Недвижимость

Что такое радость труда пример. Пример сочинения ЕГЭ по тексту И.А

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи детей в общении».

Цель: осветить важность вопросов развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми, формирования у них умения связно излагать мысли, рассказывать, сочинять, доказывать, убеждать, спорить и т.д.

Предварительная работа : - оформление выставки дидактических игр и пособий по развитию речи;

Подготовка карточек для практической части собрания;

План проведения:

    «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Педагогический всеобуч.

    «Роль дидактических игр в развитии речи воспитанников»

3. Практикум «Факторы успешного речевого развития ребенка»

Ход собрания:

    «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Кроме того, необходимо стремиться, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Дошкольное детство – сензитивный период для активного усвоения родной речи. Чем раньше будет начато целенаправленное развитие речевого общения, обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Она вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. Другими словами, мы взрослые должны научить ребенка не просто говорить, а связно излагать мысли, доказывать, убеждать, спорить, объяснять, описывать, рассказывать, пересказывать, сочинять.

Не случайно язык и речь рассматриваются как узел, в котором сходятся важнейшие линии психического развития ребенка: его мышления, воображения, памяти, эмоций. В связной речи отражается логика мышления ребенка, умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Высокий уровень развития связной речи старших дошкольников является не только необходимым условием для успешной учебы в школе, но и показателем общего развития.

Речь – уникальное и универсальное средство многих видов деятельности дошкольника (общение, игры, рисование, лепка, конструирование, решение практических задач, восприятие художественной литературы и др.) Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно, легко и непринужденно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут привести к задержке умственного развития ребенка, травмировать его психику.

С раннего возраста речь ребенка формируется в процессе общения на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер, братьев, затем уже на ее формирование оказывает влияние речь взрослых и сверстников в дошкольном учреждении.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с отставанием в развитии речи. Этому есть немало объяснений. Это и технический прогресс (как ни странно), и ритм современной жизни, и загруженность родителей, и наличие в большинстве семей только одного ребенка. Уставшие родители не могут, а иногда и не хотят общаться с детьми. Детям включают телевизор, компьютер, предлагается множество игрушек, но только не живое общение.

Уровень речевого развития детей, поступающих в школу, весьма неоднороден. Многие шестилетки испытывают трудности в создании связных высказываний. Причин тому множество. Развитие речи связано с различными факторами, как биологическими, так и социальными, психологическими, т.е. здоровьем ребенка, его наследственностью и эмоциональным благополучием, социальным окружением и речевой средой, особенностями общения, традициями воспитания.

Чтобы успешно развивать речь воспитанников, педагогу необходимо иметь глубокие знания об основных факторах речевого развития и его закономерностях, механизмах развития и саморазвития речи.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется целенаправленная и систематическая работа по развитию речи детей в разных видах деятельности (повседневное общение, специально организованная деятельность по развитию речи, развивающие занятия по формированию речевых умений и навыков, развитию смысловой стороны слова, овладению монологической речью и др.)

Взрослым необходимо помнить о том, что для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Особенно оно важным оно является в первые 7 лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

Кроме того, гармоничное развитие речи в значительной степени зависит от качества общения, комфортности взаимоотношений с собеседниками. Поэтому очень важно правильно организовать речевую среду, создать условия для общения детей с взрослыми и другими детьми, поскольку речь – это один из главных показателей психического развития, в ней отражаются все достижения и проблемы ребенка.

Примерно к 5-6 годам речь детей в звукопроизношении и грамматическом строе фраз максимально приближается к нормативной речи взрослых. Однако стилистически в речи еще долго сохраняются особенности, свойственные детскому возрасту. Не стоит усердствовать в том, чтобы заставлять ребенка этого возраста обязательно пользоваться литературным, книжным языком, фразеологией взрослой речи. В свое время ребенок придет к этому. Но если навязывать это слишком рано, можно лишить его речь индивидуального своеобразия, обезличить ее. В то же время необходимо поощрять у детей старше 5 лет более полные ответы, использование распространенных предложений, развивать повествовательную речь, диалогическую и монологическую речь.

Развитие диалога.

Как уже было сказано выше, с самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Имеется много свидетельств, доказывающих, что активное участие родителей в этой ранней, еще элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно сильно стимулируют развитие активной речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность понимать друг друга.

Ситуация естественного диалога возникает при желании что-то сообщить собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родителям следует стараться показать свою искреннюю заинтересованность в беседе и вызвать ее у малыша. Нередко имеющие место быть односторонние расспросы взрослым ребенка, строго говоря, диалогом не являются. Коммуникация такого рода носит односторонний характер, и ее нельзя считать полноценным общением. Как известно, наиболее надежный способ вызвать интерес у собеседника – это разговор на интересующую и понятную ему тему. Поэтому беседа не должна содержать слишком много новой информации и незнакомой лексики. В подобной ситуации речевая активность ребенка подавляется.

Для понимания того, в чем нуждается ребенок для полноценного развития связной речи, важно вспомнить, какое место занимают в его речевом развитии образцы, задаваемые взрослыми. Большинству детей свойственна склонность к имитации и подражанию. Речевые обороты (их еще называют «речевые клише») которые часто повторяют взрослые, включаются в речь ребенка и занимают а ней довольно большое, но различное у разных детей место. Часть детей склоны, подражая взрослым, включать в собственную речь услышанные словосочетания, фразы, понимая их лишь частично.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 4 – 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школу, поликлинику, библиотеку. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквере, на озере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

    «Роль дидактических игр в развитии речи воспитанников.

3. Практикум «Факторы успешного речевого развития ребенка»

Что такое речь? (вопрос к родителям)

« Речь – это что-либо выраженное словами, устно или на письме: предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл. Это разговор, беседа …» (Толковый словарь В. Даль).

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная и первоначальная функция речи – это коммуникативная, т.е. назначение речи – быть средством общения.

Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на доске вывешены карточки с текстом).

    Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

    Общение ребенка со сверстниками.

    Строение артикуляционного аппарата.

    Речь взрослых – образец.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Чтение детям художественной литературы.

    Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

4.Подведение итогов собрания.

