Банки

Правильное поведение во время деловой беседы. Десять шагов, что позволит провести беседу успешно

Нам представляется достаточным следовать некоторым несложным рекомендациям:

Первая. В местах беседы не должно быть ничего слишком яркого или неожиданного, если необходимо, чтобы собеседник слушал с пристальным вниманием и не отвлекался.

Вторая. Время встречи обычно определяется характером предстоящего разговора. Чем более личный характер он будет носить, тем больше придется учитывать пожелания обоих партнеров. Часто один из них, более заинтересованный в разговоре, бывает вынужден ориентироваться на условия, которые ему предлагают. Если вы сами окажетесь в такой ситуации, не спешите обижаться или, во всяком случае, демонстрировать свою обиду. Это может произвести неприятное впечатление на собеседника и помешать беседе.

Третья. Для того чтобы беседа прошла успешно, важно правильно организовать расположение людей относительно друг друга. Участники общения, сами того не сознавая, стремятся занять в пространстве определенное место, соответствующее их субъективному статусу. Так, в ходе психологического эксперимента специалистов с разным профессиональным статусом просили занять в большом зале те места, которые им больше понравятся. Оказалось, что «начальники» стараются сесть в центре, так, чтобы им было хорошо видно и слышно всю аудиторию. Те же, кто воспринимает свой статус низким, садятся где-либо сбоку или с краю, как бы самим своим расположением свидетельствуя о том, что они ни на что не претендуют. Эти результаты показывают, что подчеркнуть неравенство позиций в организации пространства не так уж сложно, но как соблюсти равенство?

Пожалуй, самым естественным будет расположение собеседников друг напротив друга. Такое расположение одновременно создает и деловую и доверительную атмосферу. Важно и то, что находится между партнерами по общению. Если это нечто массивное, например большой письменный стол, то разговор, скорее всего, примет деловой оттенок, если же это журнальный столик - беседа будет более интимной. Уменьшение освещенности, как известно, также способствует увеличению доверительности беседы.

Если же пространство, где происходит разговор, слишком велико, например большой кабинет или класс, для длинного и обстоятельного разговора собеседникам лучше расположиться где-нибудь в углу, так, чтобы у них возникла иллюзия собственного пространства.

Четвертая. Физическое расстояние между беседующими также должно учитываться, поскольку оно может служить определенным индикатором хода беседы. Интересно, что оно специфично для различных этнических культур. <...>

К сожалению, вопрос об оптимальном расстоянии при беседе в нашей культуре практически не изучен. Но очевидно, что чем ближе вы знакомы с партнером по общению и чем более дружелюбный и личностный характер носит происходящий между вами разговор, тем более близко вы можете находиться по отношению друг к другу. Важно помнить, что приближение более чем на метр часто воспринимается человеком как нарушение личного безопасного пространства. Но можете ли вы себе это безболезненно позволить, зависит прежде всего от того, какие отношения у вас с ним (ней) сложились. <...>

Начало беседы. Первые несколько фраз придают определенный настрой всему последующему разговору и, хотя неудачное начало может и не стать определяющим, лучше, чтобы этот этап прошел успешно, позволив собеседникам перейти к основной теме.

Если двое только что встретились, то, прежде всего они должны, конечно же, поприветствовать друг друга. И чем более близкие, неформальные отношения у собеседников, тем скорее вместо официального «здравствуйте» прозвучат какие-то другие, их «собственные» приветствия. С человеком, с которым вы предполагаете установить какой-то, пускай даже мимолетный контакт, необходимо в самом начале беседы познакомиться. Знакомство должно быть организовано более активной стороной.

В общем виде существуют два варианта фраз, с которыми, знакомясь, можно обратиться к собеседнику: «Давайте познакомимся, как вас зовут?» Или: «Меня зовут.... а как мне обращаться к вам?» Первая фраза больше подходит, когда изначально важно «уравнять» свои позиции с собеседником, выбрав форму представления, соответствующую собственной позиции. Если же проблемы уравнивания позиций нет, можно воспользоваться второй фразой.

Разговор будет протекать успешно, если оба собеседника с самого начала отчетливо представляют его цели и задачи. Для этого лучше всего начать с небольшой вводной части, что-то типа: «Мне хотелось бы поговорить с вами о...» или «Вам, наверное, будет интересно узнать, что...». Особенно уместным выглядит такое «специальное» начало, когда собеседники мало знакомы друг с другом, а их разговор должен носить деловой или диагностический характер. В том случае, если нужно, чтобы первым высказался собеседник, лучше не выжидать, а обратиться к нему: «Слушаю вас внимательно...» или «Что вас привело ко мне?»



Конечно же, благоприятная для беседы атмосфера создается не только вербальными, но и невербальными средствами. Так, если у места встречи есть «хозяин» (например, владелец кабинета, в котором будет происходить разговор), он должен встретить гостя, сделав хотя бы несколько шагов ему навстречу; если в качестве собеседницы выступает женщина, - помочь ей снять верхнюю одежду и т.д. Никогда не бывают лишними в начале разговора внимательный взгляд на собеседника, улыбка, доверительный и спокойный тон.

