Недвижимость

Су 76м чертежи. миллиметровая самоходная пушка

П ро автомобильный рынок России известно немало. Одни бренды приходят, строят производственные площадки и развивают дилерскую сеть, другие же, наоборот, уходят. А вот о мотоциклетном рынке не известно практически ничего. Иностранные корпорации не стремятся наладить в нашей стране производство двухколесной техники, однако пока что у нас остались и свои компании. При этом рядовые потребители практически ничего о них не знают.

И рбитский мотоциклетный завод продолжает свою работу, а известен он своими легендарными «Уралами». В мире до сих пор лишь единицы выпускают мотоциклы с коляской, тем более с подключаемым на нее приводом (2WD).

П редприятие заработало в 1941 году, а за основу нынешнего «колясыча» советские инженеры взяли BMW R71. «Баварец» был с особой тщательностью исследован, и советские специалисты могли воссоздать его с точностью до миллиметра. Первой моделью, которая сошла с конвейеров предприятия, стал тяжелый мотоцикл M-72, причем выпускался он как в версиях с коляской, так и без нее. 746-кубовый двигатель развивал 22 л.с. и работал в паре с 4-ступенчатой коробкой передач.

У дивительно, но техническая часть сегодняшней продукции ИМЗ недалеко ушла от исходной модели. К 2013 году оппозитный двухцилиндровый двигатель был форсирован до 41 силы, на смену карбюратору в том же году пришел инжектор. Правда, не на всех моделях. А вот трансмиссия так и осталась 4-скоростной, зато – с задним ходом.

М ногие компоненты байка сегодня закупаются за рубежом, что положительно сказывается на надежности аппарата. В частности, на современных моделях установлены вилка Marzocchi, тормоза Brembo, амортизаторы Sachs, свечи и высоковольтные провода NGK-Ducati, карбюраторы Keihin и многое другое. Однако закупка иностранных узлов и агрегатов влияет и на цену. Сегодня начальная цена Урала на российском рынке составляет полмиллиона рублей, стоимость топовых моделей доходит почти до 700 000 рублей.

Э то и стало одной из причин, по которым в нашей стране родные «Уралы» не пользуются популярностью. В России и странах СНГ в год продается около 3-5% от общего количества выпущенных с завода мотоциклов. А вот за рубежом ситуация совершенно иная, и ценителей подобной техники там хватает.

О сновными рынками сбыта для завода являются США и страны Евросоюза. Здесь работают десятки дилерских центров. Кроме того, предприятие отгружает свою продукцию в Австралию, Канаду, Китай, Японию и даже в Африку.

Д ля поддержания интереса западных клиентов в Ирбите регулярно придумывают специальные версии мотоцикла, которые выходят на рынок ограниченным тиражом. По словам представителей бренда, многие европейские клиенты специально ждут информации об их появлении и раскупаются аппараты из особой серии чуть ли не за пару дней. Стоит отметить, что никаких технических доработок мотоцикл не получает, все ограничивается внешним оформлением.

О дной из первых специальных модификаций, которые появились в Европе, стала «Ворона». Она увидела свет в 2006 году. Мотоцикл окрашен в матовый черный цвет и полностью лишен хрома, а запасное колесо убрано в кожаный чехол. Всего с конвейеров предприятия сошло 33 экземпляра модели. Потенциальный покупатель мог заказать версии с коляской и без нее, а также решить, нужно ли ему второе ведущее колесо.

С пустя год предприятие выпустило исполнение «Пустыня». Его отличает практичный грязно-желтый цвет, наличие металлического ящика на замке, установленного на коляске и защищающего груз от песка, пыли и влаги, а также аптечки и канистры для перевозки жидкостей. Также на коляске установлена фара-искатель, а запасное колесо прикрыто решеткой, на которую удобно крепить дополнительный багаж. В сумме выпущено 35 «пустынных» Уралов.

С ледующим дизайнеры марки сделали снежный байк под названием «Вьюга». На американском рынке эта же модель получила название Arctic. Он окрашен в бело-серый камуфляж, так что зимой на таком аппарате легко можно замаскироваться. В оснащение мотоцикла вошло большое ветровое стекло, дополнительные щитки для защиты ног водителя и обогрев ручек. На коляске же нашлось место для фары-искателя и лопаты. А вот второго седла мотоцикл лишился, на его месте также появилась решетка для поклажи. С такими вводными становится ясно предназначение спецсерии: зимние путешествия любителей экстрима.

