Судебные споры

Методы анализа и обработки данных. Методы анализа и обработки социологических данных

Для наглядности строят различные графики статистического распределения, в частности, полигон и гистограмму.

Определение . Полигоном частот называют ломаную, отрезки которой соединяют точки (x 1 , n 1), (x 2 , n 2), …, (x k , n k).

Для построения полигона частот на оси абсцисс откладывают варианты x i , а на оси ординат – соответствующие им частоты n i . Точки (x i , n i) соединяют отрезками прямых и получают полигон частот.

Определение. Полигоном относительных частот называют ломаную, отрезки которой соединяют точки (x 1 , w 1), (x 2 , w 2), …, (x k , w k).

Для построения полигона частот на оси абсцисс откладывают варианты x i , а на оси ординат w i . Точки (x i , w i) соединяют отрезками прямых и получают полигон относительных частот.

На рисунке изображен полигон относительных частот следующего распределения:

Рис. 6. Полигон относительных частот.

В случае непрерывного признака целесообразно строить гистограмму, для чего интервал, в котором заключены все наблюдаемые значения признака, разбивают на несколько частичных интервалов длинной h и находят для каждого частичного интервала n i – сумму частот вариант, попавших в i-ый интервал.

Определение . Гистограммой частот называют ступенчатую фигуру, состоящую из прямоугольников, основаниями которых служат частичные интервалы длиною h, а высоты равны отношению (плотность частоты).

Рис. 7. Гистограмма частот.

Для построения гистограммы частот на оси абсцисс откладывают частичные интервалы, а над ними проводят отрезки, параллельные оси абсцисс, на расстоянии .

Площадь i-го частичного прямоугольника равна =─ сумме частот вариантi-го интервала; следовательно, площадь гистограммы частот равна сумме всех частот, то есть объему выборки n.

На рисунке 2 изображена гистограмма частот распределения объема n=100, приведенного в таблице 1.

Частичный интервал,

длиною h=5

Плотность частоты

Определение . Гистограммой относительных частот называют ступенчатую фигуру, состоящую из прямоугольников, основаниями которых служат частичные интервалы длинною h, а высоты равны отношению (плотность относительной частоты).

Для построения гистограммы относительных частот на оси абсцисс откладывают частичные интервалы, а над ними проводят отрезки, параллельные оси абсцисс на расстоянии . Площадьi-го частичного прямоугольника равна =─ относительной частоте вариант, попавших вi-й интервал. Следовательно, площадь гистограммы относительных частот равна сумме всех относительных частот, то есть единице.

    В результате выборки получена следующая таблица распределения частот.

Построить полигоны частот и относительных частот распределения.

Для начала построим полигон частот.

Рис. 8. Полигон частот.

Чтобы построить полигон относительных частот найдем относительные частоты, для чего разделим частоты на объем выборки n.

n = 3 + 10 + 7 = 20.

Получаем

Построим полигон относительных частот.

Рис. 9. Полигон относительных частот.

2. Построить гистограммы частот и относительных частот распределения.

Найдем плотность частоты :

Частичный интервал,

длиною h = 3

Сумма частот вариант частичного интервала

Плотность частоты

В системе научных знаний для определения способа их приобретения чаще используется понятие метода (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение), обозначающее также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В психолого-педагогическом исследовании приемлем любой метод достижения истины, если он отвечает таким универсальным критериям научного познания, как объективность, валидность (пригодность, соответствие объекту исследования) и надежность (устойчивость показателей при многократных исследованиях). Как и в любой науке, здесь используется не один метод, а целая система частных методов, или методик.

Исследователями выделены следующие четыре группы методов: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); 2) эмпирические; 3) методы обработки данных (количественный и качественный); 4) интерпретационные методы. Рассмотрим их подробнее.

Организационные методы

Входящий в данную группу сравнительный метод (или метод "поперечного среза") заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы, одинаковые по возрасту и профессии (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод "продольного среза") состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Примером может служить многократное обследование студентов на протяжении всего срока их обучения в вузе.

Комплексный метод имеет место, когда представители различных наук устанавливают связи и зависимости между явлениями разного рода, например физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Они представлены в первую очередь обсервационными методами , основу которых составляют наблюдение и самонаблюдение.

1. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие и фиксация психологопедагогических явлений и процессов. Необходимыми условиями наблюдения выступают постановка цели, разработка плана, выбор объекта и ситуации наблюдения, поддержание естественных условий жизни, невмешательство в деятельность испытуемого, объективность и систематичность наблюдений, разработанность способов фиксации результатов.

Существует несколько видов наблюдения, отличающихся друг от друга способами организации. Так, наблюдение может быть сплошным и выборочным. Первое охватывает одновременно многие стороны поведения объекта в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких человек. Второе связано с изучением какой-либо стороны поведения объекта или поведения в конкретных ситуациях, в определенные промежутки времени.

По условиям организации наблюдения делятся на лабораторные, осуществляемые в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях, и полевые, которые проводятся в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации.

По регулярности проведения наблюдения бывают систематическими, осуществляемыми по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков; эпизодическими, когда факты фиксируются, однако регламент такой регистрации строго не определен, хотя наблюдатель рассчитывает получить эти факты в какой-либо момент исследования; случайными, когда единицы наблюдения заранее не определяются, а фиксируются интересные, по мнению исследователя, факты.

Различают также наблюдение организованное, или контролируемое. В данном случае специально продумываются план, схема наблюдения за другим человеком и ориентация на его конкретные качества. Наконец, при включенном наблюдении его субъект оказывается членом группы, которая изучается: он организует ее жизнь, но сам в ней никак не выделяется.

