию авианосец мог совершать автономное плавание в течение 90 суток. Вооружение включало в себя радиолокационное оснащение, зенитную артиллерию и до 90 самолетов. «Форрестол» участвовали во Вьетнамской войне и представляли собой базовый набор судов в ВМФ США. Последний из кораблей был выведен из строя в 1998 году.

Авианосцы типа «Китти-Хок»

После испытаний в бою и эксплуатации предыдущей серии авианосцев «Форрестол» было исправлено несколько элементов в проектировке судов. В 60-х годах мир увидел 4 образца усовершенствованных моделей под названием «Китти-Хок». Основным отличием от предшественников являлась и другое размещение лифтов. Длина составляла 326 метров, экипаж достигал 5 624 человек – без учета авиа пилотов, на борту находилось около 80 самолетов и вертолетов. Последний из авианосцев был выведен из состава флота в 2009 году.

Появление атомных авианосцев

С развитием ядерной энергетики проводилось множество морских экспериментов и испытаний. Для этого использовали некоторое количество авианосцев, переживших Вторую мировую войну, но не способных принимать на борт новые . После проведения ряда исследований Америка решилась на невероятное. Началось строительство принципиально нового авианесущего судна, аналогов которому в мире не существовало. Это был атомный ударный суперавианосец «Энтерпрайз». Он был введен в эксплуатацию в 1961 году. Изначально было запланировано строительство 5 подобных судов. Однако учитывая огромную себестоимость – 451 млн долларов, было решено остановиться на единственном экземпляре. Его длина составляет 342 метра. Возможность автономного плавания достигала 13 лет. Это в разы превышало возможности всех остальных авианосцев США и мира. «Энтерпрайз» участвовал в Карибском кризисе и Вьетнамской войне.

В 1969 году произошло трагическое событие, одна из ракет по неосторожности экипажа взорвалась и врезалась в бак одного из самолетов, стоящих на палубе. В результате катастрофы погибло 27 человек, общий материальный ущерб составил 126 миллионов долларов. После проведения ремонтных работ и модернизации ряда элементов корабль продолжил участие в боевых операциях. В частности, в Афганистане и Ираке. В 2011 году был замечен недалеко от берегов Сомали, где помогал в борьбе с морскими пиратами. В 2012 году авианосец был выведен из состава флота. Однако лишь в феврале 2017 года был официально списан. Это было связано с тем, что ВМС США планировали произвести замену «Энтнрпрайза» на новый американский суперавианосец, который был готов лишь в 2017 году.

Авианосцы типа «Нимиц»

Основные авианосцы, действующие на данный момент в ВМС США являются судна типа «Нимиц». Корабли так же как и «Энтерпрайз» и «новый «Форд» имеют ядерную силовую установку. Первый корабль этого типа был введен в эксплуатацию в 1975 году, последний в 2009 году. Себестоимость производства составляет 4,5 миллиарда долларов, возможна эксплуатация в течение 50 лет. Период перезарядки атомного реактора составляет 20 лет. Всего было выпущено 10 единиц. Авианесущие корабли «Нимиц» принимали активное участие в операциях, связанных с военными конфликтами в Югославии и Ираке. На сколько качественное бронирование установлено на авианосцах США неизвестно, поскольку они используются в данный момент, однако есть основания полагать, что при производстве использовались кевларовые пластины толщиной 63,5 мм. Такой защиты недостаточно при прямом попадании современных ракет, однако противовоздушные системы обороны по заявлениям ВМФ США не допустят приближения этих ракет в опасную зону вокруг корабля.

