Банки

Название для детской выставки. Выставка «Многоликая кукла

Кому не знакома ситуация, когда написан хороший, интересный, захватывающий сценарий мероприятия, оформлена выставка рисунков или поделок, но вот название никак не придумывается… А ведь зачастую именно удачно подобранное название мероприятия способно вызвать у зрителей интерес и желание посетить его.

Каким должно быть название мероприятия?

Во-первых, оно должно быть подходящим.

Например, для выставки декоративно – прикладного творчества подходят такие названия как:

«Город мастеров»,

«Золотые руки »,

«Рукотворные чудеса»,

«Перезвон талантов».

Если выставка посвящена определенному виду декоративно-прикладного творчества, это тоже можно подчеркнуть в названии, например:

- «Кузница счастья» (выставка кованных изделий),

- «Песни гончарного круга» (выставка изделий из глины)

- «Поэма о дереве» (художественная резьба по дереву),

- «Белая сказка» (кружевоплетение).

Если мы готовим профессиональный праздник, можно сделать так, чтобы профессия угадывалась в названии:

– для Дня медицинского работника – «Скорая культ-помощь», «Рецепт хорошего настроения»

– для Дня строителя: «Фундамент счастья», «Домашние очаги»

– для Дня автомобилиста: «Колесо фортуны», «Дороги, которые мы выбираем»

– для Дня работников сельского хозяйства: «Праздник березки», «Пшеница золотая», «Руки, пропахшие хлебом» и т. д.

Неправильно начинать работу над мероприятием с названия. В начале нужно определиться с темой и идеей, тогда и название придумать будет гораздо легче. Приведем пример. Работая над сценарием конкурсно - игровой программы для детского мероприятия, посвященного международному дню защиты детей, сначала необходимо разработать идею праздника, набросать сценарный план, а потом исходя из замысла сосредоточится на названии. Например: идея посвятить мероприятие знакомству ребят с культурой разных стран: с играми, пословицами и поговорками, символикой, может называться «Вокруг света за одно лето», «Путешествие в страну детства» и т.д.

Во-вторых, хорошо если название будет образным . Обычно человек легче всего воспринимает образ, поэтому можно постараться создать с помощью слов «картинку» в воображении. Например, в нашей стране существуют фестиваль под названием «Майское дерево» , праздник поэзии «Ромашковая Русь» , конкурс детско-юношеского творчества «Подснежник».

В-третьих, можно создать символичное название: здесь неоценимую услугу окажет словарь символов. Например, из него мы узнаем, что:

искра - символизирует душу;

лабиринт – таинственность, загадочность;

луч – творческую энергию;

журавль – долголетие, мудрость, честь;

дельфин – спасение, скорость, мощь моря;

гора – духовную высоту, подъем, устремленность;

мост – объединение;

рассвет – надежду и молодость;

свеча – одинокую человеческую душу;

лира – поэтическое вдохновение.

Так, воспользовавшись последним символом можно подобрать название к поэтическому конкурсу, например «Золотая лира», «Я лиру посвятил народу своему» и т.д.

В-четвертых, название может быть интригующим . В этом случае оно должно подходить к мероприятию, но не «раскрывать все карты». Примером может служить название программы «Фильм, фильм, фильм », «Дело было в…»,

«Трям, здравствуйте!» и т.д.

Попробуйте поиграть словами, например, заменить приевшиеся прилагательные на существительные. Так, если мы говорим о выставке мастеров по кружевоплетению, пусть она называется не «Сказочные кружева», а « Кружевная сказка »; если о выставке гончарных изделий, то – не «Чудесная глина», а «Чудеса гончарного круга» ; о выставке мастериц-вышивальщиц – не «Волшебные нити», а «Волшебство на кончике иглы».

Важно помимо общего названия попробовать переименовать и саму форму мероприятия, чтобы она также вызывала интерес. Причем содержание его может не меняться. Вспомните, как в фильме Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» главная героиня печет торт «Чайный», но придумывает для него романтическое название «Маэстро». Попробуйте поступить также и вместо приевшихся «конкурсно-игровых программ» и «викторин» назвать мероприятия сказочный круиз «Летучий корабль» или игра-путешествие «Вокруг света за одно лето». Согласитесь, это звучит интересней.

Где искать название для мероприятия?

1. Поскольку название состоит из слов – полезно обратиться за помощью к мастерам слова – поэтам, писателям, журналистам . Часто в качестве названия можно использовать строчку из стихотворения. Например, для праздника, посвященного 8 марта – «И тает лед, и сердце тает», для Дня Святого Валентина – «Я побежден, любовь, твоею силой». Строчка из песни «Куда уходит детство» станет неплохим названием для выпускного вечера в школе. Название фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» подойдет для фестиваля самодеятельного творчества инвалидов.

2. Много идей вы найдете и в прозе: сказках, романах, рассказах. Полезно вспомнить литературных героев или литературные образы, такие как Алые паруса, Синяя птица, Аленький цветочек, Цветик-Семицветик, Лукоморье. Большой простор для поиска подходящего названия представляют мифы: древнегреческие, мифы древних славян.

3. Журналисты – мастера придумывать броские заголовки. Поэтому, читая статьи, посвященные различным культурным мероприятиям, обращайте внимание на заголовки и наиболее красивые и интересные выписывайте. В дальнейшем они могут вам пригодиться.

Например: «Увидеть мир сердцем» (статья о фестивале творчества детей-инвалидов), «Парад фантазий» (о выставке декоративно-прикладного искусства), «Новый рассвет старой дружбы» (о празднике национальных культур),

«От сердца к сердцу» международном фестивале народного творчества) и т. д

4. Следующий источникцитаты и высказывания выдающихся личностей: писателей, политиков, педагогов, философов и др. Цитаты обычно бывают длинными, поэтому из них надо выбрать для названия ключевые слова.

