Бюджетным профицитом называется превышение доходов бюджета над его расходами. Это сравнительно редкое явление, которое имеет место только при наличии ряда благоприятных внутренних и
внешних условий развития национальной экономи ки. Гораздо более частое явление - это бюджетный дефицит, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит может возник-нуть в результате экономической политики государ-ства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами: сократить (секвестировать) бюджетные расходы, изыскать дополнительные источники доходов, организовать эмиссию денег, взять заем у населения или других государств и международных финансовых организаций.
Этап 1: Предложения по потолочным расходам
Все предложения Риксдагу должны рассматриваться одним из 15 парламентских комитетов, прежде чем члены Риксдага принимают решение в Палате. Когда комитеты готовят решение относительно предельных уровней для 27 областей расходов, Комитет по финансам играет центральную роль.
Другие парламентские комитеты отвечают за конкретные области расходов. Затем они представляют свои взгляды на правительственные и оппозиционные партии «предлагаемые потолки» Комитету по финансам. Эти взгляды известны как высказывания мнения. Комитеты также могут предлагать, чтобы область расходов получала больше или меньше денег или чтобы деньги распределялись по-разному между различными областями расходов. Предложения комитетов также могут влиять на размер доходов центрального правительства.
Сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами называется государственным долгом. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприятиям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, организациям и правительствам других стран). По срокам погашения различают долг краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).
Предполагаемые потолочные расходы Комитета по финансам
После того как все комитеты представили свои предложения, Комитет по финансам рассматривает эти предложения и использует их в качестве основы для представления общего предложения по потолкам для бюджета центрального правительства и областей расходов. Это предложение представлено в виде доклада комитета.
С его решением Риксдаг определяет. Потолок расходов на каждый из следующих трех лет; общие расходы на следующий бюджетный год; сколько денег каждая область расходов получит в следующем бюджетном году; изменения в налогах и сборах в следующем бюджетном году; оценка поступлений центрального правительства на следующий бюджетный год. Затем остается задача определить распределение расходов в каждой области расходов. Это рассматривается на втором этапе бюджетного процесса.
Редко когда государству удается из текущих бюджетных доходов полностью в срок погашать государственные займы и выплачивать по ним проценты. Поэтому правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают к новым займам, покрывая старые долги, но делая таким образом новые. В результате государственный долг растет в разных странах раз-личными темпами. Наиболее тяжелыми для поташе ния считаются краткосрочные долги, по которым приходится в течение короткого времени выплачи-
Комитеты могут перераспределять деньги
На втором этапе бюджетного процесса различные парламентские комитеты рассматривают предложения правительства и оппозиционных партий относительно того, как деньги будут распределяться в каждой области расходов. Отдельный отчет составляется для каждой области расходов. Другими словами, область расходов не может быть разделена между несколькими комитетами или будет предметом различных решений. Комитеты могут устанавливать разные приоритеты по сравнению с представленными правительством и могут перераспределять деньги между различными ассигнованиями в области расходов, но они не могут представить никаких предложений, которые приведут к превышению потолков, определенных на первом этапе бюджетного процесса.
вать основную сумму с высокими процентами. Вот почему государственные органы стараются консолидировать краткосрочную, а часто и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь выплатой ежегодных процентов. В ряде стран в государственных органах существуют специальные структурные подразделения, которые отвечают за погашение и консолидацию старых долгов, а также за привлечение новых займов. Однако консолидация внешнего долга возможна только с согласия кредиторов. Последние создают специальные организации-клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять международные финансовые обязательства. Наиболее известными являются Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) по отсрочке выплат, а в ряде случаев - частично списывали их государственные долги.
Любые увеличения должны финансироваться за счет эквивалентного сокращения в другом месте. Члены комитета, чье мнение отличается от мнения большинства, не могут подавать встречные предложения, связанные с увеличением потолка расходов, уже установленного Риксдагом.
