Закон и право

Исправительно трудовые лагеря. Система исправительно-трудовых лагерей в ссср

о благотворительном пожертвовании

(публичная оферта)

Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», в лице Исполнительного директора Жемковой Елены Борисовны, действующей на основании Устава, именуемая в дальнейшем «Благополучатель», настоящим предлагает физическим лицам или их представителям, именуемым в дальнейшем «Благотворитель», совместно именуемые «Стороны», заключить Договор о благотворительном пожертвовании на нижеследующих условиях:

1.Общие положения о публичной оферте

1.1. Данное предложение является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского Кодекса РФ.

1.2. Акцептом настоящей оферты является осуществление Благотворителем перечисления денежных средств на расчётный счёт Благополучателя в качестве благотворительного пожертвования на уставную деятельность Благополучателя. Акцепт данного предложения Благотворителем означает, что последний ознакомился и согласен со всеми условиями настоящего Договора о благотворительном пожертвовании с Благополучателем.

1.3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днём её публикации на официальном сайте Благополучателя www..

1.4. Текст настоящей оферты может быть изменен Благополучателем без предварительного уведомления и действует со дня, следующего за днём его размещения на Сайте.

1.5. Оферта действует до дня, следующего за днем размещения на Сайте извещения об отмене Оферты. Благополучатель вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.

1.6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечёт недействительности всех остальных условий Оферты.

1.7. Принимая условия данного соглашения, Благотворитель подтверждает добровольный и безвозмездный характер пожертвования.

2.Предмет договора

2.1. По настоящему договору Благотворитель в качестве благотворительного пожертвования перечисляет собственные денежные средства на расчётный счёт Благополучателя, а Благополучатель принимает пожертвование и использует на уставные цели.

2.2. Выполнение Благотворителем действий по настоящему договору является пожертвование в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса РФ.

3.Деятельность Благополучателя

3.1. Целью деятельности Благополучателя в соответствии с Уставом является::

Содействие в построении развитого гражданского общества и демократического правового государства, исключающего возможность возврата к тоталитаризму;

Формирование общественного сознания на основе ценностей демократии и права, преодоление тоталитарных стереотипов и утверждение прав личности в политической практике и общественной жизни;

Восстановление исторической правды и увековечение памяти жертв политических репрессий тоталитарных режимов;

Выявление, обнародование и критическое осмысление информации о нарушениях прав человека тоталитарными режимами в прошлом и прямых и косвенных последствиях этих нарушений в настоящем;

Содействие полной и гласной моральной и юридической реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям, принятию государственных и других мер по возмещению нанесенного им ущерба и предоставлению им необходимых социальных благ.

3.2. Благополучатель в своей деятельности не имеет целью извлечение прибыли и направляет все ресурсы на достижение уставных целей. Бухгалтерская отчетность Благополучателя ежегодно проходит аудиторскую проверку. Благополучатель публикует информацию о своей работе, целях и задачах, мероприятиях и результатах на сайте www..

4. Заключение договора

4.1. Акцептовать Оферту и тем самым заключить с Благополучателем Договор вправе только физическое лицо.

4.2. Датой акцепта Оферты и соответственно датой заключения Договора является дата зачисления денежных средств на банковский счёт Благополучателя. Местом заключения Договора считается город Москва Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор считается заключенным в письменной форме.

4.3. Условия Договора определяются Офертой в редакции (с учётом изменений и дополнений), действующей (действующих) на день оформления платёжного распоряжения или день внесения им наличных денег в кассу Благополучателя.

5. Внесение пожертвования

5.1. Благотворитель самостоятельно определяет размер суммы благотворительного пожертвования и перечисляет его Благополучателю любым платёжным методом, указанным на сайте www..

5.2. При перечислении пожертвования путём оформления списания с банковского счёта в назначении платежа следует указать «Пожертвование на уставную деятельность».

6. Права и обязанности сторон

6.1. Благополучатель обязуется использовать полученные от Благотворителя по настоящему договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством РФ и в рамках уставной деятельности.

6.2. Благотворитель даёт разрешение на обработку и хранение персональных данных, используемых Благополучателем исключительно для исполнения указанного договора.

6.3. Благополучатель обязуется не раскрывать третьим лицам личную и контактную информацию Благотворителя без его письменного согласия, за исключением случаев требования данной информации государственными органами, имеющими полномочия требовать такую информацию.

6.4. Полученное от Благотворителя пожертвование, по причине закрытия потребности частично или полностью не израсходованное согласно назначению пожертвования, указанному Благотворителем в платежном поручении, не возвращается Благотворителю, а перераспределяется Благополучателем самостоятельно на другие актуальные программы.

6.5. Благополучатель имеет право извещать Благотворителя о текущих программах с помощью электронных, почтовых и СМС-рассылок, а также с помощью телефонных обзвонов.

