Форекс

Боевая часть истребителя gripen e. Шведы собрали истребитель Gripen нового поколения

18 мая шведская компания SAAB провела на своем головном заводе в Линчёпинге презентацию (выкатку) опытного образца истребителя JAS-39E Gripen (Gripen E, бортовой номер 39-08) - первой машины "нового поколения" Gripen NG (Next Generation ).

В церемонии приняли участие министр обороны Швеции Петер Хультквист (Peter Hultqvist), начальник штаба Военно-воздушных сил Швеции Матс Хельгессон (Mats Helgesson), командующий ВВС Бразилии Нивалдо Луиз Россато (Nivaldo Luiz Rossato), представители руководства «Сааб», шведского Министерства обороны и командования Вооруженных сил Швеции.

Начало летных испытаний борта 39-08 запланировано на конец 2016 года, он будет использоваться для отработки аэродинамических и летных характеристик. В Линчёпинге заканчивается постройка и второго летного прототипа Gripen E (бортовой номер 39-09), который предназначен для отработки систем вооружения. Третий летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-10) должен в 2018 году стать машиной в предсерийной конфигурации. Сейчас для отработки части систем по программе Gripen NG и в качестве демонстратора используется модифицированный самолет JAS-39D (бортовой номер 39-07).

ВВС Швеции уже заказали 60 новых «Грипенов», которые будут поставлены с 2019 по 2026 год. 28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F заказаны Бразилией, которой они должны быть поставлены в 2019-2024 годах. Бразилия также должна будет получить один специально изготовленный для нее прототип JAS-39E. Вероятно приобретение JAS-39E Швейцарией.
Швеция - самая маленькая страна из числа тех, которые разрабатывают и производят собственные боевые самолеты. Поскольку шведы не имеют агрессивных намерений во внешней политике и их вооруженные силы нацелены только на оборону, то им достаточно легкого фронтового истребителя с небольшим радиусом действия, но мощным вооружением. В Швеции издавна существует всеобщая воинская обязанность и большинство аэродромного персонала составляют солдаты срочной службы (типовая команда состоит из одного офицера и пяти рядовых), не имеющие высокой квалификации. Это экономит бюджет государства, но требует относительно небольшой номенклатуры аэродромного оборудования, упрощенного техобслуживания, быстрой и несложной подготовки к повторному вылету, увеличению времени наработки на отказ элементов оборудования и т.д. +

То есть и самолет и необходимая ему инфраструктура должны быть простыми и надежными. Еще одно требование -универсализм. Боевой самолет шведских ВВС должен быть многоцелевым. Такими и являются самолеты семейства «Gripen». Аббревиатура JAS расшифровывается как Jakt - истребитель, Attack - штурмовик, Spaning - разведчик.

Первая модель истребителя «Gripen» была принята на вооружение ВВС Швеции в 1997 году. Сегодня JAS 39 Gripen продаются на экспорт и стоят на вооружении ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР, Таиланда и ряда других стран.

Аэродинамическая компоновка «Gripen», выполненная по схеме «утка» соответствует авиамейнстриму 80-х годов, порой подвергается ироническим оценкам. Но вся концепция шведского истребителя основана на разумном консерватизме и максимальной боевой эффективности при минимуме затрат. Это и стало причиной повышенного внимания к нему со стороны относительно небогатых государств, стремящихся все же обеспечить свою оборону. Можно сказать, что «Грипен» - это истребитель «для бедных».

За бразильский тендер F-X на поставку 36 истребителей в течение 12 лет боролись американцы, французы и русские. Этот конкурс стартовал в 2001 году и заявки на участие в нем подали французская компания Dassault, шведская Saab и американская Boeing. Они предложили истребители Rafale, JAS 39 Gripen и F/A-18 Super Hornet. Объем средств для приобретения новых истребителей для замены устаревших французских Mirage III был определен на уровне четырех-пяти миллиардов долларов.

В 2007 году бразильцы подняли финансовую планку до 12 миллиардов долларов, и к тендеру подключились «Рособоронэкспорт», европейский консорциум Eurofighter и американская компания Lockheed Martin. Они предложили истребители Су-35, Typhoon и F-16 Fighting Falcon. Победитель конкурса должен был реинвестировать в экономику Бразилии сто процентов стоимости контракта, а также развернуть в Бразилии лицензионное производство фюзеляжей, бортового радиоэлектронного оборудования и двигателей, а также передать ключевые технологии самолетов. Приветствовалось также создание совместных предприятий с бразильскими компаниями.