Встречаются ситуации, когда необходимо любыми средствами расположить к себе нелюбезного собеседника. Ставший уже классиком делового общения, Д.Карнеги среди множества «правил общения» сформулировал и такое: «Лучший способ расположить к себе человека - это проявить максимальный интерес и внимание к нему». Надежно свидетельствуют о таком интересе вопросы типа: «Как ваши дела?», «Как ты себя чувствуешь?», «3доров ли ваш ребенок?» и т.д. Карнеги утверждает, что, чем чаще человеку в разговоре с другими предоставляется возможность начать свою фразу с «Я», т.е. «я чувствую», «я считаю», «я думаю» и т.д., тем лучше он будет относиться к собеседнику. <...>

Цель и характер беседы естественно во многом определяют ее ход. Весьма условно можно себе представить три варианта развития разговора: 1) расспрос одним из участников разговора другого с целью получить от него необходимую информацию, 2) сообщение определенной информации другому партнеру, 3) внимательное слушание собеседника. Посмотрим, как будет развиваться процесс общения в каждом из этих трех случаев.

Расспрос партнера. Каждому известно, что характер вопросов во многом определяет ответы, получаемые на них. Обсуждать, какие вопросы, и с какой целью стоит задавать, а какие нет, бессмысленно - число возможных вариантов слишком велико. Мы ограничимся здесь лишь двумя типами вопросов, использование которых позволяет быстрее и проще получить от собеседника необходимую информацию.

Весь процесс сбора информации лучше всего разбить на два этапа. Цель первого - разговорить собеседника, настроить его на определенные темы и проблемы. Непосредственная же цель второго - получение необходимой информации. Вопросы, формулируемые на первом этапе, должны быть, с одной стороны, достаточно четко направлены на интересующую сферу, а с другой - максимально общими, так, чтобы собеседник не мог на них ответить просто «да» или «нет», но должен был бы рассказать нечто по этому поводу. Это вопросы типа: «Как вы думаете, почему это произошло?» или «А как вы относитесь к...». И только после того, как у спрашивающего сложилось некоторое впечатление о ситуации и о собеседнике, можно переходить ко второму этапу расспроса и задавать конкретные, четкие вопросы. Причем задать ряд конкретных вопросов необходимо независимо от того, сложилось ли у вас целостное представление о проблеме или нет. Конкретные вопросы - это своего рода защита от субъективизма, поскольку ответы на них помогают убедиться в том, насколько правильно был понят собеседник.

Кроме того, если дальше в ходе разговора партнера придется в чем-то переубеждать, сделать это будет гораздо легче, опираясь на конкретные факты, добыть которые можно, лишь задавая вопросы типа: «Сколько раз это было?», «Когда последний раз он вам это говорил?» и т.д. Имейте в виду, что ответы «часто», «поздно» и т.д. не являются конкретными, поскольку они заведомо субъективны: то, что редко или мало для одного человека, может быть часто или слишком много для другого.

Очень важно раньше времени не вступать в конфронтацию с собеседником, особенно если необходимо его о чем-то подробно расспросить или переубедить. Перейти к этому этапу разговора лучше тогда, когда получено достаточное количество фактов, на основании которых можно попытаться в чем-то убедить собеседника. До этого лучше не демонстрировать иные точки зрения, а внимательно слушать то, что говорит партнер. В противном случае, сразу же вступив в спор с собеседником или проявив неуважение к его мнению или позиции, можно превратить разговор в пустые пререкания или обидеть собеседника, заставив его замолчать.

Сообщение информации. В деловой или воспитательной беседе иногда возникает необходимость вначале сообщить другому нечто, а потом уже задавать ему вопросы, отвечать на них самому или обсуждать. Как сделать подобное сообщение наиболее эффективным, понятным и интересным для собеседника?

Прежде всего, оно должно быть ориентировано именно на данного конкретного человека. Так, говорящий не должен употреблять слов и выражений, которые заведомо будут непонятны слушателю или могут вызвать у него неприятие и обиду. Для того чтобы партнер чувствовал себя включенным в общение, стоит периодически во время собственного монолога обращаться к нему: «Вы же знаете, Иван Федорович...», «Ты ведь понимаешь, Лена, что...». Такие обращения могут звучать как комплименты, могут носить подбадривающий характер, в любом случае собеседник должен чувствовать, что его присутствие важно и все, что говорится, произносится специально для него. <...>

И, наконец, третий вариант развития беседы.

Умение слушать. Что делает человек, когда он слушает другого? Далеко не все знают, что процесс слушания едва ли не более сложен, чем процесс «говорения». Ведь концентрация внимания и понимание требуют немалых усилий.

Выделим условно два типа слушания, которые далеко не всегда отделены во времени и часто тесно переплетаются друг с другом. Это слушание с целью получения информации и слушание как сопереживание и понимание собеседника. Конечно же, то, как будет воспринята информация, во многом зависит от того, как она подана, об этом мы уже говорили выше. Но поскольку понимание - процесс сложный, даже в случае идеального изложения возникает необходимость прибегнуть к специальным приемам, способствующим лучшему проникновению в текст сообщения. Эти приемы связаны в основном с мобилизацией собственного внимания.

Простейшим способом такой собственной мобилизации будут вопросы, которые слушающий может периодически задавать «про себя», стараясь сам же на них ответить: «О чем он сейчас говорит?», «Почему это решение кажется ему самым удачным?» и т.д. Такое обращение, называемое в психологии внутренней речью, помогает слушателю контролировать свое понимание, глубже разобраться в информации.

