Страхование

Как подводники выдерживают трехмесячное пребывание под водой. Путинские беспилотные субмарины, атомные глубоководные станции агс - «лошарики» и пласн

Босай как самодостаточное искусство сделали японцы. Именно они перестали рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.


Наибольшей популярности искусство Бонсай достигло в XVIII — XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м. И сейчас немало людей пытаются раскрыть тайны бонсай, причем не только в Японии, но это скорее хобби, занятие для времяпрепровождения, нежели бескорыстная дань искусству. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше — в конце XIX века. Несколько образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.


Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений.

Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клен, дзельква, бук. Лучшие экземпляры миниатюризированной сосны не превышают 65 см, дзельквы — 50 см, бука — 37 см, клена — 17 см. То есть уменьшение по сравнению с нормальными размерами происходит в 60-80 раз. При этом следует иметь в виду, что для выращивания берут семя или черенок обычного, а не гибридного, с заданными генетически пропорциями, растения.




Занятие бонсай требует огромного терпения. Чтобы освоить основные принципы выращивания миниатюрных деревьев, нужно потратить 5-10 лет. Утверждают, что требуется не менее трех лет, чтобы научиться правильно поливать бонсай. Легко понять, что это искусство больше привлекает людей пожилых. Дело не только в наличии свободного времени и умении подходить к любой работе без суеты, что дается лишь жизненным опытом.

Существует некая символическая связь между бонсаем и бессмертием, ведь нередко деревце передается в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При хорошем присмотре бонсай может прожить сотни лет. Так, наиболее известным из сохранившихся до наших дней экземпляров является сосна, первым владельцем которой был сёгун Иэмицу Токугава (1604-1651). Недаром сосна считается у японцев символом вечности.


Более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые. Но возраст здесь не единственный критерий. Главное, чтобы растение производило задуманное художественное впечатление, соответствовало размерам своего контейнера и было здоровым. В классификации бонсай приняты два основных направления — котэн (классическое) и бундзин (неформальное).

Классика предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины. Бундзин исходит из противоположного критерия, чего, надо отметить, бывает очень сложно добиться. Настоящий художник, а именно так и следует относиться к мастерам этого искусства, никогда не стремится продублировать до мельчайших подробностей увиденное в природе. Работая с растением, он пытается выразить собственное ощущение эстетики живого. Прообразом могут послужить, скажем, декорации спектакля театра Кабуки, гротесковая иллюстрация к древним стихам, собственное представление о деревьях, гнущихся под ураганным ветром. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, так, как будто его никогда не касались руки человека.


Несколько слов о стилях, характерных для этого искусства: вертикальный, наклонный, каскадный (когда деревце склоняется над краем контейнера и ствол уходит вниз), со скрученным стволом , с двойным стволом (когда единый ствол раздваивается у основания), групповой (когда боковые побеги под влиянием мастера формируются так, что напоминают группу растущих рядом деревьев), со скальным основанием (когда особенно красиво на камне проступают корни). Всего 34 стиля.

Бонсай со скальным основанием по своей эстетике вплотную примыкает к искусству суйсэки . При этом умелое использование достоинств каждого направления способствует скрашиванию возможных слабых мест, существующих как у живых, так и у мертвых компонентов композиции. Например, вялость, невыразительность какой-то грани камня можно прикрыть мхом или корнями растения, а не совсем классический изгиб деревца замаскировать миниатюрной скалой.

Бонсай выращивают не в домашних теплицах, а на открытом воздухе — на столах, установленных во дворе или на балконе. На достаточно короткие сроки бонсай можно вносить в дом, например, украшая комнату по поводу какого-либо праздника или торжественного события. Тут необходимо постоянно следить за световым и водным балансом, ибо любые отклонения от привычного режима могут оказаться фатальными.

Очень важно правильно подобрать контейнер для выращиваемого растения. Он должен фокусировать внимание на растении точно так же, как рама не просто ограничивает размер полотна, но и подчеркивает содержание картины. Иные предпочитают японские контейнеры — простые, солидные, сдержанной или нейтральной расцветки, не отвлекающие внимания от самого деревца. Другие делают выбор в пользу китайских контейнеров, богато декорированных, что позволяет придать дополнительный блеск скромному растению. Предпочтительнее мелкие контейнеры, глубиной не более 5 см, овальные, прямоугольные, многогранные, в зависимости от внешнего вида растения.

При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность — табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера. Это место занимать не рекомендуется.