Тип: Ударные авианосецы «Нимиц»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
«Нимиц»
USS Nimitz (CVN-68)
3 мая 1975 Стоит на вооружении
«Дуайт Эйзенхауэр»
USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69)
18 октября 1977 Стоит на вооружении
«Карл Винсон»
USS Carl Vinson (CVN-70)
13 мая 1982 Стоит на вооружении
«Теодор Рузвельт»
USS Theodore Roosevelt (CVN-71)
25 октября 1986 Стоит на вооружении
«Авраам Линкольн»
USS Abraham Lincoln (CVN-72)
11 ноября 1989 Стоит на вооружении
«Джордж Вашингтон»
USS George Washington (CVN-73)
4 июля 1992 Стоит на вооружении
«Джон К. Стеннис»
USS John C. Stennis (CVN-74)
9 декабря 1995 Стоит на вооружении
«Гарри Трумэн»
USS Harry S. Truman (CVN-75)
25 июля 1998 Стоит на вооружении
«Рональд Рейган»
USS Ronald Reagan (CVN-76)
12 июля 2003 Стоит на вооружении
«Джордж Буш»
USS George H. W. Bush (CVN-77)
10 января 2009 Стоит на вооружении

Сколько авианосцев у США сегодня?

Военно-морской флот США имеет в составе 11 атомных ударных авианосцев. Американские авианесущие корабли значительно превышают по мощности все остальные авианосцы в мире вместе взятые.

Самая последняя разработка в сфере авианосцев представлена новым кораблем типа «Форд», который вступил в ряды ВМФ Америки 31 мая 2017 года. На сегодняшний день среди действующих авианосцев в мире «Форд» — самый большой экземпляр. Стоимость его строительства обошлась американцам почти в 13 миллиардов долларов. Судно оснащено электромагнитной катапультой Emals, которая обеспечивает более плавный разгон самолетов. Новые реакторы способны создавать на 25% электроэнергии больше, чем его предшественник. Благодаря увеличенному количеству автоматизированных элементов удалось сократить количество задействованных при эксплуатации человек. Таким образом, появляется экономия при использовании корабля в размере 4 миллиардов долларов. «Джеральд Р. Форд» имеет возможность автономного плавания до 30 лет.

Не так давно я рассказывал вам о , а сейчас я хочу показать вам, как все устроено на одном из американских авианосцев под названием "Джордж Буш".

Для начала факты. Точное название корабля USS George H.W. Bush (CVN 77). Это один из 11 американских атомных авианосцев класса Nimitz. Самое большое военное судно в мире.

Его строительство началось в 2003 году и обошлось в американским налогоплательщикам в 6,5 миллиардов долларов. Корабль был принят на вооружение армией США в 2009 году. Вот его не полные тактико-технические характеристики: водоизмещение 110,000 тонн, длинна 332.8м, имеет два атомных реактора, развивает скорость до 60км/ч. Корабль перевозит 90 самолётов, вертолётов и истребителей, обслуживается командой в 3,200 человек. Способен находиться в плавании до 20 лет без дозаправки. Этакий современный "Ноев ковчег".

В этом корабле собраны самые последние достижения 21-го века в области судостроения. Среди них - новый дизайн корпуса, изогнутый для повышения плавучести; инновационное покрытие, для снижения радиолокационной заметности; винты определённой конфигурации и много другое.

Авианосцы класса "Нимиц" модульные. Каждый из модулей собирается отдельно, доставляется и присоеденяется к другим модулям в финальной стадии строительства.

Вышка управления оснащена самыми современными средствами навигации, спутниковой связью, мощнейшими радарными системами, способными контролировать ситуацию в воздухе, на воде и под водой на сотни километров вокруг. Сама рубка, как впрочем и весь корабль, покрыты 67мм слоем кевларовой брони.

Рубка и антенны максимально сдвинуты на край палубы, что позволило увеличить пространство для взлёта-посадки самолётов.

На палубе авианосца десятки штурмовиков и истребителей, среди которых F/A-18 Hornet, F-35C, AV-8B Harrier II.

Boeing F/A-18E/F Super Hornet.

Матрос Виктор Бениш на боевом дежурстве во время прохода авианосца через Гибралтарский пролив. Родители парня иммигрировали в США с Украины.

Военные лётчики.



