Кодексы РФ

Тип социально трудовых отношений обеспечивающий согласование важнейших. Социально-трудовые отношения

Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1 ¾ на одного работника и форма № Т-1а ¾ на группу) составляется на основании заключенного трудового договора . При его оформлении указываются наименование структурного подразделения, должность (специальность , профессия ), срок испытания, если таковое работнику устанавливается, а также условия приема и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.).

Приказ (распоряжение) подписывается руководителем организации или уполномоченным на это лицом и объявляется работнику под расписку. На его основании представителем кадровой службы вносится в трудовую книжку запись о приеме на работу и заполняются соответствующие сведения в личной карточке.

Унифицированная форма № Т-2 «Личная карточка работника» заполняется представителем кадровой службы на лиц, принятых на работу, на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; трудовой книжки или документа, подтверждающего трудовой стаж; страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, документов воинского учета, документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки), а также сведений, сообщенных о себе работником. В отдельных случаях с учетом специфики работы предусматривается предъявление дополнительных документов.

При изменении сведений о работнике в его личную карточку вносятся соответствующие данные, заверяемые подписью сотрудника кадровой службы.

Унифицированная форма № Т-3 «Штатное расписание» применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). Содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Аналогичным образом в него вносятся изменения.

Приказ (распоряжение) о переводе одного работника (форма № Т-5 ) или группы работников (форма № Т-5а ) на другую работу в той же организации или в другую местность вместе с организацией заполняется сотрудником кадровой службы с учетом письменного согласия работника, подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом, объявляется работнику под расписку . На основании приказа (распоряжения) делаются отметки в личной карточке работника, лицевом счете, вносится соответствующая запись в трудовую книжку .


Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска одному работнику (форма № Т-6 ) или группе работников (форма № Т-6а ) в соответствии с законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами организации, трудовым договором составляется сотрудником кадровой службы, подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом, объявляется работнику под расписку. На основании приказа (распоряжения) делаются отметки в личной карточке, лицевом счете и производится расчет заработной платы , причитающейся за отпуск.

График отпусков (форма № Т-7 ) применяется для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. Является сводным графиком, подписывается руководителем кадровой службы и утверждается руководителем организации с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (при наличии последнего). При переносе отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения с разрешения лица, утвердившего график.

Приказы (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с отдельным работником (увольнении) (форма № Т-8 ) и группой работников (форма № Т-8а) применяются для оформления и учета увольнения работников. Составляются сотрудником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им на это лицом, объявляются работникам под расписку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения ) оформляется записью в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства Российской Федерации.

При увольнении материально ответственного лица к приказу (распоряжению) прилагается документ об отсутствии материальных претензий к работнику.

На основании приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) делается запись в личной карточке, лицевом счете, трудовой книжке, производится расчет с работником.

Приказы (распоряжения) о поощрении отдельного работника (форма № Т-11 ) и группы работников (форма № Т-11а ) применяются для оформления и учета поощрений за успехи в работе. Составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, подписываются руководителем организации и объявляются работнику под расписку. На основании приказа (распоряжения) вносится соответствующая запись в личную карточку работника и трудовую книжку.

Документы по учету рабочего времени и расчетов
с персоналом по оплате труда

Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма № Т-12 ) и Табель учета рабочего времени (форма № Т-13) применяются для учета времени, фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду.

Составляются в одном экземпляре уполномоченным на это лицом, подписываются руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы, передаются в бухгалтерию.

Затраты рабочего времени учитываются в табеле или методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т. п.). При отражении неявок на работу, учет которых ведется в днях (отпуск, дни временной нетрудоспособности, служебные командировки, отпуск в связи с обучением, время выполнения государственных или общественных обязанностей и т. д.), в табеле в верхней строке в графах проставляются только коды условных обозначений, а в нижней строке графы остаются пустыми.

Расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49 ), расчетная ведомость (форма № Т-51 ), платежная ведомость (форма № Т-53 ) применяются для расчета и выплаты заработной платы работникам организации. При применении расчетно-платежной ведомости по форме № Т-49 другие расчетные и платежные документы (по формам № Т-51 и Т-53) не составляются. На работников, получающих заработную плату с применением платежных карт, составляется только расчетная ведомость, а расчетно-платежная и платежная ведомости не составляются.

Ведомости составляются в одном экземпляре в бухгалтерии.

На титульном листе расчетно-платежной ведомости (форма № Т-49) и платежной ведомости (форма № Т-53) указывается общая сумма, подлежащая выплате. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. В конце ведомости указываются суммы выплаченной и депонированной заработной платы.

Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма № Т-61 ) применяется для учета и расчета причитающейся заработной платы и других выплат работнику при прекращении действия трудового договора. Составляется сотрудником кадровой службы или уполномоченным им на это лицом. Расчет причитающейся заработной платы и других выплат производится работником бухгалтерии.

Назначение и состав первичной документации по учету кадров

Первичная документация по учету кадров аккумулирует персональные данные работников организации, изначально получаемые при их приеме на работу в организацию и накапливаемые в процессе документирования дальнейшего движения кадров.

В состав первичной документации по учету кадров включаются такие документы как:

  • приказы (о приеме на работу, о прекращении трудового договора, о переводе работника на другую работу, о направлении работника в командировку и пр.);
  • штатное расписание;
  • график отпусков;
  • личные листки по учету кадров и дополнения к ним.

Замечание 1

Каждый из перечисленных документов имеет унифицированную форму, однако, с 1 января 2013 года в связи с принятием нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» применение унифицированных документов не является обязательным.

Способы организации первичного учета кадров

В результате при осуществлении учета кадров организации могут:

  1. либо вести учет с помощью унифицированных форм, что существенно облегчает процесс его ведения, особенно в небольших организациях, зачастую не имеющих кадрового специалиста;
  2. либо разработать собственные формы первичной учетной документации, что представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс;
  3. либо модифицировать унифицированные формы с учетом конкретных потребностей и особенностей деятельности, что позволяет достичь максимального результата при экономии ресурсов.

Выбор каждого из перечисленных способов требует определенных действий.

В первом случае применение унифицированных форм первичных учетных кадровых документов следует закрепить отдельным приказом руководителя, если в общем виде применение унифицированных учетных форм не предусмотрено в учетной политике организации.

Второй случай является наиболее трудоемким и требует особого внимания.

Замечание 2

Состав первичной документации по учету кадров не меняется, даже при условии отказа от унифицированных форм, изменения могут касаться только содержания документов.

Отсутствие тех или иных документов по первичному учету кадров может привести к административной ответственности или к налоговым спорам, когда те или иные расходы будут не приняты к учету по причине ненадлежащего документального оформления.

При разработке собственных форм первичной документации по учету кадров необходимо строго соблюдать требование Федерального закона «О бухгалтерском учете» в части наличия обязательных реквизитов (наименования, даты составления, наименование организации, характеристика содержания факта хозяйственной деятельности, его натуральный или денежный измеритель, наименование должностей и подписи лиц, ответственных за составление документа).

Отсутствие обязательных реквизитов может стать основанием для признания кадрового учета не отвечающим требованиям законодательства, что опять же способно повлечь административную ответственность.

В третьем случае модифицированные формы первичной документации по учету кадров также следует закрепить приказом руководителя, даже при условии внесения незначительных изменений.

Характеристика отдельных форм первичной документации по учету кадров

Отдельные формы первичной документации по учету кадров заслуживают особого внимания.

Личная карточка работника (унифицированная форма Т-2) представляет собой документ, сопровождающий работника от момента принятия его на работу и до момента расторжения трудового договора с ним.

