Контроль денег

Презентация профессиональные и личностные качества классного руководителя. Работа классного руководителя над развитием личностных качеств ученика

Профессия продавца одежды привлекает многих девушек, потому что она предоставляет им возможность работать в индустрии моды, получать достойную зарплату, постоянно общаться с людьми. Но при этом не следует забывать, что торговля – специфическая отрасль, которая требует умения определить потребность покупателя и удовлетворить ее.

Обучить работе с клиентами можно даже того, кто раньше не занимался этим. Именно такие кандидаты чаще всего откликаются на вакансию. Не стоит отказывать претенденту, если он:

  • коммуникабелен - обладает умением находить общий язык с посетительницами магазина;
  • способен быстро сориентироваться в ассортименте предлагаемых вами товаров;
  • вежлив и доброжелателен;
  • имеет позитивный настрой.

Это базовые личностные качества, без которых нет смысла работать продавцом в любом магазине, не говоря уже о бутиках с . Как показывают маркетинговые исследования, женщины приходят в магазин не только за новым платьем, но и за качественным обслуживанием. Поэтому, если вы хотите добиться успеха в своем деле, организуйте клиентский сервис на высоком уровне.

Какие вопросы следует задавать посетительницам

Маркетологи обозначили ряд вопросов, которые нужно задавать клиентам в магазине одежды для того, чтобы они совершили покупку. Задавая их, можно превратить практически каждую посетительницу в покупательницу.

Вопросы разделяют на 3 группы:

  1. открытые;
  2. альтернативные;
  3. закрытые.

Каждая из этих групп имеет свое назначение и задается в определенный момент. Когда покупательница заходит в магазин, консультант наблюдает за ней, чтобы понять, какие товары ее интересуют. Затем наступает время открытых вопросов, которые иначе называют ситуационными. Они должны выявить потребности посетительницы:

  • Какие модели Вас интересуют?
  • Вы собираетесь на торжественное мероприятие или подбираете одежду для работы?
  • Есть ли цвета, которым Вы отдаете предпочтение?

Когда общая картина потребностей составлена, переходят к альтернативным вопросам. Консультант предлагает покупательнице несколько моделей и попутно интересуется:

  • Вам больше нравятся платья средней или максимальной длины?
  • Вы хотите посмотреть только платья или показать вам еще и юбки?
  • Помочь ли вам подобрать аксессуары к платью?

Этот список может быть бесконечным. Их суть состоит в том, чтобы предложить покупательнице выбор, продемонстрировать больше товаров, увеличить сумму чека.

Закрытые вопросы нужны для того, чтобы понять, насколько хорошо продавец разобрался в потребностях покупателя:

  • Нравится ли вам этот фасон?
  • Комфортно ли вы себя чувствуете в этом платье?
  • Предложить вам другую модель?

Последовательно отвечая на вопросы консультанта, посетительница рассказывает ему, на что она готова потратить деньги, а на что – нет. Оперируя этой информацией, уговорить ее совершить покупку достаточно просто!

«КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ» Профессиограмма – квалификационная...»

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ»

Профессиограмма – квалификационная характеристика, включающая

совокупность профессионально-значимых качеств, способностей,

профессиональных компетенций.

Профессиограмма - это идеальная модель учителя, классного

руководителя образец, эталон, в котором представлены

Основные качества личности, которыми должен обладать учитель;

Профессиональные компетенции для выполнения функций учителя.

Классный руководитель – это педагог группы, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребенка группы и содействующий наилучшему освоению, усвоению и присвоению мира каждым ребенком.

Н.Е.Щуркова.

Понятно, что такое представление о педагоге как профессионале базируется на определенном личностном его развитии, где ключевым социально – психологическим образованием является признание человека наивысшей ценностью.

Признание человека наивысшей ценностью предполагает:

Приоритет социальной роли человека в многообразии тех социальных ролей, которые играет член общества;

Безусловное уважительное отношение к человеку как таковому, вне конкретных обстоятельств, общественного положения человека, уровня развития и личностных достижений;

Признание интересов человека первоочередными при решении социальных, жизненных, личностных проблем, а также проблем связанных с организацией предметной или духовной деятельности человека.