Бразильцы сразу отклонили Су-35, находившийся на тот момент в стадии разработки, посчитав его «сырым». Lockheed Martin отказалась передавать технологии. Eurofighter не смог предложить никакой адекватной программы эволюции своего Typhoon. Таким образом «в игре» остались Gripen NG и Rafale.

Однако, сразу же после этого начались внутрибразильские разборки. Военные хотели закупить шведский самолет, а президент Жозе Альфреду де Паулу Силва поддался уговорам Николя Саркози, тогдашнего президента Франции, и решил остановить выбор на Rafale. Военные уперлись, и подведение итогов тендера было отложено.

Осенью 2013 года в Бразилию пожаловал новый президент Франции Франсуа Олланд - специально для «агитации» в пользу Rafale. Однако новый президент Бразилии Дилма Русеф не стала ссориться со своими военными и отказалась закупить французские истребители. Еще раньше были приостановлены переговоры с США о покупке Rafale - из-за того, что в печать попали разоблачения Эдварда Сноудена, согласно которым США вели слежку за бразильским президентом. Россия попыталась снова предложить Су-35, но и на этот раз от него бразильцы отказались.

В декабре 2013 года было объявлено о решении принять предложение шведов, так как оно оказалось самым выгодным.

По данным агентства Jane"s, шведы запросили за 36 своих «Gripen» всего 4,5 миллиарда долларов. Французы просили 8 миллиардов, а американцы на полмиллиарда меньше. Причем ни те, ни другие не хотели передавать технологии, хотя и были готовы реинвестировать сто процентов стоимости контракта в экономику Бразилии.

Шведы предложили реинвестировать 175 процентов от стоимости контракта, кроме того компания Saab создала с бразильскими компаниями AEL Sistemas и Akaer совместные предприятия по разработке и производству бортового оборудования для Gripen. В 2011 году в Бразилии открылся исследовательский и проектный центр Saab.

Также совместно с Бразилией шведы будут разрабатывать палубную версию Sea Gripen, которой уже интересуется Индия. Шведы будут еще и ремонтировать и модернизировать поставленные бразильцам самолеты.

Секрет успеха шведского авиапрома в том, что Saab сделала ставку не на сиюминутную прибыль, а на долгосрочное сотрудничество. Шведы намекают, что после первой партии из 36 самолетов будут еще и вторая, и третья. В общей сложности они рассчитывают экспортировать около 400 самолетов. Кроме того, «Gripen» производится в широкой кооперации с ведущими мировыми производителями, то есть в этом самолете сосредоточены лучшие мировые разработки. В частности, новый истребитель оснащён РЛС с активной фазированной решёткой и новой системой радиоэлектронной борьбы.

У тяжелого истребителя Су-35 изначально не было шансов победить в бразильском тендере. Кроме того, в российском авиапроме с нелегкой руки Михаила Погосяна все еще царят традиции расчета не на долгосрочное сотрудничество с партнерами, а именно на сиюминутную прибыль. +

Впрочем, даже в таких условиях у легких фронтовых истребителей компании «МиГ» возможно были бы шансы побороться за выигрыш тендера, но нынешнее руководство ОАК держит «МиГ», что называется, в черном теле.

Руководители нашего авиапрома не желают видеть, что мало кто, кроме арабских шейхов или хитрых китайцев (которые норовят зачастую просто скопировать технологии приобретенных машин), может позволить себе расщедриться на покупку партии дорогих пожирателей горючего компании «Сухой». Представляется, что руководству ОАК следует пройти бизнес-ликбез, чтобы усвоить аксиому современного бизнеса - сегментацию рынка, когда каждая компания стремится охватить не только высокорентабельные сегменты рынка, но и позиционироваться на средне- и низкодоходных участках.

Низкий уровень рыночного мышления в сочетании с неумением или нежеланием смотреть в перспективу не позволяет в полной мере реализовать экспортный потенциал наших боевых самолетов. И в этом плане нам есть чему поучиться у шведов.

