Юридические документы

Цветовая фотография. Теория цвета в портретной фотографии - учимся сочетать оттенки

Вспомните фотографии, которые благодаря своей палитре цветов действительно вас впечатлили, приковали к себе ваш взгляд. При чем, присутствие ярких оттенков совсем не обязательно, эти фотографии выделяются среди прочих благодаря отношению цветов, которое выстраивает непосредственно фотограф.

Чтобы пользоваться всеми бесчисленными оттенками цветов и извлекать из этого пользу, мы должны иметь хорошее представление о теории цвета. В этой статье мы кратко изложили для вас основные постулаты теории цвета.

Начнем с основ. Цветовой круг

Вероятнее всего вы не раз слышали о существовании цветового круга, возможно, изучали его структуру в детстве на уроках рисования. Предлагаем вам освежить свои знания.

Цветовой круг нужен нам, чтобы понять, как цвета взаимодействуют между собой, как они сочетаются. Именно для этого он и был создан.

В рамках цветового круга существуют первичные, вторичные и третичные цвета, которые вместе образуют цветовой спектр. Благодаря такому разделению гораздо проще рассматривать отношению между цветами. Все исходные цвета являются самыми яркими в спектре, добавляя к ним белый цвет, мы получаем более светлые, пастельные оттенки, добавляя черный, получаем цвета в темных тонах соответственно.

Сейчас мы рассмотрим первичные, вторичные и третичные цвета.

Первичные цвета

Самыми основными, базовыми цветами являются красный, желтый и синий. Смешивая их в разных пропорциях, мы получаем все остальные цвета спектра, а добавляя черный и белый цвет, получаем их дополнительные оттенки.

Комплементарные цвета

Комплементарные цвета (проще говоря, дополняющие) являются вторичными, т.е. создаются путем соединения двух первичных. На цветовом круге они располагаются напротив первичного цвета, который в себе не содержат.

  • Красный + Желтый = Оранжевый (комплементарный цвет - Синий)
  • Желтый + Синий = Зеленый (комплементарный цвет - Красный)
  • Синий + Красный = Фиолетовый (комплементарный цвет - Желтый)

Мы получаем эстетическое удовольствие, когда видим на картине, фотографии цвета, дополняющие друг друга. Правильно подобранная палитра цветов способна значительно увеличить визуальный эффект. В фотографии, совмещая комплементарные цвета, мы получаем контрастность, которая придает изображению большую динамичность.

Фотографируя, старайтесь искать эти самые комплементарные цвета вокруг себя. Вскоре вы будете замечать их повсюду.

Пользуйтесь теорией цветового круга во время постановочных съемок, при составлении композиции.

И при портретной съемке эта теория будет не менее полезна. На любой фотографии цвета должны сочетаться, смотреться гармонично. Подбирая наряд для модели, подумайте, на каком фоне вы будете ее снимать, и, исходя из этого, выбирайте цвет одежды. Например, модель в желтом платье будет весьма эффектно смотреться на синем или фиолетовом фоне.

Аналогичные цвета

Это цвета, расположенные рядом на цветовом круге.

Для примера возьмем зеленый и сине-зеленый, эти цвета аналогичны, так же, как и желто-зеленый. Их сочетание придает ощущение спокойствия, гармонии.

Теплые и холодные цвета

Цветовой круг принято делить на теплые и холодные цвета. Теплыми цветами являются: красный, желтый, оранжевый. Холодными, соответственно: зеленый, синий и фиолетовый. Дизайнеры интерьера очень часто пользуются свойствами холодных и теплых цветов. Холодные цвета способны зрительно увеличить пространство, а теплые придают ощущение домашнего уюта.

Эти факты также могут быть применимы и к фотографии. Создавая композицию, для объекта, цвет которого, можно отнести к теплым, подыщите фон противоположного, т.е. холодного цвета. Это придаст фотографии драматичности. Однако, не всегда гармонично смотрятся объекты холодного цвета на теплом фоне.

Зная и понимания физику цвета, его психологию, способность сочетаться, вы сможете создавать выразительные, эффектные фотографии, приковывающие взгляд зрителя. Именно цвет создает все настроение фотографии и выделает один объект на фоне остальных.

Цветовой круг

Большинство из нас до определённого момента не задумываются о цветовой гамме фотоснимка. А между тем, цвет имеет сильнейшее воздействие на зрителя и очень сильно влияет на восприятие фотографии в целом. Давайте разберёмся, какие правила мы должны знать и применять, чтобы наши картинки воспринимались гармонично.

