Юридические документы

Показатели эффективности функции логистической системы. Эффективность логистической системы, подходы к ее оценке

В социологии, как и в любой другой науке, основной единицей научного знания признается категория факта. Любая наука имеет право на существование лишь тогда, когда она имеет предметом своего изучения категории фактов, не изучаемых другими науками. Эта категория фактов, которая является предметом изучения лишь социологии, называется социальными фактами.

Определение 1

Социальный факт – это объективный результат, форма взаимодействия людей, социальных групп, классов и других социальных общностей и объединений.

Социальный факт может выражаться, как в возможности его всесторонней научной интерпретации, так и в анализе и обобщении информации об общественных явлениях и закономерностях.

Социальные факторы

Однако признание понятия социального факта в качестве основной единицы научного знания это недостаточное условие для полноты социологического знания.

Для построения объективной картины реальности необходимо также учитывать влияние на социальную жизнь общества природно-исторических, социально – экономических, культурологических и других социальных факторов.

Они являются движущей силой совершающихся общественных процессов и необходимым условием существования социальных фактов. Именно поэтому социология наряду с фактами занимается исследованием факторов, их разнообразия и особенностей влияния на развитие общественных явлений.

Категория социального действия

Еще одной базовой категорией социологии является категория социального действия, которая включает в себя глубокое и полное понимание предмета социологии как науки. Впервые это понятие ввел Вебер, он выделил четкие критерии его социальности. Он считал, что поведение человека лишь тогда становится предметом изучения науки, когда тот осознает смысл и цель своих поступков и действий, осознанно и свободно выбирает для себя цель деятельности, ориентируясь при этом на поведение окружающих его людей, на их возможные ожидания и действия. Это не единственное социальное действие по Веберу. Не менее важным он считал ценностно-рациональное действие, которое базируется на осознанной ориентации и твердой вере в принятые в обществе идеалы и убеждения.

Продолжил изучение и обоснование категории социального действия американский ученый – социолог Парсонс. Он дал обоснование тому, что социальное действие – это основная, базовая единица социологического анализа.

Социальное взаимодействие

Более глубокое понимание характеру социального действия, как категории социологии, придал американский социолог и культуролог П. Сорокин, который определил в качестве единицы анализа категорию не просто социального действия, а социального взаимодействия.

По мнению ученого вся общественная жизнь, социальные процессы являются результатом различных комбинаций социального взаимодействия. Согласно его теории структура социального взаимодействия состоит из трех элементов:

  1. Минимум двух человек, которые взаимодействуют друг с другом.
  2. Непосредственных действий индивидов.
  3. Проводников действий индивидов. К ним Сорокин относил язык, письменность, музыку, живопись, предметы быта и т.д. Наличие или отсутствие подобных проводников предоставляет возможность оценивать интенсивность социального взаимодействия между людьми.

Замечание 1

Каждая наука в процессе своего существования и развития оперирует определенными категориями, и социология не является исключением. Категория это наиболее важные, существенные, отражающие основные цели и содержание науки представления и понятия, отражающие сущность и цель существования науки как таковой.

Категории, законы и функции социологии.

Методы социологии

Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

1) социологически интерпретируемые общенаучные категории: «социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.;

2) собственно социологические категории: «социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т. д.;

Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования: «анкетирование», «социологический опрос», «интервьюирование», «выборка», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-анализ» и т. д.

Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. В отличие от законов природы, социальные законы реализуются только через деятельность людей, воплощаются в их действиях. Они действуют по-разному в зависимости от конкретных условий.

Социальный закон – это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений.

В целом выделяют пять групп социальных законов:

1) законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А , то должно быть и явление В . Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве;

2) законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений;

3) законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура;

4) законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;

5) законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов.

Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэтому, изучая социальные законы, важно выявлять социально значимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы поведения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономерностей необходимо для решения социальных проблем, совершенствования механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.

Как и другие науки, социология выполняет определенные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. К числу основных функций, реализуемых социологией в системе теоретического знания, можно отнести следующие:

теоретико-познавательная ,илигносеологическая , функция, которая связана с изучением социальной реальности в целях получения научного знания об обществе в целом и его отдельных структурах;

организационно-управленческая функция, которая связана с прикладной социологией и заключается в выработке практических рекомендаций, используемых в управленческой деятельности для решения практических задач на различных уровнях социальной жизни;

прогностическая функция, отражающая возможности социологической науки в той или иной мере определить перспективы или результаты будущего развития социальных процессов;

мировоззренческая функция, состоящая в оказании существенного воздействия на формирование мировоззрения людей.

Методологияв структуре социологии занимает очень важную позицию, поскольку имеет своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регуляторов осуществления социологических исследований.

