Знать язык жестов очень интересно.
Один умный человек сказал, что слова ничего не значат. Наблюдайте - и вы увидите истину.
Каждому хотелось бы знать, что на уме у собеседника. Недаром мелафон Алисы из будущего стал причиной такого противостояния. Как часто бывает, смотришь на человека и не можешь понять, лжет он или говорит правду, искренен или кривит душой.
Может, он волнуется или боится, а возможно даже подает сигналы с просьбой о помощи. Наука изучает различные жесты и мимику веками.
Оказалось, вооружившись некоторыми знаниями, можно научиться понимать собеседника гораздо лучше. Вербальные жесты могут «открыть» внутреннее состояние человека, как книгу.
Нужно только уметь прочесть…
Искусство читать человека по жестам: позы, поведение и различные жесты
Язык рук – увлекателен и многогранен.
- Пассивного человека слабой воли выдают руки, вяло опущенные вниз вдоль тела. Такой человек не готов к активным действиям и не желает перемен.
- Защитной реакцией от кого-то или чего-то станут скрещенные на груди руки, а робкий или оказавшийся в затруднительном положении человек заложит руки за спину.
- Руки, спрятанные в карманах, укажут на сокрытые трудности и проблемы, а стремление к самоутверждению будет выражаться руками, сжатыми в кулаки.
- Если в процессе разговора, собеседник закрывает лицо руками, это говорит о желании утаить правду или скрыть свое внутреннее состояние.
«Пальчиковые» чувства выражаются не менее бурно:
- Прямой палец, касающийся края губ выдаст неуверенного в себе человека, который ищет помощи и поддержки.
- Наивный и рассеянный человек будет засовывать слегка согнутый палец в рот, также поступит тот, кто ничего не может понять в сложившейся ситуации и не знает, что делать дальше.
- Теребить мочку уха или касаться глаз – подавать сигналы о желании сбежать и оставить собеседника. Такие сигналы говорят о неловкой и неудобной ситуации.
Жесты – это слова и услышать их может каждый.
- Жесты и позы человека говорящие об открытости – это протянутые к собеседнику руки ладонями вверх как бы раскрывают душу. Жест располагает к общению, диалогу и говорит о положительном отношении и радушии. Деловые люди, придя к общему знаменателю в рамках какой-то встречи, расстегивают пиджаки или садятся на край стула ближе к столу и собеседнику, что тоже относят к этой группе жестов.
- Провинившиеся дети всегда прячут руки, будто они грязные, а когда желают похвастаться – раскидывают руки и показывают их взрослым.
Позы и жесты человека говорят о защите или обороне, когда оппонент начинает ощущать опасность, исходящую от собеседника, или назревает конфликтная ситуация.
- Руки собеседника, скрещенные на груди – знак остановиться, сделать глубокий вдох и пересмотреть и переосмыслить происходящее. Потому что результата в таком русле уже не будет и необходимо менять тактику, либо вернуться к разговору позже.
- Жесты оценки и размышления – пощипывание и потирание переносицы или задумчивая поза «мыслителя», когда человек подпирает щеку рукой, а также легкий наклон головы. Такие знаки – результат заинтересованности и серьезного обдумывания.
- Отвлекающий маневр – протереть очки, теребить их в руках – тайм-аут для анализа услышанного или происходящего.
Жесты, выражающие сомнение или неуверенность, скажут о том, что собеседник не убежден и сомневается в полученной информации. Возможно, ему недостаточно фактов и нужны дополнительные убеждения. При этом, он потирает указательным пальцем место под мочкой уха или кончик носа.
- Когда человеку скучно, он делает различные и непроизвольные жесты, отвлекающие ваше внимание, - постукивает ногой об пол или пальцами по столу, щелкает автоматической ручкой, что-то чертит на бумаге. Все эти «мелочи» говорят о том, что собеседника не слушают.
- Жесты и поведение, выдающие излишнюю подозрительность и даже скрытность – это косые взгляды в сторону.
- Также задумайтесь о неразглашении полученной информации если, сидящий напротив, в разговоре прикрывает рот рукой.
- Легкое покашливание – черта нервозности.
- Локти, поставленные на стол в виде пирамиды – осторожно, собеседник с вами играет, и свое слово он еще не сказал.
В приветственном рукопожатии можно рассмотреть ощущает ли человек себя хозяином ситуации или готов подчиниться. Если, пожимая руку, собеседник поворачивает ее так, что его ладонь оказывается сверху – он уверен в своем превосходстве. Еже ли наоборот, подает руку ладонью вверх – он открыт и расположен принять чужое мнение.
