Судебные споры

Техническое описание истребителя ме 109 г. Битва за Англию

Messerschmitt

Bf 109E 7 из состава "Киркенесской эскадрильи" (1./JG77), аэродром Хёбуктен, июнь-июль 1941 г.

Основной немецкий истребитель начала Второй мировой войны. Bf 109E обеспечил успех "Люфтваффе" над Польшей, Скандинавией и Северо-Западной Европой в период между сентябрем 1939 года и июнем 1940 года. Его недостатки выявились лишь тогда, когда этим самолетам пришлось совершать дальние рейды против британских истребителей в "Битве за Англию". Поступивший на вооружение в конце 1938 года и выпущенный в количестве более 4000 машин, Bf-109E ("Эмиль") представлял собой тот же Bf-109D, но с более сильным двигателем DB-601 и пушечным вооружением.

DB 601 имел почти те же размеры, что и DB 600. Цилиндры и поршни остались без изменений. Карбюратор первого был заменен на непосредственный впрыск топлива на втором. Степень сжатия увеличили с 6,5 до 6,9, наддув усилили, а нагнетатель получил автоматическую систему регулирования наддува при помощи гидромуфты. Непосредственный впрыск топлива снижал его расход, позволял использовать бензин с меньшим октановым числом и в отличии от карбюратора позволял мотору долго работать при отрицательных перегрузках.

Из ранних вариантов этого самолета основными были Bf 109E-1 со 1075-сильным двигателем DB 601A-1, Bf 109E-3 с более мощным двигателем, улучшенным бронированием и местом для 20-мм орудия в развале цилиндров двигателя, а так же Bf-109E-4 (без мотор-пушки). Пилоты считали "Эмиль" одной из лучших моделей Bf 109, как минимум равной ранним моделям "Спитфайра".

Вооружение: Ме 109Е - две 20-мм крыльевые пушки MG/FF с боекомплектом 60 патронов и 2 Х 7,92-мм пулемета MG-17 с боекомплектом 500 патронов на пулемет.

Во время вторжения в СССР в июне 1941 «Эмиль» уже снимался с вооружения, остается фактом, что несколько месяцев над СССР летали и Bf 109E. Известно, например, что JG 54 и штурмовая эскадра SG 1 воевали на этом театре на Bf.109E.

Характеристики Bf 109E
Messerschmitt Bf 109 E-1 E-3 E-4
Геометрия
Длина самолета, м 8.76 8.76 8.76
Размах крыла, м 9.90 9.90 9.90
Площадь крыла, м 2 16.35 16.35 16.35
Массы, кг
Взлетный вес 1975 2060
Силовая установка
Мотор DB601A-1 DB601Aa DB601N
Мощность, л.с. 1075 1175 1200
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 458 467
на высоте 555 560
м 5000 4440
Скороподъемность, м/сек 16.7 17.8
Практический потолок, м 10972 11000
Дальность полета, км 560 560
Вооружение
Наступательное вооружение пулеметы MG-17 7,92-мм 4 2 2
пушки MG-FF 20-мм - 2-3 2
4X50, 1X120 4X50, 1X120 4X50, 1X120

Подробно

  • Общее описание Ме-109 Е3. И.В. Щепетков. Издательство БНТ НКАП. 1941 г.
  • Bf 109 E/F против Як-1/7. Восточный фронт 1941-1942. /Хазанов, Медведь/
Фото Описание

Модификации самолета Bf 109E

  • Bf 109Е-1 - выпущенная в 1939 году серия из 1540 самолетов новой модификации с двигателем ДВ-601А и с усиленным вооружением (2 х 7,92-мм пулемета и 2 х 20-мм пушки). Имелся вариант истребителя-бомбардировщика Bf 109Е-1/В, способного нести до 250 кг бомб.
  • Bf 109Е-3 - использовавшаяся в «Битве за Англию» модификация истребителя с двумя 7,92-мм пулеметами и тремя 20-мм пушками. Выпущено 1868 машин.
  • Bf 109Е-4 - выпускавшаяся в 1940 году модификация истребителя бомбардировщика с двигателем ДВ-601N (1200 л.с.). Вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов и двух 20-мм пушек. Имелся вариант ночного истребителя Bf 109E-4/N.
  • Bf 109 Е-5, 6, 9 - модификации истребителя-фоторазведчика.
  • Bf 109Е-7 - штурмовая модификация с дополнительным бронированием двигателя, выпускалась в 1941 году для использования в Северной Африке.
  • Bf 109Е-8 - дальнейшее развитие Е-1 с дополнительным топливным баком под фюзеляжем.
  • Bf 109Т -вариант Bf 109Е, предназначенный для базирования на авианосце «Граф Цеппелин».

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Война в воздухе "/№ 37, 62/
  • "История авиационного вооружения "/А.Б. Широкорад/

Мессершмитт Bf-109 истребитель фото - лучший истребитель люфтваффе в ходе Второй мировой войны, лучший именно в люфтваффе.

