Закон и право

Как выбрать правильный жизненный путь. Как выбрать свой жизненный путь

Как научиться понимать своего ребенка Исаева Виктория Сергеевна

Выбор жизненного пути

Выбор жизненного пути

Старшие классы школы – очень интересная и ответственная пора. Именно в этот период подросток расставляет жизненные приоритеты и выбирает себе будущее по вкусу. Как же понять и принять выбор вашего ребенка, если он отличается от вашего? И как помочь ему определиться с будущей профессией?

Время от времени я читаю лекции на курсах при департаменте занятости. Туда приходят учиться, повышать или менять квалификацию люди, потерявшие работу, попавшие под сокращение, написавшие заявление об уходе по собственному желанию. Направляясь на свою первую лекцию, я изрядно нервничала. Все-таки мне предстояло обучать позитивной психологии безработных людей. С каким настроем они могут прийти в учебный класс? К моему величайшему удивлению, люди, направленные центром занятости на профессиональную переподготовку, все как на подбор оказывались оптимистами, полными прекрасных надежд. Я провела ряд опросов, и выяснилось, что девяносто процентов моих учеников ничуть не жалели о том, что лишились работы. Возможность переучиться они восприняли как долгожданный шанс получить ту профессию, которая им действительно интересна.

Увы, в нашем обществе очень мало людей, довольных своей работой и выбором профессии. Почему? Да потому, что выбор этот обычно совершается еще в старших классах. А подросток пятнадцати-шестнадцати лет очень уязвим, не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Быть может, ему хочется заниматься русской литературой, но родители твердят, что куда престижнее экономический или юридический факультет. Подросток хочет быть врачом-терапевтом, а ему: «Ты с ума сошел! Иди лучше в стоматологи! Вот там крутятся настоящие деньги! Будешь отлично зарабатывать!»

Возможно, вам нелегко будет принять следующую мысль, но тем не менее – попробуйте.

Правило № 27

Деньги и престиж не должны играть ключевой роли в выборе профессии. Постарайтесь принять это и донести до вашего ребенка.

Мы проводим на работе слишком большую часть своей жизни, и потому работа должна быть любимой. Так что в первую очередь отталкивайтесь от того, что интересно вашему ребенку. Поговорите с ним о его интересах, способностях и увлечениях. Обсудите, как он мог бы реализовать свои навыки и таланты в будущей профессии.

Дело в том, что успеха в работе обычно добиваются лишь по-настоящему увлеченные своей профессией люди. Я знакома со школьными учителями, которые обожают свое дело и процветают, зарабатывая отличные деньги на частных уроках. Я также знаю бедных юристов, которые, несмотря на «престижный и уважаемый» диплом, вкалывают по двенадцать часов в сутки, но все равно не имеют желаемых доходов.

Итак, главной вашей задачей должен стать поиск интересов. Если ваш ребенок поймет, чем он хотел бы заниматься, – считайте, вопрос решен.

Другое дело, что порой подростки сами не знают толком, чего хотят. Например, им кажется, что нет лучшей участи, чем шоу-бизнес, карьера топ-модели или съемки в кино. Однако они судят об этих профессиях по красивому и гламурному фасаду, не зная изнанки и оборотной стороны медали. В этом случае лучшее, что вы можете сделать – позволить своему ребенку попробовать себя в интересующих его областях. Отведите его в театральную студию и посмотрите, интересно ли будет ему там заниматься, захочет ли он вкалывать, будут ли у него по-прежнему гореть глаза при мысли об артистической карьере. Даже если подросток поймет, что такая жизнь не для него, – занятия в театральной студии пойдут на пользу. Ведь там ему поставят голос и четкую дикцию, научат красиво двигаться, говорить, соблюдать этикет. А это пригодится любому успешному человеку в любой успешной профессии.

Самый верный признак того, что человек находится на своем месте и занимается своим делом, – это радость от самого процесса работы. Если человеку нравится заниматься изучением законов, финансовой аналитикой, проектированием, дизайном, спортом и так далее независимо от результата, значит, он нашел свою нишу.

Понаблюдайте за своим ребенком. Если он, например, легко и с удовольствием пишет сочинения, эссе, зарисовки – независимо от того, прочтет это кто-то или нет, оценят его старания или же нет, – значит, это и есть его призвание. И подростку обязательно следует использовать свою наклонность в последующем выборе профессии.

Обратите внимание, что есть разница между «делать легко» и «делать с удовольствием». У меня, например, был знакомый с блестящими математическими способностями. Все точные науки давались ему легко, словно сами собой. Но при этом его истинной страстью была музыка. Он стремился побыстрее разделаться с математическими задачами, чтобы часами играть на своем любимом синтезаторе.

