Бухучет и налоги

Дворкович сообщил меркурий. Питер бойкотирует систему электронной сертификации "меркурий"

Подготовил законопроект о переносе обязательной электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на полгода. Как следует из проекта, опубликованного на портале нормативно-правовых документов, действующий порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов предлагается продлить до 1 июля 2018 года, за исключением уловов водных биологических ресурсов и продукции из них. Законопроект также устанавливает случаи, когда и после июля документы могут использоваться в бумажном виде — в случаях ЧС (наводнения, диверсии, забастовки и т. д.), а также при отсутствии в населенных пунктах интернета.

Закон «О ветеринарии» предполагает введение системы электронной ветсертификации с 1 января 2018 года. Электронный ветеринарный сопроводительный документ оформляется в системе «Меркурий» и позволяет отследить происхождение, местоположение, маршрут движения продукции. До 1 января 2018 года оформление сертификатов производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника товара.

18 сентября под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича прошло совещание, на котором обсуждалась степень готовности регионов к внедрению ЭВС. Как сообщал тогда Молочный союз России, представители которого присутствовали на совещании, о полной готовности заявили представители рыбной и мясной отраслей, в то время как молочная отрасль «имеет в регионах разную степень готовности». А председатель правления «» Андрей Даниленко доложил, что молочная отрасль к ЭВС не готова. «» по-прежнему наблюдает все те же проблемы как юридически-правового, так и технического характера, которые стояли перед сектором еще в феврале этого года», — говорится на сайте союза. «» предлагает отложить переход на электронную ветсертификацию на сырое молоко до 1 января 2019 года, а дополнительный ввод ЭВС для готовой молочной продукции считает нецелесообразным. Если же будет принято решение сертифицировать и ее, то союз считает необходимым установить переходный период до 1 января 2023 года.

«Мы с самого начала стоим на том, чтобы вообще исключить готовую продукцию из ветеринарной сертификации, оставив только оформление ветсертификатов при импорте и экспорте. Так как это не соответствует ни международной практике, ни практике внутри Таможенного союза и ведет к существенным дополнительным затратам для производителей молочной продукции», — ранее говорил «Агроинвестору » Даниленко. По его оценке, включение в систему готовой молочной продукции обойдется перерабатывающей отрасли в миллиарды рублей, которые придется потратить на оплату труда новых специалистов, переоборудование заводов и прочие расходы.

За перенос внедрения ЭВС высказывался и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Выступая на агробизнесфоруме «Лидерство российского АПК: как обеспечить качественный рост», который проходил в рамках выставки «Золотая осень», он заявил, что электронная сертификация продукции — это огромная задача, по сложности не сравнимая даже с введением ЕГАИС. «У нас есть опасения, прежде всего, со стороны производителей молочной продукции, что мы еще не готовы к ней, — сказал он. — Может быть, есть смысл отсрочить переход на ЭВС или для начала опробовать ее в отдельных регионах». В сентябре Минсельхоз на основании отчета региональных аграрных ведомств проинформировал правительство о трудностях с внедрением ЭВС. Как сообщал «Коммерсантъ», в частности, ведомство указывало на низкое финансирование процессов внедрения ЭВС, отсутствие доступа к интернету и нехватку персонала у небольших предприятий для работы с системой «Меркурий».

По данным Россельхознадзора (является оператором «Меркурия»), в сентябре было оформлено 9,1 млн электронных ветеринарных сопроводительных документов, из которых 2,8 млн было выдано на мясо и мясопродукты, 1,6 млн — мясо птицы, 187 тыс. — на сырое молоко и 110 тыс. — на молочную продукцию. Ведомство считает неудовлетворительной ситуацию с оформлением электронных сертификатов на готовую пищевую продукцию: за сентябрь было выдано 4,7 млн документов, при том что общий объем перемещающихся продовольственных партий оценивается в 1,5-3 млрд в год. «Сейчас сертифицируется примерно 48 млн перемещаемых партий в годовом исчислении. Это означает, что в данном секторе уровень перехода составляет всего лишь 3,2%», — подсчитал Россельхознадзор . Существенно различается ситуация с внедрением ЭВС не только по видам продукции, но и по регионам. Так, если в 29 регионах в месяц оформляется более 100 тыс. электронных сертификатов, то в четырех субъектах (Калмыкии, Ингушетии, Чукотском округе и Чечне) получают менее тысячи таких документов.

В том стратегическом повороте, который проходят отрасли свино- и птицеводства, когда повышается необходимость выхода на внешние рынки, само наличие ЭВС и национальной системы прослеживаемости продукции уже является фактором роста экспортного потенциала, отмечал в конце июня замглавы Россельхознадзора Николай Власов в ходе годового собрания Национального союза свиноводов . «Отсутствие этих систем — это существенное препятствие для экспорта», — акцентировал он. Тогда Власов говорил, что для того, чтобы без проблем перейти на ЭВС с 1 января 2018 года, к концу 2017-го нужно выйти на уровень оформления примерно 30 млн электронных сертификатов в месяц.