Однако признание человека наивысшей ценностью жизни существует лишь в качестве отношения, если не обеспечивается рядом актуальных отношений в непосредственной реальной профессиональной практике педагога.

Этот ряд практически значимых отношений обеспечивает действительное проявление связи «человек - человек» на уровне гуманистического ключевого отношения в сфере социальной, профессиональной в сфере межличностной.

Центральным является отношение к ребенку как к человеку, выдвижение социальной роли ребенка как человека на первое место среди всех его социальных ролей.

Провозглашение гуманистического отношения к ребенку никак не зачеркивает учета психологической природы детства, но ставит главный акцент на отношении «человек – человек, отодвинув на второй план отношения «учитель - ученик».

Формирование ответственного отношения специалиста к профессиональной работе напрямую зависит от его отношения к себе в качестве человека, избравшего данную профессию.

Профессиональная солидарность как отношение к коллегам – непременное условие профессионального труда педагога, не могущего осуществить свой профессиональный замысел вне связи с педагогическим коллективом.

Значимым компонентом личностного мира педагога является его отношение к обществу. Педагог не может работать вне общества, занимая позицию игнорирования или нейтралитетапо отношению к нему. Перед детьми он выступает в роли гражданина и представителя общества. Поэтому гражданская позиция обретает роль объективно необходимого слагаемого готовности педагога к работе с детьми.

Особое место в перечисленном ряде занимает духовность педагога как способность личности отражать жизнь, задаваться вопросами жизни и, выявляя проблемы человеческой жизни, искать решения каждой из них.

Взаимосвязь ключевых отношений.

–  –  –

Вся работа классного руководителя выстраивается как система, произрастающая из общей цели воспитания и подчиняющаяся общей цели воспитания, признанной всем педагогическим коллективом.

Ясность цели позволяет очертить содержание работы классного руководителя.

Основной объект педагогического внимания (содержания работы) отношение к жизни как к таковой и отношение к её наивысшим ценностям ибо содержанием жизни человека, в отличии от животного, являются проблемы жизни, которые неотвратимо встают перед человеком и которые он вынужден постоянно до последнего момента жизни.

Работа классного руководителя тогда и только тогда! Обретает содержание, когда производится выход на ценности и отношения к ценностям окружающей ребенка реальности, а значит, протекает духовное обогащение личности ребенка, он обретает свой внутренний мир. Свое индивидуальное «Я», одновременно входя в человеческое общество.

Классному руководителю необходимы такие качества, как:

Любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;

Высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;

Твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;

Разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);

Высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.

Какими же видят своих классных руководителей их воспитанники?

«Она интересная и живая. Ее глаза очень добрые. Она жизнерадостная. С ней нам скучно не бывает».

«Заботливая мама, надежный друг, которому можно доверить свои секреты.

В работе с нами для нее не существует мелочей. Она на все обращает внимание. Она умеет видеть и чувствовать наше настроение, поддерживает наши инициативы и творческие планы, помогает нам их осуществить. Она всегда рядом».

«Чуткая, утонченная женщина, обладающая ярко выраженным чувством собственного достоинства, которое помогает ей в каждой ситуации не оставлять своих жизненных принципов. Характер ее не скандальный, но и не терпящий издевательств или унижения. Кроме того, обладает величайшим педагогическим талантом, который помогает ей с легкостью контактировать с детьми. Также прекрасно знает свой предмет, относится к нему с уважением, что помогает его профессионально преподавать ученикам. В опросе усвоенного материала она в меру строга, является ответственным человеком. А особый вкус и чувство юмора помогают ей решать любые проблемы».

«Человек требовательный и понимающий, учитель и воспитатель, «классная «классная».

«Отношусь с большим уважением за профессионализм в работу. Этот человек родился учителем».

Классный руководитель сегодня – это человек эмоциональный, с чувством прекрасного, с философским осмыслением реальности, это патриот своего края, своей Родины.

Предмет «Высокая духовность» невозможно вывести в школьное расписание и вне расписания его не поставить. Он должен передаваться ученикам, образно говоря, каждым словом, каждым взглядом учителя. В этом его главная миссия.

