Контроль денег

Что такое газовые турбины siemens. Газотурбинные электростанции Siemens (Сименс) – установки - силовые станции из Германии

Общие сведения о турбине Siemens SGT-300

Газовая турбина Siemens SGT-300 (ранее название Tempest, в переводе – Буря) была представлена рынку в 1995 году. В коммерческую эксплуатацию она поступила в 1998 году. Одновальная газовая турбина завоевала репутацию надежной машины для комбинированного производства тепловой и электрической энергии. Совсем недавно SGT-300 доказала свою способность эффективной работы на топливе с низким числом Воббе, при этом соответствуя строгим требованиям по токсичности выбросов.

Одновальная турбина SGT-300

Двухвальная турбина SGT-300

Опираясь на успех одновальной турбины специалисты компании Siemens приступили к разработке двухвальной версии SGT-300. В целом подход к проектированию можно охарактеризовать как консервативный. Его результатом является умеренная температура на входе турбины (близкая к значениям температуры для одновальной версии) и применение проверенных конструкций и технологий, используемых в других газовых турбинах Siemens . Все это позволило разработать надежную газовую турбину, способную обеспечить высокую эффективность как при работе в качестве механического привода, так и для производства электроэнергии на объектах нефтегазового сектора. Эта турбина также доступна для промышленной электрогенерации (простой цикл и когенерация).

Конструкция и технические характеристики

Турбина SGT-300 состоит из ротора на двойном подшипнике , который помещен в корпус высокой прочности. Такая простая и надежная конструкция значительно упрощает техническое обслуживание и позволяет выполнять его непосредственно на месте установки.

На рисунке ниже представлено поперечное сечение внутреннего контура двигателя турбины SGT-300 с указанием основных элементов.

  1. – камера сгорания DLE-типа
  2. – выхлопная система

SGT-300 состоит почти на 100% из черных и цветных металлов, преимущественно нелегированной стали.

Топливная система

Турбина SGT-300 была спроектирована для сжигания различных видов топлива, включая газообразный сжиженный нефтяной газ и сжиженный природный газ, а также газовые топлива с более низким числом Воббе (от 32 МДж/м 3).

  • Клапан фильтра
  • Профилированный клапан-регулятор потока
  • Надежный привод
  • Отличное быстродействие и обратная связь
  • Возможность высокоточного регулирования

DLE система сжигания топлива

Турбина SGT-300 оборудуется системой сухого снижения концентрации вредных веществ в выхлопных газах (Dry Low Emissions – DLE). Система сжигания DLE-типа Siemens продемонстрировала очень высокий уровень надежности. Та же система используется на турбинах SGT-100 , SGT-200 и SGT-400 .

Система обеспечивает стабильно низкие значения выбросов. В ней отсутствуют движущиеся части и нет необходимости проведения настройки на месте. Все управление осуществляется с помощью программного обеспечения в системе управления. Выбросы оксида азота составляют около 8ppm на газовом топливе и 25ppm на жидком топливе.

Система DLE насчитывает более 3 млн рабочих часов в широком диапазоне топлива и температуры окружающей среды. Система не имеет никакого влияния на общую производительность газовой турбины и снижение ее надежности.

Ниже представлено фото камеры сгорания DLE-типа и ее модель в сборке.

Siemens предлагает электростанции на базе SGT-300. Станция включает газовую турбину, генератор, редуктор и вспомогательные модули (смотри рисунок ниже).

  1. Смазочный модуль
  2. Модуль подачи жидкого топлива
  3. Модуль очистки жидкого топлива
  4. DLE модуль газообразного топлива
  5. Модуль автоматического слива с электронным управляющим блоком

Принцип действия

Воздух поступает в фильтр и проходит через улитку.

Крым вернулся в Россию совсем недавно, события разворачивались и разворачиваются у нас на глазах, пыль на архивах еще не успела образоваться, а тут какое-то наваждение, все говорят только о том, что происходит прямо сейчас, в июле 2017 года. Ничего сложного в восстановлении хронологии событий нет, в открытых источниках информации предостаточно. Давайте для начала зададим «детские вопросы», чтобы была очевидна логика рассуждений.

Почему газовые турбины в Крым нужны производства именно Siemens ? Потому, что газовые турбины такой мощности в России производятся только по лицензии этой компании, самостоятельных разработок у России просто нет. А почему строят электростанции, которые могут работать только при помощи вот этих турбин? Потому, что такой проект реализует государственная компания ОАО «Технопромэкспорт». А почему проект реализует именно это ОАО? Потому, что такое решение было принято 13 июля 2015 года постановлением Правительства РФ. А почему Правительство РФ выбрало в качестве генерального подрядчика именно эту компанию, причем сделало это без тендеров и конкурсов? Потому, что ОАО «Технопромэкспорт» – дочерняя структура Ростеха , который был внесен в санкционный список США и ЕС, а потому бояться ему было уже нечего, в отличие от всех остальных российских энергокомпаний. А почему было принято решение строить именно газотурбинные электростанции, а не какие-то другие? А почему решение Правительства РФ было принято только в середине лета 2015 года, а не раньше? Почему была выбрана именно такая мощность?

Вот последние три вопроса и заслуживают пристального внимания, без ответов на них понять истинные причины скандала вокруг турбин Siemens невозможно. Чтобы не погружать читателей в технические подробности сразу, давайте для разминки разберемся с действиями Правительства РФ.

Правительственный план развития Крыма

Итак, возвращение Крыма состоялось весной 2014 года, до этого блудный полуостров 23 года «жил без матери». Не имеем ни малейшего желания анализировать общественно-политические события, рассматриваем только хозяйственные аспекты происшедшего. Анализ состояния экономики полуострова показал ужасающие результаты, 23 года нахождения Крыма в составе Украины сказались на нем практически так же, как результаты Великой Отечественной.

