Юридические документы

1 понятие и структура международных финансов. Сущность мировых финансов

Система Международного банка реконструкции и развития

МБРР был создан по инициативе США одновременно с МВФ в 1944 г. и функционирует в паре с Фондом. Первоначальной задачей МБРР было восстановление после войны путем интенсивного кредитования экономики Европы, поскольку США нуждались в рынках сбыта и оплоте западной цивилизации. В последующем деятельность МБРР была постепенно переориентирована на развивающиеся страны. МБРР предоставляет инвестиционные кредиты и тем самым функционирует на стыке международных финансовой и инвестиционной систем. В 1969 г. Советом управляющих МБРР был принят специальный документ "Общие условия заключения кредитных соглашений и соглашений о гарантиях".

МБРР заключает с государствами-членами следующие, в частности, виды соглашений:

  • соглашения о гарантиях, в которых Банк гарантирует размещение инвестиций;
  • соглашения о распределении доли участия в инвестиционных проектах;
  • соглашения о предоставлении крупных кредитов развивающимся странам, например, для строительства объектов в этих странах.

Структура и порядок формирования руководящих органов МБРР – такие же, как и в МВФ. В компетенцию Исполнительного совета Банка входит принятие решений о предоставлении кредитов в каждом конкретном случае. МБРР также имеет статус специализированного учреждения ООН.

В систему МБРР на правах его филиалов входит целый ряд международных организаций: Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.

Правовой статус МБРР не позволяет инвестировать собственные средства в экономику развивающихся стран и напрямую участвовать в кредитовании частных предприятий, приобретать их акции. В связи с этим в 1951 г. был выдвинут проект создания МФК с целью предоставления долгосрочных кредитов в частный сектор развивающихся стран. В 1954 г. ГА ООН на IX сессии приняла резолюцию с поручением Банку составить проект соглашения об учреждении МФК и представить его государствам – членам МБРР. Сессия МВФ и МБРР в Стамбуле в 1955 г. приняла решение о создании МФК в качестве филиала МБРР. Соглашение о МФК, заключенное посредством процедуры принятия, вступило в силу 25 июля 1956 г.

В 1960 г. на правах филиала МБРР была создана МАР – специализированное учреждение ООН, главная задача которой обеспечить льготное кредитование и экспорт частных инвестиций в развивающиеся и наименее развитые государства. Средний срок кредитов МФК – 15 лет, МАР – 35–50 лет.

И МФК, и МАР действуют как крупные акционерные предприятия, имеют уставной капитал; принятие решений основано на системе "взвешенных голосов". По своей сущности это организации, которые обеспечивают различными – мягкими и приемлемыми – формами экспансию капитала развитых государств в развивающиеся.

В последние десятилетия обе организации развернулись в сторону государств с переходной экономикой.

Банк международных расчетов и международная банковская система

В XX в., особенно в его второй половине, в мире сложилась международная банковская система. Банки всех стран мира связаны друг с другом наиболее тесно. Именно через банковские каналы происходит обслуживание внешнеторговых сделок, осуществляются валютные, платежно-расчетные и иные банковские операции. Банки – главные поставщики финансовых услуг.

Оказалось, что банковской системой тоже надо управлять посредством институциональных и нормативных механизмов. Обнаружилась проблема нестыковки внутренних законов о банках, норм межбанковского общения и банковских правил обслуживания клиентов. Все это объективно потребовало интернационализации всей банковской проблематики, гармонизации и унификации законодательства о банках, выработки на международном уровне единых правил деятельности банков в разных странах, общих критериев и стандартов контроля за банками со стороны государств.

Можно выделить два главных направления интернационализации различных сторон банковской деятельности: 1) создание общих правил применительно к отдельным видам финансовых инструментов и банковских операций (например, чекам); 2) выработка единых требований к банкам и стандартов их деятельности в целях обеспечения надежности и стабильности банковской системы, эффективности государственного контроля за ней.

В 1930 г. центральные банки ведущих государств мира создали международную организацию – Банк международных расчетов (БМР). Правовым основанием для этого явилось Гаагское соглашение центральных банков пяти государств, а также конвенция между ними и Швейцарией о штаб-квартире БМР в Базеле. Сегодня участниками БМР являются центральные банки 60 государств. Центральный банк РФ участвует в БМР с 1996 г. БМР сотрудничает с МВФ.

С созданием БМР формально-юридический характер приобрели регулярные встречи представителей центральных банков ведущих стран мира. Появились процедурные правила. Были образованы комитеты, в частности по банковскому надзору; по глобальной финансовой системе; по платежным и расчетным системам. Наиболее известен сегодня созданный под эгидой БМР в 1974 г. Базельский комитет по банковскому надзору и банковскому регулированию (Basel Committee on Banking Regulations and Supervisory Practicies), впоследствии переименованный в Базельский комитет по банковскому надзору.

Статус БМР в Гаагском соглашении 1930 г. определен как акционерное предприятие (корпорация), уставной капитал которого первоначально был распределен между ограниченным числом центральных банков (в основном европейских). В этом качестве БМР выполняет функции агента центральных банков-участников: осуществляет депозитные операции и переводы, обеспечивает взаимные расчеты, в том числе на многосторонней основе, размещает валютные резервы государств на мировых финансовых рынках, покупает и продает иностранную валюту, золото, ценные бумаги (включая государственные, например казначейские векселя США), предоставляет кредиты центральным банкам-участникам. Органами БМР являются: Совет директоров (он из своего состава избирает председателя Банка) и общее собрание акционеров.

Интересно, что БМР не вправе обслуживать правительства государств-участников: открывать им счета, предоставлять ссуды. БМР не имеет права также осуществлять операции с недвижимостью, приобретать контроль над предпринимательскими структурами, открывать текущие счета.

Двойная природа центральных банков сказалась и на статусе БМР. С одной стороны, для него характерны черты межгосударственной структуры, международной организации сотрудничества; с другой – хозяйственного предприятия, коммерческого банка (с ограниченной правосубъектностью по сравнению с ними). Следовательно, БМР – это международная организация "особого рода". Взаимодействие центральных банков в рамках БМР – это преимущественно международные, публичные отношения.