Иногда бывает полезно после того, как говоривший или отвечавший на поставленные вопросы человек уже сказал все, что мог, попробовать в двух словах пересказать самому себе все, что от него было услышано. Такой пересказ также помогает лучше понять собеседника и обнаружить места в его рассказе, где что-то осталось непонятным, не хватает какой-то информации, логических связок и т.д. <...>

Более сложный и более эмоциональный процесс лежит в основе слушания как сопереживания собеседнику. Такое слушание в психологической литературе часто называют эмпатическим (от слова «эмпатия», то есть сопереживание). Необходимость в нем возникает, когда в общении затрагиваются какие-то глубинные личностные проблемы. Важную роль в этом процессе играет установка слушателя. Так, один из классиков современной психотерапии американец Карл Роджерс подчеркивает, что для того, чтобы услышать собеседника, необходимо правильно настроиться на него, почувствовать уникальность его индивидуальности. Для этого К.Роджерс рекомендует задать себе ряд вопросов: «Что это за человек?», «Чем он отличается от других?», «Смогу ли я по-настоящему понять его и помочь ему?», которые, с его точки зрения, позволяют целиком сосредоточиться на собеседнике, почувствовать его состояние и проблемы. Когда человека внимательно, эмпатически слушают, он обычно успокаивается и расслабляется, чувствует себя максимально комфортно и уютно. Помогает создать у него это ощущение также неторопливый, негромкий голос слушающего в те моменты, когда у него возникает потребность задать какой-то вопрос, внимательный взгляд, отсутствие напряженности или дискомфорта в его собственной позе.

М.А. Робер, Ф. Тильман

Деловая беседа - это весьма специфический вид общения , организованный особым образом. Людям, занимающимся бизнесом в различных сферах, постоянно приходится проводить деловые беседы с целью достижения определенных практических целей. Эти цели могут быть разными. Иногда они подиктованы необходимостью получить нужную информацию, иногда обусловлены стремлением договориться по важному для партнеров вопросу, обсудить условия сделки и др. Но не только бизнесмены принимают участие в деловых беседах: она считается неотъемлемым атрибутом любой профессиональной деятельности.

Таким образом, деловой является беседа, которая проводится в официальной обстановке и с официальным лицом, что накладывает соответствующий отпечаток на стиль общения и форму организации всего мероприятия. Для того, чтобы добиться успехов в достижении поставленных целей при проведении деловой беседы, необходимо учитывать определенные правила.

Следует заранее продумать все организационные моменты.

Если вы являетесь инициатором деловой беседы, то все организационные моменты должны определять вы. Прежде всего, необходимо решить, где будет происходить беседа. Несмотря на то, что, как отмечалось выше, деловая беседа носит официальный характер, достаточно часто между партнерами, давно сотрудничающими, может возникнуть нечто вроде приятельских отношений. Поэтому вы можете планировать проведение деловой беседы, исходя из предпочтений и пожеланий партнера, и даже назначить место встречи в спокойном кафе или в другом общественном месте. Однако все-таки оптимальным вариантом для деловой встречи является офис, где царит рабочая атмосфера и все документы, которые могут понадобиться в ходе беседы, под рукой.

Обо всех сопутствующих материалах также стоит позаботиться заранее. Приготовьте документы, текстовый и иллюстративный материал, технические средства еще до начала мероприятия.

Обратите внимание на размещение участников.

Если в беседе принимают участие два человека, то такой вопрос решается сам собой: они сидят лицом друг к другу. Однако, если количество участников больше, то нужно таким образом расположить их за столом, чтобы все отлично видели друг друга. Для этого хорошо подходит стол круглой или овальной формы, а также стол в виде буквы «Т», квадрата или треугольника.

Четко определите задачи, которые предстоит решать.

Прежде, чем вступать в диалог, вы должны четко определить для себя, какие цели и задачи являются для вас приоритетными. Необходимо заранее продумать, каким образом вы будете строить беседу, поэтому можно обозначить для себя предполагаемый план мероприятия.

Следует также определить, в каких аспектах вы можете пойти на компромиссы, а в каких моментах это неприемлемо. Четко обозначьте для себя все эти категории.

Следует также определиться с приоритетами. Какие вопросы надо рассмотреть прежде всего, без решения каких проблем невозможно дальнейшее развитие беседы. Будьте логичны и последовательны в своих действиях и рассуждениях.

Будьте убедительны.

Проводя деловую беседу, вы, естественно, стремитесь убедить партнера в своей правоте и добиться принятия наиболее выгодного для вас решения. Поэтому во время беседы вы должны быть предельно убедительны. Приводите доказательства, доводы, оперируйте объективными фактами. Всем своим видом вы должны демонстрировать уверенность: она должна проявляться и в тоне (он должен быть спокойным и уверенным), и в позе, и в жестах (никакой суеты и хаотичности).

Следите за речью.

Ваша речь должна быть не только правильной, выразительной и последовательной, но и соответствовать ситуации. Если вы общаетесь с давно знакомым вам собеседником, то разговор может быть по-настоящему простым, естественным и обычным. Если же деловая беседа происходит в более официальной обстановке, то и строить свою речь вы должны соответствующим образом. Однако в любом случае не стоит ее слишком усложнять и перенасыщать узкоспециальными терминами: это может усложнить восприятие информации, которую вам нужно донести до партнера.

Обратите внимание на свой внешний вид.

Внешний вид также должен соответствовать обстановке, в которой происходит деловая беседа. Однако в любом случае не стоит экспериментировать со своим внешним видом и одежной. Сохраняйте и в одежде, и в макияже, и прическе сдержанно-деловой стиль.

Будьте вежливы и тактичны.