Когда человек занимается по-настоящему своим делом, время как будто перестает существовать, несколько часов пролетают как мгновение. Так что постарайтесь понять, к чему же в действительности у вашего ребенка есть призвание, и помогите ему успешно реализовать себя.

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

ГЛАВА 11 – ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Жить – значит непрестанно рождаться. Марсель Жуардо "Каждый человек стремится стать тем, кем он может быть", – считал Абрахам Маслоу, который в 50-х годах нашего столетия ввел в психологию понятие «самоактуализация». Разумеется,

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

24. ВЫБОР ДУХОВНОГО ПУТИ Если бы только человек мог понять весь ужас жизни обычных людей, без конца вращающихся в замкнутом кругу совершенно незначительных интересов и столь же незначительных целей; если бы он мог понять, что они при этом теряют, он бы понял, что может быть

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

54. «Хроники российской саньясы» и «режиссура жизненного пути» В. Лебедько Владислав Лебедько родился в 1966 году. В 1989 году окончил Ленинградский институт точной механики и оптики по специальности «лазерная физика». В 1990 году стажировался в МГУ на факультете общей физики.

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

Четвертый шаг - выбор пути После безудержного полета фантазии наступает момент ограничений и полезных сомнений. Спросите себя, какой из путей реализации вашего желания самый лучший. Где больше шансов на успех?Тут не существует общих норм. Это - ваше желание и вами

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Каждый может стать богатым! Предприниматель жизни, или Как богатому попасть в рай автора Некрасов Анатолий Александрович

Выбор пути Какое бы место для жизни ты ни создавал – дом, предприятие, страну, – ты создаёшь образ Мира. А. Андреев Можно прожить жизнь «как все». Быть зависимым от «случая», испытать множество страданий, пережить различные потери… И однажды произойдёт следующее: вас

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Глава 5 Способности. Выбор профессионального пути В предыдущей главе, посвященной самооценке, мы выяснили, почему человеку важно уметь более или менее объективно оценивать собственные способности. Но само понятие способностей в том смысле, какой в него вкладывают

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Книжки вредные и полезные для детской психики. Значение любимой сказки в выборе жизненного пути Накануне мама прочла Тиме и Леше сказку «Гуси-лебеди». Маленький Леша особенно запомнил братца, играющего яблочками у Бабы-Яги. На следующий день братья гуляли во дворе. Они

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Раздел третий. СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Выбор жизненного пути «Этим летом у меня возник конфликт с родителями. Они были против поступления в институт, где я сейчас учусь. Они предлагали другой вуз, куда даже могли помочь поступить. Их позиция была категоричной по следующим причинам: 1. Я не смогу учиться в этом

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

10 ошибок при выборе жизненного пути Давайте поговорим о том, как люди выбирают свой путь в жизни и какие ошибки они при этом

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Берешь на себя ответственность за выбор жизненного пути? Многие из нас мчатся сквозь молодые годы от одного достижения к другому, «преуспевая», но не задумываясь о том, чего они действительно хотят. На каких-то этапах этого стремительного пути мы обращаемся за советом к

Из книги Философия возраста [Циклы в жизни человека] автора Сикирич Елена

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Глава 4. Старшие классы: выбор жизненного пути

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Варианты выбора жизненного пути: дорогу осилит идущий! Как видим из предыдущей главы, в 17 лет, на пороге окончания школы, открывается множество возможностей построить свою жизнь – так или иначе. Однако причины, побуждающие пойти по тому или иному пути, у разных ребят

Из книги автора

Выбор пути Теоретически США вполне могут не развязывать Мировой войны. Для этого вполне достаточно согласиться с неизбежным: с тем, что США уходят из Центра Мира. Пусть все идет, как идет, гонор и доллары не стоят человеческих жизней.Но практически никогда империи не

admin

Цели, поступки, отношение к окружающим, ведение личной жизни, формирование отношений, участие в профессиональной сфере. Эти области касаются индивида и в науке объединены под одним термином – жизненный путь человека. Поскольку люди во время существования затрагивают множество областей, то изучают жизненный сценарий философы, психологи, этнографы, социологи. Но, ближе к жизненному пути психология. Эта наука изучает становление личности, постановку целей, достижение задуманного. Что собой представляет жизненный путь личности?

Понятие жизненный путь личности

Что скрывается под этими тремя словами? Жизненный сценарий человека протекает по индивидуальной схеме. Нет одинаковых или похожих историй. Личность отличается от других существ на планете образом жизни. Человек не только существует и проходит этапы развития по отношению к временному отрезку, но и закладывает основы личностного становления.