Мессершмитт Bf-109 истребитель фото

Обозначение истребителя, по поводу префикса "BF" и "Me", смена префиксов отражает смену имени компании BFW на Messerschmitt AG в конце 1938 года, так как международная репутация Вилли Мессершмитт настолько возросла что он становится управляющим директором и председателем правления, и все это после выпуска Bf.108 и Bf.109. В соответствии с архивными правилами люфтваффе, старые "BF" ссылки был сохранены для Bf-108, Bf-109B. Все другие продукты Messerschmitt, начиная с Ме-109Е и Me-110C, официально употребляют префикс "Me".

В , "германские ВВС" получили на вооружение один из самых эффективных истребителей в мире.

Большинства немецких асов, именно на нем довели свой счет сбитым противникам до фантастических цифр. на счету истребителя Мессершмитт Bf-109 больше побед, чем у любого другого самолета противоборствующей коалиции. Так Bf-109, боевой самолет, стал самым известным истребителем Германии во Второй мировой войне.

Мессершмитт 109 был наиболее удачным низкопланом из первого поколения истребителей-монопланов, вве­денных в эксплуатацию

Немногие истребители того периода превзошли Мессершмитт Bf-109 в долговечности. Введенный в строй во времена кровопролитий в Испании, он стал основным истребителем ВВС Германии вплоть до конца войны. Даже после 1945 г. он оставался в строю в некоторых ВВС и принимал участие в войне на стороне Израиля.

Самолет, быстро завоевал симпатии у летчиков, которая затем бережно поддерживалась пропагандистским аппаратом нацистской Германии, даже после того, как самолет морально устарел, и не представлял сильной угрозы для новейших истребителей противника, напомним что основная масса сбитых самолетов немецкими асами, пришлась на начало войны.

Messerschmitt Bf-109 модификации 109-го, изготовленные в огромных количествах за долгую жизнь самолета

Модификации истребителя Мессершмитт

Основываясь на записях, которые можно разыскать, было выпущено приблизительно от 31 ООО до 33 ООО «Мессершмиттов» Bf-109 за период 1937-1945 гг. История «109-х» драматически повторяет историю всех люфтваффе в целом: после серьезных успехов в первые годы войны, со временем они начали медленно устаревать и уступать истребителям коалиции.

Удачная конструкция была пригодна к значительным улучшающим доработкам. Эти подход успешно использовали и конструкторы истребителей СССР, Британии и США. Но несмотря на то, что истребитель построили в огромных количествах, бомбардировщики союзников, (унижая ), вели войну в самом сердце рейха.

Во многих отношениях сделанный лучше, чем , истребитель Bf-109 был на переднем крае высотной войны люфтваффе с бомбардировщиками союзников.

В течение войны характеристики Bf-109 значительно возросли: от максимальной скорости в 550 км/час у Bf-109Е-1 в 1939 г. до более 724 км/час у Bf-109К-4 в 1945 г. Скороподъемность и практический потолок также серьезно увеличили.

Более 12 ООО экземпляров самолета собрали модификации G-6, больше, чем любой другой модели. Он был разработан для выполнения широкого круга задач, комплектовался разнообразным набором вооружения. Образец на рисунке имеет пару дополнительных подкрыльевых пушек MG-151. На нем летал оберфельдфебелем Генрих Бартелсом, погибший в бою в декабре 1944 г., имевший к этому времени на счету 99 побед.

Фото увеличивается по клику, все о моделях Мессершмитт Bf-109

«Мессершмитт» Bf 109F- 4/7 Тгор (тропический). Первые немецкие истребители, посланные поддерживать африканский корпус Роммеля. Модель «F»-7 могла нести единственную 250-кг бомбу или 66 галлонов бензина в подвесном топливном баке, дающем истребителю близкого радиуса действия большую дальность. Этот образец пилотировался летчиком , который завершил войну со 135 сбитыми самолетами на своем счету.

Многие пилоты считали, что модификация «F» была шагом назад, из-за его единственной пушки, стреляющей через лопасти винта. Однако в руках опытных пилотов его увеличенные возможности были убийственны. На этом самолете летал Ганс Йохим Марсейль - ас с рекордным счетом сбитых самолетов - 158, главным образом самолетов Королевских ВВС.

Bf-109G-14 вооружался 20-мм пушкой MG-151 и двумя 13-мм пулеметами MG-131. Две дополнительные пушки MG-151 могли устанавливаться под консолями, а 250-кг бомба подвешивалась под фюзеляжем. Некоторые самолеты снабжались «колпаком Галланда» (Galland hood) - фонарем кабины пилота с лучшим обзором по сторонам и назад. Улучшенный вариант G-16 - самолет с тяжелым вооружением никогда не принимал участие в боевых действиях люфтваффе.

