Кодексы РФ

Закон о регистрации права собственности. Новый порядок и правила регистрации недвижимости

Девятнадцатый век - это время ускоренного развития, технического прогресса и господства капитализма. Происходит становление основ капиталистического производства, структуры экономики, множества специфических терминов и определенной научной базы. Вместе с тем появляются ученые и промышленники, все те, кто занимается экономикой, социологией, менеджментом, производством и наукой в целом.

Вклад

Термин продуктивности труда обозначает наиболее полное и результативное отношение затрат к итогам работы. Такой вклад в производственную науку внес ученый и бизнесмен Harrington Emerson.

Менеджмент как отрасль наук и производства начинает быстро формироваться после появления этого термина и начала его исследования на протяжении нескольких десятилетий. В наше время интенсификации и укрепления научной основы вопрос увеличения производительности повседневной деятельности весьма актуален в большинстве фирм, и многие бизнесмены постоянно находятся в поиске методов повышения этого показателя. Вклад в развитие менеджмента Г. Эмерсона будет еще долгое время высоко оцениваться с практической точки зрения большим количеством людей: бизнесменов, ученых, писателей и проч. Подробнее об этом деятеле далее.

Биография

Биография Гаррингтона Эмерсона для девятнадцатого века достаточно стандартна. Прошел обучение в Мюнхене, по профессии инженер-механик. После обучения часто менял работу в разных странах, переезжал с места на место. Некоторое время был преподавателем в ВУЗе в США, активно участвовал в сооружении горных рудников на Аляске, на юге - в Мексике, затем снова работал в Соединенных Штатах.

Гаррингтон Эмерсон (годы жизни 1853-1931) родился в середине девятнадцатого века, а умер незадолго до прихода к власти нацистов, соединив таким образом две столь непохожие эпохи.

Кроме работы по специальности, он брался за возведение дорог, строительство кораблей, протягивал телеграфный кабель. В перспективе он хотел также разработать и сконструировать подводную лодку.

Родители Гаррингтона Эмерсона были простыми американцами. О матери известно мало, а отец его был профессором анг-лийской литературы в учебном заведении, пресвитерианским миссионером, публицистом, теоретиком, пропагандистом.

Помимо производственной деятельности Эмерсон неоднократно принимался за научные исследования. В свое время жизнь Эмерсона резко изменилась, когда в 1903 г. его взяли на работу консультантом по менеджменту в государственную железнодорожную компанию.

Одновременно с этим Г. Эмерсон был бизнесменом и беллетристом. В своей самой известной работе «12 принципов производительности» он показал основные элементы, которые способствуют росту эффективности работы. Сейчас это произведение разошлось по всему миру. Методы увеличения производительности Г. Эмерсона весьма успешно применяются и в современной индустрии.

Гаррингтон Эмерсон образование имел техническое и благодаря этому широко перекладывал технические принципы на экономическую составную жизни и работы людей. Хорошее образование и самостоятельная работа сделали его выдающимся человеком в своей области.

Эмерсон и менеджмент

Американский инженер Гаррингтон Эмерсон внес большой вклад в формирование менеджмента. Он понимал, что при верном применении производительности труда можно получить самые значительные итоги при самых незначительных затратах. Напряженная и нелегкая работа даст возможность получить хорошие последствия лишь в неестественных условиях деятельности. Эмерсон высказывал мысль, что производительность труда и излишние усилия - это совершенно различные понятия. Когда служащий напряженно трудится, то это показывает, что он применяет предельно допустимые усилия. А чтобы действовать производительно, необходимо применять самые незначительные усилия. И задачей менеджмента является как раз уточнение степени усилий и сокращения деятельности для получения результатов.

Бизнесмен и мыслитель сформировал популярные и в современном мире 12 принципов получения производительности. Именно Эмерсон Гаррингтон ввел в экономику понятие «производительность труда» как основу для улучшения работы.

Цели

Неопределенность, нерешительность, отсутствие отчетливо сформулированных целей - те проблемы, которые так свойственны нашим работникам, будут только отображением неопределенности, нерешительности, отсутствия четко поставленных целей, которыми мучаются сами менеджеры.

Перед менеджерами индустриальных фирм, когда они выполняют прагматические задачи, выделяются только две ветви развития. Или они выделяют собственные личные идеалы и отрицают все неподходящие к ним методы производительности, или, наоборот, берут производительную структуру и методы производительности и подчиняются определенным ими высоким принципам.

Здравый смысл

В числе двенадцати принципов производительности находится и это условие хорошего труда. Построить творческую созидательную структуру работы, детально выработать разумные идеалы, чтобы после этого твердо реализовать их в жизни, стабильно изучать каждый новый процесс не с минимальной, а с высшей концепции созидания, разыскивать специальные сведения и рекомендации повсюду, где только возможно их отыскать, поднимать в своей фирме сверху донизу жесткую дисциплину, основывать всякий промысел на твердой скале правды - вот ведущие проблемы, к срочному разрешению которых привлечен рассудительный смысл высшего порядка. Но, скорее всего, еще тяжелее будет руководителю одолеть недостатки жесткого следования начальной структуре принципов труда, базирующейся на огромных природных ресурсах.

Консультация

Компетентная консультация должна быть доступна любому предприятию, и когда на практике компетентная рекомендация не реализуется в действительности, то проблема здесь в слабости организации, недостатке в ней определенной необходимой детали, - именно так считал Гаррингтон Эмерсон. Менеджмент должен выявить эту пока не реализованную деталь, которая будет специальной структурой для увеличения производительности труда.

Дисциплина

При подлинно действенном управлении персоналом специальных норм дисциплины практически нет, а наказаний за срыв заданий еще меньше. Зато существуют шаблонные бумажные инструкции, из которых любой служащий знает свои рабочие функции вплоть до мелочей. Такие документы определяют жестко очерченные обязанности, еще есть срочный, точный и совершенный подсчет всех основных поступлений и итогов, есть нормализованные принципы и нормированные действия, есть, в конце концов, структура премирования за уровень производительности.

