Юридические документы

Темы для проекта по педагогике. Проектная работа педагога или педагогический проект

Образовательные проекты являются теоретической и практической работой, которая связывает учеников и учителей. Они ориентируются на инновацию, новые пути решения рассматриваемой проблемы.

Инструкция

Как правильно составлять образовательные проекты? Для начала необходимо подобрать тему, которая будет в нем рассматриваться. Она должна быть не только интересной, но и иметь практическое значение. Тема согласовывается с учеником, который станет основным автором будущего проекта.

Разработка образовательного проекта предполагает составление плана действий. Также требует выделения вступительной части, основного содержания, заключения. В зависимости от того, какие выбираются темы образовательных проектов, они могут быть только теоретического характера либо содержать полноценную практическую часть.

Если работа подразумевает обобщение педагогом деятельности, в ней должны быть указаны примеры внедрения технологии, полученные результаты.

Помимо целей, задач, также в работе должны быть указаны методы, применяемые автором.

Пример работы учителя

Педагогический проект в образовательном учреждении может быть внеурочного характера, направленный на формирование у подрастающего поколения навыков проектной и исследовательской деятельности. Например, почетный работник общего образования Некрасова С. М. (Архангельская область) разработала проект, названный автором «Исследовательский клуб «Поиск». В чем заключается инновация автора?

Пояснительная записка

Рассматриваемый инновационный образовательный проект в полной мере отвечает требованиям федеральных стандартов второго поколения. Он направлен на воспитание гармонически развитой личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном социальном обществе.

Метод образовательных проектов, используемый автором, позволяет ему решать задачу, поставленную перед ним современным обществом - формировать творческую личность ребенка. Каждый школьник имеет определенные таланты и способности, которые он может проявлять в исследовательской деятельности. Основной задачей педагога является умелое руководство деятельностью школьников.

Темы образовательных проектов, предлагаемые ребятам, должны быть им интересны. В противном случае педагогу сложно будет добиться максимального погружения ребенка в тематику исследования.

Цель и задачи педагогического проекта

Любой проект образовательных программ предполагает постановку определенной цели и задач. Например, при организации исследовательского клуба «Поиск» учитель пытается дать ребятам новые представления о единстве материального мира. Основными задачами, которые подразумевает данный проект, будет знакомство подрастающего поколения с основными этапами проведения исследования, а также самостоятельная практическая деятельность.

Все образовательные проекты, создаваемые школьниками, предполагают выявление определенной проблемы, выдвижение собственной гипотезы, которую необходимо проанализировать по мере работы над проектом.

Целостная программа по проектной и исследовательской деятельности, используемая в рамках внеурочной деятельности, позволяет выявлять и развивать талантливых и одаренных детей, стимулировать познавательный интерес у обучающихся к исследовательской сфере.

Значимость проекта

Актуальность проекта состоит в учете индивидуально-типологических особенностей каждого школьника, привлечении их к внеурочной деятельности. Создание образовательных проектов с педагогом, представителями высшей школы позволяет ребятам получать практические навыки, вести научную дискуссию. При этом наблюдается саморазвитие и самосовершенствование, личностный рост ребенка, формирование его мировоззрения.

Проект клуба «Поиск» рассчитан на старшеклассников, предполагает проведение двух занятий в неделю. В программе выделяется три компонента: подготовительный, основной, заключительный. Этот проект образовательной деятельности реализуется в течение учебного года. Наполняемость группы составляет от пяти до пятнадцати человек.

Среди отличительных особенностей отметим большой научный диапазон, формирование личностных качеств талантливых учащихся, самостоятельную исследовательскую деятельность, использование различных видов информации.