Личная карточка работника содержит биографические сведения и данные о трудовой деятельности в разрезе таких разделов как общие сведения (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения, знание иностранных языков, гражданство, образование и т.д.); сведения о воинством учете (для мужчин: заполняются частично для не отслуживших и подлежащих призыву, полностью – для находящихся в запасе); прием на работу и переводы на другую работу (даты событий, наименование и структурных подразделений и должностей, размер оклада и документ-основание); аттестация; повышение квалификации; профессиональная переподготовка; награды, почетные звания; отпуск; социальные льготы; дополнительные сведения; основания для прекращения трудового договора.

Штатное расписание (унифицированная форма Т-3) представляет собой документ, определяющий состав и численность работников организации, в разрезе отдельных должностей и структурных подразделений.

В штатном расписании содержится следующая информация:

  • наименование должностей (с распределением по структурным подразделениям организации);
  • количество штатных единиц;
  • размер окладов (тарифных ставок);
  • сведения о надбавках.

На практике зачастую в штатное расписание включается расчет страховых взносов от заработной платы, что позволяет получить представление о месячном фонде оплаты труда с учетом отчислений.

График отпусков (унифицированная форма Т-7) представляет собой документ, содержащий сведения на календарный год о распределении между всеми работниками организации ежегодных оплачиваемых отпусков (сведения о неоплачиваемых отпусках в график не включаются).

Назначение графика отпусков многообразно: он позволяет обеспечивать равномерность отсутствия работников на рабочих местах, планировать бюджет оплаты отпусков, контролировать соблюдения трудового законодательства в части режима труда и отдыха работников.

Помимо сведений о ежегодных оплачиваемых отпусках в графике отпусков содержится информация о продолжительности и сроках предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков, а также сведения о переносе сроков отпусков.

Замечание 3

Важным требованием к графику отпусков является срок его утверждения – не позднее двух недель до начала календарного года, для которого составляется график.

В случае приема на работу новых сотрудников после утверждения графика отпусков изменения к нему следует оформить отдельным приказом.

Каждый кадровик в своей работе ежедневно сталкивается с необходимостью создавать документы. В первую очередь, конечно, нужно решить вопрос о том, для оформления какой ситуации какой именно документ должен быть создан. После этого необходимо определиться с формой этого документа. Несколько лет мы пользовались (хотя бы в некоторых, самых «ходовых» ситуациях) унифицированными формами документов, разработанными и утвержденными Госкомстатом России. Безусловно, эти формы не всегда было удобно использовать, да и обязательность их применения была под сомнением. Тем не менее унифицированные формы кадровых документов были в нашем рабочем арсенале, к ним за годы работы привыкли и в конечном счете приспособились... Но с 1 января ситуация с «первичкой» поменялась, сегодня работодатели должны применять те формы кадровых документов, которые сами разработали и утвердили. О самых важных вопросах, вызванных серьезными изменениями в документировании кадровых отношений, и пойдет речь в нашей статье.

Бланк формы 6-НДФЛ

1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ). Этот нормативный акт не устанавливает обязанности применения организациями унифицированных форм первичных учетных документов (кроме кассовых операций для коммерческих компаний и первичных учетных документов для организаций государственного сектора). Есть только требование к наличию в таких документах перечня показателей, идентифицирующих хозяйственную операцию (ч. 2 и 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

В нашей статье мы расскажем, как требования нового Закона о бухгалтерском учете отразятся на работе службы кадров.

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ФОРМЫ КАДРОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ДО 1 ЯНВАРЯ 2013 Г.

Обратите внимание!
С прекращением с 1 января 2013 г. действия Закона № 129-ФЗ фактически утрачивают силу и действовавшие ранее альбомы унифицированных форм (независимо от того, состоится их официальная отмена или нет)

Обратите внимание!
Разработка и утверждение унифицированных форм первичных документов не входят в функции ни Минфина России, ни Росстата. В настоящее время в нашей стране нет ведомства, отвечающего за первичную документацию и разъясняющего порядок ее применения

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ), утратившего силу с 1 января 2013 г., все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны были оформляться оправдательными документами. На основании таких первичных документов велся бухгалтерский и налоговый учет (ст. 313 НК РФ).

Обязательность применения унифицированных форм, утвержденных в составе альбомов унифицированных форм первичной учетной документации, была установлена п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. И только для документов, форма которых содержалась в этих альбомах, был предусмотрен перечень обязательных реквизитов.

Пунктом 2 Порядка поэтапного введения в организациях, независимо от формы собственности осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации, утв. совместным постановлением Госкомстата России от 29.05.1998 № 57а и Минфина России от 18.06.1998 № 27н, принятым во исполнение Закона № 129-ФЗ и для реализации постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах», определялось, что с 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утв. Госкомстатом России в 1997-1998 гг. Это требование касалось, в том числе, и такого раздела учета, как учет труда и его оплаты.

Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 были утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Этот документ в государственной регистрации не нуждался (письмо Минюста России от 15.03.2004 № 07/2732-ЮД), текст самого постановления был опубликован в «Финансовой газете» № 13, 2004. И хотя применения данного постановления требовала норма п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, справедливости ради отметим, что акты, не требующие регистрации в Минюсте России, статуса нормативного правового акта не приобретают и не содержат правовых норм, обязательных для выполнения всеми организациями.

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ФОРМЫ КАДРОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2013 Г.

С 1 января 2013 г. коммерческие компании должны применять свои формы первичных учетных документов. Исключение составляют только кассовые документы.

Кстати сказать

До 2004 г. функция по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов осуществлялась Госкомстатом России. Однако в ходе административной реформы данная функция признана решением Правительства РФ избыточной, подлежащей упразднению (протокол от 18.12.2003 № 47). В связи с этим осуществление данной функции не предусмотрено действующим в настоящее время Положением о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 420.

Таким образом, ни Минфин России, ни Росстат в настоящее время не имеют полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов и не имеют полномочий давать разъяснения по их применению. На это прямо указано в письме Минфина России от 04.05.2009 № 07-02-10/24, доведенном до территориальных налоговых органов для использования в работе письмом ФНС России от 20.05.2009 № ВЕ-17- 3/96@ «О порядке применения унифицированных первичных учетных документов при оформлении конкретных хозяйственных ситуаций».

Частью 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона № 402-ФЗ).

Почему к кадровой документации применяются требования Закона № 402-ФЗ?

Кадровые документы являются первичными учетными документами. Требования к оформлению данных первичных документов отдельно трудовым законодательством не установлены. Так как они относятся к первичным бухгалтерским документам, они должны соответствовать требованиям законодательства о бухгалтерском учете.

Кем разрабатываются формы первичных учетных документов?

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ формы первичных учетных документов, в том числе по учету труда и его оплаты, должен утвердить руководитель компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Очевидно, что в большинстве организаций сотрудники, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, сосредоточены в основном на «своих» документах. Они не разбираются, да и не должны разбираться в тонкостях кадрового делопроизводства и в особенностях документирования трудовых отношений. А значит, непосредственной разработкой форм первичных учетных документов по учету труда и его оплаты должны заниматься специалисты службы кадров - самостоятельно или взаимодействуя с сотрудниками бухгалтерии. И уже после того как формы таких документов продуманы и созданы кадровиками, их следует передавать должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, для того чтобы он представил весь комплект форм на утверждение руководителю организации.

Кстати сказать

Как должны утверждаться формы первичных учетных документов?

Самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты следует утверждать в составе бухгалтерской учетной политики .

Пример оформления Положения о бухгалтерской учетной политике (фрагмент)

Согласно ст. 8 Закона № 402-ФЗ учетная политика по бухгалтерскому учету остается главным документом компании, регламентирующим все аспекты ведения учета. Основным документом здесь, как и прежде, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). Порядок составления и утверждения самой учетной политики и всех сопутствующих документов остался прежним.