Если собеседник, носящий очки, внезапно снял их и отложил в сторону, откинулся на спинку стула, прикрыл веки - разговор окончен, и не имеет смысла его продолжать. Но, если он закрывает глаза во время разговора, значит, лжет или придумывает.
___________________________________________________
Внимательность может уберечь от ненужных ошибок и помочь достойно выйти из затруднительных ситуаций.
од жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они напрямую связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении одного человека к другому или человека к ситуации. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Жесты, по меткому наблюдению В.М. Шепеля, «своеобразная аранжировка манер поведения» человека. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Особую роль в жесте играет кисть руки.Язык жестов один из наиболее древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному.Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое человек производит на окружающих его людей. Жест – явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации.Выразительные движения язык подсознания. Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова.Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями.В общении одновременно воспринимаются и выражение лица, и жест, и поза. Причём реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут доминировать или дополнять.Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому очень трудно поддаются внутреннему контролю. Жест сигнал стихийный, спонтанный, неожиданный и непредсказуемый, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.Жест некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика – наглядное пособие проявления мысли.Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.
Ответить
Знаете ли вы, что любая поза, любой жест и мимика человека несет в себе не только информацию про его мысли, чувства и эмоции, также язык жестов может представлять собой опасное оружие при разговоре. Ваш собеседник, сам того не замечая, обращает внимание на ваши жесты руками или выражение лица. Соответственно, научившись идеально понимать этот загадочный язык тела, вы можете получить все шансы на успех, когда нужно убедить кого-то, понять намек, услышать скрытые мысли и эмоции или создать позитивное впечатление о себе. Именно по этой причине мы и решили затронуть такую деликатную тему, как «Загадочный язык жестов при общении».
7 385494
Фотогалерея: Загадочный язык жестов при общении
При изучении загадочного языка жестов при общении мы начнем разговор с движений нашей головы. Итак, основные движения головы, которые чаще всего выдают отношение человека к той или иной ситуации - это утвердительный кивок и отрицательное кивание с бока в бок. Практически всегда кивание головой вперед-назад означает «да», а ее движение с бока в бок выражает несогласие или категорическое «нет». Такую привычку выражать свое согласие или отрицание мы, очевидно, приобретаем, еще будучи детьми.
Кстати, у вас, наверно, не раз возникало подозрение, что ваш собеседник при общении с вами высказывает свое словесное согласие, а в душе, на самом деле, протестует против того или иного своего утверждения. Это очень легко проверить. Вам необходимо обратить свое внимание на то, как человек говорит свое «да» и в этот момент подсознательно, немного качает головой, как бы отрицая все выше сказанное. Даже если голос звучит убедительно, этот язык жеста говорит нам о негативном отношении человека к ситуации. Значит, вам не стоит верить сказанному, и лучшим выходом станет то, если вы уточните вопрос.
В общих чертах, для того, чтобы узнать, с интересом ли относится к вам собеседник при общении, обратите внимание на то, как он держит голову - прямо или наклонивши ее в сторону. В первом случае такой загадочный жест говорит о том, что ваш оппонент абсолютно безразлично относится к вам или данной встрече, беседе. Голова обычно в такой ситуации неподвижна, только время от времени делаются незначительные кивания. Совместно с этим, часто используется положение, когда лицо оперто на одну руку. Если же ваш собеседник немного наклонил голову влево, то это напрямую свидетельствует о том, что его окутал глубокий интерес. Если вам очень часто приходится выступать с публичными выступлениями перед массовой аудиторией, обратите внимание на то, наблюдается ли проявление таких жестов у слушателей. Именно таким способом вы и сможете определить, насколько вас слушают, а ваше сообщение интересно для аудитории массового реципиента.
Кстати, интересный тот факт, что с помощью наклоненной головы девушки зачастую показывают свой интерес к интересующему их парню. Так что можно смело сказать, что совсем не обязательно флиртовать, кокетничать и много говорить перед симпатичным парнем. Вам просто необходимо немного наклонить свою голову и парень заметит то, что вы им интересуетесь.
В случае, когда обращаются непосредственно к вам, рекомендовано наклонить голову в бок и время от времени кивать ей - так вы сможете настроить собеседника на позитивный лад и показать ему то, что вы относитесь серьезно к обсуждаемой вами теме.