Понятие жизненный путь личности включает множество аспектов и зависит от места обитания человека. Так законом установлена норма закончить среднее образование, обществом – или жениться, продолжить род. Социум к этим понятиям устанавливает сроки, когда следует закончить учебу, создать семью. Нормы давят на человека и заставляют придерживаться установок. Не принято становиться студентом в 40 лет или жениться в 50. Хочет человек или нет, но подсознательно он строит жизненный путь с учетом установленных норм. Небольшие отклонения и отличия являются индивидуальным жизненным сценарием.

Получается, на развитие жизненного пути человека влияют психологические, возрастные, общественные, социальные факторы и личные желания.

Проблема жизненного пути личности

В научном мире данным вопросом впервые озадачился Рубинштейн С.Л. Именно на него и его работу «Человек и мир» ссылаются при изучении предмета в высших заведениях и трактовании проблемы жизненного пути личности. В своих трудах автор ссылается на личную жизнь человека, которая оказывает влияние на развитие жизненного пути. У каждой личности свои взгляды на отношения, быт и другие сферы. Совокупность этих понятий формирует жизненный мир человека. Отсюда вытекает мотивация личности и выстраивается индивидуальный сценарий. На развитие жизненного пути влияет качество и глубина отношений. При их изменении корректируются действия человека, и меняется сценарий.

Личность развивается в зависимости от поступков, решений, ответственности. Участие в развитии отношений формируют субъекта жизни. Получается, что индивид меняется и развивается в ходе жизненного пути. Данное явление автор назвал деятельностным опосредованием.

Проблемой жизненного пути личности занимался ряд специалистов:

Леонтьев А.Н. Его теория основана на том, что быт людей складывается из действий, которые они практикуют. На основании этого формируется индивидуальный сценарий. Следовательно, жизненный путь складывается только из тех видов деятельности, которые осуществляет конкретный человек.
Ананьев Б.Г. Основной упор делает на происшествиях, с которыми человек сталкивается в жизни. Из них формируется индивидуальная жизнь личности. Происшествия автор разделяет на две группы, которые взаимосвязаны между собой. Первая касается среды и окружения. Это природные факторы, социальные изменения. Вторая группа формируется на фоне жизненных обстоятельств, другими словами исходит из поведенческого фактора.
Абульханова-Славская К.А. Теории строится на том, что человек зависим от множества факторов: социальных норм, жизненных условий, структур. Личность опирается на условия, проводит сравнительный анализ. Главная задача индивида – это сравнить себя с установленными нормами и найти место в жизни. При этом социум заинтересован в развитии индивида. Но, человек самостоятельно создает условия для получения профессиональных навыков, формирует семейные отношения, заводит социальные связи. Из этого выходит основная мысль. Необходимо осознать жизненный путь как проблему, не допуская стихийного развития, а подключая усилия и ум.

жизненной позиции – выбор человека как вести свою жизнь, который отображается на жизненных проявлениях;
жизненной линии – возможности и потенциал людей, которые зарождаются в настоящем и переходят в будущее;
смысла жизни – включает осознание конкретной личностью жизни, как целостной машины.

Влияние возраста индивида на жизненный путь личности

На жизненный сценарий влияют возрастные ожидания. Человек подстраивается под установленные нормы, иногда отклоняется от них. Изменения, касающиеся опережения следующего возрастного этапа вызывают у окружающих восхищение. Таким образом, личность завоевывает авторитет. В свою очередь отставание от возрастных установок вызывает у общественности . Человек реагирует на такие осуждения болезненно. Из этого видна прямая связь, как влияет возраст индивида на жизненный путь личности.

Осталось выяснить, какой возраст рассматривается при притягивании личности к социальным нормам. Существуют следующие понятия:

Биологический возраст. Не всегда совпадает с цифрой в паспорте. Для определения берется состояние здоровья человека, учитывается, как протекает обмен веществ. Полученные данные сравнивают со среднестатистическими показателями схожего индивида.
Психологический возраст. Рассматривается развитие человека, эмоциональная и психологическая составляющая. Затем проводят сравнительный анализ, ориентируясь на психические показатели, признанные нормой для конкретного возраста. Из подобных исследований исходят заключения: гиперактивный, инфантильный или слишком умный человек.
Социальный возраст. Изучаются навыки, которыми обладает личность на данный момент. Деятельность индивида сравнивается с общепринятыми нормами, которыми должен обладать среднестатистический человек.

