Открытие бизнеса

Лопота виталий александрович последние. Мягкая посадка виталия лопоты

Владимир Баринов, Иван Сафронов

Вчера стало известно о домашнем аресте экс-президента Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталия Лопоты , обвиняемого в злоупотреблении полномочиями при реализации амбициозного проекта "Морской старт" . Следствие считает, что он нанес ущерб в размере 77 млн руб., предоставив займы компаниям, участвовавшим в проекте. Причем изначально в деле говорилось об 1 млрд руб. Сам Виталий Лопота вины не признает, а его защита намерена обжаловать арест.

По данным "Ъ", несколько дней назад Виталий Лопота был приглашен в главное следственное управление (ГСУ) СКР в Технический переулок для процедуры предъявления обвинения. 20 мая он официально сменил статус с подозреваемого на обвиняемого в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ). Сразу после этого экс-президента "Энергии" привезли в Басманный суд для избрания меры пресечения. "По ходатайству следствия Виталий Лопота был заключен под домашний арест на срок до 14 июля",- заявила "Ъ" представитель суда Анна Фадеева. По ее словам, обвиняемому запрещено покидать свой дом, пользоваться телефоном, почтой и интернетом, а для контроля за его перемещениями сотрудники ФСИН наденут на него электронный браслет. Отбывать арест Виталий Лопота будет в своем подмосковном доме. Надо отметить, что незадолго до заседания суда обвиняемый успел заявить "Ъ", что "аварии идут, вот потому и изолируют".

Адвокат экс-президента "Энергии" Николай Иванов заявил "Ъ", что считает предъявленное обвинение несостоятельным, а меру пресечения необоснованной. "У нас есть срок до понедельника для обжалования решения суда, и это обязательно будет сделано",- пояснил защитник.

Он сообщил, что уголовное дело было возбуждено еще 14 апреля прошлого года ГУ СКР по Центральному федеральному округу (сейчас оно называется 1-м управлением ГСУ СКР), когда Виталий Лопота еще занимал пост руководителя РКК. Через десять дней он единственный раз был допрошен в качестве подозреваемого. С тех пор следственных действий с ним практически не проводилось. "Все вызовы сводились к ознакомлению нас с новым составом следственной бригады, дело шесть раз переходило из рук в руки",- заявил господин Иванов. И лишь недавно их пригласили для изучения результатов экономической экспертизы, проведенной специалистами СКР.

По словам адвоката, поводом для расследования послужила проверка Роскосмоса, проведенная еще в 2013 году и касавшаяся проекта "Морской старт". Якобы при предоставлении заемных средств компаниям, задействованным в проекте, был причинен ущерб, который предварительно оценивался в сумму от 600 млн до 1 млрд руб. Материалы были переданы в ФСБ, а оттуда переправлены в СКР. "Позже ущерб сократился до 41 млн руб., но при предъявлении обвинения его снова пересчитали, и он составил уже 77 млн руб.",- заявил адвокат.

[Известия.ру, 21.05.2015, "Бывший глава РКК "Энергия" отправлен под домашний арест" : В 2010 году РКК «Энергия» оформила два кредита в коммерческих банках на 5,2 млрд рублей с процентной ставкой 8% годовых, 3,4 млрд из этих средств были переданы дочерней структуре «Энергии» - ЗАО «Завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия» (ЗЭМ) - в качестве авансов по договорам на изготовление пилотируемых кораблей в рамках госконтрактов. Далее Лопота обязал директора ЗЭМ Александра Стрекалова заключить договор займа на 2,2 млрд рублей с ООО «Энергия-Оверсиз», через которую РКК владеет Sea Launch AG. Договор с «Энергия-Оверсиз» был заключен с процентной ставкой 4% плюс LIBOR. Точно так же был оформлен договор с еще одной дочкой «Энергии», участвующей в капитале Sea Launch AG, - ООО «Энергия-Лоджистикс». Ей был предоставлен заем на 1,174 млрд рублей. В результате «Энергия» за использование данных кредитных средств заплатила на 41 млн рублей больше, чем получила от «Энергия-Оверсиз» и «Энергия-Лоджистикс» - Врезка К.ру]

Морская платформа для пуска российско-украинских ракет "Зенит-3SL", известная как проект "Морской старт", давно имеет серьезные проблемы. В 2009 году компания Sea Launch столкнулась с финансовыми трудностями и подала заявление о банкротстве. Стоимость ее активов на тот момент составляла до $500 млн, а долг достигал $1 млрд. В 2010 году компания договорилась с РКК "Энергия" о выходе из процедуры банкротства: после реорганизации российская компания через "дочку" Energia Overseas Ltd получила контроль над 95% акций Sea Launch. Остальная доля распределилась между Boeing (3%) и Aker (2%). Запуски возобновились в 2011 году, однако ситуация лучше не стала: стоимость каждого запуска превышала $80 млн, а долги составляли, по разным оценкам, от $300 млн до $500 млн. Ситуация осложнялась тем, что днепропетровскому заводу "Южмаш" украинские власти запретили поставлять для нее ракеты, а неудачное расположение (запуски проводятся в экваториальных водах Тихого океана) не позволяет загружать ее военными пусками. Сейчас проект законсервирован, и его будущее пока остается неясным: рассматриваются варианты продажи его третьей стороне, санация или же присвоение статуса дотационного.

