Другое

Zero самолет японии. Японский палубный истребитель A6M "Zero"

Сташинский вышел на Бандеру еще в январе 1959 года. Только спустя 10 месяцев, 15 октября, он смог осуществить свой план ликвидации. В тот день Степан Андреевич возвращался домой с рынка и отпустил охрану. Такая потеря бдительности стоила лидеру ОУН жизни: в подъезде собственного дома его уже ждал вооруженный шприцом с ядом Сташинский. Киллер мгновенно выстрелил в Бандеру из шприца-пистолета. Тот едва успел закричать, как цианистый калий начал действовать. Скончался Бандера по пути в больницу.

По возвращении в Москву Сташинский в торжественной обстановке был награжден орденом. Агент не преминул воспользоваться случаем и попросил у начальства разрешения на брак с немкой Ингой Поль. Спустя 2 года Сташинский сам стал перебежчиком. Жена уговорила его бежать из СССР, справедливо полагая, что КГБ может устранить его, как ненужного свидетеля.

Согласно одной версии, Сташинский с женой пересек границу, сдался немецким властям и попросил политического убежища. На суде ему дали 8 лет. Отсидев из этого срока 4 года, Сташинский освободился и скрылся в неизвестном направлении, опасаясь расправы со стороны советских спецслужб. Якобы супруги Сташинские поселились на старости лет в родной деревне Богдана Николаевича. По другой, убийца Бандеры сделал пластику и с помощью советских спецслужб перебрался в ЮАР, где проживает до сих пор.

Легендарный истребитель "Зеро" ныне отсутствующих японских императорских ВВС впервые после окончания Второй мировой войны вновь взмыл в небо бывшей империи. Правда. совсем на короткое время.

Взлетел он с существующего с довоенных времен аэродрома военно-морских сил Каноя в префектуре Кагосима на крайнем юго-западе острова Кюсю. В кабине прославленного самолета сидел, кстати, представитель былых врагов - отставной американский военный пилот Скип Холм. Поскольку в самой Японии нет ни одного человека с лицензией на управление этим истребителем. Хотя, возможно, некоторые бодрые ветераны еще могли бы тряхнуть стариной и бросить свой верный "Зеро» в крутое пике.

Взлетевший с базы Каноя самолет был найден еще в 70-х годах прошлого века в джунглях Папуа-Новой Гвинеи, где в годы Второй мировой войны проходили ожесточенные бои между императорской армией и американскими войсками. «Зеро» сильно проржавел, но был восстановлен, сейчас принадлежит частному японскому коллекционеру, сертифицирован в США и, как утверждается, пребывает в идеальном состоянии.

Кстати, всего в Соединенных Штатах сейчас имеется шесть готовых к полетам трофейных самолетов такого типа (официально по-английски они именуются Mitsubishi A6M Zero). А вот японцы термина "Зеро" не знают - в старой шовинистической Японии такие заграничные словечки не поощрялись. Самолеты назывались Рэйсэн - Истребитель Ноль.

Они производились на заводах корпорации "Мицубиси" с 1940 по 1945 год. "Зеро" отлично себя показали во время войны в Китае: причинили, в частности, немало горя советским летчикам, сражавшимся на стороне войск Чан Кайши против японского вторжения. Они же были лучшими боевыми самолетами на начальном этапе тихоокеанской кампании Второй мировой войны, могли выполнять функции легкого бомбардировщика или торпедоносца. «Зеро» отличались отличной маневренностью, высокой скоростью и небывалой по тем временам дальностью полета - более 2 тысяч километров.

Эти самолеты, в частности, сыграли важную роль в успехе неожиданной японской атаки на американские военные объекты на базе Пёрл-Харбор.
Однако индустриальный и технологический разрыв Японии и Соединенных Штатов был гигантским: в США очень быстро были разработаны более скоростные и мощные машины, и с 1942 года "Зеро" потеряли свое превосходство в воздухе. На один сбитый американский самолет стало приходиться до десятка японских. На последнем этапе войны некогда непобедимые истребители стали все чаще использоваться для самоубийственных полетов камикадзе. Кстати, весной 1945 года взлетали они и с базы Каноя.

"Зеро" вызывают у японцев весьма смешанные чувства - с одной стороны, это напоминание о жутких событиях минувшей проигранной войны, которую общественность в подавляющем большинстве осуждает. С другой - некоторое воплощение трагической романтики, предмет некоторой гордости за технические достижения минувшего века.