В наше время хлеб наш насущный достается нам достаточно легко. И не просто хлеб, а хлеб с маслом. Работать до седьмого пота уже нет никакой нужды: всю тяжелую физическую работу делают машины. Сейчас у нас есть вкусная еда в супермаркете, жилье со всеми удобствами и деньги, чтобы все это оплатить. И мы, наконец-то, можем начать получать удовольствие от жизни: отдыхать и развлекаться, ни в чем себе не отказывая...

Психологи уже давно рассказали нам, что человек живет по принципу удовольствия. Делает то, что приятно и старается избегать того, что неприятно. Отдыхать, валяться на солнышке – приятно. Работать – не очень. Но кушать очень уж хочется, поэтому приходится вставать, чтобы добыть пропитание.

Голод всегда был главной причиной активности человека и главной причиной прогресса. Все больше осваивая окружающий мир, человек практически избавился не только от голода, но и от тяжелого физического труда. В наше время хлеб наш насущный достается нам достаточно легко. И не просто хлеб, а хлеб с маслом. Работать до седьмого пота уже нет никакой нужды: всю тяжелую физическую работу делают машины. Сейчас у нас есть вкусная еда в супермаркете, жилье со всеми удобствами и деньги, чтобы все это оплатить.

И мы, наконец-то, можем начать получать удовольствие от жизни: отдыхать и развлекаться, ни в чем себе не отказывая. А работают пусть лишь те, кто не может купить себе право на отдых. Так ли это? Давайте разберемся с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Танцуй, пока молодой!

Действительно, у нас в голове сложилась стойкая ассоциация о том, что отдых – это хорошо, а работа – плохо. Современная молодежь на вопрос о мечте отвечает просто: «Были бы деньги, остальное купим!» Вопрос: «А если бы у вас уже был миллион долларов, что бы вы делали?» Самый распространенный ответ: «Отдыхал бы!»

Вот мы и отдыхаем. Пенная вечеринка, пижамная вечеринка, вино, пиво, девочки, мальчики… Все в принципе одно и то же, разница лишь в цене напитков и заведений. А утром головная боль, пустота и смутное чувство неудовлетворенности. Одни развлечения сменяют другие, новые, более изощренные, за ними следующие, еще круче. Требуется разнообразие и повышение градуса. Иначе – скука безысходная и тоска смертная.

Почему же нам плохо, когда вроде бы все хорошо?

Получается, что принцип удовольствия не работает? Работает. Но по-другому. Для начала давайте разберемся, что такое отдых и что такое удовольствие.

Отдых – это восстановление сил после РАБОТЫ. Любая мышца в теле человека функционирует по принципу напряжение-расслабление. Если мышцу долго не напрягать, она атрофируется. Полежать на диване после трудового дня – это приятно. Но лежать на диване сутками это плохой признак. Погулять по магазинам, поглазеть на витрины – неплохой способ расслабиться для многих женщин. Но бродить по магазинам днями напролет – это уже диагноз.

Вечно отдыхающему-путешествующему-расслабляющемуся становится так же невыносимо скучно и пресно, как и вечно живущему Бессмертному, который ради того, чтобы почувствовать вкус жизни, готов от этого бессмертия отказаться.

Удовольствие: хочу всегда больше, чем могу вместить

Когда вы испытываете жажду, стакан воды сможет доставить вам несказанное удовольствие. А еще один? А третий? А может еще стаканчик? НЕТ, СПАСИБО, БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕТСЯ.

Когда вы голодный приходите домой, кажется, что вы можете съесть слона! Вкусная еда доставляет огромное удовольствие (хотя опыт показывает, что после нескольких дней голода любая еда будет вкусной). Вы кушаете один кусочек, второй, третий… Через какое-то время происходит насыщение, аппетит пропадает, а вместе с ним и удовольствие от еды. Как, а вот этот прекрасный кусочек волшебного шоколадного торта? НЕТ, СПАСИБО, БОЛЬШЕ НЕ ПОМЕЩАЕТСЯ.

Когда нет большого чувства голода, удовольствие от еды мы получаем через ощущение разнообразия вкусов и красоты оформления блюд. Но и ресторанная еда рано или поздно становится обыденной. Железное правило «вкусно, когда голодно» работает и здесь.

Удовольствие от удовлетворения потребности мы получаем только до тех пор, пока потребность не удовлетворена. Как только потребность удовлетворяется, организм сигнализирует нам прекращением удовольствия вплоть до отвращения.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это тем, что объем нашего тела ограничен и все удовольствия, направленные на потребление В СЕБЯ всегда конечны. Вопреки распространенному мнению, увеличение объема потребления не делает человека счастливее. Пресыщенные своим богатством праздные толстосумы нисколько не счастливее обычных людей.

Дураков работа любит?

С другой стороны, мы встречаем людей, которые трудятся день и ночь, получая от своей работы настоящее удовольствие. Хирург, который проводит в больнице большую часть своей жизни, спасая людей и делая сложнейшие операции, тем не менее, чувствует себя нужным и счастливым. Программист, который не может отойти от компьютера, пока не придумает тот самый нужный код, полностью поглощен своей новой идеей и слышать не хочет об отдыхе. Автолюбитель, все вечера и отпуска проводит у себя в гараже, так как собирает из двух старых машин одну, но принципиально новую.

И много, много других людей, настолько увлеченных своей работой, что готовы отдавать ей все свое время, забывая не только о развлечениях, но и об отдыхе. Почему же так происходит?

Не кочегары мы, не плотники, или Счастье в труде!

Объяснение дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она утверждает, что человечество – это вид, а каждый человек – представитель вида, имеющий свою видовую роль. Его природная задача – не получение удовольствий исключительно для себя, а выполнение своей индивидуальной задачи в общем деле развития человечества.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что каждый человек рождается с определенными заданными от природы наборами психических свойств – векторами, которых всего существует восемь. В одном человеке может сочетаться несколько векторов, которые не только определяют его желания по выполнению видовой роли, но и обеспечивают возможность их выполнения.

Если человек делает то, для чего его предназначила природа, то выравнивается биохимия его головного мозга, он получает «награду» в виде наслаждения и ощущения счастья. Если нет – то он не чувствует удовлетворения от жизни, от своего труда и страдает.

