Юридические документы

Харьковский танковый завод им малышева на карте. Харьковский завод им

Вероломное нападение на СССР фашистской Германии со своими сателлитами кардинально изменило жизнь всего советского общества. Народ встал на защиту Родины. Особое место в этом подвиге занимает трудовой коллектив харьковского завода им. В.А. Малышева. Заводчане сражались с врагом. Как на передовой, так и в глубоком тылу. А разработанный конструкторским бюро завода во главе с М.И. Кошкиным легендарный танк Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны.

С первых дней войны многие пошли на фронт. Мобилизация за короткое время сократила численность работающих на заводе с 41 до 24 тысяч человек. На смену мобилизованным пришли женщины, пенсионеры, ученики ремесленных училищ.

К 26 июня 1941 года завод был полностью замаскирован, перешел на круглосуточную работу в две смены по 11 часов каждая. Поначалу по сигналу «воздушная тревога» работников цехов выводили в укрытия. Гремели выстрелы, слышались разрывы бомб, но рабочие, мастера, все цеховые службы находились на своих местах и продолжали делать свое дело.

В коллективах цехов, ставших на боевую вахту, стало законом: не уходить из цеха, пока не будет выполнено полученное в начале смены задание. Многие рабочие и инженерно-технические работники по 5-6 дней не уходили с завода, отдавая все, что было в их силах, в помощь фронту. Заметим, что с 1939-го и до 60-х годов завод именовался по соображениям секретности как машиностроительный завод № 183, а его филиал - завод транспортного машиностроения № 75.

В результате напряженного труда завод № 183 выпустил с 1 июля по 15 сентября 1941 года 600 танков Т-34. А завод № 75 выпустил с начала войны до эвакуации более 2300 моторов.

Приближение врага к Харькову заставило провести эвакуацию промышленных предприятий глубоко в тыл страны. Тысячи наименований оборудования необходимо было демонтировать, упаковать и комплектно доставить на новое место с сопроводительной документацией для быстрейшей установки и ввода в строй в Нижнем Тагиле и Челябинске. Делалось это в такой последовательности, чтобы здесь, в Харькове, до последнего дня продолжался выпуск танков Т-34, остро необходимых фронту.

За период с 18 сентября по 18 октября было эвакуировано 5234 работника завода № 183 (41 эшелон). С завода № 75 было эвакуировано 3044 работника (26 эшелонов). Всего с завода было эвакуировано: 2721 металлорежущий станок, 435 сварочных аппаратов, 3282 приспособления, 754 штампа, 820 тыс. наименований инструментов, 110 вагонов деталей и заготовок, 348 разных материалов и комплектующих изделий. После эвакуации завод подорвали.

Эшелоны с заводским оборудованием мчались на всех парах на Урал. Завод необходимо было в кратчайшие сроки запустить на новом месте и приступить к серийному выпуску тридцатьчетвёрок, так необходимых фронту.

* * *

К июню 19141 года современными танками Т-34 и КВ Красная армия была укомплектована только на 18,2%. Поначалу в войсках плохо знали все боевые качества танка Т-34. Поэтому группа добровольцев - заводских водителей танков - отправилась в Красную армию, где они обучали танкистов, участвовали в боях, показывая на своем примере все возможности новой машины.

Заводчане были уверены в высоких боевых качествах своего детища Т-34. Из воспоминаний директора завода № 183 Ю.Е. Максарева: «С фронта приходили радовавшие нас сообщения о том, что Т-34 превосходит по всем характеристикам вражеские танки, что немецкие Т-II, Т-III и Т-IV наша пушка пробивает чуть ли не насквозь, в то время как «тридцатьчетвёрка» остается неуязвимой».

* * *

Если первая партия танков из 25 машин была изготовлена в эвакуации в декабре 1941 года в основном из деталей и заготовок, привезенных из Харькова, то изготовленные в январе 1942 года 75 машин были уже полностью из заготовок, выполненных на Урале.

Легендарный сталинский нарком В.А. Малышев поставил перед коллективом завода задачу: с января 1942 года начать выпускать 30 танков в день. Для этого он распорядился 50% служащих, конструкторов и макетчиков перебросить в цеха. Уже в феврале-мае 1942 года выпуск танков был увеличен почти в 10 раз! Завод заработал на полную мощность.

В годы войны новаторство и инициатива были массовым явлением. Значительная часть операций была переведена на поток. Уже к началу 1944 года на заводе работала 141 поточная линия. Благодаря такой работе танк Т-34, выпускаемый заводом №183, имел самую низкую трудоемкость, был дешевле аналогичных машин, производимых на других предприятиях.

Также заводчане стали оказывать помощь другим предприятиям в освоении Т-34, поставляя им по кооперации заготовки, в том числе литые башни. При этом с июля 1942 года коллектив завода, конструкторское бюро начали усиленно работать над модернизацией танка Т-34.

Для доставки на завод необходимых материалов водители автотранспортного цеха выезжали в Челябинск, Тюмень, Пермь, Свердловск. Благодаря опытным автотранспортникам в условиях эвакуации завод смог быстро освоить изготовление необходимых деталей для ремонта машин. Творческая смекалка не раз помогала принимать нестандартные решения. Так, в те суровые годы остро не хватало резины для автомашин. Придумали на дисках колес приваривать обрезиненные танковые бандажи - почти половина заводских машин «ходила» до конца войны на этих колесах.