  • 2. Самонаблюдение (интроспекция ) – это наблюдение человека за собственными психическими явлениями. Этот метод широко используется и в психологии, и в педагогике. Его регулярное применение с последующим составлением самоотчетов формирует умение замечать свое состояние и изменения в нем, развивать навыки рефлексивного анализа, а в дальнейшем – саморегуляции, что является фундаментом любой профессиональной деятельности.
  • 3. Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями проверяются гипотезы о причинных связях явлений. Главное отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что экспериментатор целенаправленно, в соответствии с гипотезой воздействует на исследуемый объект; он не рассчитывает на случайное проявление интересующих его психолого-педагогических процессов, а сам создает условия, вызывающие эти процессы. Целенаправленное изменение некоторых условий позволяет на основе сравнительных наблюдений сделать вывод о вкладе этих условий в характер протекания психического процесса, лучше понять механизм такого процесса, выделить основные факторы, влияющие на его качество и динамику.

В психологии и педагогике выделяют разные виды эксперимента. Так, лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. Естественный эксперимент проводится в естественной обстановке, но с выбором таких видов деятельности, в которых особенно характерно проявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После этого создается модель деятельности, весьма близкой к той, которая обычна, естественна для участников.

Констатирующий эксперимент направлен на выявление реального уровня, качества психолого-педагогического явления или процесса. Таково, например, срезовое изучение познавательных процессов, способностей, ценностных ориентаций и т.д. При полевом эксперименте искусственная, лабораторная обстановка заменяется гораздо более естественной. Участники не знают, что участвуют в эксперименте. Исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее.

Цель формирующего (обучающего ) эксперимента – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования, новых для испытуемого способности, отношения, деятельности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее запланированных показателей.

Помимо наблюдения и эксперимента, в психологии и педагогике широко используются и другие эмпирические методы, например опросные, такие как анкетирование, интервью, тестирование и др., – специальные способы получения информации посредством ответов опрашиваемых респондентов на задаваемые им вопросы.

  • 4. Анкетирование – это метод исследования, когда опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов (анкет). Данный метод исследования предполагает возможность использования принципа анонимности, что повышает степень откровенности ответов. Виды анкетирования определяются типом вопросов, составляющих основу исследования. Вопросы бывают открытые (без вариантов ответов для выбора) и закрытые (когда предлагаются несколько вариантов ответов на вопрос); прямые (незамаскированные) и косвенные (когда респонденту предлагаются вопросы в замаскированном виде, чтобы получить более точную и глубокую информацию); основные (наиболее важные) и контрольные (которые в целях достоверности перепроверяют сведения, полученные в ответ на основные вопросы) и др.
  • 5. Интервью (беседа, встреча) – это опрос, в котором устные ответы, полученные на заданные респонденту вопросы, записываются письменно или на диктофон. По степени формализации интервью делятся на стандартизованные (беседа по жестко фиксированному опроснику), нестандартизованные (отсутствие жесткой детализации поведения исследователя и респондента) и полустандартизованные (сочетание элементов обоих вышеназванных). Все они могут быть индивидуальными или групповыми, однократными или многократными.

Опросные методы требуют соблюдения ряда процедурных и технических требований, наличия у исследователя специальных навыков и умений. Одним из важнейших условий успешности выступает доверие опрашиваемых людей. В этих целях часто проводятся анонимные опросы – без указания фамилий отвечающих, которым гарантируется неразглашение их ответов. Строгое соблюдение научной этики предполагает использование полученной информации только в научных целях.

  • 6. Беседа – это эмпирический метод получения прямой или косвенной информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Она может быть формализованной (стандартизированная постановка вопросов и регистрация ответов на них) и неформализованной (дает возможность ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации). Для повышения эффективности данного метода цель беседы заранее не сообщается, собеседник не должен видеть, что его ответы фиксируются, не должно быть и третьего лица – свидетеля беседы. Также необходимо учитывать пределы допустимости вопросов: не нужно заставлять испытуемого отвечать на те из них, которые ему не нравятся. Беседа окажется эффективной, если исследователь и испытуемый находятся в доверительных отношениях. Чтобы стать научно информативной, беседа должна сочетаться с другими методами, изучающими психолого-педагогическую реальность.
  • 7. Тестирование (от англ. test – проба, проверка, краткое испытание) может рассматриваться двояко: 1) как способ изучения скрытых свойств психической деятельности личности при использовании различных заданий (тестов); 2) как стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тестирование – это диагностическая процедура, осуществляемая в индивидуальной или групповой форме. При фронтальном (групповом) тестировании, если, например, тест направлен на изучение индивидуальных способностей, очень важно, чтобы его участники могли выполнить задания изолированно и самостоятельно. Возможности данного метода разнообразны: различают тесты способностей и тесты умений и навыков, эстетические и проективные, ситуационные и физиологические тесты и т.д.
  • 8. Социометрия – это эмпирический метод психологопедагогического изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости (Я. Морено). Данный метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить сплоченность группы, лидера группы и т.д. Он широко используется в педагогической практике для формирования и перегруппирования учебных коллективов, определения внутригруппового взаимодействия.
  • 9. Анализ продуктов деятельности (творчества), который также входит в группу эмпирических методов, служит опосредованному эмпирическому изучению человека посредством распредмечивания, анализа, интерпретации материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) результатов его деятельности. Этот метод позволяет производить оценку не только продукта (текста, рисунка), но и процесса его создания (сочинения, рисования), а также степени соответствия конечного продукта первоначальному замыслу.

Методы обработки данных и интерпретационные методы

Обработка данных, полученных посредством использования различных методик, производится с помощью их количественного (математико-статистического) и качественного (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключением) анализа.

10. Методы обработки эмпирических данных ориентированы на решение задач, связанных с упорядочиванием исходного материала, обнаружением и исправлением ошибок, выявлением скрытых тенденций, закономерностей и связей, обнаружением новых, незамеченных в эксперименте фактов, определением уровня достоверности, надежности и точности полученных результатов. Выявленные в ходе обработки данных какие-либо пробелы и ошибки служат основой для повторных исследований.