Комитет может решить, что в определенной области расходов требуется больше денег, а потолок необходимо увеличить. Ситуация может, например, измениться с тех пор, как был определен потолок расходов. В такой ситуации потолок расходов может быть увеличен только после принятия решения Риксдагом по предложению Комитета по финансам. Затем Комитет по финансам может изучить вопрос о том, следует ли сократить потолок расходов в пределах другой области расходов. Комитету по финансам и Риксдагу всегда приходится решать, как предлагаемое увеличение расходов должно финансироваться.
15. Налоги, их виды и функции
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспе-чивают до 9/ 10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств.
После принятия всех решений Риксдаг собирает окончательный бюджет центрального правительства на предстоящий год и передает его правительству за несколько дней до Рождества. Является ли накопление дефицита каждого года. Когда доход превышает расходы, он создает профицит бюджета. Сальдо вычитается из долга.
Дефицит и задолженность различны
Как Дефицит влияет на долг
Когда бэби-бумеры уйдут на пенсию, они будут изымать больше средств социального страхования, чем заменены. Затем эти пособия будут выплачиваться из общего фонда. Это означает, что либо другие программы должны быть сокращены, налоги должны быть повышены, либо выгоды должны быть снижены.В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.
Фискальная функция налогов заключается в том что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д.
Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства.
Как национальный долг влияет на дефицит?
К сожалению, законодатели не договорились о эффективном плане выполнения обязательств по социальному обеспечению. Долг влияет на дефицит тремя способами. Во-первых, долг дает лучший признак истинного дефицита каждый год. Вы можете более точно оценить дефицит, сравнив долг каждого года с долгами прошлого года.
Это связано с тем, что дефицит, как сообщается в каждом году, не включает в себя всю сумму задолженности. Во-вторых, проценты по долгам добавляются к дефициту каждый год. Около 5 процентов бюджета направлено на выплату процентов по процентам. По мере улучшения экономики процентные ставки повысились с мая, что станет четвертым по величине элементом бюджета.
Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровне между сферами хозяйства и различными группами населения.
Некоторые ученые-экономисты объединяют регулирующую и распределительную функции налогов в одну общую функцию - экономическую.
В конечном итоге результирующая задолженность очень вредна для экономики. Во-первых, это связано с более высокими процентными ставками. У правительства может возникнуть соблазн позволить осенью. Это означает, что погашение долга будет в более дешевых долларах. В этом случае иностранные правительства и инвесторы будут менее склонны покупать казначейские облигации. Это еще больше повышает процентные ставки.
Самая большая опасность от долгов - это социальное обеспечение. Не только могут быть повышены налоги, что замедлит экономику, но кредит из Целевого фонда социального страхования прекратится. Все больше и больше расходов правительства должны быть направлены на оплату этого. Государственный бюджет штата Висконсин и финансовые данные, представленные здесь, исходят из разных лет, потому что государства и федеральное правительство сообщают и публикуют информацию в разное время. Разделы ниже для получения дополнительной информации по следующим темам.
Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.
Субъектом налога, или налогоплательщиком, называется физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог.
Федеральная помощь государственному бюджету
Следующие термины используются для описания финансов государства. Около 1 процента общих государственных сборов штата Висконсин поступало от подоходного налога. Федеральная помощь варьируется от штата к штату. В приведенной ниже таблице указано, какая доля общих доходов Висконсина поступает от федерального правительства в цифрах из окружающих государств, для дополнительного контекста.
Цифры для всех столбцов, кроме «Население» и «Расходы на душу населения», представлены в миллионах долларов. Цифры в столбцах с надписью «Население» и «Расходы на душу населения» не были сокращены. Государственные расходы в штате Висконсин можно разделить по функциям. Цифры отображаются в процентах, указывая долю общего бюджета, расходуемого на каждую категорию.
Объект налога - это предмет (доход имущество, товар), подлежащий налогообложению. Часто название налога является производным от его объекта (например, земельный налог).
Под источником налога понимается доход субьекта налога (зарплата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Иногда источник и объект налога могут совпадать (например, налог на прибыль).