Мерзость запустения царила в инфраструктуре, в состоянии дорог, инженерных сооружений, в жилищном строительстве, в энергетике и далее по списку. Обветшание, отсутствие попыток хоть какой-то модернизации, и так далее, и так далее, и так далее. Что должно делать в такой ситуации правительство? Разумеется, составлять план работы, прикидывая, что нужно сделать в первую очередь, что во вторую. Любимый вопрос Геоэенергетики очевиден: а какие меры по приведению в порядок энергетической системы Крыма были предусмотрены?

Заседание Правительства РФ, Фото: tvc.ru

Секретным план работы не был, его текст и сейчас можно найти на сайте Правительства РФ. Любой желающий может самостоятельно найти в поисковиках «Постановление Правительства РФ №790 от 11 августа 2014 года «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Обратите внимание на дату – с момента воссоединения Крыма с Россией прошло почти полгода, времени на анализ ситуации и составление программы у Правительства РФ имелось. Те из читателей, которые имеют время и желание на самостоятельное изучение документа, содержащего 150 страниц текста, следующую часть статьи, разумеется, могут пропустить.

Смотрим на те разделы программы, которые касаются развития энергетической системы полуострова. В разделе III на странице 13:

«…развитие энергетического комплекса – устранение сетевых ограничений, создание собственной генерации и обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей Крымского полуострова».

В разделе V программы указано, что государственным заказчиком и координатором программы является министерство РФ по делам Крыма, а просто заказчиками, без координаторских функций, в числе прочих числится и министерство энергетики РФ. После массы общих положений и философских рассуждений, на странице 28 появляется «перечень целевых индикаторов и показателей ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики и г. Севастополь до 2020 года», который и начинается разделом «Развитие энергетического комплекса». Вот этот раздел мы процитируем полностью – ведь он занимает ровно одну строчку:

«Прирост протяженности линий электропередачи. 2017 год – 569,5 км; 2018 год – 1099,5 км».

Все, цитирование закончено, раздел полностью перед вами. При этом объемы финансирования ФЦП со стороны министерства энергетики, как указано на странице 48 – 10,3 млрд рублей в 2015 году, 22,5 млрд рублей в 2016 году. В 2017 минэнергетики обязано внести 12,7 млрд рублей, в 2018-2020 – еще 5,2 млрд рублей. Еще раз, чтобы закрепить. Прирост ЛЭП в 2015 и в 2016 годах согласно ФЦП – нуль. Расходы министерства энергетики за те же 2 года – 32,8 млрд рублей. Комментировать сложно, предлагаем оценить качество составления ФЦП читателям самостоятельно.

Как видим, в течение первого года после возвращения Крыма Правительство РФ не заботила необходимость строительства на полуострове новых генерирующих мощностей, его заботило, да и то только в перспективе 2017-го, строительство новых ЛЭП. Редакция Геоэнергетики не хотела верить этому странному факту, но и дальнейшее изучение текста ФЦП ничего утешительного не принесло. Страница 56, «Мероприятия ФЦП, направленные на капитальные вложения», раздел «Модернизация и строительство объектов генерации» – только прочерки до 2020 года включительно.

Модернизация и строительство объектов генерации, Табл.: m.government.ru

На чем строился расчет, сказать сложно. Очевидно, что в Правительстве РФ были убеждены, что Украина, которая летом 2014-го года организовала водную блокаду Крыма, ни при каких обстоятельствах не прекратит поставки электроэнергии, потому, все, что необходимо для приведения энергосистемы полуострова в порядок – годика через три протянуть новые нитки ЛЭП. Вынуждены признать, что понимания такой замечательной логики правительственных чиновников редакция журнала «Геоэнергетика.ru» достичь не способна.

Планы строительства электростанций для Крыма

Менее чем через год, однако, в правительстве произошли некие тектонические сдвиги, в результате которых появилось понимание того, что в Крыму Россия просто обязана строить новые электростанции, иначе гарантированной энергетической безопасности полуострова добиться невозможно. 13 июля 2015 года вышло в свет постановление Правительства РФ №703, название которого мы, с извинениями, вынуждены напечатать полностью. Поклонники бюрократического новояза, мы уверены, испытают подлинное наслаждение – на наш взгляд, это шедевр. Готовы? Читайте:

«Об утверждении Правил предоставления в 2015 году субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех” на строительство и модернизацию объектов по производству электрической, тепловой энергии на территориях отдельных регионов Российской Федерации по федеральной целевой программе “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года” в рамках непрограммного направления деятельности “Реализация функций иных федеральных органов государственной власти”».

Красиво, правда? Итак, летом 2015 было принято решение, на основании которого проектирование и строительство двух новых электростанций было поручено Ростеху . Поскольку далеко не каждый способен понять смысл названия правительственного постановления, приведем еще одну цитату, которая поможет увидеть, о чем вообще шла речь:

«2. Предоставление субсидии осуществляется на основании договора, заключаемого Министерством энергетики Российской Федерации с Корпорацией, в котором предусматриваются:

… в) план-график реализации проекта, содержащий целевые показатели, ключевые события и сроки ввода в эксплуатацию объектов генерации, включающий:

  • ввод в эксплуатацию первой очереди парогазовой установки (первый блок – 235 МВт) Севастопольской ТЭС и парогазовой установки (первый блок – 235 МВт) Симферопольской ТЭС – 1 сентября 2017 г.,
  • ввод в эксплуатацию второй очереди парогазовой установки (второй блок – 235 МВт) Севастопольской ТЭС и парогазовой установки (второй блок – 235 МВт) Симферопольской ТЭС – 3 марта 2018 г.,
  • ввод в эксплуатацию Севастопольской ТЭС и Симферопольской ТЭС (суммарная электрическая мощность – не менее 900 МВт) – 3 марта 2018 г.»

