Инвестирование

Понятие и значение антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Предпринимательское право россии

Введение

Определения

Теории международной торговли:

Теория Хекшера – Олина

«Парадокс Леонтьева»

Теорема выравнивания цен на факторы производства Самуэльсона

Теория технологического разрыва

Теория «цикла жизни продукта»

Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ

Теория пересекающегося спроса

Теория эффекта масштаба

Эклектическая теория интернационализации производства услуг

Теория внешнеторговой деятельности фирм

Гипотеза «конкурирующих групп»

Теория Цоллекома

Новая Теория мировой торговли Кругмена

Кризис в России

Список использованных источников и литература


Введение

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международный торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции она прошла путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.

Развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое могло расти на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений.

При изучении теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы - материальные, природные, трудовые и др. - распределены между странами неравномерно. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. При этом важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Другими словами, преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными.

Определения

Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля – это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно - оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков – экспорт и импорт.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют следующие виды:

ЭКСПОРТ ИМПОРТ
1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных) в данной стране; 1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;
2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; 2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей дли переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;
3) реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.; 3)реимпорт – обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;
4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки). 4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;
5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК. 5) ввоз продукции в рамках ТНК (транснациональные корпорации).

Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как:

· стоимостной и физический объём (товарооборот). Стоимостный объём внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объём международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объём международной торговли представляет собой номинальный объём, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора (снижение общего (среднего) уровня цен в экономике страны; процесс снижения роста денежной массы в обращении). Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять её реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления;

· товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день насчитывается свыше 20 мил. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг;

· географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемый либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура – данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура – данные о международной торговле между странами к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в отдельную группу по тем или иным критериям (например, страны – экспортеры нефти).

Таким образом, субъектами международной торговли выступают:

1. страны мира;

2. ТНК и МНК;

3. региональные интеграционные группировки.

В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека – товары и услуги.

Товар в широком смысле – это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги.

В более узком понимании, товар – это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий форму.

Услуга – это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта.

Однако не все товары и услуги могут стать объектом международного обмена. Поэтому возникает необходимость в разграничении сущности торгуемых и не торгуемых товаров.

Торгуемые товары – товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения, как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Не торгуемые товары – товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, то есть не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.

Учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, можно выделить две её формы:

Международная торговля товарами (МТТ) – это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

Международная торговля услугами (МТУ) – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Теории международной торговли: Теория Хекшера – Олина

Новая модель была создана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера - Олина господствовала в экономической литературе.

Сущность неоклассического подхода к международной торговле и специализации отдельных стран состоит в следующем: По причинам исторического и географического характера распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою очередь, зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Олин сформулировал этот закон еще короче: «Международный обмен - это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии».

В соответствии с теорией Хекшера – Олина страны будут экспортировать те товары, производство которых требует значительных затрат относительно избыточных факторов и импортировать товары, в производстве которых пришлось бы интенсивно использовать относительно дефицитные факторы. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные. Интенсивное использование фактора, например, труда в производстве какого-либо товара означает, что доля затрат на рабочую силу в его стоимости выше, чем в стоимости других товаров (обычно такой продукт называют трудоемким).

В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Среди таких качественных сдвигов следует прежде всего отмстить превращение технического прогресса в доминирующий фактор в мировой торговле, все возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью , резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю.

Теория жизненного цикла продукта

В середине 1960-х годов американский экономист Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Позиция, которую занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).

Для успеха на мировом рынке необходимо оптимальное сочетание правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причем в современных условиях главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который, в зависимости от своего объема и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к требуемым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.)- Так формируются, по выражению М. Портера, кластеры национальных конкурентоспособных отраслей. Наконец, в-четвертых, конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, т.е. оттого, каковы условия в стране, определяющие особенности создания и управления фирмами, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный ромб) носят наиболее благоприятный характер. Причем национальный ромб — это система, компоненты которой взаимно усиливаются, и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

Таким образом, согласно теории Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, — это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии. Поэтому для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо «выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов, повышают эффективность их применения и создают новые».

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

В период обострившегося торгово-экономического соперничества на международных рынках невиданная по силе и упорству конкуренция достигла во взаимоотношениях трех основных центров современного экономического производства - США, Западной Европы и Японии. В этой борьбе, например, рост объемов экспортных поставок во многом зависит от того, насколько поставляемая продукция является конкурентоспособной на внешнем рынке.