В 2009 году свет увидела модификация «Красный октябрь», при создании которого авторы вдохновлялись романом «Охота за красным октябрем» Тома Клэнси. Байк окрашен в ярко-красный цвет, что в сочетании с черными матовыми элементами смотрится достаточно брутально. Мотоцикл немного занижен для снижения центра тяжести и лучшей устойчивости. По словам представителей ИМЗ, подобное решение позволит водителю проходить даже крутые повороты на высоких скоростях. Аппарат получил сразу два багажника: на коляске и на месте второго седока, а также небольшой контейнер с серпом и молотом на хвостовой части коляски. А вот переключение скоростей здесь находится не на привычном для мотоциклистов месте, а на топливном баке, как у ретро-моделей. Эта модель также выпущена ограниченным тиражом: свет увидели только 30 экземпляров.

С ледующим стал «Снежный барс». Он полностью окрашен в белый и светло-серый цвета, а на коляску нанесен специальный логотип. Всего на рынке появилось две версии мотоцикла.

П ервая – ретро. Она подходит для легкой и солнечной зимы. На коляске установлен багажник, дополнительная фара, канистра из нержавеющей стали и бампер. Второе исполнение больше подходит для суровой и снежной зимы. Транспорт получил большое ветровое стекло, ручки с подогревом и лопату. А по желанию клиента дилеры устанавливали шипованное запасное колесо. Всего выпущено 25 «Барсов» двух версий.

В 2011 году завод отмечал 70-летний юбилей. По этому поводу умельцы предприятия сделали спецсерию Anniversary M70, которая практически полностью повторяет самую первую модель, которая сходила с конвейера – М-72. Она окрашен в цвета военных советских мотоциклов, а чехол на коляске сделан из грубого брезента. Из него же сделан чехол для лопаты, входящей в список стандартного оборудования. Кроме того, на баке появились защитные накладки, а на месте второго седока установлена решетка для крепления груза. Покупатели смогут выбрать между одиночным вариантом или классической версией с коляской.

В 2012 году свет увидела версия «Закат». Байк окрашен в матово-черный цвет, а некоторые элементы стали ярко-оранжевыми. По задумке создателей, такие акценты напоминают последние лучи заходящего солнца, проглядывающие сквозь облака. Мотоцикл лишился второго сиденья, зато ему на смену пришли небольшие металлические кофры для багажа. Всего на рынке появилось 25 экземпляров модели.

Ч ерез год, в 2013-ом, завод получил все необходимые сертификаты для продажи в Европе мотоциклов с электронным впрыском топлива. По этому случаю предприятие выпустило специальную серию Hybrid. Эта модель стала последней, оснащенной карбюратором. Модификация отличается соединением технологий со старых Уралов с новым поколением техники. В частности, этот байк оснащается дисковыми тормозами на всех трех колесах, более крупным воздушным фильтром и внешним масляным фильтром. Рама и силовые агрегаты спецверсии окрашены в черный матовый цвет, а коляска, бак и крылья получили цвет «серый асфальт». Пассажиру коляски досталось большое ветровое стекло и решетка для груза. Кроме того, «колясыч» оснащается противотуманными фарами, быстросъемными чехлами для рук на руле, а также настоящим сундуком, установленным на грузовой площадке позади водителя. С конвейеров фабрики сошло только 25 экземпляров мотоцикла.

Б уквально пару недель назад Урал анонсировал новую специальную версию для европейского рынка. Сейчас очень популярны скремблеры и российское предприятие не отстает от последних веяний моды. Исполнение так и называется: Scrambler. Аппарат окрашен в цвет «Огненная саламандра» и станет достаточно заметным на дороге благодаря ярко-желтым акцентам. Глушители этого транспортного средства подняты вверх, на коляске установлены светодиодные противотуманные фары, а на руле - перекладина для установки дополнительного оборудования. Например, подстаканника или держателя для смартфона. Да и багажа можно увести с собой в поездку немало, ведь багажники установлены как на задней, так и на передней части коляски. Этих мотоциклов будет выпущено только 20.

Д ля американского рынка дизайнеры зачастую проектируют отдельные версии, которые отличаются от представленных в Европе.

Н апример, в 2008 году Урал выпустил версию Gzhel. Как следует из названия, байк расписан в технике гжель. Однако основная особенность цветовой схемы заключается в том, что мотоцикл полностью окрашен вручную одной из сотрудниц завода.

В 2012 году для американского рынка была выпущена модификация Yamal, получившая название в честь российского ледокола. Мотоцикл оранжевого цвета оснащен большим ветровым стеклом для водителя, защитой рук, противотуманными фарами на коляске, решетками для крепления багажа и веслом с оригинальными инструкциями.