Проект по строительству газопровода "Северный поток-2" будет реализован, несмотря на санкции США и сомнения ряда европейских стран, так как экономические соображения возьмут верх над политикой, уверен вице-премьер Аркадий Дворкович. О финансировании "Северного потока-2", дискуссии вокруг дивидендов госкомпаний, о судьбе Объединенной зерновой компании, почему банкротства — это нормально, что нужно сделать для скачка инвестиций и своем отношении к криптовалютам Дворкович рассказал в интервью РИА Новости. Беседовала Елена Кудрявцева.

— Недавно США ужесточили санкции в отношении России, основной удар пришелся на ТЭК. Какие меры защиты экспортных газовых проектов может предоставить российское правительство? Обсуждается ли организация дополнительного финансирования "Северного потока-2", если зарубежные партнеры откажутся от предоставления средств?

— Нахождение финансирования — это не самый сложный в этом смысле вопрос, и все это возможно. Партнеры нужны как раз скорее для защиты проекта, потому что это знак, показатель того, что проект является коммерчески эффективным. Наличие зарубежных частных партнеров — сигнал именно об этом, дело не в финансировании как таковом.

Поэтому будем рассчитывать, во-первых, что партнеры сохранятся — они, по крайней мере, говорят, что хотели бы продолжать участвовать в проекте. Если будет жесткий санкционный запрет, будем смотреть, как изменить структуру финансирования, но, повторяю, это не самый большой вопрос. Мы надеемся, что все-таки экономические соображения будут превалировать над политическими.

— Когда может заработать правило о выплате в качестве дивидендов 50% прибыли по МСФО для всех госкомпаний без исключений, в том числе ТЭК?

— Роснефть уже объявила о том, что готова платить. Но, как я и говорил, это зависит от ситуации в каждой конкретной компании.

Не думаю, что возможно установление какого-то общего правила для всех в немедленном режиме, поскольку это вопрос инвестпрограммы компаний, вопрос эффекта выплаты дивидендов на среднесрочную стратегию, и надо очень внимательно смотреть, аккуратно оценивать, к чему может это привести.

Не думаю, что это актуально для Газпрома в ближайшее время. По Транснефти мы анализируем ситуацию, там можно двигаться вперед, до 50% или нет, я не могу сейчас сказать.

Но есть указания президента определиться, как обеспечить выплату на уровне 50%, включая вопрос возможной господдержки отдельных проектов или льгот для компаний. То есть, с одной стороны, 50% дивидендов, с другой стороны — возможно, каким-то иным образом напрямую из бюджета поддерживать инвестпрограмму компаний.

— Вице-президент Роснефти Влада Русакова говорила, что компания работает с правительством и Газпромом по разрешению экспорта газа для поставок BP. Обсуждается ли этот вопрос в правительстве и стоит ли Роснефти разрешить такие поставки и в каком объеме?

— Тема поднималась несколько месяцев назад. Последние месяца четыре я не помню, чтобы было какое-либо обсуждение. У нас нет никакого политического решения менять что-то в системе поставки, кроме отдельных случаев, которые определяются другими механизмами, например, конкретного разрешения по "Ямал СПГ" или по Сахалину — там другая ситуация.

© Фото: "Роснефть" Руководитель газового направления, вице-президент "Роснефти" Влада Русакова


— Есть ли у правительства оценки, какой объем средств может быть выделен в 2018 году на госпрограмму развития АПК? Минсельхоз уже давал свою оценку, она совпадает с мнением правительства?

— Договоренность состоит в том, чтобы сохранить цифру на уровне 2017 года с учетом тех дополнительных объемов, которые были внесены поправками в закон о бюджете — это примерно 243 миллиарда рублей. То есть, минфиновские 196 миллиардов рублей увеличены на 47 миллиардов рублей в последнем проекте закона о бюджете, который будет рассматриваться скоро на правительстве.

Это включает в себя частичную докапитализацию Россельхозбанка, но меньше чем Россельхозбанк запрашивает, и частичную поддержку сельхозмашиностроения, мы тоже пока цифры выверяем.

То есть структура этого объема не до конца еще ясна, но общая цифра остается на фактическом уровне этого года — 243 миллиарда рублей. Любые дополнения к этому — это уже из резервов, которые могут быть потом найдены.

— Механизм консолидированных субсидий в будущем году, программа льготного кредитования по ставке не более 5%, capex — все это будет сохранено?