В любом случае, несмотря на то, в какой русло, движется разговор, во время деловой беседы следует сохранять спокойствие. Даже если с помощью беседы вам не удалось добиться желаемых результатов, будьте вежливы и тактичны с партнером. Так же следует вести себя и в случае его отказа или неприятия ваших условий: возможно, что сейчас вы не смогли договориться, но позже ваше сотрудничество продолжится и принесет положительный результаты.

Как вы думаете, насколько вы хороший собеседник? Давно ли у вас в беседе возникали неловкие паузы? Несколько советов, описанных в этом материале помогут вам стать лучшим собеседником, а неловкие паузы уйдут в прошлое. Быть хорошим собеседником — это, всего лишь, комбинация различных методов общения. Язык тела, несколько трюков и вы сможете непринужденно вести беседу с любыми людьми.

Начните с вопроса

Вы хотите, чтобы человек вас запомнил? Задайте ему интересный вопрос и внимательно выслушайте его. Это даст вам возможность подружиться.

Узнайте чужое мнение

К примеру:

  • Вы не могли бы посоветовать мне хороший коктейль?
  • Вы хорошо знаете город? Не подскажете мне хороший ресторан?
  • Где вы купили этот телефон/аксессуар/одежду?
  • Что вы думаете по поводу этой вечеринки?

Применение экономической концепции к разговору

Представьте себе, что ваш разговор — это банк. Если у вас много вложений — значит дела идут хорошо. Если займы больше чем вложения, то стоит что-то менять. Перенеся эту метафору на общение, мы получим вот что.

Эмоциональные вложения

  1. Соглашаться с собеседником
  2. Правильный язык тела
  3. Использовать имя собеседника
  4. Шутить
  5. Поощрять идеи собеседника
  6. Внимательно слушать
  7. Спрашивать мнение

Эмоциональные займы

  1. Не соглашаться с собеседником
  2. Неправильный язык тела
  3. Много говорить о себе
  4. Лесть
  5. Вульгарные и личные вопросы

Представьте, что ваша беседа начинается с нулевым балансом и делайте все, чтобы его увеличить!

Копирование языка тела

Практика копирования языка тела может очень помочь. Ваш собеседник скрестил ноги? Скрестите свои. Положил руки на стол? Сделайте то же самое. Все очень просто. Также очень важно время. Дождитесь момента:

  • Когда собеседник рассказывает что-то интересное
  • Когда вам интересно
  • Когда собеседник чем-то гордится

И после этого копируйте его. Человек будет считать, что вы сопереживаете ему и будет здорово, если это действительно так.

Как говорить о себе и не быть ужасно скучным

Вы можете быть невероятно харизматичным и интересным человеком. Но, людям просто неинтересно слушать о других, каким бы замечательным вы не были. Если продолжить следовать нашей экономической концепции, то вы должны сделать эмоциональное вложение. Заставьте собеседника испытать эмоции и он будет очень заинтересован в разговоре с вами.

Меняйте глубину разговора

Знаете пословицу: малые умы обсуждают людей, средние — события, а великие — идеи? Используйте это. Начните с малого и подшутите над кем-то, затем узнайте мнение собеседника о каком-либо событии, а затем перейдите к идеям, связанным с этим событием. К примеру:

Вступление: Привет, как прошел Ваш день?

Событие: Вы планируете с Катей что-то на День Святого Валентина?

Идея: Я видел статью в интернете о том, как мы извратили День Святого Валентина в сравнении с его традиционным значением.

Попросите собеседника быть интересным

Каждый человек интересен по-своему, но мало кто раскрывается на самом деле. Так дайте им шанс раскрыться и они будут думать только о вас. Вот простой пример:

Расскажи мне что-нибудь интересное о себе.

Это отличный повод начать беседу, который заставит вас выглядеть более внимательным и в то же время даст возможность узнать о человеке что-то действительно интересное.

Как спрашивать людей чем они занимаются

Как ты проводишь свое время когда не…?

Вместо пустоты в конце должно быть что-то, что вы знаете о человеке. Вот несколько примеров:

Как ты проводишь свое время когда не пишешь свой захватывающий блог?

Как ты проводишь свое время когда не сидишь на Facebook?

Как ты проводишь свое время когда не ходишь в спортзал?

Будьте хорошим слушателем

Если бы вы попросили меня дать один совет о том, как стать хорошим собеседником, я бы остановился на этом. Это самая важная часть. Слушайте человека. Будьте искренне заинтересованы в том, о чем он говорит. Ведите рассказ собеседника своими вопросами. Интересуйтесь им и он будет интересоваться вами в ответ.

Темп разговора

В основном, быстрый темп разговора — это признак нервозности и волнения, а умеренный темп — признак уверенности. Поэтому старайтесь говорить в умеренном темпе, но если ваш собеседник говорит в быстром темпе, копируйте его и говорите также.

Правильно меняйте тему разговора

Со всеми такое случалось: вы что-то обсуждаете со своим знакомым, но тут в ваш разговор врывается третий человек и обращает весь разговор в свою сторону. Это ужасно раздражает. Но, только если вы делаете это неправильно. Вы должны сделать эмоциональное вложение в конце своего монолога. Это отвлечет внимание и вы не будете выглядеть как идиот, меняя тему. Пример:

Крис: Мой сын очень хороший футболист.

Я: Круто! Ты когда-то говорил о том, где он тренировался. Мой сын недавно заработал черный пояс по Карате и уезжает в Корею по программе обмена студентами. Ведь твой сын тренировался в Корее? Можешь дать мне пару советов?