Жизненный путь со стороны социологии рассматривается с учетом программ, установок, . Психологи же изучают формирование взгляда человека на жизнь, реальное представление себя в будущем. Социология включает уровень оптимизма и представление будущего человеком с учетом определенных социальных групп и конкретных жизненных обстоятельств.

Развитие и жизненный путь личности

Рассматривая этот вопрос, за основу берут изучения Бюлера Ш. Для определения концепции, жизненный сценарий человека рассматривался с учетом линий развития (было найдено 97 видов). Линии касаются разных сфер: социальной, психологической, профессиональной, семейной, трудовой. На основании исследований были выведены 5 фаз, определяющие развитие и жизненный путь личности:

Первая фаза не включается в жизненный сценарий человека. Считается, что от рождения и до возраста 16–20 лет личность еще не создала семью и не начала профессиональную деятельность.

Второй период посвящается поиску второй половинки, попытках завязать контакты. С 16–20 лет и до 30 человек пробует различные виды деятельности. В этот период появляются первые мечты, цели, наброски будущей жизни. Вторая фаза характеризуется жаждой действий и рассеянностью.
Третья фаза включает зрелый возраст человека. Максимальный порог от 25 до 50 лет. Начало третьего периода определяется созданием семьи или постоянной профессией. Человек ставит реалистичные цели, достигает их. Благодаря этим действиям формируется .


Четвертая ступень от 45 до 70 лет. Происходит постепенный спад жизненной активности. Профессиональная деятельность завершается выходом на пенсию, дети вырастают и покидают семейное гнездышко. Это время итогов и самокопаний. Для многих тяжелый период, поскольку включаются процессы старения, происходит биологическое увядание. Пожилой человек склонен к ностальгии, предается воспоминаниям, . Будущие планы строятся с учетом подведенных итогов и сегодняшних обстоятельств.
Пятая фаза. В возрасте от 65 лет люди прощаются с работой. Цели, поставленные в юношестве, становятся неактуальными. Мысли человека остаются в прошлом, снижается социальная активность. Личность сосредотачивается на хобби, путешествиях, отдыхе. О будущем думать не хочется, так как очевиден скорый конец жизни. Подводится окончательная черта жизненного пути. Человек, выполнивший цели, чувствует удовлетворение. Личность, не достигшая поставленных задач, испытывает разочарование.

Выбор личностью своего жизненного пути

Человек так устроен, что жизненные ошибки и неудачи списывает на коварства судьбы. А удачу присваивает на свой счет, рассказывая какие титанические усилия были приложены для достижения цели. Начните анализировать ошибки, понимать, почему произошло так. С этого и начинается выбор личностью своего жизненного пути. Анализа и понимания, что последует после совершения действий или поступков.

Жизненный путь человека включает доход, успех, профессиональную деятельность и мировоззрение. Отношение к окружающему миру формирует жизненный путь личности. Что вы выберете разрушение или созидание? Чтобы не было разочарований, ставьте достижимые цели и не проживайте жизнь понапрасну, раздражаясь, злясь и обижаясь на окружающих. Человек сам выбирает и формирует жизненный путь.

18 марта 2014

Однажды, по пути домой, мудрец повстречался с человеком, который куда-то настолько сильно спешил, что, обгоняя по пути мудреца, случайно задел его плечом. Тот в свою очередь спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом:
- Скажи, почтенный человек, куда это ты так спешишь, что ничего не замечаешь на своём пути?
- Прошу прощения, - сказал человек, не сбавляю шагу, - спешу я потому, что занят поиском смысла жизни и не имею права промедлять, пока цель моя не достигнута.
- Что ж, - промолвил Учитель, - я слышал об одном человеке, который искал всю свою жизнь этот смысл.
- Надеюсь, истина открылась ему? - полюбопытствовал нетерпеливый попутчик.
- Да, он умер просветлённым, успев шепнуть тем, кто был рядом то, что понял лишь умирая, - ответил Хинг Ши.
- И что же он сказал?
- Он сказал, что смысл жизни это выбор…
- Что ж спасибо тебе за беседу, - сказал человек, поклонился мудрецу и почти бегом продолжил свой путь.
- … выбор, либо жить, либо всю жизнь потратить на поиски этого самого смысла, - закончил мудрец, но его слова прозвучали уже в пустоту. Случайный попутчик был уже слишком далеко.

12 мифов при выборе жизненного пути

Миф. 1. Позволить другим сделать за Вас Выбор.
Миф о том, что кто-то может решить этот вопрос, кроме самого человека, очень удобный, надо только послушаться других, а советчики всегда найдутся.

