Недвижимость

Промышленность ссср в годы войны. Экономика ссср перед великой отечественной войной

Сложившаяся в 30-е годы директивно-плановая экономика СССР в своей основе имела мобилизационный характер, направленный на обеспечение обороноспособности страны. Поэтому основные ресурсы государства шли в отрасли тяжелой промышленности, машиностроение, станкостроение, приборостроение, связанные с производством самолетов, танков, артиллерии. Геополитическое положение нашего Отечества веками было таково, что на сельском хозяйстве, производстве товаров потребления, продовольствия приходилось экономить. Поэтому передовая материальная база пищевой промышленности до войны была создана, но стратегических резервов продуктов питания, достаточных, а тем более размещенных в тыловых районах страны, не было. Колхозы окрепли только перед самой войной, когда переходили на механизированное производство.

Начальный период Великой Отечественной войны был особенно труден. К концу 1941 г. немецко-фашистские войска оккупировали территорию СССР, на которой до войны проживало 40% населения страны, было 47% посевных площадей, производилось 30% всей промышленной продукции. База сельскохозяйственного производства пищевой промышленности резко сократилась.

За годы войны у населения оккупированных территорий СССР было отобрано 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней. Оккупанты отправили в рабство 4978 тыс. мужчин и женщин.

В годы войны в соответствии с требованиями боевой обстановки работа пищевой промышленности быстро перестраивалась. Выработка пищевой продукции увеличивалась на сохранившейся производственной базе за счет использования внутрипроизводственных резервов. Быстро вступало в строй перебазированное в тыловые районы страны оборудование. В кратчайшие сроки было организовано производство специального ассортимента сухарей, пищевых концентратов, витаминов, сухого спирта, глицерина и другой продукции, крайне необходимых в условиях войны.

На фабрике «Красный Октябрь» уже в августе 1941 г. карамельный цех был переоборудован под производство продовольствия для снабжения фронта. Развернулось соревнование за звание фронтовых и гвардейских бригад, бравших обязательства выполнять по две-три нормы. В октябре 1941 г. часть кондитерского оборудования была перебазирована в г. Самару, где развернулся выпуск шоколада для фронта. Когда не было топлива, освоили выработку карамели и конфет полухолодным способом. В конце отечественной войны краснооктябрьцы оказали помощь в восстановлении Киевской кондитерской фабрики.

Московский хлебозавод № 11 в основном переключился на выпуск сухарей «Воинских» и «Дорожных», пряников «Дорожных» и лапши. Вся продукция поступала в госпитали, больницы, воинские части.


Московский ликеро-водочный завод (ныне «Кристалл») перешел на выпуск боевой продукции. Средством защиты пехоты от танков стала бутылка с горючей желатинообразной смесью, названная германскими фашистами «коктейлем Молотова». Но готовили и водку для фронтовых нужд.

Несмотря на трудности, которые переживал наш народ, особенно в начальный период войны, не прекращалось строительство предприятий не только тяжелой промышленности, но и пищевой. На востоке страны и в Средней Азии в результате завершения ранее начатого, а также осуществления нового строительства было введено в эксплуатацию свыше 150 предприятий пищевой промышленности. Из них 13 сахарных, 12 консервных, 26 спиртовых заводов, 12 хлебозаводов, 16 заводов маслобойно-жировой промышленности.

О героизме нашего народа в тылу, на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны убедительно свидетельствуют будни коллектива фабрики им. Бабаева. С началом эвакуации предприятий из Москвы часть ценного оборудования и 22 специалиста были отправлены в Алма-Ату. В самом начале 1942 г. там был пущен новый кондитерский цех, выпускавший 20 тыс. тонн продукции в год. В Москве производство фабрики приспосабливалось к нуждам фронта. Коллектив полностью был переведен на казарменное положение, сохранявшееся в течение двух военных лет. Директор фабрики М.А. Беляева работала и жила в своем кабинете. Уже в сентябре 1941 г. был сдан в эксплуатацию цех пищевых концентратов в брикетах с различными видами каш (пшенной, гречневой, рисовой). В короткий срок освоили совершенно новую технологию. Цех стал давать до 30 тонн концентратов ежедневно.

На фабрике был создан цех боеприпасов. Он выпускал пламягасители и флегматизаторы для артиллерийских и танковых орудий, запалы для гранат. Комсомольско-молодежная бригада 18-и летней Саши Романовой выполняла задания на 200%, трудилась под девизом: «за себя и за того парня». Заработал дрожжевой цех, рассчитанный на обеспечение населения пищевыми белковыми дрожжами. Бабаевцы, как и все москвичи, питались в то время на талоны, по карточной системе. И существенным подспорьем для них был бесплатный дрожжевой суп, не очень вкусный, но питательный. Постепенно для действующей армии был налажен выпуск конфет со спиртом, а для населения – сладкой воды с сахарином.

Во время войны заготовка топлива для фабрики полностью велась своими силами. Десятки работниц в зимние месяцы трудились на лесозаготовках в Рязанской и Архангельской областях. Жили в бараках, питались «болтушкой» из отрубей и выполняли задания, рассчитанных на мужчин-лесорубов. Во время приближения немецких войск к Москве 100 молодых женщин и девушек фабрики копали противотанковые рвы в Химках. В 1943 г. по инициативе бабаевцев проводился сбор средств на построение бронепоезда «Московский железнодорожник». Работники предприятия внесли в фонд помощи фронту 1,7 млн. рублей, выделенных из своей зарплаты. В годы войны фабрика неоднократно получала переходящее знамя Государственного комитета обороны. Ряд работников за трудовые успехи был удостоен орденов. В годы войны рабочие кадры для фабрики готовила своя школа фабрично-заводского обучения (ФЗУ). 65 работников фабрики – участников войны погибли на фронте.

Но несмотря на героический труд положение в пищевой промышленности было тяжелым. Фашистскими захватчиками были уничтожены и разрушены 4490 мясоколбасных, сыроваренных, молочных и маслодельных предприятий, 649 спиртоводочных заводов, 204 сахарных, 47 консервных, 29 масложировых заводов, 157 хлебозаводов. Нанесенный ущерб вместе с потерями от сокращения объема производства, уничтожения посевов и скота составил 257 млрд. рублей. Прямое следствие этого урона – резкое сокращение объема производства даже наиболее необходимых для населения продовольственных товаров.

Карточная система, введенная в самом начале войны, обеспечивала городское население продуктами питания лишь в минимальной степени. Существовало несколько категорий при распределении продуктов. Наиболее высокие нормы были установлены для рабочих, занятых в добывающей и химической промышленности, металлургии, на военных заводах. Они снабжались по первой категории: от 800 грамм до 1-1,2 кг хлеба в день. В других отраслях производства рабочие были отнесены ко второй категории и получали по 500 грамм хлеба. Служащие получали по 400-450 грамм, иждивенцы и дети до 12 лет – по 300-400 грамм. По обычной норме в месяц выдавали на одного человека 1,8 кг мяса или рыбы, 400 грамм жиров, 1,3 кг крупы или макарон, 400 грамм сахара или кондитерских изделий. Но карточки надо было «отоваривать», то есть получить по ним товар, что удавалось далеко не всегда из-за дефицита продуктов. Однако хлеб отоваривался практически всегда. В коммерческих магазинах, на рынках цены были очень высокими. Практически вся зарплата городских жителей уходила на покупку продовольствия.

В продовольственном же снабжении бойцов и офицеров армии были и так называемые «наркомовские сто граммов». Из хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) постановлений Государственного комитета обороны (ГКО) следует, что И.В. Сталин лично подписал 22 августа 1941 г. постановление о выдаче каждому бойцу и командиру передовой линии действующей армии «водки 40 градусов в количестве 100 г в сутки». Правда затем Верховный главнокомандующий распорядился «прекратить с 15 мая 1942 г. массовую ежедневную выдачу водки личному составу», а сохранить эту практику только в отношении «имеющих успехи в боевых действиях, увеличив норму выдачи водки до 200 г на человека в день». О том, в каких масштабах армии и флота выражались «сталинские граммы» водки можно судить по постановлению ГКО о планах поставок продовольственных товаров для наркомата обороны СССР в сентябре 1944 года: мука пшеничная – 23970 тонн; мясопродукты – 50570 тонн; водка – 2150000 литров. Армия ежемесячно поглощала 43-45 железнодорожных цистерн водки. После Дня Победы 9 мая 1945 г. все эти решения были отменены. На сегодняшний день алкогольные напитки (125 граммов сухого красного вина типа «Каберне» для снижения воздействия радиации и вывода из организма солей тяжелых металлов) входят в официальный рацион только моряков-подводников, выполняющих учебно-боевые задачи в океане.

