Бизнес

Классики фотографии 20 века. Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Richard Avedon

Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель?

Что я левша и все делаю левой рукой?...

Что я всю жизнь страдала бессонницей?...

Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон часто попусту? Могла обидеть человека просто так, бездумно, несправедливо. Потом раскаивалась…

Что во мне совмещались полюса — я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей?...

Что я почитала питательные кремы для лица и любила, густо ими намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы?...

Что была ярой футбольной болельщицей (за клуб ЦСКА)?...

Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»?...

Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова?...

Что была до глупости легковерна и столь же — нетерпелива. Ждать не умела никогда… Была резка, порывиста…

Что всю, всю свою жизнь обожала, боготворила Щедрина?...

Или рассказать тебе, читатель, про свои балетные, профессиональные привычки? Что перед каждым классом, каждым представлением я заливала в пятки балетных туфель теплую воду (чтобы крепче сидела ступня)…

Что закручивала советские гривенники в свое трико на бедра, туго притягивая концы тесьмы на талии: трико тогда ладнее сидело…

Что более всего страшилась не забыть оглядеть себя перед выходом на сцену в зеркале — сочно ли намазан рот, хорошо ли подведены глаза, не то быть мне сегодня на людях бесцветной молью…

Как все это — белиберда, пустяки? Или пустяки дописывают мой облик?

Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так.

Кровожадные революционеры, исступленно клявшиеся, что на смену плохим людям наконец-то придут одни хорошие, — брехали, врали. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба.

Столько умного, очевидного было произнесено в веках — с Христа, Будды, Конфуция, Аввакума… Разве услышали, вняли? Вот и льется кровь, губятся жизни, коверкаются судьбы, надежды. Так будет и впредь, нет в том, увы, сомнений. Человеческая биология такова. Зависть, алчность, вероломство, ложь, предательство, жестокость, неблагодарность…

Разве устоит против — отзывчивость, сердоболие, участливость, доброта, самопожертвование?.. Дудки. Неравный бой.

Но в каждом поколении, в каждом уголке земли, в забытых Богом пространствах рождаются и несут свой крест Хорошие Люди. На них еще и покоится наша земля. По-русски сказано очень точно: не стоит село без праведника.

Сводить свои тяготы и борения к одной лишь проклятой советской системе — легкомыслие. Было все это, было. Гадко, тошно было. Но как мешала мне и обыденная пошлая зависть, амбиции, надутые самомнения, клевета, нелепые слухи. ..

Труднее всего давалась мне независимость. Вот что уж роскошь. Суетные люди без конца стремились затиснуть меня в свои группировочки, группировки, загнать под ничтожные знамена, упечь в свои ряды. Чем и грешна была, но не этим.

Произнесу: я была независима . Усердно старалась быть таковой. Никаких привилегий от власть имущих, ни пайков, государственных квартир, дач мы НИКОГДА не имели. Все заработали своим потом, своим трудом. Свои «кремлевские пайки» мы покупали на московских рынках… Свое живи!..

Я и жила. Себе говорю — честно. Ни детей, ни старцев, ни меньших братьев наших — зверье — не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась…

Литовская школа фотографии — один из интереснейших этапов развития мирового фотоискусства. Жизнь как она есть, внимание к обыкновенному герою, его чувствам и волнениям, гуманизм и чуткость — вот то, что роднит всех представителей этой школы. Расскажем о 12 самых ярких ее мастерах - классиках фотографии.

Антанас Суткус

Антанас Суткус - классик советской и литовской фотографии, основатель Союза фотоискусства Литвы, выдающийся представитель национальной фотографической школы. Выставки его работ с успехом проходят по всему миру, являя собой документы ушедшей эпохи. В 2001–2002 годах фотограф получил стипендию Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция) для архивации своих работ.