Миф 2. Вообще не делать выбор жизненного пути
Большинство людей вообще не делают выбора о том, каким путем они пойдут по жизни. Плывут по течению. Как пойдет. В результате их бросает по жизни потоком, и приносит на случайный берег.

Миф 3. Ожидание завтрашнего дня
Упование на завтра, что вот наконец-то что-то такое изменится и вокруг возникнет прекрасный замок, роскошь и почет. Мысль о том, что если хочешь замок, его надо искать или строить, как-то в голову не приходит.

Миф 4. Жизнь в суете
Человек работает день и ночь, но сам не знает чего он хочет. Суетится, суетится, сжигает всю энергию, а кому все это нужно – неизвестно. Тянул лямку до пенсии, заработал кучу денег, но ни здоровья, ни любимой, ни радости жизни. Жизненный путь выбирается автоматически и представляет собой бесконечную череду дел. Ведь когда постоянно занят, нет времени на вопросы, на которые трудно найти ответы.

Миф 5. Поиски удачной лазейки
Мечта о том, что можно провернуть какую-нибудь удачную аферу и получить сразу все: деньги, славу и пол коня в придачу. В результате человек все время бегает в поиске очередной сногсшибательной идеи, участвует во всех умопомрачительных проектах и ждет, что именно сейчас он одним пальцем решит все свои проблемы, которых с каждым днем становится все больше и больше.

Миф 6. Профессиональное упрямство и деградация
Человек выбрал себе путь – создание простых сайтов, и достиг в этом большого мастерства. Народ идет на сайты, человек продает ссылки, сайты перестают нравиться людям, поисковые системы снижают учет факторов ссылочной оптимизации, но человек все равно продолжает клепать те же сайты, ставить ссылки и ждать денег. Его никто не понимает и не хочет понимать, но он обижен на весь интернет и заниматься чем-то другим и учиться новому уже просто не хочет.

Миф 7. Я человек маленький
В этом случае человек уверяет себя, что от него лично ничего не зависит, поэтому, где он сидит и что делает, это уже все определено и изменить это никак нельзя. Поэтому все, что остается – это сидеть тихо и смиренно нести свой крест к могиле.

Миф 8. Поиск виноватых
Найти виноватых в неудачной траектории своей жизни не просто, а очень просто. Это — нехорошие родители, школа, трудное детство, скверное влияние улицы … В довершение ко всему все это происходило в стране с неправильным режимом и неадекватными правителями, которые никакой помощи в воспитании не оказали, а только ставили палки в колеса молодому пытливому уму. И, может быть, и был шанс выбиться в люди, но он был украден другими. Остается только пить и материться, пить и материться на тех, кто опять повысил цены.

Миф 9. Прилетит вдруг волшебник.
Ждать кого-то или чего-то, что станет решением сразу всех проблем. Алые паруса и красивая сказка разбиваются о суровые камни реальности. Очень удобная позиция снимания полной ответственности за все, что с собой происходит.

Миф 10. «Это какие-то неправильные пчелы» (с)
Все неудачи в жизни приписываются тем людям, с кем человек контактирует. Поэтому при козле-начальнике карьеру не сделаешь, козлы-подчиненные ничего не понимают, с козлами-друзьями каши не сваришь, а уж с козами-женщинами никаких дел лучше вообще не иметь. Поэтому такому духовно-продвинутому очень тяжело жить. Ведь как жить, когда ты – просветленный, а кругом – козлы?

Миф 11. Жизнь бессмысленна и беспощадна
И, наконец, можно попасться на самую нелепую ошибку. Сунувшись сразу в пекло и опалив крылышки, человек решает, что жизнь – это ужасная штука и ловить здесь нечего. Куда ни кинь, всюду клин.

Миф 12. Не мы такие, жизнь такая.
Самый удобный способ самооправдания. Когда человек не получает желаемых результатов, или приходит время платить за все свои сделанные или не сделанные решения.

А как же тогда жить?

Все выборы в жизни – часть единого Пути, который называется Предназначением.

Если в вашей жизни что-то не складывается, возможно, вы собираете чужой паззл.

Цель жизни в том, чтобы не искать цель жизни.

Жизнь весьма расчетливая: то, что она тебе подкинула когда-то вчера, обязательно пригодится когда-то завтра.

Любовь — это желание жить.

Жизнь похожа на собачью упряжку. Если вы не вожак — картина никогда не меняется.

«Два золотых правила жизни. Первое: мелкие тревоги - пустяк. Второе: все тревоги - мелкие.»