"Джорж Буш" в проливе. Снимок сделан с корабля сопровождения.

Один из 17-ти кораблей поддержки авианосца эсминец USS Truxtun (DDG-103).

Ракетный крейсер USS Philippine Sea (CG-58).

Ещё один эсминец USS Roosevelt (DDG-80).

Ракетный эсминец (DDG 51) ожидает доступа к военно-транспортному топливному кораблю USNS Patuxent (Т-АО 201) в центре, в то время как Patuxent проводит дозаправку ракетного крейсера USS Leyte Gulf (CG 55) справа, и ракетного эсминца "Рузвельт" слева. Корабли готовятся к окончательной разверстке во главе с авианосцем "Джордж Буш" для достижения готовности к выполнению поставленных задач.

Идут приготовления на палубе. Моряки эсминца готовят корабль к приёму топлива.

Посадка вертолёта на один из кораблей сопровождения.

Моряки на вахте во время дозаправки.



Проверка качества топлива.

В трюмах авианосца огромный цех со станками и запчастями. Починить можно и сам авианосец и любой самолёт. Кстати, на обслуживании лётных экипажей задействованно более 2,500 человек. Среди них есть женщины.



Все самолёты запускаются с палубы при помощи катапульты. Принцип её работы очень похож на рогатку: самолёт цепляется передним шасси за разгонное устройство. Оператор задаёт массу и необходимое значение ускорения в систему и она подбирает оптимальную скорость или "натяжение" для разгонного устройства.

Самолёт разгонят двигатель и затем нажимается кнопка пуска катапульты.

Истребитель "выстреливается в небо" и затем продолжает самостоятельный полёт. С посадкой дело обстоит намного сложнее. Лётчику необходимо зацепиться тормозным крюком за трос, натяжение которого увеличивается в зависимости от массы и скорости садящегося судна.

Исключение составляют лишь вертолёты и истребители, способные взлетать вертикально.

Боевые корабли с ядерными силовыми установками стоят в том же ря­ду, что и пароход, гребной винт и другие великие изобретения, которые позволяют военно-морским силам одерживать победы над неприятелем. Военно-морской флот США с самого начала отнесся к программе стро­ительства атомных судов очень серьезно, и первым таким судном стала подводная лодка «Наутилус» (SSN-571). Лодка вступила встрой 21 ян­варя 1954 г., и за ней последовал целый ряд атомных субмарин различ­ных классов.

Потом пришла очередь надводных кораблей; впрочем, их было значительно меньше. В общей сложности было построено всего лишь девять атомных крейсеров, фрегатов и эсминцев; к концу XX ве­ка все они были выведены из состава действующего флота и отправле­ны на металлолом. Военно-морской флот США обнаружил, что ядерными силовыми установками рентабельнее всего оборудовать подводные лодки и сверхтяжелые авианосцы .

ЭВОЛЮЦИЯ АВИАНОСНОГО ФЛОТА США

Первым атомным супергигантом был авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» (CVN-65), вступивший в строй 25 ноября 1961 г. и бессменно остававшийся в его составе до 2012 года, за исключением пере­рывов на капитальные ремонты и дозаправку ядерным топливом.

Первым представителем следующего класса американских атомных авианосцев стал «Нимиц» (CVN-68), который вошел в строй 3 марта 1975 г. За ним последовали авианосцы «Дуайт Д. Эйзенхауэр» (CVN-69) и «Карл Виисон» (CVN-70), также принадлежащие к классу «Нимиц». Последний в этом ряду корабль «Карл Винсон» вступил в строй в 1982 г. Первым кораблем следующей серии атомных авианосцев стал «Теодор Рузвельт» (CVN-71), который вошел в строй 25 октября 1986 г., то есть более чем через десять лет после «Нимица».