Отдых и развлечения принципиально не могут давать ощущения счастья для человека, так как они направлены на получение индивидуального удовлетворения «вовнутрь». Тогда как труд на благо общества, то есть «наружу», в соответствии со своим предназначением естественным образом наполняет человека радостью.

Потребление вовнутрь ограничено, отдача – бесконечна!

Когда человек выполняет свою программу, реализовывает себя в социуме, живет «на отдачу», то он не устает, а, наоборот, в нем как бы открывается новый, дополнительный источник энергии. Он успевает сделать намного больше, его не мучают болезни и напасти и, самое главное, он чувствует себя счастливым. Такие люди долго живут и сохраняют активность до глубокой старости.

Когда же человек не чувствует себя востребованным, не может реализовать себя, найти себе дело по душе, то ощущение радости жизни постепенно пропадает, накапливается усталость от жизни, и не помогают ни отдых, ни развлечения. И человек постепенно, посредством болезней, уходит из жизни. Мы наблюдаем это на примере пенсионеров. Вышел на пенсию, кажется, отдыхай, расслабляйся, радуйся жизни. Но нет, человек без работы начинает скучать, страдать и болеть.

Как это работает?

Что это за таинственное предназначение и как его найти? Как на самом деле работает принцип удовольствия? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает исчерпывающий ответ для каждого. Для ясности приведем некоторые примеры.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Трудолюбие - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя. Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир. (10, 209)

Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота - не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда - это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. (10,210)

Чувство радости доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом, говорят в народе. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. (10, 210)

Если в старшем возрасте... большой побуждающей силой является нравственное сознание... то для ребенка младшего возраста творческая сторона самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят то же, чем влечет их и сказка и игра: яркое проявление самых сильных ин­теллектуальных и эмоциональных качеств человека. (6, 85)

Нельзя ожидать, что с первых же шагов трудовой деятельности труд будет привлекательным для ребенка и он сразу полюбит его. Наоборот, в настоящем труде на первых порах разочарование приходит гораздо раньше усталости. Подлинная любовь к труду воспитывается благодаря осознанию ребенком созидательной роли своих усилий, осознанию общественной значимости труда. Без этого элемента сознательности принуждение наталкивается на упорство учащихся, которое возрастает по мере усиления принуждения.

Дети есть дети, и удовлетворение им приносит прежде всего интересная деятельность. Кое-кто из педагогов считает, что интерес не может быть надежным стимулом к труду. Этот вопрос нуждается в уточнении. Надо различать, что вызывает интерес у детей - деятельность, к которой они имеют наклонность, или желаемый результат деятельности. Есть интересные занятия, в которых, по существу, нет труда. Если все усилия, вся энергия детей расходуются только на такие интересные занятия, это развращает их. Иногда дело доходит до смешных, курьезных случаев: явному лодырю, бездельнику стремятся подобрать «интересное занятие», которое, дескать, увлечет его и вылечит от всех пороков. Опыт убеждает, что лодыри там и появляются, где есть интересное времяпрепровождение, но нет интересного труда.

В чем же должен заключаться для детей интерес в труде? Труд сам по себе для детей интереса не представляет, нельзя себе представить, чтобы дети, направляясь, например, на волейбольную площадку и увидев невскопанные грядки и лежащие рядом лопаты, с радостными возгласами взялись бы за лопаты, вскопали грядки, забыв об игре в волейбол. Таких вещей не бывает. А ведь, играя в волейбол, дети расходуют значительно больше энергии, чем вскапывая небольшую грядку. Но игра приносит удовлетворение, вскапывание грядок само по себе удовлетворения не дает. Интерес к труду и чувство удовлетворения от труда приобретаются, развиваются. Для детей интерес в труде должен заключаться в осознании того, что они могут воздействовать на природу: заставлять растение давать урожай больше, инструмент - придавать дереву или металлу желаемую форму. Чем сильнее у детей сознание своей силы и власти над вещами, тем упорнее, настойчивее они в преодолении трудностей, тем интереснее для них простой, будничный труд. Вот благодаря такому интересу труд включается в духовную жизнь воспитанников. (3, 16)

Притягательную силу труда составляют самые разнообразные побуждения. Это и предвкушение удовлетворения от осуществления своего замысла, и ожидание ощутимого материального результата, и осознание выполненного долга перед коллективом, и чувство ответственности за выполнение необходимого труда, и, наконец, желание внести в трудовую деятельность, в трудовой процесс что-то новое. Максимально усиливая все эти побуждения, мы в практике воспитания стремились к тому, чтобы самым сильным из них был замысел. Без замысла не может быть и речи об активных усилиях. При этом надо учитывать, что чем меньше у ребенка жизненный опыт, чем ограниченнее его физические силы, тем больше в этом замысле должно быть чисто детского, идущего от игры. Результат труда должен быть как можно нагляднее, вещественнее, ощутимее. (3, 17)

Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспита­ние каждого школьника. (3, 18)

Общественная значимость производительного труда определяется еще и тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ценность этого труда значительно снижается потому, что ни одно дело не доводится до конца. Школьники приходят на работу тогда, когда ощущается нехватка рабочих рук, они делают дело в «пожарном порядке»... Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим. Педагогический коллектив Павлышской школы стремится, чтобы в школьные годы воспитанники не просто трудились, но и обязательно начинали и завершали определенные виды работы, переживали все этапы трудового процесса - от осознания цели... до глубокого удовлетворения его результатами. (3, 19)

Если воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если, повседневно занимаясь ею, он достиг определенных результатов, наступит время, когда его будет побуждать к труду не воля воспитателя, а его собственное, внутреннее влечение. Это неизбежное следствие длительной трудовой деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Внутреннее побуждение к труду является могучей дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания. (3, 20)

Мы планируем воспитательный процесс на продолжительное время с таким расчетом, чтобы каждый воспитанник в составе своего коллектива выполнял сложную, ответственную работу от ее начала до ее завершения.