Речь идет об имущественном вкладе Правительства РФ в строительство Симферопольской и Севастопольской ТЭС, в каждой из которых будет по два блока мощностью 235 МВт, та и другая будут работать на основе парогазовых установок. Чтобы понимать, о чем дальше пойдет речь, придется разобраться с используемой терминологией. «Топливно-энергетическая станция на основе парогазовых установок» – что это и почему именно это было задумано для Крыма? Где тут вообще понятие «газовая турбина», из-за которой, собственно, и разгорелся скандал вокруг Siemens ? Традиционно постараемся обойтись без формул, которые в данном случае не обязательны.

Газовые турбины для энергетики

Давайте начнем по порядку, шаг за шагом. Начнем с газовой турбины, особом способе производства электроэнергии. Горит здесь, как очевидно из названия, газ. Топки, как таковой, нет, есть камера сгорания, в которую поступают два газовых потока, оба – под большим давлением, что обеспечивает высокую температуру сгорания. Газовая турбина – вал, на котором находятся два диска с лопатками, в промежутке между ними расположена камера сгорания. Первый диск всасывает предварительно профильтрованный атмосферный воздух, сжимает его (поднимает давление) и подает его в камеру сгорания. В камеру сгорания через другой «вход» поступает природный газ, в результате чего в камере образуется топливо-воздушная смесь (ТВС), которая, собственно говоря, и горит. В результате сгорания ТВС газ расширяется, давление становится еще больше, и вот этот чрезвычайно горячий газ, имеющий очень высокое давление и направляется на лопатки второго диска, заставляя его вращаться. Как вы уже догадались, это и есть генератор тока – все, результат достигнут, природный газ обеспечил нас электроэнергией.

Однако даже у самых совершенных, самых современных газовых турбин коэффициент полезного действия с трудом преодолевает планку в 30-35%, поэтому в «чистом» виде газовые турбины для выработки электроэнергии используются там, где газа очень много, а электричество крайне необходимо. Газовые месторождения и вахтовые поселки возле них, поселения, находящиеся в энергетически обособленных районах, куда не приходят линии электропередач нашей единой энергосистемы – вот традиционные места использования газовых турбин. Нужны ли были России газовые турбины большой мощности? В редчайших случаях. Производили ли мы газовые турбины самостоятельно, без участия зарубежных специалистов и компаний? Да, производили и производим.

Но исторически сложилось так, что в нашей стране производство паровых турбин развивалось намного активнее, чем производство турбин газовых, за разработки которых в СССР взялись только в 50-е годы (обратите внимание, что речь о газовых турбинах для нужд энергетики, а не авиастроения). «Уральский турбинный завод» выпускает турбины мощностью до 15,2 МВт с КПД 28%. «Невский завод» в Питере делает турбины мощностью до 16 МВт с КПД в 31%, завод «Кузнецов» в Самаре освоил производство турбин мощностью до 26,5 МВт с КПД в 36%. «КМПО», что в Казани, производит турбины мощностью до 25 МВт, «Салют» в Омске – до 20 МВт, «ОДК» в Рыбинске до последнего времени делал турбины мощностью до 8 МВт. Выпускает для энергетиков турбины и «Пермский моторный завод» – мощностью до 23 МВт.

России этой номенклатуры было вполне достаточно, но был в нулевые годы, когда неожиданно возник спрос на турбины более мощные. Связано это было с приватизацией ЕЭС России, с чубайсовскими реформами. При продаже генерирующих мощностей покупателей обязывали строить новые и модернизировать старые электростанции, что оформлялось в виде договоров ДПМ – договоров поставки мощности. Но объем такого спроса был невелик, потому наши производители и не рискнули инвестировать в проектирование и организацию производства турбин большой мощности. Единственное исключение – «ОДК», который разработал и произвел турбину ГТД-110 мощностью в 110 МВт. Но первые образцы такого оборудования надежностью не отличаются – конструкцию еще только предстоит довести до нужного качества.

Турбина ГТД-110, Фото: vmasshtabe.ru

Из иностранных компаний единственной, кто рискнул организовать производство газовых турбин большой мощности, оказался Siemens . В 2011 году было создано совместное предприятие с «Силовыми машинами», носящее «говорящее» название ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин». В задачи СП входит не только организация производства сименсовских турбин, но и разработка новых их видов.

Паро-газовые установки

Спрос на мощные турбины невелик, но Siemens их, тем не менее, производит. В чем причина? Как раз в том, что его турбины спроектированы так, что легко становятся частью тех самых парогазовых установок, о которых шла речь в постановлении №703. «Секрет» невелик – в ПГУ газ, который уже дал электричество, используют дважды, тем самым увеличивая КПД до 60 лишних процентов. Из камеры сгорания газ вырывается при температуре свыше 500 градусов, и никакое вращение лопаток генератора эту температуру сильно снизить не в состоянии. Зачем же такой ценный продукт выбрасывать в атмосферу? С выхода газовой турбины продукты сгорания поступают в котел-утилизатор, где нагревают воду и образующийся из нее пар. Температура продуктов сгорания вполне позволяет получить перегретый пар при давлении в 100 атмосфер, который и поступает на паровую турбину, выдавая на-гора еще одну порцию электричества.

Газовые турбины Siemens , производимые в России, способны «сольно» обеспечивать 157 МВт электроэнергии, а вот в комплекте с паровым циклом – те самые 235 МВт, которые и должны обеспечить Крым собственной генерацией и окончательно решить вопрос с энергетической безопасностью полуострова. Преимущества ПГУ совершенно очевидны. Резко уменьшается стоимость единицы установленной мощности, вдвое повышается КПД производства электроэнергии, что не может не радовать потребителей. Есть и еще одна причина, почему для Крыма были выбраны именно ПГУ – они резко уменьшают количество используемой воды, что для полуострова критически важно. Еще одно преимущество – ПГУ можно построить за очень короткое время. В постановлении №703 речь шла о двух годах, за такой период построить другую ТЭС (топливную электростанцию) технически невозможно.

