Бухучет и налоги

В каких случаях возникает обособленное подразделение. Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, -наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к статье 278 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом преступления являются основы политической системы РФ в части легитимности государственной власти, конституционного порядка установления и функционирования государственной власти и ее органов. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

2. Объективная сторона преступления может выражаться в действиях троякого характера: направленных на насильственный захват власти, или на насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, или на насильственное изменение конституционного строя РФ.

3. Действия, направленные на насильственный захват власти, означают попытку неконституционного способа прихода конкретных лиц, политических партий, движений и иных политических сил к власти в РФ или ее субъектах без изменения конституционного строя в стране. Насилие как неконституционный способ захвата власти или ее удержания может состоять, например, в заключении под стражу, интернировании, насильственной физической изоляции, физических унижениях, побоях, причинении вреда здоровью лиц, представляющих органы власти, сформированные в соответствии с Конституцией РФ и законами России.

4. Действия, направленные на насильственное удержание власти, - это отказ уступить власть вопреки результатам выборов, референдума или иному законному, основанному на Конституции РФ акту, соединенный с применением насилия к представителям политических сил, к которым в соответствии с Конституцией РФ должна перейти государственная власть. Насилие при неконституционной попытке удержать власть по своему содержанию ничем не отличается от насилия при неконституционной попытке захватить власть.

5. Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ, характеризуются насилием, преследующим цель изменить общественный строй, политическую систему, государственное устройство либо основные политические институты РФ и сформировать новую систему органов власти.

6. Крайней формой насилия при совершении анализируемого преступления является применение оружия. Но если такое насилие приобретает форму вооруженного мятежа в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ, то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК) и не требует дополнительной квалификации по ст. 278 УК, поскольку названные цели предусмотрены и в ст. 278, и в ст. 279 УК (цель свержения конституционного строя выступает средством последующего захвата власти). Если же мятеж преследует цель захвата власти (без свержения или насильственного изменения конституционного строя), что выходит за рамки ст. 279 УК, и одновременно цель нарушения территориальной целостности РФ, которая не охватывается составом преступления, описанного в ст. 278 УК, то его следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 278 и 279 УК.

7. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, или на насильственное удержание власти, или на насильственное изменение конституционного строя РФ, независимо от того, удалось ли виновным осуществить преступные планы (захватить или удержать власть, изменить конституционный строй РФ).

8. Если в процессе применения насилия причиняется смерть человеку, она не охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по ст. ст. 277, 317 или 105 УК.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью - неконституционный захват власти, неконституционное удержание власти или изменение конституционного строя РФ насильственным путем.

10. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. При насильственном удержании власти субъект специальный - представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею же передать государственную власть политическим силам, которые пришли к власти конституционным путем.


1. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, включает ранее существовавшую в УК РСФСР форму измены Родине - заговор с целью захвата власти, которая не вписывалась полностью в понятие государственной измены. Однако связь с государственной изменой осталась. Так, если виновные совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то действия заговорщиков следует квалифицировать как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и как насильственные действия, направленные на захват власти, по совокупности преступлений.
2. Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных комментируемой статьей, а делает акцент на целенаправленность этих действий. Первая группа действий - насильственные действия, направленные на захват власти, в нарушение Конституции. Поскольку в законе не конкретизировано, на захват какой именно власти направлены насильственные действия, то следует иметь в виду все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Не оговорен в законе и уровень власти (федеральная, субъекты РФ, муниципальная), а значит, речь должна идти о власти любого уровня. Действия, направленные на захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.
Вторая группа действий направлена на насильственное удержание власти. Речь идет о том, что виновные обладают властью, имеют ее, но обязаны сложить власть согласно Конституции (отрешение от должности, переизбрание и т.п.), однако делать этого не желают и насильственно удерживают ее.
Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти.
Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.
Третья группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Все три группы действий совершаются насильственным способом, причем формы и степень насилия не ограничены законом. Насилие может быть вооруженным, совершаться как одним человеком, так и группой.
3. Это преступление, согласно закону (ч. 5 ст. 15 УК), относится к особо тяжким. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления.
Если в ходе насильственных действий совершаются акт терроризма, умышленное убийство, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
4. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя. Если создана преступная организация для совершения указанных в комментируемой статье действий, то действия ее участников следует квалифицировать по ст. 210 УК (организация преступного сообщества) и по комментируемой статье по совокупности преступлений. Если же существовал заговор с целью захвата власти, но он не оформился в преступное сообщество и заговорщики не совершили других действий, направленных на насильственный захват власти, то действия виновных следует квалифицировать как приготовление к совершению насильственного захвата или удержания власти или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.
5. Субъектами указанного преступления могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. Действуют они с прямым умыслом и преследуют цели захвата или удержания власти или же изменения конституционного строя Российской Федерации.