В победе над фашистской Германией оправдала себя сложившаяся колхозная система. В 1941 – 1944 гг. страна заготовила 4264 млн. пудов хлеба – это в 3 раза больше, чем в 1914-1917 гг. (1399 млн. пудов). При этом надо учесть, что оккупанты разрушили за годы оккупации 70 тысяч сел и деревень, разграбили более 100 тыс. колхозов и совхозов. Экспорт же крупы, муки и зерна из США и Канады в СССР составил лишь 2,9% внутренних заготовок нашей страны.

Таким образом, несмотря на колоссальные разрушения, сельское хозяйство и пищевая промышленность страны в экстремальных условиях длительной войны обеспечивали фронтовую армию необходимым количеством продуктов, а населению тыла давали минимум питания для поддержания работоспособности и выживания.

Прошло более шестидесяти лет со времени нашей Победы в великой отечественной войне (1941-1945гг). В грозные годы Великой Отечественной войны все было мобилизовано на достижение главной цели - отстоять свободу и независимость нашей Родины. Мы оглядываем пройденный путь, чтобы глубже осмыслить и по достоинству оценить то, что ныне уже стало для нас историей, но не потеряло значения.

Большая доля в достижении Победы была внесена нашими нефтяниками. Значение нефти по пути к победе было огромно. Без нефтепродуктов немыслимы ни армия, ни военно-воздушный, ни военно-морской флот. Не зря нефть называют «черным золотом», «кровью земли», нефть является источником существования и стала движущей силой мира и войны...

Победа над врагом, имеющим в своем потенциале огромные промышленные комплексы, эксплуатирующим захваченные производственные мощности, резервы и ресурсы почти всей Европы, не представлялась возможной без коренных изменений в экономике. Вследствие чего было принято решение о размещении эвакуированных нефтяных предприятий на Востоке страны и перестройке всей промышленности на военный лад, что создало прочную базу победы и оказало большое влияние на экономическую жизнь страны.

Для перестройки работы нефтяной промышленности СССР на военный лад необходимо было решить две первоочередных задачи: всемерного роста добычи нефти в разработанных нефтяных районах и быстрого наращивания нефтедобывающего потенциала в районах между Волгой и Уралом и на Востоке СССР.Вместе с этим необходимо было проводить подготовку к уничтожению действующего фонда нефтяных скважин, нефтепромыслового хозяйства и нефтеперерабатывающих заводов при вынужденном отступлении.

В июле 1941 г. Государственный комитет обороны принял решение о разработке военно-хозяйственного плана обороны страны. На Н. А. Вознесенского возлагался контроль над производством металла и топлива. При Наркомате нефтяной промышленности был создан специальный штаб по обеспечению фронта горючим, который возглавил Н.С. Байбаков

Вся отрасль переводилась на 12-часовой рабочий день до конца войны, без выходных и отпусков.

В 1941 г. были приняты специальные постановления о работе нефтяной промышленности в условиях военного времени. В постановлениях были указаны конкретные задачи по переводе работы нефтяной промышленности на военный лад: о материально-техническом снабжении, обеспечении предприятий рабочей силой, организации геологоразведочных работ и размещении эвакуированных заводов.

В первые месяцы Великой Отечественной войны в Азербайджане определялись и принимались срочные меры по перестройке работы нефтяной промышленности на военный лад, Нефтяная промышленность Азербайджанской ССР план добычи нефти и газа за 1941 г. выполнила на 102,2 %. Укрепление трудовой дисциплины, применение технических усовершенствований, повышение коэффициента использования оборудования и внедрение новаторских методов в производственный процесс позволили поднять производительность труда нефтяников в 1941 г. по сравнению с 1940 г. на 17,3 %, а себестоимость нефти и газа снизить по сравнению с планом на 2%.

Нефтяная промышленность Майкопа в 1941 г. значительно увеличила выпуск высококачественного топлива. Нефтеперерабатывающие заводы Кубани успешно справились с поставленной задачей. Было совершенстве освоено производство авиационного бензина. Летом 1942 г. в период тяжелых оборонительных боев нефтяниками Кубани были выведены из строя нефтепромыслы Майкопа. Противник не смог воспользоваться нефтяными богатствами Краснодарского края. Кубанскими нефтяниками в основном было эвакуировано, частично взорвано или зарыто в землю оборудование, уничтожены скважины

30 июня 1941 г. был принят мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г, в котором предусматривалось широкое использование сырьевых ресурсов Урало-Поволжья и Западной Сибири, перемещение промышленных предприятий из прифронтовой полосы и ввод их в действие в восточных районах страны. Планировалось формирование на Востоке страны военного производства, необходимого для нужд Великой Отечественной войны. На IV квартал 1941 г. объем буровых работ по названным районам был установлен в размере 340 тыс. м, из них по разведочному бурению -135 тыс. м. Был установлен объем эксплуатационного и разведочного бурения в этих районах на 1942 г. Общий объем бурения планировался в 1760 тыс. м, в том числе 650 тыс. м разведочного бурения. Кроме того, в 1942 г. предусматривалось ввести в действие из бурения 1550 эксплуатационных скважин. Необходимо было развитие производства высокооктанового бензина и авиамасел, вследствие чего была поставлена задача срочного строительства ряда нефтеперерабатывающих заводов и установок. Во Втором Баку следовало ускорить строительство и увеличить мощности Уфимского, Саратовского, Сызрайского, Ишимбайского и других нефтеперерабатывающих заводов.

22 сентября 1942 г. было принято постановление «О мероприятиях по всемерному форсированию увеличения добычи нефти в Казахстаннефтекомбинате, Пермьнефтекомбинате и в трестах «Бугурусланнефть», «Сызраньнефть», «Ишимбайнефть», «Туймазанефть», «Туркменнефть», «Калининнефть» и «Ворошиловнефть». Документ представлял собой программу развития нефтяной промышленности на Востоке страны. Среднесуточная добыча нефти в восточных районах к концу 1942 г. должна была быть увеличена в 1,5 раза по сравнению с августом этого же года. Объем эксплуатационного бурения до конца 1942 г. устанавливался в 208,7 тыс. м, а объем разведочного - в 93,4 тыс. м. К концу этого же года должны были вступить в эксплуатацию 482 скважины, а в первом квартале 1943 г. - 580 скважин.

Основная база снабжения страны нефтепродуктами в военные годы была Азербайджанская ССР. Но в первую половину войны бакинская нефтяная промышленность испытывала большие трудности с вывозом готовых продуктов. Поэтому план добычи нефти в Баку был снижен, а в восточных районах увеличен. Также военно-хозяйственный план предусматривал увеличение добычи нефти и производства авиабензина, автобензина, аммиачной селитры, крепкой азотной кислоты, толуола в Урало-Поволжье. Там создавались государственные резервы топлива и нефтепродуктов за счет текущей добычи нефти, ее переработки и перемещения резервов топлива из западных районов СССР в восточные.

Перестройка работы нефтяной промышленности СССР в условиях военного времени потребовала осуществления мероприятий по совершенствованию структуры руководства геологопоисковыми и промысловыми работами. Для повышения эффективности геологопоисковых, буровых и промысловых работ и улучшения оперативного руководства нефтяными предприятиями Второго Баку в апреле 1942 г. в Урало-Поволжье были организованы три комбината - Пермьнефтекомбинат, Куйбышевнефтекомбинат, Башнефтекомбинат и трест «Востокнефтемаш».

Также большие работы осуществлялись в области поисков и разведки новых нефтяных месторождений. Они были подчинены общей стратегической задаче: увеличить добычу нефти в глубоком тылу на Востоке страны. Предстояло открыть новые месторождения нефти между Волгой и Уралом, найти и подготовить к разработке высокодебитные нефтяные залежи. С этой целью из южных нефтяных районов во Второе Баку были направлены крупные геологоразведочные организации и специальные экспедиции. Осенью 1941 г. в Башкирскую АССР из Азербайджанской ССР был переброшен мощный геологоразведочный трест «Азнефтеразведка» (переименованный в трест «Башнефтеразведка»), в составе которого находились высококвалифицированные специалисты - организаторы геологоразведочных работ А. А. Камладзе, А. Ф. Рустамбеков, И. Я. Вайнер, О. А. Межлумов, Н. А. Муганлинский, Г. И. Сафронов и другие. В Башкирию в то же время была направлена экспедиция Академии наук СССР, в которую входили видные ученые-геологи А. А. Блохин, А. А. Богданов, В. Е. Руженцов, К. Р. Чепиков, М. И. Варенцов и другие. Эта экспедиция проделала большую работу по выявлению перспектив газонефтеносности Башкирского Приуралья.