В этом диалоге эмоциональным вложением был комплимент Крису и его сыну. Я поменял тему разговора на нужную мне, сделав это правильно.

Делайте правильные комплименты

Комплименты — это очень мощный инструмент, если использовать его правильно. Правильный способ использования комплиментов — делать их о том, чем гордится человек. К примеру:

  • Если человек в хорошей форме и очевидно, что он проводит много времени в спортзале, сделайте комплимент по поводу его фигуры.
  • Если человек успешен в своей карьере, сделайте комплимент его креативности, бизнес-хватке или интеллекту.

Не делайте комплименты качествам людей, если они не добились этого своими силами. Не говорите красивой девушке, что она красива. Она и так это знает.

Объединяйте друзей

Если вы находитесь на вечеринке или общественном мероприятии, то вряд ли будете стоять на одном месте. Скорее всего, вы будете ходить от одной группы знакомых к другой. Если вы видите знакомых людей в разных группах, не бойтесь пригласить их поговорить вместе. Сделайте это с шуткой и без напряжения. И тогда ваши знакомые запомнят вас как очень дружелюбного человека.

Умение вести деловую беседу неотъемлемая часть для делового человека в современном мире. При помощи правильного использования всех приемов ведения деловых бесед можно достичь значимых успехов в деловых переговорах и заключить сделку на выгодных условиях. Поэтому предлагаю рассмотреть структуру такой беседы в данной статье подробнее.

С помощью деловой беседы мы реализуем наше стремление к действию, которое должно склонить к одной из сторон данной ситуации или установить новые взаимоотношения между участниками деловой беседы.

В такой беседе следует учитывать особенности личности оппонента, его характер, возраст, настроения собеседника, но при этом не следует забывать интересы дела. И интересы дела должны быть превыше всех личностных расхождений. В современном мире эти беседы могут представлять собой устные договоренности (контракт) между участниками, которые имеют необходимые полномочия.

Проведение деловой беседы направлено на реализацию разнообразных функций. Рассмотрим некоторые из них.

  • Первая из функций это поиск новых направлений для начала перспективных действий, что может привести к расширению бизнеса.
  • Следующая немаловажная функция выражается в получении более глубокой информации о предполагаемом партнере и в получении возможности общения между работниками из одной деловой среды.

Данная функция помогает нам более полно понять экономическую составляющую данного сегмента рынка. При помощи общения мы можем контролировать уже осуществляемые мероприятия. Так же следует упомянуть и такую функцию, как поиск идей, замыслов и их оперативная разработка. Это несомненно приведет к новым решениям в различных областях.

Теперь предлагаю рассмотреть элементы, из которых формируется деловая беседа. Из хода ее проведения можно выделить следующие этапы:

1. Фаза разработки плана

Этот этап особенно важен при решении спорных и деликатных вопросов. В этом случаи следует составить план беседы, в котором следует найти подходящие пути решения основных задач. Для составления этого плана следует проанализировать внешние и внутренние возможности, собрать необходимую информацию о будущем собеседнике, обдумать веские аргументы для защиты своей позиции, выбрать походящую тактику общения.

2. Фаза определения места и времени встречи.

Деловую беседу можно проводить по-разному и это зависит от установки позиции участников. Различают три вида позиций:

  • Первая из них это позиция «я сверху». Она подчеркивает ваше превосходство над собеседником и реализуется примерно так: «Вы должны быть у меня в кабинете в 9 часов», но на территории будущего собеседника осуществление такой позиции затруднено.
  • Вторая – это позиция «я снизу», т.е. превосходство в позиции у собеседника и осуществляется под средством просьбы: «У меня возникла проблема? Не подскажите когда можно с вами посоветоваться?».
  • И третья позиция – «мы на равных». Она примерно звучит так: «У нас есть совместный интерес по данному вопросу. Предлагаю вам согласовать место и время встречи».

3. Фаза начала беседы.

Этот этап включает в себя встречу собеседника и вступление с ним в контакт. В зависимости от того как вошел собеседник, какова его поза, интонация первых фраз, взгляд, взаимное расположение в пространстве, следует определить тип контакта «я сверху», «я снизу», «мы на равных», дружелюбно, нейтрально, агрессивно устанавливается.

Следовательно, встречать гостя можно различными способами: от легкого подъема подбородка до подхода к человеку, от кивка до полного игнорирования вошедшего человека, углубившись в свои дела. Все эти нюансы при вступлении в контакт могут во многом прогнозировать дальнейшее взаимодействие на собеседника.

Для начала беседы обычно используют четыре основных приема:

  • метод снятия напряжения (установление тесного контакта, который включает в себя несколько приятных фраз или легкую шутку);
  • метод зацепки (привлечения внимания собеседника к данному вопросу при помощи необычного вопроса или рассказа анекдотического случая);
  • метод прямого изложения проблемы (сразу переход к делу).

Люди, владеющие данными приемами, могут с первой минуты встречи расположить собеседника к себе и повлиять на конечное решение.

4. Фаза определения проблемы, которую следует решить.

Этот этап один из наиболее важных в структуре деловой беседы и зависит от целей, которых вы пытаетесь достичь. В беседе можно преподносить цели различными приемами:

4.1. Цель беседы можно представить в виде проблемы.

В данном случае ответственность за решение проблемы возлагается на обе стороны;

4.2. Цель беседы можно представить в виде задания.

