Другое

Понятие методы и виды судебной фотографии. Судебная фотография: история развития и современное состояние


Криминалистическая фотография - это отрасль криминалистической техники, представляющая собой систему научных положений и основанных на них методов, приёмов и видов фотосъёмки, используемых при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.

Под методом криминалистической фотографии понимают совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств и способов их применения в зависимости

от цели съёмки и характера снимаемого объекта.

В зависимости от того, служат ли методы фотосъёмки для запечатления признаков предметов, доступных восприятию невооружённым глазом, или они позволяют выявить невидимые признаки объекта, их делят на запечатлевающие и исследовательские.

К первым относятся панорамная, измерительная, стереоскопическая, макросъёмка, репродукционная и опознавательная съёмки;

Ко вторым – методы изменяющие контраст (цветоделение, контратипирование, сложение изображений, диффузно-копировальный метод, химическое усиление), микросъёмка, съёмка при особых условиях освещения (в проходящем свете, бестеневая, в косопадающем свете, съёмка с поляризационными фильтрами), съёмка в невидимых лучах спектра (инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских, гамма - и бета-лучах, электрография и так далее).

Методы запечатлевающей фотографии:

1) Панорамная съёмка. Если не удаётся запечатлеть объект на одном кадре, так нельзя отойти от него на достаточное расстояние или нежелательно получать снимок со значительным уменьшением, то проводят панорамную съёмку. Она представляет собой последовательное фотографирование объекта на нескольких отдельных взаимосвязанных кадрах, соединённых потом в общий снимок – панораму. Панорамная съёмка в свою очередь бывает круговой и линейной .

При круговой панораме фотографируются объекты с одной точки, поворачивая фотоаппарат так, чтобы последующий кадр перекрывал 10 – 15% площади предыдущего. Снимков делают столько, чтобы запечатлеть весь фотографируемый объект.

При линейной панораме объект фотографируется также по частям, но аппарат последовательно располагается на несколько параллельно расположенных объекту точках съёмки.

Панорама может быть горизонтальной или вертикальной линейной. В качестве примера первой можно привести фотографирование места автодорожного происшествия. Вертикальное линейное панорамирование может быть применено при фотографирование повешенного трупа.

2) Измерительная съёмка. При производстве следственных действий зачастую необходимо иметь снимки различных объектов, по которым можно судить об их размерах и величине расстояний между ними.

Различают приёмы масштабной и метрической съёмки.

Масштабная съёмка. Сущность её заключается в том, что предмет фотографируется с расположенным рядом с ним масштабом - линейкой с сантиметровым или миллиметровым делением. Фотографируемая плоскость предмета во время съёмки должна совпадать с плоскостью расположения измерительной шкалы. Масштабная съёмка обычно применяется в качестве детальной для фотографирования плоских следов и других объектов небольшого размера (следы обуви, следы скольжения на двери от орудия взлома и т.д.). При съёмке объёмных предметов масштаб размещается рядом на небольшой подставке, чтобы шкала линейки находилась в плоскости фотографируемой поверхности предмета.

Метрическая фотосъёмка. Применяется она в тех случаях, когда необходимо получить снимки, позволяющие определить по ним размеры зафиксированных предметов и величину расстояний между ними. Метрическая съёмка применяется для изготовления обзорных и узловых фотоснимков. Чаще всего это способ применяется при расследовании убийств, автодорожных происшествий, несчастных случаев на производстве и тому подобного.

Имеется несколько способов метрической съёмки. Наиболее простой – с глубинным масштабом. Глубинный масштаб представляет собой бумажную ленту с делениями в единицах главного фокусного расстояния объектива фотоаппарата, применяемого при съёмке. Глубинный масштаб укладывается на пол в направлении от фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. Начало ленты должно быть расположено строго под объективом. Можно также осуществлять метрическую с квадратным масштабом или путём впечатывания в снимок заранее изготовленной метрической сетки.

3) Стереоскопическая съёмка. Она заключается в изготовлении стереопары, т.е. двух снимков одного и того же объекта, запечатлённого с двух точек, соответствующих расположению правового и левого глаза. Восприятие таких снимков соответствует бинокулярному зрению, в процессе которого ощущение объёма обеспечивается тем, что правый и левый глаз видят предметы с разных точек.