— Да, это будет сохранено, но, повторяю, в каких объемах — пока не ясно, пока смотрим, как оптимально распределить тот объем, который как общий лимит выделен госпрограммой сельского хозяйства. И по рыбе тоже будет сохранен объем текущего года — около 11 миллиардов рублей.

— В середине августа глава ОЗК сообщил, что осенью функции госагента по проведению интервенций могут быть переданы от ОЗК специальному ФГУП при Минсельхозе. На ваш взгляд, целесообразно ли это делать? Когда может быть принято такое решение?

— Мы обсуждали этот вопрос в контексте возможной продажи государственного пакета акций ОЗК, приняли решение, что такая продажа возможна, только если функции агента передать другой организации.

Передача функций может уже создать возможность для подготовки непосредственно к продаже государственного пакета акций, потому что уже не будет больших причин держаться за этот пакет. Но это должно быть осуществлено рыночным образом, на основе рыночной оценки.

Я знаю о предложении Минсельхоза о передаче функции ФГУПу или бюджетному учреждению, я против этого предложения, против этого решения, считаю, что это должен быть рыночный агент, а не квазибюджетная организация.

ФГУП я вообще не считаю хорошей формой работы на рынке, а бюджетное учреждение не способно будет обеспечивать рыночные сделки, привлекать финансирование, поэтому считаю, что это должно быть, скорее всего, акционерное общество, но какое именно — в системе, например, Россельхозбанка или как-то по-другому — можно еще обсудить.

Но это должна быть госкомпания?

Принято ли решение, сколько в 2018 году составит надбавка к тарифу РЖД?

— Не принято, пока тема обсуждается.

А какой обсуждаете диапазон?

— 1-2% — это те цифры, которые были на столе, что называется. Но сейчас ФАС получила от РЖД все расчеты, анализирует их, должна прийти к какому-то заключению. По крайней мере Игорь Юрьевич (Артемьев, глава ФАС — ред.) говорил, что он доволен взаимодействием с РЖД, доволен тем, как компания начала работать с издержками. Посмотрим, какие будут решения исходя из этого приняты.

— Минэкономразвития РФ на днях представило обновленный макропрогноз, в котором делает ставку на значительный рост инвестактивности и за счет этого на ускорение роста ВВП. Не считаете и вы такие оценки слишком амбициозными, учитывая, что в последние годы инвестиции, мягко говоря, не радовали своими показателями? Видите ли вы предпосылки для всплеска инвестактивности в РФ в ближайшие три года?

— Конечно, это амбициозные цифры и их достижение зависит от наших собственных действий: от того, насколько мы эффективно будем работать, продолжать улучшать бизнес-климат, снимать неэффективные нормы законодательства, насколько быстро будем менять систему контроля и надзора, чтобы она перестала быть бременем для предпринимателей, насколько быстро мы добьемся снижения процентной ставки, поскольку сейчас разрыв между инфляцией и процентной ставкой велик.

В этом сценарии заложено снижение ставки ближе к инфляционным показателям. Все равно разрыв сохранится, и существенный, но сейчас это — если сравнивать базовую ставку и инфляцию — более 5 процентных пунктов, все понимают, что в какой-то момент Центральный банк начнет снижение ставки, и это может действительно внести вклад в повышение инвестактивности.

Показатели этого года по инвестициям пока очень приличные — более 6% за первые несколько месяцев, это хороший знак. Понятно, что рост восстановительный во многом, но, тем не менее, это свидетельство того, что инвесторы готовы вкладывать деньги.

Сможем ли мы поддерживать рост инвестактивности на уровне 4-5% в год, как Минэкономразвития закладывает в прогноз, повторяю, зависит от комбинации наших действий и объективных макроэкономических условий. Но сюда не заложена возможность отмены санкций, я подчеркну это. Если санкции будут отменены, то цифры могут быть еще больше.

— Власти РФ, в частности ЦБ, постоянно направляют огромные ресурсы на поддержку банковской системы и спасение отдельных банков, объясняя это тем, что банковская система — это "кровеносная система" экономики и, стабилизировав ее, мы запустим кредитование промышленности и ее рост. Но пока что этого не происходит. На ваш взгляд, может быть, ресурсы стоит направлять непосредственно на поддержку промышленности, а не на спасение отдельных банков?

— Во-первых, банковская система обслуживает всю экономику, все общество, дело не только в промышленности, и разрушение банковской системы действительно окажет катастрофическое воздействие на экономику в целом, и тут никакая промышленность, даже при прямой поддержке, не выживет.

Банковская система должна функционировать в спокойном, эффективном режиме. Да, Центральный банк очень интенсивно очищает систему от недобросовестных и слабых игроков, от банков с избыточными рисками, при этом не нарушая общую стабильность в банковской системе. Это, конечно, положительный момент.

