Контроль денег

Ми 14 сведения по металлам. Вертолет-амфибия: убийца подлодок возвращается

Холдинг «Вертолеты России» в рамках VII Международного военно-морского салона (МВМС-2015), который проходил с 1 по 5 июля в Санкт-Петербурге, представил проект возобновления выпуска уникального вертолета-амфибии типа Ми-14 , «убийцы западных подлодок».

Данный вертолет, созданный специалистами Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля, серийно выпускался в Казани на местном вертолетном заводе с 1973 по 1986 годы. Базовой версией вертолета-амфибии был противолодочный вариант Ми-14ПЛ, также в 1979 году в модельном ряду появились многоцелевой поисково-спасательный вертолет Ми-14ПС и буксировщик минных тралов Ми-14БТ.

В том случае, если потенциальный заказчики проявят к вертолету должный интерес, холдинг «Вертолеты России» готов провести модернизацию вертолета с использованием современных разработок и возобновить его выпуск.

В случае принятия положительного решения по возобновлению производства вертолёт Ми-14 сможет существенно расширить возможности российских спасательных и экстренных служб, а также найдёт свое применение в составе ВМФ. Вертолеты-амфибии типа Ми-14 были созданы на базе отлично себя зарекомендовавшего многоцелевого вертолета Ми-8Т.

Главным конструктивным отличием машины была установка герметичного лодочного днища вместо силового пола обычного вертолета. Благодаря этому решению вертолет получил возможность совершать посадку на воду. По бокам лодочного днища были установлены специальные стабилизирующие поплавки, которые не давали машине перевернуться на воде, а также исполняли роль ниш для опор основного убирающегося шасси. Другие системы вертолета-амфибии Ми-14 были также адаптированы под использование в морских условиях, а многие решения, которые в нем были заложены, перекочевали впоследствии в более поздние модели вертолетов типа Ми-8/17.

Стоит отметить, что Ми-14 были единственными полноценными вертолетами-амфибиями отечественного производства, которые могли рулить, садиться и взлетать с водной поверхности.

«Разработанный в 1960-е годы вертолёт-амфибия типа Ми-14 мог нести ядерную бомбу, способную уничтожить подводные лодки практически в радиусе километра. В последние годы холодной войны Ми-14 «прославился» тем, что успешно поразил западную подлодку (вероятно, американскую) в советских территориальных водах », – пишет журнал Diplomat.

Производство этих машин было свёрнуто в 80-х, а в 1996-ом они были сняты с вооружения, по некоторым данным, под давлением Соединённых Штатов.

Помимо взлета и посадки, вертолет Ми-14 теоретически мог и передвигаться по воде, используя для этого силу несущего винта. На практике это подтверждает интересный случай, который произошел с польским вертолетом Ми-14. Экипаж вертолета совершал полет над морем, находясь в 40 км от аэродрома, когда, по всей видимости, из-за отрыва куска хвостовой части лопасти вертолет начал испытывать очень сильную тряску. После доклада о случившемся экипажу приказали приводниться и покинуть вертолет, воспользовавшись имеющимися спасательными средствами.

Совершив посадку на воду, командир вертолета направил его к берегу, а сам вместе с экипажем пересел в спасательную лодку, на которой дождался прилетевшего вскоре другого Ми-14ПС. Волнение на море в тот день было небольшим, и покинутый экипажем вертолет тихонько самостоятельно рулил к берегу в течение нескольких часов. Вертолет практически добрался до береговой черты, но у него подошло к концу топливо, двигатели выключились, произошла разбалансировка лопастей в момент их остановки, в результате чего машина опрокинулась и затонула.

Ранее вертолеты Ми-14 широко использовались советским военно-морским флотом, а также достаточно хорошо поставлялись на экспорт. Всего за 13 лет производства в Советском Союзе было собрано 273 вертолета данного типа. Сегодня в строю остается около четырех десятков подобных вертолетов-амфибий. Они находятся на вооружении ВМС Польши, Украины, Грузии, Сирии и Пакистана. Единственная гражданская версия Ми-14 принадлежит сегодня арабской компании AAL Group. Однако данный вертолет в настоящее время находится на долгосрочном хранении, до этого он активно использовался для перевозки грузов и тушения пожаров.

В случае если будет принято положительное решение о начале производства Ми-14, его выпуск наладят на Казанском авиастроительном заводе.

Летно-технические характеристики Ми-14ПС:

Габариты:
— длина с вращающимся винтом - 25,24 м,
— длина фюзеляжа (без рулевого винта) - 18,78 м,
— высота с вращающимся рулевым винтом - 6,93 м,
— диаметр несущего винта - 21,29 м.
Силовая установка: 2 двигателя ТВЗ-117М, мощностью 2х2000 л.с. (взлетный режим).
Масса вертолета:
— пустого - 8821 кг,
— нормальная взлетная - 13 400 кг,
— максимальная взлетная - 14 000 кг.
Масса коммерческой нагрузки - 3000 кг.
Число пассажиров - 19 чел.
Запас горючего - 2930 кг.
Скорость максимальная - 230 км/ч, крейсерская - 210 км/ч.
Практический потолок - 4000 м.
Практическая дальность - 1200 км.
Экипаж - 4 человека.