В Комитете БМР по банковскому надзору были сосредоточены вопросы надзора за банковскими операциями за рубежом, их капитализации. От капитализации, состояния активов банков зависят риски, возможности банковских банкротств и кризисов. Банкротство даже одного крупного банка сильно ударяет по всей международной банковской системе. Комитет взял на себя выработку общих стандартов банковского регулирования, в основу которого положены два главных принципа: ни один иностранный банк не должен быть вне сферы национального надзора; надзор должен быть адекватным (необходимым и достаточным). Главная забота Комитета – выработать правила, повышающие надежность банков, прогнозируемость их работы.

В 1987 г. в рамках Комитета завершилась многолетняя работа по гармонизации нормативных актов, касающихся банковского надзора и требований к банковским активам (банковскому капиталу). В 1988 г. был принят документ, получивший неофициальное название "Соглашения по адекватности капитала" (по другой версии – "Соглашение по достаточности капитала"), но известного как "Базель-I". Нормы "Базель-1" применяются более чем в 100 государствах.

Соглашение установило определенные правила для коммерческих банков, например:

  • они обязывались делать отчисления капитала на случай наступления рисков в активных операциях;
  • они должны были для осуществления обычных кредитных операций резервировать 8% от суммы всех банковских активов.

Все это повышало устойчивость каждого отдельного банка и всей национальной банковской системы в целом. Государства (центральные банки) обязаны были проводить выработанные правила в жизнь, в том числе и во внутреннее законодательство своих стран.

Комитет обратил также внимание, что картину достаточности банковского капитала могут исказить разные режимы налогообложения, поэтому он указал: "Сближение режимов налогообложения, хотя и желаемо, лежит вне компетенции Комитета".

Правовая природа документа под названием "Базель-1" также вызывает много вопросов и споров; единой точки зрения на суть и содержание норм, изложенных в нем, пока не выработано; многие нормы имеют характер мягкого права. Некоторым нормам придан диспозитивный характер: "Комитет оставил на усмотрение национальных надзорных органов определять соответствующие оценочные факторы". В тексте имеются указания на то, что "согласованный порядок" измерения достаточности капитала "национальные надзорные органы, представленные в Комитете, намерены внедрить в своих странах". Установлено также, что "данное Соглашение должно применяться к банкам" и подконтрольным им структурам.

Документ "Базель-I" носит явно публично-правовой характер; он содержит правила, унифицирующие административные нормы, посредством которых государства управляют банковской сферой. По всей видимости, его можно квалифицировать как текст, оформивший международное соглашение. Но можно ли назвать международным соглашением в привычном смысле (согласно Венской конвенции о праве международных договоров) соглашение между центральными банками? Возможно, это – многостороннее межведомственное соглашение "особого рода" (sui generis)? В российском законодательстве имеется пробел по поводу порядка подписания международных соглашений Центральным банком РФ.

Практика применения правил соглашения "Базель-I" показала, что банки, чтобы выполнить требование об обязательном 8%-ном резервировании, стали искажать отчетность, выводить за баланс (прятать) свои активы, а в результате ухудшилась структура баланса мировой банковской системы.

В 2002 г. Базельский комитет банковского надзора принял решение перейти к новым стандартам, предоставив коммерческим банкам больше свободы в оценках рисков своей деятельности. В 2004 г. был готов документ "Международная гармонизация измерений и стандартов капитала: пересмотренная редакция", получивший название "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" ("Core Principles for

Effective Bank Supervision"), или "Базель-Н". В 2006 г. документ был одобрен на Международной конференции органов банковского надзора, которая состоялась в Мексике.

Общий смысл "Базеля-Н" состоит в том, чтобы научить банки самостоятельно управлять своими рисками, создавать систему внутреннего рейтинга кредитов, потенциальных заемщиков, а значит и предотвращать банковские кризисы (банкротства). Под низкорейтинговые (опасные) кредиты банки будут обязаны держать резервы по более высоким ставкам, а под высокорейтинговые кредиты, наоборот, – по более низким ставкам. Чем внимательнее банки будут относиться к этим вопросам, тем стабильнее будет международная банковская система, тем труднее будет ввергнуть ее в новый финансовый кризис.

Новые правила учитывают, что современная кредитная система нашла более тонкие и эффективные механизмы борьбы с банковскими рисками, например так называемую секьюритизацию кредитов (когда кредиты продаются на фондовом рынке вместе со всеми рисками в виде ценных бумаг и деривативов). В этом случае риски перекладываются на конечного покупателя – на клиентов, потребителей. При очередном кризисе пострадают (потеряют деньги) прежде всего они.

В 2010 г. Базельский комитет разработал документ под названием "Базель-Ш", реализация которого начнется через несколько лет.

В рамках международной банковской системы происходит движение финансовых, кредитных, инвестиционных ресурсов. Коммерческие банки разных стран оказывают друг другу и своим клиентам самые разнообразные услуги, совершают множество видов банковских операций. К таким операциям относятся: фондовые, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые, трастовые операции. Преобладающая часть таких операций производится на основе внутреннего законодательства государств и межбанковских правил, обычаев делового оборота.

По некоторым из них потребовался международно-правовой метод регулирования. Так, 28 мая 1988 г. были заключены две Оттавские конвенции УНИДРУА: о международном финансовом лизинге; о международном факторинге.

Фондовыми называются операции банков с ценными бумагами, в том числе скупка ценных бумаг за рубежом для собственного портфеля. Лизинг в широком значении этого термина объединяет все операции по предоставлению товаров в аренду. Под лизингом в узком смысле слова понимают долгосрочную аренду машин и оборудования, или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. В договорах лизинга зачастую предусматривается право или обязанность арендатора купить товары по истечении срока аренды. Лизинг – это одна из форм кредитования экспорта высокотехнологичных товаров.

Факторинг заключается в приобретении банком у клиентов требований на взыскание долгов, частичной оплате таких требований и последующем получении долга у должника. В экспортно-импортных сделках при факторинге банк (факторинговая компания) приобретает у экспортера краткосрочные долги и содействует получению суммы стоимости соответствующих товаров от импортера. Если импортер также привлекает банк в качестве "фактора", то взаиморасчеты по сделке будут осуществляться между фактором (банком) экспортера и фактором (банком) импортера.