Кстати, судьбе конструктора истребителя "Зеро" посвящен вышедший в 2013 году крайне популярный полнометражный анимационный фильм "Ветер крепчает" великого японского режиссера Хаяо Миядзаки.

Этот самолет, ставший одним из символов войны на Тихом океане, являлся основным истребителем авиации Императорского флота. Разработка его осуществлялась в соответствии с требованиями 12-Си, сформулированными в 1937 г. Новая машина, предназначенная для замены в будущем истребителя А5М, должна была существенно превзойти его в скорости (на 100 км/ч), не уступая при этом в маневренности. Требования палубного базирования обусловили необходимость хороших взлетно-посадочных характеристик, а особенности ТВД - большую дальность полета. Впервые в практике японской военной авиации для нового истребителя было предусмотрено пушечное вооружение - две 20-мм пушки, дополненные парой 7,7-мм пулеметов.

Разработку самолета возглавил авиаконструктор Д. Хорикоси. Определяющим для всей последующей работы стал выбор двигателя для будущего самолета. Заказчик требовал применения на истребителе одного из двигателей, уже отработанных и внедренных в серийное производство. Конструкторам пришлось согласиться на установку 14-цилиндрового мотора «Накадзима» «Сакае» 12, хотя два прототипа получили двигатели «Мицубиси» «Зюйсей» 13 (875 л.с). Самолет получил закрытую кабину и убирающееся шасси, существенно улучшившие аэродинамику. Первый прототип был облетан 14 апреля 1939 г. Он, равно как и вторая машина, немного недотягивал до требуемой скорости в 500 км/ч. Третья машина, считавшаяся предсерийной, получила двигатель «Сакае» 12 (940 л.с). Три первых самолета обозначались А6М1 («палубный истребитель опытный тип 0»).

Серийное производство началось весной 1940 г. Общий объем выпуска составил 10964 самолета (3879 выпущено фирмой «Мицубиси», 6570 - «Накадзима», 279 - «Хитачи» и 238 - 21-м арсеналом). В системе кодов союзников обозначался «Зек», но чаще применялось обозначение «Зеро» - «ноль» (Zero).

Технические характеристики Мицубиси А6М2 модель 11

  • Двигатель: «Сакае» 12
  • мощность, л.с.: 940
  • Размах крыла, м.: 12,00
  • Длина самолёта, м.: 9,050
  • Высота, м.: 3,525
  • Площадь крыла, кв.м.: 22,438
  • Вес пустого самолёта, кг.: 1695
  • Вес взлетный, кг.: 2338
  • Вес максимальный, кг.: 2574
  • Скорость максимальная, км/ч / на высоте, м.: 533/4550
  • Время набора высоты, м.: 7’27″/6000
  • Практический потолок, м.: 1008

