Нк рф

Облагается ли налогом некоммерческая организация. Особенности налогообложения некоммерческих организаций

    Вводный. Его приводит инженер по охране труда из отдела охраны труда, проходят все. Зачитываются инструкции по охране труда, указываются особенности предприятия и опасные участки, а так же правила безопасного перемещения по территории предприятия.

    Первичный инструктаж. Проходят все вновь принятые работники, а так же переведенные с других мест этого же предприятия. Мастер участка знакомит работников с рабочим местом, показывает безопасные приемы работы, выдает спецодежду и средства защиты

    Периодический. Проходят все рабочие не реже 2х раз в год. Содержание этого инструктажа соответствует первичному

    Внеплановый. Проводит мастер участка при изменении тех процесса, при внедрении нового оборудования, при перерывах в работе больше чем на 60 календарных дней(30 дн), так же по требованию органов надзора и если на участке произошел несчастный случай

    Текущий. Проводит мастер участка при осуществлении повседневного контроля, а так же для работ с наряд –допуском.

Первые 4 вида инструктада проводятся с подписями инструктируемого и инструктируещего, даже инструктажа и номера инструкции.

Ответственность администрации за нарушение законодательства по охране труда.

    дисциплинарная (замечания, выговор, перевод на ниже оплачиваемую должность до трех месяцев, увольнение)

    административная (штраф до пяти минимальных окладов оплат труда, налогаемых органом надзора)

    материальная (взыскание з/п виновного в пользу пострадавшего, производится по решению труда и не более трех окладов)

    уголовная (в соответствии с уголовным кодексом РФ может быть применена статья 143-нарушение правил охраны труда:

а) если к потере здоровья (инвалидности) – штраф от 200 или 500 минимальных оплат или исправительные работы до двух лет, или лишение свободы до двух лет

б) если привело к смертельному исходу – лишение свободы до пяти лет

11. Причины травматизма на производстве

1. технические – конструктивные недостатки оборудования:

Неисправное состояние оборудования;

Отсутствие предохраняющих устройств;

Нарушение технического процесса;

Отсутствие плановых проф осмотров и ремонтов оборудования

2. организационные причины:

Плохая организация труда;

Нерациональны размещения оборудования;

Несвоевременное удаление отходов;

Плохой инструктаж

3. санитарно-гиегинические:

Загрезненный воздух в помещении;

Недостаточная освещенность;

Плохие метеоусловия;

Слабая защита от радиации или вредных излучений;

Психологический климат коллектива

12. Человек как объект изучения бжд

В основе всех защитных реакций человека от сознательного изменения поведения до простейших защитных рефлексов лежит работа его нервной системы с ее безусловными и условными рефлексами к сложнейшим формам приспособительных реакций.

Передающиеся по наследству врожденные рефлексы обеспечивают практически мгновенные защитные реакции при явной опасности.

Условные рефлексы формирующиеся в процессе жизни человека обеспечивают заблаговременное принятие защитных мер при первых признаках надвигающейся опасности, а иногда и интуитивно.

Организм человека имеет ряд естественных систем, обеспечивающих его защиту при воздействии опасных и вредных факторов:

    Иммунная система для защиты от болезнетворных организмов, обеспечивает невосприимчивость к воздействию биологических и части хим факторов, в результате врожденного или приобретенного иммунитета.

Введение ослабленных возбудителей (прививками) создают такой жеиммунитет, без существенных проявлений болезней, что широко используется для профилактики ряда опасных инфекций.

    Сисиема покровных тканей (кожа защищающие внутренние органы от физ и хим факторов)

    Система обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз)

К таким системам относят терморегуляцию

4. Механизмы адоптации

У зрительного и слухового анализаторов данные механизмы обеспечивают восприятие сигналов в грамадном диапазоне интенсивности.

Время реакции человека на воздействие раздражителей зависит от их вида, а также от состояния человека.

Последствие воздействия опасных факторов обычно проявляется сразу. Для вредных факторов характерен скрытый период, который может быть весьма длительный или может проявляться в последующих поколениях.

Что такое инструкция по охране труда, какие виды инструкций бывают?

    Не буду ничего выдумывать - лучше покажу вам что пишут об инструкции по охране труда в профессиональной литературе. Вот что пишут в книге Ресурсы безопасности промышленного предприятия :

    А вот информация по охране труда, взятая из книги Безопасность труда при производстве сварочных работ .