Однако вследствие изменения общей обстановки в мире, когда промышленное развитие большинства стран привело в определенной мере к уравниванию цен на однородную продукцию, на первое место по этой причине вышли «неценовые» факторы конкуренции - качество, сроки, послепродажное обслуживание и др.

В современных условиях передовой формой конкуренции является развитие новых бизнес-моделей и продуктов. На этом фоне говорят о создании виртуальной экономики, в которой применяются различные виды электронной коммерции и торговли (Internet trading, business и др.).

На состояние конкурентной среды в России заметное влияние оказывает монополизм предприятий-изготовителей. В нашей стране монополизм, порожденный общенародной (государственной) собственностью, достиг в то время гигантских размеров и проявлялся на всех направлениях и уровнях. По мнению Дж. Росса, экономического советника группы членов лейбористкой партии британского парламента, «российская экономика ближе к полностью монополизированной, чем любая другая на Западе. Более того, надежды правительства России, рассчитывающего на то, что приватизация либо международная конкуренция изменят здесь положение, представляются иллюзорными».

Действительно, тотальная приватизация имущества хозяйствующих субъектов не привела и не могла привести к значительному ограничению монополистической деятельности на товарных и иных рынках. Напротив, она во многом способствовала разбазариванию общенародного (государственного) имущества, привела к переделу собственности. «Кавалерийские» темпы приватизации нанесли сильный удар по предприятиям многих отраслей народного хозяйства, особенно оборонной промышленности.

Конечно, в сфере конкуренции и ограничения монопольного положения хозяйствующих субъектов наблюдается определенный прорыв. Считается, что наиболее конкурентными (прежде всего на внутреннем рынке) являются отрасли и предприятия, ориентированные на потребительский рынок. Это легкая, пищевая, мебельная, полиграфическая и другие отрасли промышленности. Наблюдаются положительные сдвиги в развитии конкуренции предприятий металлургического и машиностроительного комплексов. Вместе с тем пока не удалось осуществить инвестиционный, инновационный прорыв в реальном секторе экономики, изменить структуру народного хозяйства в пользу наукоемких отраслей.

Понятие и виды конкуренции . Конкуренция - сложное и многогранное явление. В экономической науке существует две основные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкуренция есть результат (состояние), согласно второй - процесс и метод. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отношений между взаимосвязанными элементами (продавцами и покупателями). Сторонники теории конкуренции как процесса и метода (А. А Амбарцумов, И. М. Кирцнер, Л. фон Мизес, М. Портер, А. Смит) используют состязательный и ролевой подхода.

С позиции ученых - приверженцев состязательного подхода основное содержание конкуренции - это борьба (процесс соревнования, состязаний) за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товара.

Сторонники ролевой теории (например, Й. Шумпетер, Ф. А Хайек, X. Зайдель, Р. Теммен, В. А. Новиков и др.) видят конкуренцию через призму выполняемых ею экономических функций. Конкуренция - элемент рыночного механизма, связанный в условиях рынка с процессом формирования хозяйственных пропорций на основе соперничества хозяйствующих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг.

Ряд ученых-экономистов объединяют все изложенные выше признаки конкуренции (комплексный подход). Такой точки зрения придерживается известный русский экономист М. Туган-Барановский.

На наш взгляд, научные теории конкуренции содержат противоречивые положения. Сторонники теории конкуренции как результата (состояния) практически ставят знак равенства между разными понятиями, такими как «результат» и «состояние». В свою очередь, те ученые, которые рассматривают конкуренцию в качестве процесса и метода, также объединяют разноплановые категории. Процесс - это одно, метод - другое. Вряд ли допустимо рассматривать эти понятия как синонимы.

Ученые-юристы дают определение конкуренции с учетом экономической природы данного явления. По мнению С. Э. Жилинского, в широком смысле конкуренция представляет собой соревнование (состязательность) между различными лицами в достижении какой-либо цели. Применительно к предпринимательской деятельности она (конкуренция) означает соперничество между участниками экономического оборота за лучшие условия производства и реализации (обмена) товаров, а также получения на этой основе максимальной прибыли. Как видим, С. Э. Жилинский придерживается состязательного подхода к сущности конкуренции.

Легальное определение конкуренции содержится в Законе о защите конкуренции. В соответствии со ст. 4 Закона конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. И вновь обращает на себя внимание состязательный подход, но уже на законодательном уровне, к определению экономической сущности конкуренции.