Так, учетная политика (в том числе и документальное оформление как основополагающий элемент бухгалтерского учета) вводится в действие приказом руководителя. В этом отношении Закон № 402-ФЗ не отличается от Закона № 129-ФЗ.

Пример оформления приказа об утверждении бухгалтерской учетной политики

Формы документов, которые применяются в организации начиная с 1 января 2013 г. должны быть приведены:

  • (либо) в отдельном (специальном) разделе бухгалтерской учетной политики;
  • (либо) в приложениях к утверждаемой бухгалтерской учетной политике;
  • (либо) в изменениях к этому документу. На это прямо указано в п. 4 ПБУ 1/2008.

В какие сроки должны быть разработаны и утверждены формы первичных учетных документов?

Разработанные кадровиками формы кадровых документов нужно своевременно передать в бухгалтерию компании, которая и готовит приказ по бухгалтерской учетной политике или ее изменениям на 2013 год. Поскольку способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (п. 9 ПБУ 1/2008), то это нужно было успеть сделать до конца 2012 г.

Обязательные реквизиты документов

При разработке форм кадровых документов следует учитывать, что первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. Причем в данном Законе этот перечень более конкретизирован по сравнению с ранее действовавшим Законом № 129-ФЗ. Для удобства сравнения семь обязательных реквизитов первичных учетных документов приведены в таблице 1 .

В унифицированной форме командировочного удостоверения, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, был предусмотрен реквизит «Место печати». Занимаясь разработкой своих форм кадровых документов, мы взяли за основу унифицированные формы. Но обратили внимание, что в перечне обязательных реквизитов первичных учетных документов в новом Законе о бухучете такой реквизит не указан. Поясните, чем следует руководствоваться в данной ситуации? В каких формах документов следует предусмотреть реквизит «Место печати», а в каких случаях от него можно отказаться?

Таблица 1

Обязательные реквизиты первичных учетных документов

Ранее, в соответствии с Законом № 129-ФЗ, действовавшим до 1 января 2013 г. Теперь, в соответствии с Законом № 402-ФЗ, действующим после 1 января 2013 г.
Наименование документа Наименование документа
Дата составления документа Дата составления документа
Наименование организации, от имени которой составлен документ Наименование экономического субъекта, составившего документ
Содержание хозяйственной операции Содержание факта хозяйственной жизни
Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении Величига натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения
Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления Наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность её оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события
Личные подписи указанных лиц Подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц

Действительно, в числе семи обязательных реквизитов первичного учетного документа нет такого реквизита, как «М.П.» («место печати»).

Причем оттиск печати не входил в число обязательных реквизитов и до 1 января 2013 г. (п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, постановлением ФАС Московского округа от 19.06.2006 № КА-А40/5456-06 по делу № А40-42008/05-33-337). Тем не менее он был включен в некоторые унифицированные формы, например в форму № Т-10 командировочного удостоверения.

Однако наш менталитет не позволяет свыкнуться с мыслью об отказе от печати. Кто бы ни подписал документ, практически во всех случаях большее доверие вызывает документ с печатью. И из числа кадровых документов это касается, прежде всего, командировочного удостоверения. Здесь, конечно, от печатей отказываться не стоит.

Если сама мысль отказа от печати вам не кажется крамольной, вы можете от нее отказаться при разработке некоторых форм. Но наш совет: будьте осторожны - не пренебрегайте сложившимися обычаями делового оборота (ч. 1 ст. 5 ГК РФ) и используйте оттиск печати на двусторонних и многосторонних внешних первичных учетных документах (например, на акте сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг по гражданско-правовому договору с физическим лицом; акте о приобретении права собственности на имущество у физического лица; акте о передаче материальных ценностей физическому лицу).

Право подписи документов

Закон № 402-ФЗ не дает ответа на вопрос - каким образом должны быть определены лица (лицо), совершившие (совершившее) сделку, операцию и ответственные (ответственное) за правильность ее оформления, либо лица (лицо), ответственные (ответственное) за правильность оформления свершившегося события. При этом начиная с 1 января 2013 г. требование об утверждении перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером, которое содержалось в п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в Законе № 402-ФЗ отсутствует. Нет также указаний на то, что документы подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Тем не менее в перечне обязательных реквизитов указано, что подписи проставляют лица, ответственные за правильность оформления свершившегося события. И работодателю, конечно же, необходимо предпринять определенные действия по установлению такой ответственности.

Кто должен подписывать первичные учетные документы? Обязательно ли это должен делать руководитель организации? Можно ли предоставить эти полномочия другим сотрудникам?

По общему правилу первичные учетные документы подписывает руководитель организации, которому для таких действий не требуется дополнительно подтверждать свои полномочия какими-либо документами. Также руководитель организации может передать свои полномочия подписывать кадровые документы другим сотрудникам, например своему заместителю или начальнику отдела кадров.

Чтобы оформить передачу таких полномочий, прежде всего необходимо получить письменное согласие этих сотрудников на выполнение таких обязанностей, после этого заключить соглашения об изменении условий трудового договора, а затем издать соответствующий приказ. Обязанности подписания первичных учетных документов могут быть предусмотрены и в должностных инструкциях отдельных сотрудников.

Правила оформления документов

При разработке своих бланков первичных учетных документов нужно соблюдать (помимо требований бухгалтерского законодательства) общие правила и требования к оформлению документов.

Обратите внимание!
Чтобы формы самостоятельно разработанных кадровых первичных учетных документов стали легитимными, они должны быть не только утверждены приказом руководителя в составе бухгалтерской учетной политики на 2013 год, но и иметь обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, а также соответствовать требованиям ГОСТ Р 6.302003, ГОСТР 51141-98, ГОСТ Р ИСО 15489-12007, ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации

Так, в настоящее время применяется ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации, утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 (ОКУД). Документы, используемые в бухгалтерском учете, - часть этой системы и на каждом утвержденном в ОКУД бланке можно найти код документа. Поэтому на разработанном вами бланке соответствующего кадрового учетного документа нужно проставить код по ОК 011-93 ОКУД (табл. 2).

Необходимо руководствоваться также положениями следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;
  • ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28;
  • ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования», утв. приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 № 28-ст;
  • «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003», утв. Росархивом.

Таблица 2

Коды по ОКУД некоторых кадровых документов

Наименование формы Код
Документация при приёме на работу: 0281000
- заявление о приёме на работу 0281071
- приказ о приёме на работу 0281151
Документы по переводу на другую работу: 0282000
- заявление о переводе на другую работу 0282171
- приказ о переводе на другую работу 0282151
Документация по учёту труда и его оплаты: 0301000
- личная карточка 0301002
- табель учёта использования рабочего времени и расчёта заработной платы 0301007
- табель учёта использования рабочего времени платы 0301008
- расчётно-платёжная ведомость 0301009
- расчётная ведомость 0301010
- платёжная ведомость 0301011
- лицевой счёт 0301012

Формы первичных учетных документов

Формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты следует разрабатывать исходя из потребностей и особенностей своей организации на основе перечня обязательных реквизитов, установленных ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

Рекомендация 1. При разработке первичных учетных документов по учету труда и его оплаты можно проявить творческий подход и быть достаточно смелыми в учете специфики своей деятельности, конечно, не нарушая при этом требований ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

Рекомендация 3. Если вы разрабатываете собственные бланки на основе унифицированных форм, старайтесь отказаться только от тех реквизитов, которые не несут никакой смысловой нагрузки и создают риск неполного заполнения документа.

Кстати сказать

Можно ли при разработке собственных форм первичных документов взять за основу применяемые ранее унифицированные формы?