В одном из интервью Антанас сказал: «В детстве копил деньги на велосипед, но почему-то купил фотоаппарат». В конце 1960-хгодов вокруг Суткуса стали объединяться лучшие фотографы, и по его инициативе был создан Союз фотохудожников Литвы, который он возглавлял более 20 лет. В советское время Антанас Суткус считался одним из самых неформальных фотохудожников.

Фотографию Антанас трактует как «духовную летопись второй половины XX века»: «Например, когда вы смотрите на себя в зеркало, вы не оцениваете себя критически. А вы пробовали поставить рядом второе зеркало и увидеть себя так, как вы выглядите со стороны? - сказал он однажды в беседе с журналистом „Независимой газеты“. - Это отражение в отражении - то, как вы выглядите на самом деле. Так вот фотография и есть такое второе зеркало. Эту систему зеркал нужно время от времени чистить. Фотография для меня - способ общения с людьми. Раньше я с фотоаппаратом не расставался. К сожалению, сейчас мы живем так, что все время бежим, спешим, работаем, нам некогда почитать, пообщаться с друзьями, подумать о душе. Мы все сейчас очень заняты...»

С того момента как Антанас Суткус стал снимать, было организовано более 150 выставок его фотографий по всему миру. Сегодня работами мастера украшены лучшие музеи и галереи: Музей Виктории и Альберта в Лондоне, музей Нисефора Ньепса во Франции, Музей фотографии в Хельсинки, Музей искусства Литвы, Международный центр фотографии в Нью-Йорке и Московский дом фотографии.

Ромуальдас Ракаускас

Ромуальдаса Ракаускаса называют главным лириком и оптимистом литовской фотографии. Поступив в Вильнюсский университет для изучения литовского языка и литературы, Ромуальдас перешел к журналистике. Позже стал фотокорреспондентом «Литературы и искусства», членом Союза журналистов Литвы и фоторедактором журнала «Нямунас».

Сам он считает наиболее серьезным и масштабным свой цикл «Цветение». Ромуальдасу удалось воспеть неповторимую кратковременную красоту весны и искренних человеческих душ. Его герои - снова самые обыкновенные люди.

Обладатель огромного числа наград, Ракаускас, единственный в Литве, получил премию Ленинского комсомола именно за оптимистический взгляд на жизнь.

Александрас Мацияускас

Александрас родился 16 мая 1938 года в Каунасе. Признанный классик советской и литовской фотографии, он сделал такой вклад в мировое фотоискусство, что недооценить его заслуги сложно. Проработав несколько лет фотокорреспондентом газеты Vakarinės naujienos, в 1973 году Мацияускас занял должность ответственного секретаря Союза фотоискусства Литвы, через год стал председателем Каунасского отдела союза, затем председателем художественного совета союза и наконец возглавил Каунасское отделение Национальной ассоциации литовских фотографов.

Мастер неподражаемых ракурсов и ритмов, человек с бурным темпераментом, интеллектуал, Александрас создал собственную форму выразительности, отличную от стандартов. Даже самая обычная деревенская жизнь в его творчестве предстает наполненной философскими параллелями. Он снимал широкоугольником и любил низкий ракурс. Его серия «Литовские деревенские рынки» стала ярким новаторством, навсегда изменившим представление современников о фотографии.

Взгляды фотографа на жизнь и творчество буквально дышат глубокой философичностью: «Жизнь в круге раскрывает философию всех моих творений, - писал он. - Каждый находится в своеобразном круге, который вращает нас вопреки нашему желанию... Это судьба управляет кругом».

Ромуальдас Пожерскис

Заслуженный работник культуры Литвы, член Союза фотохудожников Литвы и Международной федерации FIAP, обладатель премии Альфреда Тоффлера за вклад в развитие и сохранение культурного наследия стран Центральной и Западной Европы. Творчество Ромуальдаса давно признано классикой фотографии и наивысшим уровнем фотомастерства. Он начал снимать еще в школе, а в 1972 году за съемки демонстраций в Каунасе его арестовали. Неделя в тюрьме позволила Ромуальдасу переосмыслить очень многое. «Я понял, что должен что-то сделать в жизни, потому что она идет очень быстро. Так я занялся фотографией», - рассказывал он в интервью нашему журналу.

