Закон и право

Учебная мотивация у школьников подросткового возраста. Формирование мотивации учения в подростковом возрасте

К сложности бытия

Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь поможет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с очень трудным клиентом с расстроенной психикой. Меня заинтересовало то, что он только в очень малой степени хотел обсуждать клиента. Больше всего он хотел быть уверенным в том, что ясно осознает всю сложность собственных чувств в отношениях с клиентом — его теплые чувства к нему, периодическую фрустрацию и раздраженность, его благожелательное отношение к благосостоянию клиента, некоторый страх, что клиент может стать психопатичным, его беспокойство о том, что подумают другие, если дело обернется не лучшим образом. Я понял, что в общем его отношение было таково, что если он мог бы совершенно открыто и ясно являть собой все свои сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства в отношениях с клиентом, то все было бы хорошо.
Если, однако, он только частично являл эти чувства, а частично был фасадом или защитной реакцией, то он был уверен, что хороших отношений с клиентом не будет. Я нахожу, что это желание быть полностью всем в данный момент — всем богатством и сложностью, ничего не прятать от себя и не страшиться в себе, — это обычное желание тех терапистов, у кого, как мне кажется, большое продвижение в психотерапии. Нет нужды говорить, что это трудная и недостижимая цель. Однако одно из наиболее ясных стремлений, наблюдаемых у клиентов» — это движение к тому, чтобы стать всей сложностью своего изменяющегося «Я» в каждый значимый момент.

К открытости опыту

«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качествами. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близкому отношению к своему собственному опыту. Это бывает нелегко. Часто, как только клиент почувствует что-то новое в себе, он вначале это отвергает. Только в том случае, если он переживает эту отвергнутую ранее сторону себя в атмосфере принятия, он может предварительно принять ее как часть себя. Как говорил один клиент, будучи в шоке после переживания себя как «зависимого маленького мальчика»: «Это чувство, которое я никогда раньше ясно не ощущал, — я никогда не был таким!» Он не может вынести этот опыт своих детских чувств. Но постепенно он начинает принимать и включать их как часть своего «Я», то есть начинает жить рядом с чувствами и в них, когда он их испытывает.
Другой молодой человек, с очень трудным случаем заикания, к концу курса психотерапии позволяет себе открыть некоторые свои глубоко спрятанные чувства. Он говорит: «Парень, это была ужасная борьба. Я никогда этого не понимал. Думаю, было слишком больно дойти до этого. Я хочу сказать, я только начинаю это чувствовать. О, ужасная боль... Было ужасно разговаривать. Я хочу сказать, я и хотел говорить, и не хотел... Я чувствую... я думаю... знаю... это просто обычное напряжение... ужасное напряжение... стресс — вот это слово! Я только теперь, после стольких лет его действия, начинаю его чувствовать… это ужасно. Сейчас я едва могу вздохнуть, меня все душит внутри, там все сжато... Я просто чувствую себя раздавленным. (Начинает плакать.) Я никогда этого не осознавал, я никогда не знал этого». Сейчас, когда он может позволить себе испытывать свои чувства, он обнаруживает, что они менее страшны, и он будет в состоянии жить рядом со своими собственными переживаниями.
Постепенно клиенты узнают, что переживание — это друг, а не страшный враг. Так, помню, один клиент к концу курса психотерапии, раздумывая над каким-нибудь вопросом, обычно хватался за голову и говорил: «Что же я чувствую сейчас? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу знать, что это». Затем обычно он спокойно и терпеливо ждал, пока не сможет ясно ощутить вкус тех чувств, которые у него возникали. Я час-то понимаю, что клиент старается прислушаться к себе, услышать то, что передается его собственными физиологическими реакциями, уловить их смысл. Он уже больше не пугается своих открытий. Он начинает понимать, что его внутренние реакции и переживания, послания его чувств и внутренних органов, являются дружескими. Он уже скорее хочет быть ближе к внутренним источникам информации, чем закрыть их.
Маслоу в исследовании так называемого самоактуализующегося человека отмечает то же самое качество. Обсуждая таких людей, он говорит: «Их легкое вхождение в реальные чувства, похожее на принятие, существующее у животных или у ребенка, их непосредственность подразумевают важное осознание своих собственных импульсов, желаний, взглядов и вообще всех субъективных реакций».
Эта большая открытость происходящему внутри связана с подобной открытостью по отношению к опыту, полученному от внешнего мира. Кажется, что Маслоу говорит о моих клиентах, когда он пишет: «Люди с самоактуализацией обладают чудесной способностью снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с чувством благоговейного страха, удовольствия, удивления и даже экстаза, несмотря на то что для других людей в этих случаях чувства давно уже утратили свою свежесть».

К принятию других

Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связана с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начинает двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственный опыт, он также начинает двигаться к принятию опыта других людей. Он ценит и принимает свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Процитирую снова слова Маслоу относительно индивидов с самоактуализацией: «Мы не жалуемся на воду за то, что она мокрая, и на скалы — за то, что они твердые... Как ребенок смотрит на мир без критики широко раскрытыми и невинными глазами, просто отмечая и наблюдая, каково положение дел, не возражая и не требуя, чтобы оно было по-другому, так же и самоактуализующийся человек смотрит на природу человека в себе и других»3. Я думаю, что такое принимающее отношение ко всему, что существует, развивается в клиентах в процессе психотерапии.