Основные модификации Мицубиси А6М «Зеро

  • А 6 М 2 («морской тип 0 палубный истребитель модель 11») - предсерийный вариант. Двигатель «Сакае» 12 (940 л.с). Вооружение - 2 20-мм крыльевые пушки «тип 99-1 модель 3» (боекомплект 60 снарядов на ствол) и 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 97» (500 патронов на ствол); возможна подвеска 2 30-кг или 60-кг бомб под крылом, а под фюзеляжем - 300-л ПТБ. Изготовлено 64 самолета.
  • А 6 М 2 («модель 21») - введены складывающиеся законцовки крыла, внесен ряд других изменений. Силовая установка и вооружение соответствуют «модели 11». Выпускался со второй половины 1940 г., построено примерно 1540 самолетов (800 - фирмой «Мицуби-си» и 740 - «Накадзима»).
  • A 6 M 2- N («морской истребитель-гидроплан тип 2 модель 11») - гидроистребитель с трехпоплавковым шасси, разработанный по техзаданию 16-Си фирмой «Накадзима» на базе А6М2. Вооружение и силовая установка соответствовали базовой модели. С марта 1942 г. по июль 1943 г. изготовлено 254 машины. В системе кодов союзников обозначался «Руфь».
  • А 6 М 2- К («тип 0 учебный истребитель модель 11») - двухместный учебный самолет, разработанный 21-м арсеналом в Омуре. Мотоустановка аналогична А6М2, вооружение - 2 7,7-мм синхронных пулемета. Изготовлено 2 прототипа и 508 серийных самолетов, в т.ч. 236 21-м арсеналом (январь 1943 - октябрь 1944 гг.) и 272 (под обозначением «модель 21») - фирмой «Хитачи» с мая 1944 по июль 1945 гг.
  • А 6 М3 («модель 32») - двигатель «Сакае» 21 (1130 л.с). Обрезаны законцовки крыла. Вооружение - 2 20-мм крыльевые пушки «тип 99-1 модель 4» (боекомплект 100 снарядов на ствол) и 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 97» (500 патронов на ствол); возможна подвеска 2 30-кг или 60-кг бомб. Серийно строился с июля 1942 г., фирмой «Мицубиси» изготовлено 343 машины; выпускался также «Накадзимой», но точное количество изготовленных ею самолетов неизвестно. Первоначально союзниками присвоено обозначение «Хэмп», но вскоре изменено на «Зек 32».
  • А 6 М4 («модель 22») - в крыле установлены 2 45-л дополнительных топливных бака, законцовки обычные. Фирмой «Мицубиси» выпущено 560 машин включая некоторое количество самолетов «модель 22а» (с пушками «тип 99-2» с удлиненным стволом). Выпускался также «Накадзимой», но точное количество изготовленных ею самолетов неизвестно.
  • А 6 М 5 («модель 52») - усилена конструкция с целью увеличения допустимой скорости пикирования. Крыло снова сделали нескладывающимся, применив новые законцовки закругленной формы. Силовая установка и вооружение аналогичны А6МЗ. Выпускался с осени 1943 г., фирмой «Мицубиси» построено 747 машин, количество выпущенных «Накадзимой» неизвестно.
  • А 6 М 5 а («модель 52a») - вновь усилена конструкция крыла, боекомплект пушек увеличен до 125 снарядов на ствол. С марта 1944 г. «Мицубиси» построила 391 самолет, количество выпущенных «Накадзимой» неизвестно.
  • А 6 М 5b («модель 52b») - установлено лобовое бронестекло и противопожарная система топливных баков. Правый синхронный пулемет заменен 13,2-мм пулеметом «тип 2». Под крылом возможна подвеска 2 150-л ПТБ. Выпускался фирмой «Мицубиси» с апреля 1944 г., построено 740 машин.
  • А 6 М 5 с («модель 52c») - установлена бронеспинка. Вооружение - 2 20-мм пушки «тип 99-2 модель 4» (125 снарядов на ствол), 3 13,2-мм пулемета «тип 3» (1 синхронный и 2 крыльевых; 230-240 патронов на ствол); под крылом возможна подвеска 8 НАР «воздух-воздух».
  • А 6 М 5- К - двухместный учебный вариант А6М5. В начале 1945 г. фирма «Хитачи» изготовила 7 машин.
  • А6М6с («модель 53с») - аналог А6М5с с двигателем, снабженным системой впрыска воднометаноловой смеси. На рубеже 1944-1945 гг. фирма «Накадзима» изготовила несколько самолетов установочной серии.
  • А 6 М 7 («морской тип 0 истребитель-бомбардировщик модель 63») - под фюзеляжем возможна подвеска 250-кг бомбы вместо ПТБ. Вооружение аналогично А6М5с. Двигатель «Сакае» 31 с системой впрыска воднометаноловой смеси (часть самолетов комплектовалась старыми «Сакае» 21 - они именовались «модель 62»). Выпускался с весны 1945 г.

Серийно не строился А6М8 под двигатель «Кинсей» 62 (1500 л.с.) - до капитуляции построили только 2 прототипа.

Боевое использование самолётов Мицубиси А6М «Зеро»

Дебют А6М2 состоялся в августе 1940 г. в Китае. Самолеты 12-го и 14 кокутаев применялись, главным образом, для сопровождения бомбардировщиков. В общей сложности, в Китай поступило не более 40 А6М2, интенсивно воевавших примерно год - до августа 1941 г. За год их пилоты совершили 354 боевых вылета и заявили об уничтожении 103-х вражеских самолетов в воздухе и 163-х - на земле. Собственные же боевые потери составили лишь 3 А6М2, да и те были сбиты зенитками.