Трехлопастный винт изме­няемого шага, был эффективнее простого двухлопастного винта ранних Спитфайров и Харри­кеЙнов

Люфтваффе продолжали поиски возможностей замены «109»-го. «Мессершмитт» предпринял три серии попыток выпустить новые конструкции, проекты представляли улучшенное продолжение базовой модели самолета «109». В 1937 г. фирма разработала специальный самолет для установления мирового рекорда скорости. Первоначально самолет назывался Ме-209, но немецкая пропагандистская машина писала о нем как о Ме-109R, хотя он ничего общего с первоначальным истребителем не имел. Конструкцию модернизировали в 1939-1940 гг. и опять назвали «209», но самолет изготовлялся медленнее, чем Bf-109f, который уже эксплуатировался! Впервые взлетевший в 1942 г., Ме-309, если присмотреться, был настоящим преемником «109»-го. Однако хотя этот самолет летал быстрее старого истребителя, был менее маневренным и более сложным в управлении. Прототип Ме-209 II построили в 1944 г., но ограниченных до предела ресурсов хватало только на Bf-109G, поэтому Ме-309 никогда не строился.

в первый год боевых действий Bf-109 имел по­давляющее превосходство среди ис­требителей

Самолет Bf-109K - последняя серийная модификация. Похожая на поздние модификации «Густава», она имела более мощный двигатель и небольшие конструктивные отличия, внедренные для экономии стратегических ресурсов. Bf-109K вооружили 30-мм пушкой, стрелявшей через втулку винта и двумя 15-мм пулеметами MG-151 под верхним капотом мотора. На нем установили двенадцатицилиндровый V-образный двигатель с жидкостным охлаждением DB-605 ASCM/DCM фирмы «Даймлер-Бенц». Самолет мог разгоняться до максимальной скорости 608 км/ч на уровне моря, а на высоте 6 км с включенным устройством, подающим в цилиндры метано-водяную смесь, он мог развить 727 км/ч. Истребитель набирал высоту 10 км за 6 мин 42 с. Bf-109K участвовал в операции «Боденплатге» (Bodenplatte - массированной атаке люфтваффе на аэродромы союзников в Бельгии и Голландии в новогодний праздник 1945 г.).

Самолеты люфтваффе имели мас­кировочную окраску, она в основном предназначaлась для маскировки са­молетов на земле. Но в воздухе и толчее реальных битв мгновенное узнавание друзей часто становилось более существенным, отсюда желтые носы и раскрашенные хвосты

Со своими достижениями во Второй мировой войне Bf-109 останется в истории как один из самых известных истребителей мира. В постоянно изменяющейся воздушной войне Bf-109 оказался приспособленным к установке новых двигателей и вооружения с минимальными изменениями. Он позволил быстро вырасти целому семейству модификаций и подмодификаций, не всегда запущенных в производство. В этой многосторонности ключ к пониманию колоссального успеха самолета; кроме того, надо прямо отдать должное разумной конструкторской работе. Различные варианты этой классической «птицы войны» составили более 60% всех одноместных истребителей, произведенных в Германии в 1936-1945 гг. За это время было построено ни много ни мало: 33 000 самолетов - больше, чем любых других истребителей в истории, за исключением современного ему, нашего советского «Яка».

истребители Мессершмитт Me109 техники завтрак на воздухе

Но конец войны не стал концом для «109»-го. Чехословакия взяла себе некоторые части «109»-го, и после войны завод «Летов» продолжил выпуск самолетов этого типа. Они использовали моторы Jumo, а их управляемость лучше всего определялась кличкой, которую им дали пилоты: «Mezak» (мул).

Последние действия «109»-й совершил в Испании, в той же стране, где этот самолет совершил свой дебют в 1938 г. Последние версии самолета с двигателем «Мерлин» были построены на фирме «Испано» и оставались в списках испанских ВВС до середины 1960-х.

«Испано» («Hispano») HA-1112-M1L 7-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи испанских ВВС 1959-1965 гг.

За основу взяли планер BM09G и укомплектовали его двигателем «Роллс-Ройс». Самолет известен как «Buchon» (голубь) благодаря своему низкому профилю. НА-1112-M1L использовался в качестве штурмовика. Самолет вооружался парой длинноствольных 20-мм пушек «Испано» и подкрыльевыми установками для реактивных снарядов «воздух-поверхность».

Боевое применение самолетов Мессершмитт во Второй мировой войне здесь.

Истребитель Messerschmitt Bf.109G получил новый двигатель DB 605A, а некоторые версии (Bf.109 G-1 , Bf.109 G-3 и Bf.109 G-5) оснащались гермокабиной. Самолеты Bf.109G стали основой истребительных частей Люфтваффе в 1942-1945 годах.

В июле 1940 года один Bf.109 F-0 W.Nr 5604 (V24, VK+AB) был переоборудован с целью проверки возможности адаптации планера для установки двигателя DB 605. На два прототипа Bf.109 V30 (W.Nr 5716, ND+IE) и Bf.109 V30A (W.Nr 5717, ND+IF), переделанных из Bf.109 F-1 , установили герметичную кабину пилота.

Но только к середине 1941 года компания Daimler-Benz завершила проектные работы над двигателем DB 605, разработанным на базе DB 601. Основное отличие DB 605 от DB 601 – увеличение диаметра цилиндров со 150 мм до 154 мм. При том же ходе поршня в 160 мм, двигатель увеличился в рабочем объёме до 35,7 л. Выходная мощность выросла с 1350 л.с. до 1475 л.с.