К вере в свое «Я»

Следующее качество, которое я вижу в каждом клиенте, состоит в том, что он все больше ценит и доверяет процессу, которым сам является. Наблюдая за моими клиентами, я стал гораздо лучше понимать творческих людей. Эль Греко, посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть, осознал, что «хорошие художники так не пишут». Но он достаточно доверял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувствования, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное восприятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: «Хорошие художники так не пишут, но я пишу так». Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что «хорошие писатели так не пишут». Но к счастью, он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейн проявлял необычную забывчивость относительно того факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того, чтобы уйти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, думать по-своему, быть самим собой как можно глубже и искреннее. Такой феномен имел место не только у художников или гениев. Неоднократно я наблюдал, как мои клиенты, простые люди, становились более значительными и творческими в своей деятельности по мере того, как они все больше верили в процессы, происходящие внутри них, и осмеливались чувствовать свои собственные чувства, жить ценностями, которые они открыли в себе, а также выражать себя своим собственным, уникальным образом.

Главное направление

Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, чтобы быть процессом, которым он на самом деле внутренне и реально является. Он движется от того, чем он не является, от фасада. Он не старается быть чем-то большим, чем он есть на самом деле, что повлекло бы за собой чувство незащищенности или напыщенные защитные реакции. Он не старается и быть меньше того, чем он является, что вызвало бы чувство вины или самоуничижения. Все в большей мере прислушиваясь к глубоко запрятанным тайникам своего физиологического и эмоционального бытия, он обнаруживает, что все с большей правильностью и глубиной все более хочет быть тем «Я», которым он и является на самом деле. Один клиент, когда он начинает чувствовать, куда идет, с недоверием и удивлением спрашивает себя в одной из бесед: «Вы хотите сказать, что, если бы я был действительно тем, кем я хотел бы быть, это было бы хорошо?» Дальнейший его собственный опыт, а также опыт других клиентов ведет к положительному ответу. Быть тем, кто он есть на самом деле, — вот жизненный путь, который клиент, оказывается, ценит наиболее высоко, когда свободен двигаться в любом направлении. Это не означает просто интеллектуальный выбор какой-то ценности. Лучше всего это можно описать как нащупывающее, пробующее, неуверенное поведение, с помощью которого человек, исследуя, движется к тому, кем он хочет быть.

О неправильном понимании

Многим людям жизненный путь, который я пытался описать, конечно, может показаться крайне неудовлетворительным. Если это мнение связано с реальными различиями в ценностях, то я уважаю его как от-личное от моего. Однако я обнаружил, что такое отношение может явиться результатом неправильного понимания. Я хотел бы попытаться разобраться с этим недоразумением.

Подразумевает ли это статичность?

Некоторым кажется, что быть тем, кто ты есть, — значит оставаться статичным. Они считают, что это синонимично понятиям «быть постоянным», «быть неизменяющимся». Ничего не может быть дальше от истины. Быть тем, кто ты есть, — значит полностью стать процессом. Изменения больше всего ускоряются, когда кто-то хочет быть тем, кем он истинно является. Конечно, на психотерапию обычно приходит человек, отвергающий свои чувства и реакции. Часто он обнаруживает, что хотя в течение многих лет и старался измениться, однако остался все с тем же поведением, которое ему не нравится. И только когда он может в большей степени стать тем, кто он есть, быть тем, что он отрицал в себе, возникает какая-то надежда на изменения.

Подразумевает ли это быть злым?

Мое описание жизненного пути, где человек является тем, кто он есть, часто вызывает такую реакцию: это значило бы быть плохим, злым, неконтролируемым, разрушительным. Это значило бы спустить с цепи на людей какое-то чудовище. Эта точка зрения мне очень знакома, так как я встречал ее почти у каждого клиента: «Если бы я осмелился дать волю чувствам, которые заперты внутри, если бы каким-то образом я жил этими чувствами, это была бы катастрофа». Такое высказанное или невысказанное отношение наблюдается почти у каждого клиента, когда он начинает переживать свои незнакомые ему качества. Но весь ход его переживаний в психотерапии противоречит этим страхам. Он обнаруживает, что постепенно может «быть своим гневом, когда это реально отражает его чувства, и такой принятый или видимый ему гнев неразрушителен. Он обнаруживает, что он может быть своим страхом, но, зная это, он не растворяется в нем. Он находит, что он может жалеть себя, и это не «плохо». Он может быть и бывает своим сексуальным чувством, или чувством лени, или враждебности, но от этого небо не падает на землю. Причина, кажется, заключается в том, что чем более он способен разрешить своим чувствам принадлежать ему и течь свободно, тем более они занимают соответствующее место в общей гармонии его чувств. Он обнаруживает, что у него есть и другие чувства, с которыми вышеназванные смешиваются и уравновешивают их. Он чувствует себя любящим, нежным, внимательным и сотрудничающим, так же как и враждебным, похотливым иди злым. Он чувствует интерес, живость, любопытство, так же как лень или безразличие. Он так же чувствует себя боязливым, как смелым и храбрым. Его чувства, когда он живет рядом с ними и принимает их сложность, действуют скорее в созидательной гармонии, чем увлекая его на какой-нибудь дурной путь, не поддающийся контролю. Выражая свое беспокойство, люди иногда говорят, что, если бы человек был тем, что он действительно есть, он бы выпустил на волю сидящего в нем зверя. Мне это смешно, так как я думаю, мы могли бы ближе познакомиться с такими вот зверями. Льва часто называют символом хищности. Но что такое лев? До тех пор, пока он не очень извращен контактом с людьми, у него есть многие качества, о которых я говорил выше. Конечно, он убивает, когда голоден, но никогда не делает этого в диком неистовстве и никогда не переедает. Он поддерживает себя в форме лучше, чем некоторые из нас. Он беспомощен и зависим в детстве, но от этого он движется к независимости. Он не цепляется за зависимость. Он эгоистичен и эгоцентричен в младенчестве, но, будучи взрослым, он показывает разумную степень сотрудничества, он кормит, защищает и заботится о своем потомстве. Он удовлетворяет свои сексуальные желания, но это не значит, что он занят дикими, похотливыми оргиями. Его различные стремления и побуждения находятся в гармонии. В основном он созидательный и достойный представитель семейства кошачьих. То есть я считаю, что если кто-то является полностью и действительно уникальным членом человеческого рода, это не должно вызывать ужас. Наоборот, это означает полный и открытый процесс бытия одного из самых наиболее чувствительных, отзывчивых и творческих существ на этой планете. Исходя из моего опыта, существовать во всей полноте, как уникальное человеческое существо, вовсе не является процессом, который можно назвать плохим. Более подходящее название — «положительный», «конструктивный», «реалистический», «достойный доверия» процесс.