Методы обработки эмпирических фактов подразделяются на два вида – количественные и качественные. Количественная обработка направлена на изучение и анализ внешних характеристик объекта. При этом первичная обработка нацелена на работу с предварительными "сырыми" данными и представляется в виде составления таблиц, диаграмм, гистограмм, графиков; вторичная обработка предполагает использование уточняющих процедур в виде математико-статистических методов (корреляционного, дисперсионного, факторного, регрессивного анализа). Качественная обработка ориентирована преимущественно на содержательное, внутреннее исследование объекта, описание и объяснение изучаемых явлений и апеллирует к методам логики.

11. Методы интерпретации (от лат. interpretatio – истолкование, объяснение) представляют собой аналитико-теоретическую обработку эмпирической информации и обеспечивают выполнение важнейших функций науки: описательной, объяснительной и прогнозирующей. Методы объяснения сводятся к следующим двум типам: 1) редукционизм – упрощающие объяснения; 2) конструктивизм – построение объяснительных моделей, дополняющих редукционистские объяснения. В социально-психологических исследованиях нередко используются модели прижизненного опыта: процедура объяснения здесь заключается в установлении причинных связей между условиями среды и наблюдаемыми реакциями, характеризующими поведение.

Обобщение как важнейший метод интерпретации представляет собой выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики. В экспериментальной практике обобщение касается обычно следующих основных аспектов исследовательского процесса:

  • 1) обобщение ситуации – предполагает перенос результатов на более широкий круг обстоятельств;
  • 2) обобщение ответов – подразумевает подведение различных реакций под одну общую объединяющую их категорию;
  • 3) обобщение на уровне личностей – отражает признание репрезентативности выборки, т.е. соответствие ответов данного контингента испытуемых в данном типе ситуаций более широкому множеству людей;
  • 4) обобщение отношений – установление связи между переменными (обычно в экспериментальной практике между двумя переменными). Может производиться на разных уровнях обобщения.

Богатство методов психолого-педагогического изучения явлений и процессов – при адекватном и корректном их использовании – придает полученным данным и особенно рекомендациям тех, кто такие данные добывает, изучает и интерпретирует, высокую достоверность и продуктивность.

по курсу Основы экономики

по теме: Методы анализа и обработки данных

Введение

2. Основные группы эконометрических методов анализа и обработки данных

3. Факторный анализ экономических данных

Заключение

Литература

Введение

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет и методику исследования. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

В данной работе анализируются способы и методы анализа и обработки данных.

1. Общая характеристика методов анализа и обработки данных

Основная цель экономического анализа получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Экономический анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Можно выделить следующие основные принципы анализа и обработки данных:

Научность базируется на положениях динамической теории познания, учитывать требования экономических законов, использовать достижения научно-технического прогресса, а также методы экономических исследований. Принцип научности реализуется путем совершенствования анализа хозяйственной деятельности, применения методик и ЭВМ.

Объективность, конкретность и точность предполагает исследование реальных экономических явлений и процессов и их причинно-следственная связь. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, а выгода его должна обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а так же методики анализа с целью повышения его точности и достоверности расчета.

Системность и комплексность каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой. Так же изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов, определенным образом связанных между собой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимозачетности его отдельных элементов. Комплектность и исследование требуют охвата всех звеньев и всех сторон деятельности предприятий.

Оперативность и своевременность предусматривает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и проводить их в жизнь. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и перераспределении причин отклонения от плана, как по количественным, так и по качественным показателям, изыскание путей устранения отрицательно-действующих факторов и закрепления усиления положительных факторов. Все это делает возможным улучшения работы предприятий.

Действенность активное воздействие на ход процесса производства и его результатов.

Плановость и систематичность анализ проводится по плану и периодически. Этот принцип позволяет планировать работу.

Демократичность предполагает участие всех в проведении анализа и предполагает доступность информации всем. Кто принимает решение.

Эффективность затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Основными функциями финансового анализа являются:

объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;

выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Проанализируем сущность методов анализа экономических данных. Общим по своему характеру методом, который раскрывает общие законы развития материального мира является диалектический метод. Понимание особенностей диалектического метода определяет метод экономического анализа, и его характерные особенности.

1. Использование диалектического метода в анализе означает, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном изменении, развития, то есть в динамике. Отсюда вытекает первая характерная особенность метода анализа необходимость постоянных сравнений, изучение экономических процессов в динамике. Сравнения могут быть с данными плана, результатами минувших лет, с достиже

Сбор и анализ данных – это своеобразный диалог между миром людей, институтов, процессов и исследователями. Предпосылками выбора того или иного метода анализа являются характер самих данных, тот теоретический подход, в рамках которого работает исследователь при их сборе («статистический» или «гуманитарный»).

В несколько упрощенной форме эти два подхода можно представить следующим образом.

Статистический подход.

В рамках этого подхода исследователь исходит из посылки, что массовые явления имеют статистический характер, т.е. если изучить достаточно большое количество проявлений изучаемого социального явления, то само явление будет познано. Индивид в этом случае выступает как представитель некоторой общности, носитель информации о социальном феномене. Индивиды взаимозаменяемы, и их индивидуальные особенности как таковые не представляют особого интереса.

Здесь необходимо провести разделение между первичными и вторичными данными. К данным первичного типа относят те, что были получены непосредственно самими исследователем, тогда как вторичные данные являются результатом обработки данных исследований, сделанных в прошлом. Самым важным аргументом против использования вторичных данных является то, что они ограничивают свободу и возможности ученого, поскольку они были получены для целей другого исследования. Действительно, для исследователя, работающего с вторичными данными очень трудно выйти за рамки той системы, которая была сконструирована до него, и для которой эти данные были собраны и обработаны. Однако иногда вторичные данные имеют значительные преимущества перед первичными: доступность и низкую цену. В ряде случаев у исследователя не может быть иной альтернативы, кроме как использовать именно вторичные данные. Например, мы не можем разработать вопросник по отношению к Карибскому кризису и отправиться с ним в 1962 г., непосредственно наблюдать за коллизией Пражской весны 1968 г., зафиксировать живую реакцию современников этих событий. Однако мы можем проанализировать данные прошлых лет. В этих случаях основным источником получения вторичных данных для нас будут отчёты органов государственной статистики, результаты проводившихся опросов общественного мнения, например, данные службы Гэллапа в США, Евробарометра в Европе, ВЦИОМ в России и т.д. Источником такой информации могут выступать даже публикации в газетах.