Уже первая серия его работ, сделанных на соревнованиях по мотокроссу, получила широкую известность. С таким вниманием к человеческим эмоциям спорт не снимал еще никто. Последующие серии автора, «Сельские праздники» и «Старый город», закрепили за Пожерскисом славу настоящего мастера.

Римантас Дихавичюс

Имея багаж знаний по искусству операторской деятельности, Антанас Межанскас воплощал в фотографии необычные образы, напоминающие застывшие кадры из фильмов. Одна из самых известных его работ - «Лето». Кинематографичность, динамика и многозначность фотографий Межанскаса пленяют зрителей и по сей день.

Вацловас Страукас

Вацловас Страукас родился 8 ноября 1923 года. Выпускник Вильнюсского педагогического института по специальности «филология», он начал заниматься драматическим искусством в актерской студии. К фотографии Вацловас обратился только после того как распростился с мечтой стать диктором на радио, поскольку потерял голос. Огромную популярность получил его цикл, посвященный школьной жизни, над которым он работал в Клайпеде с 1976-го по 2000-й год.

Вацловас Страукас стал членом единственного в Советском Союзе фотографического общества, которое он позже и возглавил.

Йонас Кальвялис

Говоря о литовской художественной фотографии, нельзя не упомянуть работы Йонаса Кальвялиса. Начав творческий путь в 1970-хгодах, он нашел свой собственный уникальный стиль в жанре пейзажа. По причине некоторой его скрытности имя Йонаса не всегда связывают со школой литовской фотографии.

Кальвялис славился своим мастерством печати снимков. Говорили, что в Каунасе, где он жил и работал, не было никого, кто умел бы печатать так же хорошо, как Йонас.

Известно, что его фотолабораторией пользовались Ромуальдас Ракаускас и Александрас Мацияускас.

Он принимал участие в групповых и персональных выставках в Литве, Латвии, Эстонии, Беларуси, Болгарии, России, на Украине, в Нидерландах, Франции, Великобритании и других странах. Йонас Кальвялис умер в 1987 году в Каунасе.

Альгимантас Кунчюс

Альгимантас Кунчюс (родился 14 августа 1939 года) учился на факультете права Вильнюсского университета и на факультете музыки Вильнюсского педагогического института, работал фотокорреспондентом еженедельника «Литература и искусство», заведующим отделом иллюстраций журнала «Сферы культуры», был членом оргкомиссии Общества фотоискусства Литвы и членом правления Союза фотоискусства Литвы. Он обладатель большого числа престижных наград, среди которых звание фотохудожника Международной федерации фотохудожников (AFIAP). Среди самых известных его серий - «Встречи», «Воскресенья», «Книга облаков».

Виргилиус Шонта

Виргилиуса называют постоянным искателем. Как вспоминает о нем Ромуальдас Пожерскис, «Виргилиус Шонта все время был в поиске и все время в дороге». Он родился в городе Паневежисе, учился музыке, а позже стал зарабатывать на жизнь игрой в ресторанах. В Политехническом институте он познакомился с Пожерскисом, они поговорили о фотографии и в скором времени организовали свою выставку.

Виргилиус Шонта - настоящий экспериментатор. Он снимал натюрморты и море, даже занимался макрофотографией. Первым в Литве он начал вручную красить черно-белые снимки. Шонта совмещал в одном кадре разные тона, снимал на инфракрасную пленку, работал в сугубо репортажном жанре. Как вспоминает Пожерскис, «у него был очень большой творческий диапазон».