Ми-14 - (изделие «140», машина В-14, по кодификации НАТО: Haze - «Туман») - морской многоцелевой вертолёт берегового базирования, разработки ОКБ М. Л. Миля.

История создания

Использовать винтокрылую технику для борьбы с подводными лодками (ПЛ) начали еще в конце второй мировой войны. Первопроходцами стали американцы, которые применяли для патрулирования R-4 Сикорского, и немцы, экспериментировавшие со сверхлегким автожиром FI 282.

В начале 70-х гг. ХХ в. ВВС требовался вертолет для патрулирования водного пространства и спасательных работ. Вертолет должен был обладать достаточной весовой отдачей, чтобы можно было установить на него оборудование и противолодочное вооружение, а также высокой надежностью. Также он должен был обеспечивать возможность посадки на воду без применения поплавковой системы. В связи с этим было принято решение о создании вертолета-амфибии на базе хорошо зарекомендовавшего себя Ми-8.

Для обеспечения возможности посадки на воду фюзеляж выполнен в виде лодки с боковыми поплавками для поперечной остойчивости и надувными баллонетами, а шасси выполнено убирающимся, впервые в практике отечественного вертолетостроения.

Для обнаружения подводных лодок вертолет был снабжен поисковой РЛС, опускаемой гидроакустической станцией, поисковым магнитометром и аппаратурой передачи данных, а для поражения подводных лодок мог нести противолодочные торпеды и глубинные бомбы и был снабжен поисково-прицельной системой "Кальмар".

Производство

Серийное производство организовано в конце 1973 года на заводе № 387 в Казани. В 1973-1986 годах было изготовлено 273 вертолёта Ми-14.

Конструкция

Ми-14 – вертолет одновинтовой схемы. Верхняя часть фюзеляжа такая же, как у Ми-8. Нижняя часть фюзеляжа выполнена в виде лодки из сотовых панелей с боковыми поплавками и надувными баллонетами для придания вертолету устойчивости на воде. Пространство внутри лодки позволяло установить дополнительные топливные баки. Фюзеляж и отсеки герметизированы. В отсеках, где установлено оборудование, обеспечена гидро- и теплоизоляция. Отличительными особенностями являются более мощные, чем у Ми-8, двигатели ТВ3-117, редуктор ВР-14. Для увеличения эффективности управления рулевой винт на серийных моделях перенесен на левый борт. Шасси четырехопорное убирающееся. Главные опоры со сдвоенными колесами убираются в боковые обтекатели, передние – в ниши в нижней части фюзеляжа, закрывающиеся люками.

На вертолете установлена поисково-прицельная система 7071 «Кальмар», включающая: РЛС «Инициатива-2М», прицельно-вычислительное устройство «Ландыш», аппаратуру передачи данных «Снегирь», гидроакустическую станцию «Ока-2» с заглубляемым устройством «Прибор-10», авиационный поисковый магнитометр АПМ-60 «Орша». Расходуемые средства поиска подводных лодок - радиогидроакустические буи «Чинара» или РГБ-Н «Ива», маркерные радиобуи «Поплавок», ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-25-12Д (дневные) или ОМАБ-25-8Н (ночные). Средства поражения - противолодочная торпеда (АТ-2, ВТТ-1 «Стриж») и глубинные бомбы (ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50-65, ПЛАБ-МК). Вертолет может нести атомную глубинную бомбу.

Эксплуатация

Первый опытный вертолет с ГТД ТВ-2-117 совершил первый полет в июле 1967г. (летчик-испытатель Ю.С.Швачко) под обозначением В-14. После проведения длительных летных испытаний в 1973г. противолодочный вертолет Ми-14ПЛ с ГТД ТВ-3-117 был принят на вооружение военно-морского флота. Вертолёты Ми-14 - единственные отечественные полноценные вертолёты-амфибии, которые действительно могут садиться, рулить и взлетать с водной поверхности.

В настоящий момент с вооружения Российского ВМФ сняты, но ограниченно используются в гражданской авиации и МЧС, а также эксплуатируются в Польше, где прошли модернизацию. Ещё 4 Ми-14 используются на Украине и как минимум 1 в Грузии.

Летно-технические характеристики

Технические характеристики

Пассажировместимость: 19

Длина: 23.3

Диаметр несущего винта: 21.3

Высота: 6.9

Максимальная взлётная масса: 13400

Масса пустого вертолета: 8900

Силовая установка: 2ГТД ТВ3-117М

Мощность двигателей: 2х1435/2х1950

Лётные характеристики

Максимально допустимая скорость: 230

Крейсерская скорость: 160-215

Практическая дальность: 800

Практический потолок: 3500-4000

Динамический потолок: 4000.