Статья 278 УК РФ определяет деяния, которые должны предотвращаться и наказываться за реальный умысел свергнуть или насильственным методом заменить конституционный строй. Державная власть обладает правом неприкосновенности, её избирают по волеизъявлению подданных, но никак по стремлению отдельных сгруппировавшихся лиц. Во всех странах мира пытаются пресечь любую угрозу захвата власти, но не всегда получается вовремя на это отреагировать. Примером могут служить исторические факты и фильмы, рассказывающие о незаконном захвате власти, такие как революция, произведённая большевиками в 1917 году, в 1933 приход к власти национал-социалистов (фашисты) во главе с Гитлером, путч в России в 1991 году.

Насильственный захват власти – это стремление противозаконно прийти к браздам правления объектом (синоним - узурпатором), не обладавшим ранее этой привилегией.

Лица, пытающиеся:

  • завладеть властью;
  • принудительно её удерживать;
  • заменить существующий строй.

Есть правонарушители, посягнувшие на Конституцию РФ. Применение насилия для захвата власти проявляется в нанесении повреждений различной степени, мирным гражданам, независимо, была ли достигнута цель субъектами насилия. В согласии с Уголовным кодексом преступление, совершённое против государства, предусматривает наказание лишением свободы на 12-20 лет.

Спланированная организованная правонарушающая деятельность, жестокость, квалифицируют характерную черту преступления незаконного удерживания и завладения властью.

Конституцией определенно, что Государственную власть осуществляют:

  1. Президент страны.
  2. Федеральное собрание.
  3. Правительство РФ.
  4. Суды РФ.

В Российской Федерации никто не имеет прав присваивать власть и нарушать букву закона. Незаконное завладение властным полномочием преследуется федеративным законодательством.

В новой краткой редакции комментария говорится:

Когда действия преступления связаны с одиночными нарушениями правил порядка голосования, выдвигания и назначения кандидатов на занятие вакансий в органах власти, но не влияющие на основы работы действующей власти, то такие действия не подпадают под статью 278 УК РФ, к ним применяются иные меры уголовной ответственности.

Судебная практика, решения и приговоры по статье 278 УК РФ

Примеры:16 марта 2016 года по отношению к подсудимым Б. и К., обвиняемых по нескольким статьям, а также по ст. 278 УКРФ, судом было продлено пребывание под стражей сроком на 80дней до 5 июля 2016 года.

Защитниками данных граждан подана апелляционная жалоба, где выражалось:

  • несогласие с судовым определением, просьбой отмены как незаконного и необоснованного решения;
  • ходатайство о замене наказания подзащитным с нахождения под стражей на иную, не связанную с изолированием от общественности;
  • недостаток доказательной базы состава преступления для увеличения судовой инстанцией срока пребывания под арестом;
  • что судом не принялись в расчёт личные данные подсудимых и семейное положение.


При разбирательстве материалов судового производства, обсудив изложенные защитниками апелляционные жалобы, доводы, заслушав граждан, фигурирующих в судовых собраниях апелляционной инстанции, судовая коллегия не находит основание, чтобы отменить судебное решение. Но участникам судопроизводства была предоставлена возможность обосновать свою позицию по рассматриваемому делу с предоставлением соответствующих доказательств.

Вынося решение, судом учитывались все факторы – род занятий, семейное положение, личные данные до инкриминированных действий, обстоятельства расследования юридического дела, представленное обвинение. Учитывая характер и тяжесть предъявленных подсудимым Б. и К. обвинений, все совокупности указанных обстоятельств свидетельствуют о необходимости продления периода нахождения под арестом, соответственно требованию ч. 3 ст. 255 УПК РФ. Приговор оставить без изменения.

27 июля 2017 года заседанием судовой инстанции рассматривался иск Исправительного учреждения об осуществлении административного наблюдения в отношении осуждённого М. от 18.04.2012 года, по нескольким статьям, включая ст.278УКРФ на 7 лет отбывания наказания в исправительной колонии особого режима. В заявление указывалось, что М. отбывает наказание за тяжкие правонарушения и вовремя их отбывания постоянно нарушал порядок исправительного учреждения. 12.02.2018 г. осуждённый освобождается условно-досрочно.