В работе следствия стереосъёмка при запечатлении места происшествия применяется, если обстановка его представляет собой сложное нагромождения большого количества предметов. Рекомендуется также делать стереоснимки места происшествий, обстановка которых быстро должна быть изменена (например, место столкновении транспортных средств).

4) Макросъёмка. Макросъёмкой принято называть фотографирование мелких объе6ктов в натуральную величину или с непосредственны увеличением без использования микроскопа. Макросъёмка применяется, если нужно зафиксировать выявленные на месте происшествия какие-то небольшие по размеру следы или другие объекты (например, следы от орудий взлома, оставленные преступником мелкие предметы).

Макросъёмка производится с помощью различной фотоаппаратуры. Чаще всего для этой цели используются специальные установки типа «ФМН-2», «УЛАРУС-2», «МСК-1» и др. На месте происшествия макросъёмка обычно осуществляется с помощью зеркальных фотоаппаратов типа «Зенит» с удлинительными кольцами, позволяющие получить масштаб изображения до 1:1. Макросъёмка может быть произведена и с помощью специальной приставки к фотоаппарату «Зенит». Состоит она из двух кронштейнов, между которым закреплён мех. К переднему кронштейну крепится объектив, а к заднему – корпус фотоаппарата. Если фотоаппарат «Зенит» снабжён объективом «Индустар-50», то с помощью приставки макрофотографирование можно достичь трёхкратного увеличения. Объективы «Гелеос-44» и «Мир-1» позволяет получить увеличение соответственно до 2,64 и 4,2 крат.

5) Репродукционная фотосъёмка . В работе правоохранительных органов очень часто делать фотокопии различных документов, схем, чертежей, дактилоскопических карт и тому подобного. Такая фотосъёмка называется репродукционной. Используются для неё обычные зеркальные фотоаппараты типа «Зенит» с кольцами или без них, а так же специальные репродукционные установки типа «С-64 Ель», «РУ-2», «Беларусь СБ-1», «УЛАРУС-2», «РУБИН» и др.

6) Опознавательная съёмка. Применяется для последующего опознания, розыска уголовной регистрации преступников, а также для опознания трупов. При этом способе съёмка обычно изготавливаются два фотоснимка: в фас и правый профиль. Перед съёмкой головной убор и очки фотографируемого снимаются, прикрытые волосами уши обнажаются. Если на левой половине лица имеются какие-то особые приметы, то делается снимок и в левый профиль. Если снимки хотя использовать для опознания личности фотографируемого свидетеля, то кроме съёмки в фас и правый профиль целесообразно сделать снимки в ¾ поворота и во весь рост. Фотографируемый в этом случае одевается так, как он был одет в момент совершения преступления или как он обычно одевается. Масштаб опознавательных снимков-1:7.

Опознавательная фотосъёмка трупов проводится по тем же правилам, что и съёмка живых лиц. Если лицо трупа сильно обезображено, испачкано, то проводят так называемый «туалет»: тампонируют и зашивают раны, подкрашивают губы, поправляют причёску, обмывают и припудривают лицо. Всё это осуществляется врачом или под его присмотром. Труп фотографируется в той же одежде, в которой был обнаружен. Если же он найден без одежды, то (во избежание ошибок при опознании) одевать его не следует. В этом случае тело трупа прикрывают куском ткани. Если условие не позволяет придать трупу сидячее положение, то он фотографируется в лежачем. Труп укладывается на стол лицом вверх и фотографируется в фас, профиль (левый и правый), а также в три четверти поворота лица.

Методы исследовательской фотографии: методы исследовательской фотографии применяются в основном при производстве криминалистических экспертиз. С их помощью выявляются невидимые, усиливаются слабовидимые детали объектов, а также фиксируются признаки, используемые при сравнительном исследовании различных объектов.

Существует большое количество методов исследовательской фотографии.