М.Л. Миль

Михаи́л Лео́нтьевич Миль (9(22 ноября) 1909 года, г. Иркутск, - 31 января 1970 года, г. Москва) -советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Учился в СТИ (ТПУ) в 1926-1928гг. Генеральный конструктор вертолетов, создатель известных советских вертолетов Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, В-12 и их различных модификаций. Это было направление одновинтовых машин, которыми до М.Л. Миля никто не занимался. На вертолетах конструкции Миля было установлено 83 мировых и всесоюзных ректорда. Одна из последних его машин В-12 была самой мощной и грузоподъемной в мире. М.Л. Миль работал по совместительству в МАИ.

Ссылки

Литература

Журнал «Томский политехник». Издание Ассоциации выпускников ТПУ. № 10, 2004 – 199стр.

Ми-14 -морской многоцелевой вертолет берегового базирования, предназначавшийся для борьбы с подводными лодками, ведения поисково-спасательных работ, борьбы с минами, тушения пожаров.

Бурное развитие в 1960-х годах подводного флота стран НАТО потребовало от СССР разработки эффективных противолодочных средств, в том числе и вертолетов. В ответ на вызовы времени в 1967 году на базе вертолета Ми-8 была создана противолодочная винтокрылая машина под обозначением B-14.1 августа 1967 ее впервые поднял в небо летчик-испытатель Ю. С. Швачко. Серийное производство началось в конце 1973 года на заводе № 387 в Казани. Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 11 мая 1976 года вертолет принят на вооружение авиации Военно-морского флота под обозначением Ми-14ПЛ.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Вертолет выполнен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и четырехопорным шасси. Конструкция верхней части фюзеляжа с хвостовой балкой, силовая установка, несущий и рулевой винты и трансмиссия такие же, как у Ми-8. Нижняя часть фюзеляжа выполнена водонепроницаемой в виде лодки, и снабжена боковыми обтекателями. Впереди находилась двухместная кабина экипажа, а за ней — грузовая кабина. В носовой части фюзеляжа размещена поисковая РЛС, закрытая обтекателем, за ней — большой отсек вооружения с открывающимися створками и люки для опускаемой гидроакустической станции и сбрасываемых радиогидроакустических буев. Существенным отличием Ми-14 от других вертолетов является универсальность рулевого винта, с помощью которого выполняются маневры на плаву.

Противолодочный вертолет Ми-14ПЛ снабжен поисковой РЛС И-12М, опускаемой гидроакустической станцией «Ока-2», буксируемым магнитным обнаружителем АМП-60 и радиогидроакустическими буями. Важной составляющей противолодочного комплекса стала поисково-прицельная система (ППС) 7071 «Кальмар». В грузовой кабине находятся рабочее место штурмана-оператора, а за перегородкой — прицельно-вычислительное устройство «Ландыш», аппаратура передачи данных «Снегирь» и другое оборудование. Вбомбоотсеке размещены радиогидроакустические буи, вместо которых можно было подвесить одну противолодочную торпеду АТ-1 (АТ-2) или управляемую по проводам ВТТ-1 «Стриж». Были и другие варианты вооружения, включавшие глубинные бомбы. Вертолет также мог нести ядерную глубинную бомбу «Скальп» мощностью 1 кт, массой 1600 кг, с радиусом поражения 800 м.

МОДИФИКАЦИИ

Поисково-спасательный вертолет Ми-14ПС нес 10 спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную поднять трех человек, и был оснащен прожекторами. Он мог принять на борт 19 человек или 9 пострадавших на носилках в сопровождении двух санитаров.

Вертолет-тральщик Ми-14БТ вмещал в грузовой кабине систему буксировки тралов и сами тралы, включая глубоководный, электромагнитный и акустический. В ВМФ СССР вертолет данной модификации не получил большого распространения, поскольку для борьбы с минами чаще применялись корабли. В 1993 году германо-российская фирма «Аэротек» совместно с Московским вертолетным заводом (МВЗ) им. М. Л. Миля разработала противопожарный вариант вертолета, получивший обозначение Ми-14ПЖ«Элиминатор». При переоснащении использовали тральщик, на котором вместо военного оборудования установили бак емкостью 4000 л и систему забора воды, позволявшую производить заправку на висении из источника глубиной не менее 0,3 м и заполнять бак за 1,5-2 мин. На борту вертолета установлен авиационный комплекс тушения наземных пожаров (АКТНП).

Кроме вышеназванных винтокрылых машин, выпускались следующие модификации:

  • Ми-14ГП — грузопассажирская версия;
  • Ми-14П — 24-местная пассажирская версия;
  • Ми-14ПЛМ — модернизированный Ми-14ПЛ;
  • Ми-14ПЛЭ (также имеет обозначение Ми-14Э) — экспортная версия Ми-14ПЛ;
  • MH-14PW — польская версия Ми-14ПЛ.