6.6. По запросу Благотворителя (в виде электронного или обычного письма) Благополучатель обязан предоставить Благотворителю информацию о сделанных Благотворителем пожертвованиях.

6.7. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.

7.Прочие условия

7.1. В случае возникновения споров и разногласий между Сторонами по настоящему договору, они будут по возможности разрешаться путем переговоров. В случае невозможности разрешения спора путем переговоров, споры и разногласия могут решаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.

8.Реквизиты сторон

БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЬ:

Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»
ИНН: 7707085308
КПП: 770701001
ОГРН: 1027700433771
Адрес:127051, Москва, Малый Каретный переулок, д.12,
Электронный адрес: nipc@сайт
Банковские реквизиты:
Международный Мемориал
Расчетный счет: 40703810738040100872
Банк: ПАО СБЕРБАНК г.МОСКВА
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225

в СССР в 1929-56 одно из мест отбывания наказания в виде лишения свободы. Система ИТЛ под несколько иным названием существовала в 1918-19, включала особые лагеря принудительных работ, куда направлялись лица, представлявшие опасность для советского строя. Эта чрезвычайная система мест лишения свободы существовала параллельно с системой общих мест заключения Наркомюста и не регулировалась исправительно-трудовыми кодексами. Положением об ИТЛ (1930) особые лагеря и лагеря принудительных работ были преобразованы в единую систему ИТЛ ОГПУ; одновременно был расширен контингент лиц, подлежащих направлению в них для отбывания наказания. В ИТЛ существовала система принудительного труда: заключенные в массовом порядке использовались на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектов на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. Были созданы управления, объединявшие множество ИТЛ: Карагандинский ИТЛ (Карлаг), Дальстрой НКВД-МВД СССР, Соловецкий ИТЛ (УСЛОН), Беломорско-Балтийский ИТЛ и комбинат НКВД, Воркутинский ИТЛ, Норильский ИТЛ и др. В 1934 ИТЛ были переданы в ведение вновь образованного НКВД (затем МВД). Они стали неотъемлемой частью системы массовых репрессий в период сталинизма; прямые ведомственные предписания НКВД-МВД вели к произволу лагерной администрации, игнорированию прав осужденных, издевательствам, жестокости. В 1956 ИТЛ были ликвидированы.

Исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) - крупное учреждение в системе мест лишения свободы СССР, существовавших в 1920 - 1950-е годы под руководством Главного управления лагерей и мест заключения НКВД-МВД СССР.

Термин «исправительно-трудовой лагерь» следует понимать не как отдельную зону, в которой отбывали наказание заключённые, а, прежде всего, как большое лагерное управление, совокупность большого числа лагерных зон, объединённых для решения специальных производственных задач.

На Карте ГУЛАГа под пиктограммой ИТЛ отмечены места расположения штабов лагерных управлений , которые возглавляли и координировали деятельность своих подразделений: отдельных лагерных пунктов , командировок, больниц и т.д.

ИТЛ представлял собой сложную многофункциональную организацию. В его основные задачи входили: «обеспечение госбезопасности», то есть изоляция заключённых и недопущение их побегов, «перевоспитание и исправление посредством общественно-полезного труда» и решение определённых производственных задач.

За реализацию каждой функции отвечал специальный отдел или часть: вооруженная охрана (ВОХР) - за безопасность; культурно-воспитательная часть (КВЧ) - за перевоспитание; производственно-эксплуатационная часть - за производственную деятельность. Все эти службы подчинялись начальнику лагеря .

«Временная инструкция о режиме содержания заключённых» 1939 года указывала на то, что лагерные пункты и командировки должны были организовываться вблизи объектов будущих работ, а заключённые обязаны работать по назначению администрации лагеря. Главной целью пенитенциарной практики в СССР определялось «эффективное использование труда заключённых».

Исправительно-трудовой лагерь организационно подчинялся не местному, региональному управлению исправительно-трудовых лагерей и колоний (в Прикамье это было УИТЛК по Молотовской области), а напрямую Главному управлению лагерей и мест заключения НКВД-МВД СССР в Москве. В каждом ИТЛ находился стационарный административно-хозяйственный центр, располагавшийся в крупном посёлке или чаще городе, с обязательно развитыми коммуникациями - дорогами, телефонной связью. Центр должен был координировать и организовывать деятельность своих отдельных лагерных пунктов (ОЛП) , а также небольших лагерных командировок, организуемых на производственно значимых местах. Именно эти центры, штабы лагерных управлений, которым подчинялись многочисленные лагерные зоны, отмечены на нашей Карте ГУЛАГа.

Исправительно-трудовой лагерь имел, как правило, сложную структуру. Он делился на лагерные отделения (ЛО), которым в свою очередь подчинялись отдельные лагерные пункты (ОЛП), то есть непосредственные лагеря, зоны. Лагерные пункты в свою очередь могли содержать лагерные участки. Из ОЛПов или лагерных участков выделялись
бригады и командировки. При прокладке новых железнодорожных линий ОЛПы или лагерные участки часто носили название «колонны» или «трассы».