Фотографические методы изменения контрастности широко используются при изучении документов и других объектов. Усиление яркостного контраста с целью выявления детали достигается путём применения различных методов контрастирующей съёмки (подбор соответствующего освящения, применение высококонтрастных фотоматериалов, использование специальных проявителей, дополнительной обработки негативов и т.п.). Усиление цветового контраста с цель выявления различных деталей объекта достигается путём применения светофильтров, подбора соответствующего освещения светочувствительного фотоматериала. Инфракрасные лучи имеют большую длину, чем красные, и не воспринимаются человеческим глазом. Это тепловые лучи. Их излучает всякое нагретое тело. Они по-иному отражаются и поглощаются различными объектами, чем видимые. Для этих лучей прозрачны анилиновые красители, кровь, многие сорта чернил. Поэтому, сфотографировав, например, снимок, залитый чернилами, мы можем увидеть, что на нём было изображено. Непрозрачны для этих лучей сажа, чёрная тушь, графитный карандаш. Для фотосъёмки в инфракрасных лучах может быть использована обычная фотоаппаратура, но фотопластинки и плёнки применяются при этом, специальные, типа «Инфра». Длина волны ультрафиолетовых лучей короче, чем у фиолетовых, и они не воспринимаются человеческим глазом. С их помощью можно прочесть вытравленный текст, обнаружить следы различных веществ (кровь, сперма и т.д.). Источники этих лучей являются обычно ртутно-кварцевые лампы, перед которыми ставится светофильтр УФС. Ультрафиолетовые лучи вызывают люминесценцию многих веществ.

Кроме перечисленных методов фотосъёмки, используется также фотографирование в рентгеновских лучах, бета-лучах и гамма-лучах для просвечивания непрозрачных объектов; электрофотографирование; диффузно-копировальный метод и др.

Приёмы съёмки совокупность правил и рекомендаций, направленных на решение информационных и оперативно тактических задач использования фотографии: каким образом и что именно, в какой последовательности следует фотографировать, что должно быть запечатлено на снимках. В зависимости от решения этих задач выбирают точки съёмки, её направление, ракурс, дистанцию. Например, панорамирование может быть осуществлено линейным или круговыми приёмами. Измерительная съёмка проводится масштабными или метрическими приёмами.

Виды съёмки – это совокупность методов и приёмов съёмки применительно к особенностям фотографируемых криминалистических объектов. Различают следующие виды съёмки: фотосъёмка места происшествия (приёмы её проведения – ориентирующая, обзорная, узловая и детальная съёмка); фотосъёмка следов и предметов; фотосъёмка следов орудий взлома; фотосъёмка следов ног и транспортных средств; фотосъёмка следов рук; фотосъёмка трупа; фотосъёмка при производстве следственных действий (проведение следственного эксперимента, проверка и уточнение показаний на месте, предъявление для опознания, обыска).

По сфере применения криминалистическую фотографию делят условно на три части:

Оперативно-розыскную;

Судебно- следственную;

Судебно-экспертную.

Ориентирующая съёмка должна запечатлевать место происшествия на фоне окружающей среды. На ориентирующем снимке должны быть зафиксированы внешние по отношению к месту происшествия предметы, которые дают возможность уяснить положение данного места среди окружающих его объектов. Часто для получения ориентирующего снимка используется панорамная съёмка.

Обзорный снимок запечатлевает общий вид самого места происшествия. Такой снимок должен охватывать всю территорию места происшествия, воспроизводить обстановку таким образом, чтобы изображение фиксировало главное, существенное в ней и чтобы на снимке были запечатлены важнейшие элементы обстановки места происшествия. Съёмка обычно производиться с разных сторон, чтобы полнее запечатлеть предметы и следы на месте происшествия и их взаимное расположение. Около следов и других вещественных доказательств устанавливаются цифровые указатели. Съёмка осуществляется до установки этих указателей и после неё. В тесных помещениях съёмку производят путём панорамирования или с помощью широкоугольного объектива.

Узловой снимок – это снимок крупным планом участка места происшествия, имеющего наиболее важное значение. Направление съёмки должно обеспечивать привязку объектов к определённому месту обстановки. На одном месте происшествия может быть сделано несколько узловых снимков.

На детальном снимке фиксируются детали обстановки места происшествия, следы и предметы, играющих роль вещественных доказательств. Фотографирование осуществляется крупным планом с масштабной линейкой по методу масштабной съёмки.

Труп на месте происшествия запечатлевается на обзорных, узловых и детальных фотоснимках, иногда на ориентирующих.