Со школы всем нам известна поговорка, помогающая запомнить 7 цветов из цветового спектра:: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Т.е. все мы помним, что световой луч через призму преломляется на 7 спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. В художественной среде эти цвета представлены в виде хроматического (то есть цветного) цветового круга. Итак, давайте разберём этот самый цветовой круг и с чем его едят.

Все цвета образуются на основе всего 3х основных цветов - красного, синего и желтого.

Если эти цвета смешать в равной степени между собой, то получатся оранжевый, зеленый и фиолетовый. Эти цвета называются составными . Так мы получаем уже шестичастный цветовой круг.

А если основные и составные цвета смешать в равной степени, то мы получим третичные цвета.

При собрании всех этих цвето вместе мы получаем 12-частный цветовой круг , который на сегодня и есть основой всей теории цвета.


Такой цветовой круг уже можно использовать для подбора гармоничных цветовых сочетаний. Но всё же в данном кругу все цвета чистые - яркие и насыщенные. Для фотографий нежелательно их использовать в чистом виде, а лучше разбавлять, т.е. добавлять в них ахроматические цвета - чёрный и белый. Таким образом можно получить огромное множество оттенков и тонов в пределах одного цвета. Если в цвет бы добавим белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов. И наоборот, при добавлении черного цвета, насыщенность основного цвета повысится.

Другими словами, такое разбавление хроматических цветов ахроматическими называется "цветовая растяжка", которая и даёт нам вот такой цветовой круг на основе всё тех же 12 цветов, но с множеством тонов и оттенков.

Гармоничные сочетания цветов

Что же из этого всего следует и зачем мы все это должны знать? А вот как раз для того, чтобы умело использовать гармоничные сочетания цветов на наших фотографиях, делая их интересными и более привлекательными для зрителя. Итак, основные схемы гармоничного сочетания цветов следующие.

Приблизительные примеры приведены рядышком со схемами (необязательно именно в том же цвете, но в той же цветовой схеме).

Монохромное (одноцветное) сочетание

Сочетание тонов и оттенков одного цвета в пределах одного сектора на цветовом круге. То есть один цвет различается только яркостью и насыщенностью. Довольно тяжело добиться такого сочетания на фотографиях (особенно на улице), т.к. редко мы имеем гамму в пределах одного цвета в природе. Но при желании, можно прийти к такой схеме путём цветокоррекции, несложно это сделать в студийной фотографии.


Аналогичное сочетание цветов - сочетание трёх соседних цветов в цветовом круге (на фотопримере - желтого, оранжево-желтого и оранжевого).


Комплементарная (дополняющая) схема - два противоположных на цветовом круге цвета (на фото красный и зелёный).


Разбитое дополнение (или расщеплённая комплиментарная схема) - сочетание цветов, когда в противоположных двух цветах вместо одного цвета берутся два соседних (на фотопримере жёлтый, оранжевый, синий).

Триада - цветовое сочетание трёх равноудалённых на цветовом круге цветов (т.е. вписанный в круг равносторонний треугольник). Наиболее интересная и полюбившаяся очень многим схема. В идеале один цвет выступает основным в композиции, задаёт настроение, второй обыгрывает и поддерживает первый цвет, ну а третий расставляет акценты.


Есть и другие сочетания, включающие четыре и более цветов (прямоугольник, квадрат - тетрада, пятиугольник). Однако, для фотографии такое многообразие цветов лучше не использовать. Это позволено ну очень опытным художникам (фотографам, дизайнерам) и не очень опытному в цвете человеку очень легко запутаться и натворить чепухи.

Теория цвета и применение фотографом на практике

Что же следует из всей этой цветовой теории и как всё это применять на практике фотографу?

Для начала не ленитесь продумывать цветовую гамму фотографий ещё до начала съёмок. Если это творческая фотография, то на этапе продумывания образа сразу представляйте себе локацию и старайтесь подобрать одежду, гармонирующую по цветовой гамме. Коммерческая съёмка - не исключение. Зная интерьеры студии или место съёмок на пленере, оговаривайте с клиентом цветовую гамму одежды, чтобы в итоге ваши фотографии смотрелись красиво и со вкусом.

При обработке - анализируйте полученные цвета на фото. Какой цвет доминирующий, какие цвета расставляют акценты, какие цвета лишние и их нужно совсем убрать из кадра (обесцветить, т.е. убрать насыщенность, сменить оттенок или вовсе перекрасить в другой цвет). Не стесняйтесь акивно использовать инструменты для цветокоррекции и тонирования в Фотошопе - цветовой баланс, выборочная коррекция цвета, кривые, карта градиента.