Вообще, уральские дороги того времени не всякая машина могла преодолевать. И здесь помогла техническая смекалка: с отработанных танков снимали башни и устанавливали на них железные кузова. Получалась «самодельная мощная гусеничная машина», способная перевозить до 30 тонн груза.

Интересен и такой факт. После разгрома немцев под Сталинградом в феврале 1943-го заводчане выезжали в освобожденные районы, где собирали трофейные автомашины и направляли их на завод. Модели машин были практически из всех стран Европы. И здесь творческий подход не подкачал - из деталей разных моделей иномарок заводским автотранспортникам удавалось собирать новые машины.

Танки Т-34 заставили немецкое командование в ходе войны серьезно пересмотреть и срочно модернизировать свое артиллерийское и танковое вооружение. Ставка на молниеносную победу над Красной армией провалилась, и в это дело танки Т-34 внесли свою немалую лепту. Роль завода № 183 в данном случае очевидна.

Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна (так стал называться завод № 183 в эвакуации) за два военных года превратился в одно из ведущих оборонных предприятий Свердловской области и страны. Он поставлял фронту не только танки, но и другую оборонную продукцию.

В 1942 году коллектив завода дал фронту 5684 танка, с июля 1943 года уверенно вышел на выпуск 650 танков в месяц, доведя его затем до 716 машин. С завода каждый день уходил эшелон танков. Всего в 1943 году заводчане дали фронту 7466 танков. А в 1944 году было выпущено модернизированных 1838 танков Т-34/76 и 6583 Т-34/85.

В мае 1945 года был выпущен 35-тысячный танк.

Простота, технологичность, а также ремонтопригодность Т-34 позволила в полевых и фронтовых условиях производить ремонт поврежденных машин. Так, за годы войны силами частей Главного управления ремонтов танков было произведено около 430 тыс. ремонтов танков и САУ. Таким образом, каждый выпущенный промышленностью танк в среднем ремонтировался более 4-х раз.

* * *

С освобождением Харькова в августе 1943 года начался возврат заводчан из эвакуации. Уже в конце сентября на базе завода организуется ремонтный завод, которому планируется сначала ремонт танков и дизель-моторов, а в 1944 году - производство арттягачей АТ-45, а затем и танка Т-34.

Убытки от разрушений завода и уничтожения его материальных ценностей в период оккупации составили 352 млн. рублей (в ценах 1947 года). Но уже к концу 1943 года на заводе действовали 15 мостовых кранов, две мартеновские печи, две вагранки, печи термического цеха. Начала работу заводская поликлиника. Завод восстанавливался, сюда возвращалась прежняя трудовая жизнь.

Кстати, в целом потери национального имущества в оккупированных районах СССР составили около двух третей того, что имелось на этой территории до войны. В денежном выражении, в довоенных ценах, это составило около 400 млрд. долл. США.

* * *

9 мая 1945 года пришел долгожданный День Победы. Заводчане встретили этот день не только в стенах родного предприятия, но и в составе ставших легендарными танковых гигантов - Уральского завода (№ 183) им. Коминтерна в Нижнем Тагиле, к тому времени трижды орденоносного, и Челябинского кировского завода № 75 - дважды орденоносного. Немало заводчан суровое военное время направило в Свердловск на моторный завод, на Алтай - на Барнаульский моторный завод, в Горький - на «Красное Сормово» и другие места. Со временем большая часть из них вернулась на родной завод № 183.

* * *

Роль завода им. Малышева в период Великой Отечественной войны неоспорима, его вклад в общую Победу очевиден. Этим всегда гордились потомственные малышевцы - ветераны завода. Их завод принимал непосредственное участие в обеспечении победы над фашизмом.

С какой же болью в сердце приходится дожившим до настоящего времени ветеранам-малышевцам смотреть на то, во что превратили славное предприятие руководители «самостийной» и какую роль отвели заводу во время т. н. АТО в Донбассе.

Раньше на заводе работали 45 тысяч человек - сейчас около 3 тысяч; в советские времена завод мог выпускать от 3 до 5 танков в день, сейчас с большой помпой только 7 в год! Но обиднее всего ветеранам, что заводчанам пришлось поставлять бронетехнику в Донбасс, для т. н. АТО против мирных граждан собственной страны.

В начале ноября текущего года украинскими судами была запущена процедура банкротства предприятия, являющегося одним из крупнейших производителей военной техники во всем СНГ – харьковского «Завода имени Малышева». Подобным действиям, по мнению экспертов, существует несколько объяснений. Во-первых, имеет смысл говорить о том, что Украина решилась на вывод стратегических предприятий из-под непосредственного государственного контроля. Во-вторых, также можно говорить о том, что концерн «Укроборонпром», которому данное предприятие принадлежит, пытается таким образом решить свои финансовые проблемы. Если имеет место быть вторая версия, то иск подрядчика «Завода имени Малышева», коим выступает Львовский бронетанковый завод, и которому предприятие задолжало около 75 миллионов долларов, можно считать просто поводом для того, чтобы запустить процедуру банкротства. Как события будут развиваться в дальнейшем, пока не совсем понятно. По мнению части экспертов, завод будет передан частному владельцу, а по убеждению другой части – процедура приватизации невозможна в силу определенных объективных причин.