Труп всегда следует фотографировать в том положении, в котором он находиться в момент осмотра. Если труп замаскирован ветками или другими предметами, то съёмка осуществляется до и после снятия маскировки. В том случае, когда труп лежит ничком или в другой позе, при которой не видно лица, его фотографируют в той же позе. Фотосъёмка всегда производится с захватом обстановки, непосредственно окружающей труп. При этом в кадр должны войти следы и другие предметы, свидетельствующие об обстоятельствах смерти. Так, если рядом с трупом лежит нож, то необходимо, чтобы они были зафиксированы на снимке вместе с трупом. В тех случаях, когда очевидцы указывают, что поза трупа изменена, целесообразно запечатлеть не только позу трупа и окружающую обстановку на момент прибытии следователя, но и восстановить по показаниям очевидцев с помощью судебно-медицинского эксперта первоначальную позу трупа. Затем опять производиться фотосъёмка, а в протоколе осмотра делается запись, на основании, чьих показаний изменилась поза. Запачканный грязью или кровью труп фотографируется до и после обмывания. Фотосъёмка замёрзшего трупа осуществляется до и после оттаивания. При фотографировании трупа обычно делают съёмку не менее чем с трёх точек: сверху и с двух боковых сторон. Не рекомендуется фотографировать труп со стороны головы ног, так как это приводит к перспективным искажениям. Желательно всегда осуществлять сверху, тогда снимок более наглядно зафиксирует позу трупа и взаиморасположение его относительно окружающих предметов.

  • Следы транспортных средств. Правила их обнаружения, фиксации, изъятия.
  • Способы, средства и методы обнаружения, фиксации и изъятия следов рук.
  • Это раздел криминалистической техники, представляющий собой систему методов и видов съемки, применяемых при проведении следственных действий, оперативно-розыскных действий (ОРД), криминалистических экспертиз с целью расследования преступлений.

    Особенности судебной фотографии:

      Специальные области применения: в оперативной, следственной, экспертной практике

      Определенные объекты съемки – это объекты связанные с преступлением

      Специальные цели съемки - для материалов уголовного дела

      Специфические методы и способы съемки

      Специальная аппаратура и принадлежности

      Определенный круг лиц производящих съемку – это следователи, оперативные работники, эксперт, прокурор, лица указанные в УПК.

      Особые правила оформления фотоснимков. Применение фотографии должно быть отражено в протоколе следственного действия. Статья 166 УПК говорит, что к протоколу могут быть приложены фотоснимки, негативы и фотосъемка является одним из способов фиксации доказательств. Каждый фотоснимок должен быть подписан из которой следует, где, когда и что запечатлено и параметры съемки.

    Значение судебной фотографии для криминалистики – довольно велико значение, так как это один из способов фиксации и исследования материальных признаков преступления. С помощью фотосъемки можно запечатлеть обстановку места происшествия, различные объекты, следы преступления при этом не нарушается обстановка места происшествия, не нарушается состояние следов. Помимо этого с помощью фотосъемки можно увидеть детали и признаки объектов не воспринимаемые невооруженным глазом и так далее.

    Вся система судебной фотографии делится на 2 структурные части:

      Запечатлевающая

    это фотография, которая объективно фиксирует все предметы и объекты, наблюдаемые следователем. С помощью запечатлевающей съемки фиксируются свойства, признаки объектов, которые доступны невооруженному глазу. Запечатлевающую съемку ещё в криминалистике принято называть судебно-оперативной фотографией, так как её производит следователь или оперативный работник.

    Объектами съемки судебно-оперативной фотографии являются: место происшествия, трупы, следы преступлений, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступлений и т.д.

    Типичными видами судебно-оперативной фотографии являются – фотосъемка места происшествия, фотосъемка других следственных действий, съемка трупов, фотосъемка отдельных предметов, вещественных доказательств, предметов.

    Фотосъемка перечисленных видов осуществляется с использованием соответствующих фотографических методов и приемов. Под методами судебной фотографии понимаются совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств и условий съемки с целью получения фотоизображения отвечающего требуемым характеристикам. К методам запечатлевающей съемки относятся:

        Панорамная

    Заключается в том что при фотосъемке некоторых объектов, объектов расположенных на большем расстоянии или протяжении невозможно запечатлеть всю картину на один кадр. Объект снимается по частям, а потом составляют части и получается панорамный (единый) снимок. Панорама может быть:

          Круговой – следователь стоит на месте и вращается вокруг своей оси и фотографирует. Нужно соблюдать следующие правила – каждый последующий снимок должен на 10-15% дублировать предыдущий кадр, должна быть единая линия горизонта, параметры съемки должны быть одинаковыми.