При этом человек ответствен только лишь за выполнение определенного задания, что может и не являться решением самой проблемы;

4.3. Цель беседы поставлена только лишь внешне как проблема.

При этом сама ситуация преподноситься для собеседника так, что подталкивает его к единственному правильному действию, которое приводит к решению проблемы. В данной ситуации получается, что ответственность за решение проблемы разделяют обе стороны, хотя способ решения задан лишь одной стороной. При этом ответственность за её решение перекладывается на другого собеседника.

5. Фаза обмена информацией.

Для обмена информацией в ходе беседы можно применять различные приемы:

5.1. Провести передачу информации в соответствие с уровнем информированности собеседника, т.е. с уровнем его профессиональной компетенции;

5.2. Человек, который ведет беседу, должен поставить себя на место собеседника, что поможет лучше понять его;

5.3. Стремиться вовлечь своего оппонента в диалог и дать ему возможность показать все, что он знает. Для этого необходимо комбинировать различными видами вопросов;

5.4. Наблюдать за невербальными реакциями собеседника и в соответствии с его реакцией гибко менять свое поведение и количество излагаемой информации;

5.5. Во время передачи информации следует использовать «язык» собеседника, который ему более понятен в целях недопонимания друг друга.

6. Фаза аргументации.

На этом этапе формируется предварительное мнение и определяется ваша позиция по данной проблеме. Но это еще не окончательное мнение. Для достижения аргументации немаловажно оперировать следующими рекомендациями:

6.1. В беседе использовать точные и убедительные понятия, так как может придать вам убедительности в отстаивании своей позиции и быстрее склонить на свою сторону оппонента;

6.2. Способ и темп изложения своего виденья проблемы должен соответствовать особенностям темперамента собеседника;

6.3. Не следует просто констатировать факты, а надо изложить все припасенные преимущества или последствия, которые должны вытекать из этих фактов. При этом эти преимущества должны интересовать вашего собеседника.

7. Фаза опровержения замечаний собеседника.

Эта фаза во многих случаях играет решающую роль на оценку ситуации со стороны собеседника.

В случаи, когда на ваши доводы последовали возражения со стороны оппонента, то следует воспользоваться данным приемом:

7.1. Выслушайте все его возражения (собеседник сильно раздражается, когда его перебивают, не дослушав до конца);

7.2. Не когда не спешите с ответом, пока не разберетесь в самой сути возражений;

7.3. Выясните, действительно ли эти возражения имеют почву или они вызваны не точностью при понятии самой сути вопроса;

7.4. При определении выхода из этой ситуации задавайте вопросы так, чтобы у собеседника было бы только два варианта ответа.

8. Фаза поиска решения удовлетворяющего обе стороны.

На этом этапе происходит принятия окончательного решении. Оно должно осуществляться в стиле сотрудничества, равноправия или в форме вынужденного согласия, подчинением одним собеседником своего оппонента.

Во время принятия решения нельзя проявлять неуверенность так, как это может повлиять на вашего собеседника, и он тоже начнет колебаться в своем решении. Следует всегда сохранять спокойствие при принятии решения, и не забудьте оставить хотя бы один сильный аргумент, усиливающий вашу позицию. Это на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться.

9. Фаза подписания договоренностей и прекращение контакта.

На этом этапе подводят итоги деловой беседы и оформляют их на бумаге. При этом полезно установить способ информирования друг друга о процессе выполнения намеченных действий. Не забудьте поблагодарить собеседника и поздравьте его с принятым решением.

Для прекращения контакта воспользуйтесь помощью невербальных жестов, т.е. изменяется поза, человек отводит глаза, встает и завершается речевым прощанием.

10. Фаза самоанализа итогов.

На этом этапе мы осознаем допущенные просчеты, когда составляли план деловой беседы, и определяем дальнейшую тактику общения.

Но это не строгие правила, которые следует применять, а лишь руководство к действию. Они не дают 100% результат по принятию решения, но помогают вам осознать всю суть происходящего. И не забывайте, что если правильно подойти к подготовке деловой беседы, то можно выжать все из данного общения.

Подготовка к беседе

Включает:

1. Планирование:

предварительный анализ участников и ситуации;

инициатива проведения беседы и определение ее задач;

определение стратегии и тактики;

подробный план подготовки к беседе.

2. Оперативная подготовка:

сбор материалов;

отбор и систематизация материалов;

обдумывание и компоновка материалов;

рабочий план;

разработка основной части беседы;

начало и окончание беседы.

3. Редактирование:

контроль (т.е. проверка проделанной работы);

придание окончательной формы беседы.

4. Тренировка:

мысленная репетиция;

устная репетиция;

репетиция беседы в форме диалога с собеседником.

Планирование беседы сводится к следующим действиям:

составление и проверка прогноза деловой беседы;

установление основных, перспективных задач беседы;

поиски подходящих путей для решения этих задач (стратегии);

анализ внешних и внутренних возможностей для осуществления плана беседы;

определение и разработка среднесрочных и краткосрочных задач беседы, их взаимосвязи и очередности;

разработка мероприятий для реализации указанных задач (разработка программы работы, плана по отдельным элементам беседы) и др.

Фаза I. Начало беседы

установление контакта с собеседником;

создание приятной атмосферы для беседы;

привлечение внимания;

побуждение интереса к беседе;

"перехват" инициативы.

Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится до 10-15% времени. Она необходима для создания атмосферы взаимопонимания между собеседниками и снятия напряженности.