С пустя год поклонники марки родом из США отправились в салоны за новой специальной серией – Gaucho Rambler, созданной российскими инженерами в сотрудничестве со специалистами Pendleton Woolen Mills. По замыслу, исполнение должно отдавать дань уважения прошедшей эпохе покорения Запада. Для мотоцикла разработали оттенок «Тихоокеанский голубой», а в список необходимого оборудования включено шерстяное одеяло.

В 2014 году Ural выпустил «космический» байк под названием MIR. Этот аппарат цвета «Орбитальный белый» оснащается солнечной батареей, установленной на коляске, дополнительной светотехникой на бампере, большим ключом «на 36» и двумя «ветровиками», для водителя и пассажира. Отдельного упоминания заслуживают одеяла, при изготовлении которых использовались те же материалы, которыми пользуется Nasa для космонавтов.

Н аконец, в уходящем году ИМЗ сделал подарок поклонникам легендарной саги Джорджа Лукаса «Звездных войн» - модификацию «Урал» Dark Force. Цвет, как следует из названия, черный, в фаре светятся модные диоды, а на коляске владелец обнаружит очень важный аксессуар – джедайский меч в кобуре.

В завершение мы хотел бы отметить, что на Западе российские «колясычи» не только раскупаются, как горячие пирожки, но и стоят заметно дороже. Например, Ural Dark Force оценивается в 14 999 долларов. В переводе в российскую национальную валюту по актуальному курсу это составляет около миллиона рублей.

По мимо выпускаемых в настоящее время мотоциклов Урал начнут производство чопперов и спортбайков.

Урал 2015 года выпуска


Чоппер
На неделе общественности был представлен рабочий прототип проекта «Русский мотоцикл», над которым работает волжский завод «Поршень» и мотоклуб «Ночные волки». Согласно официальной версии создателей, мотоцикл должен стать достойной отечественной заменой японским и американским образчикам, чтобы «русские мотоциклисты» могли патриотично ездить на «русском мотоцикле». Говорить о готовности мотоцикла к серии пока рано, хотя создатели и обещают показать готовый к производству аппарат уже в августе этого года, но мы можем весьма подробно изучить прототип.


Итак, на суд общественности выставили прототип, весьма отдаленно напоминающий современный мотоцикл. Конструкция скорее напоминает детище гаражных Кулибиных, взявшихся построить «чоппер» из старого дедушкиного «Урала». Денег и опыта немного, зато это с лихвой компенсируется энтузиазмом и желанием кататься. О дизайне пока говорить не будем, все же перед нами «мул», на котором отрабатывают конструктивные элементы.

Рама мотоцикла очень напоминает элемент конструкции ирбитского мотоцикла «Урал» М-63, который выпускался в середине прошлого века. Материал - стальная труба. Напомним, что рама М-63 стала логическим развитием рамы мотоцикла М-72, который, в свою очередь, был скопирован с мотоцикла BMW R-71 1938 модельного года. Современные технологии в действии, так сказать.

В задний маятник интегрирован карданный вал и корпус главной передачи. В отечественном мотоциклостроении такой технологией не пользовался еще никто, однако те же немцы, да и японцы, взяли на вооружение этот технологический прием примерно лет пятьдесят назад. Стоит отметить и еще одну техническую «новинку», хорошо известную многим гаражным кастомайзерам. Исторически геометрия маятника, рамы и расположения карданного вала предполагала использование весьма узких колес. Однако стиль «чоппер» предполагает установку «толстой» покрышки на заднее колесо. Судя по фото, на «русский мотоцикл» установлено колесо размером 200/60R16 (которое, кстати, несет надпись «Сделано в Германии»). Для того чтобы карданный вал не задевал за толстое колесо, пришлось использовать редуктор, который помог сместить карданный вал в сторону. В общем, всё в лучших традициях гаражного «тюнинга».

Амортизаторы задней подвески перекочевали прямиком с «Урала», передняя вилка, предположительно, также позаимствована у зарубежных аналогов. Отечественная промышленность подобные узлы не выпускает уже очень много лет.

Поскольку разрабатывать двигатели «с нуля» - весьма дорогое и трудоемкое удовольствие, доступное только очень богатым и опытным корпорациям, отечественные мотоциклостроители не стали «изобретать велосипед» и взяли за основу своего двигателя картер и ЦПГ от того же «Урала». По задумке двигатель должен иметь нижнеклапанную схему (позаимствовано от того же ИМЗ М-72 - BMW R-71, модельный год см. выше). При этом рабочий объем двигателя увеличен с 750 до 1 100 см3, а вместо карбюраторов установлена система впрыска топлива.
Однако производитель обещает, что мощность двигателя будет доведена до 150 л. с. Очевидно, что снять заявленную мощность с нижнеклапанника такого рабочего объема невозможно. Напомню, что двигатель М-72, объемом 750 см3 развивал «аж» 27 л. с., а самый мощный из серийных ирбитских агрегатов, современный верхнеклапанник того же объема, развивает 40 л. с.