Что касается роста кредитования и промышленности, в этом году уже очень небольшой, но тем не менее плюс в объемах кредитования. Но мы не ожидали большего, потому что при таком уровне процентных ставок, если нет субсидирования ставок по специальным госпрограммам, брать кредиты для большинства проектов очень тяжело, когда ставка 15% реальная. Где проекты, которые дают такую отдачу, чтобы брать кредиты под 15%?

Повторяю, мы не ожидали чего-то другого. И если ключевая ставка будет приближаться к инфляции, тогда и средние ставки в экономике поползут вниз, и уже будет гораздо больше проектов, под которые можно брать деньги, кредитование будет восстанавливаться.

Мы это видим по ипотеке сейчас, объемы ипотечного кредитования пошли вверх, ставки снизились, это первая ласточка, что называется.

Думаю, что постепенно это будет происходить в промышленности. Пока мы поддерживаем напрямую Фонд развития промышленности, проводим субсидирование ставок, некоторые другие программы.

Вот есть идея фабрики проектного финансирования через Внешэкономбанк, есть механизм поддержки малого и среднего предпринимательства через специально созданную корпорацию и так далее, и так далее. То есть вот эти специальные механизмы напрямую из бюджета уже работают, но они являются дополняющими, а не заменяющими банковскую систему.

Вы видите в этом году или в ближайшей перспективе риск банкротств каких-то промышленных предприятий?

— Во-первых, банкротство — это нормально. Банкротство — это часть рыночной экономики, всегда есть какие-то проекты, которые не летают, что называется.

Другое дело, что когда речь идет о системообразующих компаниях, это создает и социальные, и технологические риски для экономики в целом. Поэтому у нас есть специальный механизм мониторинга ситуации именно системообразующих компаний, самых крупных — несколько десятков, а в общем списке несколько сотен. Эта работа идет в постоянном режиме, но каких либо серьезных проблем сейчас не видим.

Есть всегда отдельные компании в разных секторах, попадающие в сложную ситуацию, будь то промышленность или сельское хозяйство или какой-то другой сектор. Где мы видим, что это может создать серьезные риски — мы оказываем поддержку либо самим предприятиям, как это, например, делалось для АвтоВАЗа или для Центра Хруничева, ОАК, или выделяем средства на переобучение сотрудников, на поддержку занятости, на поддержку рынка труда. В том же Тольятти, кстати, это делается.

Принято ли решение в правительстве в отношении госгарантий для GM-Avtovaz под проект Chevrolet Niva?

— У нас так и нет полного комплекта материалов для того, чтобы перейти к принятию решения. Поэтому мы ждем, пока партнеры это сделают. Они обещали еще в начале лета, но так и нет пока.

— Сейчас правительство обсуждает вопрос регулирования криптовалют. На ваш взгляд, стоит ли ограничивать их использование или инвестирование в них, как предлагает Минфин? Или же, напротив, создание собственной российской криптовалюты может быть перспективным?

— Во-первых, в любом случае современные технологии нужно и отслеживать, и разрабатывать, и участвовать в этом процессе. Все, что связано с использованием технологии блокчейн — будь то для криптовалют или для других применений, — мы изучаем возможности и в госуправлении, и в здравоохранении, и в ряде других секторов. Все это нужно делать обязательно, нельзя быть в стороне от этого процесса.

Что касается криптовалют, то я этим лично не занимаюсь, как человек отношусь к этому настороженно очень. Но, повторяю, есть более квалифицированные эксперты на именно эту тему, которые будут вместе принимать решение, что делать в этой сфере. У меня осторожное отношение.

Сами вы помайнить не хотели бы?

— Не хочу. Повторяю у меня очень осторожное отношение.

На полгода будет отложено обязательное внедрение электронной ветсертификации. Информация пока не подтверждена законодательно, однако, по словам официальных лиц, данное решение окончательно. На минувшей неделе стало известно, что сельхозпредприятия топ-5 регионов (по объемам производства) на 1 сентября произвели 2,59 млн. тонн молока, а в Москве начался фестиваль "Сырные дни" в рамках "Золотой осени". Подробнее в дайджесте The DairyNews с 18 по 22 сентября.

18.09.2017

Союзмолоко заявило о реэкспорте украинской сыроподобной продукции в РФ

Как пишет "Российская газета", Союзмолоко заявило о том, что Украина увеличила поставки сыроподобной продукции в Литву, Латвию, Эстонию и Белоруссию, откуда она транзитом следует через Россию, но до конечного пункта так и не доходит. Данный вопрос отраслевое объединение намерено поднять на обсуждении рабочей группы по противодействию незаконному обороту продукции пищевой промышленности при Минсельхозе РФ.

На совещании у Дворковича высказались о перспективах ЭВС

Участники совещания под руководством вице-премьера РФ Аркадия Дворковича обменялись мнением относительно перспективы работы ЭВС в современных условиях и дали оценку состояния отраслей агропромышленного комплекса.