    Как вы поняли из написанного, разновидности инструкций по охране труда зависят от того, кому и по какому поводу проводят инструктаж - то ли это типовая инструкция, то ли это индивидуальный нормативный акт для одного работника конкретной специализации.

    Инструкция по охране труда это нормативный акт, который регламентирует и устанавливает требования по ОТ при выполнении работ на производстве, на предприятиях, на строительных площадках и в других местах, где производятся работы, а так же выполняются служебные обязанности.

    Инструкции по охране труда бывают:

    • типовые, отраслевые;
    • для работников предприятий, зависят от должности, профессии, а так же от видов работ.

    Инструкции по ОТ составляется для работников по должностям и профессиям, а так же на отдельные виды работ. Примерами могут служить работа на высоте, монтажные, ремонтные работы, проведение испытаний.

    Инструкция по охране труда нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

    Инструкции по охране труда могут быть типовыми (отраслевыми или межотраслевыми) и для работников предприятий (для отдельных должностей, профессий и видов работ).

    Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

    В качестве типовой инструкции данной отрасли может быть использована типовая инструкция другой отрасли для работников соответствующих профессий (видов работ) с согласия федерального органа исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию.

    Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников по должностям (директор, главный бухгалтер, экономист, менеджер по персоналу и др.), отдельным профессиям (электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.). В соответствии с судебной практикой целесообразно организовать разработку инструкций по должностям согласно утвержденному работодателем штатному расписанию.

    Типовая инструкция для работников должна содержать следующие разделы:

    общие требования охраны труда (включая должностные обязанности работника);

    требования охраны труда перед началом работы;

    требования охраны труда во время работы;

    требования охраны труда в аварийных ситуациях;

    требования охраны труда по окончании работы.

    При необходимости в инструкцию можно включать дополнительные разделы.

    Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.

    Инструкции для работников всех должностей утверждаются руководителем предприятия после согласования с соответствующим профсоюзным органом (или иным выборным органом) и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

    Инструкции могут быть выданы работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.

    Изучение инструкций для работников обеспечивается работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.

    Очень часто работодатели не воспринимают охрану труда на своем предприятии всерьз, думая, что вредность производства там не присутствует. Но тем не менее обеспечение безопасности условий труда является обязательной для всех организаций. Охрана труда существует для того, чтобы повысить работоспособность сотрудников и защитить их и предприятие от потерь, возникающих в связи с простоями в процессе производства.

    В статье 212 Трудового Кодекса Российской Федерации говорится, что работодатель обязан обеспечить охрану труда для своих работников и создать безопасные условия труда. Это включает в себя как общий режим работы, так и инструктажи о проведении и безопасности самого рабочего процесса. Нарушение этих предписанных законом норм строго наказывается.

    Создавая службу охраны труда на свом предприятии, прежде всего, нужно назначить ответственного работника. Если организация не очень крупная, и в ней работают меньше ста сотрудников, эту функцию может выполнять помимо своей основной работы любой наиболее подходящий из них. Но если речь идт о крупном предприятии, руководитель обязан создать специальный отдел службы охраны труда и ввести новую должность специалиста охраны труда.

    Создавая базы по охране труда очень важно составить список требований на предприятии, на основании которого потом разрабатываются нормативные акты. Для охраны здоровья работников требуется организация лечебного питания и проведение регулярных медосмотров за счет предприятия. Требуется основательно ознакомиться с нормативно-правовыми, а также нормативно-техническими документами по охране труда, особенным образом с теми, которые связаны с пожарной безопасностью.

    Обязательно должна быть урегулирована такая процедура, как аттестация рабочих мест. Каждое рабочее место при аттестации оценивается на его травмоопасность, гигиеничность, подверженность вредным факторам данного производства. Эта процедура должна проводиться не реже, чем один раз в течении пяти лет.

    Одним из главных требований охраны труда - это проведение инструктажей, которое осуществляется независимо от того, каким видом деятельности занимается организация. Акты инструктажа по охране труда выдаются работнику под расписку. Типичная инструкция для сотрудников должна содержать общие требования по правилам безопасности; требования к соблюдению безопасности перед началом, во время работы, и также по окончании рабочего дня; правила безопасности в аварийных ситуациях. Сотрудникам важно знать, какие действия на предприятии для них строго запрещены.

    Инструктаж должен проводить руководитель, который прошл соответствующее обучение по охране труда. В отдельном журнале все рабочие обязаны расписываться о пройденном ими инструктаже. Требования охраны труда на офисном предприятии предписывают также инструктаж по правильной эксплуатации офисной оргтехники и электроприборов. Если есть необходимость проведения разовых работ, то нужно провести отдельный инструктаж именно для этой конкретной цели.