Адвокат Иванов утверждает, что, как и раньше, его подзащитный готов давать пояснения следствию и не намерен отказываться от дачи показаний, посетовав на то, что СКР "не стремится их слушать". Как уверяет защитник, следствие переводит "обычную правомерную хозяйственно-коммерческую деятельность в разряд уголовного дела". Он убежден, что перспектива уголовного дела при его объективном рассмотрении в суде "незавидна".

Виталий Лопота, напомним, возглавлял РКК "Энергия" с 2007 по 2014 год. Впервые вопрос об увольнении Виталия Лопоты ставил в 2012 году экс-руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин : в числе причин называлось тяжелое состояние предприятия, которое по факту выживало исключительно за счет создания пилотируемых и грузовых кораблей. Несмотря на проведенные Роскосмосом проверки, вскрывшие ряд нарушений, он на посту удержался. Увольнение состоялось только в августе 2014 года по инициативе главы Объединенной ракетно-космической корпорации Игоря Комарова, который сейчас возглавляет Роскосмос.

Президент и генеральный конструктор ракетно-космической корпорации "Энергия" с 2007 года, директор и главный конструктор Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики с 1991 года. Доктор технических наук, член-корреспондент Российской академии наук с 1997 года.


Виталий Александрович Лопота родился 28 сентября 1950 года в городе Грозный. В детстве Лопота жил в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). В 1968 году он окончил химико-технологический техникум в Грозном, в 1968-1971 годах служил в армии. Затем Лопота поступил на физико-металлургический факультет Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина (ЛПИ; ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого), который он окончил в 1978 году и продолжил там же обучение в аспирантуре, занимаясь лазерными технологиями. В 1981 году Лопота защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук.

В 1984 году главное техническое управление Министерства оборонной промышленности СССР (Миноборонпрома) приняло решение о создании при ЛПИ отраслевой научно-исследовательской лаборатории (ОНИЛ) лазерной и электронно-лучевой технологии, которую возглавил Лопота (некоторые источники, впрочем, утверждают, что он руководил этой лабораторией еще с 1981 года). В 1985-1991 годах Лопота был научным руководителем работ по лазерной технологии на предприятиях Миноборонпрома. В 1986 году (по другим данным - в 1985 году) при участии Лопоты в ЛПИ была основана кафедра "Лазерная технология". В 1987 году по инициативе Лопоты и при участии европейского отделения американской компании Coherent General было создано совместное предприятие "Центр лазерной технологии" (ЦЛТ), (в источниках упоминается, что Лопота был генеральным директором ЦЛТ в 1990-1992 годах или 1988-1991 годах). По некоторым данным, в этот период Лопота также был связан с разработкой лазерного оружия для уничтожения спутников на орбите - советского ответа на американские военные космические разработки. В 1990 году Лопота защитил докторскую диссертацию, получив степень доктора технических наук.

23 декабря 1991 года Лопота был назначен директором - главным конструктором располагающегося в Санкт-Петербурге Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). Указывалось, что первые годы его руководства были для института кризисными, но тем не менее Лопота сумел превратить ЦНИИ РТК в большой научный центр, реформировав систему его работы. В июне 1994 года институт получил статус государственного научного центра России. В прессе указывалось, что в 1990-е и 2000-е годы в числе проектов института были разработка новых средств разведки, а также создание новых спутников связи. Сам Лопота в институте занимался, в частности, теленетикой (созданным ЦНИИ РТК новым научно-техническим направлением деятельности, связанным с исследованием информационных процессов в компьютерных сетях) и лазерными технологиями. В то же время он лично руководил рядом проектов, связанных с космической промышленностью: например, созданием роботов-манипуляторов для сборки и эксплуатации тяжелых орбитальных платформ и космических станций. В 1997 году Лопата был избран членом-корреспондентом Российской академии наук (РАН) по отделению проблем машиностроения, механики и процессов управления (машиностроение).

В 2005 году Юрий Семенов , уходивший в отставку президент ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" (в которой государство по состоянию на вторую половину 2000-х годов владело лишь чуть более 38 процентами акций), предложил Лопоту в качестве своего преемника, однако новым президентом был избран Николай Севастьянов. В конце июня 2007 года совет директоров РКК сместил Севастьянова с поста президента за амбициозные проекты, после чего одним из наиболее вероятных кандидатов на пост главы компании стал называться Лопота. 2 июля Лопота был назначен на должность первого вице-президента и генерального конструктора ОАО РКК "Энергия". 31 июля 2007 года на внеочередном собрании акционеров "Энергии" Лопота был избран президентом корпорации, являвшейся на тот момент крупнейшим космическим предприятием России и разработчиком космических кораблей и спутников и ответственной за российский сегмент Международной космической станции.

Лопота входит в советы главных конструкторов по многим направлениям, связанным с ракетно-космической техникой, координационные советы и рабочие группы, занимающиеся вопросами функционирования космических средств. Он автор более 200 научных работ, в том числе около 50 изобретений и патентов и опубликованной в 2005 году монографии "Lazer Physics and Application". Лопота также участвует в работе ряда ученых, специализированных, научно-технических и экспертных советов Министерства образования и науки РФ, а также правительства Санкт-Петербурга. Кроме того, он действительный член Академии инженерных наук России, Санкт-Петербургской инженерной академии и Международной академии наук высшей школы.