Теоретическая основа проекта

Любой проект образовательного процесса предполагает применение теоретических и методологических аспектов. Например, проектные и исследовательские технологии анализировались в трудах Толстого, Вахтерова, Ушинского. Важность и актуальность школьных исследований подчеркивал А. М. Матюшкин, Л. В. Занков, а также Д. Б. Эльконин. Образовательные проекты, касающиеся проектной и исследовательской деятельности школьников, предполагают учет психологических особенностей детей различного возраста. Основной идеей педагога, специализирующегося на внеурочной проектной и исследовательской деятельности школьников, могут стать слова О. Холмзы: «Мир всегда готов принять талант с распростертыми объятиями».

Образовательные технологии

Такой проект образовательной организации предполагает применение инновационных педагогических технологий. Так, в деятельности исследовательского клуба «Поиск» применяются информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии. Особое значение уделяется технологии диагностического развивающего прямого обучения А. А. Вострикова, развивающего обучения Л. Г. Петерсона.

Среди приоритетных направлений, применяемых в деятельности педагога-исследователя, отметим внедрение коммуникативных и информационных технологий.

Педагог создает оптимальные условия для формирования интеллектуальной, творческой личности, способной к социоориентации посредством проектной и исследовательской деятельности.

Благодаря интеллектуальному общению подрастающего поколения с представителями науки, власти, возникает взаимосвязь поколений.

Требования к участникам проекта

К учащимся, вовлекаемым в этот образовательный проект, предъявляются определенные требования:

  • школьники должны самостоятельно проектировать и проводить исследование;
  • осуществлять качественную обработку и анализ полученных результатов;
  • овладеть навыками практической деятельности;
  • формулировать выводы по проведенной работе.

Подготовительный этап предполагает знакомство с методиками и техникой проведения эмпирического исследования, сбора научных данных. Педагог поясняет воспитанникам важность правильного проведения школьных проектов и исследований.

Самым значимым этапом данного педагогического проекта является построение самостоятельной образовательной траектории для каждого ребенка. Выбрав гипотезу для исследования, подобрав методики, изучив теоретическую базу, под руководством педагога школьник переходит к непосредственной деятельности.

На заключительном этапе предполагается проведение самооценки, презентации полученных результатов перед другими школьниками.

Как составить самостоятельный школьный образовательный проект? Примеры работ ребят помогут найти ответ на этот вопрос.

Проект по сравнению характеристик электрического и бензинового автомобильного двигателя

В связи с серьезным ухудшением экологической ситуации на нашей планете нужно искать альтернативные источники энергии, чтобы при их сгорании не выделялось много углекислого газа в земную атмосферу.

Миллионы личных транспортных средств передвигаются по улицам городов, создают многокилометровые «пробки», сжигают впустую дорогой бензин. При этом в воздухе существенно повышается содержание выхлопных газообразных веществ.

В крупных отечественных центрах автомобильные выбросы СО/СН в атмосферу существенно превышают вещества, поступающие при работе промышленных предприятий. В составе выхлопных автомобильных газов содержится много веществ, негативно отражающихся на здоровье людей.

В те моменты, когда автомобиль совершает резкие маневры, выделяется в десять раз больше несгоревших веществ, чем при стандартном варианте работы. Выхлопные газы оказывают негативное воздействие на психику детей и подростков.

Актуальность проекта объясняется постоянным возрастанием количества машин на городских дорогах, увеличением содержания углекислого газа в земной атмосфере. От того, как мы, подрастающее поколение, будем относиться к этому вопросу, зависит будущее Земли.

Цель проекта: выявить зависимость между видом двигателя и экологичностью транспортного средства.

Задачи работы:

  • Анализ основных типов двигателей, установленных в современных транспортных средствах.
  • Проведение сравнительного анализа экологичности разных двигателей.
  • Оценка состава выхлопных газов, токсичности продуктов от функционирования транспорта, воздействия выхлопных газов на здоровье человека.
  • Формулировка предложений по модернизации выпускной системы автомобилей.

Объект исследования: виды автомобильных двигателей.

Предмет: экологические характеристики разных автомобильных двигателей.

Новизна проекта заключается в сравнении экологических характеристик электромобиля с бензиновым двигателем.