Например, из высказывания П. Беранже «Сердце матери – неиссякаемый источник чудес» может получиться название для праздника, посвященного Дню матери – «Неиссякаемый источник чудес». А из высказывания Плиния Старшего «Дом там, где твое сердце» – название мероприятия, посвященного семье.

5. Оказать помощь в поиске названий могут обычные толковые словари. Мы не в состоянии держать в памяти все слова, многие из них забываются из-за того, что употребляются нечасто.

6. Если вам нужно срочно придумать название, а под рукой только телефонный справочник, предлагаю вам воспользоваться словами-помощниками. Оригинальное название из них, к сожалению, не получится, но все же лучше чем ничего.

7. Еще один вариант - к одному из приведенных ниже слов вы просто подставляете героя, предмет или какое-либо понятие (из вашего мероприятия).

ü В гостях у (подставляем героя в зависимости от темы мероприятия – «В гостях у Деда Мороза», Лесовичка, Золушки и т.п.)

ü Праздник (русского платка, детства, солнца, друзей, книги).

ü Приключение (солнечных зайчиков, снеговика и т. п.)

ü В царстве (флоры и фауны, фантазий, весны, любви)

ü Азбука (здоровья, солдата, родителей)

ü Путешествие (на ковре самолете, в страну детства и т. п.)

ü Золотой (ая, ое) («Золотая нить» – конкурс модельеров, «Золотое перо» – поэтов, писателей, журналистов)

ü Музыка, мелодия (лета, любви, души, сердца, природы)

ü Сказка (и) (леса, моря, зимняя сказка)

8. Если времени у вас много, попробуйте использовать метод ассоциаций .

Например, вы придумываете названия к празднику 8 марта. С чем он у вас ассоциируется? Записывайте все, что приходит в голову.

тепло букет красота сердце забота музыка

совершенство чувства нежность

Когда фантазия истощится – попробуйте из записанных слов составить название.

Например:

1. Букет из самых нежных чувств

2. Если в сердце живет весна

3. О, женщины, вам имя – совершенство!

Чем больше ассоциативных цепочек вы создадите, тем больший будет выбор слов для названия. Во время этой работы можно задавать различные вопросы: «Что любят женщины», «Каковы их главные качества» и т. п. Ответы записывайте.

Полезные советы

1. Избегайте избитых названий, таких как

o «Мама, папа, я – спортивная семья»

o «Хлеб – всему голова»

o «Мои года – мое богатство»

o «Любви все возрасты покорны»

o «Скажи наркотикам нет»

o «В здоровом теле – здоровый дух» и т. д.

Сами по себе эти названия – хороши, но их так часто используют, что они потеряли новизну.

2. Лучше, если название не будет начинаться с предлогов. Например, в нашей области проводились театрализованные и концертные программы: «И песня тоже воевала», «А ради жизни на земле». Название должно быть коротким. Не стоит придумывать слишком длинное.

3. Название должно содержать какую-то мысль, избегайте ничего не говорящих названий, например, «У моей России» (День единства России). Напрашивается вопрос: «Что именно у моей России?»

4. Не забывайте выделять запятыми обращение в названиях: «Гуляй, казак», «Здравствуй, милый хуторок».

5. Не стоит использовать общеизвестные истины «Спорт – это здоровье», «Пьянство – яд!».

6. Не делайте акцент на негативном слове в названии, например, «Наркотический дурман». В названии добро должно торжествовать над злом – «Я выбираю жизнь».

Примеры удачных и неудачных названий

Удачные названия:

o Детское сказочное представление «Фея ледяной сказки»

o Конкурс детского рисунка «Рисует узоры мороз»

o Вечер встречи с ветеранами ВОВ - Огонек «Глазами тех, кто был в бою»

o Литературно-музыкальная композиция «Нет, не ушла война в преданье»

o Детская театрализованная пасхальная программа «Ликуй, земля!»

o Детские посиделки «Гуляют ребятки в зимние святки»

o Поэтический вечер «В лабиринтах души»

Неудачные названия:

· Тематическая программа «Прикоснись сердцем к подвигу»

· Спортивно-игровая программа «Семейный поединок»

· Игровая программа для детей «Снежная зима»

· Новогоднее представление «Неправильная сказка»

· Новогодняя развлекательная программа «Пой с нами»

· Детская игровая программа «Крещенский денёк»

· Тематический вечер «Мы дружим и поем – без наркотиков живем»

· Конкурсно-развлекательная программа «Моя вторая мама»

· Детская развлекательная программа «Повеселимся от души»

· Устный журнал «О пивном алкоголизме»

На фото: интерьерные куклы Михаила Зайкова

Проблемы отечественного рынка
Если говорить про собирательный портрет российского коллекционера, то это взрослые люди, которые научились зарабатывать деньги, но потеряли «вкус детства». Интерьерные куклы для них - статусное украшение интерьера, но собирать их, оказывается, не так-то просто, как кажется.

«К сожалению, сейчас в России нет специального клуба, занимающегося интересами коллекционеров. Люди самостоятельно страхуют свои собрания; некоторые выставляются, другие, напротив - никого не допускают к своей коллекции. Искать редкие образцы интерьерных кукол заказчикам помогают галеристы. Это не посредничество, это серьезная профессиональная деятельность и репутация, потому что далеко не каждому открываются двери мастерских или частных собраний. Искусство галериста, его вкус, его опыт нарабатываются десятилетиями», - рассказывает Ирина Мызина, директор кукольной галереи « Вахтановъ ».

Выставки интерьерных кукол
Если вы разбираетесь в предмете коллекционирования - кукол ручной работы можно купить на одной из специализированных выставок. В обеих столицах они проводятся много раз в год. На таких выставках показывают коллекции известных мастеров, здесь художники, коллекционеры и галеристы знакомятся друг с другом.

  • В Санкт-Петербурге дважды в год проходит международная выставка « Время кукол».
  • В Москве основных выставок несколько: выставка кукол и мишек Тедди MosFair, международная выставка художественный кукол галереи « Вахтановъ», выставки творческих союзов кукольников, кукольных галерей.