Топ-30: регионы-лидеры в производстве молока в сельхозпредприятиях за восемь месяцев 2017 года

Малые, средние и крупные сельхозпредприятия РФ с января по август 2017 года произвели 10,6 млн. тонн сырого молока КРС, сообщает The DairyNews.

Россельхознадзор усиливает контроль за продукцией "Бабушкиной крынки" и Лидского МКК

Россельхознадзор усилил контроль за продукцией, поставляемой с двух молочных комбинатов Беларуси.

19.09.2017

Сергей Данкверт: главными противниками электронной ветсертификации являются иностранные компании

Главными противниками внедрения ЭВС являются иностранные компании, такие как Данон, Вимм-Билль-Данн (PepsiCo), Нестле, Марс, заявил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт в ходе интервью на канале Россия 24, пишет The DairyNews.

Анна Попова: ветеринарной сертификации готовой продукции не может быть

Анна Попова, руководитель федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в ходе участия в научно-практической конференции "Молочная отрасль России в условиях импортозамещения", подчеркнула, что готовая продукция не нуждается в ветеринарной сертификации.

Союзмолоко предлагает установить переходный период для ЭВС готовой молочной продукции до 2023 года

Об этом стало известно по итогам совещания по вопросам внедрения электронной ветсертификации (ЭВС) у вице-премьера Аркадия Дворковича.

20.09.2017

Больше сыра!

22 сентября начнутся «Сырные дни» в рамках «Золотой осени»: в этом году фермерами планируется реализовать до 200 тонн сыра до окончания фестиваля 6 октября.

ФАС отложила на конец осени вопрос о покупке «Эконивой» созданного экс-мэром Москвы «МосМедыньагропром»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России продлила на два месяца срок рассмотрения ходатайства воронежского ООО «Эконива – АПК холдинг» (входит в ГК «Эконива» Штефана Дюрра) о приобретении 99,9% акций АО «Московско-Медынское агропромышленное предприятие» («МосМедыньагропром», Калужская область), следует из документов службы.

Производство сыров в январе-августе выросло на 4,1%, сырных продуктов - на 12,5%

Согласно данным Росстата, 307 тыс. тонн сыра было произведено предприятиями РФ с января по август 2017 года, пишет The DairyNews. Это на 4,1% больше чем в аналогичный период прошлого года.

21.09.2017

За неделю масло и молоко подорожали на 0,2-0,3%

Согласно данным Росстата, на которые ссылается The DairyNews, недельная инфляция в России вторую неделю держится на нулевой отметке. С начала года потребительские цены выросли на 1,7%, а их снижение с начала сентября составило 0,1%. В годовом выражении инфляция замедлилась до 3,1%.

Сетям «Пятёрочка», «Дикси», «Магнит» и «К&Б» запретили открывать новые точки на Южном Урале

Крупным торговым сетям запрещено открывать новые магазины в 14 городах и районах области. С таким предупреждением выступила антимонопольная служба. По словам представителей челябинского УФАС, шесть компаний – «Тандер», X5 Retail Group, «Дикси ЮГ», «Кизильский ТД-СИТНО» и «Азимут-Экспресс» – превысили установленную законом 25-процентную долю на рынке.

Союзмолоко подтвердило возможность переноса обязательной ЭВС на полгода

Власти рассматривают возможность переноса обязательной электронной ветсертификации на полгода (с 1 января на 1 июля 2018 года), но окончательного решения по вопросу еще не принято, пишет The DairyNews.

22.09.2017

Молочные компании показали рост и стабильность в рейтинге 500 крупнейших компаний

Среди молочных компаний в рейтинге 500 крупнейших компаний России по выручке, подготовленном РБК, стабильные места показывают такие лидеры рынка как Вимм-Билль-Данн, Данон, Нестле, Комос Групп и Агро-Белогорье, пишет The DairyNews. Интересно, что Агрокомплекс им. Ткачева поднялся в рейтинге с 245 на 226 место.

ТК470 обратился в Росстандарт по классификации молокорастительных продуктов "ВНИМИ"

Отраслевой ТК470/МТК532 «Молоко и продукты переработки молока» направил письмо в Росстандарт по вопросу разработанных ФГБНУ «ВНИМИ» ГОСТ «Продукты молокорастительные. Классификация» и ГОСТ «Продукты молокорастительные. Термины и определения». Основной посыл обращения (имеется в распоряжении The DairyNews) заключается в том, что принятие данных стандартов способствует введению потребителя в заблуждение.