Для анализа цветов и подбора гармоничных сочетаний в Фотошопе есть очень удобный инструмент - Кулер. Он был доступен онлайн на сайте Adobe, а в версии Photoshop CS6 он встроен в сам редактор (Окно-Расширение-Кулер). Кулер являет собой цветовой круг, который вы можете крутить, как вам заблагорассудится, выбирая цветовые схемы и получая палитру гармоничных цветов. Очень удобно анализировать фотографию и тут же рядышком крутить параметры цветового круга, изменяя оттенки, яркость и насыщенность цветов. Из полученной палитры можно копировать номер цвета прямо в палитру фотошопа, используя это при цветокоррекции, например, инструментов "Карта градиента" или "рисованием" кисточкой в режиме "Мягкий свет".

Также есть еще одна чудесная ссылка - тот же кулер онлайн для всех, кто работает с цветом.

Кому интересно больше узнать о том, как работать с цветокоррекцией и тонированием фотографий на практике, добро пожаловать в нашу фотошколу на наш курс или .

В статье использованы фотографии для примера фотографа нашей команды .

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Почему так много людей предпочитают создавать художественные снимки черно-белыми, а не цветными? Неужели цвета отвлекают от объекта, как говорит большинство, включая меня в недалеком прошлом? Теперь я отвечу «нет», не тогда, когда цвет используется вдумчиво и с целью подчеркнуть предмет.

В прошлом году, когда я впервые начал экспериментировать с цветом после производства исключительно черно-белых фотографий на протяжении многих лет, я хотел исследовать мои творческие возможности и выяснить, почему цвет не работает так же хорошо, как черно-белое изображение в художественной фотографии. Потому что я был уверен, что это всего лишь миф. Почему же тогда почти все картины именитых художников в истории искусств созданы в цвете и нашли отзыв у такого большого количества людей, включая меня?

Вот где я начал свое исследование: изучая художников, которых я люблю, чтобы понять больше о том, как они использовали цвет.

На протяжении веков художники использовали цвета очень осознанным и эффективным способом, основываясь на теории цвета. Если вы знакомы с цветовым кругом и схемами цвета, то вы знаете о гармоничных комбинациях, таких как дополнительные, триадические и аналоговые цвета.

Как фотографы мы можем многому научиться у знаменитых художников. Вы, возможно, уже знаете об освещении Рембрандта, которое представляет собой характерный треугольник света чуть ниже глаза в портретной фотографии, названный в честь голландского великого художника Рембрандта. И возможно вы знакомы с термином «кьяроскуро», который является драматическим использованием контраста в свете и тенях, и был введен итальянским художником Караваджо. Но вы когда-нибудь замечали ограниченную цветовую палитру в картинах Рембрандта? Или как Да Винчи использовал “сфумато”, что осознанно делает контуры нечеткими, а цвет исчезающим для создания ощущения глубины? У великих художников можно почерпнуть множество других идей, как использование Ван Гогом ярких дополнительных цветов, размещенных рядом друг с другом для привлечения внимания, или техника Вермеера, которая состоит в использовании дополнительных цветов в пол силы для достижения более тонкого эффекта.

Так как я всегда восхищался ограниченной палитрой Рембрандта, мое использование цвета является результатом вдохновения его работами. Это вовсе не единственно правильный путь, это просто мое предпочтение, так что, если вы предпочитаете другую цветовую гамму, то попробуйте использовать ее.

После изучения работ Рембрандта и других великих художников, я выделил три секрета как для усиления композиции, так и для эффективного привлечения внимания зрителя в пределах этой композиции с помощью цвета:

Во-первых, использование выборочного контраста в светах. (Это правило также применяется и в черно-белой фотографии). Если ваш главный объект композиции имеет наивысший контраст в светах, то взгляд будет обращен к нему, потому что человеческий глаз всегда устремляется на участки с наивысшей контрастностью в свете и тени.

Во-вторых, использование выборочного контраста в цвете. Используйте наиболее контрастные цвета на вашем главном объекте, чтобы взгляд устремился именно туда. Глаза ищут контраст, поэтому размещение контрастирующих цветов рядом друг с другом привлечет внимание в эту определенную область. Если вы используете дополнительные цвета (противоположные цвета на цветовом круге), то этот эффект будет увеличен.

В-третьих, использование выборочной насыщенности. Чем более насыщен цвет, тем больше взгляд будет обращен к этой области. Это означает, что место, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя, должно быть более насыщенным, чем остальная часть изображения.

В фотографии, как и в живописи, есть способы тонкого контроля над разными участками изображения на этапе постобработки. Убедившись в том, что наивысший контраст всех трех элементов (свет, цвет и насыщенность) сосредоточен на вашем главном объекте и области, окружающей его, вы можете быть уверенны, что взгляд зрителя будет привлечен к нему так же эффективно, как использование ведущих линий в композиции.

