Кредитование

Управления запасами c. «Основные системы управления запасами

Название документа

"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 Г. N 115-ФЗ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(постатейный)

(А.А. Рождествина)

(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

Источник публикации

Подготовлен для публикации в системах КонсультантПлюс

РОЖДЕСТВИНА А.А.

Примечание к документу

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15.09.2006.

См. также следующий материал:

"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 Г. N 115-ФЗ"

(постатейный)

(под ред. В.И. Шкатуллы)

(Юридический Дом "Юстицинформ", 2004)

Текст документа

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

"О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

А.А. РОЖДЕСТВИНА

Рождествина Анна Анатольевна - преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) ГОУ ВПО "Российская Правовая академия" Минюста России.

В издании дается постатейный комментарий Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Данный Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Для разъяснения Закона были приняты нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - многие из них проанализированы в Комментарии. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ были внесены существенные изменения в данный Федеральный закон, которые вступят в силу с 15 января 2007 года, - они также учтены в Комментарии.

Комментарий предназначен для работников юридической сферы деятельности, студентов, аспирантов и преподавателей юридических ВУЗов и факультетов.

При подготовке настоящего издания использованы нормативные правовые акты по состоянию на 15 сентября 2006 года.

Список сокращений

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации;

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации;

ФМС РФ - Федеральная миграционная служба Российской Федерации;

МИД РФ - Министерство иностранных дел Российской Федерации;

МВД РФ - Министерство внутренних дел Российской Федерации;

п. - пункт;

см.- смотри;

т.е. - то есть;

т.п. - тому подобное.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 110-ФЗ,

от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

В комментируемой статье устанавливается предмет регулирования данного Федерального закона. Данный Закон:

1) определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации означает тот или иной набор и объем их прав и обязанностей. В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство или подданство иностранного государства. Факт принадлежности к гражданству иностранного государства доказывается паспортом или равнозначным документом, выданным в этом государстве.

Объем прав и обязанностей иностранных граждан определен в общих чертах в Конституции Российской Федерации, согласно ч. 3 ст. 62 которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Такие случаи ограничения прав иностранных граждан и содержатся в комментируемом Федеральном законе;

2) регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Трудовой деятельностью иностранного гражданина является деятельность на основании трудового договора, заключенного между иностранным гражданином и российским работодателем, осуществляемая на территории Российской Федерации. Такая деятельность регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, в ст. 11 которого установлено, что на территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а согласно ст. 3 - никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Понятие предпринимательской деятельности дано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации - предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В этой же статье определено, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

К иной деятельности, которую может осуществлять иностранный гражданин на территории Российской Федерации, относится военная служба по контракту, которой является особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Статья 2. Основные понятия

Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья определяет основные понятия, которые используются в данном Федеральном законе. Так, иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Исходя из выше данных понятий, необходимо определить, что понимается под гражданством Российской Федерации и кто может быть гражданином Российской Федерации. Таким образом, под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются:

Лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона;

Лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом.

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено:

По рождению;

В результате приема в гражданство Российской Федерации;

В результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

По иным основаниям.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

Оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

Один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

Один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

Оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

Проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

Владеют русским языком.

Указанный срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

Предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

Признание лица беженцем в порядке, установленном Федеральным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если указанные граждане и лица:

Имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

Имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

Являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

Родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

Состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

Являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

Ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

Ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации, если они:

Проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение трех лет непрерывно;

Обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

Имеют законный источник средств к существованию;

Обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

Владеют русским языком.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

Выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

В течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

Использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

Состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

Имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

Преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

Осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" при изменении государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Факт принадлежности к гражданству иностранного государства доказывается паспортом или равнозначным документом, выданным в этом государстве. Понятие "подданство" используется в некоторых монархических государствах и по существу равнозначно понятию гражданства.