СЛУЖБА В РОССИИ ЗА РУБЕЖОМ

Следует отметить, что из 500 машин, построенных на Казанском авиазаводе, более 70 были поставлены за рубеж: в Болгарию, Вьетнам, Германию, Индию, Корейскую народно-демократическую республику, Кубу, Ливию, Польшу, Румынию, Сирию и Югославию. В 1995 году все Ми-14 были исключены из состава флота России и выведены в резерв, но эксплуатируются в гражданской авиации и МЧС. Прототип В-14 хранится в музее Казанского вертолетного завода, а серийный Ми-14 — в музее авиации в Киеве. В Германии часть Ми-14 переоборудована в пожарный вариант. В настоящее время МВЗ им. М. Л. Миля совместно со своими казанскими коллегами разрабатывает новые варианты военных и гражданских модификаций Ми-14. Наиболее перспективным считают применение вертолета-амфибии на обслуживании газовых и нефтяных разработок, особенно на морских шельфах.

Поисково-спасательный вертолет-амфибия Ми-14ПС.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.

В 1970 годах началась разработка поисково-спасательного Ми-14ПС. Первый опытный образец переоборудовали из серийного Ми-14ПЛ в 1974 году. При этом с вертолета демонтировали комплекс «Кальмар», кроме РЛС, установили дополнительное радиооборудование, в хвостовой части фюзеляжа сделали люк, установили бортовую стрелу с лебедочно-грузовой системой СЛГ-300, которая включала лебедку ЛПГ-300, позволявшую поднимать спасателя с двумя пострадавшими общей массой до 300 кг. Как и на БТ , турбохолодильную установку вынесли на внешнюю сторону правого борта фюзеляжа, ниже проложили коммуникации топливной системы и электропроводку, ранее проходившие в районе дверного проема. В носовой части установили две дополнительные поисковые фары. Вместо штурмана-оператора в экипаж включили фельдшера-спасателя, кроме него, предусмотрели возможность брать на борт еще двух спасателей в счет полезной нагрузки. Позднее боковую дверь увеличили в два раза.

Предполагалось применение вертолета в следующих вариантах:
-поисковый, оснащенный дополнительным топливным баком;
-поисково-спасательный, оборудованный для перевозки до 9 человек на носилках или 18 сидячих. Предназначался для поиска спускаемых аппаратов (СА) космических кораблей и эвакуации их экипажей, а также для подбора и транспортировки пострадавших при крушениях морских и воздушных судов;
-эвакуационно-транспортный — для эвакуации с места посадки на внешней подвеске СА массой до 3000 кг, а также для доставки грузов на внешней подвеске, в т. ч. аварийно-спасательного снаряжения терпящим бедствие кораблям и грузов на корабли и суда ВМФ;
-транспортно-спасательный — для доставки и сбрасывания 20 спасательных плотов ПСМ-6АМ при невозможности из-за гидро-метеоусловий оказать помощь терпящим бедствие другими способами, а также для транспортировки в грузовой кабине аварийно-спасательного снаряжения и других малогабаритных грузов массой до 2 т (с берега на корабль, с корабля на берег, с корабля на корабль и в труднодоступные районы суши).

Кроме того, Ми-14ПС предусматривалось использовать для перевозки 19 служебных пассажиров и парашютного десантирования различных групп.

Госиспытания Ми-14ПС прошли в 3-м управлении ГК НИИ ВВС с 14 ноября 1978 года по 29 июня 1979 года (руководитель бригады -П.Олейник, ведущий летчик — В.Баракин, испытатели-парашютисты они же экспериментаторы-спасатели — К.Анашкин, Е.Турлаков). В ходе ГСИ, на этапе «Б», с борта вертолета было выполнено 54 спуска и 68 подъемов спасателей с поверхности моря в различных погодных условиях. В заключительном Акте испытатели отметили, что для выполнения задач на Ми-14ПС требуется хорошо слетанный экипаж, прошедший специальную подготовку. Рекомендацию для запуска в серийное производство и принятия на вооружение вертолет получил. В общей сложности было построено 25 таких машин. На вертолетах поздних серий устанавливались две фары, вынесенные на «балкончик» в носовой части.

Следует отметить также ряд специальных испытаний, которые проходил Ми-14ПС в ГК НИИ ВВС. Например, осенью 1980 года в районе грузинского г. Телави прошли полеты с неподготовленных горных площадок, находившихся на высотах 1000-2000 м над уровнем моря. Летом и осенью следующего года в Крыму в районе полигона Чауда и в акватории Черного моря состоялись испытания по применению вертолетов для борьбы с малоразмерными воздушными шарами (диаметр до 2 м), дрейфующими на высотах до 4000 м. На Ми-14 провели 28 полетов, во время которых для поражения шаров использовали ручной пулемет и автомат Калашникова. Практически в то же время проводилась оценка возможности полетов с палуб авианесущих крейсеров «Киев» и «Москва», а в 1983 году — с большого противолодочного корабля «Азов».