Следующей новинкой для американской авиации морского базирова­ния станет футуристический авианосец, который служит сейчас пред­метом оживленных обсуждений среди военно-морских специалистов всего мира. Это будет атомный авианосец XXI века CVN-21. Конечно, из практических соображений этот авианосец сейчас носит бортовой номер CVN-78, очередной номер после авианосца ВМФ США «Джордж Г. У. Буш» (CVN-77). По внешнему виду это судно будет мало отличаться от своего предшественника, однако системы внутри корпуса будут гораздо более современными.

Главный итог развития ВМФ США в начале нового тысячелетия - вывод из его состава многих типов самолетов. Снят с вооружения любимый пилотами и имеющий почти культовый статус F-14 «Томкэт», такая же участь постигла S-3 «Викинг». На смену эти самолетам пришел F/A-18E/F «Супер Хорнет», а в перспективе ожидается постановка на вооружение революционного единого ударного истребителя F-35C. Основной самолет радиоэлектронного противодействия ЕА-6B «Праулер» будет заменен самолетом EA-18G. Самолет командования и управ­ления Е-2 «Хокай» начал свою службу на флоте еще в 1973 г. Сейчас ВМФ США испытывает значительно усовершенствованным «Хокай» E-2D, оборудованный радиолокатором с активной решеткой ADS-18. Он должен заменить самолет «Хокай» E-2D.

Кроме того, к самолетам «Оспрей» и «Харриер» присоединятся беспи­лотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок», RQ-8A и MQ-8B «Файр Скаут». Не исключено, что дни, когда воздушная группа состояла из истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, противолодочных и разведывательных самолетов, а также самолетов-заправщиков, прошли, однако всегда останется место для авиации наземного базирования, которая компенсирует уязвимые места в боевой мощи авианосцев.

АТОМНЫЕ АВИАНОСЦЫ США: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ЭНТЕРПРАЙЗ»

Полное водоизмещение: 104400 т.

Длина: 342,5 м; ширина полетной палубы: 76,9 м

Энергетическая установка: 8 атомных реакторов A2W и 4 паровые турбины, вращающие 4 винта; 4 резервных генератора мощностью 10070 л. с; мощность на валу 280000 л. с.

Максимальная скорость: более 30 узлов

Вооружение: 2 ракетные установки «Си Спарроу»; 2 зенитно-ракетных комплекса; 3 ар­тиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс» калибра 20 мм: разнообразные автоматические пушки калибра 50 мм и 60 мм для отражения атак с моря.

Экипаж: 3500 человек; воздушная группа: 2480 человек

Палубная авиация: 85 самолетов, в том числе единые ударные истребители F-35C; F/A-18 «Хорнет»; ЕА-6В «Праулер»; Е-2С «Хокай»

В 2012 году авианосец «Энтерпрайз» был выведен из состава ВМС США. Еще во время последнего плавания авианосца началась выгрузка боезапаса из его гигантских погребов. Вертолеты забирали боеприпасы, которые затем доставлялись на идущие на траверзе «Энтерпрайза» транспорты. Для вывоза всех боеприпасов потребовалось 1260 вертолетных рейсов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «НИМИЦ »

Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Длина: 333,1 м; ширина полетной палубы: 76,9 м.

; одной заправки ядерного топлива должно хватать на 15 лет; 4 резервных дизельных генератора мощностью 10070 л. с.

Вооружение: 2 пусковые ракетные установки (по 21 ракете), 3 артиллерийские установ­ки ближнего боя «Фаланкс» калибра 20 мм, 2 пусковые ракетные установки Мк 29 «Си Спарроу».

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов, хотя типичная воздушная группа состо­ит из 72 самолетов и 6-8 вертолетов.

Ожидается, что «Нимиц» пробудет составе действующего флота до 2033 года.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США « ДУАЙТ ЭЙЗЕНХАУЭР»

Второй корабль класса «Нимиц».

Полное водоизмещение: от 101100 до 104400 т.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, сопряженных с 4 па­ровыми турбинами; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: более 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК RIM-7 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США « КАРЛ ВИНСОН»

Полное водоизмещение: от 101300 т.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, сопряженных с 4 па­ровыми турбинами; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: более 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS, предназначенных для борьбы с противокорабельными ракетами.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ»

Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Полное водоизмещение: от 101100 до 104400 т.