Как можно меньше случайного, непредусмотренного, «аварийного» труда - таково непреложное правило воспитания трудолюбия. (3, 21)

Чем больше осознает воспитанник возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле и тем ярче для него выступает в качестве побуждающего стимула его собственная совесть. (6, 99)

Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться. Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то - пусть вначале незначительному - познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия открыт. (11, 358)

Мы глубоко верим в облагораживающую силу труда. Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком.

Я беру за руку самого трудного, «неисправимого» ребенка, привожу его на виноградный питомник и говорю: «Давай трудиться вместе со мной, со всем коллективом». И когда мы работаем вместе, каким бы он «безнадежным» ни казался, у него пробуждается желание работать. Подлинная трудность заключается не в том, что ребенок труден сам по себе, а в том, что много раз приходится брать его за руку, помогать разобраться в сложностях жизни, предостерегать от неправильных шагов. Но для этого необходимо воспитать у него любовь к труду. Приходит день, когда трудный и «неисправимый» передает плоды своего труда людям и переживает радость этого. С этого мгновения в нем родился настоящий человек. (9, 76)

Мы добиваемся того, чтобы каждый воспитанник в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд - счастье, наслаждение. Сопереживание чувства радости от труда - это азбука самовоспитания. Тот, кто глубоко переживал это чувство в детстве, отрочестве и юности, стремится быть лучше в глазах общества. Самовоспитание, таким образом, становится активной формой участия в духовной жизни общества. (8, 14)

Педагогическое руководство трудовой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком. Опыт убеждает, что нет в мире такого равнодушия, такого безразличия к делу, которое могло бы устоять перед творческим вдохновением учителя или старшего школьника, влюбленного в труд. Если мы видим, что ребенок ко всему безразличен, что его ничто не интересует, мы начинаем раздумывать, с кем из учителей или старшеклассников надо сблизить этого трудного ребенка. С этого начинается индивидуальный подход к ребенку. У каждого учителя, у директора, у завуча есть свои питомцы - двое-трое трудных детей, которым приходится жить в неблагоприятной семейной обстановке, которые не знают любви и ласки родителей. Мы находим дорожку к сердцам этих детей прежде всего потому, что мы их друзья в труде, нас и их волнуют одни и те же замыслы, цели, планы. (11, 354)

Неотразимое, исключительно сильное влияние оказывает на детей то, что какой-нибудь труд в одинаковой мере увлекает и их, детей, и учителя. В таком труде открываются детские сердца, ребенок становится другом, товарищем учителя. Наши учителя начальных классов в первую осень школьной жизни закладывают с детьми маленькие питомники для выращивания цветов. Весной мы вместе с детьми пересаживаем эти цветы, ухаживаем за ними, сажаем деревья, любуемся их красотой. На маленького ребенка производит большое впечатление то, что учитель умеет сделать прививку плодового дерева к дичку, пересадить дерево, сделать красивую цветочную клумбу. Трудовое обучение на этом этапе является совместным трудом учителя и ребенка. Мы вместе с детьми работаем не только на участке, но и в мастерских и рабочих комнатах, конструируем модели машин и механизмов. Совместная работа с детьми - это самые радостные часы нашего педагогического труда. (11, 367)

Как бы хорошо ни был организован учебный труд, в нем всегда есть известное однообразие. Возможные отрицательные следствия этого предупреждаются тем, что перед учениками ставится далекая, увлекательная цель... Для этого надо выделить из учебного труда какой-то законченный этап, совершенно ясный для учащихся. Ведь одной из причин, порождающих равнодушие и отвращение к учению, является то, что учение представляется учащимся скучнейшим делом, которому нет конца. Особенно опасно подобное отношение к учебному труду в средних и старших классах. Подросткам, юношам и девушкам надо обязательно показывать перспективу труда при изучении отдельных предметов и разделов. Без этой перспективы ученик может превратиться в автомат, выполняющий домашние задания «от такой-то до такой-то страницы», (3, 145, 147)

Учащихся влечет труд, в котором открываются возможности для постоянного совершенствования, движения вперед. Попытка построить производительный труд на простейших операциях, усвоенных на первом этапе производственного обучения, вызывает разочарование, а потом и равнодушие к профессии. (3, 372)

Воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы. Если единственной целью труда является выполнение как можно большего объема работы (чаще всего не требующей серьезных знаний, умений и навыков), ослабляются воспитательные стороны производительности труда. Это может... приостановить развитие наклонности, ослабить интерес к результатам работы, привить равнодушие к качеству труда. (3, 329)

Можно услышать такие рассуждения: «Загрузите его (подростка) работой, чтобы не оставалось слишком много времени - и никаких трудностей переходного периода не будет». Это примитивное, упрощенное и вредное для практики представление как о деятельности, так и о духовной жизни вообще. Во-первых, неумная «загрузка» рук может вылиться в перегрузку, что крайне вредно для растущего организма подростка. Во-вторых, физический труд не играет решающей роли в духовной жизни человека, а тем более формирующейся, развивающейся личности, если этот труд не является средством закалки духовных сил. Больше того, если физический труд поглощает все время и силы человека, его духовная жизнь становится убогой и бесперспективной... Одностороннее понимание деятельности на практике приводит иногда к таким результатам: у учащихся в возрасте от 12 до 15-16 лет может возникнуть пренебрежительное отношение к труду. Если же деятельность имеет богатую идейную основу и доставляет им ощущение полноты; насыщенности духовной жизни, то подростки могут выполнить физический труд значительно больший, чем они выполняют обычно. (6, 88)

Воспитание дисциплинированности вообще должно строиться на основе дисциплины труд а... Труд в коллективе является естественным состоянием чело­века, и уже это одно состояние дисциплинирует. Но труд дисциплинирует вовсе не тем, что он не оставляет времени для безделья, а самой своей сущностью. Недисциплинированность заключается не в шалостях и незначительных нарушениях правил поведения, а прежде всего в невыполнении обязанностей школьника в учении, в нерадивом отношении к общественно полезному производительному труду, в стремлении переложить свою долю труда на других. Эти качества возникают тогда, когда вовлечение в труд начинается после нескольких лет безделья. (3, 426)