    В России охрана труда - это важная составляющая любого предприятия. Надзором и государственным контролем соблюдения трудовых норм занимаются федеральные исполнительные органы и федеральная инспекция труда Министерства здравоохранения и социального развития. Дисциплинарную, административную, уголовную, а также гражданско-правовую ответственность несут те лица, которые в данном случае являются виновными в несоблюдении правил охраны труда.

Введение

Деятельность учреждений фиксируется в разных видах документов.

Согласно действующему законодательству организации, учреждения и частные предприятия издают уставы, положения, инструкции, штатное расписание.

Комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи и функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководителей и специалистов предприятия, называется организационными документами.

Основная управленческая функция организационных документов -- организационная, то есть создание документов, содержащих правила, нормы, положения, статус.

Организационные документы содержат строго обязательные для исполнения положения. Обязательно их утверждение. Цель создания -- наиболее рациональное разделение труда. Срок действия -- бессрочные, действуют до отмены. Порядок внесения изменений -- по мере необходимости, с утверждением вышестоящей организацией с информированием регистрирующего органа приказами и распоряжениями.

Инструкция - свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь. Существует большое количество разнообразных инструкций.

В данной работе будет рассмотрены тематические инструкции: их виды и содержание.

Инструкции: виды и содержание

Инструкция - (от лат. Instructio - наставление - устройство): - это правовой акт, утверждаемый или издаваемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые или иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их структурных подразделений и служб), должностных лиц и граждан.Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления).Учебник для вузов. / Под ред. Т.В. Кузнецовой. - М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 2003. - С.83-85.

Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов, распорядительных документов (например, приказов), по заполнению и ведению форм документов (например, бухгалтерских, отчетных, учетных и др.). Там же.

Инструктивный характер носят такие широко применяемые на практике акты, как «правила», «рекомендации», «методические рекомендации», «методические указания» и другие документы, имеющие одинаковую юридическую природу. С целью введения единообразия в систему правовых актов и сокращения разнообразных форм актов, имеющих одинаковую природу, целесообразно объединить все перечисленные выше акты в «инструкцию».

Инструкции могут быть типовые (отраслевые) и для работников предприятий (по профессиям и видам работ).

Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

Отраслевые инструкции разрабатываются специализированными научно-исследовательскими институтами, лабораториями на основе соответствующих Правил, Стандартов и других действующих нормативных документов с учетом достижений науки и техники и современного уровня производства и предназначаются для рабочих основных профессий без учета особенностей конкретного предприятия или промышленного района.

Инструкции предприятий разрабатываются на предприятиях в соответствии с Основным законодательством, на основании отраслевых инструкций, соответствующих «Правил», «Системы стандартов» с учетом особенностей технологического процесса производства, природно-климатических условий, обслуживаемого оборудования, применяемого инструмента, приспособлений, формы организации труда, характерных для данного предприятия.

Инструкции могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (например, электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, и др.), так и на отдельные виды работ (например, работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.).

Инструкции по профессии являются практическим пособием для рабочего, которым он должен руководствоваться и строго соблюдать все требования для безопасного выполнения своих трудовых обязанностей в рабочее время.

Инструкции по виду работ являются одним из основных документов, содержащих безопасные приемы и методы работ, которым должны руководствоваться ответственные руководители работ (мастера, бригадиры, прорабы и др.) и рабочие при ведении технологического процесса (вида работ).

Инструкции для работников разрабатываются на основе типовых инструкций. При отсутствии инструкций инструкции для работников разрабатываются на основе действующих нормативных правовых актов, с учетом конкретных условий труда на данном участке или рабочем месте.

Должностная инструкция бывает типовая (примерная) и конкретная. Типовая должностная инструкция разрабатывается на должности, имеющие одинаковый набор обязанностей, прав, ответственности вне зависимости от того, в какой отрасли функционирует данная организация. Конкретные должностные инструкции должны быть разработаны на все должности, предусмотренные штатным расписанием организации, а типовые инструкции могут служить основой для их разработки.

Обязательными реквизитами инструкции являются: наименование организации, вид документа, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования документа, подпись, гриф утверждения.

Заголовок инструкции должен четко очерчивать круг вопросов, объектов и лиц, на которых распространяются ее требования. Например: «Должностная инструкция инспектору по контролю...», «Инструкция по документационному обеспечению (делопроизводству) в Администрации Президента Российской Федерации».