Лопота имеет почетное звание заслуженного деятеля науки РФ. Он был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (в январе 2005 года), медалью Федерации космонавтики России имени С. П. Королева, присуждаемой общественным комитетом города Рязань серебряной медалью имени академика Уткина и другими медалями. В апреле 2009 года Лопота был включен в "Корпус почетных инженеров Санкт-Петербурга".

Жена Лопоты - инженер-экономист Наталья Ивановна Демидова. У супругов двое детей: Александр, кандидат экономических наук, и Иван, юрист. Александр Лопота в середине 2000-х годов возглавил ЦЛТ, переживший скандал, связанный с действиями бывшего руководителя фирмы и лучшего ученика Виталия Лопоты Сергея Горного, который забрал в 2004 году у ЦЛТ значительную часть разработок компании.

Лопота владеет английским языком. Среди увлечений Лопоты упоминаются охота и рыбалка (с 1985 года он является членом Общества охотников и рыболовов), а также занятия спортом.

Виталий Саморуков

У постперестроечной России начала XXI века осталось не так много поводов для национальной гордости, объединяющей людей. Но пока, как и в советское время, словами классика – «еще мы делаем ракеты». И это – то немногое, что можно отнести к высокотехнологичной индустрии, которой не так богата наша углеводорододобывающая страна. Технологии освоения космоса, доставшиеся в наследство от великих советских ученых и организаторов производства, до сих пор позволяют стране на равных взаимодействовать с мировыми лидерами, оставаясь в этой узкой области полноправным членом элитного клуба космических держав.

Флагманом отрасли является отметившее недавно 65-летний юбилей ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им.С.П.Королева» (РКК) – головное предприятие Роскосмоса, получающее около 40% российского космического бюджета. Предприятие со славными традициями, обеспечившее в свое время лидерство СССР в освоении космоса – как беспилотного, так и пилотируемого.

Но это официальная «выставочная» часть. А что же происходит в реальности и в каком состоянии находится предприятие? Кто и как от имени государства (или от чьего-то иного имени) управляет флагманом? Каковы успехи или неудачи менеджмента РКК – явные или пока скрытые от глаз широкой общественности? Куда неумолимо движется флагман?

Попытаемся найти ответы хотя бы на часть этих вопросов.

Заморская "Энергия"

Для понимания качества менеджмента РКК показательней всего пример реализации проекта «Морской старт» – революционного по замыслу, по дерзости укрощения человеком сил природы, по масштабности и в полной мере международному характеру проекта, объединившему лучшие силы стран-лидеров в освоении космоса и земных водных пространств, не имеющего аналогов.

При этом насколько проект «Морской старт» является прорывным с научной и технической стороны, настолько же он с завидным постоянством оказывается экономически провальным.

Проект «Морской старт» представляет из себя альтернативу наземным космодромам с их неоптимальным с точки зрения эффективности запуска космических аппаратов расположением, со значительной капиталоемкой инфраструктурой, с большой задействованной площадью как под сам космодром, так и под полосу безопасности (куда падают отработавшие ступени ракет).

Комплекс «Морской старт» включает в себя плавучую стартовую платформу, сборочно-командное судно (СКС) и наземный сегмент, расположенный в базовом порту (г.Лонг-Бич, Калифорния, США).

Запуски космических аппаратов производятся с помощью российско-украинской ракеты «Зенит-3SL», 2 ступени которой изготавливаются на заводе «Южмаш» (г.Днепропетровск), а 3-я ступень – разгонный блок – в РКК «Энергия».

Проект «Морской старт» берет начало в 1995 г., когда ведущие предприятия 4-х стран решили объединить усилия для создания международной компании, предоставляющей услуги по коммерческому запуску тяжелых космических аппаратов. Участниками проекта стали американский «Боинг», российская РКК «Энергия», норвежский «Кварнер» и украинские «Южмаш» и КБ «Южное».

Первый пуск был удачно осуществлен в 1999 г. С тех пор Проект «Морской старт» имеет солидную историю успешных пусков – по сегодняшний день произведено 33 пуска, из них – 31 удачный.

Технология запусков уникальна. Самоходная стартовая платформа «Одиссей» (переоборудованная норвежским участником проекта – компанией «Кварнер» из газодобывающей платформы) – самостоятельно доходит до экваториальных нейтральных вод в Тихом океане, откуда и производится запуск ракеты-носителя с космическим аппаратом. Расположение на экваторе позволяет максимально использовать скорость вращения Земли, за счет чего возможно увеличение массы выводимого космического аппарата. Управление пуском осуществляется с борта сборочно-командного судна, сопровождающего платформу и имеющего кроме функции командного пункта еще и функцию плавучего цеха, где одновременно могут находиться и проходить предпусковые процедуры три ракеты-носителя с космическими аппаратами.

Но это, так сказать, техническая часть, а что же с экономикой?

Финансовый "космос" или "космическая" бездна

Начав свою историю в 1995 г. и осуществив первый успешный запуск в 1999-м, проект «Морской старт» к 2009 году подошел с 30-ю проведенными запусками в состоянии глубокого финансового кризиса. С долгами (в прессе указывались суммы до 1,5 млрд. долларов США), многократно превышавшими годовую выручку, и с пониманием невозможности самостоятельного выправления ситуации.

Кроме этого, «выкристаллизовались» и оформились финансовые разногласия между партнерами по проекту – Боинг подал в суд на РКК иск о взыскании долга в сумме 122 млн. долларов США. Сходная задолженность имелась у РКК и перед компанией «Кварнер».