В 1987 году на базе Ми-14ПС были построены две новые модификации одна предназначалась для обеспечения учебно-тренировочного десантирования, а другая, оснащенная специальной поисковой лазерно-телевизионной системой, для борьбы с диверсантами. Через два года появилась модификация с утепленной грузовой кабиной. Модернизацией «спасателей» занимались также в Польше и Германии.

В СССР, кроме авиации флотов, незначительное количество Ми-14ПС получили ВВС, в которых эти машины использовались, прежде всего, для поисково-спасательного обеспечения (ПСО) запусков и посадок космических аппаратов. Так, 2 таких вертолета находились в 181-й отдельной вертолетной эскадрилье (н.п. Чебеньки, Оренбургской обл.), еще 2 в смешанном полку, базировавшемся в н.п. Троицкое под Кустанаем. Кроме того, начиная с 1983 года, в отряд управления Ейского ВВАУЛ поступили четыре Ми-14ПС, на которые возложили ПСО полетов ВВС Северокавказского ВО, в первую очередь — над акваторией Азовского моря.

В настоящее время в Ейске базируется отряд ПСО 1-й смешанной авиадивизии 4-й ВА ВВС России, в составе которого по-прежнему числятся четыре Ми-14ПС. Все они в 1990-1994 годах прошли ремонт на Севастопольском АРЗ, причем борт 04 в апреле 1994 года пришлось перегонять полулегальным способом. Это был единственный вертолет ВВС РФ данного типа, эксплуатация которого продолжалась до 2004 года.

Лётництво Марынарки Войсковей (авиация ВМС Польши) получило в 1982-1985 годах 12 Ми-14Э и 5 Ми-14ПС. Они вошли в состав базирующейся в Дарлове 29-й эскадры (соответствует эскадрилье), входившей тогда в 16-й вертолетный полк, который в настоящее время переформирован во 2-й авиадивизион. Служба польских противолодочников во многом оказалась схожа с работой восточногерманских коллег, причем они также потеряли одну машину.

Поляки весьма активно использовали Ми-14ПС по прямому назначению. Часто вертолеты вылетали для оказания помощи в очень сложных погодных условиях, что привело в 1989-1990 гг. к потере в летных происшествиях двух машин. Свою службу спасатели несут и поныне. Вот лишь два примера из недавней истории. 6 июня 2000 года в 20:22 дежурный борт был направлен на поиск частного Ми-2 , потерпевшего аварию над сушей в 15 км к юго-западу от Дарлова. Через 20 минут экипаж спасателя обнаружил место происшествия и быстро выяснил, что Ми-2 совершил удачную вынужденную посадку, при которой ни летчики, ни пассажиры не пострадали. После прибытия полиции и пожарных Ми-14ПС вернулся в Дарлов для продолжения дежурства. 17 июня того же года в 21:30 последовал вызов с земснаряда, работавшего на Балтике. Одному из моряков внезапно стало плохо и его пришлось эвакуировать с палубы в спасательной люльке. Больного доставили на аэродром Кошалин, где передали бригаде «скорой помощи».

Ми-14ПС заслужили очень высокой оценки. Широкая дверь позволяла свободно работать со специальной корзиной, в которой размещался спасатель. При такой системе можно было поднять с воды любого тяжелораненого. Вспоминается рассказ польских летчиков, участвовавших в начале 1990-х годов в совместных учениях с германскими спасателями на вертолетах «Си Кинг». Экипажу Ми-14ПС удалось поднять человека с помощью корзины за 10 секунд, тогда как команде «Си Кинга» потребовалось на это около 5 минут.

Кстати, у поляков с Ми-14 произошел уникальный случай. Экипаж выполнял полет над морем в 40 км от аэродрома, когда, очевидно, из-за отрыва куска хвостовой части лопасти началась сильнейшая тряска. После доклада о случившемся экипаж получил команду приводниться и покинуть борт, воспользовавшись спасательными средствами. Совершив посадку, командир направил вертолет к берегу, а сам с экипажем пересел на ходу в спасательную лодку, с которой их вскоре снял подоспевший Ми-14ПС. Волнение моря было небольшим, и покинутый вертолет потихоньку самостоятельно рулил в течение нескольких часов. Он почти добрался до берега, но закончилось топливо, двигатели выключились, произошла разбалансировка лопастей в момент остановки двигателей и машина опрокинулась и затонула.

В настоящее время Ми-14 в России сняты с вооружения. А на Украине скоро авиации как таковой вообще не останется.