Значение для общества

Разрешите мне ненадолго обратиться к общественному значению той дороги жизни, которую я попытался описать. Я представил ее как направление, которое, кажется, имеет большое значение для индивида. Могло бы оно иметь или имеет какое-либо значение, является ли оно важным для групп или организаций? Могло ли бы это направление с пользой для себя быть выбрано профсоюзом, церковной группой, индустриальной корпорацией, университетом, нацией? Мне кажется, это возможно. Давайте для примера посмотрим на внешнюю политику нашей страны. Вообще, если послушать заявления наших лидеров и почитать правительственные документы за последние годы, можно сделать вывод, что наша дипломатия всегда основывается на высоких моральных принципах; что она всегда согласовывается с политикой, которую мы проводили ранее; что она исключает какие-либо эгоистические стремления и что она никогда не делала ошибок в своих суждениях и оценках. Я думаю, и, возможно, вы согласитесь со мной, что если бы вам довелось услышать нечто подобное, то вы бы сразу поняли, что это лишь фасад и что такие утверждения не отражают реального внутреннего процесса.
Давайте немного поразмышляем над тем, как мы как нация могли бы представить себя в нашей зарубежной дипломатии, если бы были открытыми, понимающими, принимающими — такими, какими мы, по нашим утверждениям, и являемся. Я не знаю точно, какие мы, но предполагаю, что, если бы мы постарались выразить себя такими, какие мы есть, наши переговоры с зарубежными странами содержали 6bit очевидно, следующее.
Мы как нация медленно осознаем свою огромную силу, а также мощь и ответственность, которые ее сопровождают.
Мы движемся неловко и до некоторой степени на ощупь к принятию положения ответственного мирового лидера.
Мы делаем много ошибок. Мы часто бываем непоследовательны.
Мы далеки от совершенства. Мы сильно напуганы силой коммунизма, т.е. точкой зрения коммунистов на жизнь, отличной от нашей.
У нас преобладает дух соревнования с коммунистами, и мы злимся, чувствуем себя униженными, когда русские превосходят нас в какой-либо области.
Некоторые наши интересы очень эгоистичны, например, нефть на Ближнем Востоке.
С другой стороны, у нас нет желания господствовать над другими народами.
У нас сложные и противоречивые чувства относительно свободы, независимости и самоопределения как отдельных людей, так и целых стран: мы желаем этого и горды той поддержкой, которая была оказана этим тенденциям в прошлом, однако нас часто пугает истинное значение этих тенденций.
Мы склонны ценить и уважать достоинство и имущество каждого индивида, однако, когда мы испуганы, у нас это не получается.
Предположим, что мы подобным образом представили себя в нашей внешней политике — открыто и ясно. Мы попытались бы быть именно такой нацией, которой мы действительно являемся, — во всех ее сложностях и противоречиях. Каковы бы были результаты? По моему мнению, результаты будут подобны переживаниям клиента, когда он становится ближе к своему истинному «Я». Давайте посмотрим на возможные результаты.
Мы чувствовали бы себя гораздо спокойнее, так как нам нечего было бы скрывать.
Мы смогли бы обратить больше внимания на текущие проблемы, вместо того, чтобы тратить силы на доказательство своей нравственности и последовательности.
Мы смогли бы использовать все наше творческое воображение для решения проблем, а не для самозащиты.
Мы смогли бы открыто сообщать о наших эгоистических интересах и о нашей доброжелательной заботе о других и давать возможность этим противоречивым стремлениям уравновешиваться таким образом, чтобы это было приемлемо для нас как для народа.
Мы могли бы свободно изменяться и расти в нашей позиции лидера, потому что мы не были бы связаны застывшими представлениями о том, чем мы были, что мы есть и чем нам следует быть.
Мы обнаружили бы, что нас стали гораздо меньше бояться, потому что резко уменьшились подозрения относительно того, что лежит за фасадом.
Похоже, нашей открытостью мы вызвали бы открытость и реалистичность со стороны других.
Мы бы вырабатывали решения мировых проблем скорее на основе реальных предметов спора, чем на языке фасадов, представленных договаривающимися сторонами.
Короче говоря, я имел в виду, приводя эти фантастические примеры, что нации и организации могут обнаружить, как это уже сделали отдельные люди, что быть тем, кем ты в глубине души являешься, — очень вознаграждающий опыт. Я полагаю, что эта точка зрения содержит семена философского подхода ко всей жизни, это больше, чем просто одно из направлений, замеченных в опыте клиентов.