Выход был либо в ликвидации предприятия и фиксации всеми участниками «заработанных» убытков, либо в попытке через санацию сохранить уникальный проект.

В результате в июне 2009 г. был подано заявление о добровольном банкротстве компании “Sea Launch” (юридического «лица» проекта) в соответствии с гл. 11 американского Кодекса о банкротстве. Соответственно, прекратилась и производственная деятельность – компания на несколько лет «выпала» из плотного конкурентного пула основных поставщиков услуг по коммерческому запуску тяжелых космических аппаратов (весом более 5 тонн), в который кроме нее входили европейская компания «Арианспейс» (с ракетой-носителем «Ариан-5») и международная компания с российским участием «Интернешнл Лонч Сервис» (с ракетой-носителем «Протон»).

После многомесячных переговоров, пройдя все необходимые этапы, в октябре 2010 г. компания, осуществлявшая проект, вышла из процедуры банкротства в соответствии с принятым кредиторами и утвержденным американским судом Планом реорганизации. План предусматривал появление нового инвестора, который готов инвестировать единовременно более 155 млн.долларов США, большая часть из которых должна была пойти на расчеты с кредиторами.

Новым инвестором (опосредованно – через специально созданные «дочерние» и «внучатые» компании) и фактическим лидером проекта «Морской старт», осуществлявшим интеграцию всех составных частей и участников, стала РКК.

Для РКК успешная реализация возобновленного проекта, кроме укрепления престижа отечественной космонавтики, означала еще и возможность урегулирования претензий Боинга, а также загрузку как собственных производственных мощностей, так и мощностей многочисленных смежников.

При этом менеджеры РКК смело приняли на себя ответственность не только за судьбу непосредственно своего предприятия и его дочерних обществ, но и за будущее многотысячных коллективов смежников, которым заказы по проекту «Морской старт» позволяли поддерживать производство, платить зарплату и обеспечивать занятость высококвалифицированным работникам.

Но, как показывает реальность, ноша оказалась слишком тяжела – не «по зубам». Лихие атаки менеджмента РКК с целью взятия новой высоты вместо «виктории» привели к очередной «конфузии».

А дело было за малым – необходимо было выполнить План реорганизации, составной частью которого были определенные обязательства по показателям бизнеса – в т.ч. количество и сроки оплаченных заказчиками запусков космических аппаратов.

При этом экономический смысл (т.е. прибыльность) проект «Морской старт» имел только если число запусков в год превышало 4, что и было зафиксировано в Плане реорганизации.

Однако, взявшись за спасение проекта, руководящий менеджмент РКК фактически провалил работу по формированию портфеля твердых заказов – так называемого «манифеста запусков». Исходный манифест, являвшийся частью Плана реорганизации, постоянно корректировался – причем всегда в сторону уменьшения. А каждый непроданный запуск «весит» более 100 млн. долларов США. Сейчас же вместо планировавшихся 4-5 запусков в год – фактически в 2011 г. по проекту «Морской старт» был осуществлен 1 запуск, на 2012-2013 г. есть твердые заказы только на 4 запуска (два из них осуществлены в 2012 г.). Таким образом, за 3 года вместо планировавшихся 10, есть шанс запустить только 5 космических аппаратов, а дальше – «полная тишина и неизвестность».

А нет заказчиков – нет и финансирования. «Финансовая дыра» от пяти непроданных запусков – около 500 млн. долларов США. И вот уже РКК бодро залазит в долговую яму, чтобы с учетом длительного (до 2-ух лет) производственного цикла оплачивать матчасть еще не проданных (и неизвестно – будут ли, а если будут проданы - то когда) услуг по запуску космических аппаратов.

Причем эта долговая яма сейчас в значительной мере еще не явная, а скрытая. Так как заемщиком выступала в основном не сама РКК, а её «дочки» и «внучки», за которых РКК поручался перед кредиторами. И в своей официальной отчетности РКК показывать эти долги не спешит.

При этом срок перехода этой скрытой задолженности в явную, учитывая описанную выше ситуацию с заказами, неумолимо приближается и наступит, когда «дочки» и «внучки» не смогут вернуть кредиты и займы, и платить придется РКК. А пока менеджмент РКК занимается «бегом по льдинкам во время ледохода» - закрывая один краткосрочный кредит новым кредитом на большую (с учетом процентов) сумму, наращивая как снежный ком кредиторскую задолженность.

Это означает, что менеджмент РКК азартно построил финансовую пирамиду, каждый новый виток которой все глубже погружает флагман в финансовую бездну, выбраться из которой самостоятельно (и это уже давно очевидно – наверняка, и самым оптимистичным и среднепрофессиональным представителям менеджмента РКК) предприятие не в состоянии. При этом текущие решения менеджмента стали исключительно тактическими, подчиняющимися логике пирамиды. Прервать цепь этих решений, а значит признать все скрытые пока еще ошибки и принять за них ответственность, имеющийся менеджмент, которому стечением обстоятельств довелось «порулить» на время флагманом, может быть в силу своего «масштаба» или каких иных причин - не может.

А что же предпринимает руководящий менеджмент РКК, какие чудодейственные меры?

Руководство РКК устраивает кадровую чехарду в компаниях, непосредственно реализующих проект, вызывающую недоумение как у партнеров-смежников, так и у заказчиков (и без того – с учетом истории проекта «Морской старт» - испытывающих определенную неуверенность).