Первая версия отчасти подтверждается некоторыми украинскими печатными изданиями, которые в качестве доказательств состоятельности этой версии приводят слова Петра Порошенко (министра экономического развития и торговли), который около месяца назад сделал заявление о том, что предприятия оборонной промышленности должны быть приватизированы. Среди этих предприятий министр назвал и «Завод имени Малышева».

Однако подобную инициативу не поддержали в правительстве. Так, по словам эксперта по вопросам безопасности Алексея Ижака, задолженность перед Львовским предприятием действительно существует, но говорить с большой долей уверенности о времени его возникновения нельзя. Данное предприятие всего лишь выполняло ремонтные работы и модернизацию танков, однако главным исполнителем был харьковский завод. В то же время, завод имени Малышева не получает никаких значительных дивидендов от экспорта военной техники. Последний масштабный контракт, который выполняло предприятие, были поставки танков в Пакистан в 90-х годах. Основной заказ в настоящее время сводится к модернизации танков «Булат» для украинской армии, а также поставки моторно-трансмиссионных частей для Китая, Пакистана и Египта. Поставки БТР-4 в Ирак проводились до последнего времени Конструкторским бюро имени Морозова, а подготовка серийного производства данной техники на харьковском заводе была произведена лишь в текущем году. Помимо этого, определенные проблемы существуют и в плане поставок «Оплотов» в Таиланд, которые связаны, в первую очередь, с тем, что для серийного производства техники мощностей предприятия не хватает.

Все эти финансовые проблемы, по словам А.Ижака, привели к тому, что концерн «Укроборонпром» делал попытки провести закон о списании долгов предприятий «оборонки», однако эта инициатива не нашла поддержки. Концерн, как отмечает эксперт, за прошлый год заработал более 1,5 миллиарда долларов, таким образом, вполне мог решить проблемы убыточных предприятий самостоятельно. Вместе с тем, в 2012 году было принято несколько законов о списании долгов, а также о предоставлении льгот и субсидий, в том числе и харьковскому заводу. Эти средства были использованы для погашения задолженностей по заработной плате. Но подготовить серийное производство танков «Оплот» денег уже не хватает. А ведь перспективы для завода в данном направлении очень неплохие – был подписан контракт на поставку этих танков в Таиланд, кроме того, продлен контракт на поставку в Ирак БТР-4. Портфель заказов завода имени Малышева в настоящее время оценивается в 3 миллиарда гривен (около 370 млн.долларов). И только отсутствие денег тормозит весь процесс.

Алексей Ижак также отметил, что за период новейшей истории завода процедура банкротства начата уже в седьмой раз. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что украинское правительство не допустит, чтобы приватизация была проведена за копейки и тем более, чтобы завод в будущем был распродан по частям. Данное предприятие слишком важно для Украины. В настоящее время в отношении харьковского завода сохраняется государственный запрет на приватизацию. Нормы действующего законодательства предполагают, что в ходе проведения процедуры банкротства к предприятию нельзя применять процедуры ликвидации или санации. Кроме того, концерн «Укроборонпром» заявил о том, что намерен в 2013 году обеспечить безубыточность предприятия. Таким образом, вся процедура банкротства выглядит как способ восстановить платежеспособность завода.

Приватизация предприятий оборонной промышленности – это весьма обычное дело в мировой практике, и ничего страшного или предосудительного в этом нет. Но что касается завода имени Малышева, то, по мнению Ижака, об этом речи пока нет. Все усилия направлены на оздоровление финансового положения предприятия, а процедура банкротства была избрана в качестве инструмента только потому, что ни у государства, ни у концерна в настоящее время нет необходимых средств для погашения задолженностей.

Подобные утверждения можно услышать и из уст военного эксперта, бывшего военного Александра Маначинского, который уверен в том, что вся проблема возникла из-за недостаточного контроля и финансирования государства. Он крайне отрицательно относится к процессу приватизации оборонных предприятий, говоря о том, что в настоящее время в стране еще не существует ни одного частного оборонного предприятия, которое могло бы продемонстрировать большие успехи. Эксперт приводит в качестве примеров николаевские судостроительные верфи, которые были приватизированы, однако вместо развития постепенно приходят в упадок.

Относительно процедуры банкротства - полковник в отставке говорит о том, что в силу наличия значительных контрактов на экспорт техники данная ситуация выглядит не слишком убедительно, потому как предприятие это государственное и в случае выполнения обязательств по контрактам оно должно приносить прибыль. Поэтому Маначинский убежден, что предприятия оборонной промышленности, тем более такое мощное предприятие, как харьковский "Завод имени Малышева", должны иметь поддержку государства. Это не только имеет большое влияние непосредственно на статус государства, но является показателем его реальных экономических возможностей и способно повлиять на развитие партнерских отношений.

Нужно сказать несколько слов и о том, что в приватизации харьковского оборонного предприятия крайне заинтересованы предприниматели. Как известно, министр Порошенко контролирует предприятие «Ленинская кузница», которое производит военные катера. Но Порошенко далеко не единственный предприниматель, который будет претендовать на харьковский завод. Очень даже возможно и появление внешних инвесторов.

"Завод имени Малышева", кроме производства большого ассортимента военной техники, включая танки Т-84 «Оплот», БТР-4, БТР-3У, «Дозор-Б», занимается также производством оборудования для нефтегазовой и угледобывающей промышленности, продукции транспортного и тяжелого машиностроения. Именно это и делает предприятие привлекательным в глазах потенциальных инвесторов и украинских олигархов.