Форфейтингом называется покупка долга у кредитора. Когда экспортер получает от импортера за поставленный в кредит товар вексель, банк-форфейтор может выкупить вексель импортера сразу после поставки товара, обеспечивая немедленный платеж экспортеру. При этом банк-форфейтор может потребовать от импортера банковскую гарантию или сам принимает на себя риск по оплате векселя за дополнительное вознаграждение. Трастовые банковские операции состоят в действиях на доверительных началах по распоряжению имуществом, доходами, ценными бумагами клиентов с целью приумножения прибыли.

Целями деятельности МБРР яв­ляются:

1)оказание помощи в реконструкции и развитии территорий стран-членов путем содействия в осуществлении капиталовложений на промышленные цели, в том числе на восстановление экономики, разрушенной или пострадавшей в результате войны, реконверсии производственных мощностей для мирных нужд, а также стимулирование развития производственных мощностей и ресурсов менее развитых стран;

2)оказание содействия в осуществлении частных зарубежных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах, а также иных инвестиций частных лиц; в случае недостаточности частного капитала пополнение частных инвестиций путем предоставления на приемлемых условиях финансирования на производственные нужды из собственного капитала, а также из фондов, созданных за счет других его ресурсов;

3)содействие перспективному сбалансированному развитию международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов посредством стимулирования международных инвестиций с целью развития производственных ресурсов стран-членов, что способствует повышению производительности, жизненного уровня и улучшению условий труда на их территориях;

4)организация займов или предоставление гарантий займов в связи с международными займами через иные каналы в целях обеспечения приоритета более полезным и неотложным проектам независимо от их масштабов;

5)осуществление операций с учетом влияния международных инвестиций на условия деловой активности на территориях стран-членов, а в первые послевоенные годы - оказание содействия в плавном переходе от военной экономики к экономике мирного времени.

При принятии всех своих решений Банк руководствуется вышеиз­ложенными целями.

Руководство деятельностью МБРР осуществляет Совет управляю­щих, куда входят представители высшего менеджмента финансовых служб или центральных банков стран-участниц. Следует отметить, что собрания Совета МБРР и МВФ проходят совместно, раз в год. Исполнительным органом Банка является директорат, или Совет исполнительных директоров, состоящий из 24 членов. Пять крупнейших акционеров (Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, Япония Великобритания) назначают своего исполнительного директора напрямую, остальные государства представлены 19 директорами, выбираемыми группой стран (избирательных округов). Такие страны, как РФ, Китай и Саудовская Аравия, самостоятельно формируют один избирательный округ. Остальные государства объединены в многосторонние избирательные округа. Исполнительные директора собираются на заседания дважды в неделю. Они принимают все важнейшие решения: утверждают займы и гарантии, новые стратегии, административный бюджет, стратегии помощи странам-заемщикам и т.д.

Существует положение, по которому участницами Всемирного банка могут быть только те страны, которые вступили в МВФ и выполняют валютно-финансовые требования этой организации. Крупнейший участник Банка - США (17% всех голосов). Россия имеет 1,8%. Президентом Банка, избираемым каждые пять лет, традиционно является гражданин США.

Ресурсы МБРР складываются из двух основных источников. В первую очередь, это уставный фонд, образованный за счет продажи акций странам-участницам, который сегодня составляет 175 млрд долл. Эта сумма подтверждает, что МБРР является крупнейшим институтом в мире. Необходимо отметить, что оплаченная часть акционерного капитала банка составляет лишь 9%, а остальная часть паевого взноса может быть затребована банком лишь в случае возникновения непокрытых срочных обязательств.

Второй источник, формирующий пассивы, - это внешние заим­ствования. МБРР эмитирует облигационные займы, размещая их на мировых финансовых рынках (более чем в 100 странах мира). Данные облигации имеют высшую категорию надежности (ААА), так как гарантируются правительствами стран-участниц суммой объявленного паевого взноса в уставный фонд Банка.

Другим способом заимствования является прямая продажа МБРР своих векселей правительствам или центральным банкам ряда развитых стран.

Кредитная деятельность Банка достаточно масштабна и имеет целью стимулировать развитие частного бизнеса. При этом каждый из входящих во Всемирный банк кредитных институтов имеет некоторую специфику в проведении собственных операций. До принятия решения о кредитовании, о заемщике собирается вся необходимая информация, для чего группа экспертов Всемирного банка анализирует состояние экономики страны потенциального заемщика. Миссия экспертов вырабатывает рекомендации национальному правительству, затрагивающие, как правило, не только экономическую, но и социальную, политическую стороны жизни общества. Кредитование осуществляется лишь в случае согласия правительства страны-заемщицы принять данные рекомендации к внедрению. Если же рекомендации не приняты, государство не только не получит кредит Всемирного банка, но рискует быть отвергнутым также МВФ и основными странами-донорами. Это объясняется тем, что Всемирный банк председательствует в целом ряде международных кредитных союзов.

В своей кредитной деятельности МБРР ориентируется на бедные страны, в которых доля валового продукта на душу населения превышает 1445 долларов. Срок кредитования составляет 15-20 лет, при этом первые пять лет - льготный период. Объекты кредитования МБРР с течением времени менялись. Первые десятилетия предоставлялись на развитие транспорта, электроники, на проекты по модернизации мелкотоварного сельскохозяйственного производства. Начиная с середины 70-х гг. при выделении ресурсов все более усиливается со­циальная направленность. Теперь к кредитуемым объектам принадлежат образование, здравоохранение, охрана окружающей среды.

С начала 90-х гг. XX в. серьезное внимание уделялось проведению мероприятий по приватизации государственного имущества. Данные кредиты должны были помочь странам бывшего социалистического лагеря с наименьшими проблемами реструктурировать национальную экономику и трансформировать ее в мировое экономическое хозяйство. При этом решалась глобальная и перспективная задача - подготовить страну к приему частных инвестиций, создать условия для притока иностранных капиталов.

Средства МБРР вкладываются в первую очередь в те сферы, куда капитал поступает очень неохотно или вообще не поступает. Таким образом, эти кредитные вливания не конкурируют с иными источниками финансирования, а дополняют общий финансовый поток. Само кредитование происходит косвенно. МБРР выбирает в кредитуемой стране группу коммерческих банков и назначает их уполномоченными. Средства выделяются именно этим банкам, которые в свою очередь кредитуют непосредственных заемщиков.