Просьба назначить по отношению М. А. В. административный надзор на 4 года с включением усечения прав:

  • по месту регистрации или пребывания дважды на месяц отмечаться в органах внутренних дел;
  • в установленное время находится по адресу проживания;
  • запретить участвовать и посещать места массового или иного мероприятия;
  • запретить выезжать с мест, указанных судом.

Судебное заседание происходило без М.на основании его заявления, где он просил рассмотреть дело без уполномоченного и его участия, также указывал на несогласие с данным иском.

Выслушав представителя исправительной колонии, произведя исследования описанных материалов судопроизводства, судовой орган сделал следующие выводы. Учитывая изложенное, характерную степень социальной опасности содеянных М. правонарушений, его неудовлетворительные поступки в месте отбывания наказания, состояние здоровья, судом вынесено постановление, требование исправительного учреждения подлежит удовлетворению.

Субъекты, умышленно наносящие вред социальному обществу, существующей власти подлежат суровому наказанию согласно статье 278 УК РФ.

Иногда забывают о таком аспекте предпринимательской деятельности, как создание обособленных подразделений. Казалось бы, зарегистрировал фирму и работай спокойно. Однако законодатель устанавливает массу различных обязанностей, которые необходимо будет исполнить.

Сразу отметим, что для ООО, в котором работает только сам учредитель никаких обособленных подразделений (далее – также «ОП», «обособка») открывать не нужно – такая обязанность будет только у тех, кто нанимает себе помощников по трудовым договорам.

Что такое обособка?

Зарегистрировать ООО можно и по адресу места проживания самого учредителя. Это может быть его дом или квартира. Если не создавать промышленных производств в многоквартирных домах, то квартира может вполне стать приемлемым вариантом для регистрации.

Если деятельность Общества будет осуществляться исключительно по адресу регистрации, то обособку создавать будет не нужно. Однако не каждый вид деятельности можно осуществлять, находясь только по одному адресу.

Например, если заниматься торговлей, то без открытия точек розничной продажи будет обойтись проблематично.

В этом случае деятельность ООО будет производиться не только по зарегистрированному адресу, но и в местах, отличных от него. Этот признак является первым, по которому нужно задуматься о создании ОП, но спешить с его открытием не нужно. Дело в том, что юридические нормы связывают регистрацию обособок с наличием рабочих мест по их адресам, если же рабочих мест там не создано, то обязанности не возникает.

Отличие обособки от филиалов и представительств

У многих может возникнуть путаница в голове, а что именно подразумевается под ОП? Согласно ст.55 ГК РФ к ним относятся представительства и филиалы. Но у них совершенно иной порядок создания, с внесением информации в ЕГРЮЛ.

Есть и иные виды обособок, о которых говориться в ст.11 НК РФ, и именно их нужно открывать, если деятельность компании осуществляется не только по её основному адресу.

Согласно данной норме, ОП представляет собой любое структурно обособленное от организации подразделение, где на сроки более одного месяца созданы рабочие места, являющиеся стационарными.

Исходя из формулировок нормы, ОП должно открываться только при совокупном соблюдении следующих правил:

  1. По месту ОП оборудованы рабочие места. Исходя из положений норм ст.209 ТК РФ, рабочее место представляет собой контролируемое работодателем место, куда в силу исполнения своих обязанностей должен прибыть работник, что трудится у данного работодателя по трудовому договору.
  2. Рабочее место является стационарным. Это означает, что работу выполняют не дистанционные работники, которые трудятся удаленно, а люди, что находятся непосредственно на местах, где созданы все необходимые условия для их работы.
  3. Рабочее место создано более чем на месячный срок. Любые иные рабочие места, что существуют меньшее количество времени, не влекут возникновения обязанности по открытию ОП.

Важно! Если с физическими лицами заключён не трудовой договор, а ГПХ, то обязанностей по открытию обособок не возникает, поскольку не оказание услуг по договорам ГПХ не влечёт возникновения рабочих мест.

Таким образом, если в ООО есть склад на окраине города, где хранятся партии товара, то, фактически, по адресу склада тоже осуществляется деятельность компании. Однако на этом складе нет ни охранника, ни сортировщика – только товар, находящийся под сигнализацией. В этом случае регистрировать обособку не нужно, поскольку рабочее место не оборудовано.

