Бизнес

Оценка стоимости компании. Модель экспресс оценки стоимости компании

4. Субъекты муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений объединяются в группы, во-первых, по характеру их природы:

1) индивидуальные (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица, муниципальные служащие);

2) коллективные (население муниципального образования, органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения, муниципальные ассоциации, органы ТОС, собрания, сходы граждан);

3) публично-территориальные образования (Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования).

Во-вторых, в зависимости от того, какими нормами определяется основы статуса субъекта муниципально-правовых отношений, выделяют группу субъектов, основы статуса которых определяет муниципальное право. Иногда говорят о них как о субъектах, которые могут быть участниками только муниципально-правовых отношений (А.Н. Костюков). К ним относят:

1.1. Местное население. Российский законодатель носителем ряда прав по осуществлению местного самоуправления (определение структуры органов местного самоуправления, управление и распоряжение муниципальным имуществом) называет местное население. Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, использует также термин, встречающийся в международных документах – местное сообщество. Закрепляет ряд прав за населением городских, сельских поселений.

В связи с тем, что большинство правомочий, входящих в право на местное самоуправление, реализуются отдельными гражданами местного сообщества, в литературе подвергается сомнению правосубъектность местного населения. Аргументируется невозможность местного населения выступать самостоятельным субъектом правовых отношений ссылками на то, что субъектом правовых отношений может быть лицо, которое внешне обособлено, персонифицировано (выступает во вне в виде единого лица, способное вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.

Конституционный Суд РФ использует термин «местное сообщество». Бондарь Н.С. предлагает относить местное сообщество к разряду первичных групп. В этом смысле под первичными группами подразумеваются «группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями (associations) и сотрудничеством» .

Местное сообщество - это группа, сформированная по территориальному принципу. С нее нельзя выйти как из «Одноклассников», с кем-то утратить связи, поскольку связи в местном сообществе основаны на первичных физических материальных потребностях и вытекают из совместного проживания в населенном пункте, поселении. Используется также термин территориальный коллектив, но как справедливо отмечает Н.С. Бондарь территориальный коллектив может быть и более широкий, например, региональный.

1.2. Муниципальное образование. Новый Федеральный закон № ФЗ-131 подходит к определению муниципального образования через перечисление возможных его видов: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Легального определения термина «муниципальное образование», в котором бы раскрывалась его правовая природа, в законодательстве в настоящее время отсутствует. Зачастую основными признаками муниципалитета называют территорию и население. Однако, следует подчеркнуть, что эти признаки вторичны, производны от его юридической природы публично-властной организации, для которой имманентны не только население и территория, но и обязательно наличие собственных предметов ведения и полномочий по их решению, обособленного аппарата управления (системы органов местного самоуправления), муниципальной собственности, собственных налогов и сборов, относительно автономного местного бюджета, существование самостоятельной системы правовых актов в соответствии с актами центральной власти, и даже наличие внешних символов. Последние (наименование муниципального образования, административный центр, герб, флаг и иные геральдические символы) индивидуализируют муниципальное образование как субъекта права, поскольку каждый имеет свой объем правомочий, долгов, обязательств.

1.3. Выборные и другие органы местного самоуправления.

1.4. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления.

1.5. Депутаты представительных органов местного самоуправления.

1.6. Муниципальные служащие.

1.7. Органы ТОС, создаваемые гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

1.8. Собрания и сходы граждан, проживающих в муниципальном образовании.

1.9. Совет муниципальных образований, общероссийское объединение муниципальных образований, объединение муниципальных образований.

К субъектам муниципально-правовых отношений, основы статуса которых определяют другие отрасли российского права или субъекты, а муниципальное право лишь что-то добавляет к их правовому положению (права, обязанности, гарантии). К таковым причисляют:

2.1. Граждан Российской Федерации. Часть правомочий, входящие в право на местном самоуправлении, реализуются по общему правилу при достижении возраста 18 лет (активное избирательное право), некоторые с 21 года (пассивное избирательное право при выборах главы муниципального образования). Закон закрепляет право малолетних детей и несовершеннолетних на обращение в органы местного самоуправления, получение от муниципального образования публичных услуг. В то же время право на участие в собраниях территориального общественного самоуправления граждане приобретают с 16-летнего возраста.

Бондарь Н.С. говорит о муниципально-правовом статусе гражданина. Который является конкретизацией общефедерального и регионального статуса гражданина и соотносится как общее с особенным. Ставится проблема равноправия граждан в зависимости от территории их проживания и связи с конкретным муниципалитетом. Поскольку объем гарантий может отличаться в зависимости от места проживания и финансово-экономических и иных характеристик муниципального образования, которое гарантирует и защищает предоставляемые гражданину права (политические, социальные, экономические и культурные. Особенно те, за которые отвечает муниципалитет).