Полагаем, что кадровые первичные учетные документы вряд ли целесообразно менять концептуально. Гораздо лучше будет оставить в «хождении» в вашей компании привычные унифицированные формы документов. Другое дело, что сейчас вы получили возможность дополнить их необходимой вам информацией, а ненужные сведения убрать.

Потерявшие свою актуальность унифицированные формы в основном проверены временем, к ним уже все успели привыкнуть. Да и в основу многих электронных систем документооборота были положены унифицированные формы документов. Другое дело, что сейчас разработчики должны будут подправить их с учетом обновленного перечня обязательных реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, а также принимая во внимание ваши пожелания (с учетом специфики деятельности).

В компании есть сотрудники, работающие по сменному графику, которым установлена часовая тарифная ставка и суммированный учет рабочего времени. Ранее в графе 5 штатного расписания (унифицированная форма № Т-3) в соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной документации, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, указывалась месячная заработная плата работника по тарифной ставке (окладу) в рублях. Поскольку заработная плата сотрудников, которым установлена оплата труда по часовой тарифной ставке, зависит от количества отработанного времени, фиксированного размера зарплаты как такового у них нет. Поэтому корректно заполнить унифицированную форму штатного расписания до 1 января 2013 г. в отношении таких работников было нельзя. В таких ситуациях рекомендовалось обычно гр. 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» и гр. 9 «Всего в месяц, руб.» не заполнять, а в гр. 10 «Примечания» указывать: «Оплата по часовой тарифной ставке» и давать ссылку на локальный нормативный акт компании, который регулирует размер оплаты труда, например на Положение об оплате труда.

С 1 января 2013 г. в самостоятельно разработанной форме штатного расписания вы можете предусмотреть для этого отдельную графу «Размер часовой тарифной ставки».

В своей организации мы хотим использовать, как и раньше, унифицированные формы, утверджденные постановлением Госкомстата России. Нас в них все устраивает, менять ничего не хотим. Как их правильно применять после 1 января 2013 г.?

Если вас вполне устраивают ранее применяемые унифицированные формы по учету труда и его оплаты и вы не хотите их корректировать, то в целях упрощения документооборота и соблюдения требования рациональности, предусмотренного п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, никто не запрещает вам их по-прежнему использовать, но уже с учетом требований Закона № 402-ФЗ, закрепив это в бухгалтерской учетной политике (приложение 2 ).

ЕСЛИ ДО 1 ЯНВАРЯ 2013 Г. ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ НЕ УТВЕРЖДЕНЫ

Может случиться так, что вы опоздали с утверждением форм по учету труда и его оплаты в конце прошлого года в составе бухгалтерской учетной политики и тем самым нарушили п. 9 ПБУ 1/2008. Специальное административное наказание за это не установлено. Но, например, налоговый инспектор имеет право ознакомиться с этим документом (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ), а за его непредставление по письменному требованию наложить штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Более серьезные последствия могут наступить, если в отсутствие утвержденных в организации форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты будут признаны некоторые виды расходов (на оплату труда, командировки и др.) в бухгалтерском и налоговом учете. Это может быть расценено как грубое нарушение правил учета доходов и расходов - в этом случае штраф может составить 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ). Если к тому же начисленная сумма налога или любая статья бухгалтерской отчетности будут искажены на 10 % и более, то, помимо налогового штрафа для организации, руководитель или бухгалтер могут быть привлечены к административной ответственности в зависимости от того, кто будет признан виновным в совершении этих ошибок (ст. 2.4 и 15.11 КоАП РФ). Сумма административного штрафа в этом случае составит от 2000 до 3000 руб.

Что следует предпринять, если работодатель пропустил сроки утверждения первичных учетных документов?

Если вы пропустили сроки утверждения форм первичных учетных документов, как можно быстрее утвердите самостоятельно разработанные формы по учету труда и его оплаты или ранее применяемые унифицированные формы из постановления Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (с учетом норм п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ) отдельным приказом по основной деятельности. Это может быть, например, приказ об утверждении форм первичных учетных документов по учету труда и заработной платы (приложение 4 ). Это лучше, чем полное отсутствие документального подтверждения применяемых организацией форм.

«СВОИ» ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НАЛОГОВЫЕ РИСКИ

Более «чувствителен» к правильности оформления первичных учетных документов учет налоговый: любой расход при определении налоговой базы должен быть подтвержден документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Поэтому до 1 января 2013 г. претензии налоговых инспекторов к оформлению первичных учетных документов во время камеральных и выездных налоговых проверок очень часто становились источником налоговых споров. Как правило, разногласия возникали в связи с неприменением или некорректным заполнением унифицированных форм первичной учетной документации.

Начиная с 1 января 2013 г. такие претензии, к сожалению, вряд ли убавятся в условиях самостоятельного утверждения «первички». Поэтому здесь все зависит от вас. При соблюдении всех законодательных требований к оформлению кадровых первичных учетных документов у организации не должно возникнуть проблем с налоговыми органами по поводу признания расходов на оплату труда, расходов на служебные командировки, расходов на оплату отпусков и иных расходов для целей налогообложения прибыли на основании п. 1 ст. 252 НК РФ.

Мнение эксперта

В.И. Андреева,

канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия

Первичные учетные документы по учету труда и его оплаты

Первичные учетные документы по учету труда и его оплаты применяются в кадровых службах нашей страны много лет, и их использование всегда было сопряжено с многочисленными нерешенными вопросами и трудностями. Типовые формы документов, входящие в состав данной унифицированной системы документации, как правило, с трудом «вписывались» в реальные ситуации, возникавшие в условиях конкретных организаций, а трафаретные формы приказов по личному составу (о приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении) долгое время заполнялись только на рабочих (на специалистов и служащих такие приказы оформляли в произвольной текстовой форме).

Конечно, создатель названных форм, Госкомстат России, понимал необходимость «привязки» типовых документов к специфике организаций и разрабатывал соответствующие указания в помощь практикам. Так, постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20 был утвержден Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, разрешавший при необходимости внесение в формы дополнительных реквизитов. В то же время удаление из этих форм отдельных реквизитов не допускалось. В результате формы нередко содержали явно излишнюю информацию или никогда не заполнявшиеся части.

Кроме того, далеко не все формы полностью отвечали требованиям трудового законодательства (например, в унифицированной форме № Т-7 графика отпусков не предусмотрены визы ознакомления работников с данным локальным нормативным актом), а при разработке некоторых форм были допущены досадные ошибки (например, в унифицированной форме № Т-8 предусмотрено зачеркивание информации, что в принципе недопустимо в документах такого вида, как приказы).

В настоящее время, с 1 января 2013 г., появилась, наконец, возможность создать такие формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты, которые будут отражать особенности трудовых отношений в конкретной организации и из которых будут исключены ненужные в данной организации виды информации.

Поэтому в целом полагаем, что происходящие сейчас изменения в рассматриваемой области имеют положительное значение для практиков. Однако следует заметить, что сами кадровики по-разному относятся к указанным нововведениям. Одни рады появившейся возможности усовершенствовать формы документов и уже провели достаточно серьезную работу в этом направлении. Другие не хотели бы этим заниматься и задают вопросы о возможности использования прежних статистических форм. Третьи ссылаются на применяемые автоматизированные системы обработки информации, в которых уже заложены формы Госкомстата России, и считают, что поэтому менять формы нельзя, так как не будет работать система. А кое- кто вообще не слышал об этих изменениях, а значит, не успел провести всю необходимую работу вовремя...