Успешное развитие нефтяной промышленности Узбекистана началось в годы Великой Отечественной войны. В предвоенные годы в республике было обнаружено около 50 месторождений нефти, в военные годы добыча и переработка нефти резко увеличились, Ферганская долина стала важной топливной базой по обеспечению фронта и тыла высококачественными горючесмазочными материалами. Нефтяники Узбекской ССР с первых же месяцев Великой Отечественной войны добились замечательных производственных успехов. К концу 1941 г. добыча нефти на промыслах треста «Калининнефть» составила 184 % от уровня 1940 г.

Добыча нефти увеличилась настолько, что имевшиеся нефтяные емкости уже не могли обеспечить прием и хранение нефти. Более того, в связи с угрозой вражеского вторжения в Закавказье нефтяным складам Красноводска пришлось принимать и бакинскую нефть. Нефтепровод Баку-Батуми уже в августе 1942 г. был демонтирован. До прекращения сообщения по Волге из 6 млн. т нефти, хранившейся на складах Баку, удалось вывезти только 1,6 млн. т. По решению правительства в IV квартале 1941 г. в Красноводске развернулись работы по строительству нефтяных емкостей и сооружению дополнительных эстакад, которые могли бы обеспечить налив не менее 1500 цистерн нефти в сутки.

В августе 1942 г. был снят и переправлен в Поволжье нефтепровод Баку-Батуми. Демонтировали и послали в восточные районы часть своего оборудования нефтяники Азербайджана, что привело к сокращению добычи нефти в Баку.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Поволжский филиал

Экономический факультет

Кафедра экономической теории


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по экономической истории

на тему:

Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны


Выполнил студент


Проверил:


Саратов 2009


Введение

1.Промышленность в годы войны

2.Особенности развития сельского хозяйства

3. Состояние кредитно-денежной и банковской системы

Заключение

Список используемой литературы

Введение


От СССР война потребовала широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Объём ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941 – 1945 гг., составил 582,4 млрд. руб.

В решениях Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), советского правительства и указаниях товарища Сталина в первые же дни Великой Отечественной войны была определена программа перехода мирной социалистической экономики на рельсы военной социалистической экономики.

Создание Государственного Комитета Обороны, объединившего советскую исполнительную и законодательную власть и партийное руководство в стране, обеспечило планомерность и единство действий в деле мобилизации всех ресурсов народного хозяйства на нужды Великой Отечественной войны.

Война поставила перед советскими финансами чрезвычайно сложные и ответственные задачи. Необходимо было обеспечить финансирование военных мероприятий, покрыть расходы, вызванные переводом экономики на военные рельсы, эвакуацию большого числа промышленных предприятий и населения из прифронтовой зоны и восстановление хозяйства в освобождённых районах.

Решение этих задач происходило в обстановке, когда обычные источники дохода были не в состоянии покрыть возросшие финансовые потребности государства

1. Промышленность в годы войны


Великая Отечественная война потребовала немедленного перевода промышленных предприятий большинства отраслей народного хозяйства на выпуск военной продукции. Однако выполнение военных заказов осложнялось тем, что в начальный период войны большая часть предприятий военной промышленности была эвакуирована в восточные районы. За три месяца 1941 г. в восточные районы было перемещено более 1360 крупных предприятий.

Валовая продукция промышленности страны за шесть военных месяцев 1941 г. уменьшилась в 2,1 раза. Проката черных металлов - основы военной промышленности - в декабре 1941 г. было выпущено в 3,1 раза меньше, чем в июне 1941 г., производство проката цветных металлов сократилось более чем в 400 раз, а шарикоподшипников - в 21 раз. Последние два месяца 1941 г. были самыми тяжелыми и критическими в истории военной экономики.

Огромные потери сырья, материалов, продуктов питания восполнялись в основном за счет государственных резервов. С огромным уважением оценивал значение материальных резервов, заложенных накануне войны, прославленный маршал Г. К. Жуков: "Они преследовали цель обеспечить перевод хозяйства на военный лад и питание войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны. С 1940 г. по июнь 1941 г. общая стоимость государственных материальных резервов увеличилась с 4 млрд. до 7,6 млрд. рублей. Сюда входили резервы производственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветных металлов, продовольствия. Эти запасы, заложенные накануне войны, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 г. быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войны".

Несмотря на жесткое нормирование снабжения населения и введение карточной системы с самого начала войны, солдаты были одеты и обуты, обеспечены продуктами питания.

Госрезервы позволили организовать четкую работу транспорта, связи, линий электропередач, а предприятиям быстро перейти к выпуску военной продукции, ремонтировать и изготовлять военную технику, даже при нарушенных связях с предприятиями-поставщиками.

Во время Великой Отечественной войны все работы с госрезервами были подчинены одной главной задаче - бесперебойному снабжению фронта, промышленности, сельского хозяйства и населения. За время войны из госрезерва было отпущено для нужд армии и промышленности огромное количество материальных ресурсов, а именно: хлеба - около 20 млн т., разных продовольственных товаров - около 3 млн. т., черных и цветных металлов - около 2 млн. т., угля - 16 млн. т., нефтепродуктов - около 9 млн. т., лесоматериалов - около 6 млн. Для проведения посевных работ только весной 1942 г. из резервов было выделено сельскому хозяйству для посевных целей 53 тыс. т высококачественного зерна.

В начале войны часть накопленных резервов была израсходована, но, как это ни парадоксально, объемы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли более чем в 1,8 раза, о чем свидетельствуют данные таблицы.


Вид резервов Изменение объемом запасов по отношению к их наличию на 1 января 1941г., %

1942 1943 1944 1945 1946
Хлеб 107,7 122,5 93 137,8 171,1
Мясные консервы 108,3 94,5 117,3 141,2 182,3
Сахар 54,6 28,6 11,3 20,7 59,4
Медь 30,2 19,9 53,3 60,3 77,7
Цинк 82 67,2 215,5 226,2 364,7
Олово 112,8 300 382,9 468 470,2
Никель 200 300 533,3 466,6 193,3
Алюминий 29,7 13,5 67,6 262,2 902,7
Каучук натуральный 273,3 313,3 120 101,3 92
Автобензин 249,90 109,5 52,4 117,8 158,9
Дизельное топливо
70,5* 39,9* 45,4* 35*
Уголь 79,2 51,6 55,7 42,7

Общий оборот по закладке и выпуску резервов по стране составил 43 млрд. рублей. Эти ресурсы поступали главным образом по ленд-лизу (система передачи США союзникам по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др.

За весь период войны отечественное производство меди составило 534 тыс. т, а по ленд-лизу было поставлено 404 тыс. т, или 77,1 % всего отечественного производства; производство алюминия составило 283 тыс. т, а по ленд-лизу поставлено 301 тыс. т, или 106,4 %; олова соответственно - 13 тыс. т и 29 тыс. т (223,1 %), кобальта - 340 т и 470 т (138,2 %), высокооктанового авиабензина - 4700 тыс.т и 1087 тыс. т (23,1 %), автомобильных шин - 3988 тыс. шт. и 3659 тыс. шт. (73,4 %), шерсти - 96 тыс. т и 98 тыс. т (102,1 %), сахара - 995 тыс. т и 658 тыс. т (66,1 %), мясных консервов - 432,5 млн. и 2077 млн. банок (480,2 %), жиры животные - 565 тыс. т и 602 тыс. т (106,5 %).

Системой госрезервов была проявлена высокая оперативность в войне на Дальнем Востоке с милитаристской Японией. Для разгрома Квантунской армии потребовалось мобилизовать на Дальний Восток не только многочисленные воинские подразделения и вооружение, но и значительные материальные ценности и прежде всего горючее. Многие местные руководители системы госрезервов совместно с командирами Красной Армии, а также командирами Китайской народно-революционной армии обеспечивали оперативное продвижение маршрутов с горючим по КВЖД.

За время войны объемы государственных и мобилизационных резервов возросли, резервы стали более мобильными, подготовленными к решению сложных задач, требующих особой срочности и оперативности.


2.Особенности развития сельского хозяйства


Основные центры сельского хозяйства были перенесены на Восток – в Казахстан и Сибирь. Если промышленность СССР поставляла Советской Армии боевую технику, то сельское хозяйство обеспечивало фронт и тыл продовольствием, а промышленность - сырьём.