Решив, какого типа данные – первичные или вторичные будут использованы в исследовании, и, собрав эти данные, учёный может перейти непосредственно к процессу анализа. Анализируя полученные данные, исследователь пытается ответить на вопросы «Что это такое?», «Почему это происходит?», «Как много этого?» и т.д. Для получения ответов на эти и другие вопросы необходимо построить некую модель, в которой будут отображены взаимоотношения и взаимосвязи между изучаемыми явлениями, процессами и объектами. Рассмотрим далее, какие именно модели могут быть построены для исследования политических процессов.

Одномерная модель. Это самая простая модель с одной переменной. Целью ее построения является получение ответа на относительно простые вопросы «Сколько?» и «Что это?». Например, сколько избирателей проголосовало за данную партию? Что представляет собой электорат определенного кандидата? Ответы на эти вопросы дают одномерное распределение значений признака. Для изучения такой переменной, как электоральный выбор, достаточно подсчитать количество проголосовавших за ту или иную партию или кандидата и представить эти значения в виде процентного распределения. Это же относиться и к переменным, измеренным по номинальным шкалам («К какой религии Вы себя относите?», «Укажите свою профессию» и т.д.). Обычно, если мы измеряем переменную по количественной или интервальной шкале, знания одномерного распределения значений признака бывает недостаточно, тем более, что возможностей анализа для таких переменных несравненно больше, чем для номинальных. Исследователя интересуют некоторые меры, которые на языке математической статистики называются мерами центральных тенденций. К ним относятся среднее или типичное значение признака, а также меры разброса значений признака вокруг их средней величины. Например, анализ дохода может включать расчет среднего дохода и процентного значения людей, имеющих доход выше и ниже средней величины.

Бинарная модель. Суть данной модели заключается в предположении, что две переменные А и В связаны между собой. Таким образом, можно построить несколько моделей: А является причиной В, В является причиной А, А и В взаимовлияют друг на друга, А и В находятся под влиянием третьей переменной. Во всех этих случаях используются следующие методы анализа: таблица взаимной сопряженности признаков, корреляционный анализ.

Таблица взаимной сопряженности признаков строится для изучения взаимосвязей между переменными.

Таблица. Электораты избирательных объединений по итогам выборов в Думу в 1999 г (%) 23

Возраст, лет

«Медведь»

«Яблоко»

Старше 50

Данная таблица, например, устанавливает связь между возрастом и голосованием за партии на выборах в Государственную Думу в 1999 г. Таблица построена таким образом, чтобы можно было проследить разницу в возрастной структуре электората различных партий.

На первый взгляд, очевидна следующая тенденция: молодые избиратели чаще, чем представители других возрастных групп, голосуют за партии демократической направленности, а пожилые – за партии левого толка. Однако подобный вывод не может служить прямым статистическим подтверждением выдвигаемых исследователем гипотез. Эти прикидки «на глазок» в лучшем случае грубы. В более сложных ситуациях такой анализ часто ненадежен. Установить степень соответствия гипотезы с данными помогает такой статистический метод как корреляционный анализ, направленный на измерение и изучение взаимосвязей между двумя переменными.

Методы корреляционного анализа позволяют дать ответ на весьма важные вопросы, возникающие при изучении взаимосвязей между переменными. Например, влияют ли и, если влияют, то до какой степени, изменения значений одной переменной (независимой переменной) на изменения значений другой (зависимой переменной)? Какова форма и направленность выявленной связи? Является ли выявленная связь характеристикой всей совокупности, а не только выборки?

В результате можно построить несколько объяснительных схем.

Партийные предпочтения Выбор газеты

Исследователь не может достоверно установить, повлиял ли выбор газеты на формирование партийных предпочтений или уже устоявшиеся партийные предпочтения заставили людей выбрать определенные газеты.

    Возможен и такой случай, когда две переменные находятся под влиянием третьей, неизвестной переменой. Однако эта связь уже выходит за рамки бинарного анализа и становится предметом множественного анализа.

Множественный анализ. При включении в систему трех и более переменных величин исследователь может обогатить анализ построением таких моделей как регрессионная, интерактивная, путевая и многофакторная.

Базовое положение регрессионной модели состоит в том, что две или более переменные, называемые «независимыми», оказывают совокупное влияние на «зависимую» переменную. Более того, регрессионная модель позволяет отделить влияние каждой независимой переменной друг от друга и определить силу этого влияния. Допустим, мы хотим узнать, какие переменные влияют на выбор партии. Для этого необходимо построить модель, включающую ряд независимых переменных. Например, на выбор партии могут влиять принадлежность к социальной группе и религия.

Таким образом, при построении данной модели можно оперировать следующим регрессионным уравнением:

Выбор партии = Социальная группа + Религия.

Однако показатели «социальная группа» и «религия» могут находиться под влиянием другой переменной, например, возраста. Тогда исследователю необходимо обратиться к процедуре контролирования или интерактивной модели , в которую включается целая цепочка взаимодействий: возраст взаимодействует с принадлежностью к социальной группе и религии в их влиянии на выбор партии. В 60-х гг. Батлер и Стокс, например, показали, что в младших возрастных когортах принадлежность к социальной группе оказывается более значимым, чем в других возрастных категориях, а религия - в старших.

Данные такого рода могут быть проанализированы благодаря добавлению к стандартной регрессионной модели процедуры контролирования.