«Однажды попав на выставку кукол, человек становится поклонником кукольного искусства, даже если не переходит в разряд коллекционеров, - рассказывает Ольга Лахина, исполнительный директор Фонда «Куклы Мира». - Удивительно, но именно в кризис интерес к искусству куклы растет. Наши зрители ходят по выставке с улыбкой на губах, посещаемость с годами не падает - наоборот, сохраняется на том уровне, который был у нас семь лет назад, на самой первой выставке «Искусство куклы» в Манеже: тогда очередь в кассу протянулась через весь Охотный ряд до самой Красной площади».

На фото: Ольга Лахина, исполнительный директор фонда «Куклы Мира», основатель и организатор международной выставки кукол и мишек Тедди « Время кукол » в Санкт-Петербурге, главный редактор журнала « Кукольный мастер »

Что читать, если вы - коллекционер кукол
Журнал «Кукольный мастер» изначально задумывался как издание, предназначенное в первую очередь для художников по куклам. Но за тринадцать лет работы журнала его читательская аудитория вышла далеко за рамки сообщества кукольных мастеров. Теперь его читают коллекционеры, любители кукол ручной работы, просто случайно прикоснувшиеся к этому миру люди. Время от времени редакция делает тематические выпуски, они очень быстро раскупаются и становятся раритетами. На журнал «Кукольный мастер» можно подписаться через общероссийский каталог Роспечати, приобрести в кукольных галере ях, на выставках или же заказать через интернет-магазины, где продают товары для художников по куклам.

На фото: Лана Летта, президент фонда «Куклы Мира» , основатель Музея истории куклы в Москве, руководитель Школы кукольного дизайна, издатель журнала « Кукольный мастер » , коллекционер

Музей интерьерных кукол под эгидой фонда «Куклы Мира»
Работает с апреля 2010 года - проводит просветительские акции и мероприятия, имеет единственную в России учебную программу по авторской кукле, которая реализуется в Национальном институте дизайна РФ, выпускает специализированную и обучающую литературу, вывозит работы российских авторов на выставки за рубеж. В коллекции музея собраны и театральные куклы, и этнические, и куклы теневого театра, современные и антикварные, фабричные и авторские в единственном экземпляре, куклы советского периода и даже античные - всего более 10 000 экземпляров.

Кто есть кто на рынке коллекционных интерьерных кукол
В мире кукол каждый год мастера знакомят коллекционеров и любителей кукольной тематики со своими новыми коллекциями. Среди мастеров есть звезды, куклы которых поклонники ждут с нетерпением.

1. Кукольный мастер Михаил Зайков
По образованию Михаил - скульптор; об авторской кукле как о серьезном искусстве узнал, посмотрев работы Лауры Скаттолини (Laura Scattolini) в московской галерее кукол. «Ее работы вдохновили меня, я сделал первую авторской куклу», - делится своей историей Михаил. В середине декабря 2016 года интерьерные куклы Михаила Зайкова стали лицом выставки в Гостином Дворе.

В 2013 году Михаил впервые выставил свои работы (шарнирные куклы) на выставке художественных кукол « Искусство куклы » в Москве. И в се были раскуплены в частные коллекции! В апреле прошлого года он представлял свои новые работы в Амстердаме на международной выставке кукол DABIDA.

«Я работаю с разными видами полимерных глин. Рост интерьерной куклы около 75 см, подвижность каждой обеспечивают 14 шарниров. Одежду для кукол шьет художник-модельер Ирина Куземина, используя для ее изготовления антикварные и винтажные ткани и кружева. Обувь из тонкой натуральной кожи я делаю сам», - рассказывает Михаил. По его словам, работа над куклой - это симбиоз скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства,

«Возможно, мои куклы более реалистичны, чем это принято. Думаю, поэтому неподготовленным зрителям фотографии этапов процесса работы над куклой кажутся жуткими. Но когда работы полностью готовы, реакция коллекционеров и посетителей выставок мне очень приятна», - улыбается мастер.

2. Художники по куклам Лена и Катя Поповы
На мой вопрос, как это вообще возможно, работать над одной куклой вдвоем - сестры отвечают, что им очень комфортно: «Мы вдохновляем друг друга, вместе дорабатываем идеи. В процессе даже меняемся куклами, поэтому трудно сказать, кто что сделал. Бывает, часто вырываем друг у друга карандаш, чтобы успеть черкнуть свежую мысль. Но это нас лишь веселит! Можно сказать: “Лена знает, что делать, а Катя знает как”. И наоборот!».

На фото: роспись тела и нанесение макияжа - работа над интерьерной куклой

«Все куклы (даже те, что из разных коллекций) ростом около 40 см. Фарфор - хрупкий материал, а кукла такого размера из фарфора - это большой риск. На своей практике мы убедились, что как бы бережно ни обращались с куклой, она все равно может упасть. Поэтому своих кукол мы делаем из полиуретана, да и цена такой куклы будет намного ниже».

Факт: На изготовление одной куклы у Лены и Кати Поповых в среднем уходит около трех недель.

На фото: интерьерная кукла с росписью на теле из коллекции Blue Skin

«Одна из главных особенностей наших кукол - это пластика тела, - рассказывают сестры. - Именно шарнирные куклы BJD позволяют создать изгибы, наклоны для впечатляющих постановок. Наши куклы умеют принимать выразительные позы. Это нюанс нам пришлось дорабатывать с мастером. Необходимо было добавить куклам свободы движения, сохранив при этом баланс и равновесие. В итоге результатом мы остались довольны».

У Лены и Кати нет учеников и подмастерьев - они все делают сами. И поэтому гарантируют высочайшее качество каждой куклы.

«За эти годы мы накопили богатый опыт в работе с различными материалами. В том числе - разработали несколько секретных технологий работы с париками и одеждой, которые никому не рассказываем», - делятся сестры.