Подведем итоги. Быстро, мало воды, низкая стоимость электроэнергии – вот причины, по которым в Крыму была сделана ставка на ПГУ. Санкции, под которые Ростех уже успел попасть – причина, по которой генподрядчиком стал именно он.

Совершенно объективно, что без Siemens такой проект обойтись не мог. Если бы строительство генерирующих мощностей было предусмотрено на год раньше, если бы тот же «ОДК» получил распоряжение и помощь правительства в доведении технологии ГТД-110 до нужной кондиции – да, Россия имела шанс справиться собственными силами. Изначальный просчет усугубился еще и тем, что «Технопромэкспорт» ведет капитальное строительство с нарастающим отставанием от графика, в декабре прошлого года вместо запланированного конца 2017 года называл возможным сроком сдачи ТЭС в эксплуатацию середину 2018-го. Чем это закончится, мы увидим в самое ближайшее время, а пока подведем итоги рассуждений.

Крыму требовались новые генерирующие мощности, требовались в сжатые сроки, нужна была генерация, которая не требует большого количества дефицитного ресурса – воды. Этим трем требованиям сразу соответствовала только технология Siemens , на иные решения не хватило запаса времени, что было обусловлено ошибками при составлении правительственного плана развития Крыма, допущенными в 2014-м году. Летом 2015-го было очевидно, что других вариантов нет, что без Siemens не справиться. Не менее очевидно было и то, что такая поставка газовых турбин неизбежно подставляет немецкого производителя под карательные меры со стороны ЕС, поскольку является грубым, демонстративным нарушением санкционных ограничений. Летом 2015-го – повторяем еще раз. Времени для того, чтобы придумать максимально аккуратный обход санкционных ограничений – два года. Сопротивлялся ли Siemens своему участию в крымском проекте? На словах – конечно, да. Но 4 турбины такой мощности, да еще и укомплектованные ПГУ – очень удачный заказ, очень неплохая прибыль. И два года на то, чтобы …

Антироссийские санкции

Ростех продумывал два варианта обхода санкционных ограничений, но делал это так «ловко», что не знал об этом только ленивый. «Технопромэкспорт» внезапно стал генподрядчиком строительства ТЭС в Тамани, проект которой предусматривает использование ПГУ мощностью 270 МВт – эдакий «брат-близнец» Симферопольской и Севастопольской ТЭС по ту сторону Керченского пролива. Грубовато, конечно, поскольку словоблудие на тему «перепутали, куда чего везли» могло наткнуться на то, что Siemens вынужден был бы для соблюдения политеса, отказаться от сервисного обслуживания крымских ТЭС.

В феврале этого года Сергей Чемезов, генеральный директор Ростеха, во всеуслышание заговорил о варианте №2. Ростех рассчитывает купить турбины для новых ТЭС в Крыму в Иране. Переговоры находятся на заключительной стадии. Чемезов не стал раскрывать ни подробности этих переговоров, ни о том, с кем из иранских производителей эти переговоры велись. Но это для всех, кто знаком с ситуацией в отрасли, было секретом Полишинеля. В Иране Siemens создал совместное с иранцами предприятие Marрa . ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» под Питером производит газовые турбины ГТЭ-160 мощностью 157 МВт, позволяющие комплектование в состав ПГУ. В Иране Marрa выпускает турбины V94.2 мощностью 157 МВт, позволяющие комплектование в состав ПГУ. Найдите два отличия, как говорится.

Сергей Чемезов, генеральный директор Ростеха, Фото: tvc.ru

Выпуск турбин в Иране начат в 2011 году, так что никаких крымских ограничений там нет и в помине. Конечно, для соблюдения прав дистрибьюторов Siemens наверняка ввел для иранцев запрет на поставку этих турбин на территорию СНГ, но все, к чему привело бы такое нарушение Marpa – хозяйственный суд с совладельцем предприятия, не более того. При этом к самому Siemens претензий со стороны ЕС не возникло бы – немецкая компания в Крым ничего не поставляла бы, все в полном порядке. Внимание, вопрос: а зачем, с какой целью господин Чемезов рассказал СМИ о проведении переговоров с иранцами, о предполагаемом контракте? У нашей редакции ответа на этот вопрос нет.

В начале июля корреспонденты агентства Reuters на весь мир раструбили новость о том, что видели в порту Феодосии груз, похожий на продукцию Siemens – «четыре цилиндрических объекта в несколько метров длиной, покрытых голубым и серым брезентом. Их размеры и формы соответствуют фотографиям газотурбинных систем, каждая из которых состоит из турбины и генератора». Прямых подтверждений у Reuters не было, но одной публикации оказалось вполне достаточно, чтобы разгорелся самый настоящий скандал.

Производство Siemens, Фото: ekbatantechnic.ir

Российское руководство утверждает, что оборудование для крымских ТЭС – сугубо российское, что оно куплено на некоем вторичном рынке газовых турбин, Siemens уже подало иски в суд на свое дочернее предприятие «Сименс технологии газовых турбин» и на «Технопромэкспорт», причем в суд Арбитражный город Москвы. Зачем в суд – понятно, чтобы избежать штрафов со стороны Еврокомиссии за нарушение санкционных ограничений. Почему в суд российский – тоже понятно, вот только непонятно, чем все это может закончиться. Siemens уже заговорил о том, что свернет весь свой бизнес в России, что создаст некую рабочую группу, которая займется проверкой степени модернизации турбин – вдруг она настолько велика, что это уже и не ГТЭ-160, а нечто совершенно новое. Возможно, что вся эта риторика – не более, чем слова, необходимые для того, чтобы не получить обвинения в срыве антироссийских санкций, время покажет. Одно можно сказать совершенно точно – Ростех однозначно потерял Siemens как партнера, с помощью которого намеревался вести конкурентную борьбу с General Electric на российском рынке энергетического оборудования.