Истинный организатор никогда не допускает в собственную фирму таких людей, благодаря которым в будущем могут появиться трения; таким образом он почти полностью ликвидирует потенциальную опасность возникновения беспорядков. Подлинный организатор обязательно заботится о моральном уровне коллектива. То есть опасность срывов дисциплины сводится почти к нулю, это достаточно незначительное препятствие, поскольку всего с несколькими нарушителями менеджер весьма легко разделается.

Когда существуют конкретные принципы труда только у работодателей, то такое положение на предприятии достаточно ущербно; идеалы рабочей организации нужно передать каждому трудящемуся. Те, кто в своей профессиональной деятельности или на досуге рассматривал основы психологии, представляет, что воспроизвести такой порядок нетрудно. Но требовать от обычного рабочего, чтобы он смотрел на дело с большей перспективы, чем с той, которая представляется ему от его станка, смехотворно. Когда его рабочий участок неряшлив, в грязи и мусоре, не упорядочен, когда рабочий не обладает элементарными удобствами, то ни наиболее усовершенствованное оборудование и капитальные здания, ни вообще организация технической структуры рабочего не воодушевят даже на нормальный труд. А уж о переработке тут и речи не идет.

Самодействующая дисциплина, имеющая право на включение в объем критериев производительности, есть такой порядок, как повиновение всем остальным имеющимися принципам и обязательно следование им так, чтобы принципы никогда не стали разваливать общую структуру производства.

Справедливое отношение к работникам

Гаррингтон Эмерсон считал, что аналогично всем остальным принципам производительности, справедливый подход к трудящимся обязан исходить из правил, он обязан находиться вместе со всеми другими принципами трудовой концепции, обязан составлять особый предмет деятельности высококвалифицированной группы специалистов. В подобной работе, как и в другой любой, необходимо пользоваться всеми богатствами отвечающих моменту сведений.

Воспользовавшись поддержкой классической структуры предприятия, базируясь на принципах труда и здравом смысле, формируя уровень труда под руководством осведомлённых грамотных специалистов, решая возникающие проблемы с помощью незамедлительного исключения неблагоприятного работника, принцип справедливости реализуется на практике путем срочного, точного и общего учета, выделения норм рабочих действий, детальных бумажных инструкций, тщательно разработанных графиков и вообще всего, что нужно от фирмы для формирования правильной организации труда.

Учет

Задача учета состоит в том, чтобы снабдить работников и руководство необходимой информацией. Учет побеждает текущее время. Он позволяет вернуться к прошлому, дает возможность забегать в будущее. Статистика и учет преодолевают и расстояния, сближая, в частности, общую железнодорожную структуру в обычную кривую диагонали, увеличивая на чертеже масштаб понимания и осознания действительности, определяя по контурам спектроскопа стремительность движения далеких светил.

Так, учетным материалом мы называем все, что позволяет нам получать информацию.

Принципы учета

Менеджер, по Гаррингтону Эмерсону, не может определять уровень своей фирмы, пока информационные материалы не покажут ему сведения по любой функции или операции:

  • обычный объем данных;
  • результативность применения информации;
  • обычная стоимость данных за единицу;
  • результативность цены, принципы ценообразования;
  • стандартный объем времени на выполнение конкретной работы;
  • результативность реально потраченного времени;
  • полученный объем ставок оплаты рабочей деятельности надлежащей квалификации;
  • результативность реальных ставок;
  • обычная норма оборудования;
  • результативность (процент) наличного рабочего времени заводского оборудования;
  • обычная почасовая окупаемость эксплуатации машин;
  • результативность применения оборудования, т. е. соотношение реальной почасовой окупаемости эксплуатации к стандартной.

Учет всех нюансов, приносящий в итоге учет общего процесса производства, любой конкретной статьи из всего множества, совокупность статистических данных за определенный период времени, - это один из критериев производительности труда.

Диспетчерство

Диспетчерство, как и остальные принципы труда, является сферой науки управления персоналом, определенной части планирования; пусть на взгляд непрофессионала увидеть эту часть трудно, но существенный результат от применения этого принципа на практике сразу же чувствуется.

Хорошим и типичным примером диспетчерства служит график нормального рабочего человека, от начала питания до процесса возрождения истощенных тканей трудящегося. Своими рецепторами мы чувствуем лишь приятный вкус еды, а весь отлично созданный дальнейший путь, по которому любая частица куска пищи доходит до своего конкретного места назначения, будет для нас неприметным.

Нормы и графики

Оба эти термина Гаррингтон Эмерсон подразделяет на два типа: во-первых, природные естественные стандарты, определенные и выделенные в последнем веке, отличающиеся математической правильностью, во-вторых, такие графики, которые базируются на ГОСТах или нормах, границы которых человечеству еще не известны.

Существующие физические стандарты дают возможность точно определять все негативные стороны производительности труда и правильно работать над сокращения потерь; но при создании норм и графиков в рамках человеческой трудовой деятельности нужно первоначально классифицировать типы людей, работающих на производстве, а потом поставить их к надлежащему оборудованию, обставить машины так, чтобы они могли, не требуя дополнительных действий, вырабатывать в несколько раз больше продукции.

Создание разумных трудовых норм для рабочих требует, конечно же, детального хронометража всех действий, но кроме этого, оно нуждается во всей практичности менеджера, формирующего план, и умений помогающих ему специалистов. Оно требует значительных знаний, возглавляемых, устремляемых и воодушевляемых верой, упованием и состраданием к человеку самому по себе.

Нормализация условий

Гаррингтон Эмерсон определяет два абсолютно различных метода приспособления к текущим обстоятельствам: или нормализовать себя так, чтобы подняться выше постоянных внешних физических факторов, затрагивающих людей на планете, или нормализовать эти факторы так, чтобы человек был той осью, вокруг которой перемещаются все окружающие.

Нормализованные условия необходимы нам для точного, быстрого, полного учета и для составления точных расписаний. Таким образом, прежде чем говорить о расписаниях, нам следовало бы изложить нормализацию условий. Но не составив хотя бы теоретического расписания, мы не можем знать, какие именно условия и до какой именно степени следует подвергнуть нормализации.