2.2. Иностранные граждане. Иностранные граждане и апатриды имеют ограниченную правосубъектность в муниципально-правовых отношениях. Как правило, в зарубежных странах допускается участие в управлении делами местного сообщества иностранных граждан. В Российском законодательстве установлено, что иностранные граждане государств, заключивших с Российской Федерацией международный договор о взаимном участии граждан в осуществлении местного самоуправления, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме.

2.3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и государственные должностные лица.

2.4. Судебные органы.

2.5. Общественные объединения, в том числе политические партии, структурные подразделения политических партий. Федеральный закон «Об общественных объединениях» закрепляет за общественными объединениями право участвовать в выработке решений органов местного самоуправления, в заседании комиссий, координационных советов, создаваемых органами местного самоуправления, представлять и защищать свои права и интересы своих членов и других граждан в органах местного самоуправления, вносить в органы местного самоуправления предложения и инициативы, участвовать в избирательных кампаниях по выборам в органы местного самоуправления.

2.6. Юридические лица (находящиеся в муниципальной собственности и частные хозяйствующие субъекты). Следует подчеркнуть, что круг участников муниципально-правовых отношений не исчерпывается субъектами, имеющими статус юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством. Круг первых значительно шире, поэтому муниципальные и конституционные нормы, зачастую, оставляют перечень лиц, на которые они распространяются открытым. Так, например, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает, что граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления (статья 7). Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления (статья 9).


Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 330.

Предыдущая

Введение

Европейская Хартия Местного Самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года говорит, что «местные сообщества представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, считая, что право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов … будучи убеждены, что наиболее непосредственным образом это право может быть реализовано именно на местном уровне…»

Институт муниципального права в Российской Федерации является сравнительно молодым. Хотя он и получил свое закрепление в главном законодательном акте страны, Конституции Российской Федерации, многие вопросы организации и деятельности местного самоуправления до сих пор остаются не решенными, о чем свидетельствует большое количество принятых и находящихся на рассмотрении законов по данному вопросу.

На мой взгляд, решение всех вопросов нужно искать не в мнимом будущем, а в осмыслении первооснов, а именно того, что представляют из себя муниципально-правовые отношения и что они включают. Давайте попробуем в этом разобраться.

Преамбула

Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Основу данных отношений составляют:

1. субъекты муниципальных правоотношений

2. объекты муниципальных правоотношений

4. юридические факты, вызывающие динамику муниципальных правоотношений.

Субъекты муниципальных

правоотношений

Муниципальные правоотношения, являясь сравнительно новым институтом в системе современного российского права, несут в себе много сложности в понимании. И, на мой взгляд, рассмотрение данного вопроса следовало бы начать прежде всего с определения того, кто является субъектом данных правоотношений.

Я склоняюсь к точке зрения Фадеева В.И. и ряда других ученых, которые предлагают условное деление субъектов муниципальных правоотношений на три вида.

К первому виду относится особый субъект - муниципальное образование. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Согласно ст.124 ГК РФ муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Муниципальным образованиям как субъектам муниципально-правовых отношений принадлежит право объединений в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов. Права и обязанности от имени муниципальных образований реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органв, либо население муниципального образования непосредственно.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения. Это прежде всего население муниципального образования. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Население избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру оргнов местного самоуправления; оно также вправе решать и другие вопросы местного значения. Закон гарантирует право населения городского, сельского поселения на осуществление местного самоуправления См.: ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.08.1995 г. №154-ФЗ. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам местного самоуправления

Законодательством о местном самоуправлении некоторых субъектов Федерации население муниципального образования именуется местным сообществом. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 13 июня 1996 г. «О местном самоуправлении в Московской области» См.: Вестник Московской областной Думы. 1996. № 8. С. 9. население. Проживающее на территории муниципального образования, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, образует местное сообщество. Членом местного сообщества является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования.

Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан. Так, на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Собрание (сход) граждан в отдельных поселениях может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, который в данном случае не образуется.

Субъектами муниципальных правоотношений, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со своей компетенцией выборные и другие органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают решения по самым разнообразным вопросам местной жизни, отнесенным к ведению муниципального образования.

Право на осуществление местного самоуправления принадлежит также гражданам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на местное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Реализация наиболее важных прав граждан - субъектов муниципальных правоотношений связывается законом с достижением определенного возраста. Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет, а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом закон предусматривает, что минимальный возраст кандидата при выборах в органы местного самоуправления не может быть ниже 21 года См.: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 93-ФЗ.

Наконец, к третьему виду относятся субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления (органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования, осуществляют инициативы в вопросах местного значения; в соответствии с уставом муниципального образования они могут являться юридическими лицами. Данные органы участвуют в организации акций милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности и т.д.