В период военной экономики 1941–1945 годов в СССР неизмеримо выросла потребность в товарном хлебе. Выросло и городское и армейское потребление хлеба. Тем не менее проблема продовольствия, несмотря на временное выпадение плодородной Украины и Северного Кавказа, в СССР была разрешена успешно. Решение продовольственной проблемы в СССР в период Отечественной войны стало возможно:

во-первых, благодаря колхозному строю, обеспечившему высокую товарность и валовой урожай хлеба;

во-вторых, благодаря сосредоточению основной массы товарного хлеба в руках государства, организовавшего правильный учёт и распределение продовольствия;

в-третьих, в силу нового размещения производства хлеба в стране, увеличившего долю восточных районов СССР.

Успехи социалистического земледелия обеспечили в СССР к началу Отечественной войны накопление значительных государственных резервов хлеба. Это создало устойчивость в снабжении Советской Армии и населения продовольствием, несмотря на исключительные трудности военного времени и уменьшение заготовок хлеба в 1942 и 1943 военных годах по сравнению с 1940 годом за счёт временно оккупированных районов. Было организовано бесперебойное снабжение хлебом Советской Армии и населения.

В период военной экономики СССР в колхозах укрепилась социалистическая дисциплина, поднялась производительность труда, выросли новые кадры колхозной интеллигенции, которые пришли на смену выбывшим колхозным кадрам в связи с призывом в Советскую Армию. Решающую роль в этом обновлении кадров играли советские женщины.

О росте удельного веса женщин в составе кадров трактористов, комбайнеров, машинистов и бригадиров машинно-тракторных станций, а также в составе руководящих колхозных кадров ярко говорят следующие цифры. Удельный вес женщин в составе трактористов МТС вырос с 4% в начале 1940 года до 45% в 1942 году, удельный вес женщин среди комбайнеров МТС вырос с 6 до 43%, .удельный вес женщин среди шофёров МТС - с 5 до 36 %, удельный вес женщин среди бригадиров тракторных бригад МТС вырос с 1 до 10%.

Укрепилась в колхозах трудовая дисциплина Появились не только отдельные колхозы, но и целые районы, где не было трудоспособных колхозников, не выработавших установленного минимума трудодней.

Одновременно увеличилась производительность колхозного труда, что нашло своё выражение в росте посевных площадей, приходящихся на колхозный двор и на трудоспособного колхозника, а также на тяговую силу.

Однако этот рост производительности и дисциплины труда не мог полностью восполнить ослабление технической базы сельского хозяйства, главным образом в освобождённых районах, в связи с уменьшением парка тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и автомобилей, что поставило сельское хозяйство перед серьёзными трудностями. Преодоление этих трудностей происходило путём ограничения мобилизации рабочей силы из деревни, всемерного увеличения производства запасных частей и восстановления производства тракторов и сельскохозяйственных машин, выпуск которых в первый период военной экономики был прекращён.

Несмотря на серьёзное ослабление технической базы сельского хозяйства и уменьшение рабочей силы, общая посевная площадь районов СССР, не подвергавшихся оккупации, в колхозах не только не сократилась, но даже увеличилась. Однако прирост посевных площадей в восточных районах СССР не мог возместить потерь посевных площадей за счёт временно оккупированных немцами богатейших земледельческих районов Украины и Северного Кавказа.

Особенности и трудности военной экономики СССР первого периода Отечественной войны потребовали дальнейшего укрепления и развития зернового хозяйства. Посевы колхозов зерновых культур в 1942 году в восточных районах СССР по сравнению с 1940 годом увеличились на 2,3 млн. га. Если в колхозах районов Центра и Поволжья посевы зерновых культур в 1942 году несколько сократились, то в Сибири, Средней Азии, Казахстане, Закавказье и на Дальнем Востоке они значительно возросли. Наиболее высокий темп прироста имел место в районах Дальнего Востока - на 30% и Средней Азии - на 20%. Наибольшие абсолютные размеры прироста посевных площадей зерновых культур имели место в Средней Азии, Казахстане и Сибири.

За годы войны в СССР произведены значительные изменения в размещении посевов технических культур. Расширены посевы масличных культур и сахарной свёклы в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Посевные площади технических культур продвинулись на восток СССР. Наиболее высокий темп прироста технических культур в 1942 году по сравнению с 1940 годом имел место в районах Дальнего Востока - на 37% и Сибири - на 27%. За годы войны расширены посевы под сахарной свёклой в районах Центра, Поволжья, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Но в целом по СССР посевные площади под сахарную свёклу в 1942 году сократились по сравнению с 1940 годом в связи с временной оккупацией свеклосеющих районов - Украины, Северного Кавказа, Курской области и частично Воронежской области.

Увеличился удельный вес овощных культур и картофеля в пригородных зонах вокруг крупных городов и промышленных центров. Наиболее высокие темпы прироста посевных площадей под овощи и картофель в 1942 году по сравнению с 1940 годом дали районы Сибири - на 44%, Урала - на 37%, Дальнего Востока - на 30%, Средней Азии и Казахстана - на 32 %.

В развитии сельского хозяйства военного времени 1943 и 1944 годы во многих отношениях являются переломными годами. Начиная со второй половины 1943 года, быстрыми темпами шло восстановление сельского хозяйства освобождённых районов. В результате прироста посевных площадей и урожайности зерновых культур в 1944 году Советская страна получила на 1,1 млрд. пудов хлеба больше, чем в 1943 году. Наряду с задачей восстановления и развития земледелия на очередь дня были поставлены задачи восстановления поголовья скота и развития животноводства.

За годы войны в численности и размещении поголовья скота произошли серьёзные изменения. По СССР в целом вследствие временной оккупации ряда сельскохозяйственных районов поголовье скота в 1942 и 1943 годах уменьшилось по сравнению с 1941 годом. В то же время колхозы восточных районов СССР увеличили поголовье рогатого скота - с 11,4 млн. голов на начало 1941 года до 2,5 млн. голов на начало 1943 года, поголовье овец и коз увеличили с 28,1 млн. голов до 34,2 млн. голов и лишь поголовье свиней осталось неизменным, что было связано прежде всего с ограниченными ресурсами концентрированных кормов.

В развитии животноводства 1944 год также явился годом перелома. Уменьшение поголовья скота прекратилось. Самый низкий уровень остался позади. На начало 1945 года поголовье скота в СССР по сравнению с началом 1943 года, т. е. за два года, выросло в следующих размерах: крупного рогатого скота - на 15,8 млн. голов, овец и коз - на 8,4 млн. голов, свиней - на 2,8 млн. голов и лошадей - на 1,7 млн. голов. Рост поголовья скота происходил как в освобождённых, так и в тыловых районах, как в колхозах, так и у крестьян в единоличном пользовании.

3. Состояние кредитно-денежной и банковской системы


На первом этапе войны произошло уменьшение абсолютных размеров доходной части бюджета. Если в 1944 г. из общей суммы доходов государственного бюджета в 180 млрд. руб. за счёт налога с оборота и отчислений от прибыли страна получила 127,6 млрд. руб., то в 1942 г. общая сумма государственных доходов уменьшилась до 165 млрд. руб., а поступления от этих статей дохода - до 81,3 млрд. руб.

Из-за сокращения поступлений по обычным статьям бюджета увеличилось значение других финансовых источников. В начале войны на оборону страны были использованы бюджетные резервы, свободные средства государственных предприятий и хозяйственных органов (фонд директора, излишки собственных и оборотных средств. Увеличивались налоговые поступления от населения. Во второй половине 1941 года были установлены военные надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогу, которые в следующем году были заменены военным налогом. Был введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Рост налогового обложения населения увеличил долю этого источника в государственных доходах.

Большую роль играли государственные займы. Четыре военных займа были распространены среди населения СССР со значительным превышением установленной правительством суммы. Они дали государству 90 млрд. руб. С большим успехом были проведены денежно - вещевые лотереи на общую сумму 12 млрд. руб.

В результате принятых мер доходы государства с 1943 года начали расти, они увеличились со 177 млрд. руб. в 1941 г. до 302 млрд. руб. в 1945 г.

Увеличение государственного дохода позволило лучше финансировать фронт и повысить расходы на восстановление хозяйства.