Первые Bf.109G стали поступать в истребительные части в мае 1942 года. Вооружение состояло из двух пулеметов MG 17 (а начиная с версий Bf.109 G-5 / Bf.109 G-6 двух крупнокалиберных MG 131) и одной пушки MG 151/20. Вооружение можно было расширить за счет установки под крыльями дополнительных гондол с пушками (Rüstsätze R6). Модификация Bf.109 G-6/U4 отличалась заменой мотор-пушки MG 151/20 на пушку MK 108 калибром 30 мм.

Bf.109 G-0

В октябре 1941 года на заводе Messerschmitt AG в Аугсбурге было завершено производство первых трех самолетов серии Bf.109 G-0. Самолеты (W.Nr 14001 VJ+WA, W.Nr 14002 VJ+WB, W.Nr 14003 VJ+WC) приводились в движение двигателями DB 601E мощностью 1350 л.с. И только в мае 1942 года на самолет Bf.109 G-0 (W.Nr 14001 VJ+WA) установили двигатель DB 605A мощностью 1475 л.с. Во время испытаний выяснилось, что новый истребитель имеет множество недостатков. Главную проблему представляло недостаточное охлаждение двигателя (перегрев двигателя, пожары), а также негерметичность кабины и проблемы с работой механизма уборки шасси (особенно крышек главного шасси). Весной 1943 года Bf.109 G-0 (W.Nr 14003, VJ+WC) использовался для испытаний V-образного (“Хвост бабочки”) хвостового оперения. До конца 1941 года собрали еще 9 самолетов “нулевой” серии.

Bf.109 G-1

Первый серийный вариант Bf.109G был оснащен гермокабиной. На Bf.109 G-1 установили двигатель Daimler-Benz DB 605 A-1 с винтом изменяемого шага VDM 9-12087. На заводе Erla с мая по июнь 1942 года построили 20 истребителей “G-1”. Завод в Регенсбурге в период февраль-июнь 1942 года произвел 67 самолетов Bf.109 G-1 и еще 80 истребителей Bf.109 G-1/R2, оборудованных системой впрыска закиси азота GM 1…

Bf.109 G-2


Bf.109 G-3

Этой версией возобновляется производство высотных истребителей с герметичной кабиной пилота. На Bf.109 G-3 стали стандартными увеличенные покрышки шасси. Покрышка главного шасси с 650×150 мм увеличилась до 660×160 мм. Угол наклона колеса по отношению к стойке изменили, чтобы придать колесам более вертикальное положение при выпущенном шасси. На верхней поверхности крыла сделали небольшие выпуклости, чтобы новое шасси помещалось в крыле. Покрышку хвостового колеса увеличили с 290×110 мм до 350×135 мм.

На Messerschmitt Bf.109 G-3 установили более мощную радиостанцию Telefunken FuG16z (вместо FuG7a). Вертикальную часть антенны перенесли ближе к хвостовому оперению.

Высотные истребители Bf.109 G-3 направили в 11./JG 2 и 11./JG26. Несколько “G-3“ получила эскадрилья 11./JG 54 и группа II/JG 11 (бывшая I/JG 1). Один Bf.109 G-3 (W.Nr 16281, SP+EB) использовался в качестве опытного истребителя Bf.109H с двигателем DB628.

С января по февраль 1943 года завод в Регенсбурге выпустил 50 Bf.109 G-3 с серийными номерами с 16251 по 16300.

Bf.109 G-4


Bf.109 G-5


Версия высотного истребителя с герметичной кабиной и двумя крупнокалиберными 13-мм пулеметами MG 131 (вместо MG 17). В марте 1943 года первые Bf.109 G-5 появились на сборочной линии завода Erla в Лейпциге. Высотные “G-5” производились одновременно с Bf.109 G-6 . Messerschmitt Bf.109 G-5 стал последней серийной модификацией истребителя Bf.109 с герметичной кабиной…

Bf.109 G-6


Messerschmitt Bf.109 G-6 Stab II/JG52 Gerhard Barkhorn Анапа осень 1943 года

В феврале 1943 года началось производство самой массовой версии “Мессершмитта” – Bf.109 G-6 . На “G-6” установили крупнокалиберные пулеметы MG 131, как и на его высотном аналоге “G-5”. Ухудшение аэродинамики и увеличение веса отразилось на максимальной скорости самолета, она уменьшилась на 9 км/ч…

Bf.109 G-8


На базе истребителя “G-6” был создан самолет разведчик – Messerschmitt Bf.109 G-8. Разведчики Bf.109 G-8 выпускались в вариантах ближнего и дальнего действия, с разным составом фото- и видео камер, с различными радиостанциями.

Заднюю часть фюзеляжа доработали, чтобы установить две камеры Rb 12,5/7×9 или Rb 32/7×9. Некоторые самолеты Bf.109 G-8 имели дополнительную камеру Robot II, установленную в передней кромке левого крыла.