Объединения муниципальных образований в форме ассоциаций и союзов (Союз малых городов Российской Федерации и др.) своей целью имеют координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Однако ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Они регистрируются в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципальных правоотношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы в соответствии с законом содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление.

К участникам муниципальных правоотношений данного вида относятся предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

Субъектами муниципальных правоотношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления.

Сначала вроде бы все просто. Но это лишь казуальная простота. Население муниципального образования получает право по статье 25 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на правотворческую инициативу, а рассмотрение этих предложений предусматривает открытое заседание представительного органа с участием местного населения. Во-первых, такой порядок может нарушить нормальную работу муниципальных органов; во-вторых, в подавляющем большинстве случаев профессиональный уровень «инициатив» будет очень низким. И это лишь верхушка айсберга тех нерешенных проблем, стоящих сейчас перед российским законодательством, а рассмотрение их и принятие решений требует безотлагательной инициативы, как органов власти, так и самих граждан.

Субъекты муниципально-правовых отношений – это участники данных правоотношений, между которыми в соответствии с нормами муниципального права возникают взаимные юридические права и обязанности.

Виды субъектов муниципально-правовых отношений – всех субъектов муниципально-правовых отношений обычно подразделяют на 3 вида:

I. К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование . Понятие муниципального образования содержится в ст. 2 ФЗ №131: «муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения» . В этом понятии, по сути - названы виды муниципальных образований, но не содержится признаков. Любое муниципальное образование должно обладать 6 обязательными (императивными) признаками:

1. Наличие собственной территории в установленных фиксированных границах, в пределах которой осуществляется местное самоуправление (согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ №131: «Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 – 13 настоящего Федерального закона (ФЗ №131)» .

2. Наличие компактно проживающего местного населения (признак населённости).

3. Наличие собственного устава муниципального образования (согласно ч. 3 ст. 44 ФЗ №131: «Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования (местной думой), а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан» .

4. Наличие муниципальной собственности (согласно ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» ).

5. Наличие обязательных органов местного самоуправления: согласно ч. 2 ст. 34 ФЗ №131 таких органов должно быть три, это:

· Глава муниципального образования.

· Представительный орган местного самоуправления (в Свердловской Области он именуется – «Дума»).

· Местная администрация (неформально – мэрия).

Исключение: в сельских поселениях числом жителей менее 100 человек, представительный орган (дума) не формируется. В этом случае его полномочия осуществляет сход граждан.

6. Наличие местного бюджета (согласно ст. 52 ФЗ №131: «Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет)» ). Утверждает местный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением – представительный орган местного самоуправления (дума), а непосредственно исполняет местный бюджет - местная администрация (исполнительный орган).

7. Седьмой признак является факультативным: муниципальное образование в праве устанавливать собственные обязательные символы (например: герб, флаг, эмблема и т.п.), которые отражают исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Официальные символы муниципального образования подлежат государственной регистрации в порядке установленном ФЗ.

Виды муниципальных образований.
Муниципальные образования общего типа. Муниципальные образования специального типа.
1. Сельское поселение. 2. Городское поселение. 3. Муниципальный район *. 4. Городской округ *. *муниципальный район и городской округ по сути являются новеллами, т.к. впервые появились в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 1. Внутригородские территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). 2. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) (в Свердловской Области их 4: Лесной, Новоуральск, посёлок Свободный, посёлок Уральский *. 3. Города - наукограды (в Свердловской Области это например: город Заречный *. 4. Приграничные территории. *ЗАТО и города – наукограды имеют статус городского округа. Правовой статус всех вышеперечисленных муниципальных образований регулируется главным образом не ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а специальным законодательством (ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях», ФЗ «О наукоградах»).

II. Ко второму виду субъектов муниципально-правовых отношений относятся те субъекты, которые наделены правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения. К этим субъектам относятся следующие:

1. Население муниципального образования (местное население или местное сообщество) – это граждане РФ, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования на законных основаниях, Данный факт удостоверяется регистрацией гражданина по месту жительства. В качестве регистрационных органов выступают ОВД, а там где они отсутствуют – сами органы местного самоуправления. Гражданин РФ может быть членом только одного местного сообщества. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Население городского и сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено своего права на осуществление местного самоуправления (например: со стороны органов государственной власти). Отказ местного населения от своего права на осуществление местного самоуправления является юридически ничтожным.