Хотелось бы посоветовать практикам подойти к разработке новых форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты с позиций разумности, рациональности и целесообразности. Безусловно, не следует «изобретать велосипед», полностью отвергнув формы привычных документов, во многом оправдавших себя многолетним опытом применения. Но и полностью сохранять старые формы, добавив к ним лишь новый гриф утверждения, тоже нежелательно. Необходимо вдумчиво проанализировать каждую форму, оценить ее содержательную часть, оформляющие реквизиты, порядок подготовки, в том числе согласования, и максимально приблизить документ как к нормам ТК РФ, так и к специфике вашей организации.

Конечно, это не простая задача для многих кадровиков, поэтому приведем несколько примеров, как можно переработать или откорректировать некоторые привычные формы документов.

1. В штатном расписании может быть исключен раздел «Надбавки», если в принятом в вашей организации Положении об оплате труда не используется такое понятие. Следует согласиться с весьма разумным предложением о введении в данный документ новой графы для отражения часовой тарифной ставки.

2. В форму графика отпусков необходимо включить визы ознакомления работников, например в виде дополнительного столбца таблицы графика.

3. Необходимо обратить внимание и на приказы о прекращении трудового договора. Здесь можно было бы выделить в самостоятельную форму приказы, оформляющие прекращение трудовых отношений в отдельных случаях, когда не может идти речь об увольнении работника в связи с его смертью или признанием его судом безвестно отсутствующим. В таких приказах неуместно употребление термина «уволить», так как нет работника, а есть только трудовой договор, действие которого должно быть прекращено.

Естественно, переработанные и утвержденные формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты должны заменить ранее применявшиеся формы в составе автоматизированных систем обработки кадровой документации.

Кроме того, следует решить и другие важные вопросы:

1) об установлении круга лиц, которые будут иметь право подписания и утверждения первичных учетных документов по учету труда и его оплаты;

2) о порядке делегирования полномочий по подписанию и утверждению кадровых документов;

3) об установлении в организации конкретного наименования видов распорядительных документов по личному составу: документы не должны называться «приказ (распоряжение)», следует определиться, будут это приказы или распоряжения;

4) об исключении из форм документов информации об учете мнения представительного органа работников, если такой орган не создан в данной организации. Соответственно при последующем создании такого органа необходимо будет внести в документы названную информацию в предусмотренных законом случаях;

5) об определении видов документов, которые будут дополнительно удостоверяться оттиском печати организации в соответствии с обычаями делового оборота (трудно представить себе, например, командировочное удостоверение, не заверенное печатями).

Наверное, найдется немало организаций, где названные работы еще не проведены, а значит, они будут осуществлены с опозданием. Однако пропуск срока утверждения форм кадровой первичной учетной документации не столь серьезное нарушение, как полное отсутствие правильно утвержденных форм. Поэтому возьмитесь за эту работу как можно быстрее и выполните ее в начале 2013 г.

Работа по совершенствованию форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты - дело непростое. Сразу и навсегда ее идеально не сделаешь. Принятые сейчас вами формы, вполне возможно, не будут вас удовлетворять в дальнейшем и подвергнутся новой «переделке». Поэтому авторы и эксперты нашего журнала будут оказывать вам помощь и поддержку в этом новом и серьезном для вас деле.

Напомним, что по общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии их связи с финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, направленной на получение доходов.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными:

  • в соответствии с законодательством РФ;
  • либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если компания подтвердит расходы в виде заработной платы и различных компенсационных, стимулирующих, социальных выплат работникам кадровыми первичными учетными документами, разработанными самостоятельно с учетом требований Закона № 402-ФЗ и других отраслей права, это будет являться надлежащим документальным подтверждением соответствующих затрат, а значит, их можно учесть в расходах для целей налогообложения прибыли. И компания не понесет в будущем в случае налоговой проверки никаких налоговых рисков и финансовых потерь.

При этом помните: налоговые органы не вправе истребовать у вас отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие документы, не являющиеся первичными бухгалтерскими документами. На это прямо указано в п. 4 письма ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309.

Проанализировав все вышесказанное, кто-то из вас скажет, что отмена единых форм первичных документов - не такое уж благо для компании, а может быть, наоборот, решит, что это прекрасная возможность оптимизировать кадровый документооборот.

Так или иначе, теперь работодатель (руководитель организации с подачи бухгалтеров и кадровиков) не просто может, но обязан самостоятельно разработать и утвердить формы кадровых первичных учетных документов, причем с учетом требований Закона № 402-ФЗ, а также собственных представлений о правильности используемых документов.

Удачи вам в этом непростом деле и как можно меньше споров с проверяющими!

Подписаться на журнал "Справочник кадровика" вы можете .

Тесты по менеджменту, для тестирования знаний по разделу «Типы социально-трудовых отношений». 121 тестовый вопрос - правильные варианты, выделены жирным шрифтом.

1. Система общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наѐмной рабочей силы-это:

  • рынок труда
  • коллективный договор
  • трудовые отношения

2. К особенностям функционирования рынка труда не относится:

  • отсутствие не денежных аспектов сделки
  • высокая степень индивидуализации сделок
  • большая продолжительность контакта продавца и покупателя
  • неотделимость права собственности на товар от его владельца

3. Субъектом рынка не является:

  • государство
  • работодатель
  • наѐмные работники
  • институты повышения квалификации

4. Разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами-это:

  • сегментация рынка труда
  • границы рынка
  • устойчивые рабочие группы
  • низкая мобильность трудовых ресурсов

5. К компонентам рынка труда не относятся:

  • объекты рынка труда
  • субъекты рынка труда
  • коллективный договор
  • рыночный механизм
  • инфраструктура рынка труда

6. Составной частью текущего рынка труда не является:

  • интегрированный рынок труда
  • открытый рынок труда
  • скрытый рынок труда

7. Область пересечения совокупного спроса на труд с совокупным предложением труда — это:

  • совокупный рынок труда
  • рынок труда
  • удовлетворенный спрос на труд

8. Стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения и т.д. характерны для:

  • первичного рынка труда
  • вторичного рынка труда
  • незавершенный рынок труда
  • идеальный рынок труда

9. Наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда формируют:

  • конкуренцию
  • конъюнктуру
  • цивилизованность
  • инфраструктуру

10. Конъюнктура рынка труда зависит от:

  • уровня развития технической базы
  • демографических факторов
  • развития рынка товаров и жилья
  • все ответы верны

11. Государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы — это:

  • конкуренция на рынке труда
  • инфраструктура рынка труда
  • рыночный механизм рынка труда

12. Наемные работники относятся к следующему элементу рынка труда:

  • субъектам
  • объекта
  • инфраструктура
  • механизм рынка труда

13. Приоритетным направлением в процессе эффективного функционирования современного рынка труда является:

  • гибкость
  • ориентация на внешний рынок труда
  • ориентация на внутренний рынок труда
  • сегментация
  • снижение объемов скрытого рынка труда

14. Механизм рынка труда не включает:

  • спрос и предложение труда
  • цена труда
  • конкуренция
  • выплата пособий по безработице

15. -это:

  • модель рынка труда США
  • японская модель рынка труда
  • шведская модель
  • российская модель рынка труда

16. Рынок труда, ориентированный на внутрифирменное движение работников — это:

  • модель рынка труда США
  • японская модель рынка труда
  • шведская модель
  • российская модель рынка труда

17. Рынок труда представляет собой:

  • систему социально — экономических отношений по найму и оплате
  • безработной части населения, регулируемых трудовыми нормами
  • систему социально — экономических отношений по поводу распределения и перераспределения занятого населения
  • систему социально — экономических отношений по поводу формирования, потребления, распределения и перераспределения рабочей силы, ее найма и оплаты, регулируемых трудовыми нормами и проявляющихся как метод управления трудовыми ресурсами
  • все перечисленные определения правильны