Факт: Дизайнер обуви Luois Vuitton Фабрицио Вити (Fabrizio Viti) - большой фанат кукол Кати и Лены Поповых. «Сейчас он создал свой бренд (игрушечных туфель для кукол, - прим. ред) и сделал нашу куклу его лицом», - рассказывают сестры.

3. Ольга Сукач
Художник-кукольник, член Творческого союза художников России (ТСХР), участник Экспериментальной творческой мастерской Российской академии художеств и Творческого союза художников России DOLLART RU , постоянный участник московских и региональных тематических выставок. Работы Ольги находятся в частных коллекциях и фондах России, Европы и Америки. Мы уже писали о квартире и мастерской Ольги, о ее студии и куклах.

На фото: куклы интерьерные «Набулио», паперклей

«В детстве я была стилистом для своих игрушечных кукол: шила им, украшала, стригла. Думала, что это не настоящая игра, так в куклы не играют. Сейчас я понимаю, что это и была моя игра, в которую я играю до сих пор. Только добавился сам персонаж: теперь я не только украшаю куклу, но и сама создаю ее», - рассказывает Ольга. - « Деревянная кукла - это особая кукла. Это же Буратино, настоящий человечек, наше детство. Это долговечный материал, хранящий историю, тепло, душу. В нем есть что-то невероятно настоящее».

На фото: интерьерная кукла «Кукушка кукушонку…», фарфор

Ольга работает с разными материалами. С современными пластиками, гипсом, папье-маше, деревом. Новая коллекция - интерьерные фарфоровые куклы . «Кукла может быть игровой или скульптурной. У меня нет определенных макетов и шаблонов, размеров. Все куклы разные. Это интересно, дает массу вариантов и импровизаций ».

Особое внимание Ольга уделяет костюмам: «Люблю смешивать современные и антикварные ткани, кружево, ленты. В основном работаю с шелком. Он так идет куклам».

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, в связи с этим эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Народная кукла делает прошлое интереснее и понятнее. В каждом селе свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Что-то привлекательное и таинственное кроется в кукле, до конца не раскрытое. Традиционная тряпичная кукла безлика.

Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Приглашаю вас на свою выставку.

Каждая моя кукла, поверьте живет, слышит, любит. Свои работы комментирую стихотворением Эльзы Поповой.

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Не особенно хитра лыкова наука,

В деревенском житие для семьи - порука.

Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили

Неприменно куклы те дареными были.

Они древности полны и не так пустячны,

Из соломы и золы, глины, всяких всячин.

До рождения дитя, делали "мотанку"

И ложили в колыбель для чертей обманку.

Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,

Кукла духов на себя злобных отвлекала.

И уже в двенадцать лет девочка умела

Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.

Замуж рано шли тогда, вместе с коробОчком.

Свекор чинно, для игры, выделял часочек.

Плакальщица в сундучке ко слезам внимает.

Если дочери в семье плохо - мать узнает.

Как приедет навестить - куколка "судачит":

Коли мята и грязнА - дочь частенько плачет.

Правду матери сказать может побоится,

Плакальщица в кулачке ей не отмолчится.

А Желанница была девушкам - подружка.

С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.

Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали

Ленту алую, потом исполненья ждали.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Травница - её травой наполняли разной.

Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.

По избе душистый дух лета разносился

Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.

Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.

Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.

Колокольчик - знак вестей старого Валдая,

Три юбчоночки на ней, сверху золотая.

Хохотушки по весне - стало быть Веснянки,

Жизнерадостной судьбе верные служанки.

Костромушка - прИманит женщине ребёнка,

В галерее «Новое пространство» успешно экспонируется ежегодная выставка кукол. Она посвящена Году литературы, оттого имеет многозначительное название «О чем молчат куклы».

Перед восторженными зрителями предстала вереница художественных произведений, воплотивших литературные образы.

Алиса Якиманская , известнейший мастер, говоря о взаимосвязи кукольного дела и литературы, написала: « Читая книги, слушая музыку, разглядывая картины, находясь в толпе, сидя на берегу озера, мы как бы напиваемся образами, метафорами, чувствами, событиями. Мы учимся сочетать слова, звуки, цвета, мысли – и это отражается на нашей жизни и на том, что мы создаем. Для меня каждая кукла – это собирательный образ. И его надо найти! А делать это надо долго и упорно. Все мои человечки ведут меня за собой, через мир поэзии, музыки, снов… и не отпускают, пока все точки-крючочки, слова и морщинки не окажутся на своих местах. Мои любимые авторы: А.Чехов, У.Эко, А. Линдгрен, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, Р. Киплинг, Н. Олейников, Туве Янссон и многие другие».

Ее кукла – марионетка «Пьеро» сделана для спектакля «Актер перед обманчивым зеркалом», по мотивам поэзии Луи Арагона, и не раз принимала участие в театральных спектаклях. Мне запомнилась своим глубоким погружением в музыку кукла «Музыкант» по мотивам новеллы Э.Т.А. Гофмана «Кавалер Глюк».

Второй год отбор на выставку проводился через социальную сеть «ВКонтакте», с последующим вердиктом компетентного жюри. В экспозицию выставки этого года вошли всего тридцать семь разнообразных кукол, среди которых каркасные, шарнирные и будуарные.

Впервые отдельной секцией представлены куклы, выполненные в жанре декоративно-прикладного искусства (текстильные куклы, медведи Тедди, композиции из шерсти и другие).

Общее впечатление от созданной экспозиции – замечательное! Первая, была пестрее, зрелищнее, потому что мастера для декорирования принесли красочные драпировки, множество аксессуаров. Для второй выставки были изготовлены специальные подставки под кукол. А на третьей, придуманы замечательные «облака» под потолком, «детский городок», остроумная елка из бумажных конусов, и художественно преобразовано все пространство галереи.

Для большинства авторов участие в выставке кукол – добрая новогодняя традиция, возможность показать свой уровень. Такие выставки необходимы, мы зрители реально видим, как уровень работ с каждым годом возрастает. И примечательно, что, каждый год выставки предъявляют новые имена кукольников.