Основными функциями Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются:

1. Инвестиционная деятельность в развивающихся странах по следующим направлениям:

Здравоохранение

Образование

Окружающая среда

Реформы экономики

2. Аналитическая и консультационная деятельность по экономическим вопросам;

3. Посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется по принципу МВФ. Банк получает прибыль более 1млрд.долл. в год.

В отличие от займов МВФ большинство займов МБРР – долгосрочные (15-20лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно изучают экономику и финансы стран - заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляет не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать только член МВФ.

Специализированными организациями МБРР являются:

Международная ассоциация развития (создана в 1960г.) – предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 65-40лет наименее развитым странам – членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 34% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов – поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов;

Международная финансовая корпорация (создана в 1956г.) – стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от 3 до 7 лет);

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (создано в 1988г.) – осуществляет страхование (сроком от 15 до 20 лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций.

Всемирный банк

После организации в 1945г. Всемирный банк являлся одним учреждением – Международным банком реконструкции и развития (МБРР).

В дальнейшем было образовано еще три подразделения (филиала): Международная финансовая корпорация (МФК) – в 1956г.; Международная ассоциация развития (МАР) – в 1960г.; многостороннее агентство по гарантированным инвестициям (МАГИ) – в 1988г. у этих подразделений различные направления деятельности, собственные уставы и состав своих участников. Однако Президент МБРР одновременно руководит также каждым подразделением.

МБРР и его подразделения формируют группу Всемирного банка с центром в Вашингтоне (США). МБРР как родоначальника и основу этой группы часто также именуют Всемирным банком.

МБРР организован по решению Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в 1944г. вместе с МВФ как специализированное, независимое в решениях от ООН учреждение.

Члены Банка согласно его Уставу только государства, вступившие в МВФ, которых сейчас насчитывается более 180.

Задача Банка – поощрение экономического развития, межнациональной торговли, выравнивание платежных балансов. С начала своей работы Банк ежегодно имеет прибыль, хотя это и не основная его цель.

Главные принципы работы Банка:

1) выдача займов только для эффективных проектов в целях экономического развития государства- заемщика;

2) решение о выдаче ссуды выносится только из экономических предпосылок и соотносится с уровнем вероятности его возвращения;

3) ссуды выдаются под гарантии правительств государств-ссудозаемщиков;

4) применение займов не ограничивается издержками в каком-то одном государстве – участнике;

5) президент и персонал должны руководствоваться интересами Банка, а не каких-то органов, в частности правительств своих государств.

До середины 1950хх гг. Банк поощрял хозяйства западноевропейских государств, пострадавших от Второй мировой войны. Потом кредитная политика изменилась, и сейчас значительная часть ссуд выдается развивающимся государствам Европы, Азии, Африки и Америки. Изменилась целевая структура кредитов, увеличилась относительно индустриального сегмента доля кредитования сельского хозяйства, здравоохранения и пр. в настоящее время Банк пытается решить проблемы внешних долгов развивающихся государств.

Банк - более крупное учреждение, чем другие родственные, даже МВФ. За период функционирования по 1993г. МБРР и МАР взяли обязательства в форме займов на сумму 313 млрд. долл. США, в то время как МВФ – 152 млрд. долл. Исполняя совершенно разные функции, Банк и МВФ, будучи партнерами, взаимно дополняют друг друга.

В отличие от МВФ, который, осуществляя надзор и стабилизацию межнациональной валютной системы, осуществляет все виды финансирования любых государств- членов, Банк кредитует только развивающиеся государства, стимулируя их долгосрочное экономическое развитие исключительно из экономических, а не политических предпосылок.

Банк использует. Кроме взносов членов, заемные ресурсы межнационального рынка ссудных капиталов через эмиссию и реализацию облигаций и других обязательств, а также выдает долгосрочные ссуды государственным и частным хозяйствующим субъектам под гарантии правительств их стран до 15-20лет по процентным ставкам, более низким, чем у частных кредитных учреждений. Банк гарантирует частные инвестиции, а также консультирует правительства государств для содействия увеличению эффективности хозяйства.

Операции Всемирного банка

Для привлечения средств Банк реализует облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим кредитным организациям, а также населению многих государств. Эмитируемые им ценные бумаги – самые надежные на рынке ценных бумаг, поэтому Банк привлекает средств на самых приемлемых условиях.

В 1989г. Банк разместил глобальные облигации на 1,5млрд. долл. США. Эти ценные бумаги, номинированные в долларах, одновременно выпускались в Нью-Йорке, Лондоне и токи как внутренние фондовые ценности и оказались очень привлекательными из-за высокой надежности и ликвидности.

Для привлечения ресурсов Банк начиная с 1982г. активно проводит также программу валютных свопов – обмена одной валюты на другую с обязательством обратного обмена через конкретный период.

Также источники средств – капитал и нераспределенная прибыль. Соотношение собственных и заемных средств выдерживается Банком с существенным запасом.

Банк прямо финансирует развивающиеся государства как для изменения их финансовой политики, так и для осуществления отдельных мероприятий. Впервые годы работы приоритетным являлось кредитование крупных индустриальных проектов, строительство дорог, мостов, линий электропередач и др. В современных условиях увеличивается кредитование социальных программ, в частности, повышения жизненного уровня и производственной квалификации граждан, здравоохранения, а также развития малого бизнеса. Банк также выдает стабилизационные займы для преодоления последствий кризисов.

Банк проводит долгосрочное кредитование по плавающим процентным ставкам, размер которых измеряется издержками на его собственные заимствования и в последний период находится в пределах 7,5% годовых.

Банк кредитует только в валютах, в которых сам получает заемные ресурсы, снижая тем самым свои риски, связанные с изменениями курсов валют.

Осуществляя кредитование, Банк до последнего времени брал плату в размере 0,75% суммы, не освоенной должником, за резервирование суммы кредитной линии, которая с 1989г. снизилась до 0,25%. В 1993г. была также уменьшена на 0,25% ставка для дисциплинированных ссудозаемщиков, часть которых сейчас достигает более 70%.

В результате своей деятельности Банк стабильно имеет прибыль, которая в последний период превышает 1 млрд. долл. В год и применяется, как правило, на развитие и совершенствование его функционирования, т.к. Банк не платит дивидендов государствам-членам.

(МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ).