Методология – это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины – физики, химии, биологии и других научных дисциплин.

В социологии можно выделить четыре вида методов:

1) общефилософские методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация и др.);

2) общенаучные методы (системный, моделирование, типологизация);

3) методы теоретической социологии (структурно-функциональ-ный, сравнительный, метод кросскультурного анализа, корреляционно-каузальный метод, метод вычленения инвариантности);

4) методы эмпирической социологии (наблюдение, опрос, анализ документов, социологический эксперимент, анализ и обобщение социологической информации).

Рассмотрим подробнее методы теоретической социологии.

Структурно-функциональный анализ ,разработанный американскими социологами Т. Парсонсом иР. Мертоном ,позволяет досконально изучить структуру исследуемой социальной системы, ее внутреннее строение, взаимосвязи составляющих ее компонентов в органическом взаимодействии с функциями, выполняемыми как каждым отдельным компонентом, так и всей целостной социальной системой. Основная цель структурно-функционального анализа заключается в количественной и качественной оценке тех изменений, к которым данная социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям.

Сравнительный ,иликомпаративный ,метод ориентирован на раскрытие общих черт, особенностей и тенденций развития различных социальных систем – цивилизаций, культур, стран, народов, эпох. Необходимость проведения всесторонних сравнительных исследований определяется целым рядом различных факторов, среди которых все более важную роль начинает играть процесс глобализации всех сторон жизни современных обществ.



Кросскультурный анализ направлен на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур, причем различных не только в пространственном (скажем, восточнославянских и западноевропейских культур), но и во временном отношении (культур современности и античного мира или культур классического, модернистского и постмодернистского типа).

В социологической теории применяется и корреляционно-каузальный метод .Причем имеется в виду, что причинность не может быть напрямую выведена из отношений корреляции. Под корреляцией понимается устойчивое отношение, связь между двумя наборами явлений или событий, которые называются переменными. Таковыми в социологии могут быть возраст, уровень доходов или квалификация, степень религиозности индивидов или групп и т. п.

Также в рамках социологической теории широко применяется метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях. Именно таким способом Т. Парсонс при построении общей теории социальных систем выделил проявляющуюся во всех системах устойчивую, инвариантную, фактически интегративную подсистему, своеобразное ядро общества, которое он назвал социетальным сообществом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите предпосылки появления социологии как науки.

2. Дайте определение объекта социологии.

3. В чем состоит специфика предмета исследования социологии и чем он отличается от предмета других наук об обществе?

4. Раскройте сущность понятия «социальное».

5. Почему для исследователя является крайне важным изучение социальных законов?

6. Назовите основные функции социологии.

7. Охарактеризуйте структурно-функциональный и корреляционно-каузальный методы. Приведите примеры корреляционных отношений.

8. Какие общенаучные и общефилософские методы применяются в социологии?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабосов, Е. М. Развитие социологии в Национальной академии наук Беларуси / Е. М. Бабосов // Социология. – 1998. – № 2. – С. 46–52.

2. Волков, Ю. Г. Социология в вопросах и ответах / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М.: Гардарики, 1999. – 372 с.

3. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, М. А. Гулиев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 669 с.

4. Данилов, А. Н. Социологическая наука в контексте эволюции / А. Н. Данилов // Социология. – 1998. – № 3. – С. 3–11.

5. Данилов, А. Н. Становление и развитие социологии в Беларуси / А. Н. Данилов // Социология. – 1999. – № 3. – С. 32–42.

6. Данилов, А. Н. Проблемы периодизации истории социологии / А. Н. Данилов, А. Н. Елсуков // Социология. – 2009. – № 1. – С. 28–36.

7. Доган, М. Социология среди социальных наук / М. Доган // Социология. – 2010. – № 3. – С. 3–12.

8. Елсуков, А. Н. Социологические идеи Платона / А. Н. Елсуков // Социология. – 2008. – № 1. – С. 3–16.

9. Зборовский, Г. Е. История социологии / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 607 с.

10. История социологии / под ред. А. Н. Елсукова, Г. Н. Соколовой [и др.]. – Минск: Вышэйш. шк., 1997. – 381 с.

11. Кавецкий, С. Т. Концепция аномии Э. Дюркгейма и современное развитие / С. Т. Кавецкий // Социология. – 2008. – № 1. – С. 55–65.

12. Канашевич, Н. М. Проблемы парадигмы социологического знания / Н. М. Канашевич // Социология. – 1998. – № 4. – С. 14–22.

13. Куракин, Д. Ю. Две перспективы теоретической социологии / Д. Ю. Куракин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2006, январь – март. – № 1 (77). – С. 106–121.