Поэтому среди фотографий, распространенных производителем, есть и кадры верхнеклапанных (не путать с верхневальными) головок с двумя клапанами на цилиндр (очевидно, позаимствованные из дедовского ящика с запчастями от старого «Урала»). При этом в цилиндрах можно увидеть поршни, имеющие выточки под четыре клапана. Что разработчики хотели этим сказать, непонятно. То ли планируется четырехклапанная головка, то ли не нашлось в «коробке со старыми запчастями» других поршней и вставили то, что попалось под руку.

Словом, говорить о двигателе в его финальном варианте еще рано. Ясно лишь, что это не самая лучшая копия мотора, которому скоро стукнет 100 (сто) лет. Мощность, судя по внешним данным, вряд ли превысит 60 л. с.

Довершают картину топливный бак, позаимствованный у мотоцикла «Урал Волк» ирбитского завода, фара головного света явно перекочевала на мотоцикл с бронетанковой техники, дисковые тормозные механизмы, очевидно, импортные, так как в России ничего подобного не производится. Коробка передач - четырехступенчатый агрегат от «Урала» (кстати, совершенно не ясно, как она справится с возросшей мощностью и крутящим моментом, ведь рассчитывалась она под вдвое меньшие показатели).

Очевидно, что построить мотоцикл «полностью на отечественных комплектующих» в современных реалиях невозможно. Россия не производит моторезину нужных для такого мотоцикла размеров, тормозные механизмы, системы впрыска топлива, светотехнику (только если от танка), да и за литье картеров не возьмется ни одно предприятие. На сегодняшний день даже ведущие производители мототехники заказывают литьевые заготовки картеров и цилиндров в странах юго-восточной Азии и лишь финальную проводят самостоятельно.

Мы продолжим наблюдение за одиозным проектом.

_____________________________________________

Спортбайк

В Питере сделали самый безопасный спортбайк

Спортбайки - транспорт красивый, дерзкий, но, к сожалению, зачастую смертельно опасный. Питерская компания Chak Motors решила исправить ситуацию и сконструировать «самый безопасный спортбайк в мире».

Базой для спортбайка «Молот» стала «литровая» модель Honda CBR 1000RR ABS 2013 года, которую создатели полностью разобрали, оставив только раму, двигатель и колеса. Большая часть корпуса мотоцикла изготовлена из углеродного волокна, а небольшой литий-ионный аккумулятор помогает уменьшить вес «Молота». Благодаря использованию в конструкции алюминия и композитных материалов рама способна выдерживать до 200 кг, что очень важно, учитывая размеры пивных животов некоторых байкеров. Верхняя часть, а с ней и электропроводка полностью скрыты под пластиковым корпусом.

Главное, на чем акцентируются создатели «Молота», - безопасное вождение, насколько это вообще применимо к термину «спортбайк». Для этого мастера оборудовали «Молот» всевозможными системами и датчиками. Например, светодиодными поворотниками и передними и задними фарами, которые делают модель заметной для прочих водителей. Также на «Молот» установлена система предупреждения экстренного торможения. Она подает сигналы, как только мотоцикл попадает в минимальную зону опасности, и берет полный контроль над тормозной системой, чтобы избежать столкновения.

Кроме того, модель оборудована двумя сенсорными датчиками для контроля слепых зон и функцией безопасной остановки двигателя. В случае аварии или драки с народными артистами на АЗС справедливость в суде можно будет восстановить с помощью записей с встроенных в переднюю и заднюю часть мотоцикла HD-камер. Информация с камер сохраняется в черном ящике, помещенном в коробку из ударопрочного материала, и эти данные нельзя стереть или изменить - только копировать. Правда, если диск переполнен, то данные автоматически удаляются. Словом, ребята из Chak Motors постарались сделать процесс вождения «Молота» максимально безопасным. Каждая модель собирается вручную, а некоторые детали мотоцикла изготовлены из металла и пластика с применением 3D-печати.

Когда появляется желание приобрести мотоцикл, то обнаруживаешь, что не так уж и много возможностей для выбора. Самые надежные – обычно самые громоздкие. Большинство мотоциклов, в которых присутствуют элементы безопасности, относятся к классу туринг, и среди спортивных мотоциклов данного элемента просто нет.