К моменту начала войны с Соединенными Штатами авиация Императорского флота имела в своем составе около 400 истребителей А6М2. Самолеты с авианосцев «Акаги», «Kara», «Хирю», «Сорю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку» 7 декабря 1941 г. участвовали в налете на Пёрл-Харбор, обеспечив прикрытие двух ударных волн, а также проштурмовав аэродромы. «Зеро» базировавшихся на Тайване 3-го кокутая и кокутая «Тайнань», приняли участие в захвате Филиппин, а затем - Малайи, Сингапура и Голландской Ост-Индии.

В феврале 1942 г. А6М2 с «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю» участвовали в ударе по австралийскому Дарвину. В апреле ударное авианосное соединение предприняло рейд в Индийский океан, нанеся удар по объектам на Цейлоне.

В сражениях первых месяцев войны Мицубиси «Зеро» показали убедительное превосходство над всеми противостоящими им истребителями. Не в последнюю очередь этому способствовал и высокий уровень подготовки японских пилотов.

7-8 мая 1942 г. «Зеро» участвовали в первой в истории битве авианосцев - сражении в Коралловом море. Они не сумели прикрыть легкий авианосец «Сёхо», потопленный американской авиацией, но обеспечили действия ударных групп с «Сёкаку» и «Дзуйкаку», потопивших авианосец «Лексингтон». А 4 июня в ходе сражения у Мидуэя истребители не смогли надежно прикрыть собственные авианосцы, следствием чего стала гибель четырех японских авианосцев и всех базировавшихся на них самолетов (около 250).

Гидросамолеты A6M2-N с июля 1942 г. до апреля 1943 г. воевали на Алеутах. С июня 1942 г. такие самолеты воевали на Рабауле и Гуадалканале, занимаясь перехватами . В районе Новой Гвинеи летом 1942 г. действовал и кокутай «Тайнань», вооруженный А6М2. Здесь же в составе 2-го кокутая дебютировали новые А6МЗ. К сентябрю 1942 г. на Соломоновых о-вах действовало 5 кокутаев с «Зеро», но из-за значительных потерь и трудностей с получением пополнения их состав был далеким от штатного. И если в августе и октябре 1942 г. у Гуадалканала ещё появлялись японские авианосные соединения, то уже в марте 1943 г. пришлось снять с авианосцев остатки авиагрупп, перебросив их на Рабаул. «Зеро» действовали не только как истребители, но и как штурмовики и пикировщики, однако переломить ситуацию не удалось. После 20 февраля 1944 г. инициатива в воздушной войне полностью перешла к американцам. В боях над Соломоновыми островами и Новой Гвинеей погибли лучшие пилоты палубной авиации, а для подготовки замены требовались длительные интенсивные тренировки. Составлявший некогда грозную силу японский авианосный флот превратился в бледную тень былой мощи. И когда американцы перенесли боевые действия в центральную часть Тихого океана, эффективно противостоять этому Императорский флот уже не мог.

В 1943-1944 гг. истребители «Зеро» участвовали в отражении налетов вражеской авиации на объекты в Голландской Ост-Индии, Маршалловых и Марианских о-вах, о. Трук. В сражении в Филиппинском море в июне 1944 г. участвовали «Зеро» с 6 авианосцев, причем новые А6М5 использовались как истребители, а А6М2 - в качестве ударных. С сентября 1944 г. дислоцированные на Филиппинах «Зеро» (главным образом, из 201-го кокутая) отражали налеты американской авиации, а с октября действовали и как камикадзе.

После сдачи Филиппин возросло значение Тайваня как базы авиации. Основным способом противодействия американскому натиску становились атаки смертников. С января 1945 г. «Зеро» участвовали в этих налетах и как машины прикрытия, и как самолеты-камикадзе. В последние месяцы войны А6М действовали в системе ПВО Японии, участвовали в операции «Кикусуй» в районе Окинавы. Вероятно, последний боевой вылет «Зеро» состоялся утром 15 августа 1945 г., когда на перехват американских и британских палубных самолетов поднялись 17 А6М5 и А6М7, сбивших 4 «Хэллкэта» ценой потери 15 своих самолетов.