18 декабря было объявлено о завершении одного из самых длительных тендеров последнего времени. Согласно решению руководства страны, военно-воздушные силы Бразилии в течение нескольких следующих лет получат истребители Saab JAS 39 Gripen шведского производства. Конкурс FX2 (ранее назывался FX2), в котором победила шведская компания Saab, продолжался 12 лет. В течение этого времени несколько ведущих мировых производителей авиационной техники предлагали бразильским военным свои новейшие разработки, однако контракт в итоге получила компания, которую изначально мало кто рассматривал в качестве фаворита.


О начале тендера на поставку истребителей для ВВС Бразилии было объявлено еще в 2001 году. Тогда тендер носил название FX. Для замены устаревших самолетов Dassault Mirage III французского производства предполагалось приобрести 36 истребителей новой модели. Общая стоимость техники оценивалась не более чем в 5 миллиардов долларов США. Конкурс привлек внимание нескольких производителей авиационной техники и был сформирован список его участников. В зависимости от решения комиссии, бразильские ВВС могли пополниться самолетами Dassault Rafale (Франция), Boeing F/A-18E/F Super Hornet (США) или Saab JAS 39 Gripen (Швеция).


Dassault Rafale


Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Сравнение предложенных самолетов продолжалось до 2007 года, после чего тендер перезапустили с новым названием. Конкурс FX2 отличался от предыдущего несколькими нюансами финансового и производственного характера, а также количеством требуемых самолетов. Кроме того, после перезапуска в конкурсную борьбу включились новые участники. Кроме французской, американской и шведской компаний на контракт стали претендовать российская организация «Рособоронэкспорт» с самолетом Су-35, европейский консорциум Eurofighter с истребителем Typhoon и американская компания Lockheed Martin с модернизированной версией F-16 Fighting Falcon.


Су-35


Typhoon Eurofighter


F-16 Fighting Falcon

Согласно условиям конкурса FX2, ВВС Бразилии в общей сложности должны получить 36 самолетов выбранной модели, а в дальнейшем возможно начало производства техники на бразильских предприятиях по лицензии. По некоторым данным, Бразилия желает получить помощь в развертывании производства новой техники и ее компонентов на своих предприятиях. Предполагается освоить производство двигателей и различного радиоэлектронного оборудования.

В 2008 году конкурсная комиссия ВВС Бразилии огласила список финалистов тендера. Примечательной особенностью «короткого списка» оказался тот факт, что все претенденты на победу подавали заявки еще на конкурс FX. К этому времени, однако, шведская компания Saab успела предложить бразильским военным обновленный вариант своего истребителя Gripen NG. Что касается остальных участников тендера FX2, то они выбыли из соревнования по разным причинам. К примеру, российский проект Су-35 в то время находился на стадии доводки, консорциум Eurofighter не смог предложить план развития своего самолета, а американская компания Lockheed Martin отказалась передавать Бразилии все требуемые технологии.

Как ожидалось, объявление победителя должно было состояться в конце 2008 или в 2009 году, но в 2009-м ход тендера нарушился. К этому времени военные выбрали шведский истребитель Gripen NG, мотивировав свое решение меньшей его ценой при сравнимых боевых качествах. Однако Луис Инасиу Лула да Силва, в то время занимавший пост президента Бразилии, придерживался иного мнения. После нескольких встреч с французским президентом Н. Саркози он заявил о грядущих покупках истребителей Dassault Rafale. Подобные планы президента не устроили военных, и из-за начавшихся споров подведение итогов конкурса вновь перенесли.


JAS 39 Gripen

В начале 2011 года новый президент Бразилии Дилма Русеф приостановила тендер FX2 и потребовала пересмотреть заявки участников. В дальнейшем сроки тех или иных этапов тендера неоднократно сдвигались. После почти трех лет переговоров, анализа документации и испытаний техники было оглашено окончательное решение: предъявляемым требованиям наиболее полно удовлетворяет истребитель Saab JAS 39 Gripen NG шведского производства. Как сообщает издание Jane’s, первая партия из 36 самолетов обойдется Бразилии примерно в 4,5 млрд долларов.

Результат столь длительного тендера вызвал соответствующую реакцию со стороны проигравших компаний. Пожалуй, самой интересной является реакция французской компании Dassault. В ее официальном пресс-релизе критике подвергся бразильский подход к выбору победителей. По мнению представителей французской компании, подобный способ выбора техники игнорирует ее экономическую эффективность и технический уровень. Иными словами, в пресс-релизе завуалировано утверждается, что Gripen NG дешевле французского конкурента, но вряд ли способен конкурировать с ним по другим характеристикам.

