Другое

Филин семь ухо елка ребус. Совообразные

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Один из самых часто задаваемых мне вопросов — какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?
Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: «индуизм/язычие», «огнепоклоноство/солнцепоклонство» или просто «цыгане ни во что не верят».

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся….

Материал из Википедии

Общая численность: 8~10 млн.

Расселение: Албания:
от 1300 до 120 000
Аргентина:
300 000
Белоруссия:
17 000
Босния и Герцеговина:
60,000
Бразилия:
678 000
Канада:
80 000
Россия:
183 000 (перепись 2002)
Румыния:
535 140 (см. население Румынии)
Словакия:
65 000 (официально)
США:
1 млн. Handbook of Texas
Украина:
48 000 (перепись 2001)
Хорватия:
от 9463 до 14 000 (Перепись 2001)

Язык: цыганский язык, язык домари, ломаврен

Религия: христианство, ислам

Цыга не - собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».

Англичане традиционно…

Цыгане – один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом – евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера. Но если про геноцид евреев – Холокост –написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш – геноцид цыган – мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение,…

История цыган Переселение цыган Как живут цыгане? Откуда взялись цыгане в России? Музыкальная культура цыган

Всего в мире насчитывается более 12 млн цыган. Подсчет их точного количества практически невозможен, поскольку большинство из них не являются зарегистрированными в общегражданских переписях. Большая часть цыган не желает признавать своего настоящего национального происхождения. Причины этому могут быть как экономические, так и социальные.

Цыгане являются особым этническим меньшинством, отличие которых заключается, главным образом, в цыганской крови и в цыганском языке. До сих пор ученые всего мира задаются вопросом, откуда взялись цыгане на земле.

История цыган

Тайну родословной цыган удалось приоткрыть ученым из университета Роттердама. Основная часть этого народа проживает в Европе, но больше всего цыган живёт в Венгрии и Румынии. Поскольку цыгане не имеют памятников письменной истории, об их исторической родине в настоящее время…

Христианство.

Ислам ещё очень распространён.

так у них получается нет единой религии? А на чем же основывается их национальная идентичность? Язык то у них есть или тоже везде разный?

1. Типа легенды есть такое вот:
Почему Бог цыган любит?
Потому что, когда его распяли, цыган спер пятый гвоздь.
Как-то так.

а куда там пятый гвоздь, если их всего 3?

ну это воры тоже между собой так. типа разбойник рядом спёр гвоздь из креста Иисуса. поэтому Бог воров мол прощает.

у них нет национальной религии.
зависит от местообитания

что серьезно?
Так не бывает. Обычно нация очень тесно связана с религией.

На католическом Западе, вскоре после появления цыган, повсеместно были приняты законы об их изгнании, а начиная с XVIII века, цыган обвиняют в преступных наклонностях, подтверждая это множеством накопленных к тому времени фактов.
Внешний мир и его обитателей, т.е. тех кто не является цыганом, цыгане называют термином gaje (гадже). Gaje, для цыган, «нечистые» существа, гадже любого пола и возраста нечисты абсолютно, без каких-либо исключений. Обман гадже считается не пороком, а добродетелью.
Контакты с gaje допускаются по необходимости: экономической или вынужденной. Gaje для ромов - абсолютный антипод. Любовные отношения с gaje и брак наказываются marime (мариме) - временным или пожизненным отлучением.
Религия цыган адаптирована под христианство, но с цыганскими фокусами – этакие католики с еврейскими прибамбасами. Цыгане утверждают, т.к. это им выгодно, что их предки жили в Израиле с незапамятных времен. Сексуальная жизнь регламентирована еврейским ортодоксальным…

Исторические сведения о цыганах, переплелись с мифами и кочуют вместе с ними, из века в век, и из страны в страну. Сейчас уже точно установлено, что цыгане происходят из Северной Индии. Однако неизвестно, что толкнуло их на исход из этого региона и когда он начался. Предположительно они были вытеснены вторжениями греков, персов, скифов, кушитов, гуннов и арабов. По тем или иным причинам приблизительно в IX-X веках большие группы людей оставили свою родину и двинулись на запад…

Цыгане - самый крупный из народов, у которых до сих пор нет своего государства и они живут в прямом смысле на всей планете. Про цыган слышали все, их видели все, но они не похожи на простого обывателя, поэтому на бытовом уровне об этом народе гуляют многочисленные мифы и стереотипы. В основном, отрицательные. И возникли они, как часто бывает, от незнания и той же необычности.

Ниже — 10 самых главных мифов и стереотипов о цыганах. Что любопытно - мифы эти существуют во всех странах мира,…

Исповедуют господствующую в стране своего местопребывания. В некоторых местах они усваивают и язык окружающего населения, окончательно теряя свой родной.