Следует учесть, что все эти лагерные подразделения изначально носили временный характер, они действовали только пока имели производственную необходимость. Это могло быть два-три месяца, а могло быть и несколько лет. Поэтому их количество, сама структура ИТЛ постоянно менялись: как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

В ИТЛ в 1930 - 1950-е годы устанавливались три категории режима содержания заключённых: строгий, усиленный и общий.

  • на строгом режиме содержались особо опасные преступники, осуждённые за бандитизм, вооружённый разбой, умышленные убийства, побеги из мест заключения и неисправимые уголовники-рецидивисты. Они находились под усиленной охраной и надзором, не могли быть расконвоированы, использовались преимущественно на тяжёлых физических работах, к ним применялись наиболее строгие меры наказания за отказ от работы и за нарушения лагерного режима. Осуждённые по политическим мотивам (по печально известной 58 статье УК РСФСР) также относились к особо опасным преступникам;
  • на усиленном режиме содержались осуждённые за грабежи и другие опасные преступления, воры-рецидивисты. Эти заключённые тоже не подлежали расконвоированию и использовались главным образом на общих работах;
  • остальные заключённые в ИТЛ, а также все находившиеся в исправительно-трудовых колониях (ИТК) содержались на общем режиме. Разрешалось их расконвоирование, использование на низовой административно-хозяйственной работе в аппарате лагерных подразделений и ИТК, а также привлечение к постовой и конвойной службе по охране заключённых.

В лагерях ГУЛАГа НКВД-МВД, расположенных на территории Молотовской области , было сосредоточенно большое количество заключённых, осуждённых за различные преступления. К ним в частности относились: «политические» (осужденные по 58 статье УК РСФСР), уголовники, «бытовики» (лица, осуждённые за бытовые преступления), «указники» (лица, осуждённые по Указам Президиума Верховного Совета СССР - за прогулы без уважительных причин, за неоднократные опоздания на работу свыше 20 минут, за самовольный уход с предприятия оборонного значения и другое), военнопленные, «мобилизованные» (те, кто принуждался к исполнению трудовой повинности в составе рабочих колон и батальонов Трудовой армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).

В «лесных» лагерях и колониях большинство заключённых составляли уголовники, в то время как в «промышленных» - «политические». Это объяснялось тем, что на лесоповале особой квалификации не требовалось; прежде всего, нужна была физическая сила. В то время как в «промышленных» лагерях и колониях требовались специалисты, а среди «врагов народа» таковых было немало.

В годы Великой Отечественной войны в Прикамье, как и в других регионах СССР, появилась ещё одна, особая группа лагерей - проверочно-фильтрационные (ПФЛ). Туда направлялись бойцы Красной Армии, побывавшие во вражеском плену (в том числе и служившие в гитлеровских военизированных формированиях), а также оказавшиеся на оккупированной территории лица призывного возраста. Многие из тех, кто успешно прошёл фильтрацию (то есть были признаны незамеченными в преступлениях и связях с зарубежными разведками), оставались надолго в ПФЛ по чисто политическим и экономическим мотивам .

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 25 октября 1956 года признало «нецелесообразным дальнейшее существование ИТЛ МВД СССР как не обеспечивающих выполнения важнейшей государственной задачи - перевоспитания заключённых в труде». Согласно этому постановлению, все исправительно-трудовые лагеря были переданы в подчинение МВД союзных республик (по территориальной принадлежности) и впоследствии реорганизованы в исправительно-трудовые колонии (ИТК).

С этого момента ГУЛАГ, как подразделение МВД СССР и система исправительно-трудовых лагерей, прекратил своё существование.

Использованные источники и литература:

  1. ГАРФ, Ф.р-5446. Оп.55. Д.2061. Л.3-8. Положение об исправительно-трудовых лагерях 1930 года. /ГУЛАГ, 1918-1960. Документы. М., 2002. С. 66.
  2. ГАРФ, Ф.р-5446. Оп.55. Д.2061. Л.3-8. Временная инструкция о режиме содержания заключенных в ИТЛ НКВД СССР 1939 года.
  3. Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929-1953г.). Ек-Пермь., 2003. С.207.
  4. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №1443-719с от 25 октября 1956 г.

Список исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГА НКВД-МВД СССР, действовавших на территории Пермского края (бывшей Молотовской области) в 1920 - 1950-е годы

В списке перечислены лишь лагерные управления центрального подчинения, без упоминания исправительно-трудовых лагерей и колоний, подчинявшихся по территориальному признаку (в нашем случае - это УИТЛК по Молотовской области).

Список структурирован в хронологическом порядке - от даты приказа о создании ИТЛ. Использованы как основные названия лагерных управлений, так и иные, которые также упоминались в официальных документах.