Однако даже в том случае, если часть мощностей "Завода имени Малышева" будет переориентирована на выпуск продукции невоенного значения, - это далеко не основная проблема. Увеличение ассортимента производимой продукции за счет увеличения производственных объемов и ориентация на производство мирных товаров – это весьма распространенная практика, которая только способствует повышению эффективности предприятия. Но это происходит только в том случае, если предприятие находится под контролем государства. Если же оно передано в частное владение, не стоит думать, что это предприятие будет сразу же приносить прибыль, будет активно развиваться и повышать эффективность производства. В первую очередь, для того, чтобы рассчитаться с долгами, потребуются серьезные денежные вливания, затем провести модернизацию производства, обеспечить новые рабочие места и заключить новые контракты. Таким образом, в итоге может получиться так, что предприятие, которое находилось в процессе банкротства, после передачи в частное владение, станет еще менее эффективным.

В то же время, нельзя говорить о том, что частное предпринимательство не сможет наладить эффективную работу оборонных предприятий. Существует достаточно много примеров того, как оборонные предприятия, переданные в частные руки, успешно функционируют. К сожалению, практически все эти предприятия – западные: немецкая компания «Krauss-Maffei Wegmann», американская «Chrysler Group LLC», английская «BAE Systems plc», французский концерн «GIAT Industries». Все эти предприятия производят качественную технику, имея налаженную сеть поставщиков и взаимодействуя с госструктурами. Но не стоит забывать о том, что экономика стран, в которых находятся эти предприятия, развивается в условиях здорового рынка, чего в Украине не существует. Более того, когда он появится и начнет развиваться, неизвестно.

Таким образом, в настоящее время для "Завода имени Малышева" существует два пути решения проблемы. Если концерн «Укроборонпром» сумеет решить все финансовые проблемы предприятия и наладить серийное производство военной техники, это даст возможность заводу большие перспективы для дальнейшего развития и заключения новых контрактов. Если же предприятие будет приватизировано, то его развитие будет зависеть от эффективности финансового оздоровления и налаживания серийного выпуска БТР-4 и танков «Оплот». Но в то же время, приватизация станет причиной необходимости внесения законодательных изменений и приведет к реструктуризации «Укроборонпрома».

Использованы материалы:
http://www.politcom.ru/14832.html
http://vpk-news.ru/articles/13221

Харьковский бронетанковый ремонтный завод» специализируется на проведении капитальных ремонтов и модернизации танков Т-64, Т-80, Т-72 и танковых двигателей 5ТДФ и ГТД-1250. Завод также производит ремонт танковых прицелов, лазерных дальномеров и комплекса управляемого вооружения. К моменту развала СССР завод производил капремонт около 60 танков и 55 двигателей в месяц.

На Украине начата процедура банкротства Харьковского завода имени Малышева. Поводом послужил иск Львовского бронетанкового завода, которому харьковское предприятие задолжало 75 миллионов долларов. До нынешнего дня правительство списывало долги предприятия по выплатам зарплаты, социальным начислениям и т. д. Каковы истинные причины финансовых затруднений действующего предприятия? Что ожидает завод в перспективе? Каким образом возможная приватизация повлияет на развитие производства?

На эти и другие вопросы http://vpk-news.ru попросили ответить украинского военного эксперта полковника в отставке Александра Маначинского и эксперта по вопросам безопасности Алексея Ижака.

«ВПК»: Что, по вашему мнению, является основной причиной инициирования процедуры банкротства Харьковского завода имени Малышева?

Александр Маначинский: Недостаточный контроль и финансирование производства со стороны государства. Львовский бронетанковый завод – это ремонтная организация. Основным производителем является завод имени Малышева. Между этими организациями существуют определенные производственные и финансовые договоренности, но все же это государственные предприятия.

Алексей Ижак: Перед Львовским бронетанковым заводом долг действительно значительный – 512,64 миллиона гривен или около 63 миллионов долларов. Когда именно он возник, судить трудно. Львовский бронетанковый завод – это ремонтное предприятие Министерства обороны Украины. Оно выполняло субподряды на модернизацию танков из арсеналов по прошлым контрактам, где головным исполнителем был завод имени Малышева.

Завод все еще не получает больших дивидендов от экспорта бронетехники. Последним крупным производственным контрактом предприятия были поставки танков Пакистану в середине 90-х. Сейчас основные заказы – танки «Булат» (модернизация Т-64) для украинских вооруженных сил (примерно 10 штук в год) и экспортные поставки моторно-трансмиссионных отделений (МТО) для Пакистана, Китая и Египта. Во внешних контрактах на поставки разных модификаций БТР-3 завод участвовал только как производитель отдельных узлов. Контракт на поставки БТР-4 для Ирака до последнего времени выполнялся опытным производством Конструкторского бюро имени Морозова (КБТМ). Серийное производство для дальнейшего выполнения этого контракта собственно заводом имени Малышева подготовлено только к 2012 году. До этого завод поставлял отдельные узлы. Этого мало для бывшего гиганта советского танкостроения.

2. Бронетранспортер лежащий на танке.

«ВПК»: Какова должна быть в данной ситуации позиция государства?