Безусловно, война повлияла на расходную часть бюджета. Основная масса средств направлялась на военные нужды. В 1941 - 1945 гг. на эти цели было израсходовано 582 млрд. руб. или 50,8% всех расходов бюджета. В 1945 г. около 20% всех расходов было направлено на восстановление и развитие хозяйства и более 20% - на финансирование социально - культурных мероприятий.

В первый период войны в результате резкого увеличения военных расходов при сокращении обычных источников дохода бюджет СССР был дефицитным. Бюджетный дефицит перекрывался за счёт эмиссии бумажных денег. За годы войны количество бумажных денег в обращении увеличилось в 3,8 раз. Но даже в 1942 - 1943 гг., когда эмиссия достигла наибольшего уровня, рубль был относительно устойчивым. Это обусловливалось государственной политикой цен (сохранение твёрдых цен на нормируемые товары, неизменность цен на сельскохозяйственные продукты). В 1944 году государство отказалось от денежной эмиссии.

Заключение


Военная экономика СССР основана на господстве социалистической собственности на средства производства. Сосредоточение в руках Советского государства основных средств производства обеспечило быструю перестройку народного хозяйства СССР на рельсы войны.

Валовая продукция крупной промышленности в СССР: в 1940 году продукция крупной промышленности составила 129,5 млрд. руб. В 1943 году промышленная продукция только восточных районов СССР составила (в сравнимых ценах) 83 млрд. руб., т. е. превышала уровень промышленного производства всех районов дореволюционной России в 7,5 раза.

Социалистическая промышленность СССР, независимая от капиталистических стран, оказалась способной во время Отечественной войны, несмотря на временную потерю значительной территории, обеспечить военное хозяйство всем необходимым за счёт внутреннего производства.

Выросла в СССР численность квалифицированных рабочих кадров - основы индустриального развития народного хозяйства.

Период мирной экономики СССР характеризуется всеобщим расширенным социалистическим воспроизводством общественного богатства во всех районах страны. Расширенное социалистическое воспроизводство имело место и в период военной экономики СССР, хотя оно было ограничено рядом экономических районов страны

Особенностью расширенного воспроизводства в период военной экономики СССР является изменение соотношения и размеров накопления и личного потребления в пользу специфического военного потребления. При этом значительная доля общественного продукта идёт на производство военной техники, которая непосредственно не воспроизводит основных фондов страны. Однако специфическое военное потребление, без которого невозможна оборона отечества, является условием и предпосылкой самого существования и развития расширенного социалистического воспроизводства.

В период военной экономики СССР изменилось соотношение между накоплением и потреблением и временно, на первом этапе военной экономики, уменьшились их абсолютные размеры. По сравнению с довоенным 1940 годом производство совокупного общественного продукта СССР в 1942 году уменьшилось вследствие оккупации немцами ряда промышленных районов. Абсолютные размеры производственного потребления также уменьшились, хотя удельный вес остался без изменения. Фонд личного потребления населения несколько сократился. Удельный вес и размеры накопления временно снизились, хотя накопление продолжалось в течение всего периода военной экономики.

Военная экономика СССР в своей основе принципиально отлична от военной экономики капиталистических стран, так же как отличны законы социалистического и капиталистического воспроизводства.

Во-первых, в СССР военная экономика является социалистической экономикой, основанной на общественной собственности на средства производства. Во-вторых, в СССР движущей силой военной экономики является социалистическое государство, опирающееся на морально-политическое единство и патриотизм народов Советского Союза. В-третьих, СССР в период военной экономики понёс колоссальные издержки, связанные с военными расходами и временной оккупацией Германией ряда советских районов.

Таким образом, экономической основой военного хозяйства СССР является господство социалистической собственности на средства производства, которое обеспечило сосредоточение всех материальных сил народного хозяйства СССР для победоносного ведения Отечественной войны. Перестройка народного хозяйства на рельсы военной экономики, перемещение производительных сил и восстановление их в восточных районах подготовили всеобщий подъём военного хозяйства СССР.

Список используемой литературы:


1. Павленко Н.И. Краткое пособие по истории России.- ;М.: Высшая школа, 1993.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Наумов Н.В., Сивохина Т.А. Пособие по Истории СССР для подготовительных отделений вузов.-

М.: Высшая школа, 1987.

3. Маршал советского союза Г.К. Жуков воспоминания и размышления/ под ред. Миркина А. Д. .- М: Издательство агентства печати новости, 1971

4. СССР в великой отечественной войне 1941-1945/ под ред. Минасян М. М. .-М: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1970

Похожие рефераты:

Отсутствие внешнеэкономической помощи в восстановлении народного хозяйства СССР. Сочетание восстановительных работ с новым строительством и развитием как отличительная черта послевоенного периода. Послевоенная экономическая география Советского Союза.

Восстановление, развитие народного хозяйства СССР в послевоенные годы. Международная "оттепель" первых послевоенных лет. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы. Пятилетний план восстановления.

К началу второй мировой войны Советский Союз располагал мощной промышленностью, развитым социалистическим сельским хозяйством и крупными трудовыми ресурсами. В народном хозяйстве в 1940 г. трудилось почти 34 млн. рабочих и служащих. Десятки миллионов человек занимались производительным трудом в колхозах. Всего в материальном производстве было занято 88,3 процента, в непроизводственных отраслях - 11,7 процента самодеятельного населения. На 1 января 1941 г. численность специалистов в народном хозяйстве составляла 2401 тыс. человек, из них 909 тыс. имели высшее и 1 492 тыс. - среднее специальное образование. В последний предвоенный год численность дипломированных инженеров в СССР составляла 295 тыс., в то время как в США - 170 тыс. В 1940 г. в системе трудовых резервов и в сети профессионально-технического образования было подготовлено и переподготовлено 3078 тыс. рабочих.

Вовлечение в производство миллионов женщин и молодежи позволяло маневрировать квалифицированной рабочей силой, восполнять ее потери в связи с призывом в армию мужчин, а также удовлетворять нужды растущей военной промышленности и оборонного строительства.

Для комплексного развития промышленности СССР располагал богатыми запасами полезных ископаемых. Он занимал либо первое, либо одно из первых мест в мире по разведанным запасам нефти, угля, газа, железных и марганцевых руд, алюминиевого сырья, хромитов, титана, меди, свинца, никеля, кобальта, вольфрама, молибдена, олова, редких металлов, алмазов, асбеста, калийных солей, апатитов, фосфоритов. Советское государство за годы довоенных пятилеток достигло значительных успехов в развитии промышленности.

К началу 1941 г. в Советском Союзе в общем объеме промышленно-производственных фондов электростанции и электросеть составляли 8,9 процента, топливная промышленность - 10,6, черная металлургия - 8,5, цветная металлургия - 3,9, машиностроение и металлообработка - 28,1, химическая промышленность - 6,9, легкая промышленность - 7,3, пищевая промышленность - 11,1, промышленность строительных материалов - 3,7 процента. На остальные отрасли промышленности приходилось примерно 11 процентов {1131} .

Эта структура промышленности отражала научно обоснованные межотраслевые пропорции. Удельный вес отраслей тяжелой индустрии превышал 70 процентов. Данные о промышленном производстве приведены в таблице 25.

Таблица 25. Производство продукции ведущими отраслями промышленности СССР в 1939 - 1941 гг. {1132}

Наименование продукции

Единицы измерения

1941 г, 1-е полугодие

Электроэнергия

млрд. квт-ч

Железная руда

Марганцевая руда

Станки металлорежущие

Учитывая особую роль электроэнергетики в развитии экономики страны и военно-экономической базы, партия обеспечивала более высокие темпы ее роста по сравнению с другими отраслями промышленности. В 1940 г. выработка электроэнергии по сравнению с 1913 г. увеличилась в 25 раз.

По темпам роста производства электроэнергии СССР в 2 - 3 раза опережал главные капиталистические страны. Бурный рост производства электроэнергии открывал возможности для ускоренных темпов развития других отраслей промышленности.

Большое внимание Коммунистическая партия уделяла топливной промышленности. В результате реализации ряда решений ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР добыча нефти намного возросла. В Советском Союзе за первое полугодие 1941 г. был взят рубеж 17,3 млн. тонн. Фашистская Германия вместе с оккупированными и союзными странами добывала нефти значительно меньше.

Угольная промышленность принадлежала к числу ведущих отраслей тяжелой индустрии СССР. По уровню механизации работ на угольных шахтах и разрезах Советский Союз шел впереди Англии, Германии и других европейских государств. Внедрение новой техники и новейшей технологии обеспечивало быстрый рост производительности труда и высокие темпы добычи угля. Перед Великой Отечественной войной эта отрасль промышленности развивалась особенно бурно. Кузнецкий бассейн был превращен в мощную угольную базу, где добыча угля выросла в 1940г. по сравнению с 1913 г. более чем в 24 раза, в то время как в стране она увеличилась в 6 раз. Но по объему добычи угля Германия даже без учета использования угольных запасов оккупированных и зависимых стран значительно превосходила Советский Союз.