2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием:

Для выдачи иностранному гражданину визы либо

Для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Порядок выдачи приглашений на въезд в Российскую Федерацию регулируется:

Статьей 16 данного Федерального закона;

Правилами оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденными Приказом МИДа РФ от 12 февраля 2004 г. N 1833;

Приказом МВД РФ от 31 января 2003 г. N 72 "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учету и хранению бланков приглашений";

Положением об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию может выдаваться:

1) Министерством иностранных дел Российской Федерации по ходатайству:

Федеральных органов государственной власти;

Дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации;

Международных организаций и их представительств в Российской Федерации, а также представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации;

Органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами по ходатайству:

Органов местного самоуправления;

Юридических лиц;

Граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Приглашения оформляются на основании письменных заявлений, составленных на русском языке, от руки (разборчиво) или с использованием технических средств (пишущих машин, компьютеров) без использования сокращений и аббревиатур. Оно должно содержать:

Фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);

Дату и место рождения;

Гражданство приглашаемого лица;

Государство его проживания;

Номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность;

Цель поездки;

Предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации;

Предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации;

Наименование приглашающей организации и ее место нахождения или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства;

Номер и дату принятия решения о выдаче приглашения;

Срок действия приглашения.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию является основанием для выдачи иностранному гражданину визы, т.е. выданного уполномоченным государственным органом разрешения на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве (ст. 25.1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

3. Миграционная карта - документ:

Подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации;

Служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Бланки миграционной карты выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию бесплатно должностными лицами органов иммиграционного (пограничного) контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию.

Бланк миграционной карты заполняется на русском языке. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность.

Иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию.

Миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в Российской Федерации.

При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в сданной иностранным гражданином миграционной карте отметку о его выезде из Российской Федерации и передает ее должностному лицу органа иммиграционного контроля.

4. Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное:

В виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо

В виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину.

Данный документ является основным из числа тех, которые призваны регулировать порядок пребывания граждан зарубежных государств в Российской Федерации. Профильное законодательство в данной области периодически подвергается изменениям, и описываемый акт не стал исключением. Именно об этом законе мы и поговорим далее, плюс, параллельно объясним некоторые положения о миграционном учете.

ФЗ 115 о правовом положении иностранных граждан,

Официальный текст можно почитать на множестве профильных сайтах, одним из которых является «Консультант плюс». В РФ данный закон был принят 25 июля 2002 года. До этого момента в стране действовали нормы, принятые еще в СССР. Понятно, что новой России требовалось обновление и в данном направлении, поэтому, примерно в ноябре 2000 года Дума начала работать над проектом. Деятельность законотворцев принесла свои плоды, и теперь мы имеем довольно совершенный и эффективно работающий настоящий федеральный закон.

Изменения, последняя редакция ФЗ 115

Последние поправки в ФЗ о правовом положении иностранных граждан на территории РФ были внесены в декабре текущего года. В частности, изменения коснулись порядка получения и оформления разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в РФ ( и ), а также размеры государственной пошлины по ряду оснований.

Теперь основным документом для работы будет значиться именно патент. Поправка предусматривает, что теперь работник может законно трудиться у физического лица, либо же в любой организации, тогда как ранее имелось разграничение в этом плане. Плюс, работодатель обязан принимать в штат граждан в том случае, если патент был получен в этом же регионе. Т.е. имеется своеобразная привязка документа к региону. Исключение составляют высококвалифицированные специалисты.

Последняя редакция закона о правовом положении иностранных граждан в РФ с изменениями предусматривает также и наказание (ответственность) за несоблюдение его норм (глава 6 статья 35). Российский уполномоченный орган в лице ФМС в соответствии с положениями описываемого акта может привлекать нарушителей к ответственности.

ФЗ 115 о противодействии легализации доходов,

Согласно требованиям описываемого Федерального закона о легализации доходов, получение и незаконная легализация доходов добытых преступным путем в РФ преследуется по закону. В законодательном плане обозначены операции, подлежащие императивному контролю со стороны государства. Также в тексте закона даны и некоторые пояснения, из которых важно выделить следующие:

  • выгодоприобретатель — субъект, в интересах которого происходит заключение соглашения;
  • замораживание — блокировка денег в безналичном выражении и запрет на любые манипуляции с ними (касается физических лиц и учреждений):
  • бенефициарный владелец — преимущественный (конечный) правообладатель.

Если изучить текст закона о легализации доходов в последней редакции даже поверхностно, можно установить, что исполнительный контроль в данном плане ведется достаточно строгий. ЦБ требует (в рамках исполнения требований описываемого нами закона) немедленной реакции со стороны учреждений, поэтому часто бывает так, что при попытке использовать средства, оказывается что банк уже заблокировал счет (расчетный счет). 115 ФЗ о противодействии легализации отмыванию доходов имеет не местный, а федеральный характер распространения.

115 ФЗ о концессионных соглашениях

В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2010 г.).

Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам РФ (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан РФ), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. Закон устанавливает порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.

Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением потерритории России, при измененении места жительства регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2010 г.). Предусмотрены уведомительный и разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшили регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременений при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.