«…Воспитать честных и добрых детей, воспитать «человека хорошего»

можно, и притом в любых, даже самых отвратительных обстоятельствах, но для этого необходимо, чтобы кто-нибудь рядом с детьми, хоть один человек из многих – вы или кто-нибудь другой, - искренне, глубоко верил, что доброта и честность или любовь и совесть (это одно и то же), не только не слабость человеческая или глупость, но в них – то вся сила, в них весь разум мира…»

«…Любовь и совесть правят миром…»

«…Человек не создан для счастья, как птица для полета, наоборот, счастье создано для человека. Чтобы не только бился, но и добивался!..»

Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:

Знания особенностей развития личности и детского коллектива;

Психолого-педагогические знания;

Общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).

Приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственная и гражданская зрелость, общественная активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокая требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

Для выполнения большого многообразия функций классному руководителю необходимы следующие умения:

устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);

информационные умения и навыки;

умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям - дидактические и речевые);

умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям - дидактические, коммуникативные).

Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.

Помимо приоритетных, классному руководителю нужно иметь такие качества личности: как, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Развитие чувства «педагогической любви»

Педагогическая любовь учителя, классного руководителя прежде всего начинается с любви к профессии. Без этого невозможно представить себе работу в школе. Можно обмануть себя, коллег по работе, но нельзя обмануть ребенка.

Ребенок интуитивно чувствует отношение к себе учителя:

позитивное или негативное. Сначала он старается переломить негативное отношение требованием повышенного внимания к себе (частые замечания), потом отрицательные поступки в отношении тех детей, которые пользуются любовью учителя, затем наступает период равнодушия. Ребенок думает, что он плохой, поэтому его не любят. С таким чувством он может жить всю дальнейшую жизнь. Поэтому, отношение учителя к ученику накладывает на психику ребенка определенный след в его дальнейшей жизни.

Как развить педагогическую любовь? Это философский вопрос. Я считаю, что развить такую любовь очень непросто, а иногда даже невозможно. Ведь любить детей – это еще не самое главное в педагогике.

Необходимо уметь направлять ребенка в то русло, в котором он сможет почувствовать себя полноценным успешным членом общества. Поэтому, педагогическая любовь – это способность учителя так сформировать личность ученика, чтобы он смог себя ощущать этой личностью всю свою жизнь.

Для подготовки сообщения использовались материалы сайтов интернет.

Похожие работы:

«Обобщение передового педагогического опыта учителей русского языка и литературы и начальной школы МАОУ гимназия № 2 Автор-составитель: заместитель директора по научно-методической и экспериментальной работе Неверова Евгения Андреевна Новороссийск 2016 г.Содержание: Сведения об авторах..2 Введение..6 Акт...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образ...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. НОВОШАХТИНСКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА...»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Преподаватель психолого-педагогических дисциплин Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарныйтехникум Стародубова Ирина Дмитриевна

Курс- 4, группа - 42-С

Специальность - 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Тема: «Профессиональные качества личности учителя - классного руководителя в соответствии со стратегией развития воспитания в РФ»

- сформировать представления о профессиональных качествах личности учителя - классного руководителя в соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.

Деятельностная: создать модель учителя - классного руководителя в школе 21 века (через групповую форму работы).

Задачи:

Создать условия для работы по созданию ими продукта учебного занятия;

На примере занятия показать студентам реализацию интерактивной образовательной технологии работы в группах.

Тип занятия: постановка учебной задачи и поиск ее решения.

Технологии: технология развития критического мышления.

Форма организации обучающихся : групповая.

Результаты:

Предметные : сформировано представление о качествах личности учителя – классного руководителя школы будущего.

Метапредметные:

Формируется умение формулировать цели деятельности, контролировать и критически оценивать процессы и результаты своей деятельности и деятельности однокурсников.

Личностные: формируются гражданские базовые ценности педагогической профессии.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного занятия:
Информационная компетентность: поиск и преобразование информации из различных источников, осмысление информации и её обработка.

