Судебные споры

Что такое работа согласно трудовому кодексу. Перемещение работника согласно трудовому кодексу рф

Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым- биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos - дом, жилище, logos - учение). Любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования . И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права , прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды », интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования. Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования. Становление науки экологического права началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Предмет экологического права - общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей - земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом; иные отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и др. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых университетов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права , уголовного права , нормы международного права).

Методы экологического права

Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права. Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

  • экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);
  • административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);
  • историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Субъекты, объекты экологических отношений

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории , при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона .

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации . Так, в п. «д» статьи 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Таким образом, нормы Конституции устанавливают: экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58); право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, 36); компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. 71, 72, 114). Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей среды; нормирования качества окружающей среды; государственной экологической экспертизы; экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий , сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля ; экологического воспитания, образования, научных исследований и др. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства. Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные экологические законы. К первым относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации экологического права. Ко второй группе относятся упомянутый закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы , затрагивающие экологические отношения.

Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об

Предмет экологического права

Экологическое право как наука

Понятие экологического права. Экологическое право как отрасль права

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, жи­вущих в нашем общем и единственном доме - на Земле.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, кото­рые объединœены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права “правовая работа”, с одной стороны, разделœена между конкрет-ными отраслями и нормами права, ка­ждая из которых выполняет свою определœенную функцию, не дублируя другие, а с другой - на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определœенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, приня-тым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия междуфеде­ральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Консти-туции РФ).

Метод экологического права, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отноше-ния.

Научное обоснование концепции экологического права еще не выра-жено. При этом можно определить основные пути становления экологиче-ского права как науки:

а) исторический подход к исследованию проблем эколого-правового регулирования;

6) логический подход, предполагающий исследовать вначале общие закономерности, а затем переходить к изучению частных явлений;

в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, пред-полагающий охват всœех сторон и связей исследуемых явлений.

Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как (отрасли права, а также об экологиче-ском праве как учебной дисциплинœе.

Предметом правового регулирования бывают лишь те общественные отношения, которые обладают определœенными признаками.

1. Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возник-новение, изменение и прекращение определяется в значительной степени волей людей. В качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулиро-ванию (миграции животных - нет) и имеющие “правовую природу”.

Вместе с тем не всякие поддающиеся правовому регулированию обще-ственные отношения составляют предмет экологического права. Правовое вмешательство российского государства в экологические общественные отношения является средством достижения экологического благополучия Российской Федерации. Это вмешательство крайне важно, когда возникают определœенные общественные противоречия. К примеру, в Лесной кодекс РСФСР была включена ст. 35, допускающая возможность переводить леса из одной группы в другую лишь до начала строительства объекта.

2. Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (по сути это окружающая нас природа), а также многообразных как внутренних, так и внешних экономических связей. (литосферу, гидросферу и атмосферу)

3. Эти отношения должны быть направлены на регулирование сово-купности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечива-ющих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

В случае если общественные отношения складываются по использованию объ-ектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов при-роды, то данные отношения не всœегда следует признавать предметом экологического права. К примеру, общественные отношения, складываю-щиеся по поводу мелиоративных работ, являются предметом экологиче-ского права; непосредственную же эксплуатацию мелиоративных систем (насосов для перекачки воды, узлов, механизмов и частей мелиоративных машин) нельзя отнести к предмету экологического права, поскольку это отношения имущественного характера.

Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные от-ношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффектив-ного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Предмет экологического права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Предмет экологического права" 2017, 2018.

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего

Профессионального Образования

«Сибирская Академия Государственной Службы»

Юридический факультет

кафедры теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: “Правоведение”

“Понятие и предмет экологического права”