В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.

Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности может устанавливаться Правительством РФ для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу страны. Ежегодно постановлением Правительства РФ утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем визы.

Закон устанавливает, что временное проживание иностранцев по квоте Правительства РФ разрешается на три года. Но некоторые категории получают разрешение без учета квоты (состоявшие в гражданстве СССР или родившиеся в России, имеющие детей, состоящих в гражданстве РФ, состоящие в браке с гражданином РФ и др.).

В целях борьбы с нелегальной эмиграцией Российской Федерацией в марте 2007 г. ратифицировано Соглашение с Европейским Сообществом о реадмиссии, предусматривающее выявление и возвращение лиц, которые не соответствуют условиям въезда на территорию Российской Федерации или на территорию одного из государств ЕС либо условиям пребывания или проживания на данных территориях.

Российская Федерация — правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, порождая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции от 23 июля 2010 г.).

Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства РФ в упрошенном порядке. Россия способствует сокращению числа лиц без гражданства среди соотечественников, а органы государственной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Россию. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

Основы правового положения неграждан в Российской Федерации

Иностранные граждане — это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то, и другое, это состояние двойного, множественного гражданства, что регулируется иначе).

Особенности правового положения иностранцев в России зависят от того, находятся они в этой стране временно или проживают постоянно, присутствуют в стране законно или являются нелегальными иммигрантами, от договоров России с тем или иным государством. Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные российскими законами и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан, лиц без гражданства, с множественным гражданством существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам Российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранец, проживающий в России, должен иметь доход, позволяющий содержать себя и семью.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действуют специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет и может неоднократно продлеваться.

Иностранец может быть приглашен в Российскую Федерацию любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти. Приглашения для трудовой деятельности оформляются особо — в размере квоты (числа лиц), ежегодно утверждаемой Правительством РФ (на 2003 г. квота составляла 530 тыс. человек, на 2004 г. — 213 тыс. с резервом 20 тыс. 332 человека), на 2006 г. — 329 300, на 2008 г. — 140 790 человек (с распределением по субъектам РФ), на 2009 г. — первоначально 3,9 млн, но затем это число сокращено. До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учете для получения работы, в приглашении может быть отказано. О приглашении иммигрантов на работу в соответствии с квотой Правительства РФ необходимо уведомлять Федеральную миграционную службу (вместо прежнего разрешения). При законной иммиграции иностранцу выдается особый документ - иммиграционная карта.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд.

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах Российской Федерации и субъектов РФ (но, как говорилось выше, при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограничено иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приеме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно- территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.). Запрещена деятельность иностранных торговцев на розничных рынках.

Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация - административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы — МВД России, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др. (всего девять министерств и ведомств).

Право на политическое убежище

Политическое убежище в России предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Оно не предоставляется, если действия, совершенные лицами, просящими убежища, признаются в России преступлением, противоречат целям и принципам ООН, а также если это лицо представило заведомо ложные сведения, имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется, прибыло из страны с устоявшимися демократическими традициями в области защиты прав человека или с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ.

Ходатайство о предоставлении политического убежища подается на имя Президента РФ. Предоставление политического убежища осуществляется указом Президента РФ. Лицу, получивщему убежище, выдается свидетельство и оформляется вид на жительство. Такое лицо пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ с учетом ограничений, установленных законами или международными договорами РФ.

Выдача () граждан РФ не допускается, как и в других странах. Не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения или за действия, не признаваемые в России преступлениями. Экстрадиция других лиц, обвиняемых в совершении преступлений в других странах, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах возможна на основании федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

В 2019 году президент РФ Владимир Путин внёс глобальные изменения в закон, регламентирующий пребывание иностранных граждан на территории страны.

Поправки призваны облегчить гражданам Украины процесс получения гражданства. Кроме того, были внесены важные изменения в закон относительно самой процедуры получения.

Основополагающие тезисы

115 Федеральный закон регламентирует полный перечень прав и обязанностей иностранного гражданина на территории страны. В 2019 году в него были внесены последние изменения. Это огромный документ, содержащий 38 статей. Каждую статью знает не каждый юрист, поэтому для иностранного гражданина важно знать ключевые положения, регламентирующие его нахождение в России.

Закон каждый год претерпевает небольшие изменения . Большинство иностранцев знают основные положения, распространяющиеся на такие важные процедуры, как регистрация, получения временного разрешения и вида на жительство. Плюс очень важно знать, имеет ли иностранный гражданин какие-либо послабления в миграционных вопросах.