К инструкциям предъявляются повышенные требования четкости и ясности изложения текста. Очень важно учитывать последовательность, в которой пользователь должен изучать и использовать инструкцию. Текст разделяется по определенной логической схеме на части: разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Порядок нумерации должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 1.5-92. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федера-ции. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стан-дартов.

Текст инструкции разбивается по определенной логической схеме и состоит из разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, которые нумеруются арабскими цифрами. Количество разделов и их логическая взаимосвязь определяются разработчиками.

Как правило, текст инструкции должен начинаться с раздела «Общие положения», в котором излагаются цели и причины издания документа, область распространения, порядок и обязательность использования, правовые, нормативные или распорядительные акты, послужившие основой для разработки инструкции, а так же возможная отмена ранее действующей инструкции и другие общие сведения.

Инструкция - документ длительного действия. В «Общих положениях» оговариваются сроки введения инструкции в действие или отмена ее введением ранее действующей.

Поскольку инструкции носят характер указания, и по стилю изложения текст инструкции носит распорядительный характер, поэтому в ней рекомендуются четкие формулировки со словами, имеющими распорядительное значение, типа: «должен», «следует», «необходимо», «имеет право», «рекомендуется», «устанавливается», «не допускается», «запрещается» и т.д.Организация работы с документами: Учебник / Под ред. В.А. Кудряева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 592 с.

Заголовок инструкции должен четко очерчивать круг вопросов, объектов и лиц, на которых распространяются ее требования.Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления).Учебник для вузов. / Под ред. Т.В. Кузнецовой. - М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 2003. - С.83-85. Например: «Должностная инструкция по контролю…», «Инструкция по документационному обеспечению управления (делопроизводству) в администрации Президента Российской Федерации»; «Годовой бухгалтерский отчет составляют предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от форм собственности в порядке и по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации».

Текст инструкции излагается от третьего лица единственного или множественного числа. Например: «Исполнитель обязан сдать законченные в делопроизводстве документы секретарю структурного подразделения»; или «Секретари структурных подразделений обязаны ежемесячно предоставлять в канцелярию данные об объеме документооборота»; или «Руководители или по их поручению другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций должны систематически анализировать, обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них практические замечания...»;

Или в безличной форме, например: «При написании заголовка дела за основу берётся формулировка, данная в номенклатуре дел»; «Повторным предложениям, заявлениям, жалобам граждан при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, в соответствующей графе регистрационно-контрольной карточки указываются регистрационные индексы первого предложения, заявления, жалобы...»).

На каждого работника учреждения (организации), в том числе и на работника службы делопроизводства, составляется должностная инструкция.

Инструкция подписывается руководителем структурного подразделения, которое его разрабатывала. Инструкция утверждается специальным распорядительным актом или непосредственно руководителем организации, о чем свидетельствует соответствующий по форме гриф утверждения. В процессе подготовки инструкции визируются руководителями всех заинтересованных подразделений, юрисконсультом, заместителем руководителя, курирующим то направление деятельности, которого касается содержание инструкции.

На инструкции может быть сделана отметка о том, что она является приложением к распорядительному документу. При утверждении инструкции распорядительным документом (например, приказом) в нем устанавливается срок введения инструкции, перечисляются необходимые организационные мероприятия, указываются ответственные исполнители.

Инструкция может вводиться в действие после утверждения руководителем организации или после издания специального распорядительного документа. И в том и в другом случае на первой странице инструкции оформляется гриф утверждения с указанием должности и даты утверждения или ссылки на распорядительный документ, его дату и номер. Если в тексте распорядительного документа не указан срок введения инструкции, таковым считается день подписания и регистрации документа. Например: в распоряжении главы Администрации г.Зеленогорска от 01.03.03 № 90-р «Об утверждении Инструкции по делопроизводству» присутствует такой текст:

«В целях упорядочения работы с документами, совершенствования делопроизводства в аппарате администрации области:

1. Утвердить Инструкцию по делопроизводству в аппарате администрации города.

2. Общему отделу Администрации (Кирсанова М.В.) обеспечить методическое руководство организацией делопроизводства в аппарате администрации и установить контроль за соблюдением требований Инструкции».

инструкция реквизит отраслевой

17.1.На производстве должны быть:

а) должностные инструкции на всех работников, специалистов, ИТР и управленческий аппарат;

б) инструкции по специальностям для работников всех профессий предприятия;

в) инструкция по видам выполняемых работ.