В последнее время среди руководящего менеджмента РКК царят панические настроения – принимаются хаотичные управленческие решения (переназначаются ответственные, перераспределяются полномочия, ставятся заведомо невыполнимые задачи), обусловленные, вероятно, предчувствием (или, возможно, уже и рациональным осознанием) неотвратимо надвигающегося фиаско проекта, влекущего за собой массу «замороженных» пока проблем, за которые придется отвечать.

Но это еще далеко не всё.

Двигатель "Энергии"

Нельзя не заметить, что у руководящего менеджмента РКК сильна тяга к миссионерству. Своя «площадка» им мала для реализации управленческих талантов. И они предпринимают тактику расширения зон влияния – при такой тактике можно какое-то время отбиваться от назойливых вопросов об эффективности управления наличием грандиозных задач и оставленных предыдущим поколением «завалов». А там, глядишь, еще какие-нибудь возможности откроются и «война план покажет».

В указанную тактику полностью укладывается передача в 2010 г. под управление РКК еще одного флагмана – на этот раз – мирового ракетного двигателестроения – ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко». В последние годы двигатели разработки или производства «НПО Энергомаш» использовались более чем на 45% ракет-носителей, запускаемых во всем мире, включая американские ракеты семейства «Атлас». Однако само предприятие в силу ряда причин (в том числе освещенных в материалах проверок Счетной палаты) находилось далеко не в лучшем финансово-экономическом состоянии.

И каков же итог управленческой экспансии РКК? С учетом того, что менеджмент РКК по привычке берется в основном за глобальные задачи, то и итоги получаются масштабными. Как и непосредственно в РКК, результат управления «НПО Энергомаш» не менее печален и экономически впечатляющ – по итогам 2011 года предприятие зафиксировало чистый убыток в размере более 830 млн. руб. Годом ранее убыток был 441 млн. руб. Так что тенденция, как говорится, налицо.

И государственное предприятие (а в собственности Российской Федерации находятся более 86% акций «НПО Энергомаш») фактически наносит ущерб основному акционеру, принося государству убытки.

При этом производственная деятельность «НПО Энергомаш» неизменно убыточна – в том числе убыточно производство двигателей РД-171М (для ракет-носителей «Зенит») и РД-180 (для ракет-носителей «Атлас»). И, увеличивая программу выпуска (что само по себе при рентабельной работе могло бы быть положительным фактором), предприятие наращивает убытки, увеличивая финансовую «дыру», вероятно, в инфантильной надежде на помощь государства.

Однако в мире все взаимосвязано, и принимая на себя убытки (за счет низких цен реализации производимых двигателей), предприятие тем самым финансово помогает всем (или некоторым) участникам цепочки, ведущей к конечному потребителю, оплачивающему услуги по запуску космических аппаратов.

То есть, руководящий менеджмент РКК, опять-таки, управляя «НПО Энергомаш», фактически принимает решение за всех добросовестных российских налогоплательщиков (налоги которых формируют государственную помощь предприятию) – кому бы помочь деньгами за счет Государства Российского!

И это опять же еще не всё.

Почем "Энергия"?

А сколько же сейчас «стоит» флагман? Как его оценивает «рынок»? С точки зрения эффективности работы менеджмента РКК показательным является динамика стоимости акций предприятия, ее сравнение со среднерыночной динамикой. Это необходимо, чтобы при оценке максимально исключить влияние объективных глобальных факторов, мировых кризисов. Так, искусство управления экипажа кораблем, плывущим в сильном течении, объективней оценивать в сравнении не с кораблем, стоящим у причала, а с флотилией, маневрирующей в этом же течении. На фондовом рынке роль течения играют глобальные общемировые факторы, а мастерство «флотилии» характеризуется динамикой индексов – в нашем случае показателен индекс ММВБ, показывающий усредненную динамику стоимости акций 30 крупнейших российских предприятий.

Текущая «цена» (капитализация) флагмана составляет 4,8 млрд.руб., в то время как, например, в 2010 году с апреля по декабрь она превышала 13 млрд.руб. Таким образом, капитализация РКК уменьшилась в 2,8 раза. И это только в текущих ценах – без учета инфляции.

Каков же «вклад» менеджмента РКК в это уменьшение? Для этого надо посмотреть на динамику индекса ММВБ за тот же период. За это время индекс ММВБ не только не снизился, а вырос на 10%. Это означает, что менеджеры РКК «науправляли» предприятием почти в 3 раза хуже своих коллег.

На этом государство – как основной акционер с долей в 38% от общего количества акций, щедро помогавшее флагману деньгами, только на снижении капитализации фактически потеряло более 3 млрд. руб. И продолжает терять дальше. При этом «профессиональные» действия руководящих менеджеров РКК не позволяют надеяться на изменение этой негативной тенденции.

Чьих будете?

Немаловажный вопрос – а кто сегодня владеет флагманом?

Для ответа на него достаточно обратиться к публикуемой РКК официальной регулярной отчетности, ознакомившись с которой, можно сделать интересный вывод – оказывается, до сих пор значительная доля (более 20%) акций предприятия опосредованно принадлежит самому предприятию (находится на балансе полностью подконтрольных ему 100%-ных дочерних фирм – ООО «ИК «Открытие» и ЗАО «ЗЭМ»), т.е. фактически этими акциями (правами, которыми наделены владельцы этих акций) управляет доблестный менеджмент РКК.

Подобная схема – известная под термином «закольцовка» - широко применялась, начиная со «штормовых» 90-х годов прошлого века, на ряде крупных (и вроде бы государственных – в сознании широкой общественности) предприятиях.