На критику с французской стороны ответил вице-президент компании Saab Леннарт Синдал. В своем интервью для бразильского издания Veja он опроверг все претензии бывших конкурентов по конкурсу. По мнению Синдала, Gripen NG способен нести больше вооружения, оснащен радиоэлектронным оборудованием с более высокими характеристиками, а также обойдется бразильскому бюджету в меньшую сумму. Единственным фактическим преимуществом французского истребителя Dassault Rafale оказывается возможность несения и применения ядерных боеприпасов. Поскольку Бразилия не располагает подобным , эту особенность французского самолета нельзя считать фактором, способным повлиять на решение комиссии.

Результаты тендера FX2 не стали неожиданностью для шведских авиастроителей. Бразильские военные выбрали самолет Gripen NG еще в 2009 году, и с тех пор не произошло никаких событий, которые могли бы сказаться на их решении. Видя, как ВВС Бразилии отреагировали на заявления президента о покупке французских самолетов, шведская компания Saab, очевидно, поняла, что следует делать дальше. Еще в 2011 году Saab и бразильские военно-воздушные силы открыли авиационный центр, в обязанности которого входит проведение различных исследований и создание новых проектов. Кроме того, к настоящему времени созданы несколько совместных шведско-бразильских предприятий. В будущем они займутся выпуском различных агрегатов для самолетов Gripen NG.

Основные переговоры по контракту начнутся лишь в следующем году. Тем не менее, уже сейчас в средствах массовой информации появились сведения о возможном внесении в договор тех или иных пунктов. К примеру, ВВС Бразилии и компания Saab могут перенести оплату контракта на будущее. В таком случае первые деньги за заказанные истребители будут перечислены лишь через несколько месяцев после передачи последнего из них. Срок выплаты всей суммы пока оценивается в 15 лет. Кроме того, компания Saab может инвестировать в бразильское авиастроение порядка 175% от стоимости будущего контракта. Шведские авиастроители помогут бразильским коллегам освоить новые технологии, а также получат долю в новых предприятиях. Таким образом, подобный контракт может стать первым шагом в длительном многолетнем сотрудничестве, которое продлится несколько десятилетий.

Первые из заказанных 36 истребителей JAS 39 Gripen NG будут поставлены Бразилии лишь через несколько лет. Из-за этого, по имеющимся данным, в ближайшем будущем могут начаться переговоры между ВВС Бразилии и Швеции. Их целью должна стать передача в аренду некоторого количества истребителей Gripen из состава шведских вооруженных сил. После поставок первых машин по контракту арендованные истребители вернутся домой. Подробности подобного соглашения пока остаются неизвестными, поскольку на данный момент все ограничивается лишь несколькими заявлениями высокопоставленных лиц двух сторон.

Есть все основания полагать, что сотрудничество ВВС Бразилии и компании Saab не прекратится после поставки партии из 36 истребителей. Ранее неоднократно утверждалось, что в общей сложности бразильские ВВС намерены получить 120 самолетов, большая часть которых должна быть построена на местных предприятиях. Сейчас бразильские и шведские авиастроители планируют построить в городе Сен-Бернардо предприятие, которое будет принимать самое активное участие в строительстве и обслуживании истребителей Gripen NG.

Вся имеющаяся информация о результатах тендера FX2, а также о предпосылках к принятию такого решения, наглядно демонстрирует намерения сторон. Как видим, компания Saab, в отличие от конкурентов не только предложила наименее дорогой истребитель, но и не забыла о выгодных «бонусах». Фактически в обозримом будущем шведские авиастроители вложат в бразильскую промышленность и оборону больше денег, чем получат сами за поставку 36 истребителей. Тем не менее, доля в совместных предприятиях и контракты на строительство новых самолетов, которые могут быть подписаны в будущем, позволят полностью окупить инвестиции и, что называется, выйти в плюс.

Нельзя не признать, что подобные планы на ближайшие 10-15 лет могут быть связаны с большими рисками. Однако компания Saab, по-видимому, учла все плюсы и минусы и пришла к выводу, что такое сотрудничество с бразильским авиастроением стоит вложения сил и денег. Именно этим и можно объяснить все шаги шведской стороны, предпринятые с 2011 года. Иные компании, участвовавшие в тендерах FX/FX2, оказались не готовы сделать подобные предложения, а также связанные с ними выгоды и риски. Насколько право руководство компании Saab, предлагающее оригинальный метод оплаты заказанной техники и создание нескольких совместных предприятий, покажет время. Последние из 36 истребителей JAS 39 Gripen NG будут поставлены заказчику в 2023 году и только после этого начнутся выплаты.