Модификация: Ми-14ПС
Диаметр несущего винта, м: 21,29
Диаметр рулевого винта, м: 3,91
Длина, м: 18,38
Высота, м: 6,93
Масса, кг
-пустого: 8821
-максимальная взлетная: 13400
-максимальная взлетная: 14000
Внутренние топливо, л: 3795
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117М
-мощность, л.с.: 2 х 1950
Максимальная скорость, км/ч: 230
Крейсерская скорость, км/ч: 215
Практическая дальность, км: 1200
Практический потолок, м: 4000
Статический потолок, м: 1600
Экипаж, чел: 4
Полезная нагрузка: до 19 человек или 3000 кг груза.

Ми-14ПС ВМФ СССР на рулежке.

Ми-14ПС ВМФ России в полете.

Ми-14ПС ВМФ СССР проводит спасательные работы.

Ми-14ПС авиации ТОФ. Рисунок.

Список источников:
Авиация и Время. Александр Брндарев, Игорь Величко. «Четырнадцатая» Миля.
Авиация и Время. Александр Гаврилюк. Вертолет и Море.
Крылья Родины. Вадим Михеев. Амфибия Ми-14.
Вадим Михеев. МВЗ им.М.Л.Миля 50 лет.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Миль Ми-14.
Александр Мельников. Современная авиация России. Ми-14.
Техника и вооружение. Анатолий Артемьев. Морские вертолёты.

В середине 60-х годов перед советскими военными моряками остро встал вопрос о специализированном противолодочном вертолете, который был бы выполнен на базе проверенной и хорошо известной машины. В это время конструкторы ОКБ Камова вели работы над созданием противолодочного Ка-25, однако его характеристики не позволяли размещать на борту весь комплекс оборудования необходимый для борьбы с подводными лодками, да и возможности приводнения для этой машины не предусматривались.

Еще в конце 50-х годов в ОКБ-329 начались работы над созданием вертолета ПЛО. В это время конструкторы милевского КБ занимались созданием знаменитой «восьмерки», одна из ее модификаций и должна была стать противолодочным вертолетом-амфибией. Однако в свой первый полет эта винтокрылая машина отправилась только в августе 1967 года, а эксплуатация началась в мае 1976 года. Вертолет получил обозначение Ми-14.

Ми-14 – это многоцелевой вертолет-амфибия берегового базирования, основной функцией которого является борьба с подлодками противника. Однако его можно использовать и для выполнения абсолютно мирных задач: для проведения поисково-спасательных работ, перевозки грузов и пассажиров, тушения лесных пожаров. Вертолет Ми-14 – это машина берегового базирования.

В 1973 году серийное производство вертолета-амфибии Ми-14 было развернуто на Казанском вертолетном заводе. Оно продолжалось до 1986 года. За этот период предприятие успело выпустить 273 винтокрылые машины этого типа, на основе базовой модели было создано целый ряд модификаций вертолета.

Несмотря на то что вертолет Ми-14 официально уже давно снят с вооружения российской армии, его эксплуатация продолжается до сих пор. Кроме России, эти машины используются в Грузии, Украине, на Кубе, в Польше и странах Прибалтики. Летчики любят Ми-14 за его надежность, неприхотливость, простоту в эксплуатации. А за высокий уровень комфорта для экипажа, летчики вообще называют Ми-14 «лайнером».

Несколько лет назад российский министр обороны Сергей Шойгу официально объявил о планах возобновления серийного производства Ми-14 в Казани. Если они воплотят в жизнь, то обновленный «четырнадцатый» без сомнения найдет свое применение не только на армейской службе, но и на «гражданке».

Однако прежде чем говорить о будущем этой прекрасной машины, хотелось бы несколько слов сказать об этапах ее создания и дать техническое описание вертолета Ми-14.

Этапы создания вертолета

Идея использования вертолетов для обнаружения и поражения вражеских подводных лодок возникла практически сразу после появления этих машин. Первые попытки были предприняты еще во время Второй мировой войны. Пионерами в данной области можно назвать американцев, хотя и немцы пытались приспособить для противолодочной обороны автожир FI 282.

И удивляться этому не приходится. Вертолет идеально подходил для выполнения подобной работы. Он мог намного быстрее любого корабля может добраться до района предполагаемого нахождения подводной лодки, и за короткий промежуток времени провести обследование значительной территории. В отличие от самолетов, винтокрылым машинам не нужны дорогие аэродромы, их можно разместить прямо на береговых базах, а то и вовсе на борту корабля. Кроме того, использование вертолетов для ПЛО обходится значительно дешевле, чем надводных кораблей или подводных лодок.

В период Холодной войны значение подводного флота увеличилось многократно. Субмарины получили ядерную силовую установку и превратились в плавучие пусковые установки баллистических ракет с ядерной боевой частью. Поэтому борьба с ними стала приоритетной задачей, решению которой уделялось огромное количество внимания и в США, и в СССР.

Уже в начале 50-х годов знаменитая американская компания Сикорского изготовила первый противолодочный вертолет – H04S-1, а несколько лет позже начался серийный выпуск Sikorsky H-34, на борту которого было размещено довольно совершенное оборудование для поиска советских субмарин. В это же время созданием противолодочных вертолетов озаботились и англичане. В 60-е годы ВМС США получили на вооружение легендарный вертолет SH-3A Sea King.