При создании Карты использованы материалы, опубликованные в справочнике «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР » .

Название лагерного управления

Время существования

В то время, как пропагандистская компания нацистской системы лагерей получила широкую огласку, исправительные лагеря Советского Союза удостоились лишь краткого упоминания в международной прессе.

Следующее краткая информация - это попытка осветить некоторые из фактов.

Российская революция, тайным вдохновителем которой было трио: Маркс, Ленин и Троцкий, и финансируемая международными банкирами, особенно Кун Лоэб, была с самого начала еврейской. Их намерения, в которых они преуспели, состояли в том, чтобы разрушить основу существовавшего в России общества путем уничтожением и крестьянства, и аристократии. В этом деле ГУЛАГ, исправительно-трудовые лагеря, сыграли решающую роль.

Многие из прихвостней Сталина, как, например, Лазарь Моисеевич Каганович, были еврейскими интернационалистами, как и большинство женщин вокруг него. В 1937 г. евреи в партии насчитывали только 5,7 процентов, при этом они составляли большинство в правительстве, где многие из них использовали русские псевдонимы.

5-го сентября 1918 г. Дзержинскому было дано указание проводить ленинскую политику красного террора. К концу 1919 г. в России был 21 зарегистрированный лагерь, а в конце 1920 г. - 107.

В начале 1920-х годов Советский Союз создал две отдельных тюремных системы. Обычная тюремная система, которая имела дело с преступниками и "специальная" тюремная система, которая имело дело со "специальными" заключенными: то есть священниками, бывшими царскими чиновниками, буржуазными спекулянтами, и т.д., и которая попадала под контроль ЧЕКа, позже известного как ГПУ, ОГПУ, НКВД и, наконец, КГБ. В конечном счете, эти две системы объединились бы и работали бы по принципам последней.

В последние десятилетия царского режима, когда в России происходила запоздалая индустриализация, никто не делал попыток исследовать и заселять дальние северные районы страны, хотя они, как уже было известно, были богаты полезными ископаемыми. Климат был слишком суров, потенциальные человеческие страдания слишком велики, а российские технологии слишком примитивны. Советский режим был, однако, менее обеспокоен такими вещами.

Соловецкие острова - архипелаг в Белом море. Комплекс монастыря служил тюрьмой и прежде. Соловецкие монахи содержали в тюрьме политических противников царя.

В 1945 г. в лекции об истории лагерей главный администратор системы утверждал, что система лагерей возникла на Соловках в 1920 г., и не только система лагерей, но также и вся советская система принудительного труда берет начало там в 1926 г.

Соловецкий лагерь объединил другие советские тюрьмы на острове. Условия жестокости и комфорта были, вероятно, более экстремальные, чем в других местах из-за особого характера заключенных и охранников. Такие лагеря были явно нерентабельны с самого начала.

К 10-му ноябрю 1925 г. потребность лучше использовать заключенных была очевидна, но только с появлением Настали Ароновича Френкеля произошли изменение в концепции. Он был евреем, который загадочно поднялся от должности тюремного охранника до одного из самых влиятельных Соловецких комиссаров с благословления и при поддержке Ягоды - еврея, народного комиссар внутренних дел, то есть главы НКВД.

У Соложеницина в "Архипелаге Гулаг" именно Френкель лично придумал план, где количество пищи, даваемой заключенным, зависело от объема выполненной работы, и он попытался руководить лагерем как функционирующим предприятием. Эта убийственная трудовая система уничтожила бы более слабых заключенных в течение недель и вызвала бы неисчислимое количество смертей.

Заключенные перевозились по железной дороге на восток и север в условиях столь ужасающих, что трудно представить. Их набивали в вагоны с без элементарных удобств с минимальным количеством еды и воды..

В 1929 советский режим также ускорил процесс коллективизации сельского хозяйства. Обширный переворот, который был более глубоким, чем сама российская революция. В невероятно короткий срок сельские комиссары вынудили миллионы крестьян бросить их маленькие земельные участки и присоединяться к колхозам, сгоняя их с земли, которую их семьи возделывали в течение многих столетий.

Преобразование надолго ослабило советское сельское хозяйство и вызвало ужасный голод на Украине и в южной России в 1932 и 1934 гг. Голод, который уничтожил от шести до семи миллионов человек. Коллективизация навсегда разрушила связь сельской России с прошлым.

Было ли это, просто, предвестником "глобализации"? Эхом общей идеи разрушения связи людей с землей, уничтожения крестьян и аристократов?

К середине 1930-х в системе ГУЛАГа было 3000000 заключенных, рассредоточенных среди примерно дюжины лагерных комплексов и нескольких меньших по размеру мест заключения.