С позиции законодателя основная цель конкуренции - ограничение монополистического положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке. Вместе с тем вряд ли можно согласиться с таким односторонним акцентом при характеристике конкуренции. Ведь главная черта соревнования (соперничества, состязательности) между участниками рынка заключается в достижении результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Именно в этом направлении следует идти в поисках и раскрытии экономической сущности конкуренции.

Виды конкуренции . Как экономическая категория конкуренция по содержанию не однородна и может быть классифицирована на отдельные виды. В литературе с учетом количества и «удельного веса» на рынке производителей различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Основными признаками свободной конкуренции являются: неограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения, одинаковые по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночными ценами (неценовые методы не практикуются); полная информированность каждого участника конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»),

Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов. Данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.

И, наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия металлургического комплекса (когда несколько крупных производителей господствуют на рынке). К их числу относятся, например, открытые акционерные общества «Магнитогорский металлургический комбинат», «Нижне-Тагильский металлургический комбинат», «Мечел».

С учетом методов осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции продавцы товаров и услуг влияют на потребителя посредством изменений в цене.

Неценовая конкуренция включает : изменение свойств продукции; создание новой продукции для удовлетворения определенных потребностей; совершенствование услуг, сопутствующих товару. Большое значение придается таким показателям, как надежность, производительность, энергоемкость, экологичность и др. В конкурентной борьбе важная роль отводится эстетическим показателям, а также товарным знакам и фирменным наименованиям. В реальной деятельности ценовая и неценовая конкуренция существуют в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

У этого вида конкуренции имеются по крайней мере две проблемы.

Первая проблема - становление и развитие в России антидемпингового законодательства. В указанном направлении пока делаются лишь первые шаги. На практике же предприятия нередко злоупотребляют своим правом, устанавливая либо высокие, либо низкие цены на реализуемую продукцию (услуги). В странах Запада действует антидемпинговое законодательство и осуществляют свою деятельность одноименные органы. При нарушении императивных предписаний к российским предприятиям-экспортерам применяются серьезные меры ответственности.

Вторая проблема связана с определением высокой монопольной и низкой монопольной цены в каждой конкретной ситуации. Действующее законодательство не вносит достаточной четкости в регулирование рассматриваемых вопросов. Отсутствуют методика определения монопольных цен и информация о ценообразовании. Кроме того, сейчас на естественные монополии есть рычаги воздействия, однако в отношении хозяйствующих субъектов в других сферах, систематически завышающих цены независимо от экономической ситуации, таких рычагов нет.

Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. В соответствии с Законом о защите конкуренции (ст. 4) недобросовестная конкуренция-любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На практике недобросовестная конкуренция выражается в следующих формах: в демпинговых ценах - продаже товаров (работ, услуг) по цене ниже себестоимости; в злоупотреблении монопольным положением на товарном рынке; в установлении дискриминационных цен или коммерческих условий и др.

Недобросовестная конкуренция и незаконная конкуренция - несовпадающие понятия. Недобросовестная конкуренция может противоречить не только законодательству и обычаям делового оборота, но и требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Понятие конкуренции и монополистической деятельности

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции выступает монополистическая деятельность, представляющая собой действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена.

На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство.

К источникам антимонопольного законодательства относится Конституция РФ, ст. 8, которая устанавливает в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Антимонопольные нормы содержатся в ст. 10, п. 2.3, ст. 57, п. 1, ст. 103 Гражданского кодекса РФ; в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г., "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с изменениями от 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.; ФЗ РФ от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства. Рынок финансовых услуг регулируется нормативными актами Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг.

Виды монополистической деятельности

Нормальному развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно ст.4 Закона о конкуренции, монополистическая деятельность – это действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Видами монополистической деятельности являются:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 5 Закона о конкуренции). Доминирующее положение хозяйствующего субъекта означает его господство на товарном рынке аналогичных товаров, если его доля товара составляет 65% и более (ст. 4 Закона о конкуренции в ред. 1998 г.). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Злоупотребление хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке выражается в том, что антимонопольное законодательство запрещает им совершать такие действия, как: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии включения таких товаров, в которых контрагент не заинтересован (ст. 5 Закона о конкуренции);

2. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 6 Закона о конкуренции). Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Подобные соглашения бывают направлены на:

    установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;

    повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

    раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, по кругу продавцов или покупателей.

3. Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции (ст. 7 Закона о конкуренции);

4. Соглашения (согласованные действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию (ст. 8 Закона о конкуренции);

5. Участие должностных лиц органов государственной власти и государственного управления в предпринимательской деятельности. Согласно ст. 9 Закона этим должностным лицам запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев долей при принятии общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Эти должностные лица вправе заниматься научной и преподавательской деятельностью.

Формы недобросовестной конкуренции

Законом устанавливаются формы недобросовестной конкуренции:

    распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, – введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;

    некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

    продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

    получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца (ст. 10 Закона о конкуренции).

Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – Государственным антимонопольным комитетом РФ (с 1998 г. – Министерство по антимонопольной политике).

Федеральный антимонопольный орган создает свои территориальные органы. Полномочия антимонопольных органов вытекают из их задач и функций (ст. 12 Закона о конкуренции).

В целях содействия развитию товарных рынков, конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган вправе направлять соответствующим органам исполнительной власти и управления рекомендации:

1) о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

2) об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

3) о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения;

4) о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

5) о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

6) о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов.

На федеральный антимонопольный орган возложен государственный контроль за:

1) созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

2) слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

3) ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке будет превышать 35% (п.1, ст. 17 Закона).

Кроме вышесказанного, функции государственного контроля возложены на федеральные антимонопольные органы – это контроль за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами отдельных предпринимательских сделок (п.1, ст. 18 Закона). Этот контроль выражается в том, что с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

1) приобретение лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

2) получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% от балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

3) приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 18 Закона).

Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Основными признаками свободной конкуренции являютсянеограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения, одинаковые по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночными ценами (неценовые методы не практикуются); полная информированность каждого участника конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»). Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Данный вид конкуренции преобладает на современных рынках. Олигополия означает немногочисленность участников конкуренции, когда несколько крупных производителей господствуют на рынке (например, предприятия металлургического комплекса).

Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении коммерческой (предпринимательской) деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. На практике недобросовестная конкуренция выражается в следующих формах: в демпинговых ценах, в злоупотреблении монопольным положением на товарном рынке, в установлении дискриминационных цен и др.



Субъекты конкуренции. Закон о защите конкуренции использует понятия «хозяйствующий субъект», «финансовая организация», «группа лиц». Под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Закрытый перечень их приведен в Законе о защите конкуренции: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд и др.

Группа лиц - совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка. Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих коммерческую (предпринимательскую) деятельность. Способы влияния (контроля):1) организационно-управленческий, связанный с участием тех или иных лиц в органах управления юридических лиц; 2) имущественный, основанный на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица; 3) договорный - применяется в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (или лицами); 4) родственный - он возникает между супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами. 5) смешанный - в нем сочетаются элементы разных способов.

С учетом критерия защищенности монополии можно подразделить на защищенные от конкуренции (государственные монополии и естественные монополии) и незащищенные.

Сферы деятельности,в которых действует исключительный режим естественной монополии: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии.

Монополистическая деятельность субъектов конкуренции - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере защиты конкуренции. Отношения в рассматриваемой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами.

Рассмотрим антимонопольные правила, установленные Законом о торговле для хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, например, запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение порядка ценообразования; з а нарушение прав потребителей, связанных с получением необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; за действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли; за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа; за непредставление ходатайств, уведомлений(заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий

Уголовная ответственность предусмотрена за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Гражданско-правовые санкции за нарушение антимонопольного законодательства:

а) признание недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ;

б) признание недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

в) признание торгов недействительными.

г) возмещение убытков.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику конкуренции как объективно необходимому регулирующему фактору рыночной экономики.

2. Какие положения Конституции РФ гарантируют поддержку конкуренции?

3. Что такое монополистическая деятельность?

4. Условия признания положения субъекта доминирующим.

5. Назовите составы недобросовестной конкуренции, приведенные в Законе о конкуренции.

6. Перечислите виды монополий.

7. Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение правил конкуренции?

Нормативные правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 1993.

2. ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.

3. ФЗ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ. 1995. № 48. Ст. 4553.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. -2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 1.

6. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

8. Указ Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» // СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 859.

9. Постановление Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 997.

10. Положение о федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3259.

11. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. - 2006. - № 6. - Ст. 700.

12. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. - Е.А. Суханов). - М.: "Волтерс Клувер", 2008.

13. Губин Е.П., Лахно П.Г. и др. Предпринимательское право Российской Федерации Учебник М.: Юристъ, 2004 Гриф Мин-ва образования РФ

14. Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект, 2009.

15.Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.: Зерцало, 2008.