Учебно-познавательная компетентность : постановка и решение познавательных задач.

Коммуникативная компетентность: умение студентов взаимодействовать в малых группах, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Социальная компетентность: принятие собственных решений, определение своей роли в работе команды, оценка своей деятельности и деятельности других, создание ситуации успеха в процессе сотрудничества (выступление учащихся, представление своей позиции).

Оборудование: презентация, распечатки основных положений документа

«Стратегия развития воспитания в РФ до 2015 года», 4 листа ватмана с изображением дерева, 3 листа 4А, старые журналы («Классный руководитель», «Воспитание школьника»), маркеры, ножницы, клей, стикеры, критерии работы в группе.

Столы поставлены для работы 3 групп.

Время занятия: 1час 30 минут.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний. По изучаемому вопросу. Активизация учащихся. мотивация для дальнейшей работы.

Добрый день!

Мне приятно вас видеть в хорошем настроении.

Послушайте притчу и попытайтесь определить тему нашего занятия.

Однажды не во сне, а наяву с небес спустился ангел и велел молодой девушке следовать за ним.

Вдруг ангел остановился и сказал: «Настанет время и пред тобой встанет большая ответственность: и если все это время я тебя вел по этой дороге, то совсем скоро ты поведешь по ней маленьких ангелочков…»

Время шло, девушка часто задумывалась над этими словами.

И вот однажды длинная дорога привела в школу, где произошла ее встреча с этими беззаботными маленькими ангелочками. Теперь она классный руководитель. И как ангел-хранитель повела за собой этих мальчишек и девчонок по длинной дороге жизни, являясь для них примером во всем.

И сегодня она с уверенностью говорит: «Сначала школа была моей мечтой, затем - местом работы, а сегодня это уже мой образ жизни, без чего я уже с трудом представляю себя».

Слайд 1 (Тема: «Профессиональные качества личности учителя - классного руководителя в соответствии со стратегией развития воспитания в РФ»)

Почему именно эта тема именно сегодня актуальна, поможет определить следующее задание.

Слайд 2. (Фотографии родителей и детей и один ребенок на фотографии).

О чем говорят эти фотографии?

Чтобы изменить ситуацию в обществе, что нужно сделать?

Слайд 3. (Фотография премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и название документа «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года »)

25 мая 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года.

Слайд 4 . (Фотография председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко

« Образовательные организации должны сочетать учебные и воспитательные функции…» Согласно проекту Стратегии, приоритетной задачей РФ является «формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины».

Прокомментируйте слова В. Матвеенко.

- Образованию должны вернуть воспитательные функции.

Так значит, кого же согласно Стратегии, мы должны воспитывать? (ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ)

Т.Е. если говорить о первичности обучения или воспитания, то сегодня это - ВОСПИТАНИЕ, а значит, на первом месте стоит воспитательная функция, которую осуществляет каждый учитель, но в большей мере осуществляет КЛАССНЫЙ РУКОДИТЕЛЬ через воспитательные системы, различные формы внеклассной работы.

И сегодня школы уже ведут такую работу.

Например, в СОШ № 4 создана основная модель школы «ШАГ» - школа активной гражданственности. 1 шаг – начальная школа « СНГ» - (союз начинающих граждан. Цель: раскрыть понятие гражданской позиции);

2 шаг «САМ» - (союз активной молодежи. Цель: выбрать свою гражданскую позицию).

Каждый педагог это может сделать?

(Тот педагог, у которого развиты профессиональные качества)

Из выше сказанного определим цель нашего занятия.

Смотрят презентацию, определяют тему занятия.

Высказывают предположения.

Определяют тему занятия.

Рассматривают фотографии. Выявляют проблему. Рассуждают.

Комментируют.

Высказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы.

Определяют цель занятия.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Непосредственный контакт с новой информацией.

Групповая работа с самооценкой.

Работа в группах

В основе ФГОС лежит деятельностный подход. Учитывая это, мы будем применять технологию работы в группах.

Для работы нам нужно разделиться на 3 группы с помощью жеребьевки.

Что характерно для технологии работы в группах?

Давайте познакомимся с критериями работы в группе (критерии распечатаны для каждой группы).