Новая версия закона от 2019 года регламентирует именно требования для получения постоянного гражданства украинских граждан и жителей Крыма, который с 2014 года считается территорий России. Граждане Украины, вне зависимости от города проживания, могут по упрощённой процедуре оформлять российское гражданство. При этом они должны соответствовать определённым требованиям. Официально закон вступит в силу с 1 сентября , но собирать документы и готовиться к процедуре необходимо уже сейчас.

Изменения для жителей Крыма

Крым в России официально считается частью страны с 2014 года. В первое время у жителей региона были проблемы с получением российского гражданства. Процедура не была идеальной, поэтому требовались поправки в закон. До сих пор руководство РФ делает всё возможное, чтобы упростить получение гражданства для нового региона страны.

Новые поправки в законе рассчитаны на создание преимуществ иностранным гражданам, незаконно депортированным с территории Крымской АССР. Также действия закона распространяется на всех родственников по прямой восходящей линии. Если кто-то из них был незаконно депортирован, то иностранный гражданин вправе воспользоваться подобными поправками.

Федеральный закон регламентирует, что указанная категория граждан может рассчитывать на получение вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание.

Для этого необходимо предоставить только справку о реабилитации.

Её можно получить в одной из организаций:

  • орган внутренних дел;
  • прокуратора РФ;

Для иностранного гражданина, соответствующего критериям, возможно получение преференций и на усыновлённых детей и супругу. Количество лет в браке не имеет значения.

Основные изменения в ФЗ Российской Федерации №115

В июле Совет Федерации РФ принял положительное решение по поправкам в новую версию закона.

Основные изменения:

  • Снятие препятствий для получения гражданства РФ для жителей Украины.
  • Обязательная присяга при вступлении в гражданство России.
  • Отмена гражданства для лиц, осуждённых за террористическую деятельность.

Основные изменения вступят в силу 1 сентября 2019 года. Теперь в законе существует прямая ответственность за нарушение конституции. Любые ложные сведения могут послужить поводом для отмены гражданства. Теперь в законе этот пункт закреплён текстом присяги.

В случае нарушения иностранным гражданином обязательств, написанных в присяге, возможно лишение гражданства. Этот пункт разработан, прежде всего, в качестве борьбы с террористическими организациями, члены которых получают гражданство обманным путём, но до нынешнего года не лишаются его, согласно закону страны.

Присяга при получении гражданства

До 2019 года иностранным гражданам не требовалось торжественно клясться о соблюдении конституции страны. С сентября эта процедура станет обязательной для каждого иностранного гражданина.

Важно понимать, что изменения в законодательстве не коснутся следующих категорий граждан:

  • человек, получивший российское гражданство при рождении;
  • гражданин, получающий паспорт в 14 лет;
  • любой гражданин России.

Данная поправка внесена только для иностранных граждан, претендующих на официальный статус в РФ. Текст клятвы был утверждён 12 июля. Получить гражданство, не зачитав клятву, становится невозможным с 2019 года.

До сих пор остаются некоторые вопросы по процедуре. Предполагается, что клятва будет произносится каждым человеком в торжественной обстановке. В законе прописано, что клятва будет одним из обязательных требований.

Текст клятвы содержит стандартную речь. Человек называет своё имя и клянётся соблюдать Конституцию, законы страны и исполнять обязанности гражданина.

Паспорт гражданина РФ будет выдаваться сразу после прочтения клятвы, при надлежащем её исполнении.

Дополнительно в законе прописано, что от присяги освобождаются недееспособные лица, но это правило должно быть удостоверено решением суда. Поблажка касается и тех, кто по состоянию здоровья не способен прочитать текст присяги.

Изменения для украинцев

Для украинцев введены беспрецедентные послабления в вопросе получения российского гражданства. Законом снимаются практически все возможные препятствия для получения российского паспорта. До 2019 года украинцы получали гражданство на общих правах.

В связи с нестабильной политической ситуацией в стране, большой поток украинцев желает иммигрировать в Россию. Руководство РФ приняло закон, позволяющий существенно облегчить саму процедуру получения гражданства.

Теперь любой гражданин Украины свободно может отказаться от своего гражданства и и паспорт в РФ.

Изменения в законе вызваны тем, что ранее требовался официальный отказ от гражданства, который было необходимо направить в уполномоченный орган Украины.