ООО "Грин Агро-Сахалин" инвестирует 11,78 млрд руб. в запуск двух животноводческих комплексов и молокозавода

ООО "Грин Агро-Сахалин", резидент сельскохозяйственной территории опережающего развития (ТОР) "Южная", инвестирует 11,78 млрд рублей в создание в Сахалинской области двух животноводческих комплексов общим поголовьем 3,8 тыс. голов дойного стада и мощностей по переработке молока до 33 тыс. тонн в год.

Россельхознадзор: принято решение о переносе обязательной ЭВС на полгода

Заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов подтвердил перенос сроков обязательного внедрения электронной ветсертификации на полгода (с 1 января на 1 июля 2018 года) и отметил, что служба предлагала это еще в ноябре прошлого года.

С 1 января 2018 года на всей территории России и Таможенного союза вводится обязательная электронная ветеринарная сертификация (ЭВС) , внедрять электронную систему « Меркурий » должны как сельхозпроизводители и переработчики, оптовые и розничные магазины, предприятия общественного питания, так и детсады, школы, больницы получающие продукты.

Все документы ветеринарного контроля будут действовать только в электронном виде оформляются на продукцию животного происхождения всего цикла «от поля до тарелки», на всей цепи от происхождения (производства, переработки) до точки реализации, включая пути перемещения. .

Новая система позволит вести автоматический учёт поступившего и убывшего объёма продукции на предприятии (холодильнике, складе, МПП и т. д.), вводить и хранить информацию об отобранных пробах для исследования ввозимой продукции, отслеживать перемещение партии груза по территории РФ с учётом её дробления до конечного потребителя: торговые предприятия и общепит.

Сопроводительные ветеринарные документы потребуются и для перевозки товаров животного происхождения (включая рыбу). Магазины в районах области и оптовые базы также должны будут использовать подключение к системе « Меркурий » для электронного гашения оформленных документов.

Электронные сертификаты должны быть оформлены при приеме и перемещении продукции до розничных магазинов и объектов общепита.

С 1 января 2018 года за отсутствие электронных сопроводительных документов нарушители будут платить штрафы, а также вводится ограничение доступа животноводческой продукции в торговые сети.

Каждое предприятие, в зависимости от категории, входящее в сферу производства пищевой продукции обязано иметь уполномоченное лицо и/или аттестованного специалиста, которые могут осуществлять ветеринарную сертификацию некоторых групп товаров наряду с сотрудниками госветслужбы.

Система электронной ветеринарной сертификации « Меркурий » должна защитить потребителя от некачественной и небезопасной продукции и сделает действия надзорных органов эффективными в борьбе с мошенничеством и исключения неблагонадежных поставщиков

С одной стороны благая вещь - усиливается контроль за качеством продуктов, и отменяются бумажные ветеринарные сертификаты, но.......

Поневоле вспомнишь слова Черномырдина: Хотели как лучше, а получилось как всегда!

Вы надеюсь прекрасно помните идеи, которые я озвучивал в цикле статей на АШ: Россия – как всегда впереди планеты: от капитализма к компьютерному капитализму, а возможно и к компьютерному социализму

я утверждал, что

в РФ государство последовательно строит Общую Интегрированную Государственную Систему (ОИГС), которая будет содержать всю информацию по экономической деятельности в РФ – все отгрузки, оплаты, транспортные накладные, выпуски до единицы всех товаров, все зарплаты и выплаты дивидендов.

В том числе, параллельно идет процесс отказа от наличных денег. Как результат это приведет к значительному уменьшению теневого сектора, серых зарплат, увеличению налоговой базы и возможности контроля ценовых сговоров и применения откатных систем в госзакупках.

1) Как я и говорил, повсеместно все ведомства внедряют свои системы - получается пока огород: одну систему строят промышленники, другую систему Россельхознадзор, третью банковская система, четвертую налоговики.

Пока, что нет единого руководящего органа в Правительстве, чтобы свести все эти разрозненные системы в единую базу. Такой орган пока что в планах (у меня будет статья про это).

2) Так как все системы вводятся параллельно, то для бизнеса получается не благо, а одна головная боль. Ведь одну и ту же операцию они вынуждены проводить по разным информационным системам. Это не снижает нагрузку на бизнес, а наоборот увеличивает.

3) Бизнесу уже начинает надоедать этот бюрократический беспредел - зачем многократно дублировать одну и ту же информацию в разных информационных системах. Мало того, бюрократия пытаясь заработать на "модной" цифровой теме, экономит на самом качестве внедрения, в результате бизнес должен работать с "сырым" и некачественным продуктом, с невозможностью осуществления операций, требуемых по закону через "кривые" компьютерные системы.

4) Во внедрении "цифры" нужна государственная программа, а не хаотичные действия отдельных министерств. Единый орган по внедрению автоматизации в России.