Группу Всемирного банка образуют несколько организаций, выполняющих различные функции:

  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • Международная ассоциация развития (МАР);
  • Международная финансовая корпорация (МФК);
  • Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ);
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Штаб-квартира Группы располагается в г. Вашингтоне, округ Колумбия, США.

(МБРР ) широко известный как Мировой банк, является основным кредитным учреждением группы Всемирного банка (создан на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г). В отличие от , ВБ предоставляет кредиты для экономического развития стран . МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

(МАР ), созданная в 1960 г. Ее цель — оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более 835 долл. МАР предоставляет беспроцентные займы с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет. Членами МАР являются более 160 стран.

(МФК), созданная в 1956 г. Ее цель — стимулирование работы частного сектора в развивающихся странах. МФК финансирует проекты частного сектора. Процентные ставки кредиторов зависят от страны и проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет. Отсрочка платежей возможна в течение первых 3-5 лет. МФК насчитывает более 170 стран-членов.

(МАГИ). (Создано в 1982 г.) Цель организации — оказание помощи развивающимся странам в привлечении иностранных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков.

К таким рискам могут относиться военные действия, гражданские беспорядки, экспроприация. МАГИ предоставляет типовой страховой полис, который гарантирует инвестиции в течение 25 лет. Предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, — 50 млн. долл. США. Кроме этого МАГИ проводит консультации с развивающимися странам по вопросам привлечения иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются более 140 стран.

(МЦУИС). (Создан в 1966 г.) Цель организации — стимулирование потока инвестиций, благодаря обеспечению условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. МЦУИС выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. Членами МЦУИС являются около 130 стран.

Группа Мирового банка (МБРР, MAP, МФК, МАГИ)

Группа Мирового банка (Группа Всемирного банка — В Б) является специализированным финансовым институтом ООН, в состав которого входит несколько взаимосвязанных специализированных организаций ООН:

  • Международный банк реконструкции и развития — МБРР;
  • Международная ассоциация развития — MAP;
  • Международная финансовая корпорация — МФК;
  • Международное агентство по гарантированию инвестиций — МАГИ.

Группа возглавляется единым руководством. Основная цель ее деятельности — оказание финансовой поддержки развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Каждый из входящих в группу институтов самостоятельно из своих ресурсов и на своих условиях осуществляет деятельность по финансированию инвестиционных проектов, содействуя выполнению программ экономического развития указанных стран. Но каждая структура руководствуется обшей целью, и ее деятельность подчинена общей стратегии Группы.

За время своего существования Группа Всемирного банка стала одним из ведущих мировых инвестиционных центров, на долю которого приходится около половины ежегодного объема инвестиций, выделяемых международными организациями развивающимся странам.

Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития — МБРР является головной организацией в Группе. Создан в 1944 г. одновременно с МВФ в рамках Бреттон-Вудских соглашений. Декларируемые в соответствии с Уставом цели Банка определены следующим образом:

  • содействие развитию стран-членов путем поощрения иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран;
  • поощрение частных иностранных капиталовложений путем выдачи гарантий Банка или прямым финансированием проектов;
  • содействие долгосрочному сбалансированному развитию международной торговли и поддержанию платежных балансов через развитие производственного потенциала стран — членов Банка при помощи иностранных капиталовложений.

Финансовые ресурсы Банка складываются из взносов стран- членов в Уставный капитал, банковской прибыли от его деятельности, а также из привлеченных средств в виде займов на международных рынках ссудного капитала.

Уставный капитал формируется по типу акционерного общества путем подписки на акции. Страны-члены оплачивают 20% квоты — 2% в свободно конвертируемой валюте и 18% в национальной. Остальная часть неоплаченной квоты является резервным фондом, под который Банк путем выпуска облигационных займов осуществляет заимствования на международном рынке ссудных капиталов для финансирования кредитуемых им инвестиционных объектов. При необходимости Банк может востребовать от стран- членов неоплаченную часть квот. Но на практике пока Банку удается более 90% ресурсов привлекать на мировом финансовом рынке путем выпуска облигаций.

Высшим руководящим органом МБРР является Совет управляющих, а исполнительным органом — Директорат. Как и в МВФ, Совет управляющих состоит из министров финансов или управляющих центральными банками. Для принятия важных решений один раз в год собирается на сессии совместно с МВФ.

Директорат состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами, обладающими наибольшим количеством голосов, — это США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. При этом США имеют 20% голосов, что обеспечивает им право вето при голосовании по наиболее важным вопросам, когда для принятия решения требуется 85% голосов. По одному директору от страны выбирают Китай, Саудовская Аравия и Россия. Остальные 16 директоров избираются каждый от группы стран. Директорат избирает Президента Банка, традиционно гражданина США. Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне.

В настоящее время членами Банка являются практически все страны, что оправдывает его название Мирового (Всемирного) банка.

Формально это учреждение дсполитизировано. Оно четко декларирует направленность своей деятельности на содействие демократическому развитию в рамках открытой рыночной экономики, экономическому росту, на борьбу с бедностью. Но методы достижения целей не лишены политических пристрастий ведущих стран Запада, имеющих большинство голосов в руководящих органах. Оно обеспечивается принципом взвешенного голосования: количество голосов каждой страны зависит от ее доли в уставном капитале.

Кроме того, согласно учредительным документам МБРР в ряде случаев обязан ориентироваться на решения МВФ. Проводимая странами — членами Банка валютно-финансовая политика должна соответствовать Уставу МВФ. Поэтому членами МБРР могут быть только те страны, которые вступили в МВФ.

Таким образом, МВФ и МБРР как два одновременно созданных Брсттон-Вудских финансовых института в своей деятельности дополняют друг друга, но каждый из них выполняет свои специфические функции.

МВФ занимается регулированием валютной системы, содействует внешним расчетам между странами — членами Фонда через механизм предоставления кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных и расчетных балансов. Кредитами МВФ могут пользоваться все члены — и богатые, и бедные страны, гак как от финансового положения стран зависит стабильность мировой валютной системы.

МБРР является прежде всего кредитным учреждением. Его цель — содействовать преодолению бедности развивающихся стран, их экономическому росту и интеграции в мировую экономику. Он предоставляет займы только развивающимся странам.