В высокотехнологичном веке, в котором мы живем, мы верим, что пришло время создавать мотоциклы более безопасные и более элегантные.

ABS (антиблокировочная система торможения) внедрялась с 70-х годов, но только недавно появилась на мотоциклах. Вот почему мы считаем, что отработанная технология уже не настолько стоимостная и можно внедрить ее в наши разработки. То же самое и с процессом производства, с имеющимися в настоящий момент технологиями мы можем сделать мотоцикл легче и прочнее.

Дизайн

МОЛОТ - это агрессивный, мощный и технологически совершенный супербайк с двигателем рабочего объема в 1000 куб/см.

Мотоцикл «МОЛОТ» основан полностью на базе мотоцикла 2013 Honda 1000RR ABS, основа которого, мы считаем, является самой подходящей на рынке на сегодняшний день. Его конструкция позволила нам полностью снять все, оставив только раму, двигатель и колеса.

Сама рама была полностью модифицирована, что придало мотоциклу облегченный вид. Хотя задняя часть мотоцикла выглядит очень легкой и хрупкой, в действительности она очень прочная. Мы используем композитные материалы и алюминий, что позволяет раме выдерживать нагрузки до 200 кг. Вид мотоцикла сам по себе агрессивный и аэродинамичный, каждая линия и каждая выемка были спроектированы с этой целью. Верхняя часть мотоцикла, где расположено рулевое управление, полностью закрыто, чтобы скрыть всю электропроводку и шланги. Таким способом, многие части мотоцикла застрахованы от воздействия погоды и контакта с водителем.

Безопасность и Технологии

Это именно то, чем, по нашему мнению, МОЛОТ будет выделяться.

Первое - это освещение. МОЛОТ полностью оснащен светодиодными лампами, что делает его первым мотоциклом без единой лампы накаливания: ближнее и дальнее освещение, дневной свет, поворотники и задние фары, все это светодиодные лампы (LED).

Видимость является огромным фактором для мотоцикла. Чтобы Вы были видны другим водителям на дороге днем и ночью, мы используем светодиоды для максимального освещения мотоцикла.

Светодиодные лампы наиболее быстрые при включении, улучшают видимость и более долговечны.

Второе - контроль на дороге. В большинстве случаев человеческий фактор не всегда является наилучшим средством, чтобы избежать аварий. В таких ситуациях компьютер делает это лучше нас.

Система предупреждения экстренного торможения (PEBS) устанавливаемая на легковых автомобилях с некоторого времени, теперь установлена и на МОЛОТе. Эта система специально установлена на мотоцикле и используется в тех случаях, где при торможении время идет на микросекунды. Система предупреждения экстренного торможения (PEBS) работает в трех случаях. Предположим автомобиль, движущийся перед Вами, собирается тормозить и по каким-то причинам Вы не обратили на это внимание. Первое, как только Вы попадаете в минимальную зону, PEBS пошлет Вам сигнал - это будет мигание сигнальной лампочки на приборной панели и легкая вибрация ручек управления. Если Вы не обратите внимание на эти сигналы, то PEBS усилит вибрацию и начнет немного притормаживать. Но, если и в этом случае, Вы не обратите внимание, PEBS примет полный контроль над тормозной системой для того, чтобы избежать столкновения.

Благодаря установленной антиблокировочной системы торможения(ABS), Вы не потеряете контроль над мотоциклом. PEBS также работает в ситуации, когда у Вас недостаточно времени чтобы среагировать. Если автомобиль перед Вами, внезапно, начнет тормозить, PEBS также начнет экстренное торможение для того, чтобы избежать столкновения. PEBS работает двумя радарами: один на короткие дистанции, другой на длинные вместе с HD камерой, установленные на передней фаре.

В дополнение к системе предупреждения экстренного торможения (PEBS), МОЛОТ оборудован системой контроля слепых зон. Два сенсорных датчика установлены на задней части мотоцикла (по одному на каждой стороне). Как только Вы готовитесь сделать поворот, сенсоры слепых зон проследят за наличием каких-либо предметом в этой зоне. Сенсоры пошлют Вам предупреждение, путем мигания сигнальной лампочки и вибрации ручек управления.

На мотоцикле установлен Ассистент Смены Полосы Движения (LDWS). Предположим, Вы отвлеклись от дороги и ваш мотоцикл начал уходить в бок. Ассистент Смены Полосы Движения (LDWS) обнаружит, что Вы отклонились от линии, и пошлет Вам сигнал путем вибрации ручек управления. Система отключается, когда Вы поворачиваете, включив сигнал поворота.