В Советском Союзе внимательно наблюдали за этими процессами. Следует отметить, что в этот период СССР имел отставание области морского вертолетостроения. Традиционно созданием подобных машин занималось конструкторское бюро Камова, но следует признать, что в 50-60-е годы советские вертолеты для ВМС значительно уступали своим западным аналогам.

Военные моряки хотели получить машину, которая бы по своим характеристикам не уступала американскому «Си Кингу», и была построена на базе уже существующей, проверенной и хорошо известной машины. Идеальным кандидатом на такую роль являлся милевский вертолет Ми-8.

Как уже было сказано выше, идея создания противолодочного вертолета на базе транспортно-десантного Ми-8 возникла еще в период создания этого вертолета. Называлась амфибийная модификация «восьмерки» В-8Г. В то время в СССР проводились две программы, касающиеся авиационных средств ПЛО нового поколения – «Можжевельник» и «Вяз». Их результатом стало создание комплекса тактико-технических требований, который был передан конструкторам КБ Миля в начале 60-х годов. Военным нужен был амфибийный вертолет, способный проводить поиск подлодок противника в любых метеоусловиях, ночью или днем, на расстоянии 200 км от берега, вести наблюдение в течение не менее 2 часов, а при необходимости поражать противника на глубине до 400 метров и при скорости в 30 узлов.

Работы над машиной продвигались медленно. Во-первых, у разработчиков не было двигателя, который бы обеспечил вертолету нужную энерговооруженность, – его только предстояло создать, а во-вторых, заказчик несколько раз менял требования к машине, что серьезно затягивало процесс. Только в 1964 году они были сформулированы окончательно. В 1965 году на свет появилось постановление правительства о создании поискового и ударного вертолетов. В 1966 году милевцы предложили создать поисково-ударный комплекс на базе одной машины. Это вариант был принят. На стадии разработки вертолет получил наименование В-14.

И хотя, казалось бы, новая машина создается не с «нуля», а на базе серийного Ми-8, тем не менее, у конструкторов было много работы. Прежде всего, нужно было значительно переделать планер вертолета: у него появилась лодка-днище, а также боковые поплавки, которые обеспечивали машине возможность оставаться на плаву даже при волнении моря в 3-4 балла. В-14 стал первым советским вертолетом с убирающимся шасси, появились дополнительные топливные баки, которые должны были обеспечивать требуемую дальность патрулирования. Теперь запуск двигателя осуществлялся не от аккумуляторов, а от вспомогательной силовой установки. Разработчикам пришлось создать новый редуктор, хвостовой винт был перенесен на другую сторону, также весьма серьезным изменениям подвергся комплекс бортового оборудования.

Летом 1967 года начались заводские испытания машины, 1 августа вертолет впервые поднялся в воздух. Первоначально они проводились в Подмосковье, затем были перенесены в Крым. В 1968 году начался этап государственных испытаний, которые продолжались до 1973 года. Конструкцию вертолета регулярно дорабатывали, устраняя дефекты и недоработки. Во время испытаний случилось только одно серьезное происшествие: при выполнении вынужденной посадки одна из опытных машин перевернулась. Обошлось без жертв, но вертолет получил такие повреждения, что восстановлению уже не подлежал.

Акт приемки вертолета был подписан только в 1974 году, таким образом доводка будущего Ми-14 продолжалась более семи лет. Следует отметить, что удачные наработки, полученные в ходе создания и производства Ми-14, затем использовались в конструкции других милевских вертолетов: Ми-24 и Ми-8МТ.

Официально противолодочный вертолет Ми-14ПЛ был принят на вооружение только в мае 1976 года. Производством машины занимался только Казанский завод № 387.

Ситуация в настоящий момент

После распада Советского Союза большинство Ми-14 достались Российской Федерации. В 1992 году было принято решение о снятии с вооружения этого вертолета. Объяснить его несложно: в то время шло общее сокращение вооруженных сил, содержать большую номенклатуру летательных аппаратов было дорого, поэтому ее нещадно резали. Ми-14 планировали полностью заменить более современным Ка-27, который к тому же мог базироваться не только на берегу, но и на корабельной палубе.

Хотя, в настоящее время Ми-14 и считается снятым с эксплуатации, тем не менее ограничено используется в гражданской авиации и в МЧС РФ. Еще четыре вертолета находятся на вооружении ВС Украины, одна или две машины эксплуатируется в Грузии. Поляки провели модернизацию Ми-14 и до сих пор используют их для противолодочной обороны.

Описание конструкции Ми-14

Вертолет изготовлен по классической схеме с одним несущим и одним рулевым винтом. Он имеет четырехопорное убирающиеся шасси, а силовая установка машины состоит из двух газотурбинных двигателей. Экипаж Ми-14 состоит из двух пилотов и двух операторов оборудования.