Их существование не было полностью секретным, но никто, однако, не говорил об этом открыто. Начиная с 1929 г. ОГПУ принадлежит часть заслуг в развитии Советского Союза, они планировали и оснащали геологические экспедиции, которые занимались разведкой угля, нефти, золота, никеля и других металлов, которые находились под слоем вечной мерзлоты в тундре советского арктического и субарктического дальнего севера.

Заключенных посылали в районы, где не было ничего, никакого жилья, никакой подготовки, ни соответствующих инструментов, скудное снабжение и леденящие температуры.

Хрущев говорил о 17 миллионах умерших в исправительно-трудовых лагерях в период с 1937 по 1953 гг.

В соответствии с другим источником число сосланных в лагеря в СССР составляло 28,78 миллионов. Сколько из них умерло? Невозможно точно сказать, поскольку никакие достаточно надежные статистические данные о смертности не публиковались.

А сейчас? В чьих руках находятся плоды, стоившие смерти и страданий миллионов? Взгляд на имена современных российских олигархов дает ответ. Березовский, Ходорковский, Абрамович, Гусинский, Фридман - все евреи.

Упоминание или озабоченность тяжелым положением палестинских жертв Израиля - это другое упущение международного печати.

Идея заговора, попытка захватить всемирную власть, без сомнения, выглядит, как какой-то научно-фантастический рассказ. Перед тем, как отмести эту идею, нужно задать следующие вопросы:

Почему стремление контролировать средства информации?
Почему финансовый контроль?
Почему экономический контроль?
Почему свидетельства причастности евреев к революциям?

В независимости от ответа, факт остается фактом, что, в данное время, контроль над миром и всем в нем незаметно захватывается людьми, мотивы которых подозрительны.

Антисемитский взгляд? Нет, просто стремление найти ту трудноуловимую субстанцию - правду. Не вызывает сомнения, что есть много евреев, которые не осознают стремления им подобных. В любом случае, термин "антисемитский" - неправильно употребляется, поскольку он относится ко многим семитским народам, которые не евреи, и кто сами являются жертвами той же самой политики, при этом нужно добавить, что утверждение, что все евреи - семиты, неверное. Многие из них - потомки хазарских ашкенази из северо-восточной России, что подвергает еще большему сомнению правомочность существование Израиля.

Постановление СНК СССР «Об утверждении положения об исправительно-трудовых лагерях»

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЯХ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Исправительно-трудовые лагеря имеют задачей охрану общества от особо социально-опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно-полезным трудом, и приспособления этих правонарушителей к условиям трудового общежития.

2. В исправительно-трудовые лагеря могут направляться исключительно лица, приговоренные судом к лишению свободы на срок не ниже трех лет, либо лица, осужденные особым постановлением Объединенного Государственного Политического Управления.

3. Лагеря находятся в ведении Объединенного Государственного Политического Управления, которое осуществляет общее руководство их деятельностью.

РАЗДЕЛ II

А. Управление лагерями, их структура и предметы их ведения

4. Во главе исправительно-трудового лагеря стоит начальник лагеря.

К ведению начальника лагеря относится:

а) общее направление, руководство и надзор за деятельностью лагеря;

б) проведение всех мероприятий по изоляции лиц, направляемых в лагерь, с соблюдением режима, предусмотренного настоящим положением;

в) целесообразное использование лагерями предоставленного им имущества и льгот, а также наиболее рациональное применение рабочей силы заключенных в хозяйственных предприятиях, обслуживаемых средствами лагерей на началах самоокупаемости;

г) издание на основе настоящего положения инструкций о порядке работы отдельных частей лагеря и приказов внутреннего распорядка;

д) наложение на сотрудников лагеря дисциплинарных взысканий в пределах, установленных для начальников областных отделов Объединенного Государственного Политического Управления;

е) руководство и направление деятельности производственных других хозяйственных предприятий исправительно-трудового лагеря;

ж) распоряжение имуществом и финансами лагеря его предприятий в пределах утвержденных Объединенным Государственным Политическим Управлением производственно-финансовых планов; своевременное составление и точное выполнение производственно-финансовых планов;

з) заключение всякого рода договоров и сделок, выдача доверенностей на ведение дел в пределах прав, предоставленных ему Объединенным Государственным Политическим Управлением;

и) проведение ряда мероприятий, направленных к повышению культурного уровня и квалификации заключенных и приспособлению их к условиям трудового общежития, путем приучения к общественно-полезному труду.

Б. Организационное строение лагерей

5. В каждом должны быть организованы, помимо административной и производственно-эксплуатационной частей:

а) аттестационная комиссия,

б) культурно-воспитательная часть и

в) санитарная часть.