Идеал нормализации- это идеал не искусственный, а сугубо практический; без идеала трудно провести отбор, выделять предпочтение самого нужного. Это происходит не только в экономике: культура, искусство, политика и др. сферы базируются на таких же принципах.

Нормы

Где бы ни работали люди, но когда все подвергается планированию, которое входит в работу стабильным элементом, все сложности неминуемо уступают место терпению и упорству сотрудников.

Планирование выгодно и полезно, как полезно использование других принципов продуктивного труда. Но нормирование действий на работе есть тот принцип, который сильнее всех других взывает к персональным качествам трудящегося человека.

Касательно трудящихся идеалы не активны, не работает и здравый смысл, не активно и планирование на всех уровнях, но прекрасное нормированное действие позволяет рядовому сотруднику испытывать удовлетворение от работы, дает ему понимание активно использующихся личных сил.

Разработанные инструкции

Для эффективной работы предприятия нужно не только учитывать все достижения, но и детально фиксировать их письменно.

Работа по применения на практике всех уже отмеченных принципов продуктивности труда может и должна проходить письменно, объединяться в стандартные инструкции так, чтобы все работники чувствовали всё предприятия в целом и свое личное место в его структуре. Фирма, которая работает вообще без стандартных инструкций, не может идти вперед. Бумажные инструкции позволяют получать новые и новые достижения существенно быстрее.

Вознаграждение за хорошую работу

Последний, но не второстепенный из двенадцати принципов производительности труда, - это вознаграждение. Для получения работниками законного вознаграждения за хорошую работу нужно установить точные трудовые нормы:

  • обеспеченная почасовая оплата;
  • рамки производительности труда;
  • прогрессивная оплата за лучшие результаты и т.д.

Следовательно, по Эмерсону, одной из наиболее крупных проблем были слабые места организации. Их ликвидации должны были помогать указанные им научные принципы результативности, оказавшиеся новым ориентиром на пути развития менеджмента.

Вклад Г. Эмерсона в науку управления

Г. Эмерсон в труде «Двенадцать принципов производительности» , написанном им в $1911$ г. формулирует принципы управления организациями, обосновывая их примерами из различных организаций. Ученый внес в науку управления понятия «производительность» или «эффективность».

Определение 1

Производительность – это понятие, означающее максимально выгодное соотношение между затратами и результатами.

Г. Эмерсон занимался обоснованием необходимости и целесообразности использования системного и комплексного подходов к решению сложных задач организации управления организацией. Все свои научные разработки Г. Эмерсон изложил в виде принципов.

12 Принципов производительность Г. Эмерсона

  1. Первый принцип – точно поставленные цели . Разрушительная путаница стремлений свойственна многим организациям. Какая-то неопределенность, некоторая неуверенность, отсутствие отчетливо поставленных целей отрицательно сказываются на деятельности организации.
  2. Второй принцип – здравый смысл . Принцип призывает к созданию творческой созидательной организации, к необходимости тщательно вырабатывать здравые идеалы, представляющие собой основные проблемы, к немедленному разрешению которых призывает здравый смысл высшего порядка.
  3. Третий принцип – компетентная консультация. Такая консультация должна сверху донизу пронизывать любую организацию, и если на деле компетентный совет не проводится в жизнь, то виною этому недостаточность организации, отсутствие в ней какой-то важной единицы. И именно эта все единица и является специальным аппаратом повышения производительности.
  4. Четвертый принцип – дисциплина. При правильном рациональном управлении особых правил, касающихся дисциплины почти нет, а наказания за их нарушение еще меньше. Существуют стандартные писаные инструкции, из которых каждый работник знает свою роль в общем деле, точное определение обязанностей, что и обуславливает верность принципу дисциплины в организации.
  5. Пятый принцип – справедливое отношение к персоналу. Наряду со всеми остальными принципами производительности, принцип справедливого отношения к рабочим и служащим должен быть нормализован, должен находиться в согласии со всеми остальными одиннадцати принципами. Также данный принцип должен составлять специальный предмет работ особой высококвалифицированной штабной группы, которая использует помощь и советы целого ряда специалистов, среди которых: характерологи, гигиенисты, физиологи, психологи, бактериологи, знатоки техники безопасности, инженеры по отоплению и освещению, экономисты, специалисты по вопросам зарплаты, бухгалтеры и юристы.
  6. Шестой принцип – обратная связь. Принцип обратной связи позволяет быстро и надежно учитывать и контролировать предпринятые действия и изготовленную продукцию. Необходимо отметить, что нарушение обратной связи ведет к сбоям в системе управления.
  7. Седьмой принцип – диспетчирование. Диспетчерство, подобно всем прочим принципам, представляет собой область науки управления, некоторую часть планирования. Термин можно определить, как соблюдение строгого порядка посредством планирования работы.
  8. Восьмой принцип – нормы и расписания. Бывают двух видов: с одной стороны, это физические и химические стандарты, созданные и установленные в последнем столетии, отличающиеся математической точностью, а с другой стороны, это расписания, основанные на стандартах или нормах, пределы которых еще не известны. Их предназначение состоит в стимулировании чрезмерного напряжения, заставляющее рабочих выжимать из себя последние усилия, в то время как на деле нам нужно такое улучшение условий, которое давало бы максимальные результаты при сокращенных усилиях, т. е. наоборот. Физические нормы позволяют точно измерять недостатки производительности и работать над уменьшением потерь; однако при выработке норм и расписаний человеческой работы надо сначала произвести классификацию самих людей, рабочих, а только потом давать им такое оборудование, обустроить их таким образом, чтобы они могли, не затрачивая лишних усилий, вырабатывать в шесть-семь раз, а, может, и в сто раз больше, чем теперь. Выработка рациональных норм для людей требует точнейшего хронометража всех операций, также она требует умелости администратора, вырабатывающего план, знаний физика, антрополога, физиолога и психолога. Выработка норм требует неиссякаемых знаний, руководимых и воодушевляемых верой, надеждой и сочувствием к человеку. В будущем необходимо разрешить до конца важнейшую задачу человечества – задачу регулярного повышения результатов при неуклонном сокращении затрачиваемых усилий.
  9. Девятый принцип – нормализация условий . Существуют два различных способа нормализации или условий:

    • либо нормализовать себя так, чтобы стать намного выше внешних факторов, среди которых: земля, вода, воздух, сила притяжения, колебание волн;
    • либо нормализовать существующие внешние факты так, чтобы личность стала осью для вращения вокруг нее всего остального.