Металлургическая промышленность СССР, преодолевая отставание 1938 - 1939 гг., набирала темпы. Однако по выплавке черных металлов Германия почти вдвое превосходила Советский Союз.

К началу Великой Отечественной войны в СССР работало несколько сот предприятий по производству цветных металлов, в том числе такие крупные, как Балхашский медеплавильный завод, Чимкентский свинцовый завод, Уральский алюминиевый завод, комбинат «Южуралникель», Челябинский электролизный цинковый завод, Тырны-Аузский вольфрамо-молибденовый комбинат, Московский комбинат твердых сплавов и др.

Темпы развития цветной металлургии были примерно в 2 - 3 раза выше, чем черной. Только в первой половине 1941 г. было произведено значительно больше алюминия, никеля, олова, черновой меди, вольфрамовых и молибденовых концентратов, чем за весь 1937 г. Германия выпускала меди и никеля намного меньше, чем Советский Союз, но значительно больше алюминия, свинца, цинка, магния.

Производство валовой продукции химической промышленности, включая горно-химическую, в 1940 г. по сравнению с 1913 г. в СССР увеличилось в 25 раз. Производство кальцинированной соды (95-процентной) составило в 1940 г. 536 тыс. тонн, соды каустической (92-процентной) - 190 тыс. тонн, серной кислоты в моногидрате - 1 587 тыс. тонн, синтетических смол и пластических масс - 11 тыс. тонн, аммиака синтетического - 338 тыс. тонн, химических волокон - 11 тыс. тонн, каучука синтетического - 97 тыс. тонн, синтетических красителей - 34 тыс. тонн.

Машиностроение играло решающую роль в техническом перевооружении всей экономики, особенно военной. Эта отрасль промышленности развивалась в СССР более высокими темпами по сравнению с другими отраслями. В то время как валовая продукция промышленности в 1940 г. превосходила уровень 1913 г. в 7,7 раза, в том числе группы «А» - в 13,4 раза, группы «Б» - в 4,6 раза, то машиностроения и металлообработки - в 30 раз {1133} . Многие отрасли машиностроения были созданы лишь при Советской власти: тракторная промышленность, автомобильная, авиационная и др. Суммарная мощность произведенных в 1940 г. паровых и газовых турбин составила 972 тыс. квт, электродвигателей переменного тока - 527 тыс. квт. Страна получила 24 тыс. тонн металлургического оборудования, 119 тыс. единиц кузнечно-прессового оборудования, 16 тыс. тонн нефтеаппаратуры, 914 магистральных паровозов, 32 тыс. магистральных пассажирских и грузовых вагонов, 145 тыс. различных автомобилей, 32 тыс. тракторов и много другой техники {1134} .

Станкостроение в СССР создавалось в значительной мере заново. Темпы его развития были весьма высокими. Объем станкостроительной продукции в 1940 г. превысил уровень 1913 г. в 39 раз. Однако германская станкостроительная промышленность являлась в то время самой развитой в мире, давала продукции больше. Если в СССР парк металлорежущих станков в 1940 г. составил 710 тыс. {1135} , то в Германии в 1941 г. - почти 1,7 млн. {1136} . Кроме того, в результате оккупации Франции и других стран Западной и Центральной Европы Германия получила возможность расширить свой станочный парк.

Темпы развития и уровень производства в СССР легкой и пищевой промышленности удовлетворяли нужды трудящихся и обороны страны. В 1940 г. в Советском Союзе было выпущено всех видов тканей 4522 млн. погонных метров, 211 млн. пар кожаной обуви, 29 млн. тонн муки, 1 501 тыс. тонн мяса, 226 тыс. тонн животного масла, 2 165 тыс. тонн сахара {1137} .

Важную роль в укреплении экономической базы обороны страны играло индустриальное строительство. В 1939 г. подчиненные различным ведомствам строительные организации были объединены под руководством Наркомата по строительству (Наркомстроя). Это позволило постепенно переходить к прогрессивному подрядному способу строительства промышленных объектов и добиваться более производительного использования строительной техники. Созданные в системе Наркомстроя специализированные строительные организации выполняли задачи большого государственного и оборонного значения: сооружали крупные промышленные предприятия, дороги, каналы, мосты, аэродромы, порты и т. п. Перевод строительства на промышленную основу создавал условия для быстрого развертывания военного производства.

Сельское хозяйство Советского государства, претерпевшее коренные преобразования на социалистических началах, развивалось успешно. К 1940 г. СССР располагал развитым сельскохозяйственным производством. В стране насчитывалось 236,9 тыс. колхозов и 4,2 тыс. совхозов, 7,1 тыс. МТС. Сельское хозяйство имело 531 тыс. тракторов, 182 тыс. зерноуборочных комбайнов, 228 тыс. грузовых автомобилей и много другой техники.

Перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы и техническое его перевооружение позволили расширить посевные площади до 151 млн. гектаров и содержать к началу 1941 г.: крупного рогатого скота - 54,8 млн. голов, свиней - 27,6 млн., овец и коз - 91,7 млн. голов.

Производство сельскохозяйственной продукции в СССР в 1940 г. {1138}

Зерно (валовой сбор), млн. т

Хлопок-сырец, млн. т

Сахарная свекла (фабричная), млн. т

Подсолнечник, млн. т

Льноволокно, тыс. т

Картофель, млн. т

Овощи, млн. г.

Мясо (в убойном весе), млн. т

Молоко, млн. т

Яйца, млрд. шт.

Шерсть, тыс. т

Советский Союз занимал первое место в мире по сельскохозяйственному машиностроению, валовому сбору пшеницы, ржи, овса, ячменя, льна-долгунца, сахарной свеклы и подсолнечника; второе - по производству тракторов и поголовью скота; третье - по производству хлопка-сырца и суперфосфата. Хотя зерновая проблема еще была решена не полностью, крупное социалистическое сельское хозяйство было в состоянии обеспечить страну и ее армию сельскохозяйственной продукцией в случае нападения врага.

Ускоренное развитие получил транспорт, ведущая роль в котором принадлежала железнодорожному. На его долю к началу Великой Отечественной войны из всего грузооборота приходилось 85 процентов, а пассажирооборота - 92,2 процента. В 1940 - 1941 гг. по указанию Политбюро ЦК ВКП(б) объем капиталовложений в железнодорожное строительство был увеличен. Эксплуатационная длина железнодорожных путей НКПС достигла в 1940 г. 106,1 тыс. км, в том числе 1900 км электрифицированных. Советский железнодорожный транспорт отличался высокой эффективностью использования подвижного состава. Его грузооборот возрос по сравнению с 1913 г. в 6 раз, тогда как длина железных дорог за это же время увеличилась лишь на 81 процент.

Быстро развивался морской транспорт. Коммунистическая партия и Советское правительство твердо держали курс на повышение его роли в обеспечении нужд народного хозяйства. Развитие флота проходило ускоренными темпами, возводились новые и реконструировались старые порты, создавалась мощная судоремонтная база. Для морских перевозок осваивались северный и дальневосточный бассейны, более интенсивно использовался Северный морской путь. Грузооборот морского транспорта за годы первых пятилеток увеличился в 2,5 раза и достиг в 1940 г. 12,8 млрд. тонно-миль, а объем морских перевозок - 31,2 млн. тонн {1139} . Намного возрос грузооборот речного транспорта.

В предвоенные годы быстро повышалась значимость магистральных трубопроводов. Протяженность магистральных нефтепродуктопроводов к началу 1941 г. составила 4100 км, почти в 4 раза больше, чем в 1913 г. Количество нефти, перекачанной по трубопроводам в 1940 г., достигло 7,9 млн. тонн.

Воздушный транспорт СССР в те годы был относительно молод. Однако и он достиг значительных успехов. Уже в 1940 г. протяженность воздушных линий равнялась 143,9 тыс. км, а грузооборот - 23,2 млн. тонно-километров. В том же году воздушным транспортом было перевезено 58,4 тыс. тонн грузов и 400 тыс. пассажиров.