6. На аттестационную комиссию возлагается:

а) разработка аттестационных материалов о заключенных и представление на основе этих материалов начальнику лагеря о досрочном освобождении из лагеря и о переводе заключенных из одного режима в другой;

б) регистрация заключенных в лагере, разработка материалов в отношении возможности использования их труда;

в) учет рабочей силы заключенных с индивидуальным подходом к каждому заключенному, путем выяснения его здоровья, склонности к труду, квалификации и добросовестности в работе;

г) проработка и проведение в жизнь по надлежащем утверждении премирования труда заключенных.

7. На культурно-воспитательную часть возлагается:

а) организация и руководство работой школ ликвидации неграмотности, школ для малограмотных и курсов повышенного типа;

б) программно-методическое и политическое руководство школами фабрично-заводского ученичества и техническими курсами;

в) определение репертуара, наблюдение, инструктирование и контроль над театральной работой в лагерях;

г) руководство постановкой библиотечного дела в лагере, наблюдение за продвижением книги в среду заключенных и своевременным надлежащим пополнением библиотеки;

д) руководство работой клубов, красных уголков, музеев и т. п. ;

е) издательская деятельность лагеря;

ж) руководство работой по физкультуре;

з) криминологическое обследование заключенных.

8. На санитарную часть возлагается:

а) профилактическая деятельность по борьбе с заболеваниями в лагере и организация врачебно-санитарного дела;

б) организация, заведывание и руководство всеми лечебными заведениями лагеря;

в) проведение санитарно-просветительной работы в лагере;

г) наблюдение за надлежащей постановкой санитарно-медицинского обслуживания вольнонаемных сотрудников и их семей.

9. Организационная структура и штатный состав работников каждого лагеря утверждается Объединенным Государственным Политическим Управлением.

РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СОДЕРЖАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНЫХ

А. Поступление заключенных в лагеря

10. Лица, направляемые в лагеря для отбытия срока заключения, принимаются лишь по распоряжению Объединенного Государственного Политического Управления и не иначе, как при заверенной копии судебного приговора или постановления коллегии или особого совещания Объединенного Государственного Политического Управления.

11. Вместе с заключенными женщинами могут быть принимаемы в лагеря дети только возрасте до 2 лет, которые помещаются с матерями.

Примечание. Дети старше 2 лет могут быть оставляемы при родителях впредь до передачи их лицам, которых родители укажут, или помещения их в детский дом.

12. Все прибывающие в лагеря заключенные регистрируются и подвергаются медицинскому осмотру. Одновременно производится осмотр находящихся при заключенных вещей, причем вещи, могущие согласно правилам находиться в пользовании заключенных, остаются в их распоряжении; остальные вещи сдаются на хранение. Список вещей, допускаемых к хранению у заключенных, устанавливается инструкцией Объединенного Государственного Политического Управления. Сданным на хранение вещам составляется опись, копия которой передается на руки заключенному.

Примечание. Деньги, отобранные у заключенного, зачисляются на его личный счет с предоставлением ему права расходовать их по выдаваемой квитанции на приобретение продуктов и других предметов из магазинов и предприятий лагеря.

13. После регистрации и осмотра все прибывшие в лагерь заключенные направляются для отбытия установленного карантина, причем все личные вещи: носильное платье, белье и друг., могущие служить источником заразы, дезинфицируются.

Б. Классификация заключенных

14. Для обеспечения условий более последовательного и целесообразного достижения задач исправительно-трудовых лагерей, заключенные классифицируются по трем категориям, в зависимости от их социального положения и характера совершенного преступления.

15. К первой категории относятся заключенные из трудящихся (рабочие, крестьяне и служащие), пользовавшиеся до вынесения приговора избирательными правами, осужденные впервые на сроки не выше 5 лет и не за контрреволюционные преступления.

К третьей — относятся все нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления.

16. К заключенным в лагерях применяются три вида режима: первоначальный, облегченный и льготный режим.

Заключенные, подвергающиеся первоначальному режиму, используются на общих работах, проживают в пределах лагеря, в специальных помещениях, не имеют права свободного выхода из этих помещений и направляются на работу по общему списку.

Заключенные, подвергающиеся облегченному режиму, используются для постоянной работы в учреждениях и на промыслах, проживают в общежитиях, прикрепленных к предприятиям, имеют право отлучки, направляются на работы по рабочим книжкам и могут быть премированы.

Сверх условий, установленных для облегченного режима, заключенные, подвергающиеся льготному режиму, имеют право на выход за пределы лагеря и занятие административно-хозяйственных должностей в управлении лагерем и по производству работ.

Примечание. Нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления, не могут занимать административно-хозяйственных должностей.

17. Ко всем заключенным по поступлении в лагерь применяется первоначальный режим в течение следующих сроков: к заключенным первой категории — не менее полугода, к заключенным второй категории — не менее года и к заключенным третьей категории — не менее 2 лет.

Примечание. В зависимости от характера работ условия первоначального режима могут быть изменены начальником лагеря, но лишь при непременном условии, чтобы режим не приближался к условиям облегченного или льготного режима.