Если же на складе каждый день сидит сторож, и его рабочее место просуществует более чем 1 месяц, тогда необходимость в открытии ОП есть. Точно также, если ООО открывает какие-то торговые точки по городу – если там есть продавец, который работает на постоянной основе, то обособленное подразделение открывается.

В чём смысл открытия ОП?

Открытие обособок имеет значения для сбора налоговых отчислений. Согласно ст.230 НК РФ, НДФЛ за работников должен уплачиваться по месту нахождения ОП, в которых они трудятся.

При расширении бизнеса, ООО может открыть несколько ОП в разных городах своего присутствия. Соответственно, именно по месту нахождения каждой обособки за каждого работника, что трудится в них, и должен уплачиваться НДФЛ.

Если ООО зарегистрировано в Белгороде , а деятельность осуществляется в Старом Осколе, то тут вопросов нет – разные регионы, разные налоговые органы.

А как быть в том случае, если обособка создается буквально на соседней улице и имеет с головной организацией одну и ту же налоговую? В этом случае открывать ОП не нужно?

Формулировки закона не делают таких исключений. В законе сказано, что открывать обособки необходимо во всех случаях, когда место деятельности производится не по месту адреса регистрации ООО. Поэтому, во избежание проблем с ФНС, лучше регистрировать все ОП, даже если они находятся в том же регионе и будут состоять на учёте в одной налоговой инспекции с головным офисом.

Как открыть обособленное подразделение

Ст.84 НК РФ устанавливает, что постановка обособок на учёт производиться путём направления специальных сообщений в налоговые органы. Если ОП соответствует всем условиям о рабочем месте, то в месячный срок с момента его создания, согласно ст.23 НК РФ, в ФНС, где числиться на учёте ООО, нужно направить сообщение формы №С-09-3-1.

Важно! Направлять данный документ необходимо в инспекцию по месту учёта ООО, а не по месту открытия ОП – это довольно распространённая ошибка. Если направить сообщение напрямую в налоговый орган, в котором будет состоять на учёте обособка, то сообщение будет возвращено заявителю.

Сообщение формы №С-09-3-1 необходимо подписать руководителем ООО, либо уполномоченным доверенностью лицом. Доверенность необходимо будет приложить к сообщению, других документов прикладывать не нужно.

Сообщение можно подать и в электронном виде посредствам подписания его ЭЦП руководителя.

Как заполнить документы для открытия обособки

Для открытия обособки необходимо заполнить документ по ф. №С-09-3-1, в котором следует указать следующие данные:

  • наименование ООО;
  • ОГРН, ИНН, КПП;
  • информацию о количестве создаваемых ОП и количестве листов сообщения;
  • сведения о руководителе или представителе (с указанием ФИО и ИНН, телефона и электронной почты);
  • информацию о создании ОП, его наименовании (можно придумать любое, но чтобы потом не запутаться), адрес ОП и дату его создания.
  • Заявление подписывается руководителем, ставится дата и печать (если она в ООО предусмотрена Уставом).

В случае изменения каких-либо данных о подразделении, например, при изменении адреса или наименования, подается сообщение этой же формы в течение трёх дней с момента произошедших изменений.

Если ООО прекращает деятельность через ранее созданные ОП, то в ФНС нужно подать сообщение формы №С-09-3-2. Сделать его нужно в течение того же срока, что и при внесении изменений в сведения об обособке. В случае нарушений правил создания ОП или нарушения сроков, законом предусмотрены штрафные санкции по ст.116 НК РФ и ст.15.6 КоАП РФ.

Рано или поздно активно развивающиеся компании расширяются за счет территориальных отделений. Офис, торговое помещение, склад, открытые вне места нахождения организации, подлежат государственной регистрации в качестве обособленных подразделений.

Виды обособленных подразделений

НК РФ (ст. 11 п. 2) к обособленным подразделениям относит любые части компании, которые находятся не по юридическому адресу фирмы, если они удовлетворяют двум условиям:

  • открыты на срок более месяца;
  • имеют стационарные рабочие места (хотя бы одно).

Здесь следует различать обычные ОП и филиалы / представительства фирмы. Последние являются разновидностью подразделений, но с более широкими полномочиями и функциями:

  1. Представительства осуществляют роль, соответствующую их названию: представляют интересы юрлица вне места его нахождения.
  2. Филиалы, как территориально обособленные части компании, обладают всей полнотой функций, как и «головная» организация.

