Кредитование

Взгляд в цифровое. Цифровое настоящее

В Москве 6 декабря 2017 года состоялся VII Международный Конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС». В этом году основной темой обсуждения стало место государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в формировании в стране цифровой экономики, переход к которой инициирован правительством России. Как показали дискуссии, и бизнес, и представители экспертного сообщества с оптимизмом смотрят на перспективы цифровой трансформации транспортной отрасли и связанных с ней индустрий.

Участники конгресса уверены, что, хотя «ЭРА-ГЛОНАСС» и создавалась прежде всего для повышения безопасности на дорогах, сейчас наступил тот этап развития Системы, когда на первый план выходят ее другие возможности. И речь идет даже не об отдельных сервисах, а о бизнес-направлениях, которые могут изменить ряд отраслей.

«Спасение жизней - важнейшая, но не единственная задача, которая стоит перед системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Мы сегодня живем в эпоху перехода к цифровой экономике: высокие технологии меняют нашу реальность, и неизбежный процесс цифровизации затрагивает все отрасли. Неслучайно это словосочетание появилось в названии данного форума. АО «ГЛОНАСС» намерено стать активным участником цифровой экономики, более того - мы уже участвуем в цифровизации ряда процессов в транспортной отрасли. Инфраструктура ГЛОНАСС имеет огромный потенциал и возможности для создания новых решений, разнообразных сервисов. Их реализация и определяет роль АО «ГЛОНАСС» в цифровой экономике страны», - отметил Андрей Жерегеля, генеральный директор АО «ГЛОНАСС».

В частности, в рамках одного из круглых столов рассматривались перспективные направления партнерской политики АО «ГЛОНАСС», среди которых - использование «ЭРА-ГЛОНАСС» в период проведения ЧМ-2018, при построении региональных навигационно-информационных систем (РНИС) и другие.

«Безусловно, технологии ГЛОНАСС, включая систему «ЭРА-ГЛОНАСС» - одна из важнейших основ цифровизации на транспорте. Во-первых, потому что с каждым годом растет число подключенных автомобилей. Их количество уже превысило 1 300 000 единиц, и я не ошибусь, если скажу, что через 7 лет мы достигнем 100-процентного охвата. Во-вторых, помимо главной задачи системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - спасения жизни при ДТП, технологическое оснащение автомобилей и подключение массива данных закладывают огромный потенциал для развития дополнительных сервисов, часть которых также повысит безопасность на наших автомобильных дорогах. Мне представляется, что дальнейшее развитие созданной государством инфраструктуры ГЛОНАСС должно базироваться на принципах открытой и эффективной партнерской политики компании. В этом же ключе было недавно заявлено о планах компании в будущем году выйти на самоокупаемость. Считаю окупаемость государственных вложений очень важным результатом», - подчеркнул Сергей Тен, член Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы РФ, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».

«Мы как один из первых партнеров, который начал развивать коммерческие услуги для конечных клиентов вместе с «ЭРА-ГЛОНАСС», рады рассказать, что они уже фактически запущены. Долгое время мы делали техническую интеграцию, прорабатывали юридические аспекты нашего сотрудничества. В этом году мы успешно запустили эти сервисы в Москве, а в следующем году собираемся активно развиваться в регионах, - рассказал Семён Фокин, директор дивизиона «Автомобили» ГК «Цезарь Сателлит». - Речь идет об услугах в области безопасности, урегулирования ДТП и т.д. Благодаря установленной в автомобилях системе «ЭРА-ГЛОНАСС» контакт клиента и бизнеса при получении подобных сервисов максимально упрощается».

Также дискуссия коснулась отраслевого применения ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» -например, в логистике для повышения качества продуктов питания за счет контроля температурных режимов при перевозках, в охранных сервисах и в страховании. Отдельное внимание было уделено развитию услуги «Помощь на дорогах», взаимодействию с автопроизводителями в части оказания технической помощи на дорогах и телематических услуг.