    Чтобы жить полной жизнью, каждой личности представляется только два возможных легчайших пути: приспособить себя к окружению или приспособить окружение к себе, адаптировать его в соответствие со своими потребностями. Нормализованные условия нам необходимы для быстрого и полного учета и для составления точных расписаний. Так, до того, как начать говорить о расписаниях, следовало бы изложить нормализацию условий. Однако, не составив хотя бы теоретического расписания, мы не можем знать, какие условия и до какой степени следует их подвергнуть нормализации. Таким образом, идеал нормализации условий является непосредственно практическим, а не утопическим; без идеала невозможно осуществить отбор, выбор нужного. Пример, создавая статую, скульптор копировал руку с одной модели, ногу с другой, торс с третьей, голову с четвертой, вследствие чего черты этих разных людей сливались в единый идеал, однако в голове художника этот идеал уже должен был существовать еще до работы, иначе это бы помешало выбору модели.

  10. Десятый принцип – нормирование операций. Случайная система – это построить броненосец, собирая детали по мере поступления их с заводов. Другое дело – это выработать план, назначить деталям определенные сроки износоустойчивости, размеры, места и выработку. Затем выполнить и собрать все детали с точностью и аккуратностью процесса сбора часов. Здесь так же разница, что и между течением песка через случайное, не нормализованное отверстие и точностью хронометра. В этом случае ценные результаты случайностью не достигаются. Если предварительное планирование входит в отрасль деятельности постоянным элементом, то какова бы ни была отрасль деятельности, все трудности уступают терпению и настойчивости исполнителей. Планирование является выгодным, как и выгодно применение всех принципов производительности. Что касается данного принципа – это тот принцип, который громче всех взывает к индивидуальности человека. В отношении к рабочим людям идеалы пассивны, также пассивен здравый смысл и пассивно планирование во всех своих стадиях, а вот хорошее нормированное исполнение дает рабочему радость и богатство активного проявления личных сил.
  11. Одиннадцатый принцип – писаные стандартные инструкции. Чтобы производственное или любое другое предприятие шло вперед, необходимо не только учитывать все успехи, но и тщательно закреплять их в письменном виде. Работа по применению уже изложенных принципов производительности обязательно должна производиться в письменном виде, формулироваться в твердые стандартные инструкции таким образом, чтобы каждый работник организации понимал организацию в целом и свое место в ней. Но, к сожалению, на многих заводах нет письменных инструкций, кроме второстепенных, вспомогательных правил внутреннего распорядка, которые излагаются в недопустимо грубой форме и кончаются угрозой расчета. В отличие от второстепенных правил сборник стандартных писанных инструкций является кодификацией законов и практики предприятия. Эти законы, обычаи и практические приемы должны тщательно обследоваться компетентным и высококвалифицированным сотрудником, а затем этот же сотрудник обязан свести их в письменный свод. Организация, лишенная стандартных писанных инструкций, неспособна к неуклонному движению вперед, т. к. писанные инструкции дают возможность добиваться новых успехов гораздо быстрее.
  12. Двенадцатый принцип – вознаграждение за производительность. Г. Эмерсон использование принципа вознаграждения за производительность формулирует следующим образом.

    • Гарантированная почасовая оплата.
    • Минимум производительности (рабочий не приспособлен к данной работе).
    • Прогрессивная премия за производительность.
    • Норма полной производительности (на основании изучения времени и движений).
    • Определенная норма продолжительности (на каждую операцию).
    • Нормы продолжительности должны индивидуализироваться.
    • Определение средней производительности рабочего (по всем выполненным им операциям за долгий период).
    • Периодический пересмотр норм и расценок.
    • Возможность заканчивать операцию не в точный стандартный срок (раньше или позже).
- 34.43 Кб

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Инженер-механик Гаррингтон Эмерсон (1853-1931 гг.), получив образование в Мюнхенском политехникуме (Германия), некоторое время преподавал в университете американского штата Небраска, затем принимал участие в работах по сооружению крупной железной дороги, в проектировании и строительстве ряда инженерных и горных сооружений в США, Мексике и на Аляске.

Его труд “Двенадцать принципов производительности” вызвал большой интерес и привлек к себе внимание специалистов и предпринимателей не только в США, но и в других странах. В то время писали: “Эти принципы могут быть приняты за мерило. С помощью этого мерила могут быть обследованы любое производство, любое промышленное предприятие, любая операция; успешность этих предприятий определяется и измеряется степенью отклонения их организации от двенадцати принципов производительности”.

  1. Теория эффективной организации

Теория эффективной организации явилась важным вкладом профессионального консультанта по менеджменту американца Гаррингтона Эмерсона в классическую теорию организации.

В 1908 году была выпущена книга Эмерсона «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы», а в 1912 году – главный труд его жизни - «Двенадцать принципов эффективности». Истинная эффективность – писал Эмерсон – всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях. Но условием для того должна стать созидательная организация.

Изучая причины успеха деятельности малых предприятий, конкурирующих с крупными компаниями, Эмерсон пришел к выводу, что в основе конкурентоспособности лежит не столько экономия от операций в больших масштабах, сколько эффективность организации производственных процессов, требующая адекватных организационных структур. Именно создание эффективной организационной структуры является ключевым элементом в достижении организацией поставленных целей. В поисках такой структуры Эмерсон обращается к опыту известного прусского военного реформатора середины 19 века фельдмаршала Мольтке, добившемуся впечатляющих успехов в военных сражениях благодаря внедрению новой организационной структуры в его армии.

Что, согласно Г.Эмерсону, представляет собой эффективная организационная структура?

Наиболее эффективны линейная и штабная формы организации. Природа, человеческий организм и другие совершенные системы организованы по линейному или штабному принципу.

Для того чтобы линейные и штабные управленческие единицы функционировали эффективно, их взаимоотношения должны быть четко определены. Линейный менеджер не может инициировать важную деятельность без ведома штабных работников.