Заключение

Я начал этот разговор с вопроса, который каждый человек задает себе, — в чем состоит цель, назначение моей жизни? Я старался рассказать вам о том, что узнал от моих клиентов, которые, находясь в психотерапевтических отношениях, будучи свободными от угроз и обладая свободой выбора, служат примером общности направления и цели.
Я указал, что они склонны открывать свое «Я» и не быть тем, что от них ожидают другие. Я заметил, что характерное для клиента движение заключается в том, чтобы разрешить себе быть свободно изменяющимся текущим процессом; тем, каков он есть. Клиент также движется к внутренней открытости тому, что происходит внутри него, учась восприимчиво слышать самого себя. Это значит, что он все в большей степени является скорее гармонией сложных ощущений и реакций, чем четким и простым застывшим целым. Это значит, что, в то время как он движется к принятию «быть-и-я» в самом себе, он все в большей мере воспринимает других, также слыша и понимая их. При появлении и выражении своих сложных внутренних процессов он им доверяет и высоко их ценит. Он является творчески реалистичным и реалистично творческим. Он обнаруживает, что быть этим внутренним процессом — значит увеличить скорость изменений и роста в себе. Он постоянно обнаруживает, что быть самим собой, т.е. обладать текучестью, не значит быть злым или неконтролируемым. Вместо этого он чувствует растущую гордость за то, что является чувствительным, открытым, реалистичным, внутренне контролируемым представителем человеческого рода, который мужественно и с воображением приспосабливается к сложностям изменяющейся ситуации. Это значит все время стараться быть в сознании и в выражении тем, что соответствует вашим общим организмическим реакциям. Это значит, используя более удовлетворительный термин Кьеркегора, «быть тем, кто ты действительно есть». Думаю, я ясно показал, что двигаться в этом направлении нелегко и что эта дорога не имеет конца. Это — продолжающийся путь жизни.
Стараясь исследовать пределы этого направления, я предположил, что это направление движения не обязательно присуще только клиентам в психотерапии или индивидам, ищущим цель жизни. Я думаю, оно имело бы такое же значение для любой группы, организации или нации и, вероятно, имело бы такие же вознаграждающие последствия.
Я совершенно ясно сознаю, что тот путь жизни, который я наметил, заключает в себе ценностный выбор, который расходится с теми целями, которые обычно выбирают или которым следуют. Однако, поскольку эту цель намечают люди, имеющие большую, чем обычно, свободу выбора, и поскольку она, вероятно, выражает общее для них направление, я предлагаю эту цель на ваше рассмотрение.

НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА 1

В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, ес­ли их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту ре­акцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.

В 1957 г. д-р Рассел Бекер - один из моих друзей, бывший мой сту­дент и коллега - пригласил меня прочитать специальную лекцию для пре­подавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном кли­мате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значи­тельное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление дол­гими аплодисментами аудитории.

По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я гово­рил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетво­ряющей нас жизни - тема, которая представлена некоторыми нашими самы­ми современными философами, но которая была великолепно выражена бо­лее 25 веков тому назад JIao-цзы, который сказал: «Делать - это быть» 2 .

1 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: ИГ «Прогресс*,
«Универс», 1994. С. 211-232.

2 Лао-цзы - автор древнекитайского трактата «Лао-цзы* (IV-Ш вв. до н. э.) -
канонического сочинения даосизма. Дао - путь, закон извечного» естественного и всеоб­
щего закона возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. При соблюдении
принципа следования дао возможно бездействие, приводящее, однако, к полной свободе,
счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую
трату сил и приводит к неудаче и гибели <...>. (Примечание редактора источника.)


Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 187

Вопросы

«Какова моя цель в жизни?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» - эти вопросы время от времени задает себе каждый чело­век, иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности или отчаянии. Это старые-престарые вопросы, которые задавались и на которые дава­лись ответы в каждом веке истории. Однако это также и вопросы, кото­рые каждый индивид должен сам перед собой поставить и сам на них ответить. Это вопросы, которые я как консультант слышу в разных вари­антах, когда люди, имеющие личные проблемы, стараются узнать, понять или выбрать направление своей собственной жизни.



НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА 1

В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, ес­ли их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту ре­акцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.

В 1957 г. д-р Рассел Бекер - один из моих друзей, бывший мой сту­дент и коллега - пригласил меня прочитать специальную лекцию для пре­подавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном кли­мате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значи­тельное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление дол­гими аплодисментами аудитории.

По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я гово­рил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетво­ряющей нас жизни - тема, которая представлена некоторыми нашими самы­ми современными философами, но которая была великолепно выражена бо­лее 25 веков тому назад JIao-цзы, который сказал: «Делать - это быть» 2 .

1 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: ИГ «Прогресс*, «Универс», 1994. С. 211-232.