«Общий объем рынка помощи на дороге составляет порядка 10-12 млрд рублей. Из них на цивилизованный рынок приходится от 6 до 7 млрд рублей - это те услуги, которые предоставляются крупными компаниями в рамках партнерских взаимоотношений с автопроизводителями, страховыми компаниями, банками и т.д. Важно, что в России основную долю услуг помощи на дорогах оказывают непосредственно автопроизводители в рамках гарантийных программ для новых автомобилей. В этом сегменте РАТ занимает порядка 73-75%, - рассказал Дмитрий Блехер, директор по развитию информационных технологий Российского Автомобильного Товарищества (РАТ). - До последнего времени возможности повышения качества сервиса «Помощь на дорогах» ограничивало недостаточное удобство его использования при обращении за услугой по телефону. Действительно, для авторизации водителю обычно требуется продиктовать 17-значный VIN автомобиля, а потом определить и на словах рассказать свое местоположение. Потенциально эти проблемы призвано решить мобильное приложение автопроизводителей или РАТ, но обращение к такому приложению носит окказиональный характер и поэтому многие его даже не устанавливают. Анализ потребностей привел к простому решению - к интеграции с «ЭРА-ГЛОНАСС», которая позволяет серьезно оптимизировать процесс оказания услуги. То предложение, с которым мы вышли к производителям автомобилей, предполагает использование единой кнопки не только в экстренных ситуациях, но и для получения различных видов помощи на дороге. В течение года был проведен комплекс работ по технической интеграции, в сентябре 2017 мы завершили комплексное тестирование решения с двумя автопроизводителями более чем в десятке регионов. Сейчас совместно с коллегами «Хендэ Мотор СНГ» и АО «ГЛОНАСС» мы запустили услугу в коммерческую эксплуатацию. С 1 ноября 2017 года услуга «Помощь на дороге» при вызове через систему «ЭРА-ГЛОНАСС» доступна всем новым владельцам автомобилей марок Hyundai и Genesis».

В ходе дискуссии участники обсудили вопросы применения возможностей ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» для контроля использования маломерного водного транспорта в акватории Республики Крым, а также аспекты применения и уникальность решений задач по обеспечению транспортной безопасности.

Были представлены и другие интересные проекты. Алексей Павлов, начальник отдела департамента электронной техники и технологий АО «ИПК СТРАЖ», поделился опытом использования средств идентификации, функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, на примере использования системы интеллектуального электронного пломбирования BigLock. Данная система помимо решения стандартных логистических задач при перевозке грузов позволяет дистанционно контролировать в режиме реального времени состояние ЗПУ, а также сохранность грузов в том числе с помощью дополнительных выносных датчиков, и передавать служебную информацию по сети GSM или спутниковой связи в личный кабинет пользователя.

«С ноября 2013 года совместно с АО «ГЛОНАСС» проводится промышленная эксплуатация системы при перевозке грузов железнодорожным и автомобильным транспортом. С начала 2016 года система BigLock применяется в системе ЭРА-ГЛОНАСС-ТРАНЗИТ в рамках указа Президента от 1 января 2016 года и постановлений правительства РФ об осуществлении контроля за перевозкой транзитных грузов через территорию РФ. Всего с начала эксплуатации системы опломбировано уже более 11 тыс. вагонов, контейнеров и автофургонов. В настоящее время в эксплуатации находится более тысячи электронных пломб, а до конца текущего года планируется ввод в эксплуатацию еще более полутора тысяч электронных пломб», - рассказал Алексей Павлов.

Особое внимание было уделено развитию ИТС в регионах. «Все помнят историю построения РНИСов. Многие регионы тогда начали реализовывать эти программы, но сегодня судьба у них разная, - напомнил Александр Сёмкин, председатель Совета кластера ГЛОНАСС (К-57), вице-президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта». - Мы проанализировали состояние дел в тех субъектах, которые не являются субъектами-донорами - а их у нас большинство. Оказалось, что у региональных органов госвласти сейчас существуют серьезные проблемы - разрозненность информационных систем и зачастую отсутствие в субъектах единого центра компетенций по работе с пространственными данными, геоинформационными системами. К примеру, только на территории Орловской области сегодня действуют порядка 10 информационных систем, между собой не коррелирующих. Это приводит и к нехватке бюджетов, и к неэффективному использованию этих систем. Мы поставили задачу интегрировать эти системы, исключить дублирующие функции и использовать их как рабочий инструмент».

Как показали дискуссии, представителей бизнеса чрезвычайно волнуют вопросы нормативного регулирования, касающегося внедрения интеллектуальных транспортных систем в России. Этот вопрос поднимался несколькими спикерами.

Одной из изюминок круглого стола, посвященного новым технологиям и инновационным решениям АО «ГЛОНАСС», стала презентация системы транспортной безопасности на базе технологий поведенческой видеоаналитики (SKYTRACKING), позволяющей мгновенно оценивать поведение и физиологическое состояние водителя.

