Судебные споры

Ракеты южмаша.  Южный Машиностроительный Завод

Госпредприятие "Южный машиностроительный завод им.Макарова" (ЮМЗ, Днепр) возобновляет производство ракеты-носителя (РН) "Зенит" в интересах международных проектов Sea Launch ("Морской старт") и Land Launch ("Наземный старт"), сообщила пресс-служба предприятия.

Как отмечается в сообщении, 28 апреля "Южмаш" и компания S7 Sea Launch Limited заключили контракт на производство и поставку 12 ракет-носителей серии "Зенит" для исследования и использования космоса в мирных целях в рамках указанных международных программ.

"Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал "Южмаш" начиная с 2013 года, и который стал следствием обвального сокращения объемов производства", - отмечает пресс-служба. Она указывает, что в настоящее время в производстве ЮМЗ находится две РН "Зенит" модификаций "Зенит-3SL" и "Зенит-3SLБ".

В ЮМЗ уточнили, что сформированный на сегодня портфель заказов "Южмаша" на ближайшие годы превышает $350 млн, среди основных заказчиков - компании США, Италии, Индии, Кореи. Как сообщалось, производство РН "Зенит" на мощностях "Южмаша" было приостановлено в 2014 году в связи с финансовыми проблемами, возникшими у операторов проектов Sea Launch и Land Launch.

РН "Зенит-3SL" создана на основе двухступенчатой РН "Зенит-2" разработки ГП "КБ "Южное" и производства ГП "Южмаш", разгонный блок ДМ-SL разработан и производится в российском РКК "Энергия".

Консорциум Sea Launch по коммерческим запускам спутников с морского космодрома в Тихом океане был создан в 1995 году. На первом этапе его акционерами выступили американская Boeing (40%), РКК "Энергия" (25%), украинские ГКБ "Южное" и ГП "Южмаш" (вместе 15%), а также англо-норвежская Кvaerner Group (20%). После реорганизации в 2010 году 95% акций компании владела Energia Overseas Limited (EOL) - "внучка" РКК "Энергия" (РФ), 3% - американской Boeing, 2% - норвежской Aker Solutions. С 1995 года по май 2014 года по программе Sea Launch выполнено 36 пусков РН "Зенит-3SL", в том числе 33 успешных.

В августе 2014 года Sea Launch объявил о приостановке запусков в рамках программы по снижению расходов во избежание ожидаемого дефицита пусковой программы и о возобновлении пусков в середине 2015-2016 годов.

В сентябре 2016 года Sea Launch SA и российская S7 Group объявили о достигнутой договоренности о покупке активов Sea Launch. Закрытие сделки планировалось на 2017 год, после получения одобрения Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Возобновление пусковой деятельности по программе намечено ориентировочно на конец 2018 года.

В ракетно-космической корпорации "Энергия" не верят в возможность производства украинским предприятием "Южмаш" ракет-носителей для международных проектов Sea Launch ("Морской старт") и Land Launch ("Наземный старт").

"Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей", - заявил "Интерфаксу" генеральный директор РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

Основным направлением деятельности ЮЖМАШа в 2017 году оставалось изготовление продукции ракетно-космического назначения.

Программа «Морской старт» и «Наземный старт» . В апреле 2017 между компанией S7 SeaLaunchLimited и ЮЖМАШем заключен контракт на изготовление двенадцати единиц РН «Зенит», в рамках которого уже выполняется заказ на изготовление двух изделий со сроком их поставки в 2018 году. Ожидается дополнительный заказ на три изделия в феврале 2018 года.

Программа «Лыбидь » (запуск украинского спутника). Контракт был заключен еще в 2011 году. Заказано изготовление одной РН «Зенит-2SLБ». Заказчик – ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры». Для завершения этого контракта ЮЖМАШ ожидает получения 8,245 млн. долларов США от финансового посредника – компании Briklin Limited. Это позволит завершить сборку изделия и отгрузить его на космодром Байконур для запуска.