Длина: 333,1 м; ширина: 76.9 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины, одной заправки ядерным топливом хватает на 15 лет; 4 резервных дизельных дви­гателя мощностью 10070 л. с; мощность на валу 260000 л. с.

Вооружение: пусковые ракетные установки «Си Спарроу»; 20-мм артиллерийские уста­новки ближнего боя «Фаланкс»; пусковые ракетные системы с 21 ракетой.

Палубная авиация: 80 самолетов, хотя типичная воздушная группа состоит из 72 само­летов и 6-8 вертолетов

Ожидается, что «Теодор Рузвельт» пробудет в составе действующего флота до 2038 года. Авианосец ВМФ США «Теодор Рузвельт» (CVN-71) отличается от «Нимица» настолько существенно, что его считают принадлежащим к отдельному классу или подклассу.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «АВРААМ ЛИНКОЛЬН»

Полное водоизмещение: до 104112 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН»

Полное водоизмещение: до 104200 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОН С. СТЭННИС»

Полное водоизмещение: до 103300 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

Авианосец «Джон К. Стеннис» относится к подклассу «Теодор Рузвельт», и одной из его не слишком очевидных, но весьма эффективных особенностей является броня, облегченная на 5900 т. За счет этого корпус судна сделан двойным, и испытания показали, что это уменьшает урон, который причиняют суд­ну торпеды.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ГАРРИ ТРУМЭН»

Полное водоизмещение: до 103900 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «РОНАЛЬД РЕЙГАН»

Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Полное водоизмещение: до 104400 т.

Длина: 333,1 м; ширина: 76,9 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, одной заправки ядерным топливом хватает на 15 лет. Мощность на валу составляет 260000 л. с., что обеспечивает постоянную скорость свыше 30 узлов. Судно оснащено четырьмя резервными дизельными двигателями мощностью 10070 л. с.

Вооружение: пусковые ракетные установки «Си Спарроу», 20-мм артиллерийские уста­новки ближнего боя «Фаланкс»; пусковые ракетные системы с 21 ракетой.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа: 2480 человек

На Рональде Рейгане» могут базироваться до 90 самолетов, однако ти­пичная воздушная группа состоит из 72 самолетов и 6-8 вертолетов. Корабль бу­дет входить в состав действующего флота минимум 50 лет, то есть до 2053 года.

Авианосец ВМФ США «Рональд Рейган» (CVN-76) по внешнему облику слегка отличается от сво­его предшественника. Большинство его внутренних систем приводятся в действие электриче­ством. В результате «Рейган» считается представителем отдельного подкласса.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОРДЖ Г. У. БУШ»

Десятый и последний корабль класса «Нимиц».

Построен в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, компанией «Нортроп Грумман Ньюпорт-Ньюс Шипьярд» (преемницей компании «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драйдок»).

Вступление в строй: судно получило свое имя 7 октября 2007 г., вступило в строй 10 января 2009 года

Полное водоизмещение: свыше 104400 т.

Длина: 333,1 м; ширина: 76,9 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауэ» A4W, 4 паровые турбины; мощность на валу составляет 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение. 2 ЗРК Мк 29 «Си Спарроу»; 2 ЗРК RIM-116; 3 20-мм артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс».

Бронирование: 64-мм кевларовая броня вокруг жизненно важных зон.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа: 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

Авианосец «Джордж Буш» обладает рядом усовершенствований по сравнению со своими предшественниками. В частности, корабль оснащен модернизированной надстройкой (так называемый «остров»), отличающейся новой радарной башней с уменьшенной радиолокационной заметностью, усовершенствованной навигационной системой и бронированным остеклением.