А. М.: При наличии контрактов с рядом государств на поставку военной техники, в том числе большой контракт на поставку бронетранспортеров Таиланду, ситуация с банкротством завода выглядит, мягко говоря, неправдоподобной. Это государственное предприятие, и контракт по поставку продукции со стороны другого государства при условии его выполнения принесет живую прибыль. Государство должно любыми способами поддерживать предприятия. Выполнение подобных контрактов влияет на статус самого государства, показывает его реальные экономические возможности, влияет на развитие партнерских отношений. Для поддержания данного предприятия должны быть использованы все возможности, задействованы любые рычаги.

Вооружение и военная техника в современном мире являются одним из наиболее конкурентоспособных видов продукции, указывая в то же время, что экспортные операции с этой продукцией (а именно – системами вооружения, услугами по их обслуживанию и сопровождению, а также обучению специалистов) для Украины имеют особое значение. Значит, и внимание государства к этой специфической сфере должно быть повышенное, нужны компетентные руководители и профессиональный инженерно-технический состав, высококвалифицированные рабочие.

И еще момент, который следует иметь в виду: главное предназначение «оружейных» денег – облегчить экономическое бремя затрат на оборону Украины и одновременно обеспечить эффективную деятельность нашего военно-промышленного комплекса как основы оборонительного потенциала страны.

«ВПК»: Почему у предприятия, имеющего несколько крупных заказов на поставку военной техники, оказалась такая значительная задолженность?

А. И.: Концерн «Укроборонпром», которому принадлежит завод, пытался пролоббировать закон о масштабном списании долгов оборонных предприятий. Инициатива не получила поддержки. «Укроборонпром», по собственным заявлениям, наторговал в 2011 году на внешних рынках на сумму 1,5 миллиарда долларов. В 2012-м ожидаются не меньшие поступления. Очевидно, у концерна есть возможности для внутрикорпоративного решения проблем убыточных предприятий. Тем не менее в 2012 году принято несколько законодательных актов об адресных списаниях задолженности, субсидиях и налоговых льготах, в том числе для завода имени Малышева. Это позволило по крайней мере погасить задолженности по зарплате. Однако средств на подготовку серийного производства танка Т-84У «Оплот» все еще не хватает. Перспективы же по заключенным контрактам на «Оплот» и БТР-4 разработки КБТМ как на экспорт, так и для вооруженных сил Украины у завода неплохие. Уже подписан контракт на поставки «Оплота» для Таиланда, продолжается упомянутый контракт (хотя с некоторыми проблемами) на поставки БТР-4 для Ирака. Представители завода оценивают портфель заказов в три миллиарда гривен (примерно 370 млн долл.). Но серийное производство для «Оплота» еще не готово. Это тормозит как внутренний оборонный заказ, так и таиландский контракт.

Кроме того, у предприятия помимо Львовского бронетанкового завода есть и другие кредиторы. Таким образом, у завода имени Малышева хорошие перспективы, но отяжеленная карма.

«ВПК»: Комментируя данную ситуацию, министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко заявил, что приватизация таких предприятий, как завод имени Малышева, повысит эффективность производства. Свидетельствует ли это о стремлении государства начать процесс приватизации подобных предприятий?

А. М.: Во-первых, необходимо разобраться с уже приватизированными заводами, в том числе с судостроительными. Каковы результаты их приватизации? Предприятия, выпускавшие широчайший спектр военной техники, теперь приведены в упадок. Сейчас вопрос в том, кто и как будет выпускать военные корабли для комплектования ВМС да, собственно, и другое вооружение и военную технику.

Что-то на Украине еще не видно эффективного частного управления предприятиями. Порошенко не приведет подобных примеров, потому что их нет. Например, был «Арсенал-2», который ремонтировал вооружение и военную технику ПВО не только всего Союза, но и ОВД. Теперь это «Мистецькый Арсенал», который представляет собой не что иное, как выставочный комплекс.

Деньги давно не вкладываются в производство, вот предприятие и хиреет – умирает медленной смертью, а затем его быстренько переоборудуют в торгово-развлекательный центр. Создается впечатление, что, например, в Киеве поставлена задача дать каждому киевлянину по ТРЦ.

А. И.: Это уже седьмое дело о банкротстве завода за его новейшую историю. Можно достаточно уверенно утверждать, что правительство не допустит приватизации за бесценок с дальнейшей распродажей по частям. Желающие поучаствовать в этом бизнесмены среднего звена нашлись бы. Но завод имеет слишком большое значение для Украины, чтобы это допустить. С другой стороны, крупные инвесторы не купят завод в его нынешнем финансовом состоянии.

В отношении завода имени Малышева сохраняется запрет на приватизацию на уровне закона Украины и постановлений правительства. Согласно действующему законодательству во время процедуры банкротства к нему не могут быть применены процедуры санации и ликвидации. При этом сама процедура банкротства не влияет на выполнение предприятием его контрактных обязательств, одновременно прекращается начисление штрафов и выполнение всех долговых обязательств. Судом назначен внешний распорядитель имущества, но концерн «Укроборонпром», в управлении которого находится завод, заявляет, что продолжит перечисление средств в его уставной капитал и предоставление финансовой помощи. Цель концерна – обеспечить безубыточность завода имени Малышева уже в 2013 году. Кроме того, как было упомянуто, в 2012-м принят ряд законов, которые позволяют уменьшить долги и снизить налоги для оборонных предприятий. Ситуация выглядит так, что процедура банкротства среди других предпринятых мер направлена на восстановление платежеспособности.