В приведенной ниже таблице указаны тенденции расходов в Висконсине в предыдущие годы. Государственный долг относится к любой задолженности, принадлежащей государству. Долг может включать любые финансовые обязательства, которые государство не выплатило, такие как облигации, выпущенные правительствами штатов, деньги, заимствованные правительством штата, которые не были погашены, или пособия после выхода на пенсию, обещанные государственным служащим. Это занимает 16-е место в штате Висконсин среди государств в долгах и 17-е место в расчете на душу населения.
Единицей обложения является единица измерения объекта налога (по земельному налогу такой единицей может быть, например, гектар).
Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.
Налоговым окладом называется сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.
Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
В широком смысле здоровая экономика, как правило, имеет «стабильные и сильные темпы экономического роста» и низкий уровень безработицы среди многих других факторов. Экономическое здоровье государства может существенно повлиять на его расходы на здравоохранение, страховое покрытие, доступ к медицинской помощи и физическое и психическое здоровье граждан. Например, во время экономических спадов работодатели могут уменьшить страховое покрытие для сотрудников, в то время как уволенные могут Люди также склонны тратить меньше средств на неотложную помощь или откладывают посещение врача, когда время тяжелое.
Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги - это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).
Кроме того, социально-экономический статус человека оказывает глубокое влияние на их доступ к уходу и качество получаемой помощи. Многие факторы должны рассматриваться вместе, чтобы оценить состояние экономического здоровья. Висконсин является одним из 44 государств, в которых у губернатора есть право вето.
Агентства, офисы и комитеты
Губернатору конституционно требуется представить сбалансированный бюджет. Кроме того, законодательному органу конституционно требуется сбалансированный бюджет.
Бюджетные и финансовые меры
Примечание. Из-за характера процесса сортировки, используемого для создания этого списка, некоторые результаты могут не иметь отношения к теме. Если никакие счета не отображаются ниже, в законодательстве недавно не было введено законодательство, касающееся этой темы.Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т. е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.
Сегодняшнее сообщение объясняет, как прогнозируемые недостатки будут накапливаться со временем, если действующие законы останутся в целом неизменными, что приведет к росту федерального долга быстрее, чем экономика, и обсудит последствия такого большого и растущего федерального долга.
Задолженность общественности представляет собой сумму, которую федеральное правительство заимствовало на финансовых рынках для оплаты своих операций и деятельности. Если определенная комбинация федеральных расходов и доходов должна быть устойчивой с течением времени, долг, удерживаемый общественностью, в конечном итоге должен расти не быстрее, чем экономика. Если долги продолжали расти по отношению к валовому внутреннему продукту, в какой-то момент инвесторы начнут сомневаться в готовности или способности правительства погасить свои обязательства.
По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные, направляемые государством только на заранее определенные цели.
В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.
Такие сомнения сделали бы более дорогостоящим для правительства занятие денег, что потребовало бы сокращения расходов, увеличения налогов или некоторой комбинации этих двух подходов. По этой причине величина федерального долга, принадлежащего общественности относительно годового объема производства в стране, является важным барометром финансового положения правительства.
Какие последствия имели бы большой и растущий федеральный долг?
В конечном итоге эта траектория будет неустойчивой. Как долго нация сможет поддерживать такой рост в федеральном долге, невозможно предсказать с уверенностью. В какой-то момент инвесторы начнут сомневаться в готовности или способности правительства оплачивать свои долговые обязательства, что потребует от правительства платить гораздо более высокие процентные расходы для заимствования денег.
Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода - на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.
Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую став ку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конеч-ном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.
В Российской Федерации формирование современной налоговой системы после 1991 г. шло в сложных условиях экономического спада, инфляции и кризиса государственных финансов. В 1992 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ.
Как и в большинстве крупных государств, в РФ действует трехуровневая система налогообложения.
Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономных областей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот.
Третий уровень - это местные налоги, т. е. налоги городов, поселков и т. п. Они устанавливаются местными представительными органами власти. Причем представительные органы власти Москвы и Санкт-
Петербурга имеют право устанавливать как местные налоги, так и налоги субъекта Федерации.
Недостатки современной системы налогообложения в РФ очевидны: большое количество налогов и сложность их подсчета, высокий уровень налогообложения, а также постоянные изменения в налоговом законодательстве. С целью устранения этих недостатков в настоящее время федеральные органы власти пытаются провести налоговую реформу в стране.