Корабль имеет новый дизайн носовой части, повышающий характеристики обтекаемости и плавучести и снижающий радиолокационную заметность. Переработана система хранения авиационного топлива и заправки палубных самолетов. В целом, «Джордж Буш» по сравнению с предшественниками обладает повышенным уровнем автоматизации и пониженными трудозатратами экипажа. В какой-то мере он может считаться переходной ступенью к авианосцу нового класса – «Джералд Р. Форд».

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖЕРАЛД Р. ФОРД»

Судостроительная верфь «Грумман Ньюпорт-Ньюс Шипьярд», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Вступление в строй: 2016 год.

Полное водоизмещение: вероятно, более 100000 т; длина и ширина такие же, как у CVN-77.

Скорость: более 30 узлов в крейсерском режиме.

Вооружение; ракетные пусковые установки «Си Спарроу», другие ракетные установки; 20-мм артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс».

Экипаж (в том числе воздушное крыло): 4660 человек, на 1000 меньше, чем у авианос­ца «Нимиц» (CVN-68).

Палубная авиация: 75 и более самолетов и вертолетов, в том числе F-35C (единые ударные истребители); F/A-18E/F; EA-18G; E-2D; MH-60R/S и беспилотные боевые летательные аппараты.

Будет использоваться новый атомный реактор; технология «стелс» поможет уменьшить радиолокационную сигнатуру судна.

Корабль сможет находиться в строю без дозаправки ядерным топливом почти половину своей жизни (двадцать пять лет). «Форд» будет входить в состав действующего флота до самого конца 2060-х годов

ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ

Авианосный флот США располагает палубной авиацией, не имеющей аналогов в мире по численности и боевой мощи. По состоянию на 2013 год в ВМС США имелось 765 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Супер Хорнет» различных модификаций. Эти самолеты являются главной ударной силой американского авианосного флота.

Кроме истребителей-бомбардировщиков, по состоянию на 2013 год ВМС США располагали:

  • 85 противолодочными самолетами «Локхид» S-3 «Викинг»,
  • 170 патрульными самолетами «Локхид» P-3 «Орион»,
  • 127 транспортными самолетами различных моделей,
  • 65 палубными самолетами ДРЛО,
  • 87 палубными самолетами РЭБ «Грумман» EA-6B и 1 EA-18G,
  • более чем 500 палубными вертолетами различных моделей.

Организационно палубная авиация ВМС США состоит из воздушных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов. Те, в свою очередь, состоят из авиакрыльев, которые делятся на эскадрильи.

Рассмотрим основные типы авиационной техники, состоящей на вооружении палубной авиации ВМС США.

САМОЛЕТЫ F/ A-18С И F/ A-18 E «ХОРНЕТ»

Фирма-изготовитель: компания «Боинг Эйркрафт».

Энергетическая установка: два турбовентиляторных двигателя «Дженерал Электрик- F414-GE-400

Максимальная скорость на высоте: 1915 км/ч.

Дальность полета с подвесным топливным баком: 3300 км.

Практический потолок: 15500 м.

Вооружение: 20-мм автоматическая пушка М61А1/А2 «Вулкан»; на внешней подвеске самолет может нести свыше 8000 кг другого оружия, включающей почти все бомбы и ракеты, которые применяются в ВМФ США.

ЕДИНЫЙ УДАРНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-35C

Перспективный палубный истребитель-бомбардировщик пятого поколения.

Изготовитель: компания «Локхид Мартин».

Энергетическая установка: форсированный турбовентиляторный двигатель «Пратт энд Уитни» F135 с бесфорсажной тягой 13 000 кгс, на форсаже 19500 кгс.

Максимальная скорость на высоте: 1907 км/ч.

Дальность полета: 1150 км.

Практический потолок: 14400 м.