Что касается Петра Порошенко, то он имеет интересы в оборонном производстве – контролирует завод «Ленинская кузница», производящий военные катера (в прошлые годы также корветы). Но Порошенко – не единственный крупный бизнесмен Украины, кто может претендовать на завод имени Малышева после его финансового оздоровления. Возможен также интерес внешних инвесторов.

В приватизации оборонных предприятий как таковой нет ничего предосудительного – это мировая практика и такая идея может обсуждаться в коридорах власти. Но сейчас речи об этом не идет. Пока что предпринята попытка финансового оздоровления завода имени Малышева через процедуру банкротства, поскольку ни правительство, ни концерн «Укроборонпром» не располагают свободными средствами для быстрого погашения долгов предприятия. По результатам восстановления платежеспособности станут ясны дальнейшие шаги. До конца 2013 года вряд ли стоит ожидать новых инициатив относительно завода.

«ВПК»: Если Харьковский завод все же будет приватизирован, как это отразится на эффективности работы предприятия? Станет ли оно более прибыльным или из него попытаются выжать последние соки?

А. М.: А что стало с теми авианосцами, которые закладывались еще в Советском Союзе? Куда подевался металл? Порезали, продали в Турцию, а на Украину привезли металлические лестницы. Разве руководство об этом не знает? Почему банан, привезенный из Эквадора, дешевле огурца, выращенного на Украине? Руководство даже на такой вопрос не может ответить. Что уж говорить об оборонном предприятии. Будет ли частник управлять заводом эффективно? Нет. Он будет эффективно пополнять свой карман и доведет предприятие до банкротства.

А. И.: Приватизация завода если и произойдет, то не в ближайшем будущем и будет зависеть от успешности его финансового оздоровления и развертывания серийного производства танков «Оплот» и БТР-4. Гипотетическая приватизация потребует законодательных изменений на уровне парламента и реструктуризации концерна «Укроборонпром». Придется решать также проблемы производственных связей с предприятиями, с которыми завод делит общую территорию (КБТМ и КБ двигателестроения). В любом случае претендовать на завод смогут только инвесторы, намеренные сохранить его основной профиль. Реструктуризация в таком случае будет закономерна, но «раздербанивание» завода практически исключено.

«ВПК»: Есть мнение, что предприятие можно вывести из затруднительного положения путем привлечения иностранных инвестиций. Может ли быть реализован такой вариант?

А. М.: Инвестор должен знать, что он получит взамен, какова будет прибыль. Пока не будет ответа на этот вопрос, никто финансирование не предложит. Ни одна иностранная, а тем более европейская организация не станет финансировать в танковый завод. У них что, своих танковых заводов нет?

«ВПК»: То есть единственной возможностью сохранения Харьковского завода как мощного предприятия, выпускающего военную технику, является прямая поддержка государства?

А. М.: Только государство. И хотя мы уже растеряли те связи, которые были налажены между предприятиями в Советском Союзе, их можно и необходимо восстанавливать. Тесные кооперативные связи, существовавшие во времена СССР, позволяли эффективно функционировать заводам, в том числе Харьковскому, кораблестроительным заводам в Николаеве, Херсоне, Керчи и другим предприятиям Украины. Разрушив подобные кооперативные связи, был нарушен сам процесс организации производства. Оказавшись после распада Союза порознь, предприятия стали неспособны воссоздавать весь производственный цикл – от разработки до серийного выпуска продукции. А резкое сокращение поставок – это материалы и комплектующие, прекращение обмена квалифицированными кадрами. О каком развитии мы говорим? Нет стратегического плана перевооружения Вооруженных Сил, а значит, нет и плана развития ОПК.

10. Тут очень много танков, по викимапии я насчитал 450!

ГП «Завод имени Малышева» известен как крупный производитель бронетехники и силовых установок для танков, бронетранспортёров, тепловозов. Во времена СССР был ведущим оборонным предприятием. Располагается в г. Харькове, Украина.

Становление

Создание завода имени Малышева восходит к 1895 году, когда в Харькове около центрального вокзала открылось производство паровозов и сопутствующей техники. В 1911 предприятие освоило выпуск газовых двигателей и дизель-генераторов.

В советские годы организация называлась "Завод транспортного машиностроения имени Малышева". В заводском КБ был разработан и впоследствии внедрён в серию танк Т-34. Важным направлением работы стало изготовление нефтегазового оборудования.

До войны ЗИМ оставался крупной производственной площадкой с широчайшей номенклатурой выпускаемых изделий. В его цехах собирали паровозы, трактора на гусеничном ходу, моторы (в том числе судовые). Освоение технологий изготовления литой брони способствовало развитию танкостроения на предприятии.

В Великую Отечественную завод имени Малышева эвакуирован за Урал, где продолжил выпуск Т-34 и его модификаций. После войны производство восстановлено на прежнем месте.

Развитие

После войны на базе ЗИМ впервые в СССР начат выпуск магистральных тепловозов серии «ТЭ» и дизелей к ним модели Д100, выдававших 2000 л. с. Эпоха паровозов подходила к концу. С 50-х годов активно ведутся разработки тягачей. В частности, снегоход «Харьковчанка» использовался в Антарктиде. Для армии разработаны тягачи БТМ-3.

С ростом международной напряжённости заводу имени Малышева в Харькове вновь пришлось разрабатывать бронированную технику. С 1964 выпускаются танки Т-64, здесь же налажено производство турбопоршневых дизелей 5ТДФ мощностью 700 л. с. В 80-е годы инженеры предприятия сконструировали уникальный танк Т-80УД, отличавшийся высокой скоростью благодаря уникальному дизелю 6ТД-1.