Скандал, однако, может иметь и вообще далеко идущие последствия. Напомним, что сейчас в США рассматривают новую порцию антироссийских санкций, грозящих штрафами компаниям третьих стран, принимающих участие в совместных с Россией энергетических проектах. Эти меры могут привести к риску срыва проекта «Северный поток-2», Германия и Австрия уже успели официально возмутиться такими планами США. И вот в этот момент Siemens может быть признан компанией, нарушивших условия «крымских» антироссийских санкций, что станет замечательным поводом для американских «ястребов» продавить очередной пакет санкций через Сенат, Конгресс и президента США.

Конгресс США, Фото: gif.cmtt.space

Вот теперь можно, пожалуй, подвести черту под размышлениями о том, что на самом деле явилось причиной нынешнего громкого скандала, который потенциально способен привести к риску срыва всех договоренностей по строительству «Северного потока-2». В 2014 году Правительство РФ при разработке комплексного плана развития Крыма крайне халатно отнеслось к решению проблем энергетической системы полуострова. Это не первый случай такого подхода правительства Дмитрия Анатольевича Медведева к вопросам развития энергетики России – не так давно мы уже , как умудрились забыть об энергетике в комплексном плане развития Дальнего Востока.

План 2014-го года основывался на том, что Украина рассматривалась как надежный, договороспособный партнер во всем, что касается поставок электроэнергии на территорию Крыма. Отрезвление наступило только через год, это время было бездарно потеряно для возможности составить какой-то иной план строительства генерирующих мощностей, при котором использование импортного энергооборудования просто не потребовалось бы. Было время на то, чтобы спроектировать, к примеру, не две больших ТЭС на газовых турбинах от Siemens, а нескольких ТЭС меньшей мощности, но на основе турбин от КМПО или «Кузнецова».

Не менее бездарно потрачены два года, имевшиеся в распоряжении правительства и Ростеха для того, чтобы вывести из-под действия санкционных ограничений компанию Siemens , которую теперь многие СМИ и пытаются выставить в качестве едва ли не инициатора скандала. Да, сейчас Siemens ведет себя по отношению к России отнюдь не комплементарно, но его поведение понять труда не составляет. Компании есть, чего бояться, американцы не церемонятся с нарушителями санкционных мер, размеры штрафов случаются порой совершенно фантастическими. К примеру, в 2014 году французский банк BNP Paribas за нарушение санкций против Ирана и Кубы был оштрафован американцами на 8,9 млрд долларов, Deutche Bank за антииранские и антисирийские санкции – на 258 млн долларов. А вот действия российского правительства и Ростеха понять намного сложнее. Отобрать у самих себя время на разработку проекта строительства электростанций в Крыму на отечественном оборудовании, не учесть все риски единственного возможного зарубежного поставщика. Зачем, для чего, почему – совершенно необъяснимо.

Конечно, тот, кто хочет видеть источником скандала действия немецкой компании, может продолжать оставаться при своем мнении. Но перечисленные факты, нам кажется, говорят о совсем другой причине – головотяпстве ответственных российских чиновников, об их полной безответственности вместо четкого соблюдения всех государственных интересов.

Вконтакте

Siemens в России

Помимо производства турбин, в России немецкий концерн также занимается производством грузовых электровозов «Синара», «Гранит» и электропоездов Desiro («Ласточка»). Поезда выпускают «Уральские локомотивы» — совместное предприятие Siemens и группы «Синара» Дмитрия Пумпянского. До 1 декабря 2017 года «Уральские локомотивы» могут подписать контракт с Федеральной пассажирской компанией на поставку 90 вагонов поезда «Ласточка», говорил заместитель гендиректора «Синара — Транспортные машины» Антон Зубихин. Также Siemens поставляет для РЖД поезда «Сапсан», которые производятся в Германии.

У Siemens также есть завод в Воронеже «Сименс Трансформаторы», который выпускает трансформаторы для электроподстанций. Еще один завод компании в Смоленске выпускает люминесцентные лампы. Компания также поставляет в Россию медицинское оборудование: системы для диагностики и терапии, продукцию молекулярной медицины, в том числе для Национальной иммунобиологической компании «Ростеха». К тому же Siemens поставляет средства связи и светотехническое оборудование в Россию.

«Модернизация» турбин

Российские чиновники и «Ростех» заявляют, что турбины, поставленные в Крым, куплены на вторичном рынке и модернизированы на российских заводах «Ростеха» под нужды проекта. «Ростех» при этом не называет ни производителя, ни продавца турбин. Это будут турбины российского производства «с использованием элементов зарубежного производства», но при этом это будет российский сертификат, рассказал журналистам министр промышленности Денис Мантуров (цитата по «Интерфаксу»). Электростанции в Крыму будут построены независимо от того, какая судьба ожидает приобретенные «Технопромэкспортом» турбины, заявил министр энергетики Александр Новак, но детали предложил узнать у самого «Технопромэкспорта».

Александр Новак (Фото: Михаил Климентьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС)

Крыму нужно около 1 ГВт мощности, собственная генерация дает только около 400 МВт, а Украина прекратила поставки электроэнергии на полуостров в конце 2015 года. В 2016 году был запущен энергомост из Краснодарского края в Крым мощностью 800 МВт, который полностью обеспечивает полуостров электроэнергией.