Не относись к жизни слишком серьезно. Живым из нее все равно не выберешься.



А как Вы выбирали свой жизненный путь?

Вы сейчас довольны своим выбором? Напишите комментарий!

Известный психолог Михаил Литвак пишет, что счастье - это максимальное развитие всех своих способностей и их реализация.

Реализация способностей, конечно, возможна не только в профессиональной деятельности; поэтому под поиском профессии стоит понимать нечто более обширное, чем подбор нужного вуза и вакансий.

Думать о будущем стоит начинать как можно раньше. Добиться достойных результатов проще тем, чьи задатки и способности выявлены в детстве, когда мозг наиболее активен.

Предлагаем краткий конспект родительских ошибок, которые совершают почти все, и правильных действий, которые помогут подойти к выбору своего будущего пути осознанно.

7 главных фраз, мешающих осознанному выбору профессии:

  • Профессия - это на всю жизнь!
  • Престижная профессия - это круто!
  • Уступлю желаниям родителей
  • «За компанию»
  • Нравится человек - нравится профессия
  • Легкая профессия
  • Нравится школьный предмет - нравится профессия

Как помочь ребёнку с выбором? С чего начать?

Необходимо выбирать не образовательные возможности, а будущее дело. Образование - ключ, а не дверь.

Правильно выбранная профессия - это единство из «хочу, могу и надо». Между этими тремя составляющими и необходимо искать баланс

ХОЧУ+МОГУ

Краткий алгоритм действий родителей:

  • Определите, что любит ваш ребенок и что для него важно (его желания и интересы)
  • Оцените сильные и слабые стороны (его способности и таланты)
  • Выберите кластер профессий
  • Узнайте больше о данных профессиях
  • Дайте возможность попробовать силы в данной профессии.

Конкретные шаги

  1. Развитие мышления на ранних этапах. Выбор жизненного пути зависит не только от способностей, задатков и умений, но и от характеристик мышления: как ребенок думает, как решает задачи, относится к трудностям. В нашем центре развития детей развивают базовые структуры мышления ребята от 2 до 17 лет.
  2. Психологическая помощь. Психолог поможет ребёнку разобраться в себе, избавиться от страхов и сомнений, мешающих формированию здоровой личности.
  3. Профориентационные тестирование позволяет ребёнку спокойно разобраться в своих интересах. Такие тесты помогают ребенку посмотреть на себя со стороны, ответить самому себе, к каким занятиям его тянет больше.
  4. Метод кейсов. Школьники старших классов могут весьма абстрактно представлять себе некоторые специальности. Помочь ребенку разобраться, что к чему помогает метод кейсов - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Участники должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить варианты решений и выбрать лучшее. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Это возможность «примерить профессию». Этим летом в лагере профессий АРТ Личности на смене «Дизайн/Маркетинг» три группы наших воспитанников будут работать над созданием большого дизайнерского проекта. Смотрите, какие ещё кейсы мы придумываем.
  5. Общение с профессионалами. Люди, добившиеся успеха в чём-либо, способны рассказать о профессиональной реальности без прикрас и дать конкретные практические советы. Мы активно практикуем данный метод. О спорте с нашими воспитанниками говорила Елена Исинбаева, Сергей Юрский рассказал о профессии актера, а деятельность редактора и издателя с ребятами обсуждала Ирина Прохорова.

Ошибки родителей

  1. Однобокое развитие. Ребенок может любить и успевать разное, например, одновременно разбираться в физике и играть на гитаре. Интересы, какими бы они разными ни были, в совокупности составляют уникальный багаж личности.
  2. Реализация своей мечты через ребенка, а не его желаний и склонностей . Часто родители заставляют детей заниматься правоведением, потому что все в их семье - юристы. Похожая ситуация: мать отдает ребенка в два года на английский, когда сама его вообще не знает.

НАДО

Необходимо учитывать востребованность профессии сегодня и завтра. К 2020 мир изменится. Многие профессии устаревают, им на смену приходят другие. Сегодня как никогда осознанный выбор влияет на место человека в будущем.

Некоторые исчезающие профессии:
журналист печатных СМИ, фасовщик, турагент, нотариус, вахтёр, лектор, швея, кондуктор, почтальон, кассир, архивариус, парковщик, оператор call-центров.