Обычно на разведку отправлялись парами. Ведущий летел на самолете, оборудованном фотокамерами. Ведомый прикрывал его на обычном “G-6” (или Bf.109 G-6/R3 “Rüstsatz 3”, оба с 300 литровыми баками) с полным составом вооружения. Перед ведомым ставилась задача по контролю воздушного пространства, в то время как ведущий осуществлял фотосъемку.

Bf.109 G-12


Учебно-тренировочной версией “Мессершмитта” стал двухместный Bf.109 G-12. Пространство для второй кабины получили за счет снижения внутреннего запаса топлива. Чтобы компенсировать уменьшение дальности полета использовался подвесной бак объемом 300 литров. Задняя кабина инструктора была оборудована приборной панелью и системой управления полетом.

Bf.109 G-14


По первоначальному замыслу, истребители Bf.109 G-14 должны были производиться по единым стандартам всеми заводами. Но на практике, самолеты “G-14”, выпущенные фирмами WNF, Messerschmitt и Erla, часто отличались оборудованием и множеством деталей. Благородные намерения привели к появлению многочисленных версий истребителя Bf.109 G-14 . В зависимости от завода, самолет имел двигатель DB 605A или DB 605AM, короткое или длинное хвостовое колесо, высокий или низкий руль направления…

Bf.109 G-10


Высокоскоростной турбореактивный истребитель-перехватчик Messerschmitt МЕ-262 Schwalbe («Мессершмитт ME-262 Ласточка») появился на поле боя лишь в 1944 году. Нельзя сказать точно, для какой работы предназначалась эта машина. Эксперименты с самолетом продолжались даже на поле боя. Он служил истребителем (в том числе ночным), бомбардировщиком и самолетом-разведчиком. Машина была одноместной и двухместной, боевой и учебной. На ней устанавливалась новейшая система слепой посадки, экспериментальное радиолокационное оборудование, испытывались прицелы, пушки различных калибров и многое другое экспериментальное оборудование. Германской промышленностью было выпущено около 25 модификаций этого самолета.

«Мессершмитт-262» был первой в мире серийной реактивной машиной, принимавшей непосредственное участие в боевых действиях. Немцы называли его «Ласточкой» (Schwalbe), американцы и англичане - «Буревестником» (Petrel). До конца войны немецкой промышленностью было выпущено 1433 машины. Таким образом, «Мессершмитт МЕ-262» можно считать самым массовым

История создания самолета

Пожалуй, ни одна из моделей самолетов не претерпела столько трудностей в процессе своего становления, как «Мессершмитт-262». История создания этой машины, ее разработка и доведение до серийного производства осложнялись не только бюрократическими проволочками и недостаточным финансированием, но и множеством технологических проблем.

Свой первый полет, как сообщил - министр вооружений Германии, этот самолет совершил за месяц до нападения немецких войск на СССР. В первой модели МЕ-262 были использованы еще поршневые двигатели. Однако они оказались недостаточно мощными. Уже на следующий год было решено воспользоваться Jumo-004, которые разработала и начала выпускать фирма «Юнкерс».

В истории известно немало фактов, когда грядущие нововведения сводили на нет всю ценность вооружения предыдущего поколения. «Мессершмитт-262» можно считать одним из таковых. Преимущество новой машины перед самолетами противника было очевидным, но детские болезни германской экономики стали непреодолимым препятствием на пути к его массовому производству.

К главным проблемам, которые преследовали разработку самолета на протяжении всей его истории, относят: во-первых, ненадежность турбореактивных двигателей Jumo, которыми оснащался «Мессершмитт-262». Они весьма ненадежно работали в разреженной атмосфере и требовали длительной и тщательной доработки. Во-вторых, устанавливаемые на колеса шасси шины также не отличались качеством. Они нередко лопались во время посадки, хотя скорость приземляющегося самолета составляла всего 190 км/час. В совокупности со сложной военно-политической обстановкой в Германии и нерешительностью вышестоящего командования при постройке новых самолетов, эти обстоятельства привели к тому, что «Мессершмитт ME-262» (фото выше) появился на поле боя лишь во второй половине 1944 года, с полугодовой задержкой. Он не смог стать тем чудо-оружием, которое, как надеялся Адольф Гитлер, помогло бы Германии вернуть господство в воздушном пространстве Европы. А ведь это вполне могло произойти.

Когда все недостатки были устранены, немецким конструкторам стало ясно, что все летно-технические характеристики новой машины оставляют далеко позади параметры самолетов союзников. Построенный ими самолет «Мессершмитт-262» можно было смело считать шедевром отечественного авиастроения.

Описание

Последняя модель самолета «Мессершмитт-262», конструкция которого еще не напоминала реактивные машины нынешних времен, был оснащен двумя турбореактивными двигателями и крыльями прямой стреловидности. Максимальная скорость передвижения составляла почти 850 км/ч. Высоту в 9 000 метров он набирал за 7 минут. Максимальная высота полета составляла 11 000 метров. Из вооружения следует отметить четыре 30-миллиметровых пушки МК-108, каждый снаряд которых мог запросто сбить тяжелый бомбардировщик. Они были расположены попарно в каждом из крыльев, одна над другой. Имелась также возможность установки до 12 неуправляемых ракет.