МОЛОТ имеет функцию безопасной остановки двигателя. Встроенный в мотоцикл гироскоп, определяет какую-либо неполадку при вибрации и контроле движения мотоцикла, что означает, что Вы столкнулись с неконтролируемой ситуацией. МОЛОТ автоматически выключит мотор. (Эту функцию можно отключить)

Другой функцией безопасности является встроенная камера высокого разрешения (HD-camera) расположенная в передней и задней частях мотоцикла, Во время пути или в гараже камера осуществляет запись 24 часа/7 дней.

Вся информация записывается в так называемый черный ящик, подобный тем, которые находятся на самолетах. Этот ящик помещен в коробку из ударопрочного материала.

Доступ к этому комплекту (черному ящику) значительно облегчен. Вся информация на нем не может быть изменена или стерта, её можно только копировать. Информация автоматически стирается после того как диск переполнен. Вы сможете увидеть на индикаторе панели управления, что диск почти заполнен. Это даст Вам время для копирования необходимой Вам информации на внешний носитель.

Вы можете также зарядить Ваш телефон, для этого имеется специальное небольшое отделение на задней части, в котором присутствует разъем USB.

Для того, чтобы сократить время производства мотоцикла, мы внедрили технологию 3D печати, около 5% частей мотоцикла изготовлено из металла и пластика с использованием технологии 3D принтера. В дополнение к этому, мы используем самые легкие материалы. Большая часть мотоцикла и его корпуса изготовлены из углеродного волокна. Мы также используем маленький, но мощный литий-ионный аккумулятор вместо тяжелого и громоздкого свинцово-кислотного аккумулятора.

СДЕЛАНО ВРУЧНУЮ

Все наши мотоциклы сделаны вручную для того, чтобы гарантировать высокое качество и полное внимание к каждой детали.

    • 30 июн 2015
  • 76-миллиметровая самоходная пушка

    СУ-76М в Музее на Сапун-горе, Севастополь.

    Самоходная артиллерийская установка СУ-76М : 1 – фара, 2 – сигнал, 3 – стопор пушки по-походному, 4 – пила, 5 – ремни крепления брезента, 6 – лом, 7 – ящики ЗИП, 8 – крышка лючка для заводной рукоятки, 9 – прицел, 10 – перископ, 11 – задний фонарь, 12 – подножка, 13 – радиостанция, 14 – лопата, 15 – топор, 16 – заводная рукоятка, 17 – крышка лючка для доступа к стопору из машины, 18 – крышки заправочных горловин бензобаков, 19 – кувалда, 20 – домкрат, 21 – брезентовый тент, 22 – сиденье наводчика, 23 – сиденье заряжающего, 24 – боеукладка, 25 – сиденье командира, 26 – укладка банника.

    В предвоенные годы британские военные теоретики делили танки на пехотные и крейсерские. В нашей стране официально этого деления не придерживались, но фактически такое деление существовало: к крейсерским танкам, предназначенным для самостоятельных действий, относились быстроходные танки ,

    и . К пехотным же – тихоходные. К пехотным танкам относился и малоизвестный . Однако реалии войны вынудили использовать все имеющиеся танки в танковых частях, то есть, как крейсерские, и для подвижной огневой поддержки стрелковых подразделений в первый период войны никакой бронетехники не выделялось. Расчеты же полевых орудий полкового и дивизионного звена не поспевали за атакующей пехотой и не могли оказать ей эффективную огневую поддержку.

    Чтобы хоть как-то исправить эту ситуацию, было решено создать лёгкую самоходно-артиллерийскую установку непосредственной поддержки пехоты.

    Первым к июлю 1942 года появился образец 76-мм самоходной пушки ОСУ-76 на базе легкого танка , но с более дешевым в производстве автомобильным мотором от Эмки. Однако из-за короткой базы машина оказалась неустойчивой при стрельбе, да и броневая защита была признана недостаточной. Поэтому ГКО поручил заводу №38 в городе Кирове к 1 декабря 1942 года создать новую самоходку.

    Самоходная установка под заводской маркой СУ-12 была построена осенью 1942 года.

    Восьмого декабря правительственная комиссия приступила к испытанию машины. Ввиду краткости их проведения существенных поломок отмечено не было, и самоходка, получившая армейское название СУ-76 , была принята на вооружение. С января 1943 года завод начал их серийное производство. В конце месяца два первых самоходно-артиллерийских полка СУ-76 отправили на Волховский фронт.

    Там-то и проявил себя врожденный дефект такого рода спарки двигателей – возникли резонансные крутильные колебания, приводившие к поломкам трансмиссии. После выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено. Машину отправили на доработку, а её создателя Семёна Гинзбурга – на фронт, где он вскоре и был убит.