18. Субъектами рынка труда являются:

  • наемные работники, предприниматели (работодатели), государство
  • спрос и предложение рабочей силы
  • занятые и безработные

19. Теория, которая базируется на том, что человек сам определяет количество работы, исходя из того уровня жизни, который обеспечивает ему соответствующая заработная плата-это:

  • кейнсианская теория рынка труда
  • неоклассическая теория рынка труда
  • современная теория рынка труда
  • классическая теория рынка труда

20. На положение кривой предложения рабочей силы в реальной экономической ситуации оказывают воздействие следующие факторы:

  • налоги и дотации
  • доход на одного члена семьи
  • научно — технический прогресс
  • все перечисленные

21. Если доходы предпринимателей увеличатся, то кривая спроса на труд сместится…

  • влево вниз
  • вправо вниз
  • вправо вверх
  • останется в том же положении
  • влево вверх

22. Рынок, ориентированный на законченную профессиональную подготовку (диплом, сертификат, свидетельство):

  • монотонический
  • монопольный
  • внутренний
  • внешний
  • все варианты верны

23. Рынок, где не наблюдается большая текучесть кадров:

  • на внешнем
  • на внутреннем
  • на вторичном

24. Трудовой процесс – это:

  • затраты рабочей силы
  • совокупность последовательных процессов изготовления продукции, сопровождаемых затратами физической и нервной энергии человека
  • совокупность взаимосвязанных технологических и естественных процессов, направленных на изготовление продукции
  • работы, выполняемые на одном станке разными исполнителями.

25. Продолжительность трудового процесса зависит от:

  • трудовых движений
  • меры труда
  • повышение содержательности труда
  • технологического цикла
  • предмет труда.

26. Проектирование трудового процесса целесообразно для:

  • определения затрат рабочей силы
  • выявления содержательности труда
  • установления обоснованных норм труда и расстановки людей на производстве
  • установления меры труда
  • выявления предмета труда.

27. Необходимость гибкого рынка труда объясняется, тем, что …. Закончите предложение.

  • он отвечает потребностям современного производства
  • он позволяет сократить или расширить объем применяемой рабочей силы
  • он сдерживает рост безработицы
  • он предоставляет возможность трудиться и получать доход тем
  • категориям рабочей силы, которые не являются полностью
  • трудоспособными
  • все перечисленное верно

28. Коллективные трудовые процессы характеризуются:

  • взаимодействием и взаимозаменяемостью участников производства
  • ростом заработной платы
  • увеличением затрат рабочего времени
  • коллективной материальной ответственностью за показатели работы
  • увеличением трудоемкости продукции.

29. Организованный рынок труда отличается двумя качественными характеристиками:

  • институализацией
  • структурированием
  • гибкостью
  • открытостью
  • дифференциацией

30. Трудовая активность без формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя) — это:

  • занятость в домашнем хозяйстве
  • наемный труд
  • самозанятость
  • предпринимательство
  • рекрутинг

31. Данный механизм социальной защиты работников в процессе труда предполагает использование систем охраны труда и социальных гарантий на национальном уровне:

  • экономический, правовой
  • социальный
  • политический, правовой
  • социально-правовой
  • механизм социальных гарантий

32. Развитие современных информационных технологий ввело в научный оборот новую категорию:

  • информационный рынок труда
  • пространственный рынок труда
  • коммуникационный рынок труда
  • электронный рынок труда
  • on-line рынок труда

33. Первые биржи труда появились в России:

  • в начале ХХ века
  • в 1990-х годах
  • в годы НЭПа
  • в период индустриализации страны

34. Вся совокупность способностей к труду — это:

  • общие способности
  • первичные способности
  • профессиональные способности

35. Способности к труду выпускников учебных заведений, военнослужащих, подлежащих сокращению, лиц, освобождаемых из мест лишения свободы — это:

  • действующая рабочая сила
  • потенциальная рабочая сила

36. «Только труд создает товар, а в нем – стоимость и потребительная стоимость. Сам труд стоимости не имеет и выступает мерилом стоимости создаваемого товара». Данный подход присущ:

  • сторонникам теории трудовой стоимости
  • приверженцам теории факторов производства

37. К рынку труда в полном виде относятся данные стадии воспроизводства рабочей силы (2 ответа):

  • формирование рабочей силы
  • распределение рабочей силы
  • обмен рабочей силы
  • использование рабочей силы

38. Совокупность социально-трудовых отношений по поводу условий занятости, условий использования работников в общественном производстве представляет:

  • рынок труда в узком смысле
  • рынок труда в широком смысле
  • рынок трудовых ресурсов

39. Система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда – заработной платы — это:

  • рынок труда в узком смысле
  • рынок труда в широком смысле
  • рынок рабочей силы в узком смысле
  • рынок трудовых ресурсов

40. Социально-трудовые отношения по поводу поддержания, переподготовки и включения в процесс труда рабочей силы безработных — это:

  • рынок труда в узком смысле
  • рынок труда в широком смысле
  • рынок рабочей силы в узком смысле
  • рынок трудовых ресурсов

41. Социально-трудовые отношения по поводу формирования и предстоящего использования трудового резерва или его части на рыночных принципах на основе действия закона спроса и предложения — это:

  • рынок труда в узком смысле
  • рынок труда в широком смысле
  • рынок рабочей силы в узком смысле
  • рынок трудовых ресурсов

42. Защита прав субъектов рынка труда, социально-экономические, законодательные и ролевые, регулирования рынка труда косвенными методами – это функции … Закончите предложение.

  • наемных работников
  • работодателей
  • объединений работодателей
  • объединений работников
  • государства

43. Являются ли субъектами рынка труда занятые индивидуально-трудовой деятельностью:

  • являются
  • не являются

44. Горизонтальная и вертикальная виды мобильности лежат в основе этого вида общенационального рынка труда:

  • рынок труда, ориентированный на территориальное движение рабочей силы

45. Структура этого элемента рынка труда включает спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию:

  • конкуренция на рынке труда
  • механизм рынка труда
  • инфраструктура рынка труда
  • социально-экономический механизм рынка труда
  • сегментирование рынка труда

46. Данный вид рынка труда решает задачи обеспечения процесса передачи специфических знаний и внутрифирменного опыта от старых новым работникам и предотвращение утечки накопленных знаний и опыта за пределы фирмы:

  • рынок труда, ориентированный на территориальное движение рабочей силы
  • рынок труда, ориентированный на внутрифирменное движение работников
  1. Для этой модели рынка труда характерно патерналистское отношение руководителей компании к персоналу:
  • японская
  • шведская
  • американская
  • российская
  1. В данной модели рынка труда государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги, особенно в тех регионах, где экономика находится в депрессивном состоянии:
  • японская
  • шведская
  • американская
  • российская
  1. По критерию стабильности социально-трудовых отношений рынок труда делится на секторы:
  1. Неравномерность протекания НТП в различных отраслях и видах деятельности; циклическое развитие производства; дискриминация при приеме и увольнении с работы – причины, которые обуславливают такое деление рынка труда на сегменты:
  • ядро, периферия и безработные
  • контролируемый и неконтролируемый
  • официальный и неофициальный скрытый рынок труда

51. По степени государственного воздействия на рынок труда выделяют следующие сегменты:

  • ядро, периферия и безработные
  • контролируемый и неконтролируемый
  • официальный и неофициальный скрытый рынок труда
  • рынок труда женщин, молодежи, пожилых людей, инвалидов

52. Спрос с учетом прогноза развития предприятия, фирмы или экономики в целом — это:

  • потенциальный спрос на рабочую силу
  • нереализованный, неудовлетворенный спрос
  • скрытый спросКоличество эффективных рабочих мест, оставшихся свободными — это:
  • потенциальный спрос на рабочую силу
  • нереализованный, неудовлетворенный спрос
  • скрытый спрос
  • удовлетворенный спрос на рабочую силу

53. Целенаправленные действия, оказывающие влияние на подбор, расстановку, обучение и оценку деятельности, движение кадров организаций и предприятий, территории, региона — это:

  • управление человеческим капиталом
  • управление трудом
  • управление трудовыми ресурсами
  • управление занятостью
  • управление безработицей

54. Периодом окончательного утверждения системы социального партнерства является:

  • конец ХIХ – начало ХХ века
  • 20-е годы ХХ столетия, после образования МОТ
  • 60-е годы ХХ столетия

55. Определяющее условие возникновения социального партнерства:

  • усиление социальной роли государства
  • наличие 2-х субъектов (наемных работников и работодателей), интересы которых не совпадают в социально-трудовой сфере
  • возникновение профсоюзов
  • создание институтов гражданского общества
  • все перечисленное

56. Функции государства в регулировании трудовых отношений между работниками и работодателями: (2 ответа)

  • не вмешиваться
  • обеспечить создание правовой базы регулирования трудовых отношений
  • выступить гарантом выплаты минимальной заработной платы
  • выступить арбитром в случае возникновения конфликтов между наемными работниками и работодателями

57. Забастовкой считается: (2 ответа)

  • единоличное прекращение работы
  • работа приостановлена всем коллективом
  • работа прекращается частью коллектива

58. Работодатель приостанавливает работу — это:

  • локаут
  • простой
  • забастовка
  • стачка

59. Субъектами социального партнерства выступают:

  • работники (профсоюзы)
  • работодатели
  • государство
  • все перечисленное

60. Правовой базой социального партнерства не является:

  • конвенции МОТ
  • рекомендации МОТ
  • национальное законодательство
  • налоговый кодекс

61. Коллективная организация, объединяющих наемных работников с целью улучшения условий их занятости, представления их интересов — это:

  • профсоюз
  • трудовой коллектив
  • съезд работников

62. Цель профсоюзов – рост зарплаты членов профсоюза. Она не достигается путем:

  • повышения спроса на труд
  • сокращения предложения труда
  • реализации монопольной власти
  • снижения спроса на труд

63. Характерными чертами законной забастовки являются:

  • полнота
  • коллективность
  • согласованность
  • существование профсоюзных требований
  • все перечисленное

64. «Трипартизм» — это сотрудничество между:

  • трудящимися, предпринимателями и государством
  • трудящимися и предпринимателями (или их представителями)
  • профсоюзами и государством

65. Патернализм как тип социально-трудовых отношений характеризуется:

  • значительной ролью государства в социально-трудовых отношениях
  • общей ответственностью и взаимопомощью
  • личной ответственностью человека
  • незаконным ограничением прав субъектов социально-трудовых отношений

66. Тип социально-трудовых отношений, обеспечивающий согласование важнейших социально-трудовых интересов субъектов социально-трудовых отношений — это:

  • социальное партнерство
  • патернализм
  • солидарность
  • конкуренция
  • субсидиарность

67. Российская трехсторонняя комиссия занимается:

  • подготовкой Генерального соглашения
  • заключением Генерального соглашения
  • подготовкой и заключением Генерального соглашения

68. Российская трехстороння комиссия заключает отраслевые (тарифные) соглашения:

69. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателями называется:

  • коллективный договор
  • трудовое соглашение
  • социальное партнерство

70. Социально-трудовые отношения, обеспечивающие оптимальный баланс реализации основных интересов различных социальных групп в рыночном обществе, представляют:

  • механизм регулирования рынка труда
  • механизм управления трудовым потенциалом общества
  • социальное партнерство

71. Содержание социального партнерства включает:

  • совместное рассмотрение и согласование работниками и работодателями
  • социально-трудовой политики на всех уровнях общественного
  • производства на основе повышения эффективности труда
  • выработку критериев социальной справедливости
  • преимущественно переговорно-договорные взаимоотношения между представителями работников и работодателей
  • все перечисленное верно

72. К основным функциям государства как социального партнера относятся (исключить лишнее):

  • формирование правового поля социального партнерства
  • координация действий участников социального диалога
  • участие в разрешение конфликтов в области социально-трудовых отношений
  • участие в финансировании крупных проектов и программ

73. Тип соглашений, определяющий особенности социально-экономической политики на предприятиях, производящих продукцию, имеющую одинаковое экономическое назначение:

  • генеральное
  • территориальное
  • отраслевое
  • профессиональное

74. К формам реализации социального партнерства относятся: — : коллективные договоры и соглашения

  • консультации и переговоры по реализации социально-трудовой политики
  • согласование действий
  • контроль достигнутых договоренностей
  • все ответы верны

75. К методам общественного и государственного регулирования социально-трудовых отношений, рассматриваемых в рамках социального партнерства, не относят:

  • генеральное соглашение
  • отраслевое соглашение
  • коллективный договор
  • приказы, инструкции

76. В систему экономических методов общественного и государственного регулирования социально-трудовых отношений, не включаются:

  • дотации, льготы
  • налоговые льготы
  • прямая финансовая помощь в реализации государственных программ
  • создание специальных служб контроля за выполнением программ

77. Временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора-это:

  • забастовка
  • пассивная забастовка
  • протест
  • стачка

78. Работники могут приступить к проведению забастовки в случае (выбрать 3 НЕ верных варианта ответа):

  • уклонения работодателя от создания трудового арбитража
  • отказа работодателя от выполнения рекомендаций трудового арбитража
  • уклонения работодателя от создания комиссии по решению проблем
  • если примирительные процедуры не привели к разрешению трудового спора
  • если работодатель уклоняется от примирительных процедур
  • отказа от предоставления помещения для работы профсоюзной организации
  • если деятельность руководства предприятия не приводит к достижению
  • целей социального развития трудового коллектива

79. Ограничениями на проведение забастовок являются (4 варианта ответа):

  • организация является государственным учебным заведением
  • периоды введения военного или чрезвычайного положения
  • в органах государственной власти
  • если предприятие по законодательству РФ признается малым предприятием
  • в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения
  • если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей
  • кризисное состояние хозяйствующего субъекта
  • в организациях, где превалируют в общей численности работающих социально незащищенные группы населения (инвалиды, молодежь, пенсионеры и др.)

80. Виды препятствий к проведению забастовки (выбрать3 верных варианта ответа):

  • увольнение лидеров профсоюзного движения на предприятии
  • не предоставление помещения для проведения собраний или конференций
  • физическое воспрепятствование (вызов охраны, блокировка входа и выхода)
  • продажа предприятия другим собственникам
  • психологическое (угрозы, запугивание, шантаж)
  • информирование работающих на предприятии о результатах его деятельности
  • проведение пассивной забастовки
  • увольнение активной части работников предприятия к проведению забастовки

81. Работники обязаны предупреждать работодателя о готовящейся забастовке (выбрать 2 Верных варианта ответа):

  • через переговоры, вывешивание транспарантов, плакатов и т.д
  • в письменной форме, не позднее чем за три рабочих дня о начале часовой предупредительной забастовки
  • не позднее чем за десять календарных дней о предстоящей основной забастовке
  • в письменной форме не позднее, чем за неделю о начале часовой
  • предупредительной забастовки
  • не позднее, чем за десять рабочих дней о предстоящей основной забастовке

82. В соответствии с Трудовым кодексом РФ установлены временные рамки для проведения забастовки. Забастовка не может быть начата:

  • позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки
  • позднее месяца со дня принятия решения об объявлении забастовки
  • позднее трех месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки
  • позднее двух недель со дня принятия решения об объявлении забастовки

83. Понятие «социальное партнерство» в современной России вошло в правовое употребление, когда в ноябре … года был издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Заполните пропуск.