Задачи, которые решаются в начале беседы, связаны, прежде всего, с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору. Именно от первых фраз каждого участника встречи зависит их дальнейшее отношение к предмету разговора и своему собеседнику как личности.

Приемы начала беседы:

Метод снятия напряжения - позволяет установить тесный контакт с собеседником.

Метод "зацепки" - позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту "зацепку" как исходную точку для проведения запланированной беседы.

Метод стимулирования игры воображения - предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.

Метод прямого подхода - означает непосредственный переход к делу, без выступления.

Правильное начало беседы предполагает:

точное описание целей беседы;

взаимное представление собеседников;

название темы;

представление лица, ведущего беседу;

объявление последовательности рассмотрения вопросов.

На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником:

  • а) ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
  • б) обращение к собеседникам по имени и отчеству;
  • в) соответствующий внешний вид (одежда, подтянутость, выражение лица);
  • г) проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам;
  • е) обращение за ответом и т.п.

Начальный этап беседы имеет прежде всего психологическое значение. Первые фразы часто решающим образом воздействуют на собеседника, т.е. решение выслушивать вас дальше или нет.

Фаза II. Передача информации - передача сведений, с которыми вы хотите их познакомить. Такая передача должна быть точной, ясной (отсутствие двусмысленности, путаницы, недосказанности), профессионально правильной и по возможности наглядной (использование общеизвестных ассоциаций и параллелей, а также наглядных пособий).

Цель этой части беседы заключается в решение следующих задач :

сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника;

выявление мотивов и целей собеседника;

передача запланированной информации;

анализ и проверка позиции собеседника.

  • 5 основных групп вопросов:
  • 1. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые ожидается ответ "да" или "нет". Какова цель вопросов такого типа? Получить от собеседника обоснованные аргументы для ожидаемого от него же ответа.
  • 2. Открытые вопросы - это вопросы, на которые нельзя ответить "да" или "нет", они требуют какого-то объяснения ("Каково Ваше мнение по данному вопросу?", "Почему Вы считаете принятые меры недостаточными?").
  • 3. Риторические вопросы - на эти вопросы не дается прямого ответа, т.к. их цель - вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы и обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения ("Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?").
  • 4. Переломные вопросы - удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают целый комплекс новых проблем. ("Как Вы представляете себе структуру и распределение.?").
  • 5. Вопросы для обдумывания - вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано ("Правильно ли я понял Ваше сообщение о том, что.?, "Считаете ли Вы, что.?).

Особое внимание нужно уделять краткости изложения. Необходимо не забывать о временных рамках беседы. Вольтер как-то сказал: "Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказать все".

Постоянно следует помнить о направленности беседы, т.е. держать в голове ее основные задачи и не отклоняться от темы, даже если собеседники забрасывают докладчика вопросами.

При информировании нужно искренне и заинтересованно слушать говорящего. И при этом еще стараться оставаться самим собой: естественным, вежливым без формализма, радушным хозяином, чуждым, однако, маниловским излияниям.

В процессе информирования следует внимательно следить за всем, что спрашивает собеседник, за смыслом его слов. Если что-то неясно, следует обязательно поставить уточняющий вопрос, но так, чтобы собеседник при ответе высказал собственное мнение, а не пытался говорить, используя затасканные стереотипы.

Фаза III. Аргументация

Аргументация - это способ убеждения кого-либо посредством значимых логических доводов. Она требует больших знаний, концентрации внимания, присутствия духа, напористости и корректности высказываний, при этом ее результат во многом зависит от собеседника.

Здесь значение имеет:

  • 1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.
  • 2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента собеседника.
  • 3. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику, т.к. это, особенно при длительных контактах, окажется для вас же намного выгоднее:

всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для вас неблагоприятные последствия;

продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые приняты собеседниками;

избегать пустых фраз.

4. Приспособить аргументы к личности вашего собеседника:

направлять аргументацию на цели и мотивы собеседника;

избегать простого перечисления фактов;

употреблять терминологию, понятную вашему собеседнику.

  • 5. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование и понимание.
  • 6. Попытаться как можно нагляднее изложить собеседнику свои доказательства, идеи и соображения.

В аргументировании выделяют две основные конструкции: доказательная аргументация, когда вы хотите что-то доказать или обосновать, и контраргументация, с помощью которой вы опровергаете утверждения партнеров по переговорам.

Для построения обеих конструкций используются следующие основные методы аргументирования (логические).

Фундаментальный метод представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого вы знакомите с фактами и сведениями, являющимися основой вашего доказательства. Если речь идет о контраргументах, то надо пытаться оспорить и опровергнуть доводы собеседника.

Метод противоречия основан на выявлении противоречий в аргументации оппонента. По своей сущности этот метод является оборонительным.

Метод извлечения выводов основывается на точн6ой аргументации, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приводит вас к желаемому выводу. При использовании этого метода следует обращать внимание на так называемую кажущуюся причинность. Обнаружить ошибку такого рода не так просто, как в примере использование кажущейся причинности на одном уроке физики. Учитель спросил ученика: "Что ты знаешь о свойствах тепла и холода?" - "В тепле все тела расширяются, а в холоде сужаются". "Правильно, - заметил учитель, - а теперь приведи несколько примеров". Ученик: "Летом тепло, поэтому дни длиннее, а зимой холодно - и дни короче".

Метод сравнения имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно.