Для меня новым именем стало имя Татьяны Рассказовой . Ее «чудо босоногое» по мотивам стихотворения И. Рудиной «Ходит чудо по квартире…» предстало в виде пухлого малыша, занятого поеданием конфет.

Ходит чудо по квартире,
Нет его любимей в мире.
Как озера блюдца-глазки,
Гномик маленький из сказки.
Говорит он: — Дай конфет!
Отвечает мама: — Нет!
Гномик ласковый пропал,
Вредным плаксой гномик стал!

Вот что пишет она о книжках: «С малых лет, как и многим деткам, родители читали мне сказки, а потом библиотека стала моим лучшим другом. «Золушка», «Русалочка», «Щелкунчик» – мои любимые произведения детства. Став мамой, возвращаешься в детство снова и с радостью читаешь все лучшие сказки, стихи уже дочке и ловишь себя на мысли, что детство никуда не уходит от тебя. Скоро, наверное, уже стану бабушкой и тогда буду читать волшебные сказки своим внукам. Мир Сказок неожиданно подарил мне мое новое увлечение – это создание кукол, образы которых неисчерпаемы в литературе. Одно Волшебство – Литература, подарило мне другое Волшебство – Кукольный Мир! »

В экспозиции представлены произведения мастеров из Тольятти. Татьяна Куркина выставила двух клоунов. «Мой любимый клоун», по мотивам одноименной повести В. Ливанова, и «Клоун с осенью в сердце» по мотивам повести В. Драгунского «Сегодня и ежедневно». Фигурки живые, веселые, задорно играют колокольчиком и платочками.

Ирина Киреева из Тольятти предъявила замечательного Кристофера Робина героя сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», как будто выскользнувшего со страниц книги, а Татьяна Тимонина видимо, переполнена безудержной фантазией настолько, что своих персонажей «Пьеро и Коломбину» по мотивам стихотворения А. Блока «Балаганчик», перегрузила множеством деталей и аксессуаров.

«Доказывать пользу книг смешно. Без литературы нет ни культуры, ни жизни. Открывая книгу, получаешь уникальную возможность погрузиться в мир, созданный писателем, повстречаться с совершенно разными людьми, узнать о различных стилях речи и характерных для них выражениях. Так что, много читая, можно потренировать свое остроумие и красноречие. Во время чтения книги я анализирую поступающую информацию. Мне интересно оценивать характер персонажей и их действия, предсказывать поступки и прогнозировать развитие событий, все это обеспечивает приятную и эффективную тренировку мозга и очень помогает мне выстроить характер будущей куклы, – пишет Татьяна Тимонина .

Очень достойно предстали кукольники Жигулевска. Светлана Бузницкая выставила трогательную «Еву» по мотивам произведения Л. Будогоской «Повесть о рыжей девочке», Наталья Нестерова – «Пуговичнного короля» по мотивам авторской сказки «Золотая пуговица», Светлана Климова создала простодушную «Лизоньку» по мотивам стихотворения Е.Тараховской: «Я снегурочку слепила. В коридор поставила. А она …растаяла!»

Татьяна Малушкина ведущий мастер-кукольник растрогала образом темнокожей девочки Пати по мотивам повести М. Коршунова «Крабий тупик» и композицией из двух миниатюрных шарнирных кукол Кай и Герда по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева. Конечно, Кая и Герду сложно создавать, учитывая известность и изобилие иллюстраций. Главное, не впасть в мимишность, сентиментальность. И это удалось. Образы сложились проникновенные, теплые и совсем современные. Татьяна Малушкина пишет: Я очень люблю волшебные сказки. Я живо представляю героев, их внешность, чувства, голос. Отчасти поэтому мне нравится создавать миниатюрных героев с живыми глазами, говорящими без всяких слов. Куклы, как и книги, – целый объемный мир, который обращается к душе человека.

Наталья Стукалова в этом году открыла для себя удивительного писателя, который захватил все мысли, все восприятие: Милорад Павич. Одно из его высказываний ее совершенно потрясло: «Роман – это государство, большое или маленькое. У него свои законы, свое население, своя валюта, им еющая или не имеющая хождения за пределами страны. У романа свои берега, свои границы, своя война, свой мир и свое время… Роман имеет своего отца и свою мать, но может быть и сиротой. Подкидышем. Подобно государству он может иметь свою родословную, а может быть выскочкой. Может быть дешевой проституткой или дорогой женщиной. Романы имеют не только своих предшественников, но и свое потомство, своих сыновей и дочерей, праправнуков. Государство имеет своего основателя, имеет его и роман».

Вдохновляясь рассказом «Обед на польский манер», она создала экспрессивную композицию с изображением погрудных портретов за столом.

Наталья Дементьева работает в широком диапазоне, предпочитая композиции из двух фигур, любит создавать костюмированную куклу, тяготея к описательности: «Литература для меня – величайшее наслаждение, возможность побывать там, где никогда мне не быть, узнать людей, испытать невероятные чувства, поучаствовать в приключениях и найти друзей. В общем, литература – все то, чего мне не хватает в реальности».

Вероятно отсюда такая тяга к литературности. Вот «Скрипичный мастер Николо Амати из романа братьев Вайнеров. Видно, у художника хорошая фотографическая память, и этим интересны ее портретные композиции. Композиция «Никогда не играйте с незнакомцами» по мотивам романа «Мастер и Маргарита» интересна не фигурой кота Бегемота за шахматной доской, а верным воспроизведением облика М. Булгакова. Но особенно меня поразил Александр Кайдановский в роли Сталкера. Он похож тонкими чертами лица, выразительной мимикой, и тем, как сидит, похож до оторопи и, даже немножко пугает.