17.2 Инструкция по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовые и для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места.

17.3.Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников отдельных профессий, так и на отдельные виды работ.

17.4.Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъёмных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, и для других работников, требований безопасности труда которых установлены в межотраслевых нормативных актах по охране труда, утверждённых надзорными и контролирующими органами Республики Казахстан, разрабатываются на основе указанных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.

17.5.Требования нормативных актов по охране труда, включаемые в инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работника.

17.6.Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. К разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и при разработке постоянных инструкций для работников. Временные инструкции разрабатываются как по профессиям, так и по видам работ на срок до приёмки указанных производств в эксплуатацию государственной приёмочной комиссией.

17.7.Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с службой охраны труда, а в случае необходимости, и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

17.8.Каждой инструкции должно быть присвоено наименование и номер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.

17.9. Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ на соответствие их требованиям действующих государственных стандартов, правил безопасности, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов должно проводиться не реже одного раза в 5 лет, а по профессиям и видам работ, связанных с повышенной опасностью – не реже одного раза в 3 года. При необходимости разрабатываются предложения по их обновлению.

До истечения указанных сроков инструкции пересматриваются при изменении законодательных актов, государственных стандартов и других нормативных документов по безопасности труда. По указанию вышестоящих органов; при внедрении новой техники и технологии; по результатам расследования производственного травматизма, аварий, катастроф; при изменении типовой инструкции; при изменении технологического процесса или условий работы, а также при использовании новых видов оборудования, материалов, аппаратуры, приспособлений и инструментов.

Ответственность за своевременную проверку и пересмотр инструкций несут руководители подразделений – разработчиков.

Если в течение указанного выше срока условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом (распоряжением) по предприятию действие инструкции для работников продлевается на следующий срок, о чём делается запись на первой странице инструкции (ставится штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

Руководители предприятий обеспечивают инструкциями всех работников и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятия.

17.10.Выдача инструкций руководителям подразделений (служб) должны производиться службой охраны труда с регистрацией в журнале выдачи инструкций.

17.11.У руководителя подразделения (службы) предприятия должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ данного подразделения (службы), а также перечень этих инструкций, утверждённый руководителем предприятия.

17.12. У каждого руководителя участка, мастера и т.п. должен быть в наличии комплект действующих инструкций для работников, занятых на данном участке, по всем профессиям и видам работ.

17.13 Инструкции работникам могут быть выданы на руки, под роспись в журнале инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранится в ином месте, доступном для работников.

Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы.

Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН.

Так, например, в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, к которым в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся и автономные некоммерческие организации (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, письмо ФНС России от 28.12.2004 № 22-0-10/1986@).

Положений, запрещающих автономным некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения, налоговое законодательство не содержит. Поэтому при соблюдении перечисленных в п.п. 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ условий автономная некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 346.13 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации достаточно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого она намерена перейти на УСН, подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-11-06/2/92). Такое заявление может быть подано и одновременно с , необходимыми для государственной регистрации юридического лица. В этом случае в заявлении о переходе на УСН не указываются ОГРН и ИНН/КПП (письмо МНС России от 27.05.2004 № 09-0-10/2190).

Что касается оказания платных образовательных услуг в области повышения квалификации руководящих кадров, и возможности не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы, то авторы отмечают, что д оходы, получаемые автономной некоммерческой организацией от реализации платных образовательных услуг, направляемые на обеспечение образовательного процесса, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Об образовании) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46 Закона Об образовании).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст.ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Согласно положениям ст. 249 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров, работ, услуг, которым признается выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ или услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Перечень операций, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или услуг, установленный п. 3 ст. 39 НК РФ, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.

Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли у некоммерческих организаций, предусмотренный ст. 251 НК РФ, не содержит такого вида доходов, как доход от оказания платных услуг.

Таким образом, доход, полученный негосударственным образовательным учреждением от реализации платных образовательных услуг, признается в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Аналогичная позиция (в отношении организаций-плательщиков налога на прибыль) приведена в письмах Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-06/4/63, от 19.10.2006 № 03-03-04/1/701, УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 № 20-12/81131.

Специалисты финансового и налогового ведомств поясняют, что средства, получаемые налогоплательщиками за оказание платных услуг, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, направляемые на обеспечение образовательного процесса, являются доходами от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСН, доходы от оказания платных образовательных услуг должны включать в состав налоговой базы.