Конструкторы «Мицубиси» создали, вне всякого сомнения, выдающийся для своего времени самолет-истребитель. Безусловными достоинствами самолета являлись высокая маневренность и огромная по тем меркам дальность полета. Если бы обладал боевым радиусом, равным хотя бы половине такового для «Зеро» - исход битвы за Британию мог бы быть совсем иным, ведь в таком случае германская истребительная авиация с баз на континенте полностью контролировала бы воздушное пространство над Британией. Высокие маневренные качества А6М обусловили появление инструкций, прямо запрещавших пилотам союзнических самолетов ввязываться с «Зеро» в маневренный воздушный бой. Однако со второй половины 1942 г. преимущество А6М постепенно исчезает в связи с появлением новых самолетов.

Наиболее слабым местом «Зеро» был малолитражный мотор, не имевший резервов для существенного увеличения мощности. Следует, однако, учесть, что уже с 1943 г. на смену «Зеро» должен был прийти новый японский палубный истребитель А7М «Репу», превосходящий его по всем показателям. Но в серию он так и не успел попасть. В итоге, «Зеро» оказался своего рода «сверхсрочником», вынужденным тянуть солдатскую лямку до конца Второй мировой войны, хотя по сроку службы должен был бы уже давно быть уволен в запас…

942 м/мин Размеры Длина: 9,06 м Высота: 3,05 м Размах крыла: 12,0 м Площадь крыла: 22,44 м² Масса Пустой: 1680 кг Снаряжённый: 2410 кг Силовая установка Двигатели: 1 × Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 2×7,7 мм пулемёта Тип 97 на двигателе
2×20 мм пушки Тип 99 в крыльях 2×30 кг бомбы под крыльями и 1×60 кг бомба под фюзеляжем

Название «Морской палубный истребитель Тип 00 Модель 11» (Rei shiki Kanjo sentoki , 零式艦上戦闘機) A6M получил от последних чисел года выпуска - 2600 год по японскому летоисчислению (1940 г). В Японии его неофициально называли «Рейзен», кодовое имя данное союзниками - «Зике» (Zeke). Пилоты же называли A6M просто «Зеро» (англ. «Ноль» ).

Разработка

Захваченый A6M2 c американскими опознавательными знаками в NASA

В сравнении с западными самолётами «Зеро» не имел бронированной спинки кресла пилота и протектированных топливных баков, что снижало его устойчивость к боевым повреждениям. Большинство самолётов строились из алюминия марки T-7178, который был легче и прочнее, но и более хрупок. Очень низкая нагрузка на крыло давала скорость сваливания около 110 км/ч - способность к крутым разворотам, недоступным союзным самолётам того времени. За счет отклонения триммеров элеронов в противоположную сторону уменьшались усилия на ручке управления, но это снижало скорость вращения на больших скоростях - на 260 км/ч она составляла 56 градусов в секунду. На скоростях около 500 км/ч скорость вращения падала до ноля из-за гибкости крыльев.

Американские военные получили возможность детально изучить «Зеро» после восстановления почти неповреждённого самолёта приземлившегося на Аляске . Японский пилот слишком далеко улетел от базы и, надеясь совершить экстренную посадку на территории США, перевернулся и сломал себе шею .

На службе

Дебют «Зеро» состоялся в августе 1940 года в Китае. Из-за недостаточного радиуса действия устаревающие A5M не могли сопровождать японские бомбардировщики и те несли большие потери от китайских истребителей. Все изменилось с прибытием «Зеро». Во время первых операций по сопровождению бомбардировщиков ни один истребитель не поднялся в воздух на перехват, так как китайцы узнали о прибытии «Зеро» и тщательно рассредоточили свои самолёты. Всего предсерийные «Зеро» уничтожили 266 вражеских самолётов в Китае.

Nakajima A6M2-N «Rufe»

В начале 1941 года началась разработка поплавкового самолёта на основе модели 11. Инженеры Nakajima убрали стойки шасси , установили большой подфюзеляжный поплавок с топливным баком внутри, на лонжероне закрепили два поддерживающих поплавка, увеличили площадь руля и добавили небольшой киль под фюзеляжем . 8 декабря 1941 года прототип совершил первый полёт. Принят на вооружение в июле 1942 года под обозначением «морской поплавковый истребитель тип 2 модель 11».

A6M2 модель 21

В ноябре 1940 года была представлена модификация со складывающимися на 500 мм законцовками крыла, что позволяло размещаться на авианосцах. Ранее это было невозможно, так как палубные подъемники авианосцев японского флота не были приспособлены для самолётов с длинной крыла более 11 метров. 740 самолётов этой модификации были построены Mitsubishi и 800 Nakajima.