Гипотеза: в отличие от бензинового двигателя, электромобиль обладает высокими экологическими характеристиками. При его работе не наблюдается увеличения количества углекислого газа в земной атмосфере.

Бензиновый двигатель является особым видом поршневого двигателя внутреннего сгорания, где осуществляется процесс воспламенения смеси воздуха и топлива, причиной которого является электрическая искра.

При его работе в атмосферу движется существенное количество углекислого газа, попадают в нее и несгоревшие органические углеводороды.

Оксид углерода (2) при соединении с гемоглобином крови негативно действует на передвижение кислорода в разных тканях организма. В составе таких газов есть альдегиды, имеющие резкий запах, вызывающий раздражение.

В неисправном двигателе образуется огромное количество сажи и смолы, что разрушает атмосферу нашей планеты. Важно срочно принимать активные меры для того, чтобы избежать этой страшной беды.

Воздух, в котором находится существенное количество отработанных газов, негативно действует на здоровье подрастающего поколения, уничтожает зеленые кустарники.

В ходе экспериментов было доказано, что при действии на женщину на ранних сроках беременности таких выхлопных газов проявляются серьезные отклонения в развитии ребенка.

Американские учёные подтвердили связь между выхлопными газами и снижением памяти, внимания.

Электрический двигатель не предполагает применения бензина, поэтому не выделяет в атмосферу вредных газов. Многие инженеры считают их транспортом с максимальным коэффициентом полезного действия. Автомобиль не нуждается в коробке передач, в нем сразу развивается максимальный крутящий момент.

Среди основных преимуществ электромобиля нужно упомянуть незначительные расходы на его обслуживание, эксплуатацию машины. В аварийной ситуации электромобили взрываются очень редко, а для их периодической подзарядки можно использовать обычную электрическую сеть. Не нужны в электромобиле механические тормоза, при работе которых выделяется в атмосферу существенное количество выхлопных газов.

Для оценки технического состояния автомобильного транспорта была проведена оценка автомобилей с целью определения количества выбросов СО/СН в земную атмосферу. Эксперимент проводился в разное время года, при различных температурных показателях.

Провести сравнение электрических типов двигателей не удалось по причине их отсутствия. В ходе проведенного эксперимента установили зависимость между годом выпуска автомобиля, его техническим состоянием, а также количественным показателем выбросов СО/СН в атмосферу.

Гипотеза, поставленная в начале проекта, подтвердилась. Удалось подтвердить связь между типом двигателя и количеством вредных выбросов в атмосферу планеты.

Новые бензиновые автомобили полностью соответствуют ГОСТу (Р41.83-99), а транспортные средства с пробегом нуждаются в дополнительной регулировке уровня СО/СН. В ходе работы была подтверждена серьезная угроза атмосфере планеты от передвижения по городам подержанных машин. Электродвигатель можно считать экологически безопасным видом автомобильного двигателя.

Для снижения риска выбросов в атмосферу диоксида углерода необходимы специальные государственные программы, например развитие энергосберегающих технологий, в том числе уменьшение количества бензиновых двигателей, увеличение числа электрических агрегатов.

Пример приведенного школьного проекта содержит все основные элементы: введение, постановку целей и задач, основное содержание, подведение итогов, анализ полученных результатов.

Безусловно, тематика индивидуальных исследований, выбираемых школьниками для проведения самостоятельной работы, должна значительно отличаться. Тема выбираемой им работы должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка, сфере его научных интересов. Педагог старается учитывать также практические умения и навыки, которыми обладает школьник до начала работы над проектом.

Заключение

Образовательные проекты стали особенно актуальны в российских школах в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Для того чтобы педагог мог в полном объеме справиться с теми задачами, которые поставлены перед ним современным обществом, ему важно не только самому разрабатывать и внедрять в деятельность разнообразные проекты, но и активно вовлекать в такую работу воспитанников.