Если некоммерческая организация занимается коммерческой деятельностью, рассмотрим как принимается к вычету НДС по коммерческой и некоммерческой деятельности, как распределять НДС по косвенным и прямым расходам и надо ли заполнять в декларации по НДС раздел 7.

Согласно ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (далее - НКО) относятся к плательщикам НДС.

Следовательно, вне зависимости от того, осуществляет НКО предпринимательскую деятельность или нет, оно имеет все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС в этом случае должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Однако по предпринимательской деятельности НКО должны формировать налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). "Входной" НДС, уплаченный при приобретении товаров, имущества, работ и услуг, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности, можно принять к вычету при выполнении требований, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:

  • товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • товары приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Отметим также, что НК РФ не содержит условия о том, что право на вычет ставится в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Таким образом, по нашему мнению, НКО вправе принять к вычету НДС и по тем товарам (работам, услугам), приобретенным за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащих использованию в коммерческой деятельности (письмо Минфина России от 28.12.2006 № 03-03-04/4/194).

Порядок ведения раздельного учета

В том случае, если приобретенные товары (работы, услуги) будут использованы как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях, НКО обязаны вести раздельный учет данных расходов и НДС по ним (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 19-11/12142).

Порядок ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения (письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2004 № 24-11/68949).

Сразу обращаем внимание, что в том случае, если можно установить факт прямого использования товаров (работ, услуг) при совершении необлагаемых или облагаемых операций, учет сумм входного НДС осуществляется в соответствии либо с абзацем вторым, либо с абзацем третьим п. 4 ст. 170 НК РФ, а именно:

  • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются в деятельности, как облагаемой, так и освобожденной от обложения НДС, то в этом случае указанные расходы характеризуются тем, что их нельзя учесть каким-либо методом в составе затрат по определенному виду деятельности и точно распределить их (соответственно и входной НДС) между облагаемыми и освобожденными от обложения НДС операциями. Иначе говоря, изначально нельзя рассчитать, в каком размере "входной" НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком - учтен в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе по ОС и НМА. Как правило, основные трудности в этом случае возникают, когда необходимо распределить НДС по товарам (работам, услугам), входящим в состав общехозяйственных расходов, таким как приобретение канцтоваров, услуг, необходимых для функционирования организации в целом (услуги по обслуживанию справочно-правовых систем, аренда и т.п.).

В этом случае в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ распределение НДС должно осуществляться путем расчета пропорции исходя из определения доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Иными словами, указанная пропорция определяется исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых данным налогом.

При этом не играет роли, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы (на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы") (письмо Минфина России от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133). Кроме того, при расчете указанной пропорции также не важно, на какой основе происходила передача права собственности (результатов работ) (на возмездной или безвозмездной).

Для определения пропорции берутся данные текущего налогового периода (письма Минфина России от 26.06.2008 № 03-07-11/237, от 20.06.2008 № 03-07-11/232, ФНС РФ от 24.06.2008 № ШС-6-3/450@). В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для целей исчисления НДС - квартал. Следовательно, определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по итогам текущего квартала. Данная позиция высказана налоговым органом и согласована с Минфином России (письмо ФНС России от 01.07.2008 № 3-1-11/150).

Для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письмо Минфина России от 18.08.2009 № 03-07-11/208).

Отметим, что универсального способа ведения раздельного учета НК РФ не содержит, поэтому организации нужно самостоятельно разработать и отразить в учетной политике свой способ ведения учета входящего НДС.

Например, к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" могут быть открыты отдельные субсчета:

  • 19-1 "НДС по облагаемым НДС операциям";
  • 19-2 "НДС по не облагаемым НДС операциям";
  • 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям".

Суммы, учтенные на субсчете 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям", по итогам квартала подлежат распределению исходя из рассчитанной пропорции доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Заполнение налоговой декларации

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее - Порядок), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации только при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций. При этом операции, которые подлежат включению в Раздел 7, содержатся в самом его наименовании, а также в п. 44.3 Порядка.

Перечень кодов и наименований операций, подлежащих отражению в декларации, содержится в Приложении 1 к Порядку.

Таким образом, Раздел 7 подлежит заполнению в том случае, если организация осуществляет следующие операции:

  • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ;
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 147-148 НК РФ;
  • суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев"

Если некоммерческая организация не осуществляет какую-либо из операций, перечисленных в вышеуказанных статьях, Раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
  2. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев".
  4. Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
  5. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Е. Титова,
О. Монако,
В. Пименов,
М. Миллиард,
А. Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