16. Мировая экономика. Россия в системе мировых экономических связей
Мировой экономикой называют систему национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, а также торговыми, производственными и другими многообразными нормами экономических связей.
Становление мировой экономики прошло длительный путь. Исторически первой формой международных экономических связей была торговля. Ее объективной основой явилось общественное разделение труда, которое перешагнуло рамки национальных границ и вышло на международный уровень.
Международное разделение труда представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми они обмениваются между собой. Международное разделение труда зародилось в мануфактурный период развития капитализма. При этом основной формой его реализации в это время были двухсторонние и трехсторонние внешнеторговые связи. В эпоху промышленного переворота взаимосвязанность национальных хозяйств возросла, произошло их втягивание в мировой рынок. Особенностью международного разделения труда в конце XIX - первой половине XX в. стала монокультурная специализация целой группы стран (колониальных и зависимых), т. е. закрепление их в качестве поставщиков одного или нескольких товаров, главным образом сырьевых или энергетических.
По мере развития промышленности и углубления технологической специализации в сфере производства международное разделение труда приобрело современные формы. Сегодня основными формами мировых экономических связей являются: международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, межгосударственная интеграция в сфере производства, миграция рабочей силы, обмен в области науки и техники, валютно-кредитные отношения. Соответственно этому структура мирового рынка состоит из следующих элементов:
1) мировой рынок товаров и услуг;
2) мировой рынок капиталов;
3) мировой рынок рабочей силы;
4) мировой финансовый рынок. Современный мировой рынок представляет собой
целостную систему торговых и финансово-экономических связей между национальными хозяйствами. На этом рынке формируются и действуют мировые цены.
Международная торговля включает в себя два взаимосвязанных процесса: экспорт и импорт. Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта для конкретной страны определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой в ней ниже мировых. При импорте (ввозе) товаров страна приобретает те товары, производство которых в настоящее время ей экономически невыгодно. Общая величина экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот (сальдо) с другими странами.
Исторически существуют различные формы государственной защиты национальных интересов на ми-
ровых рынках. В XV-XVIII вв., когда основной господствующей экономической теорией был меркантилизм, государства всячески стимулировали экспорт и сдерживали импорт, прежде всего путем введения таможенных пошлин. Таможенная пошлина представляет собой налог, который взимается при пересечении товаром таможенной границы и, следовательно, повышает цену импортируемого товара. Однако протекционизм неизбежно ведет к сокращению объемов внешней торговли и самоизоляции страны. Вот почему в период промышленной революции многие страны пришли к идее свободной торговли - фритредерству (от англ. free trade - свободная торговля). Они стали открывать свои внутренние рынки для иностранных товаров, капиталов и рабочей силы, с тем чтобы усилить конкуренцию на внутреннем рынке.
Однако неустойчивость в мировой торговле и мировые экономические кризисы XX в. заставили многие страны возродить политику протекционизма. Сегодня большинство государств в своей внешнеэкономической политике сочетают и либеральные идеи свободной торговли, и протекционизм, используя не только таможенные тарифы, но и нетарифные меры. К последним относятся лицензии, квоты, стандарты, маркировка и др. Широко распространены в мировой практике и свободные экономические зоны. Для регулирования отношений между странами в сфере международной торговли создана Всемирная торговая организация (ВТО), в которой наша страна с 1992 г. имеет статус наблюдателя.
Экономические реформы, проводившиеся в России с 1991 г., привели к интеграции России в систему мировых экономических связей. Однако нынешнее положение страны в системе международного разделения труда сложно и противоречиво. Воспроизводящая производственная структура в процессе реформ практически была разрушена. Огромных размеров достигла миграция из страны высококвалифицированной рабочей силы. Перерабатывающие отрасли не выдержали конкуренции с хлынувшей на рынок продукцией импортной промышленности. За страной практически закрепился статус сырьевой державы, поставляющей на международный рынок дешевые газ, нефть, лес, рыбу, меха и другую сырьевую продукцию. В экспорте России в страны дальнего зарубежья преобладают минеральные продукты (40,2%), металлы, драгоценные камни и изделия из них (31,7%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (5,5%); в импорте из этих стран - машины, оборудование, транспортные средства (39,4%) и продовольственные товары (26,6%), которые нередко имеют низкое качество и небезвредны для здоровья населения.
