Страхование

Основным видом дохода на денежный капитал является. Финансовый капитал - это что такое? Меняющееся соотношение между финансовым и реальным капиталом

Деление общества на классы, характеризующиеся различным отношением к средствам производства, представляет собой не случайное следствие древних завоеваний, а закономерную особенность определённых общественно-экономических формаций. При этом объективным результатом борьбы между классами -- которая обусловлена противоположностью их интересов и непосредственно ведётся именно за эти интересы -- является приведение производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно меняющихся производительных сил общества. В частности, именно таким образом происходит смена самих общественно-экономических формаций (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, далее к феодальному и капиталистическому). Поэтому классовая борьба является основной движущей силой истории разделённого на классы общества. Она же должна привести к уничтожению разделения общества на классы, когда уровень развития производительных сил перестанет требовать такого разделения.

Одним из основных продуктов классовой борьбы является государство -- которое, с точки зрения марксизма, есть "машина для подавления одного класса другим" то есть аппарат для поддержания внутри общества порядков, угодных и выгодных господствующему классу. При подавлении направленных против этих порядков выступлений угнетённых классов государство не связано никакими законами, а потому представляет собой насильственную диктатуру господствующего класса.

Поскольку классовая борьба заложена в основе антагонистического строя, марксизм-ленинизм видит в ней движущую силу исторического развития (2). Это следует понимать в том смысле, что классовая борьба вызывает в обществе изменения, освобождающие его от всего устаревшего, реакционного и способствующие утверждению нового, прогрессивного. Узловым пунктом в данном процессе и высшей точкой классовой борьбы является социальная революция. Под нею марксизм-ленинизм понимает глубокий, качественный скачок в развитии общества, знаменующий переход от одной общественно-экономической формации к другой. Поэтому К. Маркс назвал революции "локомотивами истории" (3). Они, резко двигая человечество вперед, открывали новые эпохи, выводили его на новые горизонты.

Особую роль в историческом прогрессе, согласно марксизму-ленинизму, объективно призвана сыграть такая разновидность социальной революции, как социалистическая революция. Все иные революции, будучи для своего времени прогрессивными, тем не менее трудящихся от эксплуатации и угнетения не освобождали. Они лишь заменяли одну форму эксплуатации и угнетения другой формой. Задачу ликвидации всякой эксплуатации и угнетения способна решить только социалистическая революция. Она поэтому представляет собой высший тип социальной революции.

Цель социалистической революции - осуществить переход от капитализма к социализму. Причем марксизм-ленинизм особо настаивает на том, что такой переход возможен лишь через социалистическую революцию и никак по- другому. Капитализм самотрансформироваться в социализм не способен, поскольку это качественно различные общественные системы. Иное дело, отождествлять социалистическую революцию только с вооруженным восстанием неправильно. Она может осуществиться и мирно. Но мирно - не значит без борьбы. Мирно - значит без большого пролития крови. А борьба (именно классовая борьба) здесь неизбежна. Главным признаком осуществления социалистической революции является переход политической власти из рук буржуазии в руки революционной части народа.

Марксизм-ленинизм выделил три основные вида классовой борьбы (4):

1. Экономическую борьбу, т.е. за непосредственное, повседневное улучшение жизненных условий трудящихся.

2. Политическую борьбу, т.е. за расширение участия трудящихся в делах государства, а в конечном счете за взятие ими власти.

3. Теоретическую, идеологическую борьбу, т.е. за развитие революционного учения, освобождение трудящихся от классово чуждых им взглядов и утверждение в их среде социалистического мировоззрения.

Исторически первым видом была экономическая борьба. По своей сути она не выходит за рамки буржуазного строя, ибо не направлена на разрушение его основ. Её суть - путем давления на отдельных капиталистов добиться более выгодных для трудящихся условий продажи рабочей силы. Поэтому, признавая известную значимость экономической борьбы, марксизм-ленинизм указал, что трудящиеся не должны преувеличивать её результаты, не должны забывать, что через неё решить свои главные задачи они не смогут. Для решения их необходимо, не прекращая экономической борьбы, обязательно переходить к политической борьбе. И всякая действительно классовая борьба (т.е. классовая борьба в её подлинном смысле) есть именно борьба политическая (5). Следовательно, согласно марксизму-ленинизму, оказывается далеко не каждое столкновение эксплуатируемых с эксплуататорами, не каждый конфликт между ними правомочно называть подлинной классовой борьбой. В.И. Ленин разъяснял, что когда рабочие отдельной фабрики вступают в борьбу со своими хозяевами, это еще не подлинная классовая борьба, а только слабые её зачатки. Ибо здесь, во-первых, рабочие выступают ещё не как класс в целом, а лишь как его отдельные представители, стремящиеся удовлетворить какие-то лично- групповые интересы. Например, повысить зарплату. И, во-вторых, они борются ещё не с буржуазным классом в целом, а лишь с отдельными, конкретными капиталистами.