К примеру, в России цыгане - православные, в - католики, в - магометане и так далее. Это не мешает им везде соблюдать многие религиозные обряды и воззрения, вынесенные из старой родины. Об этом свидетельствуют их интереснейшие в этнографическом отношении обряды свадебные, погребальные, при родах, при наименовании детей и так далее. Их воззрения на загробную жизнь и погребальные обряды принадлежат к самым первобытным.

Обряды цыган

Вот некоторые обычаи и обряды из жизни цыган: Свадебные. За неделю до брака жених и невеста отправляются к реке или озеру и ставят на берегу две зажженных свечи. Если одна из них потухнет, не догорев, это считается плохим предзнаменованием; тогда молодые люди бросают в воду яблоки и яйца (священные объекты общеарийской мифологии), для умилостивлены духов и богов воды.

Погребальные. К умирающему приводят белую собаку, которая облизывает его, дабы поскорее выманить душу из тела. Во время агонии выносят из палатки вещи, о которые могла бы споткнуться душа, уходя из тела. После выноса покойника (не через дверь, а отдернув заднюю стенку палатки), на дворе ставят в изголовье шест, втыкаемый в землю и спрашивают покойника: «Убил ли тебя великий бог?» Если присутствующим при этом показалось, что покойник пошевелился, значит, он убит вражескими кознями, и необходимо мстить.

Путешествие души в загробный мир (по пустыням, горам, рекам) напоминает даже до деталей верования самых первобытных народов. Загробный мир для цыган ничем не отличается от земного. Немой, глухой, горбатый остаются такими и там. Душа не раньше возвращается в тело, чем когда от трупа в могиле останутся одни кости. Судьба людей, умерших неестественной смертью, совершенно другая, чем умерших естественной смертью. Утонувшие остаются заключенными в горшках у хозяев воды, пока их тела не сгниют. Убитые живут в телах диких зверей, вплоть до смерти их убийц. Души умерших в домах (не в палатках) бродят на земле до полного разрушения их дома. Столь же первобытно сохранились и социальные учреждения.

С детских лет мы многое знаем о совах. Это именно та птица, которая является символом мудрости. Совы грациозны и красивы. Интересные факты о совах рассказывают на уроках ботаники, но это не все, что необходимо знать взрослому человеку про данную ночную птицу.

1.Не все виды сов охотятся только ночью, некоторые ведут и дневной образ жизни.

2.Новорожденные птенцы сов появляются на свет слепыми и с наличием белого пуха.

3.Из всех фактов про сов интересно то, что этих птиц почти никто никогда не видел, а только слышал их голоса.

4.Совы являются скрытными птицами.

5.Сова считается прирожденным хищником. Эта птица питается как самыми мелкими существами, так и большими зверями.

6.В мире есть разновидности сов, питающихся лишь птицами.

7.У сов необыкновенное строение шеи, благодаря чему они могут повернуть голову на 270 градусов.

8.В жизни эти птицы летают практически бесшумно.

9.У этих птиц хорошо развит зачаток наружного уха.

10.На протяжении всей жизни совы создают крепкую семью и имеют только одного партнера.

11.Чтобы уберечь свою добычу, совы в свои гнезда приносят змей, которые уничтожают насекомых и других вредоносных существ.

12.Мифом является то, что у сов шарообразные большие глаза. Эти птицы имеют телескопическое строение глаза.

13.Увидев сову, многие люди опасаются ее нападения, но его стоит бояться лишь в тот момент, когда эта птица защищает потомство.

14.Евразийский филин считается самым огромным представителем сов.

15.Самым мелким представителем таких птиц считается карликовая перуанская сова.

16.Сова видит «ушами».

17.Крик снежной совы подобен крику морских птиц.

18.Самой любимой пищей сов являются ежи, которых они чистят от иголок при помощи собственных когтей.

20.В египетской иероглифике буква М обозначалась именно при помощи изображения совы.

21.Практически неподвижными являются глаза сов.

22.Днем совы в основном предпочитают спать.

23.Различные виды сов могут охотиться друг на друга.

24.Единственным видом сов, которые употребляют лишь растительную пищу, являются совы-эльфы.

25.Филины способы охотиться на кабанов и на беркутов.

26.Вес самой маленькой совы достигает примерно 30 граммов.

27.Совы являются дальнозоркими птицами, а поэтому они вдалеке видят лучше, нежели вблизи.

28.Совы умеют при помощи своих когтей ловить рыбу.

29.Только в Антарктиде нет сов.

30.Совы, в отличии от других птиц, имеют 3 пары век.

31.По мнению древних египтян, совы обитали в царстве мертвых.

32.Если вникать в китайскую культуру, то становится понятно, что совы – это олицетворение злых сил.

33.К числу представителей совообразных принадлежит примерно 220 разновидностей птиц.