Самолет F-35C отличается большими складными крыльями и стабилизаторами, что улуч­шает полетные характеристики на малых скоростях, а также более надежным шасси, хорошо вы­держивающим удары при посадке на палубу авианосца. Крылья повышенной площади увеличат дальность полета и грузоподъемность, и с полными внутренними баками истребитель будет иметь вдвое большую дальность полета, чем F/A-18C, и сможет выполнять практически те же задачи, что и более тяжелый «Супер Хорнет». В фюзеляже смонтирована четырехствольная 25-мм пушка GAU-22/A, имеется 4 внутренних и 6 внешних точек подвески, на которых может размещаться разнообразное ракетное вооружение.

САМОЛЕТ ДРЛО Е-2 «ХОКАЙ»

Е-2 "Хокай"

Изготовитель: «Нортроп Грумман».

Энергетическая установка: два турбовинтовых двигателя «Эллисон» Т56.

Максимальная скорость: 695 км/ч.

Дальность полета: 2975 км.

Практический потолок: 9400 м.

Вооружение: отсутствует.

Самолет-разведчик Е-2 «Хокай» - это «небесное око» . Последняя модификация этого самолета может вести наблюдение сразу за двумя тысячами целей (и обна­руживать двадцать тысяч целей одновременно) на расстояниях, превышающих 650 км, и одно­временно наводить на цели от сорока до ста самолетов.

ВЕРТОЛЕТ SH 60 «СИХОК»

Легкий палубный многоцелевой вертолет, представленный в различных модификациях: базовой, противолодочной и поисково-спасательной.

Изготовитель: «Сикорски».

Энергетическая установка: два турбовальных газотурбинных двигателя 1260 KW «Дженерал Электрик» T700-GE-401C.

Максимальная скорость: 270 км/ч.

Дальность полета: 700 км.

Боевой радиус (в противолодочном варианте): 185 км.

Практический потолок: 5800 м.

Вооружение (в противолодочном варианте): 3 торпеды, или 3 ПКР, или 4 ракеты Hellfire.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам книги Кит и Кэролин Боннер «Военные корабли. Мощь и сила современного флота». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Авианосцы очень удобны для перевозки автомобилей из Японии…

Блеф и реальность Американский авианосец типа «Нимиц»

Ударный атомный авианосец «Джон К. Стеннис» вместе с кораблями боевого охранения направлен в зону Персидского залива… Атомный авианосец «Джордж Буш» переброшен к берегам Сирии… Третий прибыл на Ближний Восток… Из сообщений информагентств за последний год. Несмотря на явную угрозу у своих берегов, Исламская Республика Иран хладнокровно объявила о запуске 180 центрифуг по обогащению урана. Американские авианосные группировки бессильно покрутились у побережья Ближнего востока и взяли курс на родную ВМБ Норфолк…

Всякий раз, когда авианосцы ВМС США «играют мускулами» на публику, на их палубах неизбежно образуется «плевок» от тех, кого они должны были напугать. «Недемократические режимы» словно не замечают страшных 100000-тонных кораблей и проводят свою независимую политику, ничуть не стесняясь стоящих на рейде «Нимицев» с ядерной силовой установкой.

– В чём сила, брат?

– Сила – в правде.

Почему никто не боится атомных авианосцев типа «Нимиц»? Каким образом сметают с лица Земли целые государства? Неужели Иран знает какой-то секрет, что позволяет себе так легкомысленно реагировать на присутствие американских авианосных кораблей?

Заблуждение №1. Подгоним к побережью пять «Нимицев» и…

И американские лётчики умоются кровью. Все рассуждения о мощи палубной авиации ВМС США – «проецирование силы», «500 самолётов», «в любой момент, в любой точке Земного шара» – на деле являются фантазиями впечатлительных обывателей.

Заблуждение №2. Пять сотен самолётов! Это не фунт изюма!

Начнём, пожалуй, с наиболее известного мифа: на палубах атомного авианосца могут базироваться 80…90…100 (кто больше?) палубных самолётов, которые, естественно, могут разнести в клочья небольшую страну.

Увы, даже роль «символа военной мощи Соединённых Штатов» авианосцам оказалась не под силу !