Программа «Антарес» (запуск РН «Антарес» с мыса Уоллопс, США). Работы ведутся по контракту 2008 года. Заказчик – американская аэрокосмическая и оборонная компания Orbital ATK Inc. В рамках контракта предусмотрено изготовление четырнадцати основных блоков первой ступени с комплектом ЗИП, из которых десять комплектов уже отгружены заказчику. Сейчас одно изделие готово к отгрузке, в производстве находятся оставшиеся три изделия, работы по которым будут продолжены в 2018 году.

РН «Антарес» предназначена для снабжения МКС. Годовая потребность в этих РН составляет два пуска в год до 2025 года. ЮЖМАШ рассчитывает на дополнительный заказ восьми новых изделий сверх действующего контракта.

Программа «Вега» (ракета-носитель Европейского космического агентства). Контракт 2014 года на изготовление девяти блоков маршевого двигателя (БМД) четвертой ступени. Заказчик – AVIO S.p.A. (Италия). Предусмотренные контрактом в 2017 году отгрузки продукции выполнены. Всего вместе с предыдущими контрактами отгружено уже шестнадцать единиц продукции.

В 2017 году заключен очередной контракт на изготовление еще двадцати БМД. Закупки материалов и ПКИ уже произведены в 2017 году, и производство будет вестись в 2018.

Работы с корейским институтом KARI . Ведутся по двум основным направлениям.

РД 8 . Контракты 2016 года на изготовление двух турбонасосных агрегатов и комплекта макетов клапанов.

Шаробаллоны . Контракт 2016 года на изготовление пятидесяти шаробаллонов емкостью 130 л и десяти – емкостью 25 л. Контракт успешно завершен, заключен следующий, по которому должно быть изготовлено еще сорок два шаробаллона.

Опыт успешного сотрудничества стал основой интереса наших партнеров к расширению сотрудничества.

Работы с индийской организацией ISRO (двигательная тематика). Контракт 2017 года на проведение до 2019 года включительно огневых испытаний индийских жидкостных ракетных двигателей на опытно-экспериментальной базе ЮЖМАШа.

В результате участия ЮЖМАШа в международной кооперации в 2017 году было выполнено три пуска по проекту «Вега», один пуск по проекту «Антарес» и один пуск РН «Зенит» с космодрома «Байконур» по программе «Наземный старт». Все пуски были успешные.

Мы продолжаем прикладывать усилия по продвижению на рынок и расширению участия в международной кооперации по производству ракетно-космической техники. Предприятием разработаны предложения по сотрудничеству для перспективных партнеров, включающие в том числе:

– разработку, испытания и серийное изготовление элементов РН, включая жидкостные и твердотопливные двигатели;

– разработку и производство космических аппаратов с использованием компонентов производства страны-партнера;

– совместное создание легкой РН и безкосмодромного ракетно-космического комплекса на ее основе;

– участие компаний страны-партнера в поставках сырья, материалов и компонентов для производства космической техники в рамках программы импортозамещения.

Надо отметить, что по всем внешнеэкономическим контрактам ЮЖМАШ своевременно выполняет все свои обязательства и не имеет претензий со стороны наших партнеров по срокам выполнения и по качеству продукции.

Первый заместитель генерального директора

ГП «ПО Южный машиностроительный завод

им. А.М.Макарова» по экономике и финансам

Завгородний К.В.

ПРЕСС-РЕЛИЗ "ЮЖМАША"

Двадцать восьмого апреля этого года был заключен контракт между ЮЖМАШем и компанией S7 Sea Launch Limited на производство и поставку ракет-носителей серии «Зенит». В целом, контракт предусматривает изготовление 12-ти ракет-носителей для использования в программах «Морской старт» и «Наземный старт» для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов. Сейчас в производстве находится 2 ракеты модификаций «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ».

Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал ЮЖМАШ начиная с 2013 года и который стал следствием обвального сокращения объемов производства.

Настойчивая трехлетняя работа специалистов предприятия по загрузке производства дала плоды. На сегодня портфель заказов ЮЖМАШа на ближайшие годы превышает (в пересчете) 350 млн. долларов США. Среди основных заказчиков – компании США, Италии, Индии, Кореи и др.

ЮЖМАШ выражает глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную, как для нашего предприятия, нормативную и финансовую поддержку. Без этой поддержки возобновление производства и преодоление кризиса было невозможно.

Выведение ЮЖМАШа в режим стабильной работы создаст надлежащие условия для акционирования предприятия и поиска стратегического инвестора. Реализация этих мер, в свою очередь, является необходимым условием для достижения главной среднесрочной цели ЮЖМАШа, которая состоит в обеспечении полноценного вовлечения предприятия в международную кооперацию по производству ракетно-космической техники.

Департамент маркетинговых коммуникаций предприятия «ЮЖМАШ»

Интересно, что перечисляя кучу стран, с которыми у Южмаша есть хоть какие-то контракты, ни слова о том, что именно основной контракт - по Морскому старту - с российской компанией S7 Sea Launch Limited

17.07.2017 12:00

Три украинских завода-гиганта, «Южмаш», «Мотор-Сич» и «Заря Машпроект» наиболее ярко иллюстрируют, что происходит с промышленностью страны.

Эти три промышленных монстра были флагманами отечественной промышленности. С приходом новой, якобы проевропейской, власти заводы не только не получили толчок к развитию, но и фактически оказались на грани уничтожения.

«Южмаш» производил ракеты «Зенит», считающиеся одними из лучших в мире. Илон Макс недавно заявил, что после его «Фальконов», «Зенит» - лучшая ракета в мире. Была… Более половины комплектующих этой ракеты производилось в России. Решив мощно ударить санкциями по России, мы прекратили покупать комплектующие в РФ. Чем это закончилось? За три года после Майдана-2 долги «Южмаша» только за использование электроэнергии достигли 400 млн.грн. Долги по зарплате – более 100 млн.грн. Забастовки сотрудников не утихают. Полигоны сданы в аренду фермерам. Сотрудники уникального в мировом масштабе производства постепенно эмигрировали в Россию на такие предприятия, как ООО «Илек», АО «Промтехкомплект», АО «НПЦ Лавочкин-Инвест» – предприятия, производящие комплектующие для российской космической отрасли.

«Подарок», принятый в бюджете Украины в начале июля, 50 млн.грн на погашение долгов «Южмаша» перед сотрудниками, ничего не решит. Завод умирает. Попытку произвести 12 ракет для России и реанимировать работу предприятия националисты тут же окрестили предательством и забросали говном директора.

По сути, мы сами помогли создать в России недостающую отрасль в сфере покорения космоса.

Аналогичная ситуация произошла с заводом «Мотор-Сич». На этом предприятии производились двигатели для всех (!) российских вертолетов. Для военных крылатых ракет (не украинских, понятно, в Украине их нет), для ряда самолетов. Это производство высочайшей точности и технологичности. С приходом псевдопроевропейской власти поставки этих вертолетных и самолетных двигателей в Россию запрещены. Завод умирает. Жиденькие новости в СМИ о будущих поставках этих двигателей для самолетов в Австрию и Китай – чистой воды пиар. Это совершенно не те двигатели: не той технологической сложности, мощности и стоимости, нежели производимы ранее для российского рынка. А специалисты, также, как и в ситуации с «Южмашем», потихоньку эмигрируют в Уфу на работу в «Уфимское моторостроительное производственное объединение», где уже несколько лет Россия формирует собственное производство двигателей для вертолетов. Вкладывает миллиарды рублей в него. Старт их массового производства намечен на 2019 год. Даже с учетом вездесущей коррупции и срывов сроков уже через пару лет украинский «Мотор Сич» не будет нужен никому. Русское лобби быстро «выдавит» на международном рынке нашу продукцию. Тем более, что её разрабатывают наши же, запорожские специалисты.