Реакция союзников на появление «Мессершмитта-262»

Плотно оккупировавшие европейское небо союзники были шокированы появлением МЕ-262. Более всего этот сюрприз не понравился американским бомбардировщикам, привыкшим совершать безнаказанные дневные налеты на города и военные объекты Германии. Казалось, еще немного и все преимущество в воздухе будет утеряно.

Но на помощь англо-американцам неожиданно пришел Адольф Гитлер. Дело в том, что первоначально немцы успешно применяли реактивный «Мессершмитт-262» в качестве истребителя-перехватчика. Фюрер же настойчиво требовал использовать этот самолет в качестве скоростного бомбардировщика, способного, не обращая внимание на противодействие истребителей, сорвать появление союзников на европейской сцене военных действий.

Немецкие летчики о машине нового поколения

В 1943 году опробовать новую машину пришло в голову лично командующему истребительной авиацией люфтваффе генералу Адольфу Галланду. Свои впечатления он выразил короткой фразой: «Эта машина летает так, словно ее носят ангелы». По словам еще одного пилота, Йорга Сцыпионски, «Мессершмитт-262» (фото которого содержится в статье) был не особо сложным в управлении. Главное - все делать по инструкции, тогда машина будет вести себя смирно и не станет капризничать. Из-за необычно высокой скорости главным в бою было успеть поймать в прицел вражеский самолет. В этом случае пилот становился королем положения.

Вооружение у самолета было настолько мощное, что одного залпа было достаточно, чтобы все уже было кончено. Тем не менее даже опытным летчикам было не так-то просто справиться с этой строптивой машиной. Требовалось непременное переобучение, которое требовало массу времени.

Истребительная часть «Ягдфербанд 744 (J744)»

Одним из категорических противников решения Гитлера и Геринга использовать истребитель «Мессершмитт-262» в роли бомбардировщика был командующий истребительной авиацией люфтваффе, ветеран битвы за Англию Адольф Галланд. В январе 1945 года во время совещания, на котором присутствовал весь руководящий состав авиации Германии, он прилюдно выразил сомнения в компетентности Геринга на посту командующего воздушным флотом страны. В результате строптивого генерала отстранили от должности. Однако тот не сдался.

Чтобы доказать свою правоту, Галланд предложил сформировать специальное соединение под его командованием, оснастив его самолетами «Мессершмитт ME-262». В личный состав формирования, среди прочих, зачислили Герхарда Бархорна (на тот момент он имел 301 воздушную победу), Гейнца Бэра (220 побед), Вальтера Крупински (197 побед), Йоханесса Штейнхоффа (176 побед), Гюнтера Лютцова (108 побед) и др. Соединение получило название «Истребительная часть «Ягдфербанд 744 (J744)».

Короткая биография «Ягдфербанд 744 (J744)»

В марте 1945 года штаб нового соединения разместился на аэродроме Мюнхен-Рием, откуда и приступил к перехватам армад бомбардировщиков союзников, которые совершали дневные налеты на Германию. За месяц с небольшим за этой новоявленной элитной авиачастью числилось уже 45 сбитых самолетов союзнической авиации. Однако продолжалось это недолго. 3 мая 1945 года она была разгромлена союзниками в Зальцбурге.

Сам Адольф Галлан также не отказывался от штурвала самолета. Он принимал участие во многих операциях по перехвату налетов бомбардировщиков союзников. 25 апреля во время одной из них он был сбит американским истребителем прикрытия «Рипаблик Р-47». Летчик получил ранения в оба колена и не смог нормально посадить свой истребитель на изрытое воронками поле.

Победы немецких летчиков

Первая победа за рулем реактивного «Мессершмитта-262» была одержана Адольфом Шрайбером. Произошло сие событие 26 июня 1944 года. Помимо вышеперечисленных летчиков «Мессершмитт-262» помог прославиться Францу Шаллю - на ME-262 он одержал 14 побед (всего 137), Герману Бухнеру - 12 (58), Георгу Петеру Эдеру - 12 (78), Эриху Рудорферу - 12 (222), Карлу Шнорреру - 11 (46), Йоханнесу Штейнхоффу - 6 (176), Вальтеру Новотны (всего 248 побед) и др.

Германские летчики считали «Мессершмитт-262» настолько неуязвимым, что смело вступали в схватки с многократно превосходящим их по численности противником. Так, 19 марта 1945 года 28 немецких летчиков, находясь за штурвалами «Месершмиттов-262», не побоялись вступить в бой с огромной тучей американских самолетов, состоящей из 1300 бомбардировщиков и 750 истребителей прикрытия. Несмотря на свою малочисленность, им удалось разогнать всю эту армаду, предотвратив налет на один из объектов Германии.

Как союзники боролись с МЕ-262

В прямом противостоянии с «Мессершмиттом-262» любой самолет союзников был обречен на поражение. Проигрывая ему в скорости, маневре и мощности вооружения, о победе можно было даже не мечтать. И все же ахиллесова пята была найдена. Даже не одна. Дело в том, что реактивный истребитель «Мессершмитт-262» оказался очень уязвимым при взлете и посадке. На эти моменты и решено было делать ставку в противостоянии с ним.