          Линейной - сопряжена с перемещением фотоаппарата параллельно снимаемому объекту. Каждый последующий кадр должен захватывать на 10-15% предыдущий кадр

          вертикальной – сверху вниз.

        Измерительная

    Позволяет по фотоснимку определить истинные размеры снимаемого объекта или расстояние между ними. Существуют следующие способы измерительной съемки:

          С масштабной линейкой

          Ленточный глубинный масштаб – выкладывается вглубь снимаемого объекта

          Квадратный масштаб

        Репродукционная

    Используется для получения копий с документов

        Опознавательная

    Применяется для запечатления внешнего облика человека с целью его регистрации, отождествления личности. Опознавательные снимки используются для проведения криминалистических экспертиз (портретная идентификация). В качестве опознавательной съемки лицо запечатлевается в анфас, в правый профиль, в случае необходимости в 3\4 поворота головы вправо, в полный рост. При фотосъемке на грудь фотографируемому укрепляется масштабная линейка и фотоснимки готовятся в масштабе 1:7

        стереоскопическая.

      Исследовательская

    Представляет собой систему методов фотосъемки, применяемых в основном при производстве криминалистических экспертиз. Методами являются:

    Основана на выявлении рельефных изображений с помощью теней.

        Цветоделительная (контрастирующая)

    Основное предназначение – выявление различий в цветах и оттенках одного и того же цвета. Примером может служить – выполнение поддельного документа (подписки, дописки и т.д.)

        Съемка в невидимых лучах-спектрах

    Фотосъемка в инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских гамма-, бета-лучах. Например, съемка в инфрокрасных лучах позволяет исследовать документы залитые какими то красителями, зачеркнутые и т.д. Для этого используется электронно-оптический преобразователь. Ультрафиолетовые лучи позволяют увидеть невидимые и слабо-видимые записи которые, например, выцвели или вытравлены. С помощью рентгеновских лучей можно определить что находиться, например, в чемодане.

        Микрофотосъемка

    Применяется при исследовании мелких штрихов и следов. Для этого фотоаппарат соединяется с микроскопом.

    Фотография в работе органов внутренних дел занимает видное место и широко применяется как средство фиксации доказательственной информации при производстве следственных действий. Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатленные объекты в предметно-пространственной форме и в большем объеме,чем это позволяет их словесное описание в протоколе следственного действия.

    Изучение криминалистической фотографии предполагает изучение не только ее специальных видов, но и общей фотографии, так как без знания основ общей фотографии трудно освоить приемы криминалистической.

    В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотография. С первых лет своего существования она получила применение не только в быту, но и использовалась в решении сугубо научных задач. Фотография (фото-свет, графо- пишу).

    Появлению фотографии предшествовали открытия многих ученых. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большой вклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Ньепс, Луи-жак Манде Дагерр и англичанин Вильям Фокс Генри Талболт. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ньепсом, получил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвал дагерротипией. В своих работах Дагерр использовал материалы исследования Ньепса, однако он никогда об этом не упоминал. Технология Дагерра не позволяла размножать снимки, и только изобретение англичанина Талболта положило начало разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков и способствовало открытию нового способа приготовления светочувствительной бумаги. В 1835 г. Талболт пропитав хлористым серебром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде негатива. Затем, приложив к нему бумагу, обработанную тем же раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимки были далеки

    от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возможность тиражирования отпечатков.

    Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро проникла в другие страны. В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в це-

    лях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипосульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И.В..Болдырев предложил способ из-

    готовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой "Кодак", С.А.Юрковский изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций, И.И.Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л.Левицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ наводки на резкость находит применение и в современных крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено использование при съемке в неблагоприятных условиях электрической дуги. Основоположником научной и судебной фотографии является русский специалист Е.Ф.Буринский. В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. На сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исторического значения этой работы, Российская Академия наук удостоила Е.Ф.Буринского премии имени М.В.Ломоносова "за метод исследования, равный значению микроскопа".

    В 70-х г.г. прошлого века предпринимаются попытки использовать фотографию для целей регистрации и расследования. Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.). Затем сообщения о фотографировании преступников появились в Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабатываются специальные способы и аппаратура для фотографирования преступников. Существенных результатов в этой области добился французский криминалист А.Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны правила сигналитической и измерительной фотосъемки. Примером применения фотографии при розыске может послужить сообщение "Юридической газеты" за 1896 г. в котором описывался розыск двух арестантов, сбежавших из Ярославского острога. "Смотритель острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоколамский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а затем возвращены в острог".