Среди главных отличительных особенностей проекта выделим его актуальность, значимость для определенной целевой аудитории, а также возможность практического внедрения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

  1. Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
  2. Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
  3. Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Типы проектов

А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Объем: не более 25 страниц (размер шрифта - 14 кегль, полуторный интервал, поля – 2,5 см, шрифт - Times New Roman).

Время защиты: 10-15 минут

1. Титульный лист

2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)

3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. Д.).

6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

7. Партнеры.

8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. Д.) И/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).

11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. Д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.

12. Литература.





На основании ПП разрабатываются и реализуются Концептуально- педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования Философско- педагогические, психолого- педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями


Педагогический проект Разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.






Титульный лист 2. Обоснование необходимости проекта СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 1. Краткая аннотация проекта 3. Цели и задачи проекта 6. Ресурсы 5. Основное содержание проекта 8. План реализации проекта (этапы,сроки) 7. Целевая аудитория 9.Итоги, перспективы развития проекта 4. Планируемые результаты, их оценка 10.Литература, перспективы развития проекта


Педагогический проект (образец) "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе"


Актуальность. - Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. - Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. - Обновленное содержание образования. - Новое поколение образовательных стандартов. - Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. - К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения






Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Цель Объект исследования Объект исследования Предмет исследования Предмет исследования


Гипотеза Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будет возможна при выполнении следующих условий: - создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми; - проведена диагностика одарённости; - разработана Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе; - разработано методическое обеспечение; - созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и родителей.


Разработать методическое сопровождение Изучить литературу и выбрать методику для выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми Разработать Программу развития одарённых детей Задачи Изучить литературу и выбрать методику для выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе




Первый этап – диагностика- организационный (1 год) Второй этап – организационно – практический (2 года) Третий этап – рефлексивно – обобщающий (1 год) Создание нормативно- правовой базы. апробация программы работы с одарёнными детьми; анализ и обобщение результатов развития одарённых детей; Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ. мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка; анализ мониторинга достижений каждого учащегося; Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей. отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми; методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей; анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми; Организация методического обеспечения. Повышение психолого- педагогической компетентности учителей. отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция; психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей. определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ. Сроки реализации






Программа основных мероприятий Мероприятия по направлениям.Ответственные 1Диагностика Психолог, учителя начальных классов 2Разработка Положения о работе с одарёнными детьми,Директор 3Разработка Программы «Одарённые дети в начальных классах»Зам. директора по УВР, рук. МО нач кл., психолог. 4Создание: банка данных об одарённых детях, информационной базы по проблемам одарённости детей. Зам. директора по УВР, психолог, учителя. 5Повышение профессиональной квалификации пед.работников, работающих с одарёнными детьми. Зам. директора по УВР. 6Деятельность методического совета.Зам. директора по УВР. 7Индивидуальная работа с педагогами.Зам. директора по УВР. 8Создание среды общения, самореализации.Зам. директора по УВР. 9Работа с родителями.Зам. директора по УВР, психолог, учителя. 1 0 Привлечение внимания общественности.Директор, родительский комитет 1 1 Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости.Зам. директора по УВР. 1 2 Создание базы данных по методическому обеспечению.Зам. директора по УВР, рук. МО


Формы работы индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; участие в школьных и районных олимпиадах; проектная деятельность учащихся; посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; создание детских портфолио.


Ожидаемые результаты Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся. Методические результаты: - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся; - использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; - разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми; - обобщение и систематизация материалов педагогической практики.


Оценка результативности Критерии Показатели 1 Самооценка личности Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера 2 Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью одарённых детей в школе. Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей. 3 Конкурентоспособность одарённых учащихся.. Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.


Риски и методы их коррекции Отсутствие материальной базы. Оснащение материально – технической базы школы (спонсорская помощь) Отсутствие подготовленных педагогов. Повышение квалификации педагогов (курсы, научно – практические конференции, МО, семинары) Отсутствие методической базы. Создание банка данных методической литературы. Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний. Стимуляция учащихся (грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы)



Разделы: Общепедагогические технологии

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.