С этим пунктом возникали проблемы, так как руководство Украины отказывало многим гражданам в отказе от гражданства без объяснения причины. В таком случае получение российского гражданства для них становилось невозможным. Новый закон призван решить эту проблему для всех украинцев.

Теперь каждый гражданин Украины по желанию может отказаться от своего гражданства уже на территории России. Человек может покинуть страну и получить гражданство в России на упрощённых условиях.

По новой схеме уже в России украинцы будут писать отказа от гражданства Украины в пользу России. Документ оформляется нотариально. Оригинал остаётся в России, а копия отправляется на Украину. Ребёнок до 18 лет не вправе самостоятельно принимать решение о гражданстве. За него это могут сделать родители. Необходимо официальное ходатайство об отказе от украинского гражданства. Схема такая же, как и со сменой гражданства у взрослых.

При этом остаётся ряд существенных ограничений.

На упрощённое получение гражданства могут претендовать:

  • носители русского языка, постоянно проживающие в России;
  • украинцы, чьи предки проживали на территории Советского Союза в пределах границы РФ.

Вышеуказанные требования проверяются специальной комиссией. В случае положительного решения лицо, претендующее на гражданство, освобождается от прохождения тестирования на знание русского языка, законодательства и истории страны. Вся процедура будет значительно упрощена. По факту нужно будет пройти только одно собеседование.

Ранее подобный порядок оформления документов оформления документов был неофициальным. По факту некоторые украинские граждане, проживающие в Донецких и Луганских республиках, могли рассчитывать на получение российского гражданства по такой схеме, но испытывали проблемы с точки зрения законодательства.

Теперь порядок оформления документов закреплён законом. По факту теперь любой гражданин Украины при большом желании без особого труда может получить гражданство Украины.

Лишение гражданства террористов

Заключительное изменение в законодательстве касается преступников. Ранее в России не было практики отзыва решения о гражданстве для любых осуждённых. То есть если человек совершил самое страшное преступление, он всё равно оставался гражданином страны. Даже если получал пожизненное заключение, гражданство у него сохранялось, что могло давать определённые привилегии его родственникам.

Новая версия закона предполагает лишение гражданства любого лица, получившего гражданства, осуждённого за терроризм.

Речь идёт только о тех, кто получал гражданство, являясь изначально иностранным гражданином другой страны. На россиян эта поправка не распространяется.

Основанием для лишения гражданства за указанные преступления будет служить только окончательный приговор суда. После этого гражданство будет отозвано. Суд должен установить, что получение российского гражданства предполагало совершение преступлений террористической и экстремистской направленности.

Официально отобрать гражданство теперь могут у любого иностранца, нарушившего присягу. В законе прописано, что лишение гражданства происходит, если заявитель не имел намерений нести обязанности, прописанные в Конституции РФ.

Важно, что в отношении родственников решение об отмене гражданства не принимается, даже если преступник, получивший гражданство, был осуждён за терроризм. По закону, каждое лицо отвечает только за себя, однако, если будет доказан факт сокрытия информации, то гражданства могут быть лишены и родственники, знавшие о намерениях преступника. Этот пункт в любом случае не касается лиц до 18 лет, которые при любых обстоятельствах не будут лишены гражданства.

Финансовые изменения для мигрантов в 2019 году

Финансовый кризис сказался и на положении мигрантов. Теперь введена дополнительная государственная пошлина.

Все мигранты должны оплачивать:

  • многократное пересечение границы (1000 рублей);
  • тест по русскому языку, основам права и истории (5 тысяч рублей);
  • тест для граждан ДНР и ЛНР (2 тысячи рублей).

Новые законы соответствуют современным политическим реалиям. Основные поправки касаются граждан Украины. По официальным данным около миллиона украинцев ожидают получения гражданства РФ на территории России. От правительства Украины они не могут получить отказ, поэтому процедура затягивается на долгий срок. Решение о присяге принято для повышения уровня патриотизма в Российской Федерации. Во многих странах новые граждане дают присягу. Теперь и России будет торжественная процедура при получении паспорта.

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;

определение размера гарантийного (страхового) запаса;

расчет размера заказа;

определение интервала времени между заказами.

Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются:

система управления запасами с фиксированным размером заказа;

система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.

Система с фиксированным размером заказа

Само название говорит об основополагающем параметры системы. Это - размер заказа. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является первой задачей, которая решатся при работе с данной системой управления запасами. В системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным, то есть самым лучшим. Критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа.

Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину совокупных затрат:

используемая площадь складских помещений;

издержки на хранение запасов;

стоимость оформления заказа.