34.Нитевидные перья помогают совам ощущать добычу.

35.Совы считаются хищниками. Они способны проглотить добычу целиком.

36.Совы имеют зигодактильную структуру лап. У них два пальца обращены назад, а два – вперед.

37.Особенно хорошо эти птицы видят при слабом освещении.

38.Чаще всего совы живут поодиночке, но иногда их можно встретить стаей.

39.Без особого труда эти птицы способны услышать звуки частотой от 2 Гц.

40.Глазного яблока у такой птицы нет.

41.Совы, которые во время охоты полагаются лишь на собственный слух, называются сипухами.

42.Славяне всегда считали сову «нечистой птицей», потому что ей приписывали связь с демонами и лешими.

43.Совы живут примерно 10 лет, но в неволе их продолжительности жизни продляется до 40 лет.

44.Скорость этой птицы в момент полета достигает 80 км/ч.

45.Сова начинает щелкать своим клювом, когда испытывает возбуждение или ее что-то раздражает.

46.Сова способна смотреть только вперед.

47.Слух сов в 4 раза лучше, нежели у кошек.

48.В полной темноте сова видит, несмотря на распространенные слухи о том, что это не так.

49.Глаза этих птиц способны отражать свет.

50.В естественных условиях не было замечено, чтобы сова пила воду.

51.Взрослая самка совы на 20-25% тяжелее самца.

52.У совы птенцы вылупляются не одновременно. Интервал их появления на свет составляет 1-3 дня.

53.Зубов у совы нет.

54.Совам нравится дождь, потому что они благодаря нему моют свои крылья.

55.Если верить предсказаниям, то уханье совы слышится к беде.

56.Если филин садится на церковь, то в скором времени кто-то из близким умрет.

57.У сов уши расположены несимметрично.

58.Старшие птенцы сов способны съесть новорожденных птенчиков.

59.Совы считаются преданными и верными птицами.

60.Оперение этих птиц позволяет им маскироваться в природной среде обитания.

61.Крупнейшая популяция сов проживает в Азии.

62.Самки совы намного агрессивнее, нежели самцы.

63.В Японии есть рестораны и кафе, где можно покушать и насладиться пребыванием с совами.

64.Размножение у сов происходит только один раз за год.

65.За один раз сова может отложить 3-5 яиц.

66.Яйца высиживает только самка совы, а самец в это время добывает корм.

67.Кормлением новорожденных птенцов занимается и самец, и самка.

68.Чаще всего совы умирают от голода.

69.Большую часть своей жизни эти птицы проводят в одиночестве.

70.Сова считается самой тихой птицей в мире.

Большинство птиц, живущих на нашей планете (а их насчитывается около 8300 видов), ведут дневной образ жизни. Это и понятно, ведь летать безопаснее и легче при дневном свете. Да и пищу днем найти проще. Поэтому у птиц хорошо развито зрение - глаза и соответствующие зрительные центры мозга. Недаром о зоркости орла сложены легенды и поговорки.

Таким образом, многие пернатые просыпаются с восходом солнца, а засыпают с заходом. Но есть среди птиц и такие, которые ведут себя как раз наоборот: днем спят, а ночью летает, охотятся, выводят птенцов, одним словом, свободно чувствуют себя в ночной темноте. Особый интерес среди этих ночных охотников представляют совы, которые всем хорошо известны главным образом благодаря огромным, как фары, глазам.

"Терпеливо, часами подкарауливает длиннохвостая неясыть свою добычу. В это врем она сидит "столбиком" где-нибудь невысоко над землей. Глаза сужены, но сова видит все. Чуть шорох... и медленно, без резких движений, как на шарнире, поворачивается большая голова птицы в сторону источника звука. Глаза ее еще полузакрыты, но "уши" уже насторожились. Они ориентируют ночного хищника. Вот они точно засекли место, откуда доносится шорок. В следующий миг широко раскрываются огромные темные глаза. Жертва обречена! И вот уже с глухим утробным "угу-угу" неясыть скользит к гнезду с добычей в лапах". В этой схеме охоты совы исследователь Ю. Пукимский подметил важную роль как зрения, так и слуха для ночного охотника. Подсчитано, что за летний сезон одна серая неясыть вылавливает до тысячи полевок - истребителей зерна и посевов.

Поскольку у сов очень большие глаза, то раньше думали, что они способны видеть в полной темноте, и поэтому считали, что ночью сова охотится лишь при помощи зрения. Сова действительно видит в ночном полумраке значительно лучше, чем мы, люди, или дневные хищные птицы. Однако опыты показали, что есть, оказывается, предел остроты зрения и у совы - в абсолютной темноте она, так же как и мы, ничего не видит.