Но нередко получается так, что научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от школы, “на стороне”. Они не вписаны не только в учебные планы и программы, но и в общую концепцию среднего образования, которое, как и в старину, делает любую науку непереносимо скучной, лишая учеников всякой инициативы и самостоятельного поиска. Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления? Об этом и пойдет речь в данной работе.

Учебный процесс в сельской школе необходимо перестроить с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Отметим в этой связи критическое отношение С.Т.Шацкого к традиционным методам обучения на примере отношения к педагогическим вопросам: “...Педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на СВОЙ вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него уже в голове имеется... В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель знает ответ и все-таки спрашивает, то его педагогический вопрос есть своего рода педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а старается угадать тот ответ, который имеется в голове учителя” (С.Т.Шацкий. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2, 1980, с.192). Принципиально отличным от этого является исследовательская деятельность учащихся. В этом случае и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы и т.д. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса, поэтому для характеристики такого рода деятельности учащегося часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

Для определения эффективности учебно-исследовательской деятельности мы сравнили олимпиаду и научную конференцию (как форму подведения итогов исследовательской деятельности школьников) по ряду параметров, что выявило необходимость перестройки учебного процесса в школе с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Отметим основные факторы ведущие к таким выводам.

Одним из таких параметров нами был выбран образовательный результат (“итоговые” качества личности школьника). Для олимпиад – это развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубленное знание по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи и задачи повышенной сложности за пределами школьной программы и другое. Для участников конференций помимо предыдущих качеств уже характерно наличие творческих качеств исследователя. Школьники – участники конференций – уже не просто решают учебные или олимпиадные задачи, они выполняют реальное научное исследование в той или иной области науки, техники, искусства.

Сравнительный анализ олимпиад и конференций показал, что принципиально отличается характер предшествующей до олимпиады или конференции учебной деятельности школьника в каждом случае. Для того чтобы успешно выступить на олимпиаде, необходимо глубоко изучить предмет, решить большое число повышенной сложности задач и т.п. Для того чтобы принять участие в научной конференции, необходимо заниматься исследовательской работой, а чтобы успешно выступить на ней, надо провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции.

Исследование показало, что различен и уровень усвоения опыта. Для олимпиад характерен эвристический уровень: учащийся может применить ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи, при этом он получает субъективно новую информацию. Для конференций – креативный уровень: учащийся при выполнении исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию.

Конечный результат, продукт деятельности учащегося на олимпиаде – выполненное задание (решенная задача и т.п.) с заранее известным результатом (ответом) для жюри. Он обладает субъективной новизной. В исследовательской деятельности – это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Заранее результаты никому не известны. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной. Более того, этот продукт (научная, творческая работа) обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью.

Коротко приведем сравнение олимпиад и конференций по другим параметрам.

Уровень развития интереса: в первом случае – познавательный (потребность в увеличении знаний и т.п.), во втором – творческий (потребность сделать свое исследование, творческую работу и т.п.).

Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе: в первом случае – продуктивный (делай сам), во втором – креативный (выражение собственного “я”, сотворчество учащегося и педагога – научного руководителя).

Роль учащегося в образовательном процессе до и во время олимпиады – обучаемый, “решатель задач”; до и во время конференции – исследователь научной проблемы, докладчик.

Роль педагога в образовательном процессе при подготовке к олимпиаде – “тренер” в решении задач, роль педагога при проведении исследовательской работы и подготовке к конференции – научный руководитель.

Таким образом, в ходе проблемного анализа возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки. Этим обусловлен выбор темы эксперимента: “Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе” .

Объект исследования: образовательный процесс сельской школы.

Предмет исследования: условия, способствующие развитию исследовательской деятельности учащихся в сельской школе.

Гипотеза: если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в сельской школе.

Основной результат эффективной самореализации –достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания.

Целью данного проекта было определено создание условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры.