На базе отечественного автомобилестроения успешно развивался автомобильный транспорт. Были построены многие тысячи километров новых шоссейных дорог и автомагистралей. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием к концу 1940 г. достигла 143,4 тыс. км, стала почтив 4 раза больше, чем в 1913 г. В 1940 г. автомобильным транспортом было перевезено 858,6 млн. тонн грузов и 590 млн. пассажиров.

Советский многоотраслевой транспорт был готов к тяжелым испытаниям надвигавшейся войны {1140} .

Коммунистическая партия и Советское правительство принимали меры, чтобы ускорить развитие и внедрение современных средств связи. В 1940 г. в СССР насчитывалась 51 тыс. предприятий почты, телеграфа и телефона, из них в сельской местности было 44 тыс. Количество телефонных аппаратов составило 1,7 млн. единиц. Была установлена телефонная связь почти со всеми государствами мира.

Большое значение придавалось рациональному размещению военной промышленности. Главные ее отрасли располагались на линии Ленинград, Москва, Тула, Брянск, Харьков, Днепропетровск {1141} . Наряду с этим военная промышленность развивалась в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Удельный вес этих районов в производстве военной продукции составлял к лету 1941 г. 18,5 процента {1142} . В годы Великой Отечественной войны экономика восточных районов превратилась в главную базу, опираясь на которую Советский Союз одержал победу в войне. Ускоренное развитие экономики на востоке страны не носило характера военно-экономической автаркии, а было подчинено общим задачам развития народного хозяйства СССР. В восточных районах страны были достигнуты крупные успехи в производстве промышленной продукции стратегического значения.

Таблица 26. Производство важнейших видов промышленной продукции в восточных районах СССР в 1940 г. {1143}

Виды продукции

В абсолютных данных

В процентах ко всему производству

Электроэнергия, млрд кВт-ч

Нефть, млн. т

Уголь, млн. т

Чугун, млн. т

Сталь, млн. т

Прокат, млн. т

Железная руда, млн. т

Медная руда, тыс. т

Никелевая руда, тыс. т

Бокситы, тыс. т

Цинк, тыс. т

Свинец, тыс. т

Минеральные удобрения, млн. т

Металлорежущие станки, тыс. шт.

Металлургическое оборудование, тыс. т

Тракторы, тыс. шт.

Тракторные плуги, тыс. шт.

На гигантских просторах востока успешно развивалось крупное социалистическое сельское хозяйство. В 1940 г. здесь имелось 59,9 тыс. колхозов, 2208 МТС. Товарность сельского хозяйства по восточным районам была выше, чем по СССР в целом. В восточных районах находилось 25 процентов колхозов и 27 процентов совхозов страны. Однако проданная ими продукция в 1940 г. составила от общегосударственных закупок: более 28 процентов зерна, 32 процента молока и молочных продуктов, более одной трети скота и птицы, более одной трети различных кож и 45 процентов шерсти. Что касается хлопка-сырца, то на восточные районы приходилось около 90 процентов всех его закупок в стране.

Капитальные вложения в народное хозяйство в предвоенные годы были самыми крупными за всю историю развития Советского государства. Если в первой пятилетке они составляли 7,3 млрд. рублей, во второй - 16,6 млрд. рублей, то лишь за три с половиной года третьей пятилетки (1938 г. - июнь 1941 г.) они составили 17,3 млрд. рублей {1144} .

Это позволяло увеличивать ввод в строй основных фондов. Если за первое пятилетие всего было введено в действие основных фондов на сумму 7,8 млрд. рублей, во второе - на сумму 14,5 млрд. рублей, то за три с половиной года третьего пятилетия - на 15,6 млрд. рублей больше, чем за всю вторую пятилетку Германия

Из таблицы видно, что темпы роста национального дохода в Советском Союзе были выше, чем в крупнейших капиталистических странах.

В 1940 г. национальный доход в СССР составил 128,3 млрд. рублей (в ценах 1926 - 1927 гг.) {1148} и распределялся следующим образом: фонд накопления - 19 процентов, фонд народного потребления - 70, фонд военных расходов - 11 (из них фонд средств ведения войны - 7 и фонд личного потребления военнослужащих - 4) {1149} .

Государственный бюджет, через который в СССР происходит распределение значительной части национального дохода страны, ярко отражал главные направления экономической политики Коммунистической партии и Советского правительства.

Таблица 28. Главные статьи государственного бюджета СССР (млрд. рублей в ценах соответствующих лет) {1150}

Статьи бюджета

1938 - 1940 гг. (три года 3-й пятилетки)

В том числе в 1940 г.

общая сумма

в среднем в год

Всего доходов

В том числе: налог с оборота и отчисление от прибылей

средства государственного социального страхования

налоги, сборы, займы

Всего расходов

В том числе:

на народное хозяйство

на социально-культурные мероприятия

на оборону

В таблице 28 показано, что наряду с ростом ассигнований на народное хозяйство возросли, особенно в 1940 г., расходы на оборону страны. Если среднегодовые расходы на оборону за три года третьей пятилетки составили 26,4 процента, то в 1940 г. они достигли небывало высокого уровня за всю историю Советского государства - 32,6 процента.

Усилия Коммунистической партии в области военной экономики находили отражение в динамике годовых расходов на оборону по государственному бюджету. Если среднегодовые расходы на оборону страны в 1933 - 1937 гг. принять за 100 процентов, то в 1938 - 1939 гг. они возросли в четыре раза, а в 1940 г. более чем в шесть раз. Среднегодовые бюджетные расходы государства за эти же годы выросли на 235 процентов. Следовательно, в предвоенные годы темпы роста расходов на подготовку к обороне более чем в два раза превышали темпы роста суммарных бюджетных расходов.

На расширение материальной базы обороны страны огромное влияние оказывал рост производительности труда. В 1940 г. по сравнению с 1928 г. он составил: в промышленности - 313, в строительстве - 247, в сельском хозяйстве - 171 и на железнодорожном транспорте - 269 процентов.

За три года третьей пятилетки производительность труда в промышленности увеличилась на 33 процента. Таких высоких темпов не знало в то время ни одно капиталистическое государство. Тем не менее возможности роста были использованы далеко не полностью. Ряд отраслей промышленности (лесная, строительных материалов и др.), а также сельского хозяйства в 1940 г. недовыполнили план роста производительности труда и объема производства. На эти недостатки указывала XVIII партийная конференция.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны СССР являлся могучей индустриальной державой с развитым народным хозяйством и крепкой экономической базой для обороны страны. Однако военно-промышленная база главного противника СССР - фашистской Германии и оккупированных ею стран была значительно мощнее, чем Советского Союза.

В первый год Великой Отечественной войны советская танковая промышленность столкнулась с глобальными сложностями. Архивные документы 1941–1942 гг. дают возможность взглянуть на проблемы оборонных заводов глазами наркома танковой промышленности​.

В условиях наступления немецкой армии многие заводы эвакуировались в тыл , возникала необходимость заново выстроить инфраструктуру, восполнять нехватку кадров, создавать приемлемые условия жизни и производства на новых местах. Для этих целей в сентябре 1941 года был создан Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП) – управляющий орган, призванный организовать танковые заводы в эффективную производственную систему.

Шлифовка башни танка Т-34 на заводе № 183 им. Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР (Нижний Тагил). Источник: РГАЭ, Ф.8752, Оп.4, Д.880. Л.11
http://rgae.ru

Положение в стране было объективно тяжёлым, и военная промышленность не могла избежать общих бед. Танки делали живые люди – устававшие, страдавшие от бытовой неустроенности или, наоборот, пытавшиеся урвать свой кусок в атмосфере общей беды. Наркомат, в свою очередь, стремился не только наказать виновных в срывах производственной программы, но и «залатать дыры», неизбежно возникавшие в хаосе эвакуации, дать рабочим позитивную мотивацию.


Регулировка машин на заводе № 183 им. Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР (Нижний Тагил). Источник: РГАЭ, Ф.8752, Оп.4, Д.880, Л.30
http://rgae.ru

Во многом это была заслуга наркома Вячеслава Александровича Малышева, предпочитавшего осуществлять руководство непосредственно на местах: всё время с момента своего назначения до середины лета 1942 года он провёл в разъездах по заводам, лично знакомясь с проблемами производства. Знакомство с приказами НКТП даёт возможность взглянуть на ситуацию глазами наркома и представить, в каких условиях ковалось оружие Победы.