Витас Луцкус

Витас Луцкус - легендарный литовский фотограф, работы которого при жизни экспонировались довольно редко. Он начал снимать, когда ему не было и 20 лет, много путешествовал, работал над разными темами. Его портфолио сегодня - многочисленные серии, среди которых «Коллеги», «Мимы», «В Тбилиси», «В Азербайджане», «В Башкирии», «Взгляд на старинную фотографию». Несмотря на уникальный художественный метод и эмоциональность снимков, бо́льшее внимание они получили только после смерти автора.

Витаса Луцкуса часто называют родоначальником концептуальной фотографии в Литве. Примечательно, что даже работая в этом направлении, он оставался верен репортажу - жанру, с которого начинал. Его герои - крестьяне, дети, случайные прохожие.

Виталий Бутырин

Виталий Бутырин (родился 30 мая 1947 года) - признанный классик советской и литовской фотографии, фотохудожник Международной федерации фотографии, перфекционист и экспериментатор, однажды заявивший, что испробовал решительно все способы химической трансформации кадра, чтобы облюбовать один, подходящий именно ему. Его называют то романтиком, то сюрреалистом. А сам Виталий говорит, что снимает новое измерение реальности. Увлекшись фотографией в старших классах, он посвятил ей всю жизнь, и именно фотоискусство стало для него способом выражения своего взгляда на мир.

Настроение так себе, и я вновь включаю любимый боевик отечественного производства, в звуке которого так много слилось для сердца ещё в детские годы. В период, когда российский кинематограф переживал непростые времена перехода от советской классики, каковой уже не было, к современному искусству (а им мы до сих пор не вполне овладели).

«Классик» — своего рода ностальгия о былом величии нашей страны с прицелом на её будущее возрождение, которое произойдёт своим третьеримским путём (и речь здесь не только о кино, но и многом другом ). Не случайно в основе фильма лежит одна из древнейших игр, пережившая ряд революций и имеющая не одну разновидность, в том числе ту, что показана нам: русская пирамида. Снято всё довольно ёмко и аскетично: здесь не увидеть головокружительных сцен погони, не услышать продолжительных автоматных очередей, не почуять толком запах крови, коей пролито всего ничего, одним словом, картина лишена «буржуазных излишеств». Всё показано так, как и бывает в жизни настоящих профи криминального жанра: если бить, то разом в «аут», если стрелять, то одной пулей наповал, если играть на бильярде, то все восемь шаров в лузы «с одного кия».

Шар N1: актёрский состав. Все герои исполнены весьма жизненно, хоть и в необычном, порой противоречивом амплуа, характерном для людей, выросших в советскую эпоху и неплохо приспособившихся к новой жизни: ВДВшник-интеллигент (Сергей Никоненко), спортсмен-бизнесмен, бывший урка (Алексей Гуськов), игрок-фирмач (Юозас Будрайтис) со своей «крышей» из тех же игроков-братков, изъясняющихся меж собой почти что без «фени». Ибо все они — бильярдисты, а это — «особая каста». С другой стороны, нашлось здесь место и мэтрам прошлого вроде Владимиров Этуша и Зельдина. Роль и того, и другого совпадает с её практическим смыслом: доказать, что актёрам такого уровня достаточно всего на несколько минут (а то и секунд) появиться в кадре, чтобы сорвать аплодисменты. Так оно и есть.

Шар N2: жанр. Закрученность сюжета позволяет определить его как шпионский боевик, в котором противостояние сторон напоминает скорее не бильярдную, а шахматную партию со своими ловушками, гамбитами, ложными манёврами и даже рокировкой меж главных героев. «Ой, как это всё сложно, но этом-то и прелесть!..»

Шар N3: атмосфера. Место действия — провинциальный городок, под которым подразумевается Суздаль, что мог бы быть курортом, но объектом станет дьявольских страстей — так и навевает мысль о вестерне. Тем не менее, это не вестерн, а самый что ни на есть русский боевик, где по заснеженным тропам рядом с джипом мчится запряжённая кибитка, один из героев создаёт мистификацию из сказки, а другой, будучи слегка помятым, на вопрос «Что с вами?» вместо клишированного «All right (hand) !..» цитирует всеми любимую комедию Гайдая. Именно этого национального духа так порой не хватает в наших же фильмах — но, слава Богу, есть ещё режиссёры в русских глубинках.