Так же эта модель послужила основой для двухместного тренировочного самолёта A6M2-K, 508 единиц которого построили Hitachi и 21-й арсенал морской авиации в Сасебо.

A6M3 модель 32

В конце 1941 года Nakajima представила двигатель Sakae 21 мощностью 1130 л.с. (840 кВт) оснащенный двухступенчатым нагнетателем увеличивающим производительность на больших высотах. Из-за нагнетателя новый двигатель был несколько тяжелее и длиннее, что привело к смещению центра тяжести слишком далеко вперед. Было принято решение укоротить на 200 мм крепления двигателя к мотораме сдвигая его, таким образом, к кокпиту . Это повлекло уменьшение ёмкости главного топливного бака, расположенного прямо за двигателем, с 518 до 470 литров.

Другим важным изменением было удаление складывающихся законцовок крыла. Это дало гораздо больший эффект чем ожидалось изначально. Меньшая площадь крыла увеличила скорость вращения, а уменьшившееся лобовое сопротивление позволяло пикировать на скорости до 670 км/ч. С другой стороны уменьшились маневренность и дальность полета, что очень не нравилось пилотам и Штабу морской авиации. Меньший радиус действия внес серьёзные ограничения во время кампании у Соломоновых островов в 1942 году.

Так же были увеличены магазины крыльевых 20-мм пушек, теперь они могли вмещать до 100 снарядов (ранее 60). Магазины выполненные в виде барабанов стали выступать за габариты крыла и были закрыты обтекателями.

Модель 32 начала производиться в апреле 1942 года . Всего построено 343 самолёта. В первое время военные США зарезервировали кодовое имя «Hamp» для этой модели прежде чем осознали что это всего лишь модификация «Зеро».

A6M3 модель 22

Из-за потери части авианосцев при острове Мидуэй самолётам приходилось действовать с сухопутных баз, летая на большие расстояния. Чтобы компенсировать уменьшившийся радиус действия модели 32 вновь стали использоваться складывающиеся законцовки крыла. Так же стали устанавливаться два дополнительных крыльевых топливных бака по 45 литров . Таким образом удалось достичь самой большой дальности полёта среди всех моделей «Зеро».

На некоторые самолёты (обозначались «модель 22а») ставились усовершенствованные пушки Тип 99 модель 2 модификация 3 с удлиненным стволом , и увеличенной скорострельностью . Ещё несколько прототипов, обозначавшихся «модель 22б», вооружались 30-мм пушкой Тип 5 , но в серию не пошли из-за слабости конструкции крыла не выдерживающей отдачу столь мощных пушек.

Всего, с декабря 1942 года было произведено 560 самолётов этой модели.

A6M4

Два A6M2, оснащенные экспериментальной моделью двигателя Sakae с газотурбинным нагнетателем для использования на больших высотах, получили обозначение A6M4. В 1943 году за разработку модификации и тестирование этих двух прототипов взялся 1-й технический арсенал морской авиации в Йокосуке . Недостаток необходимых сплавов используемых в производстве газотурбинного нагнетателя сильно сказался на разработке и она была свёрнута. Данные, полученные при разработке A6M4, в дальнейшем использовались при производстве более технологичного A6M5, и позволили ускорить его разработку ведущуюся в то время Mitsubishi.

A6M5 модель 52

A6M5 модель 52

A6M5 - модификация A6M3 на который стали устанавливать крыло меньшего размаха - 11 метров (площадь 21,3 м²) с усиленной обшивкой, благодаря чему увеличилась скорость вращения и достигалась скорость 657 км/ч в пикировании. Так же была переработана система выхлопа - каждая пара цилиндров получила по выхлопному патрубку, вместо общего коллектора выхлопных газов - это дало несколько дополнительных км/ч к скорости. Чтобы раскалённые выхлопные газы не прожигали обшивку в районе патрубков её усилили стальным листом. Скорость самолёта возросла до 565 км/ч на 6000 метрах, став, таким образом, самой быстрой модификацией «Зеро». Всего было построен 1701 самолёт.