Боязнь труда рождается в том случае, если условия [окружающей жизни] противоречат требованиям: на словах одно, а на деле другое, в классе разговоры о творческом физическом и созидательном умственном труде, а за стенами школы - нарушение агротехники, стремление восполнить низкий уровень культуры производства чрезмерными физическими усилиями. Молодежь вообще очень чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом, а несоответствие, относящееся к вопросам труда, приносит особенно большой вред... (3, 119)

В трудовой деятельности подрастающего поколения имеют место два вида труда - безвозмездный и оплачиваемый. Планируя соотношения этих двух видов труда, мы ориентируемся на глубокие изменения, которые происходят в нашем обществе. Трудящиеся получают все больше жизненных благ из общественных фондов потребления и независимо от их личного труда. Удельный вес благ такого рода в жизни детей несравненно больше, чем в жизни взрослых, и это возлагает на нас, воспитателей, большую ответственность. Ученики должны понимать трудовую ценность благ, которые они получают от общества бесплатно. Для этого мы и вовлекаем их в безвозмездный труд для общества. Чем больше получает молодое поколение благ, стоимость которых оно не оплачивает своим личным трудом, тем более необходим его безвозмездный труд. (11, 322)

Чем выше уровень материальной обеспеченности детей на данном этапе развития нашего общества, тем важнее участие их в безвозмездном труде для общества... Воспитанники создают свои коллективные фонды, на которые приобретаются не только предметы культурно-бытового назначения, но и станки, инструменты для рабочих комнат и мастерских, электромоторы для действующих моделей, батареи для радиоприемников, мотоциклы, швейные машины, (8, 135)

Коммунистический труд - труд по способности - не может ограничиться индивидуальной нормой. К труду без нормы мы должны готовить наших воспитанников уже сейчас, сегодня. Чтобы каждый воспитанник испытывал потребность давать как можно больше обществу, мы утверждаем новые, коммунистические взаимоотношения в коллективе. (7, 24)

Трудовое воспитание предполагает разрешение двух основных задач, неразрывно связанных между собой, воспитание у детей трудолюбия и вооружение их необходимыми умениями и навыками для успешной трудовой деятельности.

Ошибочно думать, что трудолюбие можно воспитать вне труда. Оно скорее представляет собой результат систематической и правильно организованной трудовой деятельности, чем ее предпосылку. У ребенка не может развиться любовь к труду до тех пор, пока он на опыте не узнает, в чем радость труда, в чем его смысл и значение. Поэтому одних разговоров о труде, как бы ни были они занимательны и красочны, недостаточно для того, чтобы возбудить у детей любовь к труду.

Трудолюбие – драгоценное качество человека, которое во многом определяет собой его поведение. Все лучшие моральные качества вырастают на этой основе: упорство в достижении поставленной цели, сила воли, деловитость, инициативность – качества, которые нужны для трудовой жизни и которые делают труд человека делом чести, делом славы, делом доблести и геройства.

Поэтому трудовое воспитание не может сводиться только к тому, чтобы привить детям некоторые трудовые навыки. Главное – воспитать людей, для которых труд является высшим общественным долгом, источником творческой радости и наслаждения, дающим глубокое моральное удовлетворение.

Поскольку свободный и творческий труд является основой развития общества, воспитание подрастающего поколения немыслимо без воспитания прогрессивного отношения к труду, которое включает в себя «труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».

К труду должна привлекать не награда, а сознание его общественной ценности и значимости, радость преодоления трудностей, радость победы – это и будет началом воспитания прогрессивного отношения к труду, Естественное стремление ребенка к деятельности надо направлять на выполнение таких работ, которые ему интересны и посильны, которые постепенно усложняются и развивают убеждение в радости труда.

Если работа интересная, она увлекает и дает возможность проявить инициативу, полностью использовать свою силу и энергию – тем самым развивается трудолюбие.

Конечно, нельзя ограничиваться только приятной для детей работой. Надо учить их видеть радость в любом труде, которая дается ценой преодоления препятствий в процессе труда.

Успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, влечет вновь взяться за дело. Ребенок, преодолевая одно затруднение за другим и переходя от одного успеха к другому, начинает чувствовать потребность в труде.

Представление о труде как о высшей награде и почетном праве должно воспитываться с ранних лет у наших детей.

Одна мать так приучала к самообслуживанию свою четырехлетнюю дочь:

– Светлана, когда ты научишься делать это хорошо, я разрешу тебе самой одеваться, умываться и причесываться. Вот так же, как это делаем я и папа.

Для Светланы настал, наконец, долгожданный день, когда мать объявила:

– Вот теперь ты умеешь это делать очень хорошо, аккуратно и быстро. Поэтому я тебе позволяю всегда одеваться и раздеваться самой. Конечно, кроме тех дней, когда ты плохо себя будешь вести.

И девочка огорчалась, если такие дни случались. Было стыдно: она умеет это делать не хуже, чем мать, а ее, «как маленькую», раздевают и умывают.

Она плакала и просила:

– Мамочка, не надо! Лучше ты меня целый день не пускай гулять.

В один из дней, когда Светлана очень хорошо себя вела, мать сказала:

– Ты сегодня была такая замечательная, что я тебе даже разрешаю помочь мне вымыть посуду.

До сих пор ее вряд ли интересовало это занятие. Но волшебная фраза «я тебе разрешаю» сразу сделала для нее необычайно привлекательным несложный процесс мытья чайной посуды. Светлана приступила к нему с истинным вдохновением.

По мере того как Светлана вырастала, этих «прав» у нее становилось все больше. Она начинала их выпрашивать сама:

– Мамочка, ну позволь мне вымыть пол.

Вот увидишь, я это сделаю хорошо.

И, когда разрешение давалось, Света так старалась, что выходило действительно хорошо. Она получала постоянное право участвовать в тех хозяйственных делах, которые умела выполнить отлично.

— Отец Валериан, наверное, мы не ошибемся, сказав, что труд в жизни каждого человека и в жизни общества в целом имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. Скажите, пожалуйста, взаимосвязаны ли труд обычный, земной, и труд духовный?