    Наряду с использованием фотографии в розыскной и регистрационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом направлении много и плодотворно работал Е.Ф.Буринский. В 1892 году при Санкт-Петербургским окружном суде он на свои средства создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создается правительственная судебно-фотографическая лаборатория, заведование которой было поручено Е.Ф.Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданию криминалистических учреждений в России.

    Развивая применение фотографии в следственной работе, Е.Ф.Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего применять фотографию на всякий случай, Е.Ф.Буринский считал, что необходимо разработать правила судебной фотографии, которые должны найти отражение в законе и быть обязательными для исполнения всеми.

    Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью была книга С.М.Потапова "Судебная фотография" (1926 г.), в которой он дал определение судебной фотографии как системы "научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала". Работа выдержала три издания. В последнем издании этой работы (1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на: судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экспертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлевающей фотосъемки - сигналетической, метрической, масштабной, репродукционной и детективной. Вторая охватывает три вида экспертизы: для установления тождества, для выявления недоступных обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое деление фотографии носит относительный характер, так как одни и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принципе применяться как следователем, так и экспертом-криминалистом.

    Определение судебной фотографии, предложенное С.М.Потаповым, в сущности сохранилось до настоящего времени.. Его лишь конкретизировали и несколько модернизировали. В рекомендованном учебнике (т.1,1987 г.) это определение выглядит следующим образом: "Криминалистическая фотография - это один из разделов криминалистической техники. Она представляет собой систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, используемых при фиксации и исследовании доказательств для раскрытия и предотвращения преступлений".

    Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые для их обработки химические реактивы. Фотографические методы и приемы - это система правил и рекомендаций по применению фотографических средств для получения фотоизображений.

    Практическое значение криминалистической фотографии исключительно велико. Она служит основным средством запечатления внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательственное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде

    случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюстративным материалом, но и источником доказательств, средством для розыска и идентификации различных объектов. Применение фотографических методов исследования существенно расширяют возможности криминалистической и других видов судебных экспертиз.

    Являясь разделом криминалистической техники, криминалистическая фотография с учетом задач, стоящих перед ней, и сфер применения условно подразделяется: на оперативно-розыскную, судебно-следственную и судебно-экспертную (судебно-исследовательскую) фотографию. Судебно-следственную и оперативно-розыскную фотографию можно объединить в одну группу - запечатлевающая фотография, так как в работе следователя и оперативного работника применяются преимущественно методы последней. Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-розыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершающее. Деление фотографии на запечатлевающую и исследовательскую также условно, поскольку в экспертной практике применяются не только исследовательские, но и запечатлевающие методы и, наоборот, при расследовании могут применяться исследовательские методы, например создание специальных условий съемки и обработки фотоматериалов.

    Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Об изготовлении этих фотодокументов делается отметка в протоколе следственного действия, а сами фотоснимки оформляются в виде фото-таблиц, снабженных пояснительными надписями, либо приобщаются к делу в конверте. Фото-таблицы подписываются следователем и лицом, производившим съемку.

    От фотодокументов-приложений к протоколам следственных действий следует отличать фотодокументы-вещественные доказательства, полученные вне производства по уголовному делу. Эти снимки после их просмотра приобщаются к делу следователем специальным постановлением и служат полноценным средством доказывания.

    По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схемы, планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотография обеспечивает более высокую степень наглядности, объективности, точности и полноты запечатления.

    Перед судебно-исследовательской фотографией стоит иная задача. На основе научно-разработанных методов криминалистической фотографии исследуются объекты, имеющие или могущие иметь доказательственное значение по уголовному делу. Фотоснимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют проследить за ходом экспертизы, воочию убедиться в наличии или отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования.

    Признаки, выявленные в процессе фотографического исследования, эксперт кладет в основу заключения, т.е. они являются составной частью заключения, имеющего значение средств доказывания. Ясно, что процессуальный режим фотоизображений может быть различным. При производстве следственных действий, экспертных исследований возникает необходимость запечатлеть определенные материальные объекты, общий вид места происшествия, следы, вещественные доказательства, а также этапы следственного действия и экспертного исследования. Для этих целей криминалистикой, исходя из целевого назначения, разработаны специальные виды и методы фотографической съемки.