По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://lenta.ru/
http://vpk-news.ru/
http://dassault-aviation.com/
http://veja.abril.com.br/

Antony Angrand в статье «Suède: controverse autour du Gripen », опубликованной французским журналом "Air&Cosmos ", в Швеции разворачивается небольшой скандал относительно производства новых истребителей Saab JAS-39E Gripen (Gripen NG). Новые истребители должны содержать комплектующие, снятые с находящихся в составе ВВС Швеции истребителей модификаций JAS-39C и D. Шведы задаются вопросом, имеет ли смысл каннибализировать имеющийся парк истребителей для производства новых самолетов.

Круговорот Saab JAS-39 Gripen в природе: предыдущее поколение становится донором запчастей для своего потомка (с) gripenblogs.com

Этот вопрос породил множество протестов, так как стоящие на вооружении истребители Gripen проходят модернизацию, причем ее стоимость высока. Истребитель JAS-39C в последней версии [стандарт MS20] оснащен новым оборудованием и может применять новейшие ракеты «воздух-воздух» Meteor разработки концерна MBDA, самолеты этой модификации были
переданы ВВС Швеции полтора года назад. Многие считают, что процедура каннибализации JAS-39C/D для постройки машин JAS-39E представляет собой хищение в особо крупных размерах, причем одновременно дорогостоящее и бесполезное. Некоторые считают, что имеющиеся самолеты могут быть перепроданы в другие страны. Глава либеральной партии Ян Бьерклунд (Jan Björklund) также присоединился к дебатам, высказав мнение, что в будущем шведские ВВС будут эксплуатировать сто истребителей - закупив 60 Gripen E и добровольно сохранив 40 Gripen C и D. По мнению Берклунда, идеальным вариантом было бы сохранение всех имеющихся Gripen, а численность ВВС могла бы составить 160 истребителей.

Однако новые данные о состоянии ВВС Швеции демонстрируют тот факт, что без использования комплектующих с имеющихся самолетов для Gripen E программа выходит очень дорогой, и настаивают на том, что Gripen C и D были также выпущены с использованием деталей самолетов предыдущей модификации - JAS-39А и В.

Однако на этот раз масштаб использования б/у комплектующих намного шире. Новый Gripen E отличаются большими размерами, у него новый бортовой процессор, у которого нет ничего общего с предыдущим вариантом, новый комплекс РЭБ и намного больше новых деталей.

Определенное число деталей всегда может быть вновь использовано. Их стоимость оценивается в 20% от цены нового Gripen. А это позволяет говорить о том, что в обратном случае - когда старые Gripen не станут донорами запчастей, а новые Gripen E будут выпущены исключительно из комплектующих нового производства, стоимость программы вырастет на 820 млн евро.

Первые серийные экземпляры истребителя Gripen E должны быть выпущены в 2019 году. Начиная с этого времени ежегодно должно производиться от пяти до десяти самолетов в период до 2026 года. Чтобы выдержать график поставок, Saab должна начать разборку имеющихся самолетов начиная с 2017 года. Таким образом, итоговое решение должно быть принято самое позднее до конца текущего года.

Если шведы решать не пускать "на органы" свои нынешние истребители, вырастут дополнительные расходы, так как Gripen E в значительной степени унаследовал детали от своих предшественников, но это не значит, что он не сильно будет от них отличаться. А это приведет к тому, что стоимость эксплуатации двух разных модификаций самолета будет выше.

Наконец, дополнительное число самолетов означает большее число летчиков, новые авиабазы, больший объем обслуживания и ремонта, а это тоже приводит к дополнительным расходам.