Есть одна из разновидностей бонсай, которая постепенно отпочковывается от основного направления, обретая самостоятельность. Это сайкэй . Он отличается от бонсай тем, что композиция миниатюрного пейзажа на подносе строится не из одного растения, а из нескольких, причем зачастую относящихся к разным породам. Поклонники сайкэй любят включать в композицию травы, в том числе цветущие. На подносе с сайкэй допустимо размещать маленькие фигурки — людей, животных, домов, мостов. Белый песок символизирует водный поток у подножия деревьев. Размеры таких композиций требуют подносов большего размера, но они мельче, чем контейнеры у бонсай. То есть речь идет о явлении, занимающем промежуточную позицию между бонкэй и бонсай. Это отражено и в названии искусства, состоящего из двух иероглифов, обозначающих «растение» и «вид».


Слово "бонсай" - японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком контейнере (bon). Но не каждое деревце в низком контейнере - бонсай. Понятие это достаточно определенно. Настоящий бонсай - это произведение искусства, созданное художником, который использовал живой материал и следовал всем канонам этого искусства.


(формальный вертикальный стиль)

Подходит для ели, лиственницы, можжевельника, дзельквы и гинкго. Если дерево не испытывает конкуренции со стороны других деревьев, не подвергается воздействию сильных преобладающих ветров, имеет достаточно питания и воды, оно будет расти строго вверх, а его ствол будет иметь коническую форму. Ветки деревьев-бонсай не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ветви должны отходить от ствола горизонтально, а некоторые нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Чтобы контейнер не опрокидывался, его вес и вес деревца должны быть приблизительно равны.

ШАККАН
(наклонный стиль)

Подходит для большого количества видов.
Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола - уходят в землю.

МОЙО-ГИ
(неформальный вертикальный стиль)

Подходит практически для всех видов деревьев.
Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.

КЕНГАЙ
(стиль каскад)

Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.
Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам - из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль «каскад», созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля «каскад» здоровым, поскольку оно стремится расти вверх.

ХАН-КЕНГАЙ
(полукаскадный стиль)

Подходит для всех видов, за исключением крепких, плохо гнущихся деревьев.
Этот стиль, как и «каскад», встречается в природе у деревьев, растущих на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, а, скорее, в горизонтальном направлении. У деревьев - бонсай полукаскадного стиля крона только немного опускается ниже верхней кромки контейнера.

БУДЖИНГИ
(литературный стиль)

Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев.
Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.

ХОКИ - ДАЧИ
(стиль "метелка")

Подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб.
В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол - строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона - сферическая и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку.

ШАРИМИКИ
(стиль "мертвая древесина")

Подходит для можжевельника.
У можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.

СЕКИДЖОДЖУ
(стиль "обнаженные корни на камне")

Подходит для всех видов с сильно развитыми корнями, например, клена, китайского вяза, сосны и можжевельника.
На каменистых почвах некоторые растения выживают благодаря тому, что их корни, охватывая валуны, забираются под них в поисках воды и питательных элементов, накапливающихся в трещинах и пустотах. Корни, открытые ветрам и подверженные различным превратностям погоды, вскоре начинают походить на ствол. Важным элементом бонсай является эффектное сплетение корней, которые выглядят старыми. Само дерево может быть выращено в любом стиле, но формальный вертикальный и «метелка» не будут лучшим выбором. Поскольку растение черпает питание из контейнера, уход за ним не намного сложнее, чем за растениями других стилей. Проведите пересадку так, чтобы камень с корнями был хорошо виден.

ИСИ - ДЗУКИ
(стиль "обнявшие камень")

Подходит для сосны, клена, цветущей айвы и рододендрона.
В композиции этого стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы уходят в камень и оттуда растение получает все необходимое питание и воду. Для бонсай такого стиля очень важен регулярный полив, поскольку запас влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высокой влажности окружающего воздуха камень можно разместить в неглубоком блюде с водой. Посадив несколько деревьев, можно создать пейзаж.

СОКАН
(стиль "сдвоенный ствол")

Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один - гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется «вилка», которая не вписывается в стиль бонсай.

КАБУ - ДАЧИ
(стиль "спрут")

Этот стиль подходит для всех видов деревьев.
Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем «сдвоенный ствол», но здесь речь идет о трех или более стволах.