Наибольшую известность и широкое освещение в прессе в свое время получила «закольцовка» владения акциями другого флагмана отечественного машиностроения (на этот раз – автомобилестроения) – Волжского автозавода (ОАО «АвтоВАЗ»).

Доставшаяся в наследство от известного, а ныне опального и живущего вдалеке от вскормившей его Родины бизнесмена, проблема ОАО «АвтоВАЗ» состояла в сложности ответа на простой вопрос – а кто же является хозяином завода, которому (как заводу, так и фактически его хозяину) в сложные годы помогала вся страна – а значит и каждый добросовестный налогоплательщик?

«Закольцовка» делала фактическими хозяевами предприятия управлявший им менеджмент.

Впоследствии ушло немалое время и значительные средства на ликвидацию порочной кольцевой схемы владения, так как это было необходимым условием установления юридического контроля над предприятием со стороны государства и последующей значительной финансовой государственной поддержки.

Так почему же, с таким трудом ликвидировав «закольцовку» на ОАО «АвтоВАЗ», государство никак не проявляет интерес к такой же проблеме на РКК, которое получало, получает и рассчитывает и дальше получать гораздо большие государственные деньги? На чем базируется и чем подкрепляется вера государства в действующий менеджмент РКК? Какими заслугами этот менеджмент заслужил и укрепил эту веру?

Промежуточный итог

Так каковы же экономические промежуточные результаты деятельности руководящего менеджмента РКК?

В официальной отчетности РКК по российской системе бухгалтерского учета за 2011 год показана прибыль в сумме около 39 млн. долларов США (укажем в долларах для удобства сопоставления). При этом за год отраженная кредиторская задолженность выросла больше чем на треть – до 1 млрд. долларов США.

Но это только обозначенная выше явная часть. В скрытой же пока от акционеров части (только по проекту «Морской старт») находится следующее:

– по итогам 2011 года чистый убыток, полученный по проекту «Морской старт» составил более 46 млн. долларов США;
– суммарная задолженность РКК только по проекту «Морской старт» (так как кредиты и займы получались в том или ином виде под поручительство РКК) – более 300 млн. долларов США;
– источник погашения задолженности в рамках проекта «Морской старт» (кроме как погружение в новые долги) отсутствует;
– финансовые претензии Боинга к РКК – 122 млн. долларов США.

То есть, уже по итогам 2011 года по консолидированной отчетности – а именно таковой она должна быть по международной системе финансовой отчетности - с учетом только проекта «Морской старт» деятельность РКК убыточна (есть еще ОАО «НПО «Энергомаш» с убытком более 26 млн. долларов США). А дальше – финансовая пропасть размером более 500 млн. долларов США (и это только текущая оценка, а пропасть фактически ежедневно увеличивается).

Таким образом, руководящий менеджмент РКК семимильными шагами, наступая на всевозможные (и совсем даже не обязательные) грабли ведет предприятие как поводырь цепочку слепцов к неминуемому финалу. Необычно в этой удручающей картине только то, что это не просто рядовое предприятие (с которыми у нас случается подобное «сплошь и рядом»), а флагман отечественной космонавтики.

А это означает только одно – с целью недопустить скандального исчезновения одного из последних высокотехнологичных оплотов отечественной экономики государство вынуждено будет в очередной раз оказывать флагману глобальную (по размерам) финансовую помощь. Т.е. каждый добросовестный российский налогоплательщик своими деньгами профинансирует очередные промахи руководящих менеджеров РКК.

Заключение. "Автора!!!"

Так кто же те люди, вышеобозначенные под нейтральным термином «руководящий» (или же просто) «менеджмент РКК», волею судьбы оказавшиеся на ключевых позициях отечественной космонавтики начала XXI века.

Оказывается, что уже более 5 лет всеми процессами «рулит» единоличный руководитель РКК – Виталий Александрович Лопота, президент и председатель правления РКК, а также член совета директоров РКК, председатель совета директоров ОАО «НПО «Энергомаш», а также председатель советов директоров упоминавшихся выше «дочек» и «внучек» РКК, участвующих в проекте «Морской старт».

Виталий Лопота, в силу уставных документов, обладает (и фактически пользуется) всей полнотой власти и в полной мере ответственен за упоминавшиеся выше катастрофические результаты (при этом надо учесть, что выше упоминались далеко не все направления деятельности РКК). Не только за уже наступившие, но и за те многочисленные заложенные финансовые «мины», которые неумолимо начнут сотрясать корпус флагмана в ближайшее время.

, профессор , заведующий кафедрой сварка и лазерные технологии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, заведующий кафедрой СМ-1 МГТУ им. Н. Э. Баумана , директор-главный конструктор ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (1991-2009), президент – генеральный конструктор РКК «Энергия» им. С. П. Королёва (2007-2014). Член Советов: при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию , по Грантам Президента РФ, НТС Совета Безопасности РФ, при Председателе Совета Федерации, по Премиям Правительства РФ в области науки и технологий, НТС ВПК Правительства РФ, НКС Минобрнауки РФ ФЦП ИР до 2025 года и в других.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Создание нового поколения средств робототехники и технической кибернетики космического, воздушного, наземного и морского базирования (мягкая посадка космических кораблей и беспилотных возвращаемых аппаратов, рентгеновские системы бесконтактного измерения воздушных параметров летательных аппаратов, контроль давления и герметичности космического применения, мобильные роботы специального назначения, роботов-манипуляторов для сборки и эксплуатации орбитальных платформ и космических станций, воздушная и наземная радиационная и оптико-электронная разведка, беспилотные ЛА, сверхмалые космические аппараты, включая их групповое применение и др.)