Шар N4: музыка. Здесь уж создатели позволили себе слегка позаимствовать основу у Запада, переделав её на свой манер, но признаю, сработано неплохо. Помимо главной темы фильм украсила пара саундтреков в исполнении Лидии Вележевой и отрывок из бесшабашного шансона, которые подобно хокку по нескольким строкам воссоздают всё картину эстрады 90-х годов и добавляют позитива тем, кто на этом вырос.

Шар N5: познавательность. В фильме то и дело встречаются цитаты и отсылки к произведениям писателей с мировым именем, а также интересные факты из их биографии. Опять же, всего несколько слов, а сколько за ними содержания… Хватит на неделю сидения в библиотеке (к счастью, на всю Россию есть не одна «изба-читальня» ).

Шар N6: изрядное количество афоризмов, которые не грех ввернуть в реальной жизни: «В нашем деле главное не выиграть — главное получить», «Пришёл, увидел — и ракрутил», «Моя работа не терпит эмоций. От эмоций рука дрожит и глаз слезится» et cetera.

Шар N7: гуманизм. Не в каждом боевике за весь ход действия происходят лишь одна-две смерти, и то в самом начале. Заодно фильм лишён пошлости, диалоги вполне цензурны — рекомендовано к просмотру детям как в присутствии родителей, так и без.

Шар N8: патриотизм. Во время просмотра и по окончанию возникает стойкое чувство, что есть ещё в мире вещи, где мы «впереди планеты всей». И не только русский бильярд, которым восхищается в кадре игрок-американец, но и… многое другое.

Блеск! Снимайте шляпы! Партия.

Недавно в Галерее Классической Фотографии состоялась фотовыставка и презентация лаборатории печати аналоговых фотографий. Оказалось, в России еще остались профессиональные фотографы, до сих пор предпочитающие пленку цифре, вопреки соблазнам прогресса. А понятие «классика», которое мы ошибочно воспринимаем, как нечто старое и пропахшее нафталином, вовсе таковым не является. Прояснить ситуацию мы попросили директора галереи, Марка Коберта - признанного эксперта в фотографии.

Марк Коберт, директор Галереи Классической Фотографии.

Что такое «классическая фотография» в вашем понимании?

Моё понимание этого термина строится на определении классического искусства из Популярной Художественной Энциклопедии - это наивысшие художественные достижения эпох подъёма искусства и культуры разных народов, проявляющиеся в различных стилистических формах. Классическими называют произведения, сохранившие до нашего времени эстетическую ценность, значение совершенного художественного образца. В мировой практике классической называют фотографию, созданную в период с 1840-х до 1920-х годов. Мы же интерпретируем термин несколько более широко, называя классической фотографией работы выполненные до 1980-х.

Имеет ли значение для классической фотографии оборудование, которое использовал фотограф, аналоговое или цифровое?

Если речь идёт об отпечатке в коллекцию, то да, безусловно, имеет. Ведь в данном случае ценится не изображение, а сам отпечаток. Крайне важно временнóе соответствие авторского замысла и технологии исполнения, принятой в то время. Это же касается и размера - например, в 20-х годах наиболее распространённым был размер 20×25 см, и для меня, скажем так, несколько странно рассматривать цифровые копии 100×120 на выставках. Это кардинально меняет характер произведения, его тональность и в конечном счёте его восприятие зрителем.

Глядя на распечатанную фотографию, можно понять, была ли она сделана на пленку или на цифру?

Да, при определённой «насмотренности» различия легко видны.

Много ли современных фотографов, которые работают с пленкой?

Нет, немного, плёнка стала довольно дорогим удовольствием для людей, ценящих пластику изображения и приглушённые, «натуральные» цвета.