Регрессионная модель может быть полезна для поверки различных исследовательских гипотез, но на практике и она зачастую не отражает всю сложность объективного мира, всю цепочку причин и взаимосвязей. В этом случае используют модели путевого анализа , илипат-анализа, который выстраивает цепочку прямых и непрямых воздействий одной переменной на другую. Рассмотрим в качестве примера психологическую идентификацию с партией и одобрение ее политики. Очевидно, что одобрение политики партии повышает общую партийную идентификацию, но вполне возможен и обратный случай. У большинства людей (здесь имеется в виду ситуация, характерная для развитых либеральных демократий) приверженность к партии формируется задолго до того, как они поймут и осознают ее политическую платформу. Таким образом, наблюдается некий поток противоположных взаимодействий, направление которых бывает трудно определить. Тем не менее, это можно сделать с помощью путевого анализа, эмпирическим путем выстраивающим цепочку причинности.

Еще один метод, применяемый в рамках множественного анализа – это многофакторный анализ . Суть многофакторного анализа состоит в ответе на вопрос, не находится ли система переменных, связанных между собой, в зависимости от двух (или более двух) базовых скрытых факторов. Следовательно, целью многофакторного анализа является обнаружение скрытых факторов. Традиционно в политических исследованиях выделяется несколько скрытых факторов, или как их еще называют, расколов, лежащих в основе многих явлений и процессов, например, раскол на «левых» и «правых» по отношению к политическим установкам, а также противоречия, структурирующиеся по осям «жесткий-мягкий» и «либеральный-авторитарный».

Применяя многофакторный анализ, можно построить следующую модель:

Построенная модель выделяет только два фактора и соответственно две группы переменных, испытывающих на себе их прямое воздействие. В реальной ситуации, конечно, возможно существование большего числа значимых факторов. Включение или исключение переменных из подгрупп необходимо производить исходя из так называемого веса фактора, т.е. его влияния на определенную группу переменных.

Анализ временных рядов. Многие социальные и политические процессы и события случаются не единожды, а повторяются. Протекание многих политических процессов может быть растянуто на годы, десятилетия и даже столетия. Исследования, изучающие такие процессы и события, называют трендовыми, или панельными. Основным методом в этом случае выступает анализ временных рядов. Временные ряды – это комплекс наблюдений, в которых одна и та же переменная измеряется повторно через определенные интервалы. В политических исследованиях анализ временных рядов чаще всего применяется для прогнозирования поддержки партий (особенно правительственных). При этом исследователи исходят из комбинации различных факторов, например, экономических условий (безработица, инфляция, уровень жизни и т.п.) и кризисных событий (вооруженные конфликты, забастовки, правительственные и парламентские кризисы и др.).

Модель, соответствующая целям анализа временных рядов, выглядит следующим образом:

Событие во времени T1 Партийная поддержка во времениT1

Событие во времени T2 Партийная поддержка во времениT2

Основной метод, применяемый при анализе временных рядов – это построение регрессионного уравнения, где в качестве независимых переменных выступают показатели, измеренные на разных временных этапах.

Все описанные выше методы и варианты анализа, относящиеся к так называемой статистической парадигме, получили широкое распространение в исследованиях политических процессов благодаря двум большим достижениям, которые внесли революционные изменения в исследования политических процессов. Первое относится к проведению выборочных исследований для предсказания результатов выборов в США. Начиная с 1824 г. и до 1936 г., исследования проводились в русле определённой традиции, когда в опросах участвовало достаточно большое число респондентов. Дж. Гэллап нарушил эту традицию. Итогом стало во-первых, слом монополии правительства на количественную информацию и, во-вторых, резкое снижение затрат при сборе исходных политических данных. Отныне статистика перестала быть «официальной». Второе достижение относится к 50-ым годам, когда стало возможным использование компьютерных технологий для статистического анализа данных.

Эти изменения коснулись, в первую очередь, исследований, связанных с изучением поведения, установок и мнений граждан. В результате произошедших перемен произошло значительное расширение объекта и предмета политических исследований. Если раньше ученые изучали в основном политические институты и высшую политическую элиту с помощью относительно примитивных количественных методов, то теперь, благодаря использованию новых технологий сбора и анализа данных, политическая наука обогатилась исследованиями массового политического поведении граждан и элиты среднего уровня 24 .

Гуманитарный подход.

Сторонники этого подхода считают, что с помощью жестко формализованных методов анализа нельзя заглянуть в глубину явлений и процессов. Индивид неповторим. Он - не проявление явления, а само явление. Политические акторы рассматриваются как сознательные существа, формирующие политический мир так же, как и он формирует их. Поэтому наиболее адекватными для изучения политических процессов являются так называемые качественные методы, используя которые исследователь ищет ответы на вопросы «Что это? Зачем это? Откуда это? Каковы причины этого?»

Выделение статистического и гуманитарного подходов основано на существовании в научном мире двух точек зрения относительно изучения реальности – позитивизма и релятивизма. Использование количественных методов базируется на позитивистских традициях. Эти традиции предполагают изучение политических процессов на основе эмпирических наблюдений и проверяемой теории. Именно поэтому позитивисты уделяют столь значительное внимание операционализации теоретических концептов, т.е. переводу теоретических понятий в наблюдаемые и измеряемые индикаторы.

Критики позитивизма доказывают, что внешней реальности не существует. Есть только социально конструируемая реальность, в которой сознательные индивиды сами интерпретируют свое поведение и поведение других, наделяют свои действия субъективными смыслами. В этом процессе люди не являются пассивными элементами, а выступают как активные действующие лица в оценке смысла своих и чужих действий. Они формируют мир так же, как и он формирует их. Это означает, что объяснение мира в целом и политических процессов, в частности, должно исходить из описания и понимания людей как сознательных и социальных акторов. Их мотивации, опыт и субъективные интерпретации - важные составляющие компоненты причинной цепочки событий. Задачи подобного анализа решаются при помощи качественных методов.

Качественные методы – это общее название широкого спектра техник сбора и анализа информации, таких как, включенное наблюдение (открытое и скрытое), интенсивное интервьюирование (глубинные индивидуальное и групповые интервью) и т.д.