Татьяна Завальская , создавая большое количество пуховичков и одеялок для шарнирной «Принцессы на горошине» по мотивам сказки Андерсена воспроизводит для нас далекую сказочную эпоху. Она пишет: Люблю читать сказки с четырехлетним сыном и не только сказки… Просто люблю читать… Неслучайно в русском языке существует выражение «люблю книгу», а не «люблю телевизор», подчеркивающее эмоциональную связь человека с этим феноменом культуры

Ежегодные кукольные выставки привлекают зрителей не только удовольствием от созерцания визуального ряда. Каждый год, на протяжении всей работы выставки происходят интересные встречи и мастер-классы. Программа выставки – насыщенная и необыкновенно разнообразная. Перед Новым годом, Татьяна Малушкина учила вышивке японских шаров, Наталья Стукалова – делать декор для дома к Рождеству в технике бумагопластики, Ия Батенева – изготовлению цветов из шелка. Психологи рассказали, зачем люди носят маски, и на днях сыграют моноспектакль по мотивам поэзии Луи Арагона в исполнении Алексея Якиманского .

Мне посчастливилось попасть на встречу с Еленой Кузуб по теме фантазийной куклы. На первой выставке она представляла очаровательную девочку – монстр Джилли, и сразу запомнилась нестандартным подходом к теме: у Джилли открытый ротик и в нем – зубы, как у акулы. На третьей выставке она представила девочку на куриных ножках – Белую ворону по мотивам одноименного произведения А.Бабкиной и будуарную куклу – Мотю-мотылька из «Доктора Айболита» К. Чуковского.

И пришёл к нему печальный мотылёк:

«Я на свечке себе крылышко обжёг.

Помоги мне, помоги мне, Айболит:

Моё раненое крылышко болит!»

– Не печалься, мотылёк!

Ты ложися на бочок:

Я пришью тебе другое,

шелковое, голубое,

Засмеялся мотылёк

и помчался на лужок

и летает под берёзами

с бабочками и стрекозами.

А весёлый Айболит из окна ему кричит:

«Ладно, ладно, веселись,

только свечки берегись!

Этот Мотя – забавный персонаж, с лицом как у колобка, с крошечными ручками и ножками на жирной тушке. Сзади на спине пришиты махонькие шелковые крылышки: «Как писатель, творящий своих героев через текст, я создаю своих кукол в доступном для меня материале, и иногда только по имени можно понять, что за персонаж стал прообразом созданной мною куклы. Но в этом я как раз и вижу главную прелесть литературы! Даже самое точное описание героя даёт огромный простор для фантазии, и это невообразимо прекрасно!» Во время встречи автор показала интересный альбом с монстрообразными куклами. И такое в наши дни тоже интересно…

Художник Анна Княгиничева неоднократно выставляется на выставках как интересный керамист. Ее куклы из фарфора, покрытые глазурью, тоже можно отнести к милым монстрикам. Это Капитан Крюк и его Прекрасная Дама в розовой пачке с деревянной ногой.

Бывая на этой выставке, обратила внимание на то, что зрители часто останавливались у композиции из двух кукол – «Мастер и Маргарита». Анна Швецова-Зорина усадила своих героев на афишную тумбу. Замечательна роспись задника в стиле арт-деко. Маргарита наклонила свою головку к плечу Мастера, в этой работе есть предчувствие расставания. У мастера довольно странная шапочка, и из-за этого пара проассоциировалась с персонажами книги «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема.

В центральной части зала выделяются произведения Ксении Мингалевой . Композиция «Я люблю свою лошадку» по мотивам стихотворения А. Барто «Лошадка» сразу вызывает симпатии у детей. А «Мастерская мамы Карло» по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» показывает кухню художника, включая показ эскизов, чертежей кукол и персонажи не одетые, не обутые, незавершенные. Она делится впечатлениями: В детстве любимой была книга «Сказки мира». Наверное, в душе я по-прежнему ребенок, так как создаю и рисую героев сказок и стихов.

Куклы Ольги Гагаркиной «Осень», и Натальи Аказиной «Человек рассеянный» созданы по мотивам одноименных стихотворений. А куклы Катерины Барац «Тетя Мотя» и Марины Казанцевой «Паниковский» вдохновлены прозой. И здесь трудно решить, какой персонаж легче создать, поэтический или прозаический. Все зависит от фантазии мастера.

Отдельный раздел в экспозиции посвящен текстильной – декоративно-прикладной кукле: Мне лично понравилась композиция «Три девицы под окном» по мотивам «Сказки о царе Салтане». Это тряпочные фигурки куколок в передниках, в замысловатых головных уборах.

И еще приглянулась скромная Джен Эйр, созданная Татьяной Семиколеновой . У этого мастера точное чувство колорита в подборе текстиля. Известно, что цвет влияет на эмоциональное восприятие образа.

Мастеров и кукол представлено много, но разные жанры, материалы и техники, мое незнание этого раздела декоративно — прикладного искусства, не позволяют высказаться пространно по творчеству ряда авторов.

Вот и закончился Год литературы. На этой выставке выяснилось, что Все мастера-кукольники входят в категорию людей, постоянно читающих книги. Как раз именно они достойно отметили его, посвятив свои произведения. Художник Марина Казанцева – автор куклы «Паниковский» – лаконично выразилась: «Читаю, читаю, читаю… Литература помогает мне отвлечься от обыденности» .

Валентина Чернова

Фото Полины Бедных

Всем тем, кто имеет хоть малейшее отношение к миру антиквариата, известно, что Московский Центральный Манеж, который по праву считается одним из престижных выставочных залов, ежегодно открывает свои двери для антикварных салонов. Помимо этого здесь часто проводят ярмарки современного искусства.

Одно из главных отличий таких ярмарок это возможность продажи антиквариата, то есть прямо во время данного мероприятия любой желающий может купить приглянувшуюся ему предмет искусства.

2019 год не станет исключением из правил. В период с 16 по 21 апреля международная ярмарка, носящая название «Russian Art & Antique Fair» расположится в Центральном выставочном зале Манеж.

Только в этот раз название ярмарки носит несколько иное название. Связано это с тем, что теперь участвовать в выставке могут не только галереи, которые представляют вниманию гостей ярмарки антикварные вещи, сделанные во временной период до 1958 года, прошедшие экспертизу антиквариата, но и те галереи, которые работают с современными видами искусства, а также дизайна.