    Учитывая предстоящие летние наступательные операции, ГКО установил жесткие сроки устранения всех недостатков. Машина была оперативно переработана под установку силового агрегата от легкого танка . Кроме того, с боевого отделения сняли крышу, мешавшую наводке орудия и работе расчета, упростили трансмиссию и управление ею. Масса уменьшилась с 11,2 т до 10,5 т. Уже в мае 1943 года новый артсамоход был подготовлен к испытаниям. Они начались 17 мая и вскоре успешно завершились. Все встало на свои места: многоцелевая артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты, кавалерии и танков, в которой так нуждались войска, получилась весьма удачной. С конца месяца завод, используя (с доработками) задел старых бронекорпусов, начал серийное производство модернизированных СУ-76М . В июле они уже сражались в битве на Курской дуге .

    Самоходка была вооружена достаточно мощной пушкой ЗИС-3 с длиной ствола 41,5 калибра. Её бронебойный упоголовый снаряд 53-БР-350А весом 6,3 кг, одладая начальной скоростью в 662 м/с, пробивал под прямым углом на расстоянии 500 м броню толщиной 70 мм. Подкалиберный же снаряд 53-БР-354П, обладая весом 3,02 кг и начальной скоростью 950 м/с, пробивал с той же дистанции 95-мм броню.

    Осколочно-фугасный снаряд из сталистого чугуна 53-О-350А хорошо поражал открыто расположенную живую силу противника. Правда, его фугасное действие против полевых укреплений любого орудия этих калибров, включая ЗИС-3 , было недостаточным - сказывалось малое количество взрывчатого вещества, составлявшее 540 грамм. Везло тем, кому в боекомплекте попадались старые русские фугасные снаряды 53-Ф-354М, содержавшие по 815 граммов тротила, но как правило самоходчикам такие боеприпасы не выдавались, как не выдавалась им и шрапнель.

    Боевое отделение в этой машине располагалось, и ствол пушки ЗИС-3 не выходил за габариты корпуса. Силовая установка состояла из двух параллельно работающих автомобильных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-202 общей мощностью 140 л. с., ранее применявшихся (в одиночку) на легком танке . Такая установка привлекала разработчиков возможностью движения на одном двигателе при отказе другого, унификацией их с освоенными агрегатами, легкостью замены.

    При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне – при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении – при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками. На бронированную машину устанавливалась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3 . Ее подкалиберный снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то есть любое место корпуса немецких средних танков и борта «пантеры» и «тигра». Установка несла боекомплект из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов, а также переносный пулемет для самообороны экипажа. Броневая защита (лоб – 26–35 мм, борт и корма – 10–16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня, тяжелых осколков и малокалиберной артиллерии. Все СУ-76М оборудовались радиостанциями. На шоссе скорость машины достигала 41–45 км/ч, по грунту – до 25 км/ч. Запас хода – соответственно 320 и 190 км. Самоходка преодолевала окоп шириной до 2 м, подъем до 30° и брод глубиной до 0,9 м. Благодаря своим небольшим размерам и низкому среднему удельному давлению на грунт (0,545 кгс/см2) установка могла успешно передвигаться в лесисто-болотистой местности, сопровождая пехоту там, где не могли пройти средние танки и другие самоходные орудия. Развитая система охлаждения и, с другой стороны, наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя давали возможность СУ-76М успешно воевать в любое время года на всем протяжении советско-германского фронта – от Карелии до Крыма. Автомобильные шестицилиндровые двигатели, освоенные незадолго до войны, работали в напряженном танковом режиме длительно и безотказно. Необычная спаренная установка их – в «затылок» друг другу – нигде больше в мире не применялась, Небольшая металлоемкость СУ-76М , использование в ее конструкции хорошо освоенных автомобильных агрегатов предопределяли ее массовый выпуск промышленностью. А это, в свою очередь, позволяло быстро усилить и уплотнить артиллерией боевые порядки пехоты, успевшей уже полюбить свои самоходки. Потребность в таких артустановкахбыла очень велика. Летом 1943 года головным предприятием по изготовлению СУ-76М был определен Горьковский автозавод с его огромными производственными возможностями и наличием опытных инженерно-технических кадров. Под руководством заместителя главного конструктора по танкостроению H. А. Астрова машина была существенно доработана и приспособлена к технологии массового производства. Была усилена кормовая броня, усовершенствована установка вооружения, переделана маска пушки. С октября 1943 года под заводской маркой ГАЗ-15-126 началось ее непрерывно возраставшее производство. С конца 1943 года выпуск СУ-76М освоил еще один, подмосковный, завод, где было организовано свое ОКБ. Бронекорпуса ему поставляли специализированные предприятия. Самоходка СУ-76М прочно завоевала себе место в системе вооружения Красной Армии. Если в течение 1943 года было выпущено 1928 установок, то в следующем году – в 3,7 раза больше. Экипажи получали их вместе с боеприпасами непосредственно на заводе и после формирования в окрестностях города маршевых подразделений шли прямо на фронт.

    Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76 , из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии., но некоторому их количеству довелось принять участие в боях Корейской войны.

    Смотрите также:

    Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

    Кто и как продавал Аляску

    Почему мы проиграли Холодную войну

    Тайна реформы 1961 года

    Как остановить вырождение нации

    Год(ы) эксплуатации - 1950-е Количество выпущенных, шт 14 292 Основные операторы Размеры Длина корпуса , мм 5000 Ширина корпуса, мм 2740 Высота, мм 2200 Клиренс , мм 300 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 25 / 60° Лоб корпуса (низ), мм/град. 35 / 30° Борт корпуса, мм/град. 15 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 20° Корма корпуса (середина), мм/град. 15 / 0° Корма корпуса (низ), мм/град. 15 / 30° Днище, мм 7 / 81-90° Крыша корпуса, мм 7 Лоб рубки, мм/град. 35 / 25° Борт рубки, мм/град. 10 / 25° Корма рубки, мм/град. 10 / 20° Крыша рубки, мм/град. 7 Вооружение Калибр и марка пушки 76,2-мм ЗИС-3 Тип пушки нарезная Длина ствола , калибров 51,6 Боекомплект пушки 60 Углы ВН, град. −3…+25 Углы ГН, град. ±15 Подвижность Тип двигателя спаренные рядные
    6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л.с. 2 × 70 то же, кВт. 2 × 52 Скорость по шоссе, км/ч 44 Запас хода по шоссе , км 250 Удельная мощность, л.с./т 12,5 Тип подвески индивидуальная, торсионная Ширина гусеницы , мм 300 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,6 Ширина преодолеваемого рва, м 2,0 Преодолеваемый брод , м 0,9

    История

    Самоходно-артиллерийская установка СУ-76 в музее Дрездена

    СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года , большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург . Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с . Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте , поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению - оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины той же по схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года , ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И.М. Зальцманом .

    Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В.А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода №38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н.А. Астрова , главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков . Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70 , в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод №40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году , несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.

    На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37 . Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.

    Конструкция и устройство

    СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава

    СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины; двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.

    СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗиС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.

    Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.

    Для самообороны экипаж имел автоматы (пистолет-пулеметы) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1 .

    Варианты

    • СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
    • СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения
    • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 140 л. с.
    • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

    Боевое применение

    СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у базового танка Т-70 ; открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху, закидывания в неё гранат и попаданий осколочно-фугасных снарядов, не пробивавших броню, но убивавших, контузивших или травмировавших экипаж ударной волной при своём разрыве. Сами за себя говорят грубоватые или даже полуматерные прозвища СУ-76М «Сучка» или «Голожопый Фердинанд». Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе и позволяла легко покинуть подбитую самоходку. Поэтому были и самоходчики, буквально влюбленные в СУ-76, они её ласково называли «Жу-жу», «Сухариком», «Суворочкой» или «Коломбиной » (женский персонаж итальянской комедии дель арте). СУ-76 имела много положительных сторон - лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность, высокую проходимость по лесисто-болотистой местности.

    В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против тяжёлой «Пантеры» СУ-76 тоже имела шансы на победу - 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Против «Тигра» и более тяжёлых машин СУ-76 была малоэффективна. Поучения для экипажа предписывали в таком случае стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Введение подкалиберного и кумулятивного снарядов несколько упростило борьбу с тяжелобронированными целями. Грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому позволяло опытным экипажам успешно отбивать танковые атаки противника.

    СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций . Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок и дальность стрельбы достигала 17 км. На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.

    Сохранившиеся СУ-76

    Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях Российской Армии.

    СУ-76 в компьютерных играх

    СУ-76 можно увидеть в отечественной игре «Sudden Strike 3: Arms for Victory ».

    Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою в других компьютерных играх часто далеко от реальности.

    Ссылки

    • Страничка про СУ-76 на Броне-Сайте Чобитка Василия
    • Серых Владимир Дмитриевич - командир батареи Су-76, кавалер ордена Александра Невского.