    Стратегия и прогноз развития эффективной космической деятельности;

    Идеология, прогноз и возможные программы международного освоения дальнего космоса (марсианская программа) до 2040-2050 гг., включая Луну с эффективным использованием орбит у точек Лагранжа;

    Идеология, прогноз, исходные требования и возможные программы пилотируемой космонавтики на ближайшие десятилетия, включая: многоразовые транспортные корабли, межорбитальные комплексы, посадочно-взлетные системы, трансформируемые корабли и модули, и необходимые инфраструктуры (наземная, орбитальная у Земли, межорбитальная, орбитальная у планет и напланетная база обитания), в т.ч. проектные облики, бюджеты энергии и масс базовых элементов инфраструктуры;

    Идеология, исходные требования и принципы реализации мехатронных технологий в ракетно-космической технике;

    Исходные требования и необходимые космические технологии для перспективных космических систем;

    Идеология, исходные требования и принципы создания легких и надежных конструкций для космических применений;

    Идеология, технологии и инструментарий современного конструирования, проектные облики, программы создания современных многофункциональных и конкурентоспособных космических аппаратов (высокоэнергетических, телекоммуникационных, оптико-электронных и радиолокационных космических систем разведки в реальном масштабе времени);

    Идеология космического мониторинга и проектный облик системы предупреждения астероидно-метеороидной опасности;

    Идеология, проектные облики и программы создания эффективных и конкурентоспособных ракетных космических комплексов от среднего до сверхтяжелого классов для решения задач, необходимых для обороноспособности и безопасности России;

    Идеология, проектные облики и технологии создания солнечных и ядерных межорбитальных космических буксиров;

    Идеология и предложения эффективного реформирования ракетно-космической отрасли.

    В период с 2007 по 2014 годы организовано ритмичное производство около 70 и запуски 56 космических кораблей серий Союз ТМА и ТМА-МС, Прогресс М и МС, создание и запуск в короткие сроки (менее 2-х лет) двух новых исследовательских модулей ("Поиск" и "Рассвет") и 2-х кораблей-модулей Прогресс М-МИМ, около 30 разгонных блоков ДМ. Разработаны и успешно выполнены программы 24 основных экспедиций и 5 экспедиций посещения МКС, включая работу на её борту 75 космонавтов и астронавтов, выполнена интеграция с российским сегментом МКС 4-х европейских грузовых кораблей ATV. Разработана и внедрена технология ускоренной (6 часовой) стыковки космических кораблей. Выведены на заданные орбиты около 30 КА различного назначения (в т/ч ГЛОНАСС). Для российских и зарубежных заказчиков созданы перспективные конкурентоспособные специализированные спутники на базе универсальной космической платформы. Разработаны технологии и спроектированны пилотируемый космический корабль нового поколения, научно-энергетический и трансформируемый модули, российско-американская лунная орбитальная станция, «линейка» модульных сверхтяжелых ракет-носителей «Энергия» различной грузоподъемности. Организован демо-учебный центр конструкторско-технологических решений при создании ракетно-космической техники. Разработаны и внедрены в производство современные технологии изготовления стыковочных агрегатов и высокоточных узлов для пилотируемых систем, базовые технологии специальных теплозащитных композитных покрытий для пилотируемых космических кораблей, высокопроизводительные отраслевые технологии заготовительных производств, роботизированный трубогибочный стан для обвязки трубами систем ракетно-космической техники и др.

    За 7 лет руководства В.А. Лопоты Корпорацией доходы от реализации продукции выросли более чем в 3,5 раза (с ~8 млрд.руб в 2007г до ~29 млрд.руб в 2014 г), средняя зарплата сотрудников – почти в 3 раза (с ~18 тыс.руб в 2007 г до ~53 тыс.руб в 2014 г), а активы – почти в 8 раз (с ~11 млрд.руб в 2007 г до ~85 млрд.руб к 2014 г); ежегодная рентабельность обеспечивала существенную прибыль. При полном отсутствии госинвестиций, РКК «Энергия» продолжала оставаться наиболее успешным предприятием ракетно-космической отрасли России, имела лучшие финансово-экономические и социальные показатели, являлась ведущей на мировом космическом рынке.

    Однако, несмотря на достигнутые научные, технологические и производственные результаты, вследствие административного давления вице-премьера Правительства РФ Д.О. Рогозина и его заместителя И.Н. Харченко, 21.07.2014 Росимущество выпустило директиву о приостановлении полномочий В.А. Лопоты как Президента РКК «Энергия» (источник Росимущество). В результате дальнейшего административного давления со стороны Гендиректора Объединенной ракетно-космической корпорации И.А. Комарова и Руководителя Российского Космического Агентства О.Н. Остапенко, а также оговоров, шантажа и уголовного преследования в августе 2014 года В.А. Лопота уволился из РКК «Энергия» по обоюдному согласию сторон (источник Роскосмос).