— Начнем с того, что Господь — Творец мира и человека. Больше того, человек создан по Его образу и по подобию. Господь взял персть от земли, сотворил человека и вдунул в него душу живую, дух жизни. Человек был сотворен сразу взрослым, и тело его было совершенно. Так как в основе видимого мира было положено земное, плоть, то возрастание души человека не могло происходить без телесного труда. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Так что труд человеческий был заповедан как необходимое условие для жизни человека на земле.

Собственно, этим человечество и занимается на протяжении всей истории своего существования. Растения, приносящие плоды, которые были рассеяны повсюду, человеку хочется собрать в одном месте: он делает посевы, грядки. Поскольку Господь Сам творил видимый мир от простого к сложному, то и человеку, сотворенному по Своему подобию, Он дал возможность творчества: например, из диких яблонь человек научился культивировать самые разнообразные садовые сорта.

И вот еще один важный момент. Бог есть любовь, и Он хочет, чтобы Его любовь распространялась на творение, чтобы все сотворенные существа могли воспринимать ее. Поэтому в основе всей человеческой жизни лежит любовь. В раю была только любовь — смерти не было. А свойство любви таково, что без проявления себя, без деятельности она не может существовать, без этого она погибает. Вот почему любовь и дела любви всегда связаны, вот почему мы говорим: «Свидетельство любви — дела». А дела — это труд, поэтому совершенствование, возрастание без труда невозможно. И именно поэтому труд был заповедан даже безгрешным первозданным людям.

Другое дело, что преступление человеком заповеди воздержания обусловило кардинальные изменения во всем. Труд после грехопадения стал некоторым наказанием, земля стала взращивать волчцы и тернии. Теперь нужно было полоть сорняки, бороться с вредителями — в раю ничего этого не было.

Мы подошли к труду духовному — к молитве. В раю человеку была дана заповедь воздержания для того, чтобы он укреплял свою волю в добре. Человек преступил, нарушил эту заповедь, и воля его склонилась к злу. Поэтому с тех пор, как напоминание человеку о его непослушании Творцу, труд стал тяготой, которая, однако, при духовном к нему отношении облегчается: бремя становится легким. Почему молящиеся люди в труде не ропщут, не раздражаются? Труд молитвой облегчается. Почему сейчас для многих труд стал чуть ли не непосильным бременем? Потому что их духовное состояние плачевно.

— Получается, что всякий труд может быть творческим и всегда имеет духовную составляющую, и нет труда бесполезного, бессмысленного?

— Любой труд должен быть творческим, потому что человек создан по образу Творца. Примеры святых показывают, что физический труд — необходимый элемент жизни, а точнее низшая ступень, подводящая к духовному, возводящая на высшие ступени. Потому святые иногда песок таскали, камни перекладывали, заставляя тело подчиняться душе. И, конечно, пост телесный — воздержание плоти, помогает духовному, они переплетаются. Как тело и душа переплетены непостижимым образом, так телесное и духовное соединены между собой: совершается телесное — что-то происходит с душой, и наоборот. Немощствует тело — немощствует и душа; немощствует душа — сохнет тело.

Труд — необходимое условие духовного возрастания, без которого человек не может жить — мышцы атрофируются, а душа мертвеет.

— Вы сказали, что Адам был создан в совершенном теле, а младенец рождается в слабом? С какого возраста надо приучать его к труду?

— Дело в том, что труд начинается уже с рождения человека. У новорожденного появляется потребность в еде, грудное вскармливание для него труд, он потеет, трудится. При этом у младенца вырабатывается терпение, особенно если его не кормят беспорядочно, если есть режим. Правда, у нас теперь чуть ребенок пикнет, к нему бросаются и исполняют все его прихоти.

Сама жизнь свидетельствует: очень редко нужно спешить исполнять желание ребенка, даже грудного. Я не имею в виду, когда он болеет и поэтому надрывается, плачет. Но он часто проявляет характер, вполне понимая, что вот сейчас крякнул, вякнул — тут же прибегут, тут же принесут. Ну, так он и кричит, пока не дадут желаемое. Я часто вижу семьи, где ребенок, как повелитель, вокруг которого все пляшут. Такая избалованность и есть отсутствие труда родителей по воспитанию к воздержанию.

— Получается, что младенец уже в своем младенчестве начинает духовно трудиться?

— Первая заповедь, которая человеку была дана, заповедь труда — возделывать рай и хранить его. Вторая заповедь духовная — пост, воздержание: хочется телу, а душа говорит: нет, нельзя этого. Адаму, сотворенному телесно взрослым, первой была дана телесная заповедь, а затем и духовная. Младенцу, рожденному в немощном теле, — сначала духовное, а затем телесное! Он хочет — а ему не дают, это труд терпения, воздержания! Родителям, конечно, нужно следить за тем, чтобы у младенца не было надрыва, но важно знать, что ребенок начинает раздражаться очень рано.

Будем помнить, что один из первых и последних моментов духовного труда — это сдерживание гнева, раздражения. И младенец, и взрослый, и даже старый могут раздражаться: гнев — самое любимое дьявольское оружие. Если можно раздражить младенца и старика, то взрослого тем более. Чуть что — раздражение. Потому и пеленание детей приучает детей к неполной свободе, к неполной вольности. Физический труд начинается с того момента, когда ребенок начинает что-то соображать и двигаться: пирамидки собирать, игрушки за собой убирать — это очень серьезный труд.

— А у нас теперь почти повсеместно принято не пеленать детей. Может быть, с этого начинается своеволие?

— Не то, чтобы с этого, но в этом кроется один из серьезных элементов детской своевольности. Вообще причин много всяких, но самое главное — это состояние родителей и личный пример. Мы знаем, когда Адам и Ева вышли обиженные, что их изгнали из рая, у них родился Каин, но потом, когда они осознали свое грехопадение — у них родился Авель, первый мученик!

— Многие подростки сегодня не хотят учиться, не могут учиться, не могут заставить себя трудиться.

— Когда не хотят и не могут — это как раз паралич воли, поэтому трудолюбие нужно воспитывать, к нему нужно ребенка приучать. С младенчества нужно давать задания, которые воспитывают, например: «Вот уберешь игрушки — тогда получишь, а нет, значит, не получишь!» Приучать к тому, чтобы с трудом, заслуженно он получал то, что ему нравится, то, что ему нужно.