Штаб выполняет следующие важные функции: отбор и подготовка персонала, правильная установка и настройка оборудования, отлаженное снабжение необходимыми материалами и сырьем, контроль выполнения работниками закрепленных функций и контроль результатов производственного процесса.

Кроме этого эффективная организация, по мнению Эмерсона, должна обладать следующими важными характеристиками:

Наличие точно поставленных целей. Каждый руководитель должен отчетливо формулировать цели его предприятия, настойчиво проводить их и проповедовать, внушать всем своим подчиненным сверху донизу иерархической лестницы.

Стандартизация операций, процедур и правил. Сборник стандартных инструкций – это кодификация законов и практики предприятия. Все эти законы, обычаи и практические приемы должны быть тщательно обследованы компетентным и высококвалифицированным работником, а затем сведены в письменный свод.

Нормирование выполнения рабочих заданий. Нормирование операций есть тот принцип, который громче всех взывает к индивидуальности работника. По отношению к работнику идеалы пассивны, пассивен здравый смысл, пассивно планирование, но хорошее нормирование дает ему все богатство активного проявления личных сил.

Быстрый и полный учет издержек. Цель учета состоит в том, чтобы увеличить число и интенсивность предостережений, чтобы дать нам такие сведения, которых мы через внешние чувства не получаем. Современное управление производством требует точного учета расходов

Диспетчирование производственного процесса. Диспетчерство представляет собой область науки управления, некоторую часть планирования.

Трудовая и технологическая дисциплина. Организация, в основе которой лежит дисциплина – это сильная организация. Применение в организации лишь одного принципа дисциплины способно резко повысить ее эффективность.

  1. 12 принципов производительности Г.Эмерсона

Первый принцип - точно поставленные цели

Первым принципом является необходимость точно поставленных определенных идеалов или целей.

Разрушительная путаница разнородных борющихся, взаимно друг друга нейтрализующих идеалов и стремлений чрезвычайно типична для всех американских производственных предприятий. Не менее типична для них и величайшая расплывчатость, неопределенность основной цели. Отчетливого представления о ней не имеют даже ответственнейшие руководители.

Неопределенность, неуверенность, отсутствие отчетливо поставленных целей, которые так характерны для наших исполнителей, являются лишь отражением неопределенности, неуверенности, отсутствия отчетливо поставленных целей, которыми страдают сами руководители. Никаких противоречий не должно быть между машинистом и диспетчером, между диспетчером и расписанием, хотя именно расписание определяет с точностью до секунды все сроки движения поезда, покрывающего с колоссальной скоростью тысячемильные расстояния .

Если бы каждый ответственный работник промышленности отчетливо формулировал свои идеалы, настойчиво проводил их у себя на предприятии, проповедовал их повсюду, внушал их всем своим подчиненным сверху донизу иерархической лестницы, то наши производственные предприятия достигли бы такой же высокой индивидуальной и коллективной производительности, какой достигает хорошая бейсбольная команда.

Перед руководителем промышленного предприятия, если он только не лишен здравого смысла, открываются лишь два пути. Либо он выставляет свои личные идеалы и отказывается от всех несогласных с ним принципов производительности, либо, наоборот, принимает производительную организацию и принципы производительности и вырабатывает соответствующие им высокие идеалы.

Второй принцип - здравый смысл

Создать творческую созидательную организацию, тщательно выработать здравые идеалы, чтобы затем твердо проводить их в жизнь, постоянно рассматривать каждый новый процесс не с ближайшей, а с высшей точки зрения, искать специальных знаний и компетентного совета повсюду, где только можно их найти, поддерживать в организации сверху донизу высокую дисциплину, строить всякое дело на твердой скале справедливости - вот основные проблемы, к немедленному разрешению которых призван здравый смысл высшего порядка. Но быть может, еще труднее будет ему справиться с бедствиями чрезмерного оборудования, этого прямого результата первобытной организации, привыкшей работать с колоссальными природными богатствами .

Третий принцип - компетентная консультация

Талантливый председатель правления трансконтинентальной железной дороги оказался в большом затруднении в связи с разливом реки, которая размыла полотно, проходившее по склону холма. Высококвалифицированные инженеры советовали отодвинуть полотно в сторону, что обошлось бы в 800 тыс. долл. Председатель вызвал подрядчика и дорожного мастера-ирландца. Они спешно выехали на место происшествия в личном вагоне председателя правления и целый день пробродили там, изучая местность.

По их совету и плану было выкопано несколько канав, которые и отвели воду от холма. Все работы обошлись в 800 долл. и увенчались полнейшим успехом.

Подлинно компетентный совет никогда не может исходить от одного человека. Мы со всех сторон окружены естественными законами мира, законами, частично понятыми и сведенными в системы, частично же никому еще не известными. Прямые или косвенные указания нужны нам от всякого человека, знающего в том или ином вопросе больше других; мы не можем и не должны останавливаться на сведениях последней недели, последнего месяца, года, десятилетия или даже столетия, но обязаны всегда пользоваться специальными знаниями, которые сегодня находятся в руках немногих, но завтра распространяться по всему миру .

Компетентная консультация должна сверху донизу пронизывать всякое предприятие, и если на деле компетентный совет не проводится в жизнь, то виною этому недостаточность организации, отсутствие в ней какой-то необходимой единицы. И эта все еще не созданная единица есть специальный аппарат повышения производительности.

Четвертый принцип - дисциплина

Самый беспощадный создатель дисциплины - природа.

При действительно рациональном управлении особых правил дисциплины почти нет, а наказаний за их нарушение еще меньше. Зато есть стандартные писаные инструкции, из которых каждый работник знает, какова его роль в общем деле, точное определение обязанности, есть быстрый, точный и полный учет всех существенных действий и результатов, есть нормализованные условия и нормированные операции, есть, наконец, система вознаграждения за производительность.

Почти на всех производственных предприятиях рабочие и служащие недостаточно дисциплинированы, администрация обращается с ними недостаточно честно и справедливо, диспетчерство поставлено настолько плохо, что производственные наряды еле попадают в цеха и мастерские, точного и рационального планирования нет почти нигде, а где и есть, там оно очень слабо, стандартных писаных инструкций нет, оборудование не нормализовано, операции не нормированы, системы вознаграждения за производительность никуда не годится.