2 Лао-цзы - автор древнекитайского трактата «Лао-цзы* (IV-Ш вв. до н. э.) - канонического сочинения даосизма. Дао - путь, закон извечного» естественного и всеоб­ щего закона возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. При соблюдении принципа следования дао возможно бездействие, приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели <...>. (Примечание редактора источника.)

Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 187

Вопросы

«Какова моя цель в жизни?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» - эти вопросы время от времени задает себе каждый чело­век, иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности или отчаянии. Это старые-престарые вопросы, которые задавались и на которые дава­лись ответы в каждом веке истории. Однако это также и вопросы, кото­рые каждый индивид должен сам перед собой поставить и сам на них ответить. Это вопросы, которые я как консультант слышу в разных вари­антах, когда люди, имеющие личные проблемы, стараются узнать, понять или выбрать направление своей собственной жизни.

К. Р. Роджерс «БЫТЬ ТЕМ, КТО ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ». Точка зрения тераписта на цели человека

Прочь от Фасадов

Сначала я наблюдаю, что у клиента имеется тенденция с неуверен­ностью и страхом двигаться прочь от «Я», которым он на самом делене является. Другими словами, хотя он, может быть, и не осознает, куда дви­жется, он уходит от чего-то, начиная определять, что онесть, хотя бы в виде отрицания.

Сначала это может выражаться просто в страхе предстать перед дру­гими тем, кто ты есть. Так, один 18-летний юноша говорит в своей ранней беседе: «Я знаю, я не такой бедовый, и я боюсь, что это будет обнаружено. Вот почему я делаю это… Когда-нибудь они обнаружат, что я не такой бе­довый. Я стараюсь, чтобы этот день настал как можно позже… Если вы знаете меня, как я знаю себя… (Пауза.) Я не собираюсь говорить вам, что я на самом деле думаю о том, что я за человек. Только в этом я не хочу со­трудничать, вот что… Если вы узнаете, что я о себе думаю, это не поможет вашему мнению обо мне».

Ясно, что самовыражение этого страха есть часть становления са­мим собой. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как будто этот фа­сад - он сам, он подходит ближе к тому, чтобы бытьсамим собой, а имен­но, к тому, что он испуган и прячется за маской, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие.

Прочь от «должен»

Другая тенденция такого же рода кажется очевидной, когда клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он «должен быть». Неко­торые индивиды с «помощью» родителей так глубоко впитали в себя по­нятие «Я должен быть хорошим» или «Мне следует быть хорошим», что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели. Так, одна молодая женщина, описывая свои неудовлетворительные отно­шения с отцом, сначала рассказывает, как она жаждала его любви: «Я ду­маю, что из всех чувств, связанных с моим отцом, у меня на самом деле было огромное желание иметь с ним хорошие отношения… Мне так хо­телось, чтобы он заботился обо мне, но, кажется, я не получила того, чего хотела». Она всегда чувствовала, что должна выполнять все его требова­ния и оправдывать его надежды, а это было «чересчур». «Потому что, как только я выполню одно, появляется и другое, и третье, и четвертое, и так далее - и на самом деле я никогда их не выполняю. Это - бесконеч­ные требования». Она чувствует, что похожа на свою мать, которая была покорной и угодливой, все время стараясь удовлетворить его требования. «А на самом деле яне хотела быть такой. Я считаю, ничего хорошего в этом нет, но, тем не менее, я думаю, у меня было такое представление, что именно такойнужно быть, если хочешь, чтобы тебя любили и были о те­бе высокого мнения. Но кто бы захотел любить такую невыразительную личность?» Консультант ответил: «Кто, действительно, будет любить ков­рик у входной двери, о который вытирают ноги?» Она продолжала: «По крайней мере, я не хотела бы нравиться человеку, который любил бы ков­рик у дверей».

Таким образом, хотя эти слова ничего не говорят о ее «Я», к кото­рому она, возможно, движется, усталость и презрение в ее голосе, ее утвер­ждение делают для нас ясным, что она уходит от «Я», которое должно быть хорошим, котороедолжно быть покорным.

Довольно любопытно, что многие индивиды обнаруживают, что были вынуждены считать себя плохими, и именно от этого представления о себе, по их мнению, они уходят. Это движение очень ясно видно у одного мо­лодого человека: «Я не знаю, откуда у меня появилось это представление, что стыдиться себя - это значит чувствовать себя подходящим образом. Я именнодолжен был стыдиться себя… Существовал мир, где стыдиться себя было наилучшим способом чувствовать себя… Если ты - кто-то, ко­го очень не одобряют, то, по-моему, единственный способ иметь какое-ни­будь самоуважение - это стыдиться того, чего в тебе не одобряют…

Но сейчас я твердо отказываюсь делать что-нибудь, исходя из преж­ней точки зрения… Как будто я убежден, что кто-то сказал: «Ты должен жить,стыдясь себя, - пустьбудет так!» И я долго соглашался с этим и го­ворил: «Да, это я!» А сейчас я восстаю против этого кого-то и говорю: «Мне безразлично,что вы говорите. Яне собираюсь стыдиться себя»». Очевидно, что он отходит от представления о себе как о чем-то постыдном и плохом.

Прочь от соответствия ожиданиям

Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе, на человека оказывается огромное давление, что­бы он приобрел качества «человека организации». То есть человеку следу­ет быть полноценным членом группы, подчинив свою индивидуальность групповым нуждам, следует избавиться от «острых углов», научившись ла­дить с такими же людьми без «острых углов».