Вниманию посетителей данной ярмарки будут предложены предметы не только изобразительного, но и прикладного искусства, современные и антикварные скульптуры, старинная мебель, антикварные книги, антиквариат монеты ссср, деньги советского времени, советские агитационные плакаты, старинные ювелирные украшения и многое другое.

Выставки будут работать 16 апреля 2019 года с 14.00 до 21.00, 17-20 апреля с 12.00 до 21.00, а 21 апреля с 12.00 до 20.00. Стоимость билетов от 100 рублей для льготной категории граждан и от 500 рублей для основной категории.

Необычайно красивое алое стекло можно увидеть до конца марта в Музее им. Мальцовых. Сваренное с применением особых технологий стекло пользуется большой популярностью благодаря специальному алому окрасу. Изделия, выполненные из «золотого рубина» отличаются довольно высокой ценой и привлекательностью.

На экспозиции будут представлены более 40 антикварных работ российских мастеров из фондов ВСМЗ. Первые опыты варки «золотого рубина» были проведены в Древнем Риме. Популярность данного вида стекла началась с работ И. Кункеля, известного алхимика из Германии. Он организовал производство алого стекла в собственной мастерской в конце XVII века. Особенностью старинного рецепта Кункеля было добавление определенного количества золота к горящей массе. Секрет мастера не сохранился после его кончины. После ряда опытов Михаилу Ломоносову удалось создать новый «рецепт» производства «золотого рубина».

На выставке в Гусь-Хрустальном представлены редкие экземпляры изделий:

Традиционные восточные кальяны;

Изысканные вазы;

Прекрасные флаконы для духов;

Необычайно красоты пудренницы.

В Музее хрусталя представлены работы знаменитого завода, который начала работу в 1756 году. Именно мастера Гусь-Хрустального в числе первых ремесленников начали использовать технологию выдува красного стекла с золотым окрасом. Современные изделия предприятия также отличаются высоким качеством и интересным дизайном, пользуются спросом у отечественного покупателя и за рубежом.

До 17 марта в Горно-Алтайске проходит выставка икон, выполненных мастерами сибирской школы. 119 православных святынь были подобраны из собственных фондов Национального музея им. Анохина.

Великолепные старинные образцы православного искусства выполнены представителями двух школ иконописи Горного Алтая: мастерская в с. Улала (современный Горно-Алтайск) и мастерская Николаевского монастыря (современное с. Кызыл-Озек).

История православной живописи республики началась во второй половине XIX века, активно развивалась и славилась далеко за пределами Алтая. Иконы Св. Великомученика Пантелеймона и Св. Николая были в каждой православной семье. Работы мастеров занимали почетное место в «красном уголке» дома или юрты.

Горно-алтайские иконописцы создавали произведения для храмов и алтарей Миссии. Документально подтвержден факт дарения иконы, выполненной алтайцем-миссионером будущему российскому императору Николаю II. Подарок был передам царскому наследнику в Томске, в 1891 году.

На экспозиции можно увидеть иконы, выполненные в различных техниках:
- масло;
- металлические иконы;
- темпера;
- комбинация металла и пластика;
- иконы на дереве.

Кроме старых икон, на выставке также представлены небольшие иконы из бумаги, наклеенные на деревянную основу и тиражные фабричные иконы из современных материалов.

До 17 февраля 2019 года продлится выставка, организованная Союзом цирковых деятелей и Большим Московским цирком. Экспозиция представлена предметами из собственных запасов Музея, настоящими атрибутами циркового искусства и произведениями художников и скульпторов.

Великолепным и талантливым династиям представителям династии Дуровых отведено особое почетное место на выставке. Записки дрессировщиков и фотографии из личных архивов, советские цирковые афиши и уцелевшие программки, множество ретроспективных лент и статей в газетах и журналах расскажут современному жителю России о становлении советского цирка, появлении различных жанров и направлений.

Завораживающие и опасные выступления с хищниками сменялись забавными номерами клоунов. Скульптуры и портреты легендарных артистов этого жанра напомнят о работе Ю.Никулина, Карандаша и Кляксы, о веселых номерах Ю.Куклачева.

Старые сценические костюмы и обувь выполнены старательно из самых необычных материалов, которые были доступны советским артистам. Часть из них выполнена костюмерами, некоторые были созданы собственными силами. Посетители выставки смогут прикоснуться к настоящим декорациям и тумбам, балансировочным столам и моноциклам.

Как и цирковое искусство, фантазия творцов не знает границ. Таинственность и опасность, сложность и напряжение, радость и увлеченность переданы с помощью разных технических приемов живописи и скульптуры, графики и фотографии. Эмоция чувствуется в каждом экспонате, вызывает радость и непередаваемое ощущение сбывшейся сказки.

В Коломенском в Усадьбе крестьянина прошла выставка сельской посуды, предназначенной для особых поводов и праздников. Гости музея-заповедника получили редкую возможность увидеть не повседневные предметы сельского быта русского крестьянина, а утварь, которую использовали только для пиров и специальных событий.

Традиционно, осенью, после сбора и обработки урожая, в деревнях и селах начинался период свадеб и застолий. Появлялась возможность приготовить богатую трапезу с разнообразными овощами и фруктами, кашами и картофелем, лесными дарами. Совместные сельские, семейные и родовые посиделки помогали сплотить родственников и соседей, на них знакомились молодые парни и девушки, принимали сватов, решали общие вопросы.

Выставка «Пир на весь мир» представляла собой не только экспозицию предметов быта с самоварами, ухватами и чугунками. Посетителям были представлены рецепты старинных блюд, варианты сервировок праздничного стола, специальные вышивки и тканые ковры.

На все село славилась та хозяйка, которая успевала не только приготовить еду, но и управиться во дворе, поработать в поле, заняться домашними животными. В обиходе у крестьянок было много посуды, предназначенной для готовки в печи. Каши и мясо часами томились в тепле, приобретали неповторимый вкус, насыщались приправами и не нуждались в постоянном присмотре.