Настоящий организатор, будь он святой или убийца, ни в коем случае не допускает в свою организацию тех людей, из-за которых в дальнейшем могут возникнуть трения; тем самым он на девять десятых устраняет возможности беспорядков. Настоящий организатор непременно заботится о духе коллектива, который в свою очередь устраняет девять десятых остающихся возможностей беспорядков. Таким образом, возможность нарушений дисциплины сводится к одному шансу на сто, что и представляет собой соотношение вполне нормальное, так как с этим единственным шансом организатор всегда и очень легко справляется .

Если определенные идеалы имеются у одних работодателей, то этого еще недостаточно; идеалы эти должны быть переданы и всем рабочим, и служащим, а кто изучал массовую психологию, тот знает, что сделать это очень легко. Но ожидать от среднего рабочего, чтобы он глядел на дело с более широкой точки зрения, чем та, которая открывается ему с его рабочего места, нелепо. Если это рабочее место неопрятно, грязно, беспорядочно, если рабочий не имеет необходимых удобств, то ни самые усовершенствованные машины, сооружения, ни вообще вся та масса лишенного оборудования, на которую мы возлагали в прошлом столько надежд, рабочего не вдохновят.

Автоматическая дисциплина, заслуживающая включения в число принципов производительности, есть не что иное, как подчинение всем прочим одиннадцати принципам и строжайшее их соблюдение так, чтобы принципы эти ни в коем случае не стали двенадцатью отдельными, ничем не связанными правилами.

Пятый принцип - справедливое отношение к персоналу

Подобно всем прочим принципам производительности, справедливое отношение к рабочим и служащим должно быть нормализовано, оно должно находиться в согласии со всеми прочими одиннадцатью принципами, должно составлять специальный предмет работ особой высококвалифицированной штабной группы, пользующейся помощью и советами целого ряда специалистов: характерологов, гигиенистов, физиологов, психологов, бактериологов, знатоков техники безопасности, инженеров по отоплению и освещению, экономистов, специалистов по вопросам зарплаты, бухгалтеров, юристов. Словом, в этой работе, как и во всякой другой, необходимо пользоваться всей сокровищницей соответствующих человеческих знаний. Пользуясь поддержкой правильной организации предприятия, основываясь на идеалах и здравом смысле, развиваясь под влиянием советов компетентных специалистов, упрощая свои задачи с помощью немедленного исключения неподходящего человеческого элемента, принцип справедливости проводится в жизнь путем быстрого, точного и полного учета, путем нормирования операций, путем точных писаных инструкций, путем подробных расписаний и вообще всего, чего требуют от предприятий двенадцать принципов производительности .

Шестой принцип - быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет

Цель учета в том, чтобы увеличить число и интенсивность предостережений, чтобы дать нам такие сведения, которых мы через внешние чувства не получаем.

Учет имеет своей целью победу над временем. Он возвращает нас к прошлому, позволяет заглядывать в будущее. Он побеждает и пространство, сводя, например, целую железнодорожную систему в простенькую кривую графика, расширяя на чертеже тысячную долю миллиметра до целого фута, измеряя по линиям спектроскопа скорость движения отдаленнейших звезд.

Описание работы

Инженер-механик Гаррингтон Эмерсон (1853-1931 гг.), получив образование в Мюнхенском политехникуме (Германия), некоторое время преподавал в университете американского штата Небраска, затем принимал участие в работах по сооружению крупной железной дороги, в проектировании и строительстве ряда инженерных и горных сооружений в США, Мексике и на Аляске.

В середине июля Президент РФ Владимир Путин подписал ряд документов, касающихся осуществления кадастрового учета и регистрации недвижимости. Среди них – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ " ", который начнет действовать с 1 января 2017 года (далее – новый закон о регистрации). Также изменены нормы ГК РФ, касающиеся признания объекта самовольной постройкой (изменения уже вступили в силу 1 сентября). Кроме того, был уточнен порядок регистрации прав на недвижимость без участия правообладателя (по заявлению уполномоченного госоргана) – новые нормы начнут применяться с 1 декабря текущего года. Новые правила имеют как плюсы, так и минусы, рассмотрим их подробнее.

Дважды в одну и ту же реку входить не придется

В настоящее время в России действует фактически двойное регулирование вопросов, относящихся к сфере регистрации недвижимости. Постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ " " (далее – закон о кадастре), а государственная регистрация прав на недвижимость и обременений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ " " (далее – действующий закон о регистрации). В связи с этим для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок или дом, подлежащий кадастровому учету, заявители вынуждены готовить два пакета документов, обращаться в две разные организации – кадастровую палату и территориальный орган Росреестра, – и участвовать параллельно в двух длительных процедурах. Кроме того, Росреестру приходится поддерживать одновременно сразу два государственных информационных ресурса с информацией об объектах недвижимости: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости, причем содержащиеся в них сведения нередко не совпадают.

О том, кто вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" . Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Новый закон о регистрации объединит в единую цепочку все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры – от кадастрового учета до получения документов о праве собственности.

Что написано пером...

Все сведения об объектах недвижимости, правах на них, ограничениях прав и обременениях будут аккумулированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – единый реестр недвижимости). Причем реестр будет вестись исключительно в электронном виде, а сведения, однажды в него попавшие, нельзя будет удалить или изъять ( , ). Таким образом, реестр одновременно станет выполнять и роль архива. Как считают разработчики закона (напомним, соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Правительством РФ), создание единого государственного информационного ресурса позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод государственных услуг преимущественно в электронный вид.

Расширение электронного взаимодействия органов власти создаст условия для сокращения сроков регистрации прав. К слову, в последний день прошлого года были сокращены сроки оформления сделок с недвижимым имуществом. Так, до 31 декабря 2014 года на регистрацию и постановку недвижимости на кадастровый учет отводилось по 18 календарных дней, а если документы сдавались через МФЦ, то требовалось на два дня больше. Сегодня регистрация прав и кадастровый учет занимают по 10 рабочих дней соответственно (12 рабочих дней – при подаче документов через МФЦ) ( , ).