А вот если у человека, с которым вы беседуете, голова опущена вниз - это первый сигнал того, что вам необходимо срочно изменить ход самой беседы. Просто вашему оппоненту некомфортно или вы задели чем-то его эмоции, поставив его в неприятное положение.
Также самым популярным среди жестов является жест с руками, которые заложены за голову. Этот загадочный жест всегда говорит о том, что перед вами находится очень уверенная в себе личность, которая имеет приоритеты над остальными. А вот если человек еще и закидывает ногу на ногу в виде цифры «4», знайте, этого человека «голыми руками» просто так не возьмешь. Его основное кредо - поспорить на любую тему.
А теперь давайте скажем пару слов про жесты при общении, в которых задействованы руки. Кстати, по положению ладоней можно также понять, насколько честный с вами человек. Если человек говорит правду, то он обычно полностью или частично открывает перед собеседником свои ладони. Если же человеку есть что скрывать, он будет пытаться всячески спрятать свои ладони в карманах, за спиной или скрестить их между собой.
Итак, давайте рассмотрим самые распространенные жесты руками и выясним, что они значат. Руки касаются лица. Чаще всего это говорит о том, что человек не искренен с вами. Если человек потирает руки, то такой жест говорит о том, что собеседник передает в такой способ свое позитивное ожидание чего-либо приятного в данной ситуации. Если руки заложены за спину, это, в первую очередь, говорит о тои, что человек очень ценит свое внутреннее «Я». А вот жест, когда руки за спиной и замыкаются в замок, говорит о том, что человек очень расстроен и пытается всячески себя успокоить. Ну, а если у человека его руки скрещены на груди, это свидетельствует о том, что он не согласен с высказыванием, даже если он этого не проявляет на словах. В такой ситуации вы должны постараться выяснить причину этого жеста и подвинуть собеседника на более открытую позу. Самым простым и эффективным способом сделать, чтобы человек разомкнул руки, будет то, если дадите ему в руки какой-то предмет (ручку, бумагу).
И теперь пару слов о ногах, которые также играют не менее важную роль при показе внутреннего настроения человека. Итак, скрещенные ноги также, как и в случае с руками, говорят о том, что человек протестует или защищает свое мнение в данной беседе.
Если собеседник сидит, закинув ногу на ногу, еще и обхватил их руками, помни, что перед тобой человек, которого очень сложно в чем-либо переубедить. Это человек очень твердого и вредного нрава. Для ведения беседы с ним нужен специальный подход.
Если ты беседуешь стоя, обрати внимание на положение ступней ног собеседника, а точнее на то, как они развернуты. Если они развернуты под прямым углом относительно твоих, знай, что этот человек имеет отличное расположение к тебе и поддержит любую твою идею.
Вот мы и рассмотрели основные жесты при общении. Помните, что хорошо зная язык тела, вы сможете спокойно чувствовать себя при любой беседе и будете уверенной в том, что вас понимают.
Александр Любимов
Фраза «невербальная коммуникация» звучит красиво, но из чего именно состоит эта самая «невербальная коммуникация», при помощи чего она происходит? Основные инструменты
жесты, мимика и голос.
Естественно, невербальная информация будет передаваться и при помощи позы, ритма, дыхания, направления взгляда, положения в пространстве, изменения цвета кожи и прочих вещей, но основные всё-таки жесты, мимика и голос . Начнём с жестов.
Как понять смысл жеста
Так как жесты являются языком общении, мы их вполне понимаем. Только интуитивно, бессознательно. Так что самый простой способ понять смысл жеста - это вывести его на осознание. Только не надо логических выкладок: руки за спиной, значит что-то скрывает, открытые ладони обозначают честность и т.д. - ориентируйтесь на внутреннее понимание. Вот такое вот сложное задание. Первая и самая простая тренировка - наблюдать за другими людьми и стараться понять, что при помощи этого жеста они хотят передать. И что он обозначает для вас.
Зачем нужны жесты
Действительно, а зачем все эти сложности с жестами, голосом и мимикой, если можно просто рассказать? Словами. Без этих невербальных штучек.
Можно. Рассказать. Только вряд ли это будет услышано. Ну то есть кто-то что-то услышит. Если не заснёт. Людям как-то нравится невербалика, особенно во время выступления. Без неё им становится скучно, непонятно и вообще не завлекает.
Итак, что дают жесты во время общения.
Первое: они позволяют сделать выступление более эмоционально окрашенным
, задать оценки словам. А то ведь слушателю не понятно, что более важно, что менее, а вот это вообще юмор.