В соответствии с целью, были поставлены задачи проекта:

  • Подведение итогов творческой работы учащихся, выявление талантливых, одаренных учащихся в области научного, технического и художественного творчества.
  • Привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки, техники, культуры.
  • Популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, к проблеме творческого образования и развития одаренных детей.

Для решения задач нужна слаженная работа педагогов, социально – психологической службы. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.

Методы исследования:

  • изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов;
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  • опросы (анкетирование);
  • педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
  • сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.

Сроки реализации проекта:

Этапы реализации проекта

Этапы проекта Сроки исполнения Задачи этапа Ожидаемый результат Ответственные
1. Подготовительный 2005-2006 1. Организационные:

Разработать план по разработке и реализации проекта.

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов
2. Мотивационные:

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта
3.Кадровые

Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта.

Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта
4. Содержательные:

Изучить нормативно-правовую документацию, регулирующую работу с одарёнными детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне.
5.Информационные:

Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.

Информационная готовность участников проекта.

Система мониторинга проекта.

2. Практический 2006-2009 1. Осуществить апробацию проекта Реализация целей и задач проекта
2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта
3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании
4. Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта
3. Контрольно-оценочный 2009-2010 Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в сельской школе. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровней. Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника исследовательских работ участников. Внедрение результатов проекта.

Организация исследовательской деятельности учащихся:

Необходимо осознанно подойти к созданию научного общества, в школе из разовых участий в районных и городских конференциях необходимо создать общество, основанное на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Основной целью НОУ должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. В ходе работы необходимо сформировать некоторые направления деятельности:

  • организация исследовательской работы учащихся;
  • участие в проводимых олимпиадах, научно-практических конференциях;
  • осуществление контактов с представителями академической науки и общественных движений;
  • распространение и пропаганда данной деятельности.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

  1. Элементы исследования в рамках учебных предметов
  2. Предметы в рамках базисного компонента
  3. Элективные курсы – школьный компонент
  4. Группы дополнительного образования
  5. Экскурсия
  6. Поход или экспедиция
  7. Конференция или конкурс
  8. Клуб или молодежное объединение

Критерии оценки ожидаемых результатов:

Как правило, критерием, которыми пользуются учителя, ведущие с учениками занятия по исследовательской деятельности, субъективны, что бы они при этом ни приводили в обоснование важности, необходимости и т. д. занятий такого рода. Ибо, если разобраться, для любого такого учителя центральным оказывается имеющееся у него представление обо все расширяющемся развороте исследовательской деятельности, в которой и ради которой он может привлекать все новые задачи, приемы, техники, заинтересовывать ребят и т.д. В таких условиях, естественно, все частные критерии сводятся, в конечном счете, к одному общему: разворачиванию единого пространства исследовательской деятельности, учитель чувствует, что он в этом живет, это чувствуют и его ученики. При своем различном отношении к исследовательской деятельности, некоторые могут принимать ее ценности, другие относиться к этому более прагматично (подготовка в вуз и т.д.), тем не менее, через учителя, через его отношение, они до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности.

Второй очень важный ряд критериев оценки успешности имеет и носит управленческий и объективный характер. Существенно понимать, как место использования этого критерия в школьной практике, так и его отличие от ранее описанного критерия. Занятия исследовательской деятельностью в данном случае связываются с успешностью по другим параметрам обучения: например, количеству учеников класса, школы района, принявших участие в олимпиадах, чтениях и других такого же рода мероприятиях, связь между количеством учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью и, например, количество поступивших в те или иные вузы. Используя эти критерии, можно объективно засвидетельствовать определенные выгодные процентные соотношения между исследовательской деятельностью и общей развитостью.

Третий тип. Очевидно, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными “своими” и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях. Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно – “хорошо”, “престижно”. Заметим, что указанные факторы, по-видимому, значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят.

Думается, что любой руководитель образовательного учреждения или его педагог, анализирующий свой опыт по поводу организации исследовательской деятельности учащихся, должен принимать во внимание и относиться ко всем трем типам критериев, только в этом случае его деятельность может быть успешной.