В первую очередь все силы были брошены на разведку аэродромов, на которых базировались немецкие «Ласточки». После этого их взлетно-посадочная полоса подвергалась беспощадным бомбардировкам. Ее смешивали с землей практически ежедневно. Продолжалось это до тех пор, пока «Мессершмитты-262», базирующиеся на аэродроме, не перевозили в другое место.

Известно также несколько фактов уничтожения «мессеров» на взлете. Так, 7 октября 1944 года лейтенант Урбан Дрю, пролетая по территории врага, заметил стартовавшую с аэродрома пару реактивных самолетов. Используя преимущество в высоте и скорости, летчик смело атаковал противников и сбил обоих, не позволив тем набрать скорость.

Несколько МЕ-262 было уничтожено и в воздушных боях. Так, 8 ноября 1944 года один из асов люфтваффе сбивший до этого 258 самолетов противника, во время атаки соединения американских бомбардировщиков был сбит одним из прикрывавших его истребителей «Мустанг Р-51».

Характеристики «Мессершмитта-262»

В длину самолет составлял 10,6 м, в высоту - 3,8 м, размах крыльев - 12,5 м, площадь крыла - 21,8 м. Вес пустой машины составлял 3800 кг, нормальная взлетная масса - 6400 кг, максимальный взлетный вес - 7140 кг. Практический потолок подъема составлял 11 км. Максимальная скорость на максимальной высоте составляла 855 км/час. На вооружении состояли 4 пушки МК - 108. Имелась также возможность установить 12 неуправляемых ракет R4М.

Победители реактивных «Мессершмиттов-262»: союзники

Победителей реактивных «Мессершмиттов» среди союзников не так уж и много. По большей части немецких «ласточек» уничтожали на аэродромах, не давая им возможности подняться. Тем не менее сбитые «Мессершмитты-262» были записаны на счет капитана Дж. Бендраулта (386-й FS), лейтенанта Мюллера (353-й FG), майора З. Коннора (78-й FG), пилота-офицера Боба Коула (3-я эскадрилья RAF), лейтенанта Лэмба (78-й FG), лейтенанта Вильсона (401-я канадская авиаэскадрилья) и др.

Победители реактивных «Мессершмиттов-262»: Восточный фронт

Помимо западноевропейского театра военных действий, появлялись «Мессершмитты-262» и на Восточном фронте. Правда, сведения об этом достаточно скупы. Тем не менее в списке победителей «Мессершмитта-262» присутствуют фамилии и советских асов. Официально зарегистрированные сбитые реактивные «мессеры» на своем счету имеют Иван Кожедуб, Лев Сивко, Иван Кузнецов, Яков Околепов и Александр Долгунов. Предположительно в этот список должны быть включены еще две фамилии: Гарри Мерквиладзе, летчик 152-го гвардейского авиаполка и Владимир Егорович из 402-го истребительного авиаполка.

Однако подтверждения об их победах в архивах не обнаружено.

Заключение

За все время Второй мировой войны было построено и отправлено на фронт 1433 самолета «Мессершмитт-262» включая различные его модификации. Однако далеко не все машины приняли участие в военных действиях. Недостаток топлива, нехватка квалифицированных кадров и дефицит подходящих для базирования аэродромов (машине требовалась удлиненная взлетно-посадочная полоса) сыграли не последнюю роль в судьбе первого в мире реактивного самолета «Мессершмитт МЕ-262». И все же он оставил заметный след в истории мировой авиации. Ведь его появление ознаменовало начало эпохи реактивной авиации.

Если есть истребитель, который олицетворяет Вторую мировую войну, и особенно Люфтваффе, то это Мессершмитт 109. Выпускавшийся массовой серией со времени гражданской войны в Испании и вплоть до конца Второй мировой войны, он оставался на службе в Испании до 1967 г. Самолет постоянно совершенствовался, оснащался новыми двигателями и вооружением и оставался весьма опасным противником. Он воевал на всех фронтах от Ла-Манша до России, в небе Скандинавии и Северной Африки. Данная книга расскажет не только об истории создания этого легендарного самолета, но и с помощью более 200 рисунков наглядно продемонстрирует как выглядели эти самолеты на протяжении 1936-1942 гг. Издание предназначено как для специалистов, так и для широкого круга любителей истории авиации и военной техники.

Messerschmitt Bf 109E-4 и E-7

Разделы этой страницы:

Messerschmitt Bf 109E-4 и E-7


Модификация Bf 109Е-4 появилась в мае 1940 г. По сравнению с Bf 109Е-3 новая машина стала несколько тяжелее. Но благодаря установленному в кабине позади пилота дополнительному бронированию (вес которого достигал 50 кг), голова и плечи летчика теперь были защищены более надежно. Необходимость этих усовершенствований стала очевидной после первых схваток с англичанами. И если некоторые машины Bf 109Е-1 и Е-3 впоследствии также получали усиленное бронирование, то Bf 109Е-4 оснащались бронезаголовниками прямо на сборочных линиях. Переплет фонаря кабины также несколько изменился, средняя часть стала граненой (хотя на некоторые машины ранних серий еще устанавливались такие же фонари, как на Bf 109Е-3). Стали выше боковые панели остекления, соединявшиеся с верхней панелью, теперь плоской. При этом из переплета исчезли два небольших ребра на боковых гранях козырька.