Качественные методы играют большую, хотя и не всегда признаваемую роль в исследовании политических процессов. Эти методы применимы в тех случаях, когда целью исследования является изучение субъективного опыта людей и тех смыслов, которые они вкладывают в свои действия. Интенсивное интервьюирование, например, позволяет людям свободно выражать свое мнение на том языке, на котором они привыкли ежедневно общаться, предлагать собственные интерпретации событий. Свободное протекание общения позволяет понять логику аргументов и ту цепочку ассоциаций, которые привели участников к определенному типу поведения. Объяснение событий включает понимание и интерпретацию, а не описание общих законов массового поведения. Наконец, качественные методы привлекают определенное внимание к контекстуальным аспектам событий, помещая установки и поведение респондентов в контекст их индивидуальной биографии и более широкого социального окружения. Таким образом, качественные методы привлекают внимание к смыслам, процессу и контексту протекания событий.

Традиционно качественные методы применяются при изучении процесса вовлечения в политику, способов формирования элит, иерархической структуры, властных отношений, смыслов и сюжета политического процесса. Интенсивные интервью, например, проводились с активистами групп давления, для изучения политических сообществ (Грант и Марш, Миллс, Смит). Внутренняя политика партий также изучалась с помощью интервьюирования партийных функционеров и членов представительных органов власти (Сэйд, Уайтли). Качественные методы находят довольно широкое применение при изучении политики муниципальных органов власти в Британии (Деарлов, Гифорд, Лоундес и Стокер) и США (Джонс и Батчелор, Стоун). В меньшей степени качественные методы используются в исследованиях, касающихся центрального правительства, причиной чему, скорее всего, является большая закрытость «высокой» политики.

Сферой, в которой качественные методы практически отсутствуют, является область электоральных исследований. Здесь основным методом получения информации являются национальные выборочные опросы, дополняемые в последнее время панельными опросами, проводимыми после выборов. Однако и в эту сферу стали проникать качественные методы, использование которых подкрепляется тем аргументом, что электоральные исследования, проводимые на основе использования количественных методов, не обогащают наши знания пониманием мотивов и факторов политического поведения.

Статистический и гуманитарный подходы часто противопоставляют друг другу. Приверженцы качественных методов критикуют сторонников статистического подхода, выдвигая целый набор замечаний, претензий и даже обвинений. Исследователям, которые отдают предпочтение количественным методам, ставится в вину то, что они уделяют слишком большое внимание статистическим процедурам. При этом, якобы, остается в стороне понимание сущности изучаемых явлений и процессов, причинной цепочки событий.

Утверждается также, что сторонники количественных методов неверно представляют предмет своего исследования. Элементарная ошибка в конструировании выборки может повлечь за собой ошибки сбора и искажения выводов. Например, исследователи общественного мнения в России зачастую обращаются только к европейским русским. Правительственная, или так называемая официальная статистика, на которую опираются исследователи, может искажать реальную ситуацию. Респонденты могут говорить неправду, чтобы скрыть свое смущение, не высказывать социально неодобряемое мнение или суждение.

Сторонников количественных методов упрекают также в слишком узкой сфокусированности на предмете исследования, сравнивают эти методы ярким фонарём, который тёмной ночью высвечивает лишь незначительную часть действительности. Этот аргумент иллюстрируется, в частности, вопросниками с фиксированным веером возможных ответов, которые могут, по мнению критиков, существенно ограничить респондентов в праве высказать собственное мнение. Следовательно, при «жестких», формализованных опросах нельзя проникнуть в тонкую материю мотивов и смыслов поведения и действий опрашиваемых.

В свою очередь и качественные методы подвергаются критике, разумеется, со стороны приверженцев количественных методов. За исходные и истинные утверждения предлагается принять следующее. Количественные методы являются репрезентативными и верифицируемыми. Статистический анализ превращает исследовательские выводы в нечто, не подвергающееся сомнению. Результаты, полученные по итогам одного исследования, могут распространяться на большие совокупности явлений с большой долей определенности. И, наконец, количественные исследования дают «твердые» научные доказательства. В то же время считается, что качественные методы обладают серьезными недостатками, среди которых отмечаются следующие. Во-первых, нерепрезентативность выборки, сформированной для исследования. Во-вторых, возможность искажения мнения опрашиваемого из-за тесного контакта с ним интервьюера. В третьих, сложность анализа и интерпретации полученной информации, вытекающая из субъективного характера самих данных. В четвертых, невозможность создания на базе собранных данных обобщающей теории. Соответственно, качественные исследования являются нетипичными. Выводы, полученные при их использовании считаются частичными и подкрепленными лишь впечатлениями. В целом работы этого направлении нельзя относить к строго научным.

В этом споре не может быть победителя. Следует признать, что и качественные и количественные методы имеют свои ограничения. Поэтому самый важный вывод, вытекающий из рассмотрения двух концепций, заключается в том, что выбор подходов или баланс их сочетания должен обуславливаться целями исследованиями, исследовательскими задачами, исследовательской ситуацией. Это означает, что необходимо иметь в виду следующее. Так как статистический и гуманитарный подходы предполагают использование различных методов сбора и интерпретации информации, то применять их надо к различным типам исходных данных, а корректный конечный результат можно получить только при корректной постановке задачи.

Монополией на истину не обладают ни сторонники количественных методов, ни их оппоненты из лагеря приверженцев гуманитарных подходов. Грубейшей ошибкой будет возведение в абсолют любого подхода, претендующего на универсальность. Мир слишком сложен и многомерен, чтобы его можно было познать, пользуясь только одним, пусть даже очень тонким и совершенным инструментом, и мастерство исследователя состоит в овладении и в умении творчески применять весь инструментарий, наработанный научным сообществом.

1 Питерс Б.Г. Политические институты: вчера и сегодня// Политическая наука: новые направления. Под ред. Гудина Р., Клингемана Х.-Д. М., 1999. С. 219.

2 В российской политической науке отсутствуют термины, адекватно передающие смысл словосочетанияpublicadministration. Чаще всего его переводят как государственное и муниципальное управление. Принимая во внимание имеющиеся терминологические затруднения, мы сочли необходимым использовать в тексте пособия английское словосочетание.