Главной проблемой на момент создания Наркомата танковой промышленности было частичное либо полное невыполнение плана по количеству производимых машин и их узлов. Вот приказ НКТП № 1 от 12 сентября 1941 года (РГАЭ, Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.2–3):

«На протяжении ряда месяцев завод им. КИМ не выполняет производственной программы. В результате безответственного руководства заводом со стороны директора т. Ефремова и главного инженера т. Хламова сорвано выполнение всех оборонных заказов. Трудовая дисциплина на заводе расшатана, в цехах захламлено. Крайне дефицитные станки простаивают, в то время как программа не выполняется.

тт. Ефремову и Хламову неоднократно указывалось Наркоматом и другими организациями на их плохую работу, но они не сделали должных выводов из этих предупреждений и продолжали работать негодными, порочными методами.

Совнарком Союза ССР своим постановлением от 11/ IX с.г. отметил, что в результате безответственного отношения к делу главного инженера завода т. Хламова значительная часть изготовленной для выполнения оборонного заказа оснастки оказалась негодной».

В итоге оба упомянутых производственника были сняты с высоких должностей и переведены на низовую работу с соответствующим понижением оклада.


Эшелон с танками Т-34 отправляется на фронт

С первых дней работы наркому было ясно: проблема выполнения плана оказывалась напрямую связана не только с технологиями производства, но и с использовавшими эти технологии людьми. Значительное количество приказов, посвящённых данному вопросу, содержали не только замечания к руководству и требования наказать виновных в простоях оборудования и срывах сроков, но и предложения по созданию у рабочих положительной мотивации. Приказ № 11 от 23 сентября 1941 года гласил (РГАЭ, Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.42–43):

«Проверка работы сборочно-сдаточного цеха ЧТЗ показала, что в этом цехе нет должного порядка и технологической дисциплины, в результате чего установленные сроки сборки машин срываются. После сборки обнаруживается большое количество дефектов, устранение этих дефектов затягивается, в результате чего сдача машин срывается, а 22/ IX с.г. из-за отсутствия должного порядка на сборке не было сдано ни одной машины.

Считая, что такое положение на сборке грозит срывом выполнения программы завода, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Обязать главного инженера ЧТЗ тов. Махонина лично навести должный порядок на сборке и обеспечить бесперебойную качественную сборку машин.

2. Установить, что каждая машина по сборке закрепляется за определённым старшим мастером конвейера, который полностью отвечает за сдачу машины с конвейера в сдаточный цех в срок, установленный правительственным графиком.

3. Обязать Директора ЧТЗ тов. Шор в однодневный срок расследовать причины срыва выпуска машин 22/ IX с.г. и виновных строго наказать, вплоть до предания суду.

4. Установить для ИТР сборочно-сдаточного цеха ЧТЗ премиальную систему за выполнение сроков сборки и сдачу машин с конвейера надлежащего качества. За повторные обкатки и дефекты с виновных удерживать расходы, связанные с повторением обкатки, а при систематическом повторении дефектов виновных привлекать к ответственности, вплоть до предания суду. Директору ЧТЗ тов. Шор в однодневный срок представить мне на утверждение премиальную систему для командного состава сборочно-сдаточного цеха.

5. Разрешить Директору ЧТЗ тов. Шор ввести для рабочих сборочно-сдаточного цеха прогрессивную оплату труда за перевыполнение норм сборки и сдачу машин, при своевременном обеспечении надлежащего качества сборки.

6. Разрешить Директору ЧТЗ тов. Шор увеличивать прогрессивную оплату туда рабочих до 50% за хорошее качество работы, за отсутствие дефектов и повторных обкаток после сдачи машин».

К концу зимы 1942 года ситуация начинает понемногу выправляться. Приказ № 41-м от 4 февраля 1942 года содержит замечания общего характера. Проблемы с дисциплиной отмечены, главным образом, на эвакуированных заводах (РГАЭ Ф.8752, Оп.1, Д.4, Л.144–147):

«Задача увеличения производства танков требует от всех рабочих и служащих полного использования установленного рабочего времени, строжайшей трудовой дисциплины и повышения производительности труда.

Однако, на ряде заводов, и, в особенности, на эвакуированных (заводы №№ 183, 37, 76 и др.) состояние трудовой дисциплины рабочих и служащих находится не на должной высоте, а со стороны директоров заводов и начальников цехов ослабло внимание к этому важнейшему вопросу. Еще не изжиты совершенно нетерпимые в военное время опоздания на работу, отлучки с работы, несвоевременное начало и окончание работы, бесцельное хождение в рабочее время и невыходы на работу по неуважительным причинам.

Многие начальники цехов и мастера проявляют либеральное отношение к лодырям, разгильдяям и нарушителям трудовой дисциплины, а причины и обстоятельства нарушения трудовой дисциплины выявляются несвоевременно и не тщательно.

<…>

Несмотря на то, что рабочие и служащие, согласно Указу от 26 декабря 1941 г., мобилизованы и прикреплены на период военного времени за предприятиями танковой промышленности, паспорта до сего времени продолжают оставаться у рабочих и служащих, что в ряде случаев используется для самовольных уходов с предприятий».

Стоит отметить, что прикрепление рабочих к заводам во время войны было вынужденной мерой. Предприятия постоянно сталкивались с проблемой нехватки персонала. Её корни уходят в историю эвакуации промышленности: при переезде терялись не только станки, но и ценные кадры. Например, многие рабочие харьковских заводов ушли в ряды ополчения вместо того, чтобы эвакуироваться на Урал. Однако имели место и постыдные случаи дезертирства, отражённые, например, в приказе № 30/ААГ от 26 сентября 1941 года (РГАЭ Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.87–88):

«Проверкой на месте на заводе № 183 мной установлено, что в ряде цехов «700», «100», «500» имеют место факты, когда отдельные рабочие самовольно прекращают работу раньше окончания смены и оставляют завод; ряд рабочих специальных цехов без уважительных причин не является на работу в течение 3–5 и более дней; некоторые рабочие, обязанные приказом по заводу выехать на другое место работы, получив подъемные и друг. выплаты, присвоив государственные средства, не выехали по месту назначения, прекратили явку на завод – дезертировали с трудового фронта».

Дезертировавших рабочих предписывалось отдать под суд, начальству был объявлен строгий выговор за допущение подобной ситуации.


Производство лёгких танков Т-70 на Горьковском автомобильном заводе, 1943 год

Директора заводов периодически обращались в Наркомат с просьбами помочь в решении кадровой проблемы. Но взять дополнительных рабочих было неоткуда: человеческие ресурсы были ограничены и истощены идущей войной. В этих условиях Малышев мог только указать директорам на внутризаводские возможности для хотя бы частичного исправления ситуации. Приказ № 165-м от мая 1942 года предписывает в двухнедельный срок перевести часть рабочих из аппарата отделов заводоуправления и цехов непосредственно на производство (Оп.1, Д.9, Л.127):

«В последнее время некоторые директора заводов обратились в Наркомат с ходатайством о сохранении на заводе временно направленной к ним рабочей силы, а также о дополнительном направлении на завод рабочих из числа трудоспособного населения.

Возросшие потребности на рабочую силу эти заводы считают возможным покрывать, главным образом, за счет притока рабочих извне.

Внутризаводские возможности (ужесточение норм выработки, улучшение технологических процессов, перевод вспомогательных рабочих, ИТР, служащих непосредственно на производственную работу и др.), обеспечивающие сокращение потребности в рабочей силе и увеличивающие численность производственных рабочих, директора заводов, начальники цехов использовали крайне недостаточно, в особенности на заводах №№ 37, 76, 174, Кировском, заводе № 200, № 38.

Управленческие аппараты заводов и цехов еще не приведены в соответствие с условиями войны».

Приведённые выше документы свидетельствуют о том, в каких тяжёлых условиях танковой промышленности приходилось выходить на нужную фронту мощность. Резервы СССР были не безграничны, война стала для страны серьёзной проверкой на прочность – в том числе и в тылу, в заводских цехах. Пристальное внимание наркома танковой промышленности к дисциплине и порядку на предприятиях было обусловлено необходимостью поиска внутризаводских ресурсов для выполнения планов по количеству машин.


Тяжёлый танк ИС-2 в цеху завода

Уже весной 1942 года отставание от плана на многих заводах сокращается, некоторые предприятия начинают перевыполнять план, организовываются социалистические соревнования. Наряду с установлением новых логистических связей между заводами и внедрением инновационных методов производства, предпринятые Малышевым административные меры помогали реорганизовать советское танковое производство сообразно условиям военного времени.

Использованная литература:

  1. Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны – М., 2009.
  2. Уланов А. А., Шеин Д. В. Порядок в танковых войсках? – М., 2011
  3. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление – М., 1996.