За вовремя выполненную работу, качественные ответы вы, согласно критериям. получите жетоны ввиде листочков. Вы сами должны будете оценить качество своей работы: если все критерии соблюдались, то прикрепляете за каждый выполненный критерий листочек к веточке дерева. Если какие-то критерии не соблюдались, то и листочков прикрепляем настолько меньше. В итоге посмотрим, чье дерево быстрее обретет пышную крону.

Задание 1. Кластер . (Время работы - 15 мин.)

По жеребьевке каждая группа получает часть текста «Стратегия развития воспитания до 2025 года».

Перед вами лежит часть текста документа «Стратегия развития воспитания до 2025 года».

Задание 2. Коллаж. (Время 15 минут)

Определите, какими главными качествами должен обладать учитель, согласно Стратегии развития воспитания? Свой ответ представьте ввиде коллажа с презентацией. Все необходимое (лист бумаги. журналы, ножницы, клей. маркеры) лежат на столах.

Задание 3. Творческая работа. (Время: подготовка- 10 минут, представление 1-2 минуты)

У меня в руке 3 конверта. В конверте одинаковая для всех групп педагогическая ситуация. Но каждая команда, согласно выбранному конверту, должна разыграть эту ситуацию с точки зрения учеников, родителей, администрации школы, которые присутствовали на уроке.

Делятся на 3 группы и пересаживаются за стол, согласно жеребьевки.

Изучают критерии.

По жеребьевке определяют часть текста документа.

Выполняют задание в группах.

Презентуют.

Самооценка работы группы.

Распределяют роли. Выполняют задание в группах.

Презентуют.

Самооценка работы группы.

Входят в образ, придумывают текст. разыгрывают ситуацию.

Представляют ситуацию, согласно заданию.

Самооценка работы группы.

Стадия рефлексии

Творческая переработка, анализ полученной информации, «нового знания».

Презентация Слайд

После того, как вы получили новую информацию, что вы будете, как классный руководитель, делать иначе, чем сегодня в школе?

Перед вами лежат таблицы. Отметьте.

Что вы уже знали по данной теме?

Что узнали нового?

Какие вопросы у вас еще вызывают сомнения?

Оценка работы групп (выбираем дерево с самой пышной кроной)

Определяется группа-победитель.

В заключении хочу вам сказать: «Очень скоро настанет время и перед вами встанет большая ответственность: и если все это время мы вели вас по этой дороге, то теперь вы, педагоги нового поколения поведете маленьких детишек большую жизнь»

Спасибо всем за урок!

Соотносят «новую» информацию со «старой»;

Ответы на поставленные вопросы;

синквейны.

Самооценка работы группы.

Группы комментируют свои оценки.

Круг обязанностей классного руководителя

Основная функция классного руководителя – организаторская, в основе которой лежит способность к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Профессионально значимые качества для классного руководителя:

    педагогический профессионализм;

    коммуникабельность;

    организаторские умения и навыки;

    высокая духовная культура.

    Общие положения.

    • Классный руководитель 5-11 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.

      С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.

      Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет зам. директора школы по воспитательной работе.

    Организация жизнедеятельности классного коллектива. Создание комфортных условий для обучения и развития личности в классном коллективе.

Классный руководитель:

    Организует учебно–воспитательный процесс в классе:

Регулярно контролирует посещаемость учебных занятий учениками класса, ведет учет пропусков в классном журнале; посещает уроки в своем классе; проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости учащихся (регулярно проверяет дневники; анализирует текущие и итоговые оценки); осуществляет контроль за соблюдение учащимися дисциплины; следит за внешним видом учащихся класса; ведет работу по обеспечению учащихся учебниками.

    Организует внеурочную воспитательную работу в классе:

Организует ученическое самоуправление в классе, способствует сплочению коллектива, развивает инициативу учащихся; проводит классные собрания, тематические классные часы; проводит коллективные творческие дела; организует экскурсии в музеи, посещение театров, выставок; проводит беседы по ПДД, противопожарной безопасности и инструктаж по охране труда при проведении внеурочных мероприятий и общественно полезного труда; организует правовое просвещение учащихся; содействует получению дополнительного образования учащимися класса через систему кружков, клубов, секций, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях культуры, по месту жительства; проводит работу по профилактике правонарушений, стремясь к раннему выявлению учащихся «группы риска», «неблагополучных семей»; оказывает в случае необходимости помощь воспитанникам в решении жизненных проблем.