Второе: жесты позволяют лучше понять содержимое
. Знаете, как картинки в книжке. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это пословица, кто не помнит.
Третье: при помощи жестов можно «адресовать» информацию
, сообщить к кому конкретно она относится. Вот это для поваров, а это для сталеваров.
Четвёртое: жесты помогают структурировать информацию
. Разложить по полочкам.
Как это конкретно сделать - дальше. Но в начале немного теории.
Жесты - слова
Я тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть. Они такие, «договорные» - договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» - молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.
Кинестетические и визуальные жесты
Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические.
Напоминаю, что визуальный, кинестетический и аудиальный - основные модальности восприятия. Визуальный - связанный со зрением, аудиальный - со звуком, кинестетический - с телом и чувствами. Просто типы информации и способы их обработки.
Визуальные жесты указующие - говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или «указывает» на реального человека или предмет, чтобы было понятно, о ком или чём речь: «Эта машина выглядит отлично».
Плакаты с кинестетическим и визуальным жестами.
Кинестетические жесты
же передают состояние, энергию, показывают конкретное действие.
Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи обычно обозначается положение образа: «Картинка расположена вот здесь».
В большинстве случаев оценка: интересно, приятно, грустно, восхитительно, - передаётся при помощи мимики и голоса. Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи жестов, например важность
. Обычно чем выше образ - тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц - ладони, руки, плеч.
Фидель Кастро и Саакашвили - оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.
При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится: если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше - для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.
Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.
Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» - о кинестетических. Это просто удобство описания.
Я, ты, информация
При помощи указующих жестов можно сделать важную вещь - показать,
к кому сообщение относится: к себе, слушателям или информации.
Я важен.
- Вы важны.
- Это (информация) важно.
Так как мы указываем, жесты получаются визуальные
.
Я, ты, информация.
При сообщении о себе направление пальцев или кистей рук к себе.
Если про других - направление рук, пальцев на слушателя или слушателей.
Ещё это можно передать при помощи направления взгляда или подбородка.
Когда говорят о чём-то абстрактном или отсутствующем в комнате - жесты в сторону.
Красиво всё это называется «аналоговое маркирование», и о нём чуть позже.
Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличны - оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.
Жесты для понимания
Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью - без картинок текст воспринимается плохо.
Думаю: указательный палец у виска.
Слушаю: и жест на ухо.
Размышление: покачивание расслабленной ладонью в области виска
Последовательное действие: вращательные движения кистями.
А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.
Уго Чавес: «Я наблюдаю за тобой».
Александр Филиппенко: «Я думаю».
Оксана Фёдорова: «Это вот так меня достало».
Оценка
Тут достаточно однозначно описать не получится, смысл жеста будет зависеть ещё и от выражения лица, голоса, наклона туловища, направления взгляда и т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего, вероятно. Как я и обещал, я буду описывать основные принципы.
Уровень важности
Визуально
- чем важнее, тем выше и шире.
Кинестетически
передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений. Можно важность показывается через «весомость» - чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто «взвешивают» чувство.
Уверенность - сомнение
Еще одна важная характеристики оценки - уровень уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.
Сомнение
передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Так же жестами «зажумчивости» - палец или рука у рта.
Уверенность
- четкими направленными движениями.
Фидель Кастро: - Мы однозначно не согласны.
Михаил Жванецкий: - Непонятная штука.
Искренность
К уверенности близка демонстрация искренности: «Я верю в то, что говорю». Можно ладонью или ладонями в области сердца. Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: «От души говорю». Ещё один вариант - расслабленные раскрытые ладони в сторону слушателя или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно - честно».
Само собой, при этом должна быть соответствующая мимика и «искренний» голос, а то может получиться что-то совершенно другое.
Фидель Кастро: «Говорю от сердца».
Владимир Жириновский: «Верьте мне».
Алина Кабаева: «Я? Да никогда!»
Согласие - не согласие
Согласие
передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Так же для демонстрации согласия используют «большой палец вверх» и «ОК».
Для не согласия
обычно используют отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.
Иллюстраторы и манипуляторы
Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений: иллюстраторы и манипуляторы . Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить - шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле - кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.
Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи - они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение: неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение - это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.
Анжелина Джоли: «Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать».
Мила Йовович: «Я волнуюсь».
Другое дело, что когда во время разговора человек начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце - это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками. Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства: например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.