Кризис 1998 г. и последовавшая за ним девальвация рубля позволили российским предприятиям на некоторое время вытеснить с рынка иностранные товары, однако экономисты отмечают, что данный эффект постепенно сходит на нет. В настоящее время перед страной стоит задача восстановления производства, его технологическое перевооружение с целью выпуска таких товаров, которые были бы конкурент-носпособны как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
17. Рынок труда. Занятость и безработица
Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения, в основном исполняя роль покупателя. Однако покупателем на рынке может стать только тот, кто, в свою очередь, способен предложить на продажу пользующийся спросом товар и получить за него деньги. Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие материальные блага, то он может продать на рынке в каче-
стве товара свою способность трудиться, т. е. рабочую силу. Для торговли рабочей силой существует особый рынок - рынок труда.
Рынком труда называют общественные механизмы, при помощи которых одни члены общества - работники - имеют возможность найти работу, соответствующую их способностям, знаниям и умениям, а другие - работодатели, могут нанять именно тех работников, которые им необходимы.
На рынке труда продается и покупается особый товар, называемый рабочей силой. Рабочая сила - это физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды, работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
Как на других рынках, процессы, происходящие на рынке труда, регулируются законом спроса и предложения: работники предлагают свою рабочую силу за плату, которую они хотели бы получить, а работодатели обозначают свой спрос на необходимую им рабочую силу и ту цену, которую они готовы за нее заплатить. Таким образом, на рынке труда, как и на иных рынках, имеются предложение, спрос и цена - заработная плата.
Заработная плата - это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение определенного времени.
Объем предложения рабочей силы на рынке бывает разным и может определяться разнообразными факторами: удаленностью предполагаемого рабочего места, налоговой системой, социальными льготами и, конечно, заработной платой. Чем выше заработная плата, которую требуют работники за свой труд, тем меньшее их число смогут нанять работодатели, и, наоборот, чем меньше заработная плата, предлагаемая работодателями, тем меньшее количество людей готово выполнять требуемую работу. Объем спроса на рабочую силу определяется потребностями работодателей, оснащением производства и общими потребностями экономики в целом. На пересечении интересов работников и работодателей образуется равновесная цена товара, называемого рабочей силой, т. е. зарплата. Она является показателем того, что число людей, готовых заниматься определенной работой, и число мест, предоставляемых работодателем, совпадают.
Минимальная цена рабочей силы определяется прожиточным минимумом. Прожиточный минимум - это такой уровень доходов, который нужен работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимум - это нижняя граница заработной платы.
Заработная плата может выплачиваться работнику в нескольких формах:
1. Повременная заработная плата представляет собой такой метод оплаты труда, при котором размер заработной платы прямо пропорционально зависит от количества часов, отработанных работником.
2. Сдельная заработная плата представляет собой такой метод оплаты труда, при котором размер заработной платы зависит от количества выполненных работ или произведенных работником товаров.
3. Смешанная форма зарплаты представляет собой метод оплаты труда, сочетающий элементы и повременной и сдельной оплаты. Подобная форма оплаты труда сегодня является одной из наиболее популярных. При ней размер заработной платы зависит не только от количества отработанного работником времени, но и от личного вклада последнего в дело, от успехов и доходов всей фирмы в целом.
Различают номинальную заработную плату и реальную. Номинальная заработная плата - это то вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег. Реальная зарплата - это сумма жизненных благ, которую можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги.
Те, кому работодатели предоставляют возможность трудиться, называются занятыми. Те, кто не смог найти работу, - безработными.
Безработицей называется такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.