По новым правилам с 1 января 2017 года регистрация прав будет занимать семь рабочих дней (девять – при подаче документов через МФЦ), постановка на кадастровый учет – пять рабочих дней (семь – при подаче документов через МФЦ). А при одновременной регистрации прав и постановке на кадастровый учет – 10 рабочих дней (12 рабочих дней – через МФЦ) (). Если же права регистрируются на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или свидетельства на долю в общем имуществе супругов, то срок регистрации составит, как и сейчас, три рабочих дня. В случае подачи документов в электронной форме срок также не изменится и составит один день ( ,).

Государственная регистрация – это не только учет, но и контроль, и… ответственность

В новом законе максимально детализирован перечень обстоятельств, при которых государственный регистратор принимает решение о приостановке регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет. Приостановка регистрационных действий предусмотрена в 51 случае, среди них:

  • отсутствие у заявителя прав на объект недвижимости;
  • противоречие заявленных прав и прав, которые уже зарегистрированы в едином реестре недвижимости;
  • затягивание сроков при предоставлении документов Росреестру другими ведомствами;
  • решение суда о недействительности сделки, которая является основанием для регистрации права, и т. д. ().

Оформление прав и осуществление кадастрового учета приостанавливаются до устранения препятствий, но не более чем на три месяца за исключением ряда ситуаций. Так, на срок до одного месяца могут быть приостановлены регистрационные действия в случае задержек при предоставлении необходимых документов Росреестру другими ведомствами. До окончания регистрационных действий по текущей сделке с объектом недвижимости, документы о которой поступили в Росреестр, приостанавливается регистрация последующей сделки с этим же объектом. Спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющегося предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество также станет препятствием для регистрации до вынесения судебного решения и т. д. (). Если по истечении указанного срока обстоятельства, препятствующие регистрации не были устранены, то государственный регистратор примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета или регистрации прав ().

Кроме того, у правообладателей сохранится возможность запрещать осуществление регистрационных действий в отношении принадлежащей им недвижимости без их личного участия (). Напомним, сегодня владелец имущества может подать в Росреестр соответствующее заявление, о чем в едином реестре недвижимости заносится специальная отметка. Это сделано для того, чтобы никто не смог произвести какие-либо действия в отношении недвижимости против воли ее владельца. Если же все-таки мошенники предпримут такую попытку, то при наличии такой записи регистратор обязан вернуть инициаторам заявление о совершении регистрационных действий без удовлетворения. Однако такая запись не станет препятствием регистрационным действиям, совершаемым на основании вступившего в законную силу решения суда.

Новый закон о регистрации предусматривает аналогичные правила, несколько конкретизируя их, – например, установлен максимальный срок для внесения записи о невозможности совершения регистрационных действий – пять рабочих дней со дня поступления заявления (). Ильяс Вахитов , директор АНО Центр прикладных исследований в области права и бухгалтерского учета "Правовые и бухгалтерские решения", полагает, что такой запрет не является панацеей. К примеру, эта норма не сможет защитить собственников в ситуации, когда злоумышленники при хищении недвижимости завладевают паспортами или получают другие паспорта на имя владельцев недвижимости, – такие случаи уже встречались на практике. Также известны факты, когда для похищения недвижимости мошенники использовали подлинные судебные решения, добавляет эксперт.

Еще одна норма, которая перекочевала из старого закона в новый, дает правообладателю, уже утратившему право на имущество, возможность сделать в едином реестре недвижимости отметку о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости ( , ).

Как полагает Ильяс Вахитов, заключение сделки и регистрация права на недвижимость при наличии в реестре записи о возражении фактически ставит под сомнение добросовестность очередного приобретателя такого имущества, и при определенных обстоятельствах это может повлечь изъятие у него судом приобретенной недвижимости. С другой стороны, незаконно лишившийся имущества владелец имеет возможность принять оперативные меры для защиты своего права еще до принятия судом от него соответствующего иска – как минимум, мошенникам будет труднее перепродать недвижимость, если потенциальный покупатель узнает о такой записи.

Закон о государственной регистрации предусматривает ответственность регистрирующего органа за упущения в работе. Так, наказывать будут за необоснованный отказ в приеме документов, волокиту, технические ошибки в записях единого реестра недвижимости, необоснованный отказ в предоставлении сведений из единого реестра недвижимости и т. д. (). Ущерб, причиненный регистрирующим органом в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, будет покрыт в полном объеме за счет казны (). При этом предусмотрена возможность взыскания Росреестром выплаченных сумм у непосредственных виновников нарушения, если они есть – кадастрового инженера, органа местного самоуправления и т. д.

Также расширены рамки персональной ответственности должностных лиц – государственных регистраторов прав (). Сегодня лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на имущество, несут ответственность только за причиненный при осуществлении регистрационных действий материальный ущерб (). По новому закону государственные регистраторы прав будут обязаны возмещать убытки, причиненные своими незаконными действиями территориальному органу Росреестра, а если вред был причинен умышленными действиями, то регистраторы обязаны будут возмещать убытки в полном объеме (в том числе упущенную выгоду). Кроме того, наказывать будут за необоснованные отказ в осуществлении и приостановление регистрационных действий, а также за уклонение от выполнения обязанностей (). Однако порядок возмещения причиненных действиями государственных регистраторов убытков, а также пределы такого возмещения в законе не закреплены.

Кроме этого, в законе о государственной регистрации уточнена действующая норма о праве граждан на получение однократной компенсации в случае утраты по не зависящим от них причинам зарегистрированного в едином реестре недвижимости права на единственное жилье (). Максимальный размер такой компенсации составит, как и сейчас, не более 1 млн руб. (). Для получения компенсации пострадавшее лицо должно будет доказать в суде факт невозможности взыскания имущества в связи со смертью должника и отсутствием у него правопреемников или ликвидацией юрлица ().