Такие ОП не являются полностью самостоятельными, но действуют на основании отдельных положений, имеют собственное имущество и органы управления. А главное – их образование возможно только через внесение изменений в учредительные документы юрлица. Организация, имеющая филиалы, теряет право на применение упрощенной системы налогообложения.

Открытие ОП, не являющегося филиалом или представительством, находится в компетенции руководителя организации и не требует переписывания устава. Нет необходимости обеспечивать новое отделение собственным расчетным счетом, разрабатывать положение об ОП, назначать руководителя. Бухгалтерия по данному ОП также будет вестись централизованно. После открытия достаточно просто зарегистрировать подразделение в той инспекции ФНС, где «числится» юридическое лицо.

Порядок постановки ОП на налоговый учет

С момента открытия обособленного подразделения юрлицам дается 30 дней на то, чтобы поставить его на государственный учет. Нарушение этого срока, а также работа отделения без извещения налоговых органов грозят организации штрафами (ст. 116 НК РФ):

  • 10000 рублей за просрочку;
  • 40000 рублей и более (в размере 10% от полученных ОП доходов) - за отсутствие регистрации.

Виновное должностное лицо несет административную отвественность в виде штрафа в пределах 2000 – 3000 рублей (КоАП, ст. 15.3, ч.2).

Необходимо придерживаться правильной последовательности действий. Сначала – открытие ОП, затем – уведомление налоговой. Для регистрации нового отделения у него уже должны быть собственный адрес и, как минимум, одно оборудованное рабочее место. Фактической датой открытия можно считать день приема в подразделение первого работника – с этого момента и начинается отсчет срока подачи заявления.

Регистрация обособленного подразделения юридического лица состоит в постановке на налоговый учет в орган ФНС по месту расположения открываемого отделения (п.1 ст. 83 НК РФ). Теоретически организация должна зарегистрироваться в инспекциях всех муниципальных образований, в которых она открывает свои ОП. Однако на практике все проще: достаточно обратиться с заявлением в «свою» ИФНС (по юридическому адресу фирмы), а дальше налоговики самостоятельно в пятидневный срок передают документы куда надо.

Заявление на регистрацию обособленного подразделения

Для регистрации обособленного подразделения в налоговой необходимо оформить сообщение по форме С-09-3-1. Бланк заявления, используемый организациями при открытии ОП и изменении их данных, утвержден Приказом ФНС № ММВ-7-6/362@ от 9 июня 2011 г.

Форма С-09-3-1 заполнятся следующим образом. На странице 1 указываются сведения об организации и ее представителе:

Станица 2 заполняется данными на открываемое отделение:

  • ИНН и КПП основной организации;
  • номер страницы – 0002;
  • название ОП;
  • фактический адрес подразделения;
  • дата создания;
  • код деятельности по ОКВЭД;
  • ФИО руководителя ОП, если он назначен, его ИНН и телефон;
  • подпись заявителя.

Данный лист заполняется на каждое из открываемых подразделений.

Инструкция по госрегистрации обособленного подразделения

Создать и зарегистрировать обособленное подразделение, если это не представительство или филиал, не сложно. Не обязательно даже ездить в налоговую. Сообщение можно направить письмом или через интернет с использованием электронно-цифровой подписи руководителя.

Для регистрации обособленного подразделения в 2015 году следуйте нашей пошаговой инструкции:

На этом вопрос создания удаленного отделения можно считать закрытым.

Что касается стоимости регистрации обособленного подразделения, никаких государственных пошлин за такие действия не предусмотрено. Ваши расходы будут складываться только из оплаты нотариальных услуг по заверке копий документов.

ОП должно применять ту же систему налогообложения, что и основная организация. Как правило, все расчеты с бюджетом по подразделениям осуществляются централизованно из «головы» фирмы. Но если на отделение выделен свой баланс, уплачивать взносы во внебюджетные фонды и перечислять налоги (на прибыль, на имущество, транспортный, НДФЛ) оно может за себя самостоятельно, подавая необходимую отчетность в местные органы ФНС, ПФР и ФСС.

Напомним, что описанный порядок регистрации относится только к простым ОП, не имеющим представительских функций. Во избежание обвинений в незаконном открытии филиала или представительства юридическим лицам следует избегать наделения удаленных подразделений широкими полномочиями.