В экономической науке существует много различных теорий о том, от чего зависит безработица. При их анализе можно выделить три основные точки зрения на данный вопрос:
1) причиной безработицы является слишком высокая заработная плата;
2) причиной безработицы является слишком низкий спрос;
3) безработица предопределена негибкостью, характерной для рынка труда; такая негибкость затрудняет установление необходимого соотношения между спросом и предложением.
Первое объяснение причин безработицы иногда еще называют «классическим». Оно доминировало в экономической науке до появления работ Дж. Кейн-са. Согласно сторонникам этой точки зрения, причиной безработицы являются завышенные требования самих работников, предъявляемые к работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. При подобной ситуации какой-либо специальной экономической политики вести не требуется, поскольку, как утверждают классические экономисты, безработица в данном случае является добровольной: наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.
В 30-е гг. XX в., в период мирового экономического кризиса, ошибочность подобной позиции стала очевидна. Утверждать, что безработица не представляет собой серьезной проблемы или что она является добровольным выбором наемных работников, было уже невозможно. Поэтому господству взглядов экономистов классической школы пришел конец. Новое объяснение проблемы было предложено Дж. Кейн-сом. Согласно взглядам Кейнса, объемом производства в обществе управляет так называемый совокупный спрос; он же определяет и спрос на рабочую силу. Следовательно, рассуждает Кейнс, безработица возникает из-за недостаточного спроса. Кейнс утверждал, что традиционная политика невмешательства государства в решение проблемы безработицы является неэффективной. Он доказывал, что государство должно бороться с безработицей при помощи активной финансовой политики. Повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем совокупного спроса в экономике. Это приведет к увеличению спроса на рабочую силу и снизит уровень безработицы в обществе.
Третье объяснение причин безработицы сводится к тезису о том, что безработица является следствием негибкости, характерной для рынка труда. В основном сторонники этой точки зрения в своих выводах опираются на данные статистики. Согласно этим данным, на рынке постоянно происходит, с одной стороны, появление свободных рабочих мест, и с другой стороны, приток рабочей силы. Предложение постоянно изменяется: кто-то находит работу, кто-то теряет, кто-то меняет свой социальный статус и становится пенсионером. Постоянно совершенствуются и требования, предъявляемые к квалификации людей, ищущих работу. Поэтому далеко не всегда наличие
свободных рабочих мест может привести к уменьшению числа безработных. Таким образом, наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места. Если говорить еще конкретнее, то на практике существует не единый рынок труда, а совокупность различных специализированных рынков той или иной профессии. Поэтому на практике часто оказывается, что свободные места, существующие на каком-либо специализированном рынке труда, объективно не могут быть заполнены людьми, ищущими работу, в силу того, что последние просто не имеют необходимого образования.
Согласно этой точке зрения, и свободные места, и безработица существуют постоянно. Причем это могут быть различные виды безработицы:
а) структурная - такой вид безработицы, при котором трудоустройство является невозможным из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы и не существует средств, способных изменить данное положение;
б) фрикционная - такой вид безработицы, при котором уволенный работник сталкивается с необходимостью найти свободное место для работы по своей специальности;
в) застойная - такой вид безработицы, при котором работники сталкиваются с невозможностью найти работу из-за того, что регион, в котором они проживают, поражен экономическим кризисом. В этом случае происходит сокращение общего количества рабочих мест, и единственным выходом для работников является, как правило, переезд на новое место
жительства;
г) скрытая - такой вид безработицы, при котором работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства по своей основной специальности.
Экономисты предлагают целый ряд мер, способных смягчить проблему безработицы. Во-первых, государство должно позаботиться о создании в стране достаточно гибкой системы образования, которая была бы способна быстро реагировать на изменения в структуре спроса на рынке труда. Это касается как начального, так и высшего образования, а также системы переквалификации и переподготовки тех работников, которым реально грозит безработица. Во-вторых, большую помощь в борьбе с безработицей может оказать хорошо поставленная информационная служба, в задачу которой входит информирование работников о наличии вакансий и работодателей об имеющихся предложениях рабочей силы. Наконец, стоит учитывать и фактор географической мобильности, т. е. склонность людей перебираться в те места, где есть работа. Государство должно поощрять подобные переезды и помогать переезжающим людям обустраиваться на новом месте. С другой стороны, при помощи хорошо продуманной политики государство может обеспечить разумное приближение рабочих мест к безработным, что предотвратит процесс обезлюдевания экономически неблагополучных регионов.