Особенность кредитной политики Банка заключается в том, что он аккумулирует средства мирового рынка капиталов и за счет этого выдает ссуды тем государствам, которые имеют ограниченный доступ к этому рынку, либо непосредственно их правительствам, либо под правительственные гарантии, фактически он выполняет роль посредника.

Не изменяя цели и механизма кредитования, МБРР меняет направления, методы и формы деятельности в зависимости от условий, складывающихся в мире и в отдельных регионах, учитывая накопленный опыт работы.

После Второй мировой войны деятельность Банка была направлена на оказание помощи в восстановлении и развитии экономики западноевропейских стран и Японии, а с середины 50-х годов, когда экономика этих стран была восстановлена, его деятельность переместилась в развивающийся мир и направлена на развитие государств, освободившихся от колониальной зависимости.

Позднее деятельность Банка распространилась и на страны с переходной экономикой.

До 80-х годов Банк в основном выделял кредиты под проектное финансирование. Причем кредитами Банка покрывалось не более 30% стоимости кредитуемого объекта. Остальная часть расходов должна покрываться за счет внутренних источников. Это стимулирует инвестиционный процесс в стране. Но кредиты Банка имели связанный характер. И, как отмечали критики, при существенных нарушениях в экономике стран проектное финансирование не могло эффективно повлиять на общеэкономическую ситуацию в этих странах.

Разразившийся в 1982 г. долговой кризис подтвердил правоту таких выводов. И в 80-х годах Банк вводит в практику предоставление несвязанных кредитов на поддержку экономических реформ. Но все-таки ведущая роль сохраняется за проектным финансированием. В целях привлечения дополнительных ресурсов для кредитуемых им объектов МБРР практикует совместное финансирование. Соинвесторы имеют определенные выгоды при совместном финансировании: Банк проводит экспертизу проекта и снимаете них риск неплатежей.

Валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг. повлиял на кредитную политику Банка. Он переориентировал свою деятельность на регион Юго-Восточной и Восточной Азии, являвшийся эпицентром кризиса. В 1998 финансовом году кредиты, выделенные странам этого региона, составили 1/3 в общей сумме кредитных средств, предоставленных Банком. Одновременно значительно, с 27 до 39%, выросла доля кредитов, не привязанных к конкретным объектам. И большая сумма кредитов была выделена финансовому сектору, его доля составила 22% против 6% по сравнению с предыдущим годом.

После распада Советского Союза в орбиту деятельности МБРР попадают страны — бывшие республики СССР, а также государства Центральной и Восточной Европы. Они также становятся получателями кредитов Банка. Банк выделяет им кредиты на структурную адаптацию, на поддержку экономических реформ. Эти кредиты не являются связанными, обычно предоставляются под определенные программы и быстрее осваиваются.

Требования МБРР при выделении кредитов на поддержание программ экономических реформ аналогичны тем, которые выдвигает МВФ. Это либерализация цен, ослабление государственного воздействия на экономику и опора на частный капитал.

Основные объемы займов МБРР развивающимся странам направляются в сельское хозяйство, так как, по мнению руководства, именно в сельскохозяйственных районах концентрируется максимальная бедность и отсталость, борьба с которыми является первостепенной задачей Банка. Выделенные займы идут на развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, образования, здравоохранения. Гораздо меньше кредитов выделяется на развитие обрабатывающих отраслей.

МБРР предоставляет кредиты на длительный срок от 15 до 20 лет, что значительно превышает сроки кредитования коммерческими банками.

Стоимость кредитов определяется конъюнктурой мирового финансового рынка, так как основную часть своих ресурсов Банк аккумулирует путем эмиссии облигаций. Но маржа на кредитные средства невысокая, от 0,25 до 0,5%, поскольку получение прибыли не является целью деятельности Банка.

МБРР защищает частный капитал, поэтому кредиты, предоставляемые Банком, носят также обусловленный характер. Требования к заемщикам со стороны Банка довольно жесткие. От них требуется создание благоприятного правового и административного климата для деятельности ТНК, освобождение иностранных инвесторов от налогов, обеспечение свободного вывоза прибыли. Страна-заемщик должна значительно сократить или отменить субсидирование внутренних потребителей, провести либерализацию внешнеэкономической деятельности, девальвацию национальной валюты и т.д.

Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (MAP ) создана в 1960 г. для расширения круга развивающихся стран, допущенных к кредитным ресурсам. Формально она независима от Банка, а фактически является его филиалом. Ими руководят единый орган управления и один президент.

К 60-м годам прошлого века выявилась часть развивающихся стран, для которых кредиты МБРР оказались недоступны. Во-пер- вых, из-за их высокой стоимости. А во-вторых, для них были неприемлемы условия кредитования. Это были самые бедные, самые отсталые страны. Они нуждались в льготном кредитовании. Специально для предоставления таким странам заемных средств на льготных условиях и была создана Банком Международная ассоциация развития. Поэтому получить льготные кредиты имеют право только те страны, которые являются членами МБРР и имеют низкий доход на душу населения. В 1997-1999 гг. лимит ВВП на душу населения, дающий право на льготное кредитование, составлял 925 долл. в год.

Кредиты MAP предоставляются в национальной валюте страны-заемщика только правительствам государств на срок до 35-40 лет, при этом льготный период составляет 10 лет. Проценты по кредитам не взимаются. Заемщик покрывает только административные издержки в размере 0,5% годовых.

Ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран- доноров, являющихся членами организации, и чистой прибыли МБРР.

Предоставление льготных условий кредитования за счет указанных источников не следует рассматривать как благотворительную деятельность. Ведь целью деятельности М БРР является борьба с бедностью. А механизм кредитования на условиях Банка оказался неэффективным для ряда развивающихся стран. Создав возможность льготного кредитования через MAP, Банк значительно расширил свое влияние на развивающиеся страны.

Характер кредитов, предоставляемых MAP, носит социальную направленность. Наибольший удельный вес в структуре заемных средств ее клиентов имеют кредиты на развитие здравоохранения, образования, сельского хозяйства и сельских районов. В отличие от МБРР эта организация практически не направляет средства в финансовую сферу. Поскольку клиентами MAP являются бедные страны, не интегрированные в мировой финансовый рынок, их не затрагивают финансовые кризисы.

Таким образом, в стратегическом плане МБРР и MAP выполняют общие задачи, но функции между ними разделены.