Сегодня поговорим о системе "Меркурий" (ЭВС) вот последние новости с полей: Коммерсант Еда без цифры (Регионы не спешат с электронной ветсертификацией продуктов)

Минсельхоз проинформировал правительство о трудностях с внедрением электронной ветеринарной сертификации (ЭВС), которая станет обязательной для продуктов животноводства с 2018 года. Среди вопросов - недостаток финансирования процесса в регионах, отсутствие персонала и проблемы с доступом в интернет. Поспешный ввод системы может вызвать рост цен на продовольствие и остановить работу предприятий, опасаются участники рынка.Отчет о подготовке к введению ЭВС, которая должна стать обязательной с 1 января 2018 года, Минсельхоз направил в правительство на прошлой неделе. Как сказано в документе (есть у “Ъ”), анализ мнений должностных лиц субъектов РФ показывает, что в нескольких регионах есть «определенные трудности», осложняющие повсеместное использование системы ЭВС в указанный срок. К ним относятся низкое финансирование процессов внедрения ЭВС в регионах, отсутствие доступа к интернету, недостаток персонала для работы государственной информационной системы «Меркурий» (предназначена для электронной сертификации поднадзорных грузов и отслеживания их перемещения) у небольших предприятий. Также в отчете отмечается сложившееся негативное мнение участников рынка, связанное с «техническим несовершенством» «Меркурия», и нежелание финансировать техническое оснащение процесса ЭВС до 2018 года. В 13 регионах, включая Санкт-Петербург, в «Меркурии» сейчас зарегистрировано менее 100 участников, пишет Минсельхоз.

Обязательная ЭВС вводится для товаров животного происхождения, включая молоко, мясо, рыбу. Она должна распространяться как на сырье, так и на готовую продукцию. Оператором «Меркурия» выступает Россельхознадзор. По его данным, в августе 2017 года через систему в добровольном порядке было оформлено 8,29 млн электронных сертификатов. Из них 1,12 млн документов было выдано на мясо и мясные продукты, 1,39 млн - на мясо птицы, 173,7 тыс.- на сырое молоко, 817,7 тыс.- на рыбу и морепродукты, 4,29 млн - на готовую продукцию.

Приведенные Минсельхозом данные показывают, что уровень готовности отрасли для перехода на ЭВС невысок и очевидно, что с 1 января 2018 года система в полном режиме работать не сможет, отмечает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. По его словам, только для распространения ЭВС на сырое молоко к системе должны подключиться десятки тысяч предприятий и хозяйств, «очевидно, что они не успеют этого сделать». Перенос сроков обязательного перехода на ЭВС в текущей ситуации был бы оправданным, согласен президент ассоциации «Ветбезопасность» (объединяет ветврачей, сотрудников профильных НИИ) Лилия Сургучева. «Сегодня для обеспечения обращения подконтрольных товаров идет оформление документов в бумажном виде, эта система отработана и доказала свою эффективность. При одномоментном переходе на электронную форму любой технический сбой может привести к остановке процесса и, как следствие, к финансовым потерям участников рынка»,- объясняет она.

«За три месяца до ввода в эксплуатацию система, по сути, не работает. Ее введение с января 2018 года в любом виде приведет к остановке работы крупнейших пищевых компаний по всей стране»,- беспокоится собеседник “Ъ” в крупном производителе продуктов. Он считает, что поспешное внедрение ЭВС на пищевом рынке может привести к сложностям, аналогичным вводу ЕГАИС в алкогольной отрасли в 2006 году, и вызовет рост цен на продукты. Замруководителя Россельхознадзора Николай Власов ранее признавал, что введение ЭВС может отразиться на себестоимости продукции, но подчеркивал, что речь идет о «сотых или даже тысячных долях процента».

Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, напротив, не считает нужным переносить срок внедрения ЭВС. Он уверен, что от новой системы контроля выиграет весь рынок. «Сегодня до сих пор существуют десятки, если не сотни производителей, особенно в регионах, которые используют небезопасное сырье неизвестного происхождения»,- отмечает господин Юшин.

В Минсельхозе заявили, что внедрение ЭВС идет во всех регионах с разной интенсивностью в плановом режиме. Представитель Россельхознадзора говорит, что перенос сроков внедрения ЭВС руководство страны не считает целесообразным. «Процедура длится уже несколько лет, хозяйствующим субъектам было дано достаточно времени для осуществления перехода. Более того, многие уже давно работают в новых условиях»,- отмечает он. По словам источника “Ъ” в отрасли, вопрос о внедрении ЭВС будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича в следующий понедельник, 18 сентября. Представитель господина Дворковича Алия Самигуллина не стала это комментировать.

1) Чувствуется бизнес уже начал уставать от излишней и криво проводящийся автоматизации госконтроля.

2) Требуется единый центр и единая, понятная бизнесу государственная программа автоматизации.