Варианты

  • A6M5a «Kou» - устанавливались пушки Тип 99-II Мк 4 с ленточным питанием по 125 снарядов.
  • A6M5b «Otsu» - первая модель получившая 50-мм лобовое бронестекло. Фюзеляжные баки оснащались системой пожаротушения. Один 7,7-мм пулемёт заменили на 13,2-мм пулемёт Тип 3.
  • A6M5c «Hei» - оставшийся 7,7-мм пулемёт демонтировали. В крыле, рядом с 20-мм пушками, смонтировали два дополнительных 13,2 пулемёта. Пилот получил защиту в виде бронеспинки и бронезаголовника. За кабиной пилота смонтировали дополнительный протектированный бензобак на 140 литров.
  • A6M5d-S - ночной истребитель вооруженный одной 20-мм пушкой.

A6M6c

A6M6 в морском музее в Куре (музей Yamato)

Идентичен A6M5c, но оснащался двигателем Nakajima Sakae 31a с системой впрыска водно-метаноловой смеси и протектированными крыльевыми баками.

A6M7

Идентичен A6M6. Двигатель Nakajima Sakae 31b, с двухступенчатым нагнетателем и без системы впрыска водно-метаноловой смеси. Использовался для атак камикадзе.

A6M8

Идентичен A6M6. Оснащался двигателями Mitsubishi Kinsei 62. Построено два прототипа.

См. также

  • Зеро (рулетка)

Примечания

Ссылки

  • Mitsubishi A6M2 Zero-Sen Rene J. Francillon - Aircraft profile 129, 1969 год Перевод А. Плахова, редакция В. Моисеева
  • Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне)

Японский истребитель A6M все знают под именем Зеро . Это имя дали ему американцы, обычно обозначавшие японские самолёты не цифрами, а женскими именами. Сами же японцы называли его типом 0 по году принятия на вооружение (2600 от основания Японии), а полное его название звучало как 零式艦上戦闘機– Рэй-сики кандзё: сэнто:ки. В 1937 году – в разгар воздушной войны в Китае – на вооружение японского флота был принят истребитель A5M , созданный компанией Мицубиси. Самолёт оказался настолько удачным, что даже наземные войска стали использовать его вместо сухопутного истребителя Ki-10.

Однако уже в момент принятия A5M на вооружение командование флота озаботилось созданием перспективного палубного истребителя с убирающимся шасси и пушечным вооружением. В конкурсе, объявленном командованием флота, сначала участвовали фирмы Мицубиси и Накадзима. Но вскоре Накадзима отказалась от соревнования в обмен на размещение производства части тиража будущего самолёта на её заводах. Работы по созданию новогшо самолёта на Мицубиси возглавил 34-летний Йиро Хорикоши – создатель того самого А5М. Ознакомившись с требованиями военных моряков, он сделал основную ставку на максимальное снижение веса конструкции – только таким способом можно было обеспечить высокие маневренные и скоростные характеристики в отсутствие достаточно мощных двигателей. Конструкция самолета была цельнометаллической. Основные стойки шасси убирались гидроцилиндрами в крыло, а хвостовое колесо – в фюзеляж. Пилот размещался в закрытой кабине, фонарь которой обеспечивал и хороший обзор, и хорошую аэродинамику. Бронирование кабины пилота и протектирование топливных баков не предусматривалось, что экономило несколько десятков килограммов. Две 20-мм пушки Тип-99, выпускавшиеся фирмой Дайнихон Хейки КК по лицензии швейцарской компании Oerlikon на базе Oerlikon FF, были установлены в крыле у основных стоек шасси. А пару 7,7-мм синхронных пулеметов разместили над силовой установкой, в качестве которой первоначально предусматривалась 14-цилиндровая двухрядная звезда фирмы Накадзима Сакае 12 мощностью 940 л.с.