ИКАДАБУКИ
(стиль "упавшее дерево")

Подходит для всех видов деревьев.
Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется

http://www.bonsai.narod.ru/style.html

Что едят космонавты

Космическое питание сейчас не то, что «просто космос», но вполне съедобное и разнообразное. Так было не всегда. Сначала вообще решили кормить космонавтов только таблетками, в которых есть все необходимые витамины, микроэлементы и питательные вещества. Но от такой практичной идеи пришлось отказаться: чтобы человек был не только жив-здоров, но и бодр, его желудок должен функционировать в обычном режиме всегда - принимать пищу, переваривать ее и далее по списку. Потом, выяснилось, без привычных ритуалов приема пищи товарищ космонавт мог бы загрустить, а то и впасть в космическую депрессию - сталкеров еще никто не отменял. Сушить продукты, оказалось, тоже не вариант, ведь крошки, разлетевшиеся по кораблю, могут вывести его из строя быстрее Дарта Вейдера.

Первые несколько десятилетий освоения космоса люди питались из тюбиков - с собой им выдавались специально разработанные тубы с широким горлышком с гомогенизированными первыми и вторыми блюдами. Сейчас же питание, которое выглядит как зубная паста со вкусом борща и кислых щей - музейные экспонаты. Теперь еду космонавты готовят из высушенного концентрата. Делают их так: пищу подвергают кулинарной обработке, после этого ее быстро замораживают в жидком газе - обычно в азоте. Затем делят на порции и помещают в вакуумную камеру. Под давлением из замороженной пищи лед сублимируется, то есть переходит в пар, минуя жидкую фазу. Так пища обезвоживается, но ее химический состав остается неизменным, а вес уменьшается на 70%. Условно говоря, любая котлета становится размером с жвачку.

В сегодняшний рацион космонавтов входят сборная солянка, грибной суп, тушеные овощи с рисом, салат из зеленой фасоли, греческий салат, консервы из мяса птицы, омлет с куриной печенью, куриное мясо с мускатным орехом и другие продукты. Космические блюда-долгожители, популярные с шестидесятых годов - украинский борщ, куриное филе, антрекоты и говяжий язык. Причем на космических станциях представители разных стран не сливаются в гастрономическом единстве в зависимости от того, на чьей МКС собираются, а меряются кулинарными достоинствами своих стран. У каждой нациоанльности свой продпаек: космонавты перед отправкой выбирают любимые блюда. Американцы даже на Млечном пути едят сендвичи, мясо с картофельным пюре, куриные пироги, оладьи и тыквенные пироги, китайцы - утку по-пекински, жареную свинину, дыню и национальные сладости, японцы - суши, суп с лапшой и соевым соусом. Самые привередливые покорители вселенной, кто бы сомневался - французы: им даже к завтраку на Плутоне подавай сыр с плесенью и трюфели.

На космическом обеде каждый сам себе официант и повар. На агрегате размером со стол каждый в гнездах устанавливает специальные консервные банки (часть продуктов хранятся в них), где они разогреваются. Едят прямо из банок ложками размером с десертную. С вакуумированными продуктами поступают так: пакетик присоединяют к другому агрегату, где в него впускают воду - через некоторое время концентрат впитывает в себя воду и его можно будет употреблять.

Что едят на подводной лодке

Меню моряков на подводной лодке всегда было практически мишленовское: у них в камбузах можно встретить консервы со свиными языками в желе, мясом уток и индеек, ветчиной, красной икрой, печенью трески, шпротами, сайрой или горбушей. Основные обеденные блюда - мясо, рагу, овощи - делаются из продуктов в упаковке из материала ламистер, эта такая алюминиевая лакированная фольга. Для завтраков и ужинов также есть спецсмеси - сухие яичные «Омлет», для блинчиков на сухом молоке.

Картофель, овощи и фрукты, плодовые и ягодные компоты для подлодок пастеризуют с биологически активным веществом «Супер Низолакт». Он приближает производство консервов к процессам жизнедеятельности, происходящим в природе, и исключает применение вредных химических веществ. Так заботиться о здоровом питании подводников - насущная необходимость, а не то, чтобы именно флотское начальство отличается особой филантропией. Отсутствие естественного света и свежего воздуха, замкнутое пространство приводит к нарушениям пищеварения - снижается аппетит, а потом и работоспособность. Ограниченность движения тоже играет свою роль: если не правильно рассчитать калорийность продуктов, личный состав запросто может приблизиться к конституции Шрека.