— Как быть, если уже пропустили момент, если ребенок уже ленив?

— Ну, голод не тетка! В основном-то, ему всегда чего-то хочется. Принцип тот же — вот сделаешь дело — и получишь. Как мы росли? У нас всегда было какое-то задание: вот прополешь грядку — побегаешь. А так просто — никаких игр. Должна быть последовательность в воспитании.

— Батюшка, расскажите, как вас в детстве приучали к труду .

— У нас было задание, например, по огороду. Надо было сначала вскопать, потом посадить, потом окучить, потом прополоть. Обязанности были распределены: это твое, а это твое. И правило такое было установлено: сначала сделать дело по дому, по хозяйству. Никуда без этого. И никакого другого разговора не было. Надо полить огород — так и поливали. Я, например, даже и не задумывался: нужно, значит нужно. Вот теперь, оглядываясь назад, вспоминаю и удивляюсь: до реки было метров сто, и когда пятьдесят раз сбегаешь с коромыслом туда и обратно — я помножил — получалось десять километров, из них пять — с полными ведрами! Ничего себе!

Конечно, такое трудовое воспитание современной молодежи и не снилось, наверное. Я помню, что и другие в то время так же жили, никого не нежили. У моего свояка с четырех лет по дому трудились, а с десяти лет — на поле.

Но вот сейчас в городах с их многоэтажками картина печальная: трудно воспитывать трудом — огорода нет, надо что-то придумывать. На самом деле деревенским в этом смысле было легче.

Да и школа мало помогает семье, из школы изгоняется труд, хотя это один из важнейших элементов духовного развития человека, без него человек деградирует как личность.

— Уже давно в родительской практике появилась такая «воспитательная мера» — платить детям за выполнение домашней работы и за оценки в школе…

— Не-е-ет! Этого нельзя делать! Ни в коем случае! Ни в коем! Деньги до сознательного возраста не должны участвовать в воспитании. В отношении детей в семье не может быть вообще разговора о денежных вознаграждениях: дети должны понимать, что они с ног до головы обязаны своим родителям, домашняя работа и учеба — их обязанность. У нас к несчастью, и родители-то не всегда понимают свои обязанности. Нужно внушать ребенку понятие долга.

— Стало быть, карманные деньги это плохо?

— По-моему, очень вредно. Это ни к чему. У нас их не было. Да их и у родителей наших почти не было, и мы боялись истратить родительские деньги…

— А если поработать в каникулы, заработать?

— Да, это, конечно, труд. Но дело все в том, куда ребенок эти деньги понесет и на что использует. Очень важно, чтобы человек понимал, как использовать деньги. Пока он не понимает этого, по-настоящему ему нельзя давать деньги в руки. Вот вспомнилось мне, что в молодости я ездил на целину, а на заработанные деньги купил костюм, в котором венчался.

— Батюшка, а как правильно распределять обязанности в семье?

— Ну, по-настоящему, главным должен быть отец. Молитва «Отче наш», говорит, что главный у нас отец. Он — как бы законодательный утверждающий орган в семье, правда не всегда бывает дома при детях. Он зарабатывает, обеспечивает пропитание. А контролирующая, исполнительная роль остается за матерью: она с детьми. А уж когда она не справляется, ребенок выходит из послушания, привлекается отец, который должен строго наказывать. Об этом в Ветхом завете прямо сказано.

— Отец Валериан, вы часто сталкиваетесь с семейными проблемами. В чем, по-вашему, заключается основная ошибка родителей, бабушек, дедушек?

— Основная ошибка… Дело в том, что ошибки сплошные, мало правильного. Только Господь и поправляет своим Промыслом. Главное, что у нас, к несчастью, утеряно традиционное понимание роли отца и матери. Вот мы говорим: кто должен, что должен? Слово отца всегда было законом, за матерью — контроль и исполнение. Родители должны свои обязанности знать, а у нас, как правило, стараются знать свои права. Беда современных людей в том, что все, как говорится, «права качают». Обязанностей почти никто не знает, даже когда на работу устраиваются, спрашивают, в первую очередь, о зарплате, а не о самой работе. Я часто наблюдаю, как люди на работе говорят: «А этого я не должен!» Куда какую ложку положить и куда веник поставить заранее не распишешь. Получается, государство, в котором множество инструкций и законов на каждый шаг — это государство, в котором народ развращен.

Во всех фирмах круг обязанностей жестко прописывается. А человек сам должен видеть то, что необходимо делать! И в семье так.

И ребенка нужно научить самостоятельно, без подсказки, делать необходимое. Как этому научить? Как родители поступают, так и он поступает — дети копируют родителей. Какие родители — такие и результаты.

— Можно ли исправить ленивого?

— С Божией помощью, думаю, можно! Но нельзя сказать, что всегда. Тут присутствует главный фактор — сам человек. Как говорится, Господь помогает, но насильно не спасает. Тут должен быть совместный труд отца, матери, родных и нельзя допускать разногласий, потому что лень искусно ищет слабое место.

— Случается, что некоторые родители придерживаются мнения, что не особенно и нужно учиться, главное, чтобы он в храм ходил …

— Учение необходимо для всех: не считай себя умным, век живи и век учись. Конечно, ребенок должен стать хорошим человеком, но и учиться он должен. Если он хороший, то он не посчитает себя самодостаточным, самым умным, а если это не так, то он уже не умный человек.

Хорошо ходить в церковь, молиться. Но плохая учеба в школе как раз часто вредит самому главному, потому что, по большому счету, ребенок, который не хочет учиться, и в духовной области ничего не может достигнуть. Да, он приходит в церковь, стоит, вроде молится. Но это состояние еще далеко от настоящей молитвы. Сказано: труднее всего Богу молится. Учеба и молитва друг другу не только не помеха, но и подспорье. Другое дело, что человеку может не даваться ученье, но не учиться — это лень. А лень в числе смертных грехов.

— Как научить ребенка духовно трудиться?