  • 6.Методы криминалистики.
  • 7.Понятие и научные основы криминалистической идентификации. Объекты криминалистической идентификации. Идентификационные признаки.
  • 9.Структура процесса идентификации. Общая методика идентификационной экспертизы.
  • 10.Криминалистическая диагностика.
  • 11.Понятие, задачи, система криминалистической техники. Оперативная техника следователя.
  • 12.Дискуссионные проблемы криминалистической техники (проблемы полиграфа, одорологии и др.). Критерии допустимости использования технико-криминалистических средств.
  • 13.Научно-технические средства и методы, используемые для исследования вещественных доказательств.
  • 14.Судебная фотография: понятие, виды, методы и значение.
  • 15.Запечатлевающая фотография: виды, средства и методы. Особенности применения фотографии при производстве осмотра места происшествия.
  • 16.Научно-исследовательская фотография: виды, средства и методы.
  • 17.Криминалистическая видеозапись.
  • 18.Понятие и научные основы трасологии. Понятие следа и классификация следов. Механизм следообразования.
  • 19.Следы рук: обнаружение, выявление, фиксация, изъятие и исследование.
  • 20.Папиллярные узоры: свойства и виды.
  • 21.Следы ног и обуви: обнаружение, фиксация, изъятие и исследование.
  • 22.Следы зубов и ногтей. Особенности их фиксации и изъятия. Возможности экспертного исследования.
  • 24.Следы орудий взлома и инструментов.
  • 25.Следы транспортных средств: фиксация, изъятие и исследование.
  • 26.Микрообъекты.
  • 27.Трасологическое исследование (следственный осмотр следов, описание их в протоколе, основы методики трасологической экспертизы).
  • 28.Понятие, задачи и научные основы судебной баллистики. Объекты судебной баллистики.
  • 29.Механизм образования следов выстрела.
  • 30.Следственный осмотр огнестрельного оружия и следов выстрела.
  • 31.Подготовка материалов для судебно-баллистической экспертизы. Вопросы, разрешаемые судебно-баллистической экспертизой.
  • 32.Объекты криминалистической взрывотехники.
  • 33.Общие правила осмотра, фиксации и изъятия взрывных устройств и следов взрыва на месте их обнаружения. Взрывотехническая экспертиза.
  • 34.Понятие и классификация документов. Общие правила обращения с документами – вещественными доказательствами. Следственный осмотр и криминалистический анализ документов.
  • 35.Научные основы криминалистического исследования письма. Идентификационные признаки почерка и письменной речи.
  • 36.Почерковедческая экспертиза. Подготовка материалов для ее проведения и вопросы ею разрешаемые.
  • 37.Автороведческая экспертиза и ее возможности. Проблема графологии.
  • 38.Признаки изменения текста документов и способы их обнаружения.
  • 40.Исследование и восстановление разорванных и сожженных документов.
  • 41.Судебная габитология: понятие, значение. Классификация признаков внешности.
  • 42.Использование методики словесного портрета в оперативно-розыскной и следственной практике. Принципы описания признаков внешности.
  • 43.Виды идентификации по признакам внешности. Основы фотопортретной экспертизы.
  • 44.Понятие, цели, научные и правовые основы уголовной регистрации.
  • 45.Виды уголовной регистрации.
  • 14.Судебная фотография: понятие, виды, методы и значение.

    В современном понимании криминалистическая (или судебная) фотография – это система научных положений и разрабатываемых на их основе фотографических методов, средств и приемов, используемых для фиксации и исследования доказательств в целях раскрытия и предотвращения преступлений.

    Выбор метода фотосъемки зависит от конкретной си-

    туации, объекта, подлежащего фотографированию с це-

    лью обеспечения лучшего фотоснимка объекта. Крими-

    налистике известны следующие методы.

    1. Метод панорамной фотосъемки применяется, ко-

    гда не удается сфотографировать объект полностью.

    2. Метод измерительной фотосъемки требуется, ко-

    гда важно выяснить размеры объектов и расстояние ме-

    жду ними.

    3. Метод крупномасштабной фотосъемки применя-

    ется для фотосъемки мелких предметов, следов, доку-

    ментов и его частей.