В. Общие условия труда заключенных

18. В соответствии с результатами медицинского освидетельствования, состоянием в той или другой категории (ст. 14 и 15) и с условиями режима, который применяется к заключенному, и специальностью его, заключенные разделяются на посылаемых: 1) на общие работы, 2) на работы в учреждениях, предприятиях, промыслах, лесозаготовках и проч. 3) на работу по административно-хозяйственному управлению лагерем.

19. Общие работы производятся обязательно под надзором без права свободного передвижения, не вызываемого условиями работы.

20. Работа в учреждениях, предприятиях и на промыслах производится в соответствии со специальностью и квалификацией заключенных.

21. Все заключенные, независимо от категории и режима, пользуются продовольственным пайком в соответствии с характером выполняемой работы.

Продовольственные пайки разделяются на 4 категории:

1) основной, 2) трудовой, 3) усиленный и 4) штрафной.

Примечание 1. Норма пайков определяется Объединенным Государственным Политическим Управлением, но во всяком случае не ниже необходимой калорийности.

Примечание 2. Питание стационарных больных производится по особым нормам. По заключению врача амбулаторным больным также увеличивается норма.

22. Заключенным, по мере необходимости, выдаются одежда, обувь, белье и постельные принадлежности.

23. К заключенным, которые проявят усердным отношением к труду и хорошим поведением признаки исправления, применяются следующие меры поощрения:

а) объявление благодарности в приказе по отдельному лагерю или по управлению лагерей, с занесением в личное дело;

б) выдача премиального вознаграждения;

в) улучшение жилищных и бытовых условий (предоставление личного свидания, свободных прогулок, права получения и отправления корреспонденции вне нормы и очереди и т. п.).

24. Премироваться могут только заключенные, к которым применяется облегченный или льготный режим. Порядок и нормы премирования устанавливаются Объединенным Государственным Политическим Управлением.

25. Премирование может заключаться:1) в денежном вознаграждении, 2) выдаче усиленного продовольственного пайка, 3) в более ускоренном переводе на облегченный или льготный режим и 4) в представлении со стороны аттестационной комиссии к досрочному освобождению с поселением или без поселения.

26. За порчу намеренную или по небрежности инструментов или материалов заключенные подвергаются дисциплинарному взысканию или вычетам из премиальной платы.

За систематическую порчу инструментов или материалов с целью принести вред предприятию заключенные привлекаются к уголовной ответственности.

27. Рабочий день заключенных, по общему правилу, не может превышать 8 часов. Отступления могут быть лишь в зависимости от сезонного характера работ или в особых случаях, с разрешения Народного Комиссариата Труда Союза ССР.

28. Нормы оплаты и охраны труда заключенных устанавливаются Объединенным Государственным Политическим Управлением по соглашению с Народным Комиссариатом Труда Союза ССР.

Г. Лечение и содержание больных заключенных

29. В случае болезненного состояния заключенные пользуются медицинской помощью врачебного персонала лагерей. Заключенные, требующие стационарного лечения, помещаются в лагерные лазареты, а в крайних случаях, когда нет лагерного лазарета, — в общие больницы.

Д. Общие условия содержания заключенных

30. В зависимости от категории режима заключенные проживают в специальных помещениях, общежитиях, при предприятиях, на промыслах и вне лагерей.

31. Заключенные, плохо влияющие на других или подозреваемые в подготовке побега, могут быть переводимы в одиночные помещения или специальные общие камеры под особым наблюдением.

32. Лица, упорно нарушающие установленный режим и распорядок, и симулянты могут быть направляемы в штрафные изоляторы и на особые (штрафные) работы.

Е. Свидания и переписка заключенных, передачи и посылки

33. Заключенным в исправительно-трудовых лагерях разрешаются свидания на основании специальной инструкции Объединенного Государственного Политического Управления.

34. Переписка заключенных происходит с соблюдением следующих правил:

а) вся переписка просматривается администрацией;

б) переписка заключенных и поступающая к ним корреспонденция может быть конфискована, причем о конфискации объявляется заключенному.

35. Заключенные имеют право получать передачи, почтовые посылки, денежные переводы.

Порядок получения посылок и переводов устанавливается инструкцией Объединенного Государственного Политического Управления.

Примечание. Получаемые заключенным деньги зачисляются на личный счет и на руки не выдаются.

Ж. Перевод заключенных и порядок выбытия их из лагеря

36. Перевод заключенных из одного лагеря в другой производится Объединенным Государственным Политическим Управлением, а из одного отделения в другое — начальником лагеря.

При переводе из одного отделения в другое заключенные остаются в той же категории и в том же режиме, в которых они состояли к моменту перевода.

37. Срок заключения исчисляется с момента, указанного в приговоре или постановлении Объединенного Государственного Политического Управления.

38. В случае получения законного распоряжения об освобождении заключенный подлежит освобождению немедленно же.