— Это надо во всех случаях и всякий раз разъяснять. Вот мои дети были маленькими. Как-то прихожу — они все в кроватках лежат, игрушки валяются, маме некогда. Я говорю: «Вот видите, вы сейчас лежите, игрушки валяются, а ведь вы за них недавно так дрались. Оказывается, все лишь для того, чтобы отнять. Чтобы отнять — нужна сила, а чтобы отдать — нужно смирение, нужна сила воли — а это выше». Они запомнили.

Другой раз двое схватились за игрушку, я говорю: «Ну, у кого смирение?» — игрушка между ними и упала, вспомнили! Дети все прекрасно понимают. А как-то раз один у другого отнимает, третий подходит: «Отдай, — говорит, — ему она не нужна, ему просто нужно ее отнять у тебя!» Тот отпустил. Вот это и есть духовный труд.

— Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок понял необходимость духовного труда и смог воспроизвести опыт самостоятельного духовного делания?

— Родители должны приложить все усилия, чтобы как-то показать, рассказать, разъяснить, как жить и как трудиться, а все остальное делает Господь. И нужно усердно молиться за своих детей, тогда Господь создает обстоятельства, через которые ребенок начинает понимать, что и как.

Я с детства вырос в Церкви и вроде бы привык к молитве. Но вот я поступаю в институт, а мой брат мне говорит: «Вот к такому-то преподавателю математику не ходи сдавать — не поступишь». Я готовился: математика профилирующая. Прихожу на экзамен, сажусь, готовлюсь по билету. А подготовлен я был неплохо, думаю: сейчас сдам. А тут приходит как раз тот самый человек, к которому лучше не попадать. Он смотрит на меня и говорит: «Ну, идите отвечать».

Поначалу все шло неплохо, а потом просит построить отрезок функции. Сижу и ничего не соображаю! Кто-то рядом тоже «сыпется», я прошу: «Разрешите подумать». Он: «Пожалуйста, пожалуйста!» А что тут думать, когда в голове ничего нет? Вот тут я взмолился! И Господь послал мне решение. Я получил у этого преподавателя пятерку и на ней въехал в институт, потому что у этого преподавателя получить «отлично» было сверх всякого. Я понял, что нужно молиться. Да, на своем опыте я убедился в этом.

— Как научить ребенка молиться?

— Это, по-моему, самое сложное. Во-первых, самому нужно молиться. Я многих людей знал, которые в старости, вспоминая своих родителей, говорили: «Открою глаза — а папа или мама стоят, молятся!» Я тоже всегда вспоминаю, как молилась моя мама.

В семье, я бы так сказал, должна быть молитвенно-трудовая атмосфера, и главное, во всем нужен личный пример, а в молитве особенно, ребенок потом поймет!

— К сожалению, подростки начинают реже ходить в храм. Что можно сделать, чтобы они не избегали посещения храма?

— Общего рецепта нет. Правда, во всех случаях нужно стараться слегка удерживать ребенка рядом с храмом. Сколько ты удержишь, это вопрос… Не надо забывать, что мы живем в духовном мире, он совершенно реально существует и действует на каждого, враг воюет, старается детей с родителями столкнуть, нужно видеть действие другой силы. Иногда ребенок не то чтобы не хочет в храме быть, его просто подзуживают, выталкивают. Иногда надо просто поддержать: устал — посиди. Иногда отвлечь ребенка от сосредоточенности на своем усталом состоянии. Помнится мне, как я был духовником в одной паломнической поездке. Мы плыли на пароходе, была качка, всех укачало, побежали за таблетками. Тут я что-то интересное стал рассказывать, и, пока рассказывал, уже забыли про качку. Рассказать быть может о понятии «второе дыхание», которое есть у спортсменов: вот уже падаешь, уже нет сил — ничего подобного, не упадешь, дотянешь… Так и тут.

Но когда появляется «не хочу» — нужно понуждать.

— Можно ли трудиться духовно, не будучи церковным человеком? Часто приходится слышать: «Главное, что в душе, что внутри самого себя» или «Бог у меня в душе».

— Трудиться-то можно, только какой результат будет? Такой пример из жизни есть: одного ругают, а тот спокойно выслушивает. Кто-то удивился: такой молодой, а достиг такого состояния, и спросил у него, как он этого достиг. А тот отвечает: «Да кто они такие, чтобы на них обращать внимание?» Спрашивающий ужаснулся такому состоянию. Спрашивает другого, которого ругают, и тот тоже спокоен: «Почему ты спокоен, когда они тебя так ненавидят?» А тот отвечает: «Да ведь они меня тренируют!»

Видите, и здесь, и там есть какой-то духовный труд, только последний нашел правильный выход из положения, а первый — таблетку, и у него нет ничего общего с любовью, одно только презрение и пренебрежение к людям. В духовной области без духовного руководства и наставления очень легко заблудиться и ошибиться и можно прийти не в то состояние, хотя внешне все покажется нормальным. Так, например, внешнее спокойствие в йоге отличается от спокойствия в христианстве: там человек стремится погасить желание, сделать себя бесчувственным, а в христианстве наоборот, очистить чувства при сохранении полноты жизни.

А потом, все-таки, уж простите, сказано же: теория без практики мертва, а практика без теории слепа — это относится и к вашему вопросу. Достичь чего-то существенного даже в области внешнего труда без учителей, наставников наивно, а в области духовной, по-моему, невозможно: как осенние листья сыплются те, у кого нет духовного руководства. Весь опыт духовной жизни — в сокровищнице Церкви! И не только это. Самое главное: нужна благодать, ведь можно все это понимать, но не иметь возможности справиться с самим собой. А благодать дается через молитву, через таинства — исповедь, причастие. Справиться в духовном мире без Церкви, все равно что воевать одному.

— Связан ли сегодняшний кризис с отношением современного человека к труду?

— Кризис — это суд системы. Кроме того, экономический кризис — это производная от духовного кризиса. В сущности, получается, что безработица, сокращение учебных заведений — это результат того, что никто не хочет ни трудиться, ни учиться: «да даст тебе Господь по сердцу твоему». Бог попускает это, чтобы люди смогли оценить по-настоящему труд и учение. Не будешь учиться, не будешь трудиться — жизнь станет каторгой. Чем ближе человек к Богу, тем труд для него радостнее, а чем дальше, тем невыносимее.