Каков мой подход к цветной фотографии, основывающийся на предпочтении ограниченной цветовой гаммы? Если вы посмотрите на мои цветные фотографии, то увидите, что я использую аналоговую цветовую схему в сочетании с несколькими сплит-дополнительными цветами, чтобы усилить композицию. Наивысший контраст в насыщенности, свете и цвете всегда сосредоточен в главном объекте и области вокруг него. Кроме того, я использую «сфумато» - цвета, которые находятся подальше от центра внимания, более блеклые и менее контрастные. Это делает детали не такими заметными, на грани почти полного исчезновения, и таким образом создается атмосферная перспектива и большая глубина. Вы также увидите, что я использую много нейтральных цветов.

Посмотрев на картины Рембрандта, вы увидите, что насыщенные, более яркие и контрастные цвета в лицах на его портретах (участках, на которые он хочет обратить ваше внимание). Он использует много оттенков коричневого в сочетании с черным и серым на заднем плане и в определенной степени в одежде людей. Это потому, что глаз движется от нейтральных цветов. Использование нейтральных цветов также придает спокойный, умиротворяющий вид изображению так же, как и место, где взгляд «отдыхает». Черный, белый, серый и коричневый считаются нейтральными цветами. Оттенки серого или сочетание с оттенками другого цвета также считаются нейтральными цветами.

Их использование в сочетании с контрастными, насыщенными цветами будет эффективно привлекать взгляд зрителя и создавать напряжение на границе их пересечения. Что так хорошо получалось у Рембрандта. С другой стороны, использование весьма специфических и насыщенных дополнительных цветов рядом друг с другом будет создавать определенное беспокойство, и Ван Гог использовал этот эффект по многих своих картинах.

В заключение, избегайте соблазна глобально насытить все ваши цвета. Вместо этого разработайте цветовую концепцию для вашего изображения и будьте тем же художником, который использует свет, цвет и контраст мудро.

Администрация Сайта с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта. Данная страница содержит сведения о том, какую информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации. Настоящая Политика конфиденциальности распространяется только на Сайт и на информацию, собираемую этим сайтом и через его посредство. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, с которых могут делаться ссылки на Сайт.

Автоматически собираемая информация, не относящаяся к персональным данным

Иногда мы можем собирать информацию о Вас, не относящуюся к Персональным данным. Примерами такого рода информации могут служить тип используемого Вами веб-браузера, тип операционной системы, а также доменное имя сайта, посредством ссылки с которого Вы попали на наш Сайт. Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить Вам пользование Сайтом, включая, но не ограничиваясь: организация Сайта наиболее удобным для пользователей способом; предоставление возможности подписаться на почтовую рассылку по специальным предложениям и темам, если Вы хотите получать такие уведомления; Сайт собирает персональные данные (далее Персональные данные), которые Вы предоставляете добровольно при заказе телефонного звонка либо размещении заказа на Сайте. Понятие персональные данные в данном случае включают информацию, которая определяет Вас как конкретное лицо, например, Ваше имя, номер телефона. Сайт не будет собирать данные, позволяющие идентифицировать Вашу личность (такие, например, как Ваша фамилия, адрес, номер телефона, адрес электронной почты), если Вы сами добровольно не предоставите нам такие данные. В случае предоставления Вами Сайту Персональных данных, будет хранить такую информацию о Вас только для связи с Вами. Кроме того, мы используем стандартные журналы учета веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей нашего Сайта. Мы используем эту информацию для того, чтобы определить, сколько человек посещает Сайт и организовать страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта используемым браузерам, и сделать содержание наших страниц максимально полезным для наших посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия.

Совместное использование информации

Администрация Сайта ни при каких обстоятельствах не продает и не отдает в пользование Вашу личную информацию, каким бы то ни было третьим сторонам. Мы также не раскрываем предоставленную Вами личную информацию за исключением случаев предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Отказ от ответственности

Помните, передача информации личного характера при посещении сторонних сайтов, включая сайты компаний-партнеров, даже если веб-сайт содержит ссылку на Сайт или на Сайте есть ссылка на эти веб-сайты, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов. Процесс сбора и передачи информации личного характера при посещении этих сайтов регламентируется документом Защита информации личного характера или аналогичным, расположенном на сайтах этих компаний.

Контактная информация

Если Вы предоставили свои Персональные данные и хотите, чтобы такая информация была изменена или исключена из наших баз данных, или если Вы хотите узнать какими Персональными данными о Вас мы располагаем, Вы можете направить нам запрос по адресу. Мы приложим все усилия для того, чтобы ответить на Ваш запрос.

Изменения на Сайте

Мы оставляем за собой право в любое время и без уведомления закрыть или изменить любую услугу на Сайте.