Техника того периода лежит в основе современных модернизированных моделей «Оплот», «Булат», «Ятаган». Сегодня ГП «Завод имени Малышева» продолжает эволюционное развитие танков и лёгкой бронетехники.

Современная тяжёлая бронетехника

Предприятие выпускает:

  • Основной танк серии «Оплот». В его основе модель Т-80УД, прошедшая основательную модернизацию. Силовой агрегат стал ещё более мощным, его конструкция отлично выдерживает повышенные температуры, что даёт преимущества при эксплуатации в жарких регионах. Улучшены оптико-электронные системы и прицельные комплексы, усилена бронезащита.
  • Танк «Ятаган» разработан по стандартам НАТО (обладает 120 мм пушкой). Унитарные выстрелы различных типов размещены в автомате заряжания на корме башни (22 выстрела), остальные - в механизированной укладке корпуса.
  • Танк «Булат» (модернизированный Т-64Б). Его бронирование усилено путём установления пассивной защиты, монтажом динамической защиты и комплекса ПВО. Улучшены системы прицеливания и управления огнём. С установкой двигателя 5ТД возросла подвижность.

Лёгкая бронетехника

  • БТР-4 - полноприводная, бронированная, плавающая машина класса 8x8. Бронетранспортер создан как базовая единица нового поколения. Конструкция и компоновка машины позволяют без существенных изменений выпускать модификации, отличающиеся уровнем защиты и установленным вооружением. Это позволяет использовать его в мотострелковых подразделениях сухопутных войск как высокозащищённое транспортного средство, или БМП. Большой полезный объём корпуса обеспечивает размещение различного оборудования.
  • «Дозор-Б» является относительно лёгкой бронемашиной класса 4x4 грузоподъёмностью 2 т. Применяется для доставки военного оборудования, вооружения, личного состава.
  • БМП-2 модернизированный. Благодаря конструкторским изменениям и более мощному мотору 3ТД повысилась подвижность модели. Инженеры завода имени Малышева адаптировали двигатель к жарким климатическим условиям.
  • БТР-50 (ОТ-62 Topaz). Целью модернизации является улучшение тактико-технических и эксплуатационных характеристик ранее выпущенных и снятых с производства бронетранспортеров БТР-50. Боевые возможности повышены путём замены штатной силовой установки с двигателем В-6 и пятиступенчатой ​​КПП.

Модернизация

На предприятии осуществляется обновление производственных мощностей. За прошлый год оборудование отремонтировано на 2,1 млн гривен. Приобретены ЧПУ-станки для плазменной резки, которые позволили ускорить операции резки и раскроя листового металла, в том числе броневой стали. Это позволило изменить сам технологический маршрут и добиться более высокого качества изготовления сложных деталей.

В средствах массовой информации со сслыкой на "Голос Украины" от 30.10.2012 года, появились сведения о том, что Хозяйственным судом Харьковской области открыта процедура банкротства в отношении крупнейшего производителя украинских танков - государственного "Завода им. Малышева". По уточнению агенства "Интерфакс", дело о банкротстве Харьковского завода транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ЗТМ, ХЗТМ) возбуждено на основании определения суда от конца декабря 2011 года по иску основного кредитора, которым является государственный "Львовский бронетанковый завод ", на сумму составляющую почти 2 млрд рублей (512,64 млн гривен ).

Дату заседания суда определят на предварительном судебном рассмотрении 6 ноября; судом же будет приято решение о санации "Завода им. Малышева", или его признают банкротом и будет начата процедура ликвидации, либо же процедура банкротства будет закрыта. На 19 января 2013 года запланировано собрание кредиторов завода. Долг Харьковского завода транспортного машиностроения имени В. А. Малышева на начало октября 2012 года составил 578,24 млн гривен, задолженность по заработной плате - в 0,65 млн грн, по алиментам - 18,378 млн грн, по налогам и сборам - 123 млн грн; дебиторская задолженность составила 112,25 млн грн. С января 2011 года решением правительства Украины ГП "Завод им. Малышева" входит в состав госконцерна "Укроборонпром". В настоящее время госконцерн, согласно озвученным в сентябре руководством "Укроборонпрома" данным, отрабатывает предложения по реструктуризации порядка 35 предприятий бронетанкостроения .

Украинская пресса сообщает, что на заводе, действительно, есть некоторые судебные дела, в частности, связанные с иском Львовского бронетанкового завода, но они не отражаются отрицательно на работе предприятия. Заводом по-прежнему руководит Николай Белов. Предприятие работает над выполнением заказа по производству БТР для Ирака, выполняет заказ на производство моторно-трансмиссионных отделений и ряд других заказов. Возможно, будет заключен еще один контракт с иностранным партнером. "На предприятии налажена регулярная выплата зарплаты, что вселяет работникам уверенность в завтрашнем дне. Ведь были периоды, когда ее не выплачивали по полгода ", - отметили на заводе им. Малышева.