    Организует общественно – полезный труд учащихся класса:

Организация дежурства в классе и в школе; уборка объектов школы и пришкольного участка.

    Проводит работу с родителями учащихся класса:

Добивается от родителей осуществления контроля за успеваемостью ребенка; проводит родительские собрания, а также индивидуальные собеседования с родителями; работает с родительским комитетом класса; привлекает родителей к организации внеучебной деятельности учащихся.

    Имеет представление о составе семьи ученика, о жилищно-бытовых условиях.

    Организует питание учащихся класса.

    Защита прав ребенка.

    Знакомит учащихся с правами человека и возможностями осуществления этих прав.

    Знакомит с уставом школы, правами и обязанностями учащихся.

    Следит за соблюдением прав учащихся.

    Несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проведения внеклассных мероприятий.

    Координация и интеграция воспитания учащихся.

    Подготовка к педсоветам и педконсилиумам.

    Участие в общешкольных мероприятиях.

    Взаимодействие с внешкольными учреждениями и организациями по воспитанию учащихся.

    Консультации с психологами и другими специалистами по коррекции недостатков развития учащихся и диагностике особенностей личности.

    Обращение в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних по согласованию с администрацией школы.

    Аналитическая деятельность классного руководителя.

    Анализ уровня развития классного коллектива, составление его характеристики, диагностика индивидуальных особенностей учащихся.

    Анализ проведенных мероприятий и коррекция планов работы с учащимися.

    Составление отчетов о проделанной работе и определение перспектив развития классного коллектива.

    Работа с документацией. Необходимой документацией являются:

    Перспективный план (на год) и календарный (на четверть) планы работы классного руководителя.

    Тетрадь классного руководителя в любой форме.

    Классный журнал.

    Дневники учащихся.

    Итоговые отчеты об успеваемости.

    Роль классного руководителя

    в формировании личностно – профессиональных качеств студентов.

    Максимова М.Р.

    Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного учебного заведения.

    Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются способы и приемы деятельности.

    При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста

    Профессионализация рассматривается как процесс профессиональной социализации и профессионального становления человека. Существуют личностно-индивидуальные особенности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности человека в целом (наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция), так и для конкретного направления его деятельности.

    Профессиональное становление человека - это длительный и динамичный процесс, имеющий определенные стадии (этапы).

    1) Стадию подготовки к выбору профессии

    2) Стадию профессиональной подготовки

    3) Стадию профессиональной деятельности.

    Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от успешного прохождения всех его этапов, но особая роль отводится стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное становление студента, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие своей личности средствами профессионального обучения.

    Сегодня воспитание рассматривается, как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. На первое место выходит личностное развитие, раскрытие творческого потенциала ребят и ключевая роль в решении задач воспитания и формирования личностных качеств принадлежит классному руководителю.

    Профориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения одно из главных и приоритетных направлений его работы. Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом, который необходимо определить и использовать.

    Существует большое количество технологий профессиональной ориентации учащихся:

    1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда одна – достижение ребятами более высокого уровня в профессиональном самоопределении.

    2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости учащихся.

    3. Изучение профессиональных склонностей учащихся.

    4. Информирование студентов о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.

    5. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям.

    Поэтому уже на первом году обучения в колледже мы проводим со студентами дискуссии, беседы об их будущей профессии (иногда с приглашением выпускников или бывших ведущих преподавателей колледжа, которые делятся интересной информацией и секретом профессионального успеха, например, “Профессии наших родных”, “Профессиональный рост или карьера”, «Мои жизненные цели», «О трудностях учения», опросники «Определение профессиональной склонности», выявляем интересы ребят в выборе профессии, проводим анкетирование на выявление профессиональных намерений и готовности к выбору профессионального пути, самооценку способностей и личностных качеств.