Эти факторы тесно взаимосвязаны между собой, причем само направление их взаимодействия неодинаково в разных случаях. Желание максимально сэкономить затраты на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений, и, кроме того, снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов.

Использование критерия минимизации совокупных затрат на хранение запасов и повторный заказ не имеют смысла, если время исполнения заказа чересчур продолжительно, спрос испытывает существенные колебания, а цены на заказываемые сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее сильно колеблются. В таком случае нецелесообразно экономить на содержании запасов. Это, вероятнее всего, приведет к невозможности непрерывного обслуживания потребителя, что не соответствует цели функционирования логистической системы управления запасами. Во всех других ситуациях определение оптимального размера заказа обеспечивает уменьшение издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания.

Оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по первой формуле Вильсона:

ОРЗ = , (1.1)

где ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.,

А - затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.,

i - затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб/шт.

Затраты на поставку единицы заказываемого продукта (А) включают следующие элементы:

стоимость транспортировки заказа;

затраты на разработку условий поставки;

стоимость контроля исполнения заказа;

затраты на выпуск каталогов;

стоимость форм документов.

Первый вариант формулы Вильсона ориентирован на мгновенное пополнение запаса на складе. В случае если пополнение запаса на складе производится за некоторый промежуток времени, то формула корректируется на коэффициент, учитывающий скорость этого пополнения:

ОРЗ = , (1.2)

где k - коэффициент, учитывающий скорость пополнения запаса на складе.

Определение «EOQ»

Существуют определенные ограничения на размер товарно-материальных запасов. В виде ограничителя выступают издержки их хранения. Отсюда, следовательно. Возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказывания, а с другой - хранения товаров. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа - «economic order quantity» (EOQ), который вычисляется по формуле:

EOQ = 2AD/vr, (1.3)

где A - затраты на производство,

D - средний уровень спроса,

v - удельные затраты на производство,

r - затраты на хранение.

Система с фиксированным интервалом времени между заказами

В данной системе заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые относят друг от друга на равные интервалы, например, один раз в месяц, один раз в неделю, один раз в 14 дней и т.п.

Определить интервал времени между заказами можно с учетом оптимального размера заказа. Расчет интервала времени между заказами можно производить следующим образом:

I = N: S/ОРЗ (1.4)

где N - количество рабочих дней в году, дни,

S - потребность в заказываемом продукте, шт.,

ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.

Полученный интервал времени между заказами не может рассматриваться как обязательный к применению. Он может быть скорректирован на основе экспертных оценок.

Сравнение рассмотренных систем управления запасами приводит к выводу о наличии у них взаимных недостатков и преимуществ. Система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе. Система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь периодического контроля количества запаса. В системе с фиксированным размером заказа максимальный желательный запас всегда имеет меньший размер. Это приводит к экономии на затратах по содержанию запасов на складе за счет сокращения площадей, занимаемых запасами.

Прочие системы управления запасами

Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.

Эта система ориентирована на работу при значительных колебаниях потребления. Чтобы предотвратить завышение объема запасов, содержащихся на складе, или их дефицит, заказы производятся не только в установленные моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня. Таким образом, эта система включает в себя элемент системы с фиксированным интервалом времени между заказами (установленную периодичность оформления заказа) и элемент системы с фиксированным размером заказа (отслеживание порогового уровня запасов).

Система «минимум-максимум»

Эта система, как и система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня, содержит в себе элементы основных систем управления запасами. Система «минимум-максимум» ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным, чему она и обязана своим названием.

  • 1. Если издержки управления запасами значительные и их можно вычислить, то следует применять систему с фиксированным размером заказа;
  • 2. Если издержки управления запасами незначительные, то более предпочтительной оказывается система с постоянным уровнем запасов;
  • 3. При заказе товаров поставщик налагает ограничения на минимальный размер партии. В этом случае желательно использовать систему с фиксированным размером заказа, поскольку легче один раз скорректировать фиксированный размер партии, чем непрерывно регулировать его переменный заказ;
  • 4. Однако если налагаются ограничения, связанные с грузоподъемностью транспортных средств, то более предпочтительней является система с постоянным уровнем запасов;
  • 5. Система с постоянным уровнем запасов более предпочтительна и в том случае, когда поставка товаров происходит в установленные сроки;
  • 6. Система с постоянным уровнем и система с двумя уровнями часто выбирается тогда, когда необходимо быстро реагировать на изменение сбыта .