    14 апреля 2014 года на основании специально искаженной в Роскосмосе информации и доносам (Поповкин В.А. и Фролов О.П.) против Виталия Лопоты было возбуждено уголовное дело по ст.201 УК РФ (использовании своих полномочий вопреки законным интересам организации). По домыслам Роскосмоса и следствия, Лопота действовал не в интересах РКК «Энергия», когда её дочерние структуры в 2010 г. приобрели и финансировали проект

    «Морской старт » - уникальный в мировой практике космодром морского базирования, интегрировавший лучшие технологии: ракетно-космические России, кораблестроительные Норвегии и телекоммуникационные США. Действиями Лопоты В.А. были сохранены и развиты лучшие отечественные конкурентоспособные ракетно-космические технологии и обеспечена технологическая устойчивость стратегических производств.

    С мая 2015 г. Лопота находится под домашним арестом.

    Виталий Александрович Лопота

    Трудовую деятельность начал в г. Грозном слесарем на нефтемаслозаводе, закончил Грозненский химико-технологический техникум. После службы в армии в 1972 году поступил на физико-металлургический факультет Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина, который окончил в 1978 году по специальности «Металлургия и технология сварочного производства».

    В 1981 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Исследование сварочных характеристик мощного лазерного луча», в 1990 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук по теме «Физико-технологические основы сварки материалов мощным лазерным лучом».

    После окончания в 1981 г. аспирантуры и защиты диссертации прошёл путь от младшего научного сотрудника до профессора, заведующего кафедрой и руководителя отраслевой научно-исследовательской лаборатории Миноборонпрома СССР, директора «Центра лазерных технологий». Один из основоположников технологического и специального применения мощных лазеров. Основал в 1985 году в ЛПИ кафедру «Лазерные технологии», а в 2009 году Российско-германский центр лазерных технологий.

    С 1991 г. по 2009 г. – директор, главный конструктор Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), руководитель центра микроробототехники и технической кибернетики (ЦСТ ФСБ РФ). Реформировал деятельность ЦНИИ РТК, вывел его из кризиса, развил новые научно-технические направления деятельности, в результате чего в 1994 году институт получил статус Государственного научного центра России. Под его руководством созданы специальные средства робототехники и технической кибернетики космического, воздушного и наземного базирования. Внедрены системы эффективного обеспечения антитеррористических и специальных операций (ЦСТ ФСБ РФ). Созданы и поставлены на вооружение и снабжение Вооруженных сил РФ системы разведки и другой спецтехники.

    С июля 2007 г. по сентябрь 2014 г. – Президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, Генеральный конструктор пилотируемых и специальных космических программ РФ, заместитель председателя Госкомиссии, технический руководитель по лётным испытаниям пилотируемых космических комплексов. РКК «Энергия» им. С.П. Королёва – головная организация по созданию и эксплуатации пилотируемых ракетно-космических комплексов и специальных систем, средств выведения и автоматических космических аппаратов различного целевого назначения.

    Под руководством Лопоты В.А. была стабилизирована экономическая деятельность Корпорации, успешно выполнялись программы развития и технического перевооружения, социальной поддержки и строительства льготного жилья для сотрудников предприятия. Развивались работы Корпорации, направленные на создание отечественных ракетно-космических систем и средств выведения мирового технологического уровня. Для российских и зарубежных заказчиков велись разработки конкурентоспособных целевых космических аппаратов. Сохранены и развивались ракетно-космические технологии РН «Энергия», включая космодром морского базирования «Морской старт». Обеспечивалось развитие и технологическая устойчивость отечественных стратегических производств ракетно-космических технологий и компонентов, определяющих создание в России средств выведения сверхтяжелого класса для обеспечения безопасности государства.

    Развивалась королёвская школа создания отечественной ракетно-космической техники. По инициативе Лопоты В.А. в Корпорации открылись аспирантура и Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Проводимая социальная и кадровая политика позволила в период 2009–2014 гг. принять на работу около 4 тыс. молодых специалистов в возрасте до 35 лет.

    С сентября 2014 г. – Вице-президент Объединенной ракетно-космической Корпорации по технологическому развитию отрасли (ОРКК – управляет промышленными предприятиями ракетно-космической отрасли России).

    Лопота В.А. – активный инициатор внедрения методов проектного управления при создании ракетно-космических комплексов и систем, компьютерных технологий конструирования и инженерного анализа на всем жизненном цикле изделий (создание-эксплуатация-утилизация). Им развиваются мехатронные принципы построения робототехнических компонентов на основе унификации и модульности, широко внедряются оптоэлектронные и фотонные технологии, разрабатываются технологии и высокоскоростные системы управления в сложной и неопределенной обстановке в реальном времени. Внедряются в производство роботизированные технологические процессы, в том числе, с применением мощных лазеров.

    Член Советов: по присуждению Грантов Президента РФ; НТС Совета Безопасности РФ; генеральных и главных конструкторов, ведущих учёных и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Правительстве РФ; по присуждению Премий Правительства РФ в области науки и техники (председатель секции «Авиация и Космос»); координационного НТС ФСБ РФ; КНТС Минобрнауки РФ; КНТС Роскосмоса и ряда экспертных советов федерального и региональных уровней, учёных, диссертационных и научно-технических советов.

    Заведующий кафедрами в МГТУ им. Баумана и в СПбГПУ. Член-корреспондент РАН, доктор технических наук. Имеет свыше 300 научных трудов, более 60 патентов на изобретения.

    Заслуженный деятель науки Российской Федерации, награждён орденами «За заслуги перед отечеством» IV степени, «Почета» и другими наградами, включая Премию Правительства РФ в области науки и техники 2012 года.