В рамках Конгресса был подписан ряд соглашений, среди которых были и международные. Все соглашения будут способствовать развитию транспортной отрасли, интеллектуальных транспортных систем и в целом - цифровой трансформации отечественных предприятий.

Информационная сфера в России в последнее время представлена преимущественно либо непрекращающимся потоком новостей о том, что отечественные хакеры что-то опять взломали – от американской энергетической системы до немецких выборов – либо наступлением законодательной власти на системы шифрования пользовательского трафика.

«Самый мощный компьютер теперь наш!»

И если последнее вполне укладывается в мировой тренд (например, совсем недавно шаг в этом направлении сделало австралийское правительство), то насчет взломов эмоции смешанные.

С одной стороны, приятно. Национальная гордость и все такое.

С другой – это все-таки нехорошо (если правда, конечно), и к тому же никто в таком случае не гарантирует безопасность российской инфраструктуры. Тем более что в рейтинге глобальной кибербезопасности мы заняли всего лишь десятое место, проиграв Оману и Грузии.

Однако, как это часто бывает, повод для сдержанного оптимизма свалился нежданно-негаданно.

Исследовательская группа под руководством профессора Михаила Лукина сообщила о создании могучего квантового суперкомпьютера, который посрамил аналогичную вычислительную систему, создаваемую корпорацией Google.

Помимо трудоемких вычислений, востребованных в самых разных сферах, на которые ранее ушли бы буквально годы, новый компьютер позволяет обеспечить принципиально иной уровень шифрования, практически недоступный для взлома.

Как известно, теоретически расколоть можно что угодно, все дело в вычислительной сложности. И здесь она – чудовищная.

Показательно то, что подобного прорыва добилась совместная (привет санкциям и изоляции) российско-американская группа, в то время как в США не прекращаются попытки заставить производителей предоставлять доступ к зашифрованному трафику спецслужбам. Те же желания и у нас гложут родные силовые органы.

Второй позитивный момент – это участие в технологическом прорыве молодых ученых, что позволяет поставить если не точку, то запятую в дискуссии о том, способна ли российская наука конкурировать в IT-сфере с мировыми лидерами.

Да, мы не делаем миллиарды на «айфонах», но по факту – самый мощный компьютер теперь наш!

И тем критикам, которые не преминут заявить, что, как всегда, все наши достижения делаются не благодаря, а вопреки государству, хотелось бы напомнить, что из года в год у нас в стране на самых разных уровнях осуществляется системная политика, направленная на вовлечение молодых профессионалов в высокотехнологичные отрасли и их поддержку.

Чтобы не ходить далеко в дебри Министерства образования и науки, приведу лишь один из примеров.

Этим летом во Владимирской области проходит молодежный форум «Территория смыслов на Клязьме». На этой неделе там завершила работу одна из образовательных смен (работа площадки поделена на несколько смен, на каждую из которых со всей страны съезжаются молодые специалисты из той или иной сферы – от социологов до экономистов), участниками которой стали наши молодые айтишники.

Помимо встреч с экспертами и общения друг с другом, молодые люди активно представляли и защищали свои проекты и задумки, связанные с высокими технологиями, перед специалистами из разных отраслей IT.

Двадцать самых интересных и перспективных идей получили со стороны государства финансовую поддержку более чем на два с половиной миллиона рублей.

Там и проект парня из Чечни, который хочет интегрировать дополненную реальность в методы лечебной физкультуры для детей. Еще один грант получил участник из Севастополя, который хочет продвигать в своем родном городе чемпионат по игровому программированию среди молодежи.

Вся информация о победителях находится в открытом доступе на сайте форума, и это лишь один из примеров того, как власть работает с молодыми людьми.

Конечно, в основе любого образовательного процесса должна лежать научная школа. Иначе говоря – основа или базис, на котором и держится масштабная, постоянно актуализируемая надстройка в виде дополнительных мер поддержки.

И, судя по новостям, которые мы получаем с чемпионатов мира по программированию, киберспорту, точным наукам, эта школа не только не потеряна, но и по праву может гордиться новым поколением.

Если кому и предстоит взвалить на свои плечи нелегкий труд по телепортации нашей страны в цифровое будущее, то именно этим молодым ребятам, которые сегодня не спят ночами, побеждают на олимпиадах и просто усердно учатся, каждый на своем месте.