Некоторые востребованные профессии к 2020 году:

  • IT-специалисты
  • Специалисты в области инноваций – нанотехнологии
  • Инженеры-строители
  • Представители интеллектуальных профессий – креативная экономика
  • Сотрудники отделов продаж
  • Специалисты из сферы экологии и защиты окружающей среды
  • Работники производства (инженеры, технологи, работники технических специальностей самого разного уровня)
  • Профессиональные квалифицированные рабочие
  • Медицина, управление здоровьем
  • Образование
  • Сельское хозяйство

Краткие постулаты об основных трендах рынка труда

  • Интернационализация бизнеса
  • Иностранный язык необходим в любой профессии
  • Высшее образование не гарантирует хорошее трудоустройство
  • Универсальные профессии
  • Многозадачность
  • Развитие новых технологий – увеличение доли роботизированного труда
  • Нас захватывает сеть! Меньше личных контактов!
  • Здоровый образ жизни. Бегом от старости!

Необходимо с детства учиться объективно оценивать свои желания, возможности и мир вокруг. Важно помнить, что профессия необязательно выбирается на всю жизнь. Самое главное, чтобы ребенок научился понимать себя, знал, чего хочет, мог быстро решать задачи, был мобильным и готовым обучаться новому. Такой человек будет востребован всегда.

Уолт Дисней получил 302 отказа прежде, чем нашел инвесторов для мультипликационной студии. Опра Уинфри росла в такой бедности, что у нее в детстве не было игрушек. Если бы все великие люди считали, что их жизненный путь зависит от обстоятельств, мы бы точно не слышали их имен. Но они продолжали действовать «вопреки», потому что знали: если есть 1% на то, чтобы изменить свою жизнь, ее нужно изменить обязательно.

Что такое жизненный путь

Жизненный путь - это многокомпонентное понятие, которое складывается из внутренних биологических (генотипа, характера, таланта и жизненного опыта) и внешних социальных (воспитание, среда обитания, события) факторов. Включает он и другие понятия: смысл жизни, жизненную философию, жизненный цикл. Описание жизненного пути начинается в момент рождения человека и заканчивается в день его смерти.

Хотя точного научного определения жизненного пути пока нет, его изучением занимаются ученые. Академик С.Л. Рубинштейн еще в 20-е годы прошлого столетия рассматривал человека с биографической точки зрения, поскольку считал личность человека неотделимой от его личного опыта. А доктор философии Шарлотта Бюлер в это же время ввела понятие «жизненный путь личности», состоящий из пяти фаз развития по годам жизни.

Но пока ученые проводят свои исследования, хочется для самого себя найти ответы на вопросы: могу ли я выбирать ? в моих ли силах что-то изменить? как сочетается мой путь с моими внутренними ценностями? как расставлять свои жизненные приоритеты?

Как определить свой жизненный путь

Начнем с примера. Вы любите путешествовать, и ваш друг любит путешествовать. Вы заранее выбираете туроператора, дорогие отели «все включено» и экскурсии по туристическим маршрутам. Ваш друг покупает билет, собирает чемодан в последний момент, живет в палатке и бегает с фотоаппаратом по заброшенным деревням.

Вот так и с жизнью: осознанно или неосознанно мы выбираем дороги, маршруты и способ передвижения, получаем от этого разные эмоции. И способ понять свой жизненный путь мы выбираем сами. Кто-то идет к гадалкам и астрологам, кто-то ищет духовного наставника, кто-то пытается разобраться в вопросе с помощью книг и самосознания.

Над определением жизненного пути работают религиозные деятели, астрологи, философы, историки, этнографы и доктора социальной медицины. Над этим бьются еще и генетики. И по их исследованиям на 57-60 % мы – это наши гены. Значит, остальное вполне можем изменить сами. И первое, что нужно сделать – это определить свои жизненные приоритеты.

Как расставить жизненные приоритеты

В расстановке приоритетов не стоит слишком увлекаться. Есть риск превратиться в очередного сверхчеловека, смотрящего на часы даже во время занятий сексом. Но и без осознанных приоритетов жизнь становится хаосом, а дела спускаются на самотек. Поэтому попробуем выбрать золотую середину, чтобы успевать все, но при этом помнить вкус салата, съеденного за обедом.

Понять и осознать, как приоритеты в жизни расставлены сегодня

Даже если вы ни разу не рисовали шкалу приоритетов, они у вас есть. Все, что мы имеем на этот момент – результат расставленных приоритетов. Осознанно или неосознанно, неважно. Все, чего мы хотим или о чем мечтаем – это теория. Все, что мы имеем прямо сейчас – это практика и наши реальные приоритеты.

Неосознанно мы выставляем приоритеты не по тому, что нужно или полезно, а по тому, что важно. Если мы лежим на диване, для нас важно лежать на диване. Если поднимаемся с утра на пробежку, нам важно бегать утром. Лежим на диване и думаем о пробежке – нам важно лежать на диване, изображая озабоченность своим здоровьем.