3 Rhoder R.A.W. The Institutional Approach // Theory and Methods in Political Science. Ed. by Marsh D., Stoker G. Houndmills et al., 1997. P. 50.

4 Питерс Б.Г. Политические институты: вчера и сегодня// Политическая наука: новые направления. Под ред. Гудина Р., Клингемана Х.-Д. М., 1999. С. 220.

5 Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее.// Современная сравнительная политология. Хрестоматия. Под ред. Голосова Г.В., Галкиной Л.А. М., 1997.С.13-14.

6 Напомним, что основными принципами «классического» позитивизма, сложившегося в противовес «спекулятивному» теориетизированию, были отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социальной теории, которая должна была стать такой же доказательной и общезначимой, как и естественно-научные теории. Основными методами исследования признавались метод наблюдения, сравнительный и исторический методы, а также количественные методы. Для «классического» позитивизма был характерен органицим, что выражалось, в частности в постулировании наличия неизменных законов функционирования и развития общества, которые рассматривались как часть или продолжение природных законов. В целом представители позитивизма являлись сторонниками «классического типа научности», выступая за строгие исследователськие методы и принципиальную возможность и необходимость объективности научного познания.

7 Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее.// Современная сравнительная политология. Хрестоматия. Под ред. Голосова Г.В., Галкиной Л.А. М., 1997.С.14.

8 Фактически бихевиоралисты выступали строгими приверженцами так называемого «классического» типа научности.

9 Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах… С. 15

10 Riker W. The Ferment of the 1950s and the development of Rational Choice Theory// Contempopary Empirical Political Theory. Ed. by Manroe K.R. Berkeley et al., 1997. P. 194.

11 Easton D. The Future of the Postbehavioral Phase// Contempopary Empirical Political Theory. Ed. by Manroe K.R. Berkeley et al., 1997. P. 15.

12 Downs A. An Economic Theory of Democracy. NewYork, 1957.P. 28.

13 О теории игр на русском языке см. подробнее следующие учебные пособия: Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл.1; Технология политической власти: Зарубежный опыт. Киев, 1994. Гл.8 (2).

14 Easton D. The Future of the Postbehavioral Phase in Political Science// Contemporary Empirical Political Theory. Ed.byMonroeK.R.Berkleyetal., 1997.

15 К. фон Бойме Политическая теория: эмпирическая политическая теория. // Политическая наука: новые направления. Под ред. Гудина Р., Клингемана Х.-Д. М., 1999. С.502.

16 Van Dijk T. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London:Sage, 1998.P. 20.

17 Дука А.В. Политический дискурс оппозиции в современной России//Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 1.

18 Этот процесс описывается в работе Дж.Пококка -J.Poccoc.Virtue and History. Essays on Political Thought and History, Chiefly in the Eighteen Century. Cambridge et al., 1985.

19 Easton D. The Future of the Postbehavioral Phase in Political Science// Contemporary Empirical Political Theory. Ed.byMonroeK.R.Berkleyetal., 1997.P.35.

20 У некоторых авторов дискурс понимается буквально, как речь, рассуждение, текст. М.Фуко в своей работе «Археология знаний» вводит понятия «дискурсивных практики», «дискурсивных формаций». Эти конструкты сложны для перевода и становятся понятными только в контексте всего творчества философа.

21 Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

22 Влияние региональных СМИ на политическое сознание избирателей (Краткая справка по результатам исследования). – Исследовательская группа «Циркон», Автономная некоммерческая организация «Интерньюс», 15.02.2000. - Рукопись

23 Выборы-99: послесловие // Поле мнений. Дайджест результатов исследований. Фонд «Общественное мнение». Вып. 1. C. 28-32

24 Miller W.L. Quantitative Methods // Theory and Methods in Political Science. Ed. by Marsh В., Stoker G. N.Y., 1995.

В этом разделе указывается способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиво­речивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии на­звание данных. Понятия «социологические данные» и «эмпирические данные» в учебниках и словарях, как правило, специально не определяются и обычно счи­таются синонимами. Такого рода понятия считаются чем-то само собой разумею­щимся, привычным, знакомым для каж­дого профессионального социолога. Эм­ пирические данные появляются только на определенном этапе - после проведения полевого обследования (массового сбора информации на объектах).

С социологическими данными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т.д.; 2) обраба­тывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.; 3) анали­зировать; 4) интерпретировать.

Этап анализа данных - комплекс процедур, составляющих стадии пре­образования данных. В качестве основных выделяются: этап подготовки к сбору и анализу информации; оперативный этап первичной обработки дан-

ных, проверки надежности информации, формирования описательных дан­ных, их интерпретации; результирующий этап обобщения данных анализа и реализации прикладной функции. На каждом этапе решаются относитель­но самостоятельные задачи. Вместе с тем ход анализа в исследовании от­личается достаточно высокой гибкостью. Наряду с общей и установленной последовательностью этапов складываются определенная цикличность и итеративность ряда процедур, возникает необходимость возврата к прежним этапам. Так, в ходе интерпретации полученных показателей и проверки ги­потез для уточнения (объяснения) формируются новые подмассивы дан­ных, изменяются или строятся новые гипотезы и показатели. Соответствен­но, представленные в схемах этапы и процедуры анализа задают лишь об­щее направление цикла анализа данных.



Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей проце­дуры социологического исследования, ее результатом, ради которого все, собственно, и проделывается. Методы анализа данных описываются в соот­ветствии с разрабатываемой методикой сбора информации. Указываются такие универсальные процедуры анализа, как получение первичных (линей­ных) распределений ответов на вопросы анкеты; двойные (парные) связи между изучаемыми признаками (переменными); коэффициенты связи, ко­торые будут получены на ЭВМ.

Рис. 6. Анализ данных - наиболее важная часть социологического исследования

Анализ данных - основной вид работ социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.