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком - аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Двигатель JAS-39

В JAS-39 в качестве двигателя используется силовая установка RM12. Данный двигатель является турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) производства Volvo Aero Corporation. Это модифицированная версия двигателя американской компанией General Electric F-404-400, который используется в американском F/A-18. RM12 от F404 отличается повышенной тягой. 54кН в RM12 против 48,9кН в F404 без форсажа и 80,5кН против 78,7кН соответственно с форсажем. Другими различиями являются большая устойчивость к проглатыванию инородных предметов и более высокую надежность, так что двигатель отвечает критериям безопасности для использования в качестве одного двигателя самолета. Работа двигателя, в том числе автоматическое управление тяги, в зависимости от режима полета контролируется специальным компьютером, обеспечивая максимальную производительность двигателя, что дает возможность адаптироваться к конкретным условиям с максимальной эффективностью. В JAS-39C/D используется модифицированный двигатель Volvo Aero RM12UP.

Авионика JAS-39

Самолет оснащен импульсным доплеровским радаром PS-05/A, работающего в частотном диапазоне 8-10 ГГц. Излучаемая мощность радара 1 кВт с возможностью обнаружения целей до 120 км. Радар может автоматически отслеживающий несколько целей в верхней и нижней полусфере, на земле, на воде и в воздухе, и в любых погодных условиях. Она также может одновременно наводить до 4 ракет класса «воздух-воздух» на 4 различные цели.

Радиоэлектронная аппаратура характеризуется высокой степенью интеграции и автоматизации многих функций, Позволяя самолету вести боевые действия в любых погодных условиях, днем и ночью.

Вооружение JAS-39

Основное вооружение 27-мм авиационная пушка Mauser BK27 со скорострельностью от 1100 до 1700 выстрелов в минуту с запасом 120 патронов (отсутствует в двухместной модели JAS 39B). JAS-39 имеет 8 точек подвески и способен нести боевую нагрузку общим весом 4200 кг. Экспортная же версия JAS-39NG имеет 10 точек подвески. Грузоподъемность в этой версии увеличена до 5200 кг. В классе ракет «воздух-воздух» способен нести до 6 ракет типа AIM-9 Sidewinder или до 4 ракет AIM-120 AMRAAM. В классе «воздух-поверхност», самолет способен нести до 4 ракет AGM-65 Maverick или же до 2 ракет дальней дальности TAURUS KEPD 350/150, предназначенных для поражения высокозащищенных целей. Также JAS-39 способен нести до двух противокорабельных ракет RBS-15, разработанных шведской фирмой SAAB Bofors Dynamics.

Бомбовое вооружение включает в себя до 4 управляемых бомб с лазерным наведением GBU-12 PAVEWAY II или же до 8 бомб без лазерного наведения Mark 82. Также способен нести и кассетные бомбы.

Grippen состоит на вооружении следующих стран: Швеция, Венгрия с 2006 года, Великобритания, Чехия, Таиланд, ЮАР с 2007 года

Технические и тактические данные:

Производитель: SAAB / BAE Systems (Швеция / Великобритания)

История: разработка началась в 1982 году, первый полет в 9 декабря1987 года, последние летные испытания завершены в декабре 1996 года. С 1997 года начал поступать в ВВС Швеции

Размеры: длина 14,1 метра, высота 4,5 метра,

Размах крыльев : 8,4 метра,

Вес пустого : 5700 кг

Максимальная взлетная масса :14000 кг.

Силовая установка: реактивный двигатель Volvo Aero RM 12 с тягой 80 кН.

Тяга: 54 кН

Тяга на форсаже: 80,5 кН

Максимальная скорость : 2 Маха (2400 километров в час)

Скороподъемность : 4700 метров в минуту

Перегоночная дальность : 3200 км. (с подвесными баками)

Боевой радиус : 800 км.

Максимальный потолок : 15452 метра

Экипаж: стандартно о дин пилот, но есть также двухместная версия (JAS-39B).


ИСТРЕБИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ JAS 39 GRIPEN Е (ШВЕЦИЯ)

FIGHTER OF NEW GENERATION JAS 39 GRIPEN E (SWEDEN)