Однако эта норма начнет действовать только с 1 января 2020 года, в связи с чем возникает вопрос о прекращении практики компенсационных выплат в первые три года действия нового закона. В то же время очевидно, что устанавливая довольно скромный размер компенсации, законодатель побуждает граждан совершать сделки с недвижимостью в нотариальном порядке. Нотариально оформленная сделка не только гарантирует дополнительную юридическую защиту, но и дает право на внушительную компенсацию сторонам в случае непрофессиональных действий нотариусов за счет индивидуальных страховок последних. Сегодня размер страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении, составляет 2 млн руб. (в сельском поселении – 1,5 млн руб.). А на сумму 5 млн руб. обязаны застраховать свою деятельность нотариусы, удостоверяющие договоры ипотеки ().

МНЕНИЕ

Елена Тихонова, юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнеры":

"Новый закон не оправдал ожидания экспертов по вопросу обязательного нотариального заверения сделок с недвижимостью, совершаемых с участием физических лиц. Действительно, предложенные в свое время соответствующие поправки в ГК РФ вызвали негативную реакцию общества. Граждане видели в этом только желание нотариусов заработать больше денег. Однако, надо признать, граждане, пользующиеся услугами нотариусов для заверения сделок с недвижимостью даже в случаях, когда законом такая обязанность не предусмотрена, гораздо реже сталкиваются впоследствии с необходимостью доказывать действительность таких сделки в суде, и как следствие, не тратятся на дорогостоящие услуги юристов. Кроме того, нотариальная форма сделки предполагает компенсацию гражданам убытков, причиненных незаконными действиями нотариусов. Поэтому, введение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью с участием физлиц было бы положительным моментом не только с точки зрения повышения достоверности сведений в едином реестре недвижимости и сокращения нагрузки на суды, но и с позиции уменьшения затрат на судебные расходы как для граждан, так и для государства".

Несмотря на то, что новый закон несет в себе целый ряд полезных нововведений, эксперты не сошлись во мнении о необходимости его принятия в его нынешнем виде. Как пояснила порталу ГАРАНТ.РУ юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнеры" , с учетом того, что законодатель посчитал необходимым радикально обновить законодательство, обоснованно было бы предполагать, что закон должен был не просто объединить реестры и несколько упростить процедуру доступа к ним, а коренным образом изменить подход к регистрации недвижимости, а также решить хотя бы некоторые из существующих проблем в этой сфере. В качестве таковых эксперт отмечает недостаточную достоверность данных единого реестра недвижимости, которая влияет, в первую очередь, на исчисление имущественных налогов. Кроме того, по ее мнению, закон не предусматривает расширения доступа нотариусов к данным единого реестра недвижимости. Так, учитывая перевод всех данных о недвижимости в электронный вид, логичным шагом было бы предоставление нотариусам доступа в онлайн-режиме ко всей базе данных единого реестра недвижимости для целей, связанных с проверкой достоверности сведений при заверении сделки. Доступ нотариусов к единому реестру недвижимости, в свою очередь, мог бы способствовать повышению точности сведений, содержащихся в нем, а также защищенности сторон сделок с недвижимостью.

Избушку на курьих ножках зарегистрировать больше не получится

1 сентября вступили в силу поправки в ГК РФ, уточняющие правовой режим самовольной постройки (). Раньше для того, чтобы узаконить "самострой" и оформить на него право собственности, достаточно было доказать в суде, что спорный объект не нарушает права других лиц и не угрожает жизни и здоровью человека. Таким образом, допускалось даже незначительное нарушение градостроительных норм.

  • владелец постройки должен иметь право на строительство объекта на участке;
  • постройка на день обращения в суд должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, определяемых местной администрацией, или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах ().

Таким образом, узаконить "самострой" стало сложнее.

Еще одно новшество заключается в том, что органы местного самоуправления смогут принимать решение о сносе самовольной постройки самостоятельно без решения суда в случае ее возведения на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если он расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия), или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей (). Принимая решение о сносе самовольной постройки, орган местного самоуправления будет определять с учетом характера постройки сроки ее демонтажа, которые не могут превышать один год (). Если же осуществившее незаконную постройку лицо не было установлено, то местные власти смогут организовать снос не ранее чем через два месяца после опубликования соответствующего уведомления на сайте муниципального органа СМИ, в том числе ().

Бесхозную недвижимость учтут

С 1 декабря начнет действовать новый порядок предоставления документов, необходимых для государственной регистрации прав без участия заявителя в тех случаях, когда одной из сторон сделки выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления ( ; далее – Закон № 251-ФЗ). Подобные ситуации возникают, например, при приватизации жилья, заключении договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и т. д. Так, с 1 декабря в случаях, если право или ограничение (обременение) права на недвижимость возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ними, то процедура может проводиться по заявлению органа и без участия лица, в чью пользу осуществляются регистрационные действия. Однако лицо, в отношении которого принят акт либо с которым совершена сделка, также вправе будет представить заявление и необходимые документы по собственной инициативе ().

Также, с 1 декабря закон о кадастре пополнится нормой, обязывающей Росреестр информировать местные власти о "бесхозной" недвижимости. Новые правила будут распространяться на те объекты недвижимости, информация о владельцах которых отсутствует в государственном кадастре недвижимости по истечении пяти лет с даты присвоения этим объектам кадастровых номеров. Эти правила не будут применяться к зданиям и сооружениям, если была проведена госрегистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в них, а также к многоквартирным домам и помещениям, находящимся в них и составляющим общее имущество ().

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.
В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.
Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.
В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются
Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.
В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.
Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:
- завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;
- объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.
Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.
Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет
проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.
Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.
Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);
- образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);
- прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
- образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.
В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;
- прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
- изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом
учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.
Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:
- собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;
- орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.
В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.
Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:
- в бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);
- в форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.
Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.
На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.
На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).
Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:
- несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
- наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
- отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.
В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:
- если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;
- в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.
Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета
и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.
При подаче документов в Росреестр он составит:
- 5 рабочих дней - для кадастрового учета;
- 10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
- 7 рабочих дней - для госрегистрации прав.
Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.
Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).
На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).
Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.
Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.
Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.
Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:
- три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
- шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.
На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться
без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:
- органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
- ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;
- ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;
- суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;
- нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.
При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении
кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.
Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.
Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату
права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.
Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.