В запуске энергомоста лично участвовал президент Владимир Путин. Тогда он поручил к 2017 году добиться производства электроэнергии на территории самого полуострова. Крыму нужна собственная генерация для надежного энергоснабжения: если что-то случится с этим энергомостом, полуостров будет обесточен, говорят источники РБК. В 20​14 году правительство решило построить на полуострове две электростанции мощностью 940 МВт, для этого и нужны турбины. Проект оценивается примерно в 70 млрд руб.

Россия умеет делать только турбины небольшой мощности: завод «Ростеха» «Пермские моторы» выпускает установки мощностью до 25 МВт, на этих блоках ЛУКОЙЛ, например, построил электростанцию для завода «Пермнефтеоргсинтез», рассказывает один из источников. Россия еще в 1990-е годы, когда еще существовала корпорация РАО «ЕЭС», пыталась наладить производство мощных турбин в 110 МВт, но пока это не удается, напоминает он. Каждая турбина внутри несет так называемый черный ящик, который не даст ничего переделать внутри: автоматика регулируется множеством протоколов, ключи от которых есть только у Siemens, и вряд ли компания предоставит их «Ростеху», чтобы тот переделал турбины, рассуждает один из источников РБК. Все ключи давно есть у «Интеравтоматики» (Siemens и «Технопромэкспорт» — совладельцы компании), которая, по данным Reuters , участвует в установке турбин в Крыму, говорил РБК знакомый топ-менеджера «Технопромэкспорта». Поэтому, по его словам, компании легко переделать автоматику в этих турбинах. Но успела ли «Интеравтоматика» «перепрошить мозги» в турбинах Siemens, источники РБК не знают. Если компания и умеет это делать, то это будет ее первый опыт: до сих пор ничего подобного просто не требовалось, объясняет один из источников РБК. В «Интеравтоматике» не ответили на запрос РБК.

Иран не помог

«Технопромэкспорт» заключил контракт с Siemens еще весной 2015 года, примерно через полгода после того, как компанию выбрали генподрядчиком для строительства в Крыму двух электростанций. По этому контракту турбины действительно покупались для новой ТЭС в Краснодарском крае, но на самом деле должны были быть поставлены в Крым. К этому времени ни проект, ни параметры строительства электростанции еще не были утверждены, поэтому было неясно, какие турбины потребуются для проекта. Инвестора предполагалось выбрать на конкурсе, но он до сих пор не состоялся. Осенью 2016 года разгорелся скандал: Siemens поставила «Технопромэкспорту» турбины, но отказалась передать дополнительное оборудование. Речь шла о мелочах, Siemens отказалась поставлять дополнительные детали, побоявшись, что турбины все-таки будут поставлены в Крым, рассказывает источник РБК. Тогда обсуждалось несколько вариантов решения вопроса, в том числе немецкой компании предложили забрать турбины назад, вернув деньги, писала газета «Коммерсантъ» (на тот момент «Ростех» получил на проект 25 млрд руб. из бюджета). Источник РБК это подтверждает. Но Siemens отказалась, рассказывает он.


На территории мобильной газотурбинной станции «Симферопольская» (Фото: Алексей Павлишак / ТАСС)

В результате на высоком правительственном уровне компании было обещано, что в Крым турбины не попадут, и «Технопромэкспорт» попытался продать оборудование на вторичном рынке. Две турбины планировали поставить «Фортуму» как раз для строительства электростанции на Таманском полуострове, еще две — «Газпром энергохолдингу», который собирался строить новую электростанцию в Грозном. В начале 2017 года «Ростех» объявил о том, что может купить иранские турбины компании Mapna, которые производятся по технологии Siemens и также подойдут для проекта в Крыму. Переговоры шли успешно, но недавно иранцы отказались поставлять турбины, и пришлось вернуться к оборудованию, купленному у немецко-российского СП, рассказывает собеседник РБК. «Ростех» планировал купить иранские турбины с самого начала, но не смог договориться о технических и коммерческих параметрах поставок, говорил представитель компании.

Что грозит Siemens?

В российском законодательстве действует общий принцип: субъект несет ответственность только за собственные действия, действия другого субъекта частного права он контролировать не может, говорит партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко. То есть Siemens не может нести ответственность за то, что «Технопромэкспорт» перепродал турбины, а новый покупатель поставил их туда, куда Siemens просила их не поставлять, объясняет юрист. В официальных сообщениях Siemens как раз подчеркивает, что турбины были поставлены в Крым «без ее воли». Так обходятся санкции не только в России: в мире нет юридических механизмов, которые ограничили бы распространение какого-то оборудования, добавляет эксперт.

Для Siemens могла быть доступна стратегия защиты, построенная на применении постановления Совета ЕС, принятого в марте 2014 года, добавляет партнер Art de Lex Ярослав Кулик. Его суть заключается в использовании лицом, на которое распространяются санкции, принципа добросовестного (bona fide) поведения с целью доказать регулятору, что оно не знало и не имело разумной причины подозревать, что его действия могут нарушить санкционные ограничения. Однако никаких разъяснений о применении этого исключения не имеется, и регулятор использует его в зависимости от обстоятельств конкретного дела, говорит юрист.


Газовая турбина (Фото: Vincent Kessler / Reuters)

Компании, которые хотят соблюдать санкционные ограничения, как правило, просто не рискуют, продолжает Зайченко. Газовые турбины большой мощности обычно не лежат на складах, а покупаются под конкретные проекты, и Siemens могут обвинить в том, что она недостаточно оценила риски, поставив турбины компании («Технопромэкспорту»), которая публично была объявлена подрядчиком в Крыму для проекта в Тамани, точные параметры которого не были известны. Очень многие факты не позволяют утверждать об отсутствии осведомленности Siemens о конечном пункте назначения турбин, соглашается Кулик.