22.03.2017


По сообщению швейцарского ресурса «psk.blog.24heures.ch», шведская компания Saab AB готова поднять в воздух первых экземпляр новой модификации своего истребителя JAS-39E Gripen NG во втором квартале текущего года. Предсерийный самолет относится к стандарту 39-8, при этом он продолжает наземные испытания. Saab подтверждает свое намерение приступить к серийным поставкам нового самолета уже в 2019 году.
Испытания на земле (рулежка) истребителя Gripen JAS-39E (бортовой номер 39-8), выкаченного на заводе Saab AB в Линчёпинге 18 мая 2016 года, были начаты там декабре 2016 года. Saab проводит испытания программного обеспечения перед первым полетом. Борт 39-8 находится на финальной стадии наземных испытаний. Второй летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-09), который предназначен для отработки систем вооружения, поступил в цех окончательной сборки. Третий летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-10), который должен в 2018 году стать машиной в серийной конфигурации, пока находится на ранних стадиях сборки.
По заявлению Saab, в модификации Gripen JAS-39E используется архитектура приложений, и это успешный опыт. Этот подход позволяет вносить изменения в программное обеспечение в очень короткие сроки. В предыдущих модификациях истребителя эта работа могла занимать недели и даже месяцы. Эксплуатант самолета может оперативно вносить изменения в программный код самолета, при этом, в отличие от F-35, у него будет возможность контролировать приложения и скачивание обновлений.
В то же время модификация Gripen M для Бразилии пока находится на стадии разработки концепта, причем совместно с бразильскими специалистами.
К настоящему времени ВВС Швеции заказали 60 одноместных истребителей JAS-39E (и еще 10 в опционе), которые должны быть поставлены с 2019 по 2026 годы, полностью заменив нынешний шведский парк из примерно 100 истребителей JAS-39C/D. Кроме того, 28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F заказаны Бразилией, которой должны быть поставлены в 2019-2024 годах (Бразилия также должна будет получить один специально изготовленный для нее прототип JAS-39E). Не снят с повестки дня и вопрос о возможности приобретения JAS-39E Швейцарией.
http://bmpd.livejournal.com

15.05.2017


Первый полет нового шведского истребителя Gripen E может состояться в июне, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defense-aerospace.com (11 мая).
По заявлению компании, он может состояться до открытия Парижского авиасалона 19 июня. Стоимость разработки этой версии знаменитого боевого самолета оценивается в 2 млрд евро, в то время как только стоимость создания программного обеспечения Block 4 американского стелс-истребителя F-35 равна 4 млрд долл США. По некоторым оценкам, вся фаза НИОКР F-35 оценивается в более чем 50 млрд долл.
Первый полет «Грипен-Е» был запланирован на вторую половину 2015 года, затем был перенесен на конец 2016 года, сейчас — второй квартал 2017 года. Последняя задержка была вызвана решением, что нужно в полной мере протестировать программный интерфейс, авионику и датчики до первого полета. Интересно, что в программе «Грипен» занято даже несколько больше людей, что в офисе F-35 — чуть меньше 3000 против 2590. Эти цифры означают, что Швеция всеми силами стремится сохранить высококвалифицированный инженерный и управленческий персонал авиационной промышленности.
Военный Паритет

15.06.2017


Истребитель Gripen E, первая машина нового поколения шведской платформы JAS-39 Gripen, в четверг, 15 июня, совершил первый полет. Об этом сообщает шведская компания SAAB.
Истребитель нового поколения взлетел с аэродрома в Линчепинге. Полет прошел успешно.
Впервые Gripen E был представлен публике в мае 2016 года.
От предыдущих вариантов обновленный Gripen отличается более мощным двигателем F414G американского производства, радаром Raven ES-05 с активной фазированной антенной решеткой, большим запасом топлива и весом боевой нагрузки. Цена истребителя превышает сто миллионов долларов за единицу.
Новая машина была создана в рамках программы Gripen-NG (Next Generation), в ходе которой разрабатываются одно- и двухместный варианты. Двухместный истребитель Gripen-F можно будет использовать для подготовки пилотов, кроме того, он будет отличаться повышенными возможностями по управлению боем, ведению РЭБ и других специальных видов боевых действий.
Лента.ру

11.07.2017
Швеция не предложит Бельгии свои истребители Saab Gripen E, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defensenews.com (10 июля).
В уведомлении от министерства обороны Швеции говорится, что правительство не готово предоставить «оперативную поддержку», необходимую правительству Бельгии, которое ищет возможности купить 34 новых истребителя для замены парка из 54 F-16. «Это потребует политического мандата и решения по внешней политике, которых сейчас нет, поэтому мы предпочитаем не давать ответ на бельгийский запрос», говорится в документе.
Это решение является ударом по оборонной компании Saab, которая в этом году надеялась предложить ВВС Бельгии свой истребитель. В борьбе за бельгийский заказ сразятся Lockheed Martin F-35, Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Наиболее вероятным победителем эксперты называют американский F-35.
Военный Паритет