В недавно законченном исследовании ценностей американских сту­дентов Джейкоб так обобщает свои данные: «Основное воздействие выс­шего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обес­печить общее принятие стандартов и качеств, присущих американским выпускникам колледжа. Воздействие опыта жизни в колледже заключа­ется в социализации индивида, в оттачивании, полировке и придании та­кой формы его ценностям, чтобы он мог спокойно пополнить ряды выпу­скников американских колледжей».

Выступая против этого прессинга, цель которого - развитие кон­формности, я нахожу, что, когда клиенты свободны быть такими, какими они хотят, они обычно подвергают сомнению и осуждают это стремление организации, колледжа или культуры «отливать» их в какую-либо фор­му. Один из моих клиентов говорит с большим пылом: «Я так долго пытался жить согласно тому, что было значимо для других людей, а для меня на самом делевообще не имело никакого смысла! Я чувствовал, что в каком-то отношении представляю собойгораздо большее». Итак, он, как и другие, старается уйти от этого - быть тем, кем их хотят ви­деть другие.

Прочь от угождения другим

Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь уго­дить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего со­стояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, огля­дываясь назад на процесс, через который он прошел: «Наконец я почувствовал, что просто должен был начать делать то, чтохотел делать, а не то, что, я думал, мнеследует делать, и не зависеть от того, что, по мне­нию других людей, ядолжен делать. Это полностью изменило всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, чтодолжен делать что-то, потому что этого от меня ожидали или потому, что это могло заставить людей любить ме­ня. К черту все это! С сегодняшнего дня я думаю, что буду только самим собой - бедным или богатым, хорошим или плохим, рациональным или иррациональным, логичным или нелогичным, известным или неизвест­ным. Поэтому благодарю вас за то, что вы помогли мне вновь открыть шекспировское: «Будь веренсамому себе»» 1 .

Итак, можно сказать, что каким-то негативным образом клиенты определяют свою цель, свое намерение, открывая в свободе и безопасно­сти понимающих отношений некоторые из тех направлений, куда они не хотят идти. Они предпочитают не прятать себя и свои чувства от самих себя или даже от некоторых значимых для них людей. Они не хотят быть теми, кем им «следует» быть, независимо от того, поставлен ли этот императив родителями или культурой, определяется ли он положи­тельно или отрицательно. Они не хотят отливать себя и свое поведение в форму, которая была бы просто приятной для других. Иными слова­ми, они не выбирают ничего, что было бы фальшиво, возложено на них, определено вне их. Они понимают, что такие намерения или цели ниче­го не стоят, даже если они следовали бы им всю свою жизнь до настоя­щего момента.

К управлению своей жизнью и поведением

Но с какими положительными качествами связан опыт этих клиен­тов? Я постараюсь описать многие направления, в которых они движутся.

Прежде всего, эти клиенты движутся к тому, чтобы быть независи­мыми. Под этим я подразумеваю, что постепенно клиент приближается к таким целям, к которым он хочет идти. Он начинает отвечать за свои по­ступки. Он решает, какие действия и линии поведения для него значимы, а какие - нет. Я думаю, что это стремление к руководству собой доста­точно показано в ранее приведенных примерах.

Я не хотел бы создать представление о том, что мои клиенты дви­гались в этом направлении уверенно и радостно. Конечно, нет. Свобода быть собой - свобода с пугающей ответственностью, и человек движется по направлению к ней осторожно, со страхом, сначала без всякой уверен­ности в себе.

И также я не хотел бы создать впечатление, что человек всегда де­лает разумный выбор. Ответственно управлять собой - значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Поэтому клиенты нахо­дят этот опыт не только отрезвляющим, но и захватывающим. Как гово­рил один клиент: «Я чувствую себя испуганным, уязвимым, отрезанным от всякой помощи, но я также чувствую, как во мне поднимается какая-то мощь, сила». Это обычная реакция, возникающая, когда клиент берет в свои руки управление своей жизнью и поведением.

Движение к процессу

Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти под­ходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, изменчи­востью. Их не беспокоит, если они обнаруживают, что изменяются каж­дый день, что у них разные чувства по отношению к какому-либо опыту или человеку; они в большей степени довольны своим пребыванием в этом текущем потоке. Кажется, исчезает стремление к завершениям и конечным состояниям.

Один клиент говорит: «Конечно, все изменяется, парень, если я да­же больше не могу предсказать свое поведение здесь. Раньше я мог это делать. А сейчас не знаю, что скажу в следующем предложении. Ну и это ощущение, парень… Я просто удивляюсь, что даже сказал это… Каждый раз я вижу что-то новое. Это - приключение, вот что это - это поход в незнаемое… Сейчас мне это начинает нравиться, меня это радует, даже то, старое, плохое». Он начинает ценить себя как текущий процесс - снача­ла во время психотерапии, но позже он обнаружит, что это происходит также и в его жизни. Я не могу не вспомнить, как Кьеркегор описывает индивида, который действительно существует: «Существующий человек постоянно находится в процессе становления… и его мышление действу­ет на языке процесса… У [него]… это как у писателя с его стилем, так как стиль есть только у того, у кого нет ничего застывшего, но кто «дви­жет водами языка» каждый раз, когда начинает писать; так что самое обычное выражение обладает для него свежестью только что родившего­ся» 1 . Я думаю, что эти строки прекрасно уловили направление, в котором движутся клиенты, - скорее быть процессом зарождающихся возможно­стей, чем превратиться в какую-то застывшую цель.