Особое внимание современных мужчин привлек набор предметов для приготовления пива. Без пенного напитка не обходился ни один праздник. Существовал традиция, по которой молодой хозяин обязан был угостить своих гостей пивом собственного производства.

В Челябинском государственном музее на тематической выставке «Охота при дворе» можно увидеть экспонаты из запасников Музеев Кремля. Старинные образцы предметов, связанных с охотой, будут находиться на Южном Урале до 27 января.

Участвовать в охоте с царем могли только привилегированные, избранные вельможи и дипломаты. Высокий статус события и особое положение участников ограничивало круг лиц, которые могли полюбоваться самой охотой даже издалека.

Посетителям предоставлена уникальная возможность заглянуть в таинство охоты российских самодержцев XVII–XVIII веков. Антикварное оружие и украшения, специальная одежда для охоты, пищали и предметы быта приподымают завесу прошлого.

Царское оружие украшено драгоценными камнями и искусной гравировкой, имеет позолоченные и посеребренные детали. Создавать предметы для охоты царя поручали самым искусным и проверенным мастерам. Для каждого вида животного, на которого желал охотиться государь, имелся специальный набор оружия и обмундирования.

Также на выставке представлена богатая коллекция ружей и карабинов, кафтанов сопровождающей свиты и попон лошадей, кошелей и кошельков, головных уборов, шлемов, копий и вспомогательных предметов, специальных корзин и передвижных шатров. Каждый из экспонатов уникален и необычен, отражает социальный статус и положение своего владельца, несет историческую и антикварную ценность.

Оружие русских правителей из запасников Кремлевских музеев можно увидеть до 10 марта 2019 года в Уфинском музее им. Нестерова.

Для экспозиции привезли уникальные старинные образцы из личных коллекций самодержцев России, созданные в период с начала XVII до конца XVIII века. Среди экспонатов выставки, привезенных из нескольких музеев Кремля, антикварное оружие и доспехи, парадные формы и украшения, отличительные знаки и колчаны, сабли и булавы, убранство лошадей.

Арсенал монарха состоял не только из созданного или закупленного для него оружия и вспомогательных предметов, но и из подарков дипломатов других государств. Чем богаче и разнообразнее коллекция правителя, тем выше его статус, политическая сила и могущество.

Работы российских оружейников известны во всем мире вниманием к деталям, функциональностью, удобству в использовании и характерным дизайном. Многие экспонаты, которые привезли в Башкирский музей, выполнены в единственном экземпляре.

Гости и жители столицы Башкирии смогут увидеть редкие образцы холодного и огнестрельного оружия. Булава и кончар, великолепный царский колчан со стрелами, торжественное убранство лошадей, походные знамена, знаменитый иранский клинок, подаренный Алексею Михайловичу, кираса, шлем-шишак и другие исторические предметы, поднесенные в дар российским императорам и царям, впервые представлены в Уфе.

В Кижах (Республика Карелия) до 27 января проходит интересная выставка, экспонаты которой предоставлены Музеем игрушки из Сергиев Посада.

Уникальные старинные произведения русских мастеров собирались более 100 лет, с самого начала основания музея. В фондах заведения можно встретить игрушки, созданные из глины и дерева, из ткани и ваты, из металла и бумаги. Помимо традиционных игрушек разных лет, в запасниках музея также хранятся печатные издания и фотографии, портреты и архивные материалы, связанные с историей развития и создания русской народной игрушки. Символично, что в настоящее время Музей расположен в старинном особняке — бывшей реальной школе города.

Посетители Кижей увидят лучшие образцы механических советских игрушек, прекрасные глиняные творения народных умельцев, старые мягкие игрушки довоенного и послевоенного периода, металлические конструкторы, игрушки из бумаги, композиции, созданные из камней, ветвей, листьев.

Каждый экспонат — особая часть нашей истории и нашего прошлого. Несмотря на все невзгоды и беды, в период застоя и экономического развития, известные мастера и обычные люди продолжали творить, создавать прекрасное, выдумывать что-то новое и интересное, проявлять себя в игрушке.

Коллекция из Сергиев Посада считается одной из самых богатых и полных собраний в России и насчитывает 20,0 тыс. экспонатов. Игрушки, представленные на выставке, обладают художественной и исторической ценностью, многие экземпляры будут интересны не только любителям промыслов, но и коллекционерам, узкопрофильным специалистам.

Музей Победы приглашает детей и взрослых на выставку советских елочных игрушек. Старые елочные украшения, произведенные в разные годы эпохи СССР, имеют свой собственный характер, колорит и историю. Экспонаты помогут окунуться в прошлое, увидеть особенный стиль созданных игрушек, соответствующих этапам развития страны и культивируемым ценностям.

С 21 декабря 2018 года до 31 января 2019 года гости Музея Победы попадут в сказочную новогоднюю атмосферу. Богатая коллекция елочных игрушек, пестрых карнавальных масок, красочных зимних сувениров и рисованных новогодних открыток предоставлена любимцем публики — талантливым артистом А. Олешко. Гости смогут увидеть традиционные елочные шары и звездочки, подвесные сосульки, домики и белочки, бусы и гирлянды из стекляруса, елочного космонавта, другие уникальные игрушки.

Посетители постарше вспомнят советское детство, маленькие гости музея попадут в сказку прошлого, созданную художниками прошлого века. Подчеркнуть связь древних ценностей и современного мира удалось организаторам мероприятия, благодаря разработке специального квеста на историческую тему.

Детям придется выполнять разнообразные задания, решать ребусы и головоломки, связанные с Новым годом и нашей историей. Программа рассчитана на 90 минут активной и занимательной деятельности, поиск артефактов, воссоздание определенных эпизодов. Финальной и самой желанной частью события будет вручение подарков от Снегурочки и Деда Мороза под веселые огоньки Елки музея.