Спойлер: Завод имени Малышева

Завод имени В. А. Малышева (ЗТМ, ХЗТМ) - завод транспортного машиностроения в Харькове, выпускающий двигатели, тепловозы и танки :

  • до 1922 Харьковский паровозостроительный завод,
  • до 1939 ХПЗ имени Коминтерна,
  • до 1960-х - машиностроительный завод № 183 и его филиал - завод № 75

Многие поколения трудящихся завода внесли значительный вклад в развитие русского и советского машиностроения, в укрепление обороноспособности государства, в победу в Великой Отечественной войне, в восстановление и развитие народного хозяйства СССР. Перспективы дальнейшего развития предприятия, как и в советский период, полностью зависят от государства.

Виды производства:

  • Локомотивостроение.
  • Двигателестроение.
  • Гусеничное машиностроение.

Танкостроение (1932-2012 гг.):

Серийные танки 1933-1941 гг.:

  1. Т-35 (1933-1939)
  2. БТ-2 (1932-1933)
  3. БТ-5 (1933-1934)
  4. БТ-7 (1935-1939)
  5. БТ-7А (1936-1937)
  6. БТ-7М (1940)
  7. Т-34 (1940-1941)

Серийные танки 1944-2012 гг.:

  1. Т-44 (1944-1954)
  2. Т-54 (1954-1955)
  3. Т-55 (1955-1964)
  4. Т-64 (1964-1980)
  5. Т-80 (1980-1995)
  6. Т-80УД (1980-1995)
  7. Т-84 (1995-2000)
  8. Оплот (2000-2012)
  9. Ятаган (2000-2012)

На сегодняшний день завод имени В. А. Малышева, кроме танков, выпускает бульдозеры, вездеходы, прицепы, оборудование для пищевой промышленности. Завод также производит оборудование для угледобывающей и нефтегазовой промышленности, и другую машиностроительную продукцию.


Спойлер: Завод имени Малышева

Летом 2011 года сообщалось, что "Завод имени Малышева не станет банкротом" , - так сказал председатель Харьковского облсовета Сергей Чернов, комментируя информацию о возбуждении дела о банкротстве завода, о котором он узнал из СМИ. Сергей Чернов уточнил, что на заводе нет критичной ситуации, речь идет о хозяйственных отношениях предприятий. В процессе хозяйственной деятельности заводы кооперируются и заказывают друг у друга комплектующие изделия, детали. "Есть твердая позиция завода им. Малышева, которая будет урегулирована правовыми методами. Ничего страшного там не будет ", - сказал С. Чернов. В областном управлении по банкротству подтвердили, что ситуация на предприятии не критична. Вполне вероятно, что управляющим по банкротству завода назначат одного из руководителей предприятия, а не арбитражного управляющего со стороны. И уже 16 мая 2012 года стало известно, что в Хозяйственном суде Харьковской области рассматривается дело о признании ГП "Завод им. Малышева" банкротом. Банкротство инициирует Львовский бронетанковый ремонтный завод .

Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец сказал в интервью "Независимой Газете": "Предполагаю, что дело о банкротстве отражает только особенности взаимоотношений двух директоров, которые не смогли договориться между собой. Львовский завод выступает подрядчиком харьковского в выполнении ряда крупных контрактов на поставку бронетехники за рубеж. Но завод имени Малышева не заключает контракты напрямую, от его имени действует государственная компания "Укрспецэкспорт", которая получает от заказчика деньги и перечисляет их предприятию. Договоренности о поэтапной оплате и внутренние административные сложности, видимо, не позволили харьковскому заводу своевременно рассчитаться с львовскими партнерами. А те не хотят или не могут ждать ".

И возможно, что на предварительном судебном рассмотрение дела, ситуация разрешится - не исключено, что суд закроет процедуру банкротства. Это не первый иск и не первое сообщение о возбуждении подобного дела против завода имени Малышева. Поскольку в споре участвуют стратегически важные государственные предприятия, есть вероятность, что проблемы могут быть решены, не доходя до крайностей.

По мнению других экспертов, ситуация в украинской оборонке остается сложной, несмотря на увеличение зарубежных контрактов. Например, в сентябре 2012 года Украине пришлось выделить дополнительные средства из госбюджета, чтобы погасить задолженность по зарплатам на некоторых предприятиях ОПК, в том числе и на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева. Эксперты отмечают, что не улучшила ситуацию и централизованная структура управления - в 2010 году был создан государственный концерн "Укроборонпром", в состав которого вошли десятки предприятий ОПК. Президент Украины в сентябре поручил правительству разработать госпрограмму развития ОПК до 2017 года. Возможно , речь может идти о реорганизации целого ряда направлений. Программа реформы в сфере производства бронетанковой техники , касающаяся 35 предприятий, среди которых есть и завод имени Малышева, будет предложена на рассмотрение кабинета министров в ноябре 2012 года.

Что именно будет предлагаться в рамках программы - пока не известно. Однако, все хорошо помнят заявление министра экономического развития и торговли Петра Порошенко, который сказал о необходимости приватизации предприятий оборонной промышленности и слова которого цитировали СМИ Украины: "Одни из лучших в мире танков - американские - производятся на частных заводах ". Таким образом, нельзя исключать возможности, что дело о банкротстве ХЗТМ будет использовано с целью приватизации, ведь такой завод несомненно привлекает внимание бизнесменов. Ведь Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева производит танки "Оплот", "Ятаган", Т-64БМ "Булат", а также модернизированные Т-55 и Т-72. Предприятие выпускает и боевые машины пехоты, бронетранспортеры и гражданскую продукцию: двигатели, шахтное и нефтегазовое оборудование.