Метод "да-но". Часто партнер приводит хорошо подобранные аргументы. Однако они охватывают или только преимущества, или только слабые стороны. Но поскольку в действительности у любого явления имеются как плюсы, так и минусы, то можно применить метод "да-но", который позволяет рассмотреть и другие стороны предмета обсуждения. В данном случае надо спокойно согласиться с партнером, а потом начать характеризовать этот предмет с прямо противоположной стороны и трезво взвесить, чего здесь больше, плюсов или минусов.

Метод "бумеранга" дает возможность использовать "оружие" партнера против него самого. Этот метод не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное действие, если применять его с изрядной долей остроумия.

Метод игнорирования. Очень часто бывает, что факт, изложенный партнером, не может быть опровергнут, но зато его можно с успехом проигнорировать.

Метод опроса основывается на том, что вопросы задаются заранее. Конечно, не всегда целесообразно сразу открывать свои карты. Но все можно задать партнеру заранее ряд вопросов, чтобы хотя бы в основном выявить его позицию.

Метод видимой поддержки. Заключается в том, что к примеру, партнер изложил свои аргументы, и теперь вы берете слово. Но вы ему вообще не возражаете и не противоречите, а, к изумлению всех присутствующих, наоборот приходите на помощь, приводя новые доказательства в его пользу. Но только для видимости. А за тем следует контрудар, например: "Вы забыли в подтверждение вашей мысли привести и такие факты… "Но все это вам не поможет, так как…" а затем наступает черед ваших контраргументов.

Таким образом, создается впечатление, что точку зрения партнера вы изучили более основательно, чем он сам, и после этого убедились в несостоятельности его тезисов. Однако этот метод требует особо тщательной подготовки.

Фаза IV. Завершение беседы и принятие решения.

Последний этап беседы - ее завершение. Успешно завершить беседу - это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе решаются следующие задачи:

принятие решения

достижение основной или (в неблагоприятном случае) запасной (альтернативной) цели;

обеспечение благоприятной атмосферы;

стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий;

поддержание в дальнейшем (в случае необходимости) контактов с собеседником, его коллегами;

составление резюме с четко выраженным основным выводом, понятным всем присутствующим.

Существует два приема ускорения принятия решения: прямое и косвенное ускорение.

ПРЯМОЕ УСКОРЕНИЕ. Пример такого приема: "Мы сразу будем принимать решение?" чаще всего собеседник еще не успел принять решение, и поэтому он отвечает: "Нет, пока не нужно. Я еще должен все обдумать".

С помощью приема "прямое ускорение" можно принять решение в самые короткие сроки. Но такой прием часто не достигает цели, поскольку в 50% подобных случаев собеседник говорит "нет".

КОСВЕННОЕ УСКОРЕНИЕ. Этот прием позволяет привести вашего собеседника к желаемой цели постепенно. Преимущество его в том, что вы довольно рано начинаете работать над достижением своей цели, снижая степень риска неудачи.

Существует четыре варианта этого приема.

Гипотетический подход. Почти все люди испытывают некоторый страх, оказавшись в ситуации, когда им необходимо принимать решение. В связи с этим целесообразно говорить лишь об условном решении, чтобы собеседник расслабился и привыкал к нему постепенно. Для этого подходят следующие формулировки: "Если…", "В случае если…", "Предположим, что…".

Поэтапные решения. Окончательный вывод собеседника можно предупредить, предположив, что основное решение беседы уже принято. Тогда принимаются только предварительные или частичные решения. Таким образом, вы фиксируете отдельные моменты решений еще до того, как собеседник дал свое согласие. В результате достигается сильное воздействие (путем внушения) на собеседника в нужном направлении.

Альтернативные решения. Суть этого подхода в том, что вы предлагаете собеседнику альтернативные варианты решения вопроса. Важно, что оба варианта вас устраивали.

Все перечисленные методы косвенного ускорения принятия решения продуктивны сами по себе, а если их использовать комбинированно, то их эффективность будет еще выше.

Применяя эти методы, вы как бы заводите своего собеседника в безобидный тупик. Он углубляется в него и невольно приближается к окончательному решению.

Заключительную часть выступления собеседник запоминает лучше всего. Значит, последние слова оказывают на него наиболее сильное воздействие. В связи с этим рекомендуется записывать и заучивать наизусть несколько последних предложений или хотя бы заключительное.

Несколько общих советов в связи с окончанием беседы:

Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с вашей целью.

Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник.

Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться.

Пользуйтесь достоверными аргументами, так как лучше, если собеседник примет решение сейчас, чем потом.

Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не повторит "нет".

Не сдавайтесь на милость собеседника до тех пор, пока не попробуете все известные методы форсирования.

Следите за поведением собеседника, чтобы вовремя понять, что беседа подходит к концу. Закончите беседу в нужный момент.

Достигнув цели, прощайтесь с собеседником. Как только будет принято решение, поблагодарите собеседника, поздравьте его с разумным решением.

Завершение беседы нельзя сводить только к простому повторению наиболее важных ее положений. Основные идеи должны быть сформулированы очень четко и кратко. Вы должны придать общему выводу легко усваиваемую форму, т.е. сделать несколько логических утверждений, полных смысла и значения. Всем присутствующим должна быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего вывода, не должно быть места лишним словам и расплывчатым формулировкам. В обобщающем выводе должна преобладать одна основная мысль, изложенная чаще всего в виде нескольких положений, которые последовательно выражают ее в максимально сжатой форме.