Что касается иностранных граждан, то при определённых условиях их всё же можно рассматривать в качестве членов местного сообщества на ряду с гражданами РФ. Таких условий 4:

· Иностранный гражданин должен постоянно проживать в РФ на территории муниципального образования, т.е. иметь вид на жительство;

· Должен быть заключён международный договор РФ с конкретным иностранным государством, о том, что его граждане имеют право в России участвовать в муниципальных выборах и местных референдумах (на настоящий момент таких договоров нет, за исключением Республики Беларусь);

· Это должно быть предусмотрено ФЗ (согласно ст. 3 ФЗ №131: «Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами» );

· Это должно быть предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

ЛБГ с юридической точки зрения не включаются в состав местного сообщества, поскольку не обладают никакими политическими правами в сфере местного самоуправления (в частности они не имеют права участвовать в муниципальных выборах, местных референдумах, не имеют права, находится на муниципальной службе и т.д.).

2. Собрания и сходы граждан – это коллективные субъекты местного самоуправления(деятельность собраний граждан – регулируется ст. 29 ФЗ №131, а сходов граждан – ст. 25 ФЗ №131). Отличия собрания от схода граждан:

· По территории их проведения: сход граждан возможен только в сельском поселении числом жителей менее 100 человек - обладающих избирательной правосубъектностью граждан, а собрание граждан проводится на части территории муниципального образования (например: на территории микрорайона, квартала, группы жилых домов, улицы);

· По их компетенции: сход граждан всегда решает вопросы местного значения, а собрание граждан – лишь обсуждает их и информирует население о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

· По юридической силе их решения: решения схода граждан – всегда общеобязательны, а решения собрания граждан – носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления – органы наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 ФЗ №131).

«…Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Из статьи 12 Конституции РФ.

4. Должностные лица местного самоуправления , в том числе и выборные должностные лица (например: глава муниципального образования). В соответствии со ст. 2 ФЗ №131: «должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления» . Примеры выборных должностных лиц местного самоуправления:

· Глава муниципального образования;

· Депутаты представительных органов местного самоуправления (местные депутаты).

Примеры должностных лиц местного самоуправления:

· Заместитель главы муниципального образования;

· Председатель какого-либо комитета;

· Начальник управления местной администрации.

III. Третья группа субъектов муниципально-правовых отношений – это субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления. К ним относятся:

1. Органы территориально-общественного самоуправления населения (ТОС) (ст. 27 ФЗ №131). Они могут создаваться гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования (например: на территории городских микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, многоквартирных жилых домов (совет дома), подъездов и тому подобных территорий, для осуществления собственных инициатив по вопросам местного самоуправления. Органы ТОС (комитеты, советы и т.п.) избираются на собраниях или конференциях граждан проживающих на соответствующей территории. В соответствии с уставом муниципального образования, органы ТОС могут являться юридическими лицами. В этом случае они подлежат государственной регистрации в форме некоммерческих организаций в органах ФРС РФ (росрегистрация). В соответствии с. 8 ст. 27 ФЗ №131: «Органы территориального общественного самоуправления:

1) Представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) Обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) Могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счёт средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориально-общественного самоуправления и органами местного самоуправление с использованием средств местного бюджета;

4) Вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципально-правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов» .

2. Ассоциации и союзы муниципальных образований – целями объединения муниципальных образований являются:

· Координация деятельности муниципальных образований входящих в их состав;

· Более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований, входящих в их состав;

· Обмен опытом в осуществлении местного самоуправления;

· Выражение и защита общих интересов.

Однако ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления, а их решения носят лишь рекомендательный характер для муниципальных образований входящих в их состав. Они регистрируются в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

В настоящее время в РФ функционируют более 50 различных ассоциаций и союзов муниципальных образований. По территории их действия их можно поделить на 3 группы:

1) Федеральные (например: Конгресс муниципальных образований РФ, функционирующий с 1998 г.; Всероссийский Совет муниципальных образований);

2) Межрегиональные ассоциации и союзы (например: Союз Российских Городов – объединят только крупные города (города «миллионники»); Союз малых и средних городов РФ; Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация «Города Урала»);

3) Региональные ассоциации и союзы (например: Ассоциация муниципальных образований Свердловской Области).

3. Муниципальные унитарные предприятия (МУПы) (например: горсвет, горгаз, горводоканал, ЕТТУ, предприятия ЖКХ). Их правовое положение определяется ГК РФ (ст. 113 – 115) и ФЗ от 14.11.2002 г. №161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» .Согласно ст. 113 ГК РФ: «Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество …» . Имущество МУПа передаётся ему на праве хозяйственного ведения . Размер уставного капитала МУПа – не менее 1000 МРОТ.

4. Муниципальные учреждения (образования, здравоохранения, культуры, спорта) (например: муниципальная школа, городская больница, библиотека, дворец спорта). Согласно ст. 120 ГК РФ: «Учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера » . Данное учреждение финансируется собственником полностью или частично. Имущество, переданное учреждению учредителем закрепляется на праве оперативного управления.