    Вопросу понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии и формирования личностно-профессиональных качеств учащихся уделяется внимание на занятиях. Например, был проведён открытый урок по английскому языку по теме «Мой колледж. Выбор профессии» с показом видеофильма и презентаций ребят.

    В своих беседах я стараюсь акцентировать внимание

    на профессиональные намерения: в какой среде ребята считают возможным применить свои способности, какие профессиональные качества человека, являющегося для тебя образцом они могут выделить, какую работу они бы выбрали (в коллективе, в одиночку, требующую умственную или физическую нагрузку, возможность творчества…).

    на интересы: интересы ребят в свободное время, учебные интересы («любимые» и «нелюбимые предметы»), есть ли интересы, связанные с выбором профессии, оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности и в чём эта помощь заключается.

    на склонности:что нравится делать студентам(в учебной деятельности, в кружковой работе), есть ли склонности, связанные с выбором профессии и как они эти склонности развивают.

    на способности ребят:пусть они отметят сами ту способность, которая проявляется у них в большей степени, какие специальные способности по мнению учащихся им необходимы для успешного освоения избираемой профессии, как ребята развивают свои способности(тренируют память, внимание, углубляют знания о профессии).

    на личностные качества:

    какие личностные качества наиболее ярко выражены у ребят (эмоционально-волевые, интеллектуальные, моральные), какие личностные качества необходимо развивать студентам для успешного освоения избираемой профессии.

    на готовность к выбору профессионального пути:

    как ребята оценивают свои успехи в учебной деятельности, по каким учебным предметам по их мнению им будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности, смогут ли они осуществить свои профессиональные намерения.

    По результатам анкетирования и опроса я делаю выводы и знакомлю с ними родителей на собрании, так как считаю,что взаимодействие классного руководителя, учащихся и их родителей является важным условием профессиональной подготовки ребят. Согласно плану воспитательной работы были проведены родительские собрания по теме «Дети и родители – профессиональный выбор», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», родительское собрание и классный час «Жизненные цели подростков».

    Профессиональная деятельность специалиста, как и любой другой вид деятельности человека, тесно связана с особенностями его личности, которая является продуктом и регулятором деятельности. Личностные качества специалиста любой профессии во многом определяют успешность и качество профессиональной деятельности человека. Для каждой профессии определены профессионально значимые качества личности, формирование и развитие которых является обязательным в процессе его профессиональной подготовки в образовательном учреждении.

    Ссылаясь на литературу, я постаралась выделить профессионально-значимые качества личности специалиста - техника

    Целеустремленность - способность личности ставить цели и мобилизовать себя на их достижение.

    Организованность - способность управлять своей деятельностью так, чтобы ее результат был максимально эффективен, а сама деятельность осуществлялась рационально, планомерно и упорядоченно. В основе организованности лежат такие качества личности как самоконтроль, умение ставить цели и целеустремленность, рациональность, самодисциплина, способность мобилизовать себя для выполнения труда.

    Предприимчивость и профессиональная активность - способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельность, готовность принимать решения и нести ответственность за свои действия.

    Социально-профессиональная мобильность - готовность и способность к быстрой смене профессии, выполняемых профессиональных функций, места работы. Социально-профессиональная мобильность основана на таких качествах личности как пластичность, обучаемость, адаптивность.

    Коммуникативность и способность к кооперации - способность эффективно общаться и сотрудничать в трудовом коллективе, правильно и доступно выражать свои мысли в письменном и устном виде, умения слушать и входить в контакт, передавать информацию, получать и обрабатывать ее, готовность работать совместно с другими людьми, чувство взаимопомощи и чувство единства в команде.

    Креативность - способность создавать новые, необычные, оригинальные объекты и идеи, отклоняться от традиционных схем мышления. В основе креативности лежат творческий потенциал и способности личности.

    Таким образом, классный руководитель выступает координатором целостного педагогического процесса, и он может оказать учащемуся поддержку в профессиональном самоопределении. Именно классный руководитель, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, может создавать условия для обучения ребят в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Педагог может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.