    4. Метод стереоскопической съемки используется

    для получения обзорных, детальных и узловых фото-снимков за счет получения объемного восприятия объ-

    5. Метод репродукционной фотосъемки используется

    при фотографировании плоских объектов, в том числе

    чертежей, фотокарточек, картин.

    6. Метод опознавательной фотосъемки использует-

    ся при фотографировании живых лиц и трупов.

    Виды фотосъемки: ориентирующая, обзорная, узловая

    и детальная.

    Ориентирующая фотосъемка используется для фото-

    графирования объекта вместе с окружающей обстанов-

    Обзорная фотосъемка применяется для запечатления

    объекта без окружающей обстановки.

    Узловая фотосъемка применяется для съемки наибо-

    лее важных следов преступления, объектов.

    Детальная фотосъемка предназначена для фиксации

    внешних признаков вещественных доказательств и сле-

    С помощью запечатлевающей фотографии осуществляется фиксация очевидных, зрительно воспринимаемых объектов. Для этого используется как обычная, иногда даже бытовая фотоаппаратура, так и специально сконструированная или приспособленная, например, для негласной фотосъемки при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

    Результаты такой фотосъемки оформляются в виде фототаблиц, которые прилагаются к протоколам следственных действий или к материалам, отражающим результаты оперативно-розыскных мероприятий. При этом фотоснимки рассматриваются в качестве фотодокументов и могут иметь доказательственное значение.

    15.Запечатлевающая фотография: виды, средства и методы. Особенности применения фотографии при производстве осмотра места происшествия.

    Запечатлевающая фотография есть система видов и методов фотографической съемки, в результате применения которой объекты внешнего мира воспроизводятся на светочувствительном слое такими, какими они наблюдаются (в пределах технических возможностей каждого из видов современной фотографии). Цель запечатлевающей фотографии получение наиболее точной копии фотографируемого объекта.

    Под методом запечатлевающей фотосъемки, следует признать такую совокупность общих правил получения фотографического изображения, которые в принципе могут быть применены при фотографировании любого объекта в процессе расследования. Такими методами являются обычная, панорамная, стереоскопическая и измерительная фотосъемки.

    Каждый из указанных методов может, в свою очередь, осуществляться различными способами: а) обычный - обычным, встречным, крестообразным, с высоты; б) панорамный - круговым и линейным; в) стереоскопический - способом стереопары, растровым и поляроидным; г) измерительный - масштабным и метрическим.

    Панорамная фотография -. это последовательная съемка объекта, изображение которого при заданном масштабе не может поместиться в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок - панораму.

    Стереофотография представляет собой метод получения фотоизображений, воспринимаемый в трех измерениях, объемно.

    Измерительная фотография предназначена для получения изображений, по которым можно определить пространственные характеристики запечатленных на фотоснимке объектов. Это - простейший метод, позволяющий определить линейные размеры сфотографированных предметов посредством изображения масштаба.

    Судебная (криминалистическая) фотография - один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на ее основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.

    Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.

    Основоположником судебной фотографии является российский учёный Евгений Фёдорович Буринский .

    Задачи судебной фотографии:

    1) разработка фотографических приёмов съёмки различных объектов в следственных или судебных целях;

    2) запечатление хода и результатов производства отдельных следственных или оперативно-розыскных действий;

    3) разработка фотографических методов исследования вещественных доказательств.

    Направления:

    1) запечатление событий:

    2) исследование вещественных доказательств, следов;

    Виды судебной фотографии:

    История фотографии

    Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, - изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

    В 1726 году А. П. Бестужев-Рюмин (1693-1766) химик-любитель, впоследствии политический деятель и Иоганн Гейнрих Шульце (1687-1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, - получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии. В 1818 г. русский ученый X. И. Гротгус (1785-1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.

    Первая фотография в мире, «Вид из окна», 1826

    Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

    В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества - хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.

    Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке - решётчатое окно дома Тальбота.

    Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.

    Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома - английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.

    В фотографии использовалась как негативные, так и обращаемые фотоматериалы.

    В 1889 году в Санкт-Петербурге Е. Ф. Буринским была открыта первая в мире судебно-фотографическая лаборатория при Санкт-Петербургском окружном суде. В этой лаборатории были впервые применены фотографические методы для исследования документов, в том числе архивных документов 14 века, выполненных на коже.