Представитель Siemens не ответил на вопрос РБК, подозревает ли компания своих менеджеров в России в участии в схеме с поставками оборудования в Крым. Представитель европейского регулятора European External Action Service (отвечает за разработку санкционного режима) не ответил на запрос, возбуждено ли расследование по этому делу.

Если все же дойдет до расследования, в худшем случае Siemens в Европе просто пожурят и предложат впредь тщательнее контролировать деятельность аффилированных структур, считает юрист фирмы А2 Екатерина Ващилко. Ни Еврокомиссия, ни Берлин еще ни разу не штрафовали европейские компании за нарушение санкций, тем более что в данном случае сам факт нарушения, несмотря на наличие признаков, установить будет сложно, объясняет она. Совсем другой вопрос — США: американские суды уже неоднократно штрафовали европейские компании, в первую очередь банки за нарушение санкционного режима, говорит Ващилко. Например, в 2014 году французский банк BNP Paribas заплатил $8,9 млрд штрафа за нарушение санкций в отношении Ирана и Кубы, Deutsche Bank за нарушение санкций уже в отношении Ирана и Сирии заплатил $258 млн. Американские суды с нарушителями санкционного режима не церемонятся: в случае если Siemens ведет свою деятельность в США и располагает активами в юрисдикции американских судов, нарушение американских санкций в отношении Крыма может грозить компании расследованием, судом и, скорее всего, крупным штрафом, считает юрист. Размер штрафа будет зависеть от нанесенного ущерба, то есть прибыли, полученной компанией в результате сделки. Правда, установить факт нарушения будет сложно: большинство участников находится в российской юрисдикции, и достать их американскому суду будет не так просто, заключает Ващилко.

Россия нашла способ обойти западные санкции ради важнейшей государственной задачи – строительства крымских электростанций. Произведенные немецкой компанией «Сименс» турбины, необходимые для работы станций, доставлены на полуостров. Однако как получилось, что наша страна оказалась неспособна сама разрабатывать подобное оборудование?

Россия поставила две из четырех газовых турбин в Крым для использования на Севастопольской электростанции, сообщило накануне агентство Reuters со ссылкой на источники. По их данным, в порт Севастополя были доставлены турбины модели SGT5-2000E немецкого концерна Siemens.

Россия строит в Крыму две электростанции мощностью 940 мегаватт, и ранее поставки турбин Siemens на них были заморожены из-за западных санкций. Однако, судя по всему, выход был найден: эти турбины были поставлены некими сторонними компаниями, а не самой Siemens.

Российские компании серийно производят только турбины для электростанций малой мощности. Например, мощность газовой турбины ГТЭ-25П составляет 25 МВт. Но современные электростанции достигают мощности 400–450 МВт (как и в Крыму), и им нужны более мощные турбины – 160–290 МВт. Поставленная в Севастополь турбина имеет как раз нужную мощность 168 МВт. Россия вынуждена находить способы обойти западные санкции, чтобы выполнить программу по обеспечению энергетической безопасности Крымского полуострова.

Как же так получилось, что в России отсутствуют технологии и площадки по производству газовых турбин большой мощности?

После распада СССР в 90-х и начале 2000-х российское энергетическое машиностроение оказалось на грани выживания. Но потом началась массовая программа строительства электростанций, то есть появился спрос на продукцию российских машиностроительных заводов. Но вместо создания собственного продукта в России был выбран другой путь – и, на первый взгляд, очень логичный. Зачем изобретать велосипед, тратить много времени и денег на разработку, исследования и производство, если можно купить уже современное и готовое за рубежом.

«У нас в 2000-х понастроили газотурбинных электростанций с турбинами GE и Siemens. Тем самым они подсадили нашу и без того небогатую энергетику на иглу западных компаний. Теперь огромные деньги платятся за обслуживание иностранных турбин. Час работы сервисного инженера Siemens стоит как месячная зарплата слесаря этой электростанции. В 2000-е надо было не газотурбинные электростанции строить, а модернизировать наши основные генерирующие мощности», – полагает гендиректор инженерной компании Powerz Максим Муратшин.

«Я занимаюсь производством, и мне всегда обидно было, когда раньше высшее руководство говорило, что все за границей купим, потому что наши ничего не умеют. Сейчас все очнулись, но время упущено. Уже и спроса такого нет, чтобы создавать новую турбину взамен сименсовской. Но на тот момент можно было создать собственную турбину большой мощности и продать ее на 30 газотурбинных электростанций. Так бы сделали немцы. А русские просто купили эти 30 турбин у иностранцев», – добавляет собеседник.

Сейчас основная проблема в энергетическом машиностроении – износ машин и оборудования при отсутствии высокого спроса. Точнее, спрос есть со стороны электростанций, на которых надо срочно менять устаревшее оборудование. Однако денег у них на это нет.

«У электростанций не хватает денег на проведение масштабной модернизации в условиях жесткой тарифной политики, регулируемой государством. Электростанции не могут продавать электричество по такой цене, при которой смогли бы заработать на быструю модернизацию. У нас очень дешевое электричество по сравнению с западными странами», – говорит Муратшин.

Поэтому ситуацию в энергетической промышленности нельзя назвать радужной. Например, в свое время крупнейший в Советском Союзе завод по производству котлов «Красный котельщик» (входит в «Силовые машины») на пике производил 40 котлов большой мощности в год, а сейчас – всего один–два в год. «Нет спроса, и те мощности, которые были в Советском Союзе, утеряны. Но основные технологии у нас остались, поэтому в течение двух–трех лет наши заводы снова могут производить по 40–50 котлов в год. Это вопрос времени и денег. Но у нас же тянут до последнего, а потом за два дня хотят быстро все сделать», – переживает Муратшин.