«Зоря-Машпроект», г.Николаев. На двигателях этого предприятия ходили практически все суда военно-морского флота Украины и России. С приходом новой власти после Майдана 2 завод, естественно, оказался на грани банкротства. Россия, также, как и с двигателями для вертолетов, активно строит собственную целую промышленную отрасль – производство газотурбинных двигателей для флота. Рыбинское НПО «Сатурн» заканчивает производство двигателей для русских фрегатов типа 11356, которые отказалась поставлять «Заря-Машпроект» не по экономическим, а по дурацким политическим причинам. Оставив без работы сотни семей. Спасает предприятие лишь сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных установок на украинской ГТС. Но это, вероятно, ненадолго.

Сырьевой придаток Европы – вот, что ждет Украину в ближайшем будущем. И это не через десятилетия, а через два-три года случится окончательно.

Владимир Охрименко

Несмотря на разговоры о полном прекращении сотрудничества Роскосмоса с украинским "Южмашем", предприятие неожиданно заявило , что соберет 12 ракет "Зенит" для международных проектов "Морской старт" и "Наземный старт". Контракт, якобы, заключен с компанией S7 Sea Launch.

Ракета "Зенит". Фото: Олег Урусов/ ТАСС

Напомню, площадку в Тихом океане, специально оборудованную для старта носителей "Зенит", приобрела российская компания S7 в сентябре прошлого года. Но из-за ухудшения отношений между Москвой и Киевом закупку носителей в Днепре было решено прекратить. А ракетные двигатели для них на Украину больше .

В патовой ситуации оказались и украинский завод, и Роскосмос. На "Южмаше" лишились основного импортера, а в России начали думать, что делать с "Морским стартом", - продавать его, разрабатывать собственный носитель или снова вернуться к "Зенитам".

Пока никакая другая ракета с плавучего космодрома просто не взлетит. Модернизация площадки под старт другой ракеты по затратам соизмерима со строительством нового космодрома. Поэтому решили строить новый носитель. Гендиректор РКК "Энергия" Владимир Солнцев пообещал , что предприятие построит для плавучего космодрома ракету "Сункар". А глава Роскосмоса Игорь Комаров анонсировал , что после 2022 г. с "Морского старта" полетит новая ракета - "Союз-5". Но это в лучшем случае через пять лет, а как быть сейчас?

Логичным был бы вариант возобновить давнее сотрудничество и схему "Украинские ракеты плюс российские двигатели". Ведь от прекращения торговых отношений готовый продукт буквально разорвали на части.

Космодром "Морской старт". Фото: Wikipedia

В качестве примера возьмем ту же ракету Зенит-3SL. По заявлению "Южмаша", на предприятии уже собирают два таких носителя. Первая ступень ракеты оснащена мощнейшим российским РД-171М, вторая - РД-120. Оба - производства НПО "Энергомаш". Разгонный блок сделан РКК "Энергия".

Однако в российской корпорации факт сделки не признают. А эксперты лишь недоумевают: ситуация становится все более запутанной, и окончательного подтверждения информации стоит ожидать только от Роскосмоса. Но пока на сайте российского ведомства про "Зениты" ровным счетом ничего.

Со скептицизмом к заявлению "Южмаша" отнесся член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин, который участвовал во всех летных испытаниях ракеты "Зенит". По его словам, из-за сложного экономического положения, в котором оказался "Южмаш", будет крайне трудно качественно собрать высокотехнологичную ракету.

Хотя, безусловно, от сделки выиграли бы обе стороны. Россия получила бы запас одних из лучших в мире ракет среднего класса, пока новые в процессе разработки. А "Южмаш", наконец оправился бы от экономического нокдауна, в котором оказался из-за политической ситуации.