Первый образец

Зеро, взлетевший 1 апреля 1939 года


Зеро ранних выпусков

Правда, вскоре Мицубиси создала собственный двигатель Кинсей 46, и Хорикоши попробовал установить на своё детище этот авиамотор. Однако двигатель был тяжёл, и машина оказалась перегруженной весом авиамотора. Пришлось ставить гораздо менее мощный 875-сильный Зюйсей 13. Деревянный макет был готов в апреле 1938 года, а в марте 39-го был построен уже и опытный образец, который 1 апреля 1939 года поднял в воздух лётчик-испытатель Кацузо Шима. С мотором Зюйсей 13 и трехлопастным воздушным винтом первый А6М достиг скорости до 490 км/ч на 3000 м, что было на 10 км/ч ниже обозначенной техническим заданием. К тому же, на прототип еще не установили вооружение, и скорость полностью снаряженной машины оказалась бы еще меньше. В результате пришлось вернуться к первоначально задуманному Накадзима Сакае 12, которым оснастили второй прототип. Правда, при этом длина истребителя возросла с 8,74 м до 9,06 м. Уже в сентябре оба прототипа поступили на испытания в войска, где были в штыки встречены лётчиками – японским пилотам не нравилось ни убираемое шасси, ни закрытый фонарь, и понадобились специальные дисциплинарные меры, чтобы заставить их убирать шасси и закрывать кабину. Боевое крещение А6М получили в Китае: группа из шести предсерийных истребителей типа «0» под командованием лейтенанта Тамоцу Йокояма прибыла туда в июле 1940-го, войдя в состав 12-й смешанной авиагруппы.

К сентябрю их число достигло 13, и 13 сентября они атаковали группу из 27 китайских . По японским отчётам были сбиты все 27 китайцев, и не был потерян ни один Зеро . По китайским же было сбито пять японцев без единой собственной потери. На самом же деле потерь не имела ни та, ни другая сторона, хотя многие получили повреждения. Маневренные легко уходили от атак более скоростных Зеро , а японцы решили экономить 20-миллиметровые снаряды и действовать только пулемётами. Дело в том, что у японцев имелся приказ сохранять на обратный путь некоторое количество боеприпасов. Безрезультатный бой продолжался до тех пор, пока у японцев не стало кончаться горючее и они не улетели на базу. За год боёв авиагруппа отчиталась о 266 сбитых китайских самолётах при реальном наличии у китайцев на этом участке 99 машин. Собственные потери составили два самолёта.

В сентябре 1941 года A6M Зеро были выведены из Китая для подготовки войны с Америкой. До начала войны в конструкцию самолета внесли ряд изменений: с 22-го самолета усилили задний лонжерон крыла, с 65-го самолета ввели складываемые вручную законцовки крыла, что позволило самолету вписаться в 11-метровый подъемник авианосцев. К моменту налёта на Пёрл-Харбор в строю находилось уже 420 Зеро . A6M оказался для американцев серьёзным противником. Если для борьбы с манёвренность Зеро оказалась недостаточной, то для борьбы с Зеро оказалось недостаточно манёвренности тяжёлых американских истребителей. Более того, Зеро имел и некоторое преимущество в максимальной скорости перед основным тогдашним американским палубным истребителем F4F Wildcat, несмотря на более высокую мощность мотора у Вайлдкэта. Однако пилоты «Диких котов» вскоре разработали эффективную тактику противодействия японским Нулям, названную в честь её изобретателя лейтенант-коммандера Джимми Тача Thach Weave – узор Тача. Тактика эта заключалась в том, что ведущий и ведомый американские самолёты шли не друг за другом, а в одну линию с 200-футовым интервалом. При нападении Зеро с задней полусферы на один из самолётов Вайлдкэты разворачивались навстречу друг другу, вследствие чего Зеро , если он продолжал атаку, попадал в прицел другого самолёта. Впоследствии, с появлением у американцев самолёта F4U Корсар, имевшего преимущество в скорости перед Зеро , такая тактика стала применяться и при атаке – куда бы ни сворачивал японский самолёт от одного американца, он неизменно оказывался в прицеле у другого. С появлением корсаров господство Зеро в воздухе быстро сошло на нет. Тем не менее, он, частично модернизируясь, продолжал оставаться основным японским истребителем.

Зеро поздних выпусков

В конце войны появились А6М5с, отличавшиеся наличием двух дополнительных 13,2-мм крыльевых пулеметов Тип-З. Зеро стали первыми самолётами для камикадзе, но размещавшийся на них 250-кг заряд не наносил крупным кораблям существенных повреждений, и вскоре для смертников был создан специальный самолёт-снаряд Ока. Всего было выпущено 10449 истребителей А6М, из которых 3879 было собрано на Мицубиси, а 6570 - на Hакадзиме. После войны Зеро ещё некоторое время оставался на вооружении Индонезии, Сиама и гоминьдановской армии Китая, а 252 Зеро , захваченных советскими войсками в Корее и на Курилах, были преданы армии китайских коммунистов. Использовали Зеро и ненадолго возвратившиеся в Индокитай французские колонизаторы.