Одно время существовала такая гипотеза. Глаз совы - это особый прибор, воспринимающий тепловые лучи. Благодаря ему она якобы и "видит" выделяющееся на фоне холодной земли теплое тельце мыши, своей добычи. Это предположение после специальных опытов также не подтвердилось. Более того, оказалось, что сова не только не видит теплого, то есть инфракрасного, излучения, но не воспринимает даже красного света.

Так, например, пойманная и посаженная в темную комнату сова не видит мышь не только в темноте, но и при освещении мыши красным светом. Но стоит мыши пискнуть или пошевелиться, как она тут же на нее бросается.

В результате экспериментов ученые установили, что в абсолютной темноте, какая обычно бывает долгими осенними ночами, сова охотится, руководствуясь только слухом. Причем точность, с которой она определяет местонахождение добычи, поразительна.

Доктор биологических наук В. Д. Ильичев и его сотрудники провели в лаборатории опыты с совами. Пол в комнате, где сидела на возвышении сова, был посыпан опилками, под которыми находились маленькие динамики (излучатели звука). Стоило какому-нибудь динамику издать мышиный писк, как сова мгновенно пикировала на это место и вцеплялась в динамик когтями - точно так же, как она делала это при ловле мышей в природной обстановке.

В лесу, среди деревьев, сова использует так называемый присадный способ охоты, то есть предпочитает сидеть на ветке и, насколько позволяет зрение, высматривает добычу, вернее сказать, "выслушивает" ее. Но на открытых пространствах - на опушке леса и в поле, где водятся мыши, сова кругами облетает свои охотничьи угодья. Во врем своего бесшумного полета она внимательно прислушивается к мышиному писку и временами вдруг, быстро трепеща крыльями, зависает над обнаруженным грызуном - уточняет его местонахождение перед окончательным броском. Надо сказать, промахивается сова редко.

Острота слуха у сов и многих других ночных охотников поразительна. Чем же можно объяснить такие выдающиеся способности сов! Большой вклад в разгадку совиных достижений внесла лаборатория профессора В. Д. Ильичева.

Там установили, что строение и работа слухового аппарата сов имеют целый ряд особенностей. Прежде всего оказалось, что ушное отверстие у совы окружено особым оперением, которое образует звукоулавливающий рупор. Он, естественно, значительно усиливает воспринимаемые звуки. Площадь барабанной перепонки у ушастой совы около 50 квадратных миллиметров, в то время как у курицы в два раза меньше. Кроме того, у сов барабанная перепонка образует выпуклость, так называемый шатер, за счет него ее площадь увеличивается еще на 15 процентов. У сов значительно более сложная, чем у других птиц, система передачи звука в среднем ухе, более длинная улитка, включающая множество нервных элементов, воспринимающих звуки, и, наконец, сильно развитые слуховые нервные центры. Например, в одном из основных нервных центров - так называемом магноцеллюлярном ядре - у различных видов сов насчитывается от 16 до 22 тысяч нейронов, в то время как у голубя их всего около трех тысяч.

Четкая пространственная направленность слухового восприятия совы, которая помогает ей с необычайной точностью определять направление звука, связана не только со сложностью строения ушей, но и с особым характером взаимодействия ушей и их нервных центров при восприятии звука. Здесь действуют законы, общие не только для птиц, но и для всех животных вообще.

Если звук падает под углом к линии взгляда животного, то к одному уху, которое расположено ближе к источнику звука, звуковая волна приходит на какое-то мгновение раньше, чем к другому. Кроме того, к дальнему уху звук приходит, несколько ослабленный по интенсивности. Эти ничтожные различия и лежат в основе физиологического механизма, обеспечивающего животным определение направления источника звука (так называемый бинауральный эффект). Благодаря особому строению ушей и нервных центров этот механизм работает у сов наиболее тонко по сравнению с другими видами птиц.

Сова не только хорошо улавливает звуки, но и выбирает из них самые для нее нужные. Наилучшим образом она слышит звуки с частотой 3 - 7 тысяч колебаний в секунду. Оказалось, что именно в этом диапазоне частот как раз и лежат писки мышей, шорохи других грызунов в траве, голоса птенцов и слетков совы. Таким образом, слух совы представляет собой некий акустический фильтр, настроенный на восприятие наиболее важных для нее звуков. Биологически важные звуки оказываются как бы "вне конкуренции" по сравнению с другими, менее важными, например шумом леса.

Повышенная чувствительность к биологически важным звукам присуща многим живым существам. Она бывает сильнее или слабее. Изучение ее имеет большое практическое значение.

Исследование совершенных слуховых аппаратов животных, и в частности сов, имеет не только научное, но и практическое значение: принципы устройства этик систем будут положены в основу совершенствования существующей электроакустической техники - микрофонов, систем обнаружения, регистрации, анализа звука и других приборов.