В 2018 году розница может столкнуться с перебоями в поставках молока, которое к тому же подорожает из-за новой системы сертификации, утверждают Danone и PepsiCo. Оснований для этого не было и нет, возражает Россельхознадзор

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Система не готова

В следующем году молочная продукция может подорожать примерно на 10%, сообщила РБК директор по связям с госорганами российского офиса Danone Татьяна Ткаченко. Себестоимость молочной продукции возрастет, признает и вице-президент по корпоративным отношениям российского офиса PepsiCo Сергей Глушков. Представители транснациональных компаний, которые, по оценке Союзмолока, вместе занимают не менее 15% рынка товарного ​молока, также предупреждают, что в начале 2018 года торговые сети могут столкнуться с перебоями в поставках молочных продуктов.

Опасения Danone и PepsiCo связаны с новыми требованиями к ветеринарным сертификатам на продукцию животноводства. Сейчас необходимы только бумажные сертификаты на сырье. С 1 января 2018 года, согласно закону «О ветеринарии» и другим нормативно-правовым актам, на сырье и готовую продукцию надо будет получать уже электронные сертификаты.

Россельхознадзор с 2009 года разрабатывал систему электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», которая, как заявляют в ведомстве, позволит «обелить» продовольственный рынок. По замыслу чиновников, благодаря электронным сертификатам будет невозможно фальсифицировать продукты, подменять их, подмешать в их состав нежелательные, зачастую опасные для здоровья ингредиенты. «Меркурий» позволяет в реальном времени отслеживать весь путь продукта — от поставки сырья до полки в магазине.

Сегодня «Меркурий» готов к полноценному функционированию, уверяет пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано.

В Danone и PepsiCo с этим не согласны. До 70% поставщиков сырого молока по-прежнему не зарегистрированы в системе «Меркурий» и не начали тестировать электронную сертификацию, указывает Ткаченко. Сама же система, как утверждает представитель Danone, ​работает значительно медленнее, чем того требуют реальные логистические операции в пиковые периоды.

Сотрудники одного из заводов Danone, где проводились тесты, столкнулись с большим количеством ошибок в оформленных сертификатах: неправильно указаны дата выработки, название предприятия, принимающего сырье, сроки годности принимаемого сырья, часто отсутствуют отметки о проведении и результатах ветеринарно-санитарной экспертизы, что осложняет приемку скоропортящегося сырья у поставщика.

Все это может привести к недопоставкам молочных продуктов в торговые сети, резюмирует Ткаченко. «Есть риск того, что 30% продукции не доедет до получателя», — уверяет представитель Danone.

Cистема не готова к учету переработанной молочной продукции, уровень готовности всех участников рынка: фермеров, производителей, представителей торговли — критический низкий, утверждает Глушков из PepsiCo, который также прогнозирует перебои с поставками по всей цепочке.

Сами затраты на электронную ветеринарную сертификацию приведут, по оценке Danone, к удорожанию 1 кг продукции примерно на 4,5 руб. — для молока это около 10%.


Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Отложить на полгода

В сентябре на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича обсуждалась готовность «Меркурия» к эксплуатации, и по итогам встречи было принято решение перенести ввод обязательной электронной сертификации для всей продукции животноводства (за исключением рыбы) с 1 января на 1 июля 2018 года. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму группой депутатов в конце сентября, однако пока так и не дошел до первого чтения.

Противники «Меркурия» «ведут суровую борьбу за отказ от электронной ветеринарной сертификации или хотя бы ее перенос на достаточно длительный срок», признает Юлия Мелано. Она настаивает, что ​никаких оснований для остановки торговли или роста цен на самом деле нет и не было.

Против электронной ветеринарной сертификации выступают прежде всего переработчики, а не производители молока, отмечают в Россельхознадзоре. «Ведь при внедрении системы станет невозможно завезти на завод 100 т молока и вывезти 100 т «натурального» сливочного масла. Система просто не позволит скрыто добавить в масло растительные жиры, иными словами, сфальсифицировать продукт», — объясняет Мелано.

За введение электронного документооборота выступают все заводы, использующие при производстве только сырое молоко, против выступают крупнейшие переработчики — Danone и PepsiCo, которые используют и сухое молоко, говорит Дмитрий Матвеев, владелец группы «Кабош» (производит молоко и сыры). По его мнению, если из-за введения электронной сертификации молоко и подорожает, то на доли процента.

Ретейлеры также не видят проблем в введении электронных ветсертификатов. В «Дикси» готовы подключиться к системе в тот срок, который определен законодательством. «Наработки имеются, они основаны на активном внедрении ЕГАИС для алкогольного рынка, — напоминает представитель ретейлера. — Для торговой сети непринципиально, какая категория товаров сертифицируется в рамках электронной системы, так как процесс аналогичен».