Международная финансовая корпорация

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. как специализированное учреждение ООН. Юридически и в финансовом отношении является самостоятельной организацией. Однако фактически это филиал МБРР. Они имеют общее руководство. Высший орган МФК — Совет управляющих, обязанности членов которого но совместительству исполняют члены Совета управляющих МБРР. Функции председателя Директората МФК также по совместительству выполняет Президент МБРР.

Цель деятельности Корпорации — содействие развитию частного сектора в экономике развивающихся стран, привлечение притока в этот сектор национальных и иностранных инвестиций.

Учитывая, что Банк незначительно кредитует промышленность, одним из основных направлений деятельности МФК является кредитование промышленных объектов. При этом кредиты выделяются частному сектору без предоставления правительственных гарантий. Поскольку кредитные риски организация берет на себя, она кредитует проекты не более чем на 25% стоимости и при условии высокой рентабельности этих проектов.

Заемные средства Корпорация предоставляет на срок до 15 лет, процентная ставка — на уровне среднегодовых ставок мирового рынка ссудных капиталов по аналогичным кредитам. Кредиты погашаются в той же валюте, в которой они были предоставлены.

Ресурсы МФК формируются из разных источников. Во-первых, за счет взносов стран-членов. Наибольшую сумму внесли

США, являющиеся инициатором создания этой организации, а также Англия, Франция и другие развитые страны. Во-вторых, в распоряжении МФК имеется ряд фондов, которые были созданы специально для финансирования отдельных инвестиционных проектов. Кроме того, МФК имеет право привлекать внешние ресурсы с мирового рынка капиталов, как и МБРР. Но механизм их привлечения иной. Она приобретает акции компаний, осуществляет и собственные инвестиции в акционерный капитал строящихся в развивающихся странах предприятий без намерения закрепиться на них в качестве собственника. Приобретенные активы в дальнейшем перепродаются частному капиталу.

Однако по сравнению с МБРР и даже в сравнении с MAP финансовые ресурсы, которыми располагает Корпорация, значительно меньше. Но несмотря на ограниченные финансовые возможности, МФК играет важную роль в развитии и укреплении частного сектора в развивающихся странах, в мобилизации инвестиционных ресурсов в развивающиеся страны, а также в формировании развивающихся фондовых рынков.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ) образовано в 1988 г. в дополнение к МБРР для многостороннего гарантирования прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны. Капитал в размере 1 млрд долл. США образован за счет стран-членов.

МАГИ гарантирует следующие виды инвестиций:

  • взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал;
  • ссуды, предоставленные акционерами;
  • некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.
  • Срок гарантии — от 15 до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций.

Круг рисков, на которые распространяются гарантии МАГИ, широкий. Агентство страхует указанные инвестиции от политических рисков на случай войн, гражданских волнений, экспроприации имущества инвестора, невыполнение контрактных обязательств вследствие принятия политических решений руководством государства (например, запрет на ввоз товара в страну) и другие политические катаклизмы.

Инвестиции могут быть застрахованы от некоммерческих рисков в финансовой сфере, таких, как, например, отмена конвертируемости валюты и возникшие в связи с этим препятствия по выводу прибыли из страны.

Невыполнение контрактных обязательств, связанных с инвестициями, по форс-мажорным обстоятельствам также может быть застраховано МАГИ.

Помимо страхования некоммерческих рисков, МАГИ занимается консультированием правительственных органов развивающихся стран-членов по вопросам, связанным с разработкой и осуществлением политики и программ по привлечению иностранных инвестиций. Для этого оно организует встречи и переговоры правительств заинтересованных стран с международными деловыми кругами.

Таким образом, МБРР, MAP, МФК и МАГИ образуют четыре тесно связанных между собой международных финансовых института. Они объединены общей целью деятельности, которая заключается в оказании финансовой поддержки развивающимся странам. В рамках этой цели каждый из них выполняет свои, отведенные ему функции. Вместе они образуют группу Всемирного банка — крупнейшего в мире инвестиционного института, задачей которого является борьба с бедностью и отсталостью развивающихся стран, содействие экономическому росту и развитию рыночных отношений в этих странах и странах с переходной экономикой.

2)движение капиталов между странами;

3)международная миграция рабочей силы;

4)международные валютные и финансово-кредитные отношения;

5)специализация и кооперирование производства в интернациональном масштабе;

6)государственная политика регулирования мирохозяйственных связей через международные экономические организации.

Четвертый компонент – это и есть предмет нашей науки. Кроме четвертого компонента мы будем рассматривать и другие в той мере, в какой они связаны с финансами. Итак, что же такое МФ.

Международные финансы – система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств или финансовых ресурсов, затрагивающая несколько различных стран, с учетом того, что каждое суверенное государство имеет свою собственную валюту, свои законы бизнеса и свои политические системы.

Как известно финансы выполняют 3 основные функции. Международные финансы выполняют те же Функции только в мировом масштабе:

1)распределительная – распределение и перераспределение национальных продуктов, созданных отдельными странами;

2)контрольная – связана с первой. Движение ден. средств может быть отображено в виде показателей, поэтому при помощи финансовой системы можно контролировать потоки фин. средств. Реализуется как международными экономич. организациями, так и отдельными государствами (органами власти);

3)регулирующая – это один из основных инструментов регулирования экономики в мировом масштабе. Ее выполняют междунар. эк. организации.

Субъекты международных финансов – те, кто вступают в эти отношения:

1)государственные финансы;

2)финансы хозяйствующих субъектов;

3)финансы населения;

4)финансы международных экономических организаций.

Что входит в Структуру международных финансов:

1)валютные системы;

2)международные рынки капиталов;

3)международная инвестиционная деятельность;

4)международный кредит;

5)международные расчеты (балансы международных расчетов);

6)международное ценообразование.

2. Законы и тенденции денежного обращения.

Формирование денежных систем началось в период разложения первобытнообщинного строя. Например, в 10 в. Киевская Русь имела относительно развитую денежную систему (гривня). Из древнерусской ден. системы берет начало московская денежная система (рубль). В начале 14 в.