В то же время современная экономическая наука уже пришла к выводу о том, что полное искоренение безработицы невозможно. Более того, стране полезно иметь небольшой, так называемый естественный уровень безработицы. Это помогает поддерживать необходимую конкуренцию на рынке труда, поскольку данный рынок, как и любой другой, в случае, если на нем отсутствует конкуренция, может прийти в состояние застоя. Однако, если безработица в стране превышает естественный уровень, она может стать причиной серьезных социальных конфликтов.
18. Экономическая культура
Происхождение понятия «культура» (от лат colo - обрабатывать, возделывать почву) непосредственно связано с материальным производством земледельческим трудом. На начальных этапах развития человеческого общества это понятие идентифицировалось с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием. Однако последовавшее вскоре размежевание духовной и материально-производственной сфер человеческой деятельности создало иллюзию их полной автономии. Понятие «культура» постепенно стало отождествляться лишь с явлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас. Однако наряду с этим доминирующей точкой зрения является та, согласно которой культура не ограничивается исключительно явлениями духовной жизни общества. Она присуща всем видам и формам деятельности людей, в том числе и экономической.
Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.
Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.
Какие бывают бюджеты? Бюджеты семей Бюджеты публично- правовых образований: Бюджеты организаций БЮДЖЕТ – ЭТО ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД Со старонормандского buogette – сумка, кошелек субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования) субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования) муниципальных образований (местные бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений) муниципальных образований (местные бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений) Какие бывают бюджеты Российской Федерации (федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации)
Формирование бюджета Одобрение бюджета Администрацией района Внесение бюджета Главой администрации в Думу Рассмотрение бюджета Думой Принятие бюджета Думой Оплата труда Социальные выплаты населению Финансовое обеспечение муниципальных учреждений Строительство социально- значимых объектов Заключение контрактов и договоров Формирование Решения об исполнении бюджета Одобрение Решения об исполнении бюджета Администрацией Представление Главой администрации Решения об исполнении бюджета в Думу Рассмотрение и принятие Решения об исполнении бюджета Думой Публичные слушания бюджета в Думе Оплата иных расходов Публичные слушания Решения об исполнении бюджета
Поступления от уплаты налогов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, например: налог на прибыль организации; налог на доходы физических лиц; акцизы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; государственная пошлина, сборы; другие. Поступления от других бюджетов (межбюджетные трансферты), организаций, граждан (кроме налоговых и неналоговых доходов). Поступления от уплаты других пошлин и сборов, установленных региональным законодательством, а также штрафов за нарушение законодательства, например: платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба другие. Доходы бюджета Доходы бюджета - безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
Например, в составе раздела «Национальная экономика», в том числе, выделяются: Сельское хозяйство и рыболовство; Транспорт; Дорожное хозяйство; Другие вопросы в области национальной экономики. Общегосударствен ные вопросы Национальная оборона Национальная безопасность и правоохранительная деятельность Национальная экономика Жилищно- коммунальное хозяйство Образование Культура, кинематография Социальная политика Физическая культура и спорт Обслуживание государственного и муниципального долга Межбюджетные трансферты общего характера (дотации) Расходы бюджета по основным функциям Каждый из разделов классификации имеет перечень подразделов, которые отражают основные направления реализации соответствующей функции. Полный перечень разделов и подразделов классификации расходов бюджетов приведен в статье 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доходы – Расходы = Дефицит (Профицит) Доходы Дефицит (расходы больше доходов) Доходы Расходы Профицит (доходы больше расходов) При превышении доходов над расходами принимается решение, как их использовать (например, накапливать резервы, остатки, погашать долг). При превышении расходов над доходами принимается решение об источниках покрытия дефицита (например, использовать имеющиеся накопления, остатки, взять в долг). Понятие дефицита (профицита) бюджета