На днях в вашей галерее прошла презентация единственной в России лаборатории печати CibaChrome (IlfoChrome). В чем уникальность технологии IlfoChrome? Кому она может быть интересна, кроме музеев и выставок?

Детально о технологии можно почитать на сайте нашей галереи и в Википедии, от себя могу добавить, что бумага обладает самым широким цветовым охватом из всех существующих технологий печати, что благотворно сказывается на изображении. Лично мне также нравится люстр, свечение подложки, что придаёт определённым сюжетам невероятную визуальную привлекательность. Отдельный аспект - это высокая сохранность отпечатка. Кроме музеев, этим живо интересуются серьёзные коллекционеры - цветная фотография в принципе плохо хранится, существует даже термин «первый цвет», обозначающий выцветший отпечаток 70-х годов.

Как вы относитесь к стоковым, коммерческим фотографиям?

Ну, как отношусь, хорошо отношусь:). Это совершенно отдельная тема, к которой я как галерист касательства никакого не имею.

Возвращаясь к теме классической фотографии, как вы считаете, может ли стоковая фотография (не понятие в целом, а отдельно взятая фотография) стать классической?

Стать классической, в смысле, адекватно отразить своё время, будучи при этом визуально привлекательной, попав, таким образом, в некий «золотой фонд»? Конечно, может.

Какое влияние современные тренды оказывают на классическую фотографию?

Широко распространено мнение, что классическая фотография - это некое «закаменевшее» явление, пригодное лишь для изучения и классифицирования, как динозавры. Это не совсем так, вернее, совсем не так - правильнее рассматривать классическую фотографию как живой поток, в котором существуют и мэйнстрим и маргиналии. И они могут поменяться местами, потому что меняется социум, меняется его парадигма визуального восприятия, появляются новые формы визуального выражения (например, селфи), новые технологии и т. д.

Через призму этих изменений восприятие классической фотографии постоянно меняется, мы обнаруживаем неизвестных авторов, совершенно иначе воспринимаемых сегодня, и неизвестные работы звёзд фотографии, иначе воспринимаемые. Прекрасный пример - галерея Lumier de Roses, представляющая старую фотографию в новом контексте, интерпретируя её, придавая новые смыслы.

Сейчас профессия фотографа невероятно популярна, в результате чего ежедневно создаются миллионы фотографий. Фотографы хотят выделиться из толпы, создать что-то новое, но возможно ли это в такой жесткой конкурентной среде? Не кажется ли вам, что все фотографии вторичны?

Нет, не кажется. Появилось большое количество молодых фотографов, серьёзно образованных в творческом смысле, прекрасно ориентирующихся в истории фотографии и создающих собственные уникальные проекты.

На микростоках фотографию можно купить за 1 доллар, в галерее похожее фото может стоить несколько тысяч, а на аукционе - миллионы. Исходя из каких критериев формируется стоимость фотографии? Ведь обывателям часто непонятно, чем руководствуются эксперты в оценке.

В подобных вопросах кроется типичная ошибка, свидетельствующая о непонимании сути предмета. В галереях, на аукционах продаются не фотографии как изображения, продаются отпечатки, конкретные, физически существующие отпечатки. Авторские, тиражные. С историей, с местом в художественной иерархии, например, ХХ века. При этом важно понимать, что купив отпечаток Хельмута Ньютона за 100 тысяч долларов, вы не купили одновременно право печатать его на коробке конфет или в буклете вашей фирмы.

O.Winston Link, 1914, 40×50 см. Цена: 14 000$

В фотостоках же вы покупаете не фотографию. Вы покупаете права (лицензию) на использование изображения. И за доллар это изображение можно использовать в очень ограниченном количестве вариантов публикации, и в разрешении пригодном разве что для интернет-магазина. Попробуйте приобрести права на фотографию для печати на обложке буклета тиражом 2000 экземпляров и в разрешении пригодном для печати форматом А3. Уверяю, цена будет совершенно другой. (прим.ред. Подробнее об условиях стандартной и расширенной лицензии можно узнать ).