С переходом от общественного производства к товарному возникает необходимость упростить и стандартизировать системы денежного обращения. Начинается процесс единой регламентации денежного обращения, который завершается в 16-17 в. с развитием буржуазии, становлением товарно-денежного обращения и появлением национальных денежных единиц. В 1694 г. – фунт стерлингов, 1785 – доллар США, 1795 – французский франк, 1830 – бельгийский франк, 1895 – гонконговский доллар и т. д.

С течением времени складывалось много денежных систем. Главные из них:

Система металлического обращения (денежный товар функционирует в монетной форме);

Монометаллизм (валютными деньгами является один металл);

Биметаллизм (Валютными деньгами являются два металл – золото и серебро);

Система обращения номинальных денежных знаков (денежный товар выступает не в монетной форме, а в форме бумажноденежного и банкнотного обращения);

Биметаллизм – несовершенная система, так как рыночное соотношение между стоимостью золота и серебра отличалось от установленного государством. Поэтому более дешевые, худшие деньги вытесняли более дорогие (Т. Греш, Н. Коперник).

Монометаллизм установился сперва в Англии. Золотой монометаллизм – наряду с золотом в обороте могут находиться и неполноценные монеты из серебра и меди, но эквивалент – золото. Эта система называлась Золотомонетным стандартом. Деньги всегда можно обменять на золото. В России сформировалась в 1895 – 97 гг. Очень устойчива.

В Первую мировую размен денег на золото в большинстве стран был прекращен. После войны возобновили, но в виде Золотослиткового стандарта (менять можно только на золотые слитки) и в виде Золотодевизного стандарта (обмен на валюту других стран, которая могла быть обменена на золото – где малые запасы золота, валюта таких стран зависима от других стран, способ покорения малоразвитых стран империалистами).

Все эти формы потерпели крах во время валютного кризиса 1929-33 гг. (мировой экономический кризис).

С развитием кредитных отношений возникли кредитные деньги, простейший видВексель (долговое обязательство кредитора погасить долг в определенный срок). Ограниченность вексельного обращения делает необходимым их замену банкнотным обращением.

Банкнота – вексель на банкира, по которому предъявитель может в любое время получить деньги. По сравнению с векселем имеют более высокую платежеспособность и меняются на золото в любое время. В наше время банкноты не размениваются на золото и по сути являются бумажными деньгами.

Важным элементом современной мировой экономики являются международные финансы. Основой международных финансов являются международные денежные потоки, складывающиеся в процессе функционирования мирового хозяйства и обслуживающие взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Таким образом, международные финансы - это всеобъемлющая система движения финансовых потоков между субъектами мировой экономики.

Международные финансы обслуживают как сферу материального производства, так и сферы распределения, перераспределения, обмена и потребления мирового ВВП. Международные финансы влияют на процессы мирового воспроизводства и сами испытывают влияние с их стороны. Международные финансы как движение денежных потоков обеспечивают реализацию потребностей и интересов всех субъектов международных экономических отношений: расчеты по внешнеторговым сделкам, операции на международных кредитном, фондовом и страховом рынках, односторонние денежные перечисления.

Следует выделить ряд характерных особенностей международных финансов. Международные финансы функционируют как единая целостная, глобальная гиперсистема денежных потоков.

Единство международных финансов выражается в том, что все международные финансовые потоки тесно связаны друг с другом. Изменение любого из них влияет на другие потоки. Целостность международных финансов выражается в единой экономической природе международных денежных потоков и основных закономерностей их развития. Целостность международных финансов делает возможным международное движение капитала и способствует развитию международных финансовых отношений.

Глобальность международных финансов состоит в охвате ими всей мировой экономики. Они связаны со всеми национальными финансами, международными экономическими, политическими структурами и институтами. Развитие международных финансов обусловлено всем комплексом процессов мирового политического и экономического развития и оказывает влияние на все аспекты этих процессов. Термин "гиперсистема" применяется к международным финансам постольку, поскольку они характеризуют международную взаимосвязь национальных финансовых систем, представляя собой структуру более высокого уровня.

Международные финансы, как и любая другая гиперсистема, в значительной степени развиваются стохастически, т.е. неопределенным, непредсказуемым образом. Хотя определенные внутренние законы развития международных финансов существуют, однако они крайне сложны.

Кроме того, их внешние проявления непрерывно меняются. Поэтому любой прогноз развития международных финансов описывает лишь вероятностный сценарий развития финансовых событий.

Функционирование международных финансов тесно связано с развитием международной финансовой системы. Международная финансовая система - это форма организации и регулирования денежных потоков, закрепленная нормами международного права, международными и региональными соглашениями, национальным законодательством стран - участниц международных финансовых отношений. Характер функционирования и стабильность международной финансовой системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, интересам ведущих стран и общей расстановке политических и экономических сил.

Основными функциями международной финансовой системы являются унификация форм международных финансовых отношений, облегчающая выход на мировой рынок для максимально широкого круга участников экономической деятельности, и обеспечение стабильного функционирования международных финансовых отношений. Реализация этих функций обеспечивается посредством определения условий конвертируемости (обратимости) валют; унификации системы международных расчетов; регламентации режимов валютных курсов; установления или отмены валютных ограничений; регулирования международной валютной ликвидности; унификации международных правил кредитования, страхования, инвестирования и фондовых операций; создания международных финансовых организаций. Степень выполнения международной финансовой системой своих функций оказывает огромное влияние на международное движение товарно-денежных потоков.

Усиление взаимной экономической зависимости всех стран ведет к расширению сферы международных финансовых отношений, возрастанию объема операций на международных финансовых рынках, увеличению денежных потоков из одних стран в другие. Этот процесс называется финансовой глобализацией. Она означает, что финансовые отношения в современных условиях не замыкаются в пределах границ национальных государств, а формируются и как межгосударственные, межстрановые. Финансовая глобализация определяет специфику функционирования международных финансов на современном этапе их развития, заключающуюся в том, что впервые в мировой истории международные финансы не столько определяются национальными, сколько сами влияют на финансы отдельных стран.

Еще по теме Понятие и особенности международных финансов:

  1. 2.2 Понятие, особенности, виды международного валютного рынка
  2. Международный финансовый рынок: понятие, сущность, особенности, структура
  3. Понятие финансов, история их возникновения. Финансы - экономическая категория. Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений
  4. Международный рынок ценных бумаг: понятие, первичный и вторичный рынки. Динамика эмиссий акций и облигаций Особенности международного рынка ценных бумаг