Признать свои приоритеты «как они есть» – это начать честный разговор с самим собой. Не уходить в сторону, не делать умное лицо, не размышлять. Честно описать , чем владеете на этот момент: семья, работа, заработок, здоровье, привычки. Это и есть ваша отправная точка.

Проверить, насколько приоритеты соответствуют внутренними ценностями

Ценности – это желания души, они идут изнутри. Приоритеты часто навязаны снаружи. И в этом вся проблема. Когда ценности и приоритеты играют вразнобой, ничего хорошего не происходит. Разрыв в понятиях «что для меня важно» и «что для меня ДОЛЖНО быть важно» приводит к плохому настроению, тревожности и депрессии.

Дети , особенно маленькие – первый индикатор наших ценностей. Если родители не читают, никакие уговоры или наставления не заставят ребенка читать. То же касается занятий спортом, правильного питания и целей в жизни. Хотите узнать свои настоящие ценности – понаблюдайте за своими детьми.

Второй индикатор наших ценностей – это наша энергия. Когда энергия приоритетов и ценностей работает в одном направлении, происходит то, что ученые называют резонансом, а мы – белой полосой в жизни. Следуйте за своей энергией, а не подстегивайте ее кофеином или развлечениями.

Понять, что список приоритетов не безразмерный и смириться

Представьте, что список приоритетов может состоять только из 10 пунктов и вы уже внесли в него все 10. Задумали вписать в список еще один? Значит, от чего-то придется отказаться. Потому что невозможно совместить в одной жизни здоровье с курением, комфорт с карьерой, высокий заработок с вечным отдыхом на Мальдивах.

Отказаться от чего-либо поможет правильно поставленная цель . Перед тем, выставить ее, подумайте: как вы хотите себя чувствовать. Хотите пребывать в гармонии, в спокойствии или в вечном беге с препятствиями? Формируйте цели, которые помогут обрести желанное состояние. Тогда они будут исходить от сердца, а не от понятия «так надо». Кому, собственно, надо?

Правильно определить приоритеты поможет их разбивка на срочные и несрочные. Срочные дела забирают массу энергии, но редко бывают важными. Дела, которые не имеют дедлайна, чаще приводят к намеченной цели. Такая расстановка приоритетов поможет определить, на что мы хотим тратить время и на что мы его тратить обязаны.

Жить не ради резюме или характеристики

Почему мы постоянно живем в конфликте между внешним успехом и внутренним достоинством? Внешнее «надо, надо, надо» настолько засоряет эфир, что собственным чувствам уже нет шанса пробиться. Наверное, поэтому даже наедине с собой мы рассуждаем о жизни такими словами, будто проходим собеседование у строгого кадровика.

Нужно различать личные качества и свои добродетели. Первые помогают завоевать место под солнцем на рынке труда. Вторые – делают нас людьми. То, как мы строим семью, отношения с друзьями, живем вне работы – намного важнее? Тогда почему этим качествам мы уделяем так мало времени, а, зачастую даже стыдимся их.

Газета New York Times провела конкурс на лучшее эссе о счастье. Результаты оказались поразительными: многие мечтают не о свершениях, а о «маленькой счастливой жизни». Конечно, такая жизнь подходит не всем. Но есть в этом нечто невыразимо прекрасное и надежное, то, что возвращает нас к нашим настоящим ценностям.

Включить в список приоритетов отдых и хобби

В списке приоритетов хобби часто вписывают в последнюю строчку. Но именно эти дела делают нас счастливыми. Хотите стать счастливыми, а не просто эффективными? Обязательно включите хобби в свой список и ежедневно уделяйте ему время.

Как найти свое хобби , если нет ничего не интересного? Начать искать. Посетить мастер-классы, сходить на выставки, даже если при одном упоминании о живописи хочется потерять сознание. Общение с увлеченными людьми поможет понять, что на хобби можно еще и заработать.

К хобби не стоит относиться, как к занятию на всю жизнь. Точно так же нельзя предопределить, можно ли потом построить на увлечении карьеру. Человек – это проводник. Ему нужно получать эмоции от прекрасного и выплескивать их в виде творчества. Возможно, потом на увлечении действительно получится заработать, но гарантий этому нет.

Фаталисты считают, что все определено при рождении, оптимисты надеются на самое лучшее. Но реалисты знают: невозможно сегодня определить жизненный путь, а завтра проснуться абсолютно счастливым человеком. Путь – это процесс, его можно подкорректировать на каждом этапе жизни. Было бы желание.