Со спросом на газовые турбины еще сложнее, потому что вырабатывать электроэнергию на газовых котлах – дорогое удовольствие. Никто в мире не строит свою энергетику только на этом виде генерации, как правило, есть основная генерирующая мощность, а газотурбинные электростанции ее дополняют. Плюс газотурбинных станций в том, что они быстро подключаются и дают энергию в сеть, что важно в пиковые периоды потребления (утром и вечером). Тогда как, например, паровые или угольные котлы требуется готовить несколько часов. «Кроме того, в Крыму нет угля, зато есть собственный газ, плюс тянут газопровод с российского материка», – объясняет Муратшин логику, согласно которой для Крыма была выбрана именно электростанция на газе.

Но есть еще одна причина, почему Россия купила для строящихся в Крыму электростанций именно немецкие, а не отечественные турбины. Разработка отечественных аналогов уже ведется. Речь идет о газовой турбине ГТД-110М, которую модернизируют и дорабатывают в Объединенной двигателестроительной корпорации совместно с «Интер РАО» и Роснано. Эта турбина была разработана в 90-х и 2000-х, ее даже использовали на Ивановской ГРЭС и Рязанской ГРЭС в конце 2000-х. Однако продукт оказался со многими «детскими болезнями». Собственно, теперь НПО «Сатурн» и занимается их лечением.

А поскольку проект крымских электростанций крайне важен с очень многих точек зрения, судя по всему, ради надежности было решено не использовать для него сырую отечественную турбину. В ОДК объясняли, что не успеют доработать свою турбину до момента начала строительства станций в Крыму. К концу этого года будет создан только опытно-промышленный образец модернизированной ГТД-110М. Тогда как запуск первых блоков двух тепловых электростанций в Симферополе и Севастополе обещают к началу 2018 года.

Впрочем, если бы не санкции, то серьезных проблем с турбинами для Крыма не было бы. Более того, даже сименсовские турбины не чисто импортный продукт. Алексей Калачев из ИК «Финам» замечает, что турбины для крымских ТЭЦ можно было бы произвести в России, на питерском заводе «Сименс Технологии Газовых Турбин».

«Конечно, это дочернее предприятие Siemens, и наверняка какая-то часть комплектующих поставляется для сборки с европейских заводов. Но все же это совместное предприятие, и производство локализовано на российской территории и под российские потребности», – говорит Калачев. То есть Россия не просто закупает иностранные турбины, но и заставила иностранцев вложиться в производство на российской территории. По мнению Калачева, как раз создание СП в России с иностранными партнерами позволяет наиболее быстро и эффективно преодолевать технологическое отставание.

«Без участия зарубежных партнеров создание самостоятельных и полностью независимых технологий и технологических платформ теоретически возможно, но потребует значительного времени и средств», – поясняет эксперт. Причем деньги нужны не только на модернизацию производства, но и на подготовку кадров, НИОКР, инженерные школы и т. д. К слову, на создание турбины SGT5-8000H у Siemens ушло целых 10 лет.

Реальное же происхождение поставленных в Крым турбин оказалось вполне объяснимым. Как заявила компания «Технопромэкспорт», четыре комплекта турбин для энергообъектов в Крыму были закуплены на вторичном рынке. А он, как известно, под санкции не подпадает.

Промышленная генерация электроэнергии газотурбинными электростанциями Siemens

Газотурбинные электростанции Siemens представлены модельным рядом SGT .
Газотурбинные установки Siemens серии SGT имеют электрическую мощность:

  • SGT-100 – 4,3 – 5,2 МВт – «Тайфун»
  • SGT-200 - 6.7 МВт – «Торнадо»
  • SGT-300 – 8 МВт – «Темпест»
  • SGT-400 – 13МВт – «Циклон»
  • SGT-500 – 17 МВт
  • SGT-600 – 25 МВт
  • SGT-700 – 29 МВт
  • SGT-800 – 47 МВт

Все модификации Siemens, кроме выработки электроэнергии, выдают пар для технологических нужд предприятий и ГВС для жилого сектора. Компания применяет технологию когенерации – это означает, что все газотурбинные установки Siemens – теплоэлектростанции .

Газотурбинные электростанции Siemens – установки - силовые станции - технические особенности

  • Газотурбинные установки Siemens могут работать на двух видах топлива.
  • Электростанции Siemens имеют сухое подавление выбросов - низкое воздействие на экологию
  • Сервис установок Siemens может осуществляться на месте.
  • Общий тепловой КПД достигает 97%.
  • ГТД возможно заменить достаточно быстро.
  • Загрязнение компрессора ГТД может устраняться при работе и в отключенном состоянии.
  • Электростанции Siemens компактны.
  • Газотурбинные установки Siemens имеют низкое соотношение расходы – мощность.
  • Затраты на установку относительно невелики.

Газотурбинные установки Siemens – теплоэлектростанции в модульном исполнении

Газотурбинные установки Siemens серии SGT – это полностью укомплектованная газовая электростанция. Газотурбинные силовые станции Siemens применяются как основной или аварийный источник электроснабжения в промышленном секторе. Установки Siemens могут успешно использоваться в сфере ЖКХ. Газотурбинные установки Siemens достаточно мобильны и легко монтируются на новых строительных площадках.

Газовая турбина Siemens системы управления силовым агрегатом и генератором установлены на общей раме. Модульные газотурбинные электростанции Siemens проходят контрольные испытания на заводе. Модульные газотурбинные электростанции Siemens несложны в обслуживании – доступ для проведения пусконаладочных работ и сервиса есть всюду. Инженерами компании Siemens предусмотрены технологические лючки и специальные легкосъемные панели.

Газотурбинные электростанции Siemens установки - силовые станции – отличное решение для промышленных предприятий и коммунальных служб

За последние 6 лет компания Siemens установила в России свыше десятка газовых турбин SGT-800.
Больше о деятельности компании Siemens можно узнать на