В разделе размещены фрагменты педагогических проектов учителей высшей квалификационной категории Центрального района г. Новосибирска, получивших высокие оценки главной аттестационной комиссии департамента образования Новосибирской области.

С полными текстами проектов можно познакомиться у авторов.

  • И.М. Поветкина. Развитие ключевых и предметных компетенций школьников в процессе обучения математике на базовом и профильном уровнях
  • Е.А. Кислицына. Повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математике в школе с углубленным изучением предметов естественно-научного и математического циклов
  • Т.Э. Рихтер. Проблемное обучение как средство формирования ключевых компетенций
  • Г.Ю. Белобородова. Формирование профессионально-деловой компетенции обучающихся посредством овладения традиционными, инновационными формами деловой коммуникации
  • М.В. Дробитько. Развитие логического мышления обучающихся как средство повышения качества знаний по математике
  • А.Г. Семёнова. Развитие восприятия и воображения на уроках изобразительного искусства, искусства родного края и МХК
  • И.В. Шовкопляс. Формирование ключевых компетенций на уроках физики
  • Г.В. Исакова. Пути развития алгоритмического мышления учащихся среднего и старшего звена в курсе «Информатика и ИКТ»
  • О.Ю. Андриянец. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку
  • Н.В. Косачёва. Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка
  • Е.Р. Шевкун. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
  • Л.А. Цыбаева. Модель службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
  • О.А. Ведерникова. Развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе изучения теории музыки (с инновационными элементами)

    О.В. Авдеева. Совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесбережения
    Приложения: "Тематика классных часов по валеологии", "Тематика лектория для родителей", "Сценарий КВН", "Образовательная программа факультативного курса «Подростковая наркопрофилактика»", "Конспект урока ОБЖ"

    Т.В. Айдарова. Система формирования рационального стиля самостоятельной учебной деятельности учащихся

    Е.В. Беркетова. Реализация логопедического направления в процессе адаптации младших школьников гимназии № 1

    Л.П. Заешникова. Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
    Приложения: "Дни воинской славы России", программа элективного курса "Символика России и Новосибирска", программа элективного курса "Путешествие в мир музея", урок-игра "Дорогами войны", проект "Генеалогическое дерево", тест по истории России (9 класс)

    О.Б. Ивченко. Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования

    Ю.В. Лапина. Саморазвитие учащихся через организацию рефлексивной деятельности в процессе обучения химии
    Приложения: фрагмент тематического планирования, пример матрицы знаний и умений учащихся, примеры средств мониторинга ученической рефлексии, примеры анкет обратной связи, примеры инструктивных карточек к контрольным работам, примеры диагностических контрольных работ, пример матрицы для анализа результатов итоговой работы

    Т.А. Маркина. Мотивация школьников к изучению математики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

    В.М. Олексюк. Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с учетом их индивидуальных отличий
    Приложения: примеры тематических заданий и карточек, тексты дифференцированных зачетов, задания для срезовых работ

    И.И. Старостина. Развитие речевой деятельности гимназистов на уроке французского (второго иностранного) языка

    Н.А. Фёдорова. Развитие информационных общеучебных умений в процессе обучения русскому языку

    Ю.Б. Яхно. Формирование социальных компетенций на уроках обществознания в третьей ступени образования
    Приложения: "Ресурсы Интернета в развитии социальных компетенций", программа элективного курса для обучающихся третьей ступени образования «Технология исследовательской и проектной деятельности», проект «Развитие ресурсной базы учебного кабинета в процессе его подготовки к участию в смотре-конкурсе предметных кабинетов», "Входящая диагностика уровня сформированности социальных компетенций", "Промежуточные контрольные работы в развитии социальных компетенций", конспекты уроков "Конфликт в межличностных отношениях", "Дебаты в формировании социальных компетенций", "Проблемные вопросы в развитии социальных компетенций", "Работа над эссе в развитии социальных компетенций"