К сложности бытия

Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь помо­жет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с очень трудным клиентом с расстроенной психикой. Меня заинтересовало то, что он только в очень малой степени хотел обсуждать клиента. Больше всего он хотел быть уверенным в том, что ясно осознает всю сложность собственных чувств в отношениях с клиентом - его теплые чувства к не­му, периодическую фрустрацию и раздраженность, его благожелательное отношение к благосостоянию клиента, некоторый страх, что клиент может стать психопатичным, его беспокойство о том, что подумают другие, если дело обернется не лучшим образом. Я понял, что в общем его отношение было таково, что если он мог бы совершенно открыто и ясно являть со­бой все свои сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства в отношениях с клиентом, то все было бы хорошо.

Если, однако, он только частично являл эти чувства, а частично был фасадом или защитной реакцией, то он был уверен, что хороших отноше­ний с клиентом не будет. Я нахожу, что это желание быть полностью всем в данный момент - всем богатством и сложностью, ничего не прятать от себя и не страшиться в себе, - это обычное желание тех терапистов, у кого, как мне кажется, большое продвижение в психотерапии. Нет нужды гово­рить, что это трудная и недостижимая цель. Однако одно из наиболее ясных стремлений, наблюдаемых у клиентов, - это движение к тому, чтобы стать всей сложностью своего изменяющегося «Я» в каждый значимый момент.

К открытости опыту

«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качества­ми. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близкому отношению к своему собственному опыту. Это бывает нелегко. Часто, как только кли­ент почувствует что-то новое в себе, он вначале это отвергает. Только в том случае, если он переживает эту отвергнутую ранее сторону себя в атмосфе­ре принятия, он может предварительно принять ее как часть себя. Как го­ворил один клиент, будучи в шоке после переживания себя как «зависимо­го маленького мальчика»: «Это чувство, которое я никогда раньше ясно не ощущал, - я никогда не был таким!» Он не может вынести этот опыт сво­их детских чувств. Но постепенно он начинает принимать и включать их как часть своего «Я», то есть начинает жить рядом с чувствами и в них, ко­гда он их испытывает.

Другой молодой человек, с очень трудным случаем заикания, к кон­цу курса психотерапии позволяет себе открыть некоторые свои глубоко спрятанные чувства. Он говорит: «Парень, это была ужасная борьба. Я никогда этого не понимал. Думаю, было слишком больно дойти до этого. Я хочу сказать, я только начинаю это чувствовать. О, ужасная боль… Былоужасно разговаривать. Я хочу сказать, я и хотел говорить, и не хотел… Я чувствую… я думаю… знаю… это просто обычное напряже­ние… ужасное напряжение… стресс - вот это слово! Я только теперь, по­сле стольких лет его действия, начинаю егочувствовать… это ужасно. Сейчас я едва могу вздохнуть, меня все душит внутри, там все сжато… Я просто чувствую себя раздавленным.(Начинает плакать.) Я никогда этого не осознавал, я никогда не знал этого» 1 . Сейчас, когда он может по­зволить себе испытывать свои чувства, он обнаруживает, что они менее страшны, и он будет в состоянии жить рядом со своими собственными пе­реживаниями.

Постепенно клиенты узнают, что переживание - это друг, а не страшный враг. Так, помню, один клиент к концу курса психотерапии, раздумывая над каким-нибудь вопросом, обычно хватался за голову и го­ворил: «Что же я чувствую сейчас? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу знать, что это». Затем обычно он спокойно и терпеливо ждал, пока не сможет ясно ощутить вкус тех чувств, которые у него возникали. Я час­то понимаю, что клиент старается прислушаться к себе, услышать то, что передается его собственными физиологическими реакциями, уловить их смысл. Он уже больше не пугается своих открытий. Он начинает пони­мать, что его внутренние реакции и переживания, послания его чувств и внутренних органов, являются дружескими. Он уже скорее хочет быть ближе к внутренним источникам информации, чем закрыть их.

Маслоу в исследовании так называемого самоактуализующегося чело­века отмечает то же самое качество. Обсуждая таких людей, он говорит: «Их легкое вхождение в реальные чувства, похожее на принятие, сущест­вующее у животных или у ребенка, их непостредственность подразумевают важное осознание своих собственных импульсов, желаний, взглядов и вооб­ще всех субъективных реакций».

Эта большая открытость происходящему внутри связана с подобной открытостью по отношению к опыту, полученному от внешнего мира. Ка­жется, что Маслоу говорит о моих клиентах, когда он пишет: «Люди с са­моактуализацией обладают чудесной способностью снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с чувством благо­говейного страха, удовольствия, удивления и даже экстаза, несмотря на то что для других людей в этих случаях чувства давно уже утратили свою свежесть».