Сохранились две крыльевые 20-мм пушки. Это были MG FF/M, которые могли стрелять фугасными снарядами, называемыми Minen- Geschosspatronen (букв, «мины-снаряды»). Такие снаряды обладали лучшей пробивной способностью, а их тонкостенный металлический корпус вмещал большее количество взрывчатого вещества. Боекомплект остался прежним – 60 снарядов на ствол.

Изменения коснулись также двигателя. Если первые Bf 109Е-4 оснащались моторами DB 601 А, то в середине 1940 г. на них стали устанавливать новые двигатели DB 601 N. Повышение степени сжатия на 15% позволило увеличить взлетную мощность двигателя до 1 200 л. с., а также получить прирост 50 л. с. на высоте. Такого результата добились, заменив вогнутые поршни плоскими.

Внешне DB 601 N ничем не отличался от DB 601 А, но он работал на бензине СЗ с более высоким октановым числом, 96 или 1 00 (вместо 87-октанового В4). На это указывала цифра в маленьком желтом или белом треугольнике (маркировка наносилась на фюзеляж позади кабины пилота снизу от лючка топливного бака). Самолеты, оснащенные мотором DB 601N, получили обозначение Bf 109E-4/N.

Успешное применение Bf 109Е-1, которые могли нести бомбы, подвешенные под фюзеляжем, способствовало появлению более мощного истребителя-бомбардировщика Bf 109Е-4/В. В этом варианте самолет оснащался бомбодержателем ЕТС 500 или ЕТС 50, что позволяло взять одну 250-кг бомбу или четыре 50-кг бомбы. Для управления сбросом бомб истребители-бомбардировщики дополнительно оборудовались небольшим пультом под приборной доской.

Первые истребители-бомбардировщики Bf 109Е-4/В поступили в Erprobungsgruppe 210 (проводившую испытания Me 210), а также в ll.(Schlacht)/LG 2. С июля 1940 г. они стали использоваться в боевых действиях против Англии.

В феврале 1941 г. начались операции Люфтваффе в северной Африке. Это заставило инженеров приспособить самолет к условиям пустыни. На самолет установили тропический фильтр, чтобы уберечь двигатель от попадания в него песка и предотвратить его преждевременный износ. В апреле 1941 г. модифицированные машины, получившие обозначение Bf 1 04Е-4/Trop, прибыли вместе с личным составом I./JG 27 в Айн аль-Газалу в Ливии.

Следующими модификациями стали Bf 109Е-5 и Е-6, которые использовались в качестве разведчиков. Первый, еще со старым двигателем DB 601А и фонарем от Е-4, не нес крыльевых пушек и был оборудован фотокамерой Rb 21 /1 8 с электроприводом. На второй установили двигатель DB 601N и новую камеру Rb 50/30.

Появившийся в августе 1940 г. Messerschmitt Bf 109Е-7 представлял вариант дальнего истребителя. Вместо 250-кг бомбы он мог нести под фюзеляжем 300-л подвесной топливный бак. Новый самолет унаследовал двигатель DB 601N и фонарь кабины от Bf 109Е-4, но внешне отличался от предшественника коком винта заостренной формы, уже без отверстия для пушки. Самолет использовался также в качестве истребителя-бомбардировщика (Bf 109Е-7/В). В I./JG 27 поставлялись машины в тропическом варианте (Bf 109Е-7/Trop), со специальным фильтром.

На E-7/Z (Z обозначает Zusatzgerat, «дополнительная система») проводились эксперименты с системой форсирования GM-1. Система использовала закись азота (N2 0) для подачи кислорода в двигатель, что давало прирост мощности от 250 до 280 л. с. на высоте 8000 м. В феврале 1941 г. 80 машин были оборудованы GM-1. Впоследствии системой GM-1 оснащались другие истребители Люфтваффе. Последней субмодификацией Bf 109Е-7 была E-7/U2, получившая бронеплитки толщиной 5 мм для защиты двигателя и радиатора от огня зенитной артиллерии.

Наконец, в августе и сентябре 1940 г. появились Bf 109Е-8 и Е-9. Е-8 отличался от Е-7 двигателем, и использовался как дальний истребитель, а Е-9 со снятыми крыльевыми пушками представлял собой разведывательную модификацию.

Bf 109E-4 в люфтваффе

































































Bf 109E-4 и Е-7 в люфтваффе

















Bf 109E-4 в окраске других государств

















Bf 109E-7 в люфтваффе



















Bf 109E-7/Trop из I./JG 27, Северная Африка, 1941 г. Пилот Oberleutnant (старший лейтенант) Людвиг Францискет, Gruppeadjutant (адъютант группы) I./JG 27. Верхние поверхности: RLM 79. Нижние поверхности: RLM 78. Капот двигателя RLM 04.