Ми-14 создавался на базе десантно-транспортного Ми-8, поэтому верхняя часть корпуса этих двух вертолетов практически сходна. А вот нижняя часть вертолета-амфибии имеет значительные отличия: днище выполнено в виде лодки с хорошо выраженными скулами, обтекателями, для увеличения плавучести есть два надувных баллонета, объемом четыре кубических метра.

Вертолет имеет несущий пятилопастный винт с шарнирным креплением лопастей. Рулевой винт трехлопастный изменяемого шага.

Переднюю часть корпуса занимает кабина пилотов, за ней расположен грузовой отсек, который занимает основную часть корпуса. В отличие от Ми-8, у вертолета Ми-14 нет заднего грузового люка, зато в наличие имеется небольшой люк для магнитометра. Радиолокационная станция находится в носовой части вертолета. В противолодочной версии вертолета в грузовом отсеке находится поисковая аппаратура, лебедки для опускания магнитометра и гидроакустической станции, а также торпеды и глубинные бомбы. В поисково-спасательной модификации вертолета в грузовом отсеке оборудованы места для пострадавших.

В состав силовой установки Ми-14 входят два газотурбинных двигателя ТВЗ-117М, а также системы охлаждения, противопожарной защиты, запуска двигателя, подачи топлива и др. Взлетная мощность каждого из двигателей составляет 2 тыс. л. с.

Топливная система вертолета состоит из шести баков, их общая емкость составляет 3350 литров. При необходимости в грузовом отсеке можно установить еще один дополнительный бак на 500 литров.

Ми-14 имеет четырехопорное убирающееся шасси, состоящее из двух передних и двух основных стоек. Кроме того, на хвостовой балке расположена неубирающаяся опора. Передние стойки убираются вперед в ниши фюзеляжа, а главные – назад в обтекатели.

Если говорить о противолодочной модификации Ми-14, то для выполнения своих функций она оснащается: радиолокационной станцией «Инициатива-2», магнитометром АПМ-60, гидроакустической станцией «Ока-2», радиостанциями Р-842М (КВ-диапазон) и Р-860 (УКВ-диапазон), радиовысотомером РВ-З, радиокомпасами АРК-9 и АРК-У2, доплеровским измерителем ДИСС-15 и автопилотом АП-34Б.

Кроме того, в состав комплекса противолодочного оборудования также входит прицельно-вычислительное устройство «Ландыш», система передачи данных «Снегирь», буи «Поплавок». Автоматическая система управления САУ-14 позволяет вертолету зависать над одной точкой.

Ми-14ПЛ может принимать на борт двенадцать бомб массой 50 кг или восемь 250-кг бомб, общая бомбовая нагрузка составляет 2 тыс. кг, а также одну торпеду АТ-1. Вместо торпедно-бомбового вооружения, на борт могут быть загружены акустические буи (36 РГБ-НМ «Чинара»). Вооружение может размещаться как внутри грузового отсека, так и на внешних подвесках. Противолодочный Ми-14 способен нести глубинную бомбу «Скальп» с ядерной боевой частью. Ее масса составляет 1600 кг, а мощность – 1 Кт.

Как правило, противолодочные вертолеты Ми-14 работают парами: одна машина несет комплекс оборудования для поиска подлодок, а вторая - торпеду и глубинные бомбы.

Модификации вертолета Ми-14

С момента начала серийного производства было создано несколько модификаций вертолета Ми-14:

  • Ми-14ГП. Грузопассажирская модификация вертолета;
  • Ми-14БТ. Версия машины, которая предназначается для траления морских мин. Вертолет способен буксировать различные виды контактных и бесконтактных тралов. Причем буксировка может производиться и одним вертолетом, и двумя машинами;
  • Ми-14П. Гражданская модификация, предназначенная для перевозки пассажиров. Она может принимать на борт до 24 человек. Активно используется нефтяниками. Собственно, по их заказу она и была разработана в 1995 году;
  • Ми-14ПЖ «Элиминатор». Версия вертолета, разработанная для тушения пожаров. Основой для ее создания послужила модификация Ми-14БТ. Данная машина является совместным детищем российских конструкторов и специалистов немецкой компании «Аэротех». Ее особенностью является установка в грузовой кабине бака для воды, слив которой происходит через открывающиеся створки. До настоящего момента построена всего лишь одна машина данной модификации. Она принимала участие в тушении масштабных лесных пожаров в Испании;
  • Ми-14ПЛ. Вертолет ПЛО, который является самой массовой модификацией машины;
  • Ми-14ПЛМ. Этот вертолет – попытка модернизации противолодочного варианта. На него планировали установить новый противолодочный комплекс «Осьминог» и вооружить торпедами «Колибри» и «Орлан». Однако модификация так и осталась на бумаге, проект был закрыт;
  • Ми-14ПW. Модификация вертолета Ми-14ПЛ, созданная в Польше.