К принятию других

Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связа­на с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начина­ет двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственный опыт, он также начинает двигаться к принятию опыта других людей. Он це­нит и принимает свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Процити­рую снова слова Маслоу относительно индивидов с самоактуализацией: «Мы не жалуемся на воду за то, что она мокрая, и на скалы - за то, что они твердые… Как ребенок смотрит на мир без критики широко раскрытыми и невинными глазами, просто отмечая и наблюдая, каково положение дел, не возражая и не требуя, чтобы оно было по-другому, так же и самоактуали-зующийся человек смотрит на природу человека в себе и других» 3 . Я думаю, что такое принимающее отношение ко всему, что существует, развивается в клиентах в процессе психотерапии.

К вере в свое «Я»

Следующее качество, которое я вижу в каждом клиенте, состоит в том, что он все больше ценит и доверяет процессу, которым сам является. На­блюдая за моими клиентами, я стал гораздо лучше понимать творческих людей. Эль Греко 4 , посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть, осознал, что «хорошие художники так не пишут». Но он достаточно дове­рял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувство­вания, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное вос­приятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: «Хорошие художники так не пишут, ноя пишу так». Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что «хорошие писатели так не пишут». Но к счастью, он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейнпроявлял необычную забывчивость относительно то­го факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того, чтобы уй­ти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, умать по-своему, быть самим собой как мож­но глубже и искреннее. Такой феномен имел место не только у художни­ков или гениев. Неоднократно я наблюдал, как мои клиенты, простые лю­ди, становились более значительными и творческими в своей деятельности по мере того, как они все больше верили в процессы, происходящие внутри них, и осмеливались чувствовать свои собственные чувства, жить ценностя­ми, которые они открыли в себе, а также выражать себя своим собственным, уникальным образом.

Главное направление

Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, чтобы быть процессом, которым он на самом деле внутренне и реальноявляется. Он движется от того, чем он не является, от фасада. Он не старается быть чем-то большим, чем он есть на самом деле, что повлекло бы за собой чув­ство незащищенности или напыщенные защитные реакции. Он не стара­ется и быть меньше того, чем он является, что вызвало бы чувство вины или самоуничижения. Все в большей мере прислушиваясь к глубоко за­прятанным тайникам своего физиологического и эмоционального бытия, он обнаруживает, что все с большей правильностью и глубиной все более хочет быть тем «Я», которым он и является на самом деле. Один клиент, когда он начинает чувствовать, куда идет, с недоверием и удивлением спрашивает себя в одной из бесед: «Вы хотите сказать, что, если бы я был действительно тем, кем я хотел бы быть, это было бы хорошо?» Дальней­ший его собственный опыт, а также опыт других клиентов ведет к по­ложительному ответу. Быть тем, кто он есть на самом деле, - вот жиз­ненный путь, который клиент, оказывается, ценит наиболее высоко, когда свободен двигаться в любом направлении. Это не означает просто интел­лектуальный выбор какой-то ценности. Лучше всего это можно описать как нащупывающее, пробующее, неуверенное поведение, с помощью кото­рого человек, исследуя, движется к тому, кем он хочет быть.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Писатель, публицист, психолог и педагог Дейл Карнеги мыслил и жил по принципу «в мире нет плохих людей». А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим. В общем-то, об этом он и писал в своих книгах и рассказывал на своих лекциях.

Относиться к Карнеги можно по-разному, так же как можно читать или не читать, действовать или бездействовать - выбор у каждого свой. сайт собрал 25 цитат Дейла Карнеги, за которые психологу точно можно сказать спасибо.

  1. Каждый человек хотя бы пять минут в день бывает дураком. Настоящая мудрость состоит в том, чтобы не превышать этот временной лимит.
  2. Хочешь собирать мед - не разоряй улья.
  3. Груз будущего, прибавленный к грузу прошлого, который вы взваливаете на себя в настоящем, заставляет спотыкаться на пути даже самых сильных.
  4. Улыбка ничего не стоит, но дорого ценится...
  5. Если судьба преподносит тебе лимон, сделай из него лимонад.
  6. Когда человек начинает войну с самим собой, он уже чего-то да стоит.
  7. Безусловно, ваш муж имеет свои недостатки! Если бы он был святым, он бы никогда не женился на вас.
  8. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.
  9. Выражение, которое вы носите на лице, куда важнее одежд, которые вы надеваете на себя.
  10. Если захочется переделывать людей - начни с себя. Это и полезнее, и безопаснее.
  11. Представь самые худшие последствия, которые может повлечь твой поступок, заранее смирись с ними и действуй!
  12. Помните, что имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  13. Тайна наших несчастий в том, что у нас слишком много досуга для того, чтобы размышлять о том, счастливы мы или нет.
  14. Для мудрого человека каждый день начинается новая жизнь.
  15. Многие зовут врача, когда им нужна только аудитория.
  16. Всегда помните, что дети любят слушать разговоры взрослых, - и будьте начеку.
  17. Люди не интересуются ни мной, ни вами. Утром, в полдень и после обеда они заняты только собой.
  18. Нет завтра. День спасения человека - сегодня.
  19. Не бойтесь врагов, которые нападают на вас, бойтесь друзей, которые вам льстят.
  20. Перед вами человеческая натура в действии: виновный обвинит кого угодно, но только не себя.
  21. Страх не существует нигде больше, кроме как в вашем уме.
  22. Умейте встать на позицию другого человека и понять, что нужно ему, а не вам. С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир.
  23. Сильное желание чему-то научиться - это уже 50% успеха.
  24. Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее.
  25. В этом мире есть только один способ заслужить любовь - перестать требовать ее и начать дарить любовь , не надеясь на благодарность.