Во-первых, авианосцы типа «Нимиц» просто теряются на фоне других важных событий: размещение американской системы ПРО в Европе, развёртывание ЗРК «Пэтриот» на границе с Сирией – всё это вызывает куда больший мировой резонанс, нежели очередной бессмысленный поход авианосца ВМС США в Аравийское море. К примеру, граждан Японии гораздо больше волнуют непрекращающиеся бесчинства американских морпехов с базы Футэмма на о. Окинава, чем авианосец « », тихо ржавеющий у причала в Йокосуке (американская ВМБ в пригороде Токио).

Во-вторых, авианосцы ВМС США банально не могут выполнять роль «колониального крейсера в Занзибаре», по причине… отсутствия авианосцев в Занзибаре. Парадоксально, но факт – основную часть жизни атомные исполины мирно спят у пирсов в своих тыловых базах в Норфолке и Сан-Диего, либо стоят в полуразобранном состоянии в доках Брементона и Ньюпорт-Ньюс. Эксплуатация авианосцев столь затратна , что ВМС США семь раз подумают, прежде чем отправить гиганта в дальний поход.

В конце концов, чтобы «навести понт» не обязательно жечь дорогущие урановые стержни и содержать 3000 моряков – для «демонстрации флага» порой достаточно визита одного крейсера или эсминца (читатели наверняка помнят, сколько шума наделал сорванный визит американского штабного корабля «Маунт Уитни» в Севастополь).

Заключение

Проблемы палубной авиации начались с появлением реактивных двигателей. Рост габаритов, масс и посадочных скоростей реактивных самолётов вызвал неизбежное увеличение размеров авианосцев. При этом размеры и стоимость авианосных кораблей росли значительно быстрее, чем боевая эффективность этих монстров. В итоге, к концу ХХ века авианосцы превратились в чудовищные неэффективные «вундервафли», бесполезные как в локальных конфликтах, так и в гипотетической .

Второй удар по палубной авиации был нанесён во время Корейской войны – самолёты научились ловко заправляться в воздухе. Появление воздушных танкеров и систем дозаправки на самолётах тактической авиации привело к тому, что современные истребители-бомбардировщики могут эффективно действовать на удалении в тысячи километров от родного аэродрома. Им не требуются авианосцы и «аэродромы подскока» – мощные «Страйк Иглы» способны за одну ночь перелететь Ла-Манш, промчаться над Европой и , высыпать четыре тонны бомб на ливийскую пустыню – и ещё до рассвета вернуться на авиабазу в Великобритании.

Единственная «узкая» ниша , в которой могут быть применены современные авианосцы – противовоздушная оборона эскадры в открытом океане. Но для решения оборонительных задач мощь «Нимица» избыточна. Для обеспечения ПВО корабельного соединения достаточно лёгкого авианосца с парой истребительных эскадрилий и вертолётами ДРЛО. Безо всяких ядерных реакторов и сложных катапульт (Реальный пример такой системы – строящиеся британские авианосцы типа «Куин Элизабет»).

Но главное, такие конфликты исключительно редки – за 70 лет, минувших с момента окончания Второй мировой, морская война случилась лишь однажды . Речь идёт о Фолклендской войне в Южной Атлантике. Кстати, в тот раз аргентинская сторона обошлась без авианосцев – имея единственный самолёт-заправщик и единственный самолёт ДРЛО («Нептун» образца 1945 года), аргентинские пилоты на устаревших дозвуковых «Скайхоуках», успешно действовали на удалении в сотни километров от побережья и, в результате, едва не «укокошили» треть эскадры Её Величества.

Положение «Нимицев» и универсальных десантных кораблей ВМС на 20 февраля 2013 года. Восемь из десяти авианосцев типа «Нимиц» гордо демонстрируют флаг в родных портах (in homeport) и на судоремонтных заводах. Ещё один ходит вдоль побережья США и лишь один находится на позиции в Аравийском море.