39. По истечении назначенного срока заключения заключенный освобождается немедленно распоряжением администрации лагеря без специального об этом запроса и ожидания постановления суда или Объединенного Государственного Политического Управления об освобождении.

Немедленному же освобождению подлежит заключенный при общей или частной амнистии.

40. Для оказания материальной поддержки лицам, освобождаемым из лагерей, учреждается особый фонд.

Фонд этот составляется: 1) из частичных удержаний причитающегося заключенным премиального вознаграждения, 2) отчислений от заработной платы заключенных и 3) из прочих поступлений.

41. О смерти заключенного и ее причинах составляется санитарной частью лагеря соответствующий акт.

З. Условно-досрочное освобождение и поселение

42. К заключенным в лагерях, пользовавшимся до вынесения приговора избирательными правами и обнаруживающим исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение с поселением в районе данного лагеря на неотбытый срок заключения или без поселения.

43. При переводе заключенного на поселение до срока или по истечении срока заключения место поселения определяется в зависимости от указаний приговора. Если место поселения в приговоре не указано, то оно определяется начальником лагеря.

И. Дисциплинарные меры воздействия

44. За нарушение установленных в лагере режима и правил внутреннего распорядка заключенные подвергаются следующим дисциплинарным взысканиям, налагаемым начальником лагеря, в соответствии с характером проступка:

а) выговору простому или строгому;

б) ограничению или лишению права получения передач (посылок) на срок до одного месяца;

в) ограничению или лишению права переписки на срок до 3 месяцев;

г) ограничению права распоряжения состоящими на личном счете деньгами на тот же срок;

д) изоляции в отдельном помещении на срок до 30 суток;

е) изменению режима;

ж) посылке на штрафные работы на срок до 6 месяцев;

з) переводу в штрафное отделение на срок до одного года.

Условия и порядок применения перечисленных дисциплинарных мер определяются особой инструкцией Объединенного Государственного Политического Управления.

К. Культурно-воспитательная работа

45. Культурно-воспитательная работа в лагерях должна соответствовать классовому характеру всей исправительно-трудовой системы лагерей с преимущественным обслуживанием заключенных, происходящих из рабочего класса и крестьянства.

46. Все неграмотные заключенные в возрасте до 50 лет обязаны посещать в свободное время культурно-воспитательные учреждения лагеря. Клубная, театральная, научно-лекционная и иная просветительная работа организуется на основе самодеятельности заключенных.

Л. Применение оружия

47. Лица, принадлежащие к составу администрации и охраны лагерей, которым присвоено право ношения оружия, вправе прибегать к действию оружием в следующих случаях:

а) для защиты охраняемого поста или лица;

б) для защиты самого себя;

в) против заключенных, совершающих побег;

г) в случае возникновения беспорядка и насильственных действий со стороны заключенных против администрации лагеря.

48. За неправильное применение оружия указанные выше лица подлежат уголовной ответственности.

49. О каждом случае употребления оружия составляется соответствующим должностным лицом протокол с изложением обстоятельств дела, который направляется в Объединенное Государственное Политическое Управление.

М. Побег заключенных

50. Отлучка без надлежащего разрешения заключенного из района командировки или места работы, где состоит заключенный, и неявка его к месту постоянного нахождения по истечении 6 часов после вечерней поверки, рассматривается как побег.

51. О каждом случае побега начальник лагеря производит расследование с донесением об этом в Объединенное Государственное Политическое Управление.

РАЗДЕЛ IV. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЛАГЕРЯМИ

52. Надзор за соблюдением настоящего положения и правильности содержания заключенных возлагается на прокуратуру той союзной республики, на территории которой расположены исправительно-трудовые лагеря; прокуратура республики в этом случае действует по специальному полномочию прокуратуры Верховного Суда Союза ССР.

53. Прокуроры, наблюдающие за исправительно-трудовыми лагерями, имеют право:

1) посещать лагеря в любое время дня и ночи;

2) непосредственно опрашивать заключенных и принимать от них жалобы;

3) наблюдать за выполнением в исправительно-трудовых лагерях всех правил, касающихся труда заключенных, культурно-воспитательной работы и других правил, установленных настоящим положением;

4) делать предложения администрации о немедленном устранении обнаруженных неправильностей;

5) приостанавливать исполнение постановлений администрации, нарушающих настоящее положение;

6) приостанавливать исполнение неправильных постановлений о досрочном освобождении.

54. Жалобы администрации лагерей на указанные постановления прокурорского надзора, не приостанавливая проведения их в жизнь, подлежат направлению в Объединенное Государственное Политическое Управление.

Председатель СНК Союза ССР А. И. РЫКОВ

Зам. Управляющего Делами СНК Союза ССР и СТО И. МИРОШНИКОВ

Москва, Кремль

ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 54. Лл. 52 — 66. Типографский экземпляр.