Выполнила студентка

Группы 09133

Чистякова Лилия Геннадьевна

Проверил: к. ю. н - доцент

Ягодина Людмила Павловна

Новосибирск 2009


Введение

1. Понятие экологического права

2. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации

3. Предмет экологического права

4. Метод правового регулирования экологического права

5. Принципы экологического права

6. Система экологического права

7. Общая характеристикаэкологического права

Заключение

Литература


Введение

Термин “экология» был введен немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношении организмов между собой и средой их обитания. В настоящее время под экологическим правом понимается система знаний о связях, взаимообусловленности и взаимопроникновении всех элементов экосистемы, наука о Земле. В1980-е вошло в оборот понятие”экология человека”-дисциплина, изучающая закономерности взаимоотношений в биосфере, а также эволюцию и развитие антропосистемы. Формирование экологического права в России и странах мира обусловлено появлением экологической проблемы во2-й половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. В начале XXстолетия большое значение приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, образовавших» природоресурсное право”. На современном этапе научного развития экологию человека рассматривают как науку, систематизирующую данные отраслевых наук - медико-биологических, географических, исторических и общественных. Особый интерес на наш взгляд представляет, юридическая экология , разрабатывающая систему нормативно-правовых актов, направленных на охрану окружающей среды. Юридический аспект экологии человека может быть включен в юридическую экологию в качестве подотрасли экологического права. Как подотрасль экологического права экология человека представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения человека и природы. Экологическое право-это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, исторически сформировавшаяся в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Формирование экологического права обусловлено появлением экологической проблемы во второй половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. Под воздействием этого в обществе развивается понимание необходимости подчинения своих действий требованиям, способным обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия выживания современной и будущей цивилизаций, стабильного и бескризисного развития общества. Целеустремленная деятельность государств по охране природы начинается с конца XIX столетия с практических шагов по охране памятников природы, уникальных, красивых и ценных природных объектов. В этот период по всему миру создается сеть особо охраняемых территорий. В началеXXстолетия все возрастающее воздействие приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, которые позднее образовали единое направление под названием “природоресурсовое право”. Затем доминирующее значение в обществе приобретают интересы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти интересы определили развитие правовой охраны природы и природопользования в направлении консолидации и формирования отрасли экологического права. Учитывая, что причины и факторы, обусловившие необходимость охраны окружающей среды не исчезают, а усиливаются, в дальнейшем значение экологического права будет возрастать. Эти причины и факторы включали: рост народонаселения в условиях неограниченного пространства и ограниченных природных ресурсов, рост производственных сил, сопровождаемый усилением вмешательства человека в природные процессы, истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей. Своей целью экологическое право ставит коструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.


1. Понятие экологического права

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения для достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Под экологическим правом понимают также одну из отраслей права, систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Общественные отношения могут быть направлены как на удовлетворение постоянно растущих потребностей человека в природных ресурсах Земли (природоресурсовые отношения ) , так и на охрану природной среды жизнедеятельности человека (природоохранительные отношения ) Таким образом, экологическое право –это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

2. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации

Экологические права и обязанности граждан РФ истекают из главного конституционного права каждого человека-права на жизнь (ч. 1, ст. 20Конст.) основанного на положениях Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Декларация прав и свобод человека и гражданина. Ст. 42 Конституции РФ закрепляет три экологических права человека:

1) право на благоприятную окружающую среду (ст. 11-13)

2) право на достоверную информацию о ее состоянии (п. 2ст. 11. Ф. З. от20. 02. 1995№24-ФЗ» Об информации, информатизации и защите информации ”

3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. XIV, ст. 79)

Ст. 58 Конституции РФ содержит положение, о том, что каждый должен сохранять и бережно относиться к природе и окружающей среде. В ст. 18 Конституции РФ сказано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Экологические права граждан состоят из:

а) возможности использовать их в своих интересах.

б) возможности требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей.

в) возможности обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам.

Конституция РФ впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной ценностью, она значительно расширила круг отношений, регулируемых экологическим правом, поэтому вместо устаревшего закона РСФСР был принят Федеральный закон от 10. 01. 2002№7-ФЗ» Об охране окружающей природной среды”. При таком подходе в качестве субъектов правоотношений выступают все участники хозяйственной и иной деятельности, органы государственной власти управления, контроля в области экологопользования и охраны окружающей среды, а также граждане, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией. Также к экологическим правам следует отнести право на экологическую безопасность, закрепленную в ст. 22 Ф. З. от 09. 01. 1996№3-ФЗ”О радиационной безопасности населения”, права граждан на посещение объектов использования атомной энергии, регламентирующиеся постановлением правительства от 18. 12. 1996№1516”Об утверждении Положения о посещении гражданами объектов использования атомной энергии”, право”Об экологической экспертизе” (гл. IV. ОТ23. 11. 1995№174-ФЗ) и право на приоритетное пользование животным миром (ст. 48, 49)

3. Предмет экологического права

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:1) носят исторический характер.