Цена коллекционной фотографии (отпечатка) формируется множеством факторов. Основные: это известность автора, насколько широко он представлен в музеях, провенанс работы (была ли она в известных коллекциях, связаны ли с ней какие-то истории и т. д.) Какого периода работа (имеется в виду творческий период автора, например, работы Марка Шагала «голубого периода» более дорогие, нежели прочие). Тираж отпечатка, год изготовления, редкость и проч.

В каком направлении будет развиваться фотография?

Думаю, с течением времени арт-фотография будет всё больше интегрироваться в повседневность, социализироваться, как, собственно, и другие виды искусства - прекрасный пример - использование в рекламе Ralph Lauren этнографических фотографий Джимми Нельсона. Или известная коллаборация Louis Vuitton с современными художниками разных стран. Фотографические проекты будут становиться всё изощрённее, всё более погружёнными в контекст авторского высказывания. Всё будет хорошо, одним словом.

Фотография давно перестала быть просто видом искусства и тесно переплелась с повседневной жизнью. Документы, новости, социальные сети, бизнес - представить все это без фотографий нельзя! Независимо от того, по какую сторону объектива вы находитесь, вам будет интересно посмотреть на признанные шедевры фотографии, почувствовать силу и красоту настоящего классического снимка. Все это можно сделать в Галерее Классической Фотографии , двери которой всегда открыты для гостей.

В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом - занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:

а. фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;

б. потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.

То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы ещё не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых мыльниц, полной автоматики и фотосвалок в интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!

Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далёким и современным эпохам.


Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004

Чуть более, чем великий и знаменитый, фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами, Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.

Ричард Аведон, США, 1923–2004

Бог чёрно-белого портрета, интересный также тем, что копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда малыш случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.

Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004

Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время - человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и заработал тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.

Себастьян Сальгадо, Бразилия, 1944

Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Сальгадо был фоторепортёром, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам - но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нём снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).

Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978

Фотожурналист, славный пожалуй всем, чем только может прославиться фотожурналист - от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера - кадров сессии с Чарли Чаплиным для журнала Life.

Ги Бурден, Франция, 1928–1991

Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968

Эмигрант из Восточной Европы, ныне - великий классик уличной и криминальной фотографии. Человек успевал приехать на любое происшествие в Нью-Йорке - будь то пожар, убийство или банальный мордобой - быстрее прочих папарации и, зачастую, полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Уиджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).

Александр Родченко, СССР, 1891–1956

Первопроходец советского дизайна и рекламы Родченко при всём этом - пионер конструктивизма. Исключен из Союза Художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло - умер своей смертью на заре хрущевской «оттепели».

Ирвин Пенн, США, 1917–2009

Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен целым обилием собственных коронных фишек - например, снимать людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съёмка пирожного тоже может быть искусством».

Антон Корбейн, Нидерланды, 1955

Самый выдающийся рок-фотограф мира, чьё восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнаваем - сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна - почти стопроцентная.

Стивен Майзел, США, 1954

Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чьё именно стало особенно на слуху в 1992-м после выхода фотокниги Мадонны „Sex“. Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Амбер Валетта.

Диана Арбус, США, 1923–1971

Настоящее её имя - Диана Немерова, и свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой - уродцами, карликами, трансвеститам, слабоумными… В лучшем случае - с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм «Fur» , где роль Дианы исполняла Николь Кидман.

Дэвид Лашапель, США, 1963

Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.

Марк Рибу, Франция, (1923-2016)

Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио из съёмок Китая и Вьетнама, хотя ты можешь найти и его сценки из жизни Советского Союза. Скончался в возрасте 93 лет.

Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928

Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».

Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943

Пока ещё живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утончённостью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.

Энни Лейбовиц, США, 1949

Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятным даже простакам, далёким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.