14. Лапин, Н. И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» / Н. И. Лапин // Социс. – 2003. – № 4 (228). – С. 25–33.

15. Павленок, П. Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии / П. Д. Пав-ленок // Социс. – 2003. – № 4 (228). – С. 19–24.

16. Рождественская, Е. Ю. Перспективы визуальной социологии / Е. Ю. Рождественская // Социологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 70–83.

17. Титаренко, Л. Г. Социология в современном мире: кризис или «перестройка на марше» / Л. Г. Титаренко // Социология. – 2010. – № 3. – С. 63−72.

18. Штомпка, П. Одна социология или много / П. Штомпка // Социология. – 2010. – № 1. – С. 9−18.

19. Юдин, Г. Б. Рефлексивная социология между действительностью и недействительностью / Г. Б. Юдин // Социологический журнал. – 2009. – № 3. – С. 96–117.

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия.

Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, явля­ясь рабочим инструментом , образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, Т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч. kategoria - высказывание; признак) (филос.) - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие сущест­венные, всеобщие свойства и отношения явлений дейст­вительности и познания» ; «Понятие (филос.) - форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, кото­рое достигается посредством отвлечения от всех особен­ностей отдельных предметов данного класса»

Социологические категории , как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

Собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

Классификация социологических категорий, разработанная Г.П.Давидюком . Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге у него получились два класса категорий:методологические и процедурные. Класс мето­дологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эм­пирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

Таким образом, без категорий невозможно развитие ни одного науч­ного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессио­нальной теоретической деятельности.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis - совместный, товарищеский, общностный, об­щественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объедине­ниях людей.

В научной литературе понятие «социальное» употреб­лялось в двух смыслах: в широком - как синоним обще­ственного, в отличие от природного; в узком - как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юриди­ческой и т.д.

Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении фено­мена «социального» как специфического предмета социо­логии .

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон обще­ственной жизни. Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина - общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial) . Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» - в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.

В российской общественной науке и в послеоктябрь­ский период долгое время отсутствовало четкое разграни­чение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми тради­циями.

С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкрет­ных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни».

Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное.

Итак, по­нятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для пони­мания отличительных особенностей предмета социологи­ческого знания, а социальных закономерностей - для понимания его сущности»

Существуют различные точки зрения на то, что является центральным в вопросе о категориях социологии. Одни считают, что это понятие – «общество», другие – «социальное», третьи – «социальная система», четвертые – «социальная группа». Но понятие «общество» слишком абстрактно и носит слишком общий характер, чтобы быть исходной категорией социологии.

Понятия «социальная система», «социальная структура», «социальная группа» более точно отражают объект и предмет социологии, хотя и сужают их. Наиболее общей категорией социологии является понятие «социальное». Оно может включать в себя такие понятия, как «социальная организация», «социальная структура» и т. д. А уже из этих понятий вытекают другие очень важные и менее общие категории социологии (например: из понятия «человек» могут вытекать такие понятия, как «семья», «социальный статус», «малая группа»). Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

7.философские взгляды на социальную сферу и предпосылки появления социологии.

Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира. Очень богатый материал о практике проведения социальных обследований, наблюдений над общественной жизнью дает нам история Древнего Рима.

Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Великие средневековые ученые Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень поднимали проблемы человеческих отношений в обществе. Модель общества в их понимании напоминала общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества. Они выделили отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственной воли.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основы социологической науки. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально- политических институтов определенный порядок.

Жан Жак Руссо (1712-1778) разработал концепцию “ordre naturel” (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в “ordre positif” («порядок позитивный»).

Предпосылки возникновения социологии как науки- социальные и теоретические:

1) Промышленная революция, изменение социальной стратификации, НТР, разделение труда, повышение роли личности, ее ценности и значимости, связанное с возникновением идеологии либерализма.

2) Великая Французская Революция, и необходимость решения социальных проблем, возникших в результате нее.

3) совокупность накопленного социального знания

4) открытия в других науках

4) Как результат накопления знания об обществе: Труды Ж.Ж. Руссо, Гельвеция, Кондорсе, Сен-Симона, Монтескье и других мыслителей.

Монтескье пытался понять историю как законообразный процесс, сообразный развитию природы. Это учение связано с идеей детерминизма, т. е. причинной обусловленности событий и социальных явлений. Ш. Монтескье также пытался решать политические проблемы – выдвинул идею разделения властей. Сен- Симон обратил внимание на то, что методологию естественных наук можно применять в социальных науках для объяснения явлений и фактов социальной жизни.

Эту новую науку Сен-Симон и его ученый секретарь Огюст Конт назвали «социальной физикой».