Всего ассортимент продуктов питания подводников включает около 135 наименований: там и сублимированные абрикосы и клубника, мед и варенье - бывает даже розовое или из грецких орехов. В автономном плавании каждому полагается 50 грамм красного сухого вина, вроде каберне, потому что оно выводит из организма радионуклиды. Ветераны вспоминают, что сливали свои порции в один стакан и пили из него по кругу, чтобы складывалось ощущение полноценной пьянки. Пайком, в руки, морякам дают шоколад и воблу. Почему воблу, если под вино? Говорят, что, когда планировали, чем поддерживать силы подводников - пивом или вином, мнения разделились. Остановились все-таки на вине, но воблу из пайка убрать забыли. Официальная версия же гласит, что моряки любят воблу, особенно при качке, так как она уменьшает неблагоприятное самочувствие при морской болезни.

Отдельного упоминания заслуживает хлеб - он тоже консервированный. Раньше батоны заспиртовывали для длительного хранения. Кок протыкал его в ножом, пропитывал водой и помещал в печь. Спирт вместе с водой выпаривался, в результате чего получался свежий горячий хлеб. Сейчас хлеб консервируют теплом - как бы это не звучало, но это более здоровый способ надолго его сохранить, чем спиртовая стерилизация.

Есть, наконец, у подводного питания еще два выдающихся момента. Во-первых, именно по еде моряки определяют, утро сейчас, день или вечер. Во-вторых, в сутки по очереди работают три смены, так что кокам нужно без конца накрывать и убирать со столов - как если бы они обслуживали бесконечное безумное чаепитие Алисы из Страны чудес.


Что едят полярники

У полярников все попроще, чем у космонавтов и подводников. Продукты им доставляют на самолете: в Антарктику, например, каждую неделю из Кейптауна. Заявки составляют сами работники станции - всего на выбор около двухсот названий, включая свежие овощи и фрукты. Готовят во льдах также привычным способом - на электрической или газовой плите, в зависимости от того, где находится станция. Есть микроволновки, кастрюли, ножи: на завтрак делают каши, яйца или блинчики, на обед - суп, второе и компот, суп и второе – на ужин. По праздникам – салаты, торты и другие изыски, включая, например, рулет из семги с жульеном внутри. Именно таким блюдами баловал повар съемочную группу фильма «Как я провел этим летом».

Продукты иногда хранят в натуральных «холодильниках» (на станции Мирный, например, есть склад в толще ледника), но не все - йогурты, молоко, масло хранят только в «домашних» холодильниках: в природных они могут совсем замерзнуть и испортиться. Воду делают из льда и снега: его топят и получают дистиллированную воду. В нее добавляют витамины - если пить такую воду без них, то у человека может не проходить жажда.

Такие условия для кулинарии во льдах были не всегда. Для экспедиции папанинцев в 1937-1938 годах Институт инженеров общественного питания разработал специальные концентраты - в каком-то трудно вообразимом изобилии. На завтрак полярники ели шоколад, омлеты, грудинку, рисовые котлеты, сливочное масло, плавленый сыр, паюсную икру. На полдник полагался чай с конфетами, кофе, сало, омлет с копченой грудинкой, рисовая каша с фруктами, сыр, масло и сухари. Обед и ужин состояли из различных вариаций куриных котлет, пюре, грудинки, компотов, киселей и пудингов.

А вот первым полярникам не так повезло. В 1974 года на Таймырском полуострове нашли 48 банок законсервированных щей, датированных 1900 годом - их оставила там экспедиция Эдуарда Толля. Отведать щей тогда ему не пришлось: пытаясь найти Землю Санникова, в 1902 году полярник погиб. Кстати, в 2004 году консервы попробовали приготовить, соблюдая инструкцию на банке: «Разбавляется водой количеством 2/3 той жестянки, в которой находится консерв, нагревается до кипения и кипятится не более 10 минут. Фабрика пищевых консервов Ф.Азибер в С.-Петербурге». Вот это мы понимаем, суточные щи - настаивались больше века.

Историки любят говорить, что англичанин Роберт Скотт, самая трагическая жертва случайных совпадений всех времен и народов, погиб с сотоварищами в Арктике от неправильного питания. Напомним, что капитан Скотт положил жизнь на то, чтобы первым в истории человечества достичь Южного полюса, и, когда туда дошел, обнаружил, что его чуть ли не на неделю опередила другая экспедиция - норвежца Руаля Амундсена. На обратном пути англичане погибли, и многие обвиняют Скотта в том, что тот неправильно рассчитал количество затрачиваемых калорий своей группы и те погибли от голода. Ну и от того, что после истощения всех запасов те поддерживали себя кокаином - но кем вообще нужно быть, чтобы в этой ситуации их в этом винить.