Публично-правовые (государственные и муниципальные) образования Российская Федерация (государственное образование) Субъекты Российской Федерации (государственные образования) 83 субъекта Муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, городские и сельские поселения, внутригородские муниципальные образования) Публично-правовые образования – особые субъекты с правами наряду с юридическими и физическими лицами Муниципальные образования Шацкого муниципального р-на: муниципальные районы - 1, городские и сельские поселения - 20 Рязанская область
Виды межбюджетных трансфертов ОпределениеАналогия в семейном бюджете Дотации (от лат. « Dotatio » – дар, пожертвование) Предоставляются без определения конкретной цели их использования Вы даете своему ребенку « карманные деньги » Субвенции (от лат. « Subvenire » – приходить на помощь) Предоставляются на финансирование « переданных » другим публично-правовым образованиям полномочий Вы даете своему ребенку деньги и посылаете его в магазин купить продукты (по списку) Субсидии (от лат. « Subsidium » – поддержка) Предоставляются на условиях долевого софинансирования расходов других бюджетов Вы « добавляете » денег для того, чтобы ваш ребенок купил себе новый телефон (а остальные он накопил сам) Межбюджетные трансферты - основной вид безвозмездных перечислений Межбюджетные трансферты – денежные средства, перечисляемые из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации (федерального бюджета, областного бюджета Рязанской области, бюджета муниципального района (городского округа)) другому бюджету.
Млн. рублей Доходы тыс. руб. 89,2% к 2013 г. Расходы тыс. руб. 89,7% к 2013 г. Дефицит тыс. руб.
Млн. рублей Районный бюджет 2013 год Доходы,2 тыс.руб. 116,4% к 2012 г. Расходы,0 тыс.руб. 119,4% к 2012 г. Дефицит -5407,8 тыс. руб.
2 ИСПОЛНЕНИЕ РАЙОННОГО БЮДЖЕТА ЗА 2013 год, тыс. рублей Доходы бюджета: Расходы бюджета: Налог на доходы физических лиц,2 Безвозмездные поступления,3 Прочие доходы,7 Образование,3 Общегосударственные вопросы,7 Финансовая помощь поселениям,4 Социальная политика,4 Культура и кинематография,6 Национальная экономика 4 213,9 Другие сферы 6 180,8 ИТОГИ БЮДЖЕТА: Доходы в расчете на 1 человека (руб./чел.): Расходы в расчете на 1 человека (руб./чел.): ,8 Численность населения: чел. Всего доходов: ,2Всего расходов: ,1
П/п Программы Утверждено, тыс. рублей Исполнено за 2013 год, тыс. рублей % исполне- ния 2Программы в сфере жилищно - коммунального хозяйства,898,0 3Программы в области социальной поддержки 716,9711,9100,0 4Программы социально-культурной направленности 1 872,7 100,0 5Программы в области образования 3 761,6 100,0 6Программы направленные на обеспечение безопасности 1049,01036,398,8 7Прочие программы 3 570,899,1 8Программы в области дорожной деятельности 6 838,56 833,199,9 ВСЕГО,298,6
Показатели 2013 год 2014 год (план) 2014 к 2013, % 2015 год (план) 2015 к 2014, % 2016 год (план) 2016 к 2015, % Межбюджетные трансферты всего,870,274,270,0 в том числе: Дотации на выравнивание бюджетов,25 000,048,15 000,0100,05 000,0100,0 Иные межбюджетные трансферты,879,268,268,2
2 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАЙОННОГО БЮДЖЕТА НА 2014 год, тыс. рублей Доходы бюджета: Расходы бюджета: Налог на доходы физических лиц,4 Безвозмездные поступления,3 Прочие доходы,2 Образование,7 Общегосударственные вопросы,3 Социальная политика,5 Межбюджетные трансферты поселениям,8 Культура и кинематография,5 Национальная экономика 3 637,0 Другие сферы 4 479,1 ИТОГИ БЮДЖЕТА: Доходы в расчете на 1 человека (руб./чел.): ,4 Расходы в расчете на 1 человека (руб./чел.): ,9 Численность населения: чел. Всего доходов: ,9 Всего расходов: ,9