  • 1995 год
  • 1996 год
  • 1991 год
  • 1992 год
  • 1990 год
  • 2001 год

84. Социальное партнерство может быть (выбрать 2 Верных варианта ответа):

  • двусторонним
  • трехсторонним
  • односторонним
  • четырехсторонним

85. В случаях, когда нужно согласовать интересы работников и работодателей на территориальном, региональном, отраслевом или общенациональном уровне с привлечением представителей государства в лице соответствующих органов, речь идет о:

  • двустороннем социальном партнерстве
  • трехстороннем социальном партнерстве
  • одностороннем социальном партнерстве
  • четырехстороннем социальном партнерстве

86. В первичном звене трудовых отношений и социального партнерства имеет место (может иметь место):

  • двустороннее социальное партнерство
  • трехстороннее социальное партнерство
  • одностороннее социальное партнерство
  • четырехстороннее социальное партнерство

87. Субъект социального партнерства, который определяет правовое положение социальных партнеров, является социальным партнером коллективного соглашения на федеральном уровне, контролирует соблюдение достигнутых трехсторонних договоренностей — это:

  • Президент Российской Федерации
  • государство
  • общероссийское объединение работодателей
  • общероссийское объединение профессиональных союзов
  • трудовые коллективы
  • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

88. Некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления — это:

  • профсоюз работодателей
  • объединение работодателей
  • первичная профсоюзная организация
  • партнерство работодателей

89. Процесс, осуществляемый предпринимателем, группой предпринимателей это:

  • дебаты
  • социальное партнерство
  • коллективные переговоры
  • предзабастовочный этап переговоров
  1. Способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон, субъектов в целях согласованного регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений — это:
  • регламент коллективных переговоров
  • принципы реализации социального партнерства
  • процедуры осуществления социального партнерства
  • формы социального партнерства

91. На сегодняшний день в России существуют два основных закона, закрепивших права профсоюзов:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11
  • марта 1992 г. № 2490-1
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ
  • Конституция РФ
  • Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 — 2007 годы» от 29.12.2004

92. Свою основную функцию и цель — представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов своих членов – профессиональный союз реализует и достигает посредством (выбрать 2 Верных варианта ответа):

  • участия в разработке Генерального соглашения
  • заключения коллективного договора
  • заключения отраслевого тарифного соглашения
  • контроля реализации коллективного договора
  • проведения забастовок
  • создания различных комитетов, комиссий

93. Место человека в экономических отношениях в первую очередь характеризует:

  • его роль в процессе труда
  • его положение в отношениях собственности
  • его участие в бизнесе
  • все ответы верны

94. Важнейшая экономическая роль человека – это:

  • его участие в бизнесе;
  • его положение в обществе;
  • его участие в процессе труда;
  • его положение в отношениях распределения произведенного в обществе продукта.

95. Структурные составляющие в системе социально-трудовых отношений (СТО) определяют (уберите неправильный ответ):

  • субъекты и уровни СТО
  • предметы СТО и их структура
  • принципы и типы СТО
  • объекты СТО

96. Субъектом социально-трудовых отношений может быть:

  • организация
  • юридическое лицо
  • индивидуум
  • нет верного ответа

97. Предпринимательскую деятельность принято считать одной из важнейших форм участия человека в:

98. Человек является участником отношений … Закончите предложение.

  • распределения и потребления
  • распределения и продвижения
  • потребления и продвижения
  • нет верного ответа

99. Сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу называется:

  • рынок
  • бизнес
  • рынок труда

100. Объективной характеристикой трудовой деятельности человека не является:

101. Оценка трудовой деятельности характеризуется степенью соответствия и определяется:

  • трудовой дисциплины
  • квалификации
  • договорной дисциплины
  • все ответы верны

102. Социально-трудовые отношения – это:

  • отношения между трудом и обществом;
  • взаимозависимость субъектов в процессе труда;
  • взаимодействие субъектов в процессе труда;
  • взаимозависимость и взаимодействие субъектов в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

103. Составляющая, которая в системе социально-трудовых отношений не является структурной – это:

  • разделение труда;
  • субъекты и уровни социально-трудовых отношений;
  • принципы и типы социально-трудовых отношений;
  • предметы социально-трудовых отношений.

104. Наемный работник является:

  • объектом социально-трудовых отношений;
  • субъектом социально-трудовых отношений;
  • предметом социально-трудовых отношений.

105. Предельным случаем обострения социально-трудовых отношений называется:

  • патернализм
  • дискриминация
  • конфликт
  • субсидиарность

106. Предложение труда напрямую зависит от:

  • уровня оплаты труда
  • конкурентоспособности фирмы
  • престижа фирмы
  • характера работ

107. Человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или нескольких лиц, называется:

  • государство;
  • работодатель;
  • наемный работник;
  • бизнесмен.

108. Трудовые отношения могут иметь следующие уровни:

  • индивидуальный
  • групповой
  • смешанный
  • все ответы верны
  1. Социально-трудовые отношения не могут иметь:
  • простой уровень;
  • групповой уровень;
  • смешанный уровень;
  • индивидуальный уровень.
  1. Уровень, который описывает взаимосвязь между работником и государством, работодателем и государством называется:
  • простой;
  • групповой;
  • смешанный;
  • индивидуальный.
  1. Уровень, описывающий взаимосвязь между работником и работником, работником и работодателем принято называть:
  • простой;
  • групповой;
  • смешанный;
  • индивидуальный.
  1. Уровень, позволяющий описать взаимосвязь между объединениями работников, называют:
  • простой;
  • групповой;
  • смешанный;
  • индивидуальный.

113. Блок, не являющийся предметом в социально-трудовых отношений — это:

  • социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;
  • социально-трудовые отношения безработицы;
  • социально-трудовые отношения занятости;
  • социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд.

114. Довлеющая роль государства в социально-трудовых отношениях, формирующая особый тип социально-трудовых отношений – это:

  • солидарность;
  • патернализм;
  • социальное партнерство;
  • субсидиарность;
  • дискриминация;
  • конфликт.

115. Тип отношений, выработанный человечеством в процессе его развития, предполагающий совместную ответственность людей — это:

  • солидарность;
  • патернализм;
  • социальное партнерство;
  • субсидиарность;
  • дискриминация;
  • конфликт.

116. Согласование важнейших социально-трудовых интересов между работодателями и работниками на основе сотрудничества формирует тип, называемый:

  • солидарность;
  • патернализм;
  • социальное партнерство;
  • субсидиарность;
  • дискриминация;
  • конфликт.

117. Тип социально-трудовых отношений, предполагающий как основу стремление человека к самоответственности, самореализации и отсутствие стремления к перенесению ответственности на общество — это:

  • солидарность;
  • патернализм;
  • социальное партнерство;
  • субсидиарность;
  • дискриминация;
  • конфликт.

118. Предельный случай обострения противоречий в социально-трудовых отношениях характеризует:

  • солидарность;
  • патернализм;
  • социальное партнерство;
  • субсидиарность;
  • дискриминация;
  • конфликт.

119. Произвольное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений относится к типу:

  • солидарность;
  • патернализм;
  • социальное партнерство;
  • субсидиарность;
  • дискриминация;
  • конфликт.

120. Сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу называется:

  • рынком земли;
  • рынком труда;
  • рынком капитала;
  • рынком ценных бумаг.

121. Предложение труда напрямую зависит от:

  • цен на товары и услуги;
  • банковского процента;
  • уровня оплаты труда;
  • стоимости земли.