Основное назначение анализа данных: зафиксировать информацию об изу­чаемом объекте в виде признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели иссле­дуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты ис­следования, установить направления и формы их практического применения.

Основные нормативные требования: руководящая роль теоретических тре­бований, методологических принципов; концептуальная взаимосвязь всех этапов анализа с программой исследования, обеспечение полноты, надеж­ности информации и продедур достоверности результатов исследования; си­стематизация, сжатие и более полное выражение информации за счет исполь­зования на всех этапах анализа логических, математико-статистических и ин­формационных методов, эффективных процедур, современных технических средств; итеративность процесса анализа, повышение уровня обоснованно­сти информации на каждом следующем этапе исследования; всемерное ис­пользование компетенции специалистов, развитие творческой инициативы исполнителей.

Программа анализа данных является составной частью программы социо­логического исследования. Ее ведущие задачи: определение вида и состава необходимой информации, определение способов, средств ее регистрации, измерения, обработки и преобразования, обеспечение надежности данных, определение форм интерпретации, обобщение данных, установление спосо­бов практического применения результатов исследования.

Измерение - это приписывание, согласно определенным правилам, чис­ловых значений объектам, их признакам в виде эмпирических индикаторов и математических символов. С его помощью дается количественная и каче­ственная оценка свойств, признаков объекта. Оно может быть рассмотрено как построение математической модели определенной эмпирической систе­мы. Процедура измерения включает три основных этапа: выделение изме­ряемых величин из всего набора возможных величин, характеризующих объект; нахождение эталона; соотнесение эталона с измеряемой величиной и получение соответствующей числовой характеристики.

Важным инструментом измерения выступают в социологии измерительные шкалы. Измерительная шкала - основной инструмент социального измере­ния, в качестве эталона служит средством фиксации той или иной совокуп­ности значений, интересующих исследователя. Шкала устанавливает опреде­ленную последовательность индикаторов. Она является средством анализа статистического материала. В ходе измерения с ее помощью качественно раз­нородные данные приводятся к сопоставимым количественным показателям. В зависимости от характера измеряемых признаков и задач их анализа исполь­зуются различные шкалы: номинальная (для классификации объектов, их признаков), порядковая (для сравнения интенсивности проявления призна­ка по возрастанию и убыванию), интервальная (для анализа интенсивности свойств объектов, выраженных величинами, разбитыми на равные интерва­лы), шкала отношений (для отражения отношений пропорции).

Организационный план исследования

Организационный план описывает распределение во времени выполне­ния этапов и отдельных процедур исследования. Он строится по схеме, тра-

диционной для любого плана работы, включающего содержание выполняе­мых видов работ, исполнителей и сроки выполнения. В плане исследования социолог указывает лишь наиболее крупные разделы.

Организационная работа в целом состоит из следующих этапов:

♦ организация отношений с заказчиками и соисполнителями исследова­ния: а) оформление договоров и соглашений; б) обеспечение доступности ис­точников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов); в) обеспечение организационных условий для проведения полевого иссле­дования (время, помещение, условия, оргтехника);

♦ финансовое и кадровое обеспечение исследования;

♦ тиражирование методического инструментария;

♦ проведение пробного исследования;

♦ проведение основного исследования;

♦ обработка результатов исследования;

♦ интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез ис­следования;

♦ обоснование теоретических выводов исследования;

♦ обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций;

♦ оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.

Таким образом, в методическую часть программы социологического ис­следования входят три важных компонента, по отношению к которым дру­гие элементы занимают второстепенное место:

♦ Методы выборки.

♦ Методы сбора данных.

♦ Методы анализа данных.

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ

Программа исследования играет важную роль и при оформлении итоговы> документов исследования. По форме и назначению различают три основны? вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации i средствах массовой информации. Научный отчет адресован заказчику, науч­ная статья - специалистам, а публикация в прессе - широкой публике.

Объем научного отчета в фундаментальном исследовании очень большой а его структура повторяет в основных чертах программу исследования.

Объем заключительного отчета в прикладном исследовании, в частноста маркетинговом, обычно меньше, так как не включает теоретико-методоло гический раздел. Его структура также приближается к структуре программь прикладного исследования. Тот и другой наряду с полной формой имеют егя< краткую. Краткая форма отчета о фундаментальном исследовании состой" из 22-24 страниц. Краткий вариант прикладного отчета не превышает К страниц.

Структура, объем и содержание научного отчета ориентированы на своеп потребителя - профессиональных коллег в первом случае и менеджеров ком пании заказчика во втором. Коллег больше интересует описание методики ис

следования, используемых понятий, способ их операционализации, репрезен­тативность данных и иные атрибуты академического исследования. Ничего та­кого администрации компании не нужно. Главное для них - простой и ясный язык изложения, четкость и практическая эффективность рекомендаций.

Свой научный отчет академический ученый сдает руководству своего ин­ститута (факультета) либо представителям научного фонда, от которого по­лучен грант на исследование. Прикладник же отправляет свои документы не­посредственно заказчику - администрации области или частной компании.

Материальное благополучие прикладника определяется тем, насколько удачным показался его отчет заказчику. Даже если исследование проведено недостаточно хорошо, некоторые его огрехи можно прикрыть прекрасно выполненным отчетом.

Судьба академического ученого прежде всего зависит от количества и ка­чества научных публикаций. Ими определяются статус и социальный ранг специалиста, авторитет и уважение в профессиональном сообществе. На основе опубликованных данных решается основной вопрос - о научной новизне и приоритете.

Какой бы ни была судьба научного отчета, он является главным итого­вым документом, включающим всю содержательную информацию, получен­ную в результате исследования.

Структурно заключительный отчет делится натри части: вводную, основ­ную и заключительную.

Вводная часть включает титульный лист, договор на проведение иссле­дования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию.

Введение ориентирует читателя на ознакомление с результатами отчета. Оно содержит описание общей цели отчета и целей исследования, актуаль­ности его проведения.

Врезка

Г.А. Черчилль