Борьба рабочих становится подлинно классовой борьбой лишь тогда, когда отдельные рабочие осознают себя членами всего рабочего класса. И когда в своей ежедневной борьбе с отдельными хозяевами они начинают вести борьбу против всей буржуазии, начинают выражать не только свои конкретные лично- групповые интересы, а интересы своего класса в целом, т. е. классовые интересы (6).

Значит, получается, что в данном случае борются уже не отдельные трудящиеся с отдельными капиталистами, а класс трудящихся в целом с классом капиталистов в целом. То есть это уже подлинная классовая борьба. А где классы, там политика, ибо классы порождают политику и являются её главными действующими лицами. (Согласно марксизму-ленинизму, политика представляет собой отношения между классами по поводу завоевания, удержания и использования власти).

Отсюда и выходит, что всякая классовая борьба есть борьба политическая. Только это неверно понимать в том смысле, что всякое столкновение трудящихся с хозяевами всегда бывает политической борьбой. Это надо понимать в том смысле, что борьба трудящихся с хозяевами неизбежно обретает политический характер по мере того, как она становится классовой борьбой. И совсем неважно, какие конкретно задачи в ней на данный момент решаются. Они могут быть экономическими и в большинстве случаев являются таковыми. Ведь борьба между классами прежде всего ведется ради экономических целей, в которой политика служит только средством. Политические бои - лишь форма проявления экономических конфликтов. Важно одно: если класс в целом борется против класса в целом, то это в любом случае будет политическая борьба.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Кла́ссовая борьба́ - столкновение интересов и противодействие классов общества .

Наибольшее значение классовой борьбе придавалось в марксизме .

Домарксистские представления о классовой борьбе

Идея расщепления общества на борющиеся между собой классы (группы) социальным мыслителям была известна издавна. Так, французский историк и орлеанистский политический деятель Гизо в работе «Правительство Франции со времён Реставрации и нынешнее министерство» (1820 год) говорил об истории Франции, как об истории двух народов. Один народ - победитель, - дворянство; и другой - побеждённый - третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними невозможен. Примирить их - химерический замысел». Когда после публикации вышеуказанной работы его упрекали в разжигании гражданской войны, он ответил:

Я хотел только вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба классов наполняет, или вернее, делает всю эту историю. Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил.

Классовая борьба в научном социализме

Понятие «классовая борьба» получило особое значение в марксизме. Уже в «Манифесте Коммунистической партии » заявлялось, что история всех существовавших обществ была историей борьбы классов, то есть что именно классовая борьба движет развитие человеческого общества, так как она неизбежно приводит к социальной революции , которая и есть кульминация классовой борьбы, и к переходу к новому общественному строю. С точки зрения марксистов классовая борьба будет всегда и везде, в любом обществе, где существуют антагонистические классы . С точки зрения марксистской теории исторического материализма , деление общества на классы, характеризующееся различным отношением к средствам производства, представляет собой не случайное следствие древних завоеваний, а закономерную особенность определённых общественно-экономических формаций . При этом объективным результатом борьбы между классами - которая обусловлена противоположностью их интересов и непосредственно ведётся именно за эти интересы - является приведение производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно меняющихся производительных сил общества. В частности, именно таким образом происходит смена самих общественно-экономических формаций (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, далее к феодальному и капиталистическому). Поэтому классовая борьба является основной движущей силой истории разделённого на классы общества. Она же должна привести к уничтожению разделения общества на классы, когда уровень развития производительных сил перестанет требовать такого разделения.

Одним из основных продуктов классовой борьбы является государство - которое, с точки зрения марксизма, есть «машина для подавления одного класса другим» , то есть аппарат для поддержания внутри общества порядков, угодных и выгодных господствующему классу. При подавлении направленных против этих порядков выступлений угнетённых классов государство не связано никакими законами, а потому представляет собой насильственную диктатуру господствующего класса. С этой точки зрения античное государство является диктатурой рабовладельцев (направленной против рабов); средневековое - диктатурой феодалов (над крестьянами); капиталистическое - диктатурой буржуазии (над рабочим классом). В результате социалистической революции возникает государство диктатуры пролетариата (призванное подавить сопротивление буржуазии).

Мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты - экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход

к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Определяя классовую борьбу как столкновение антагонистических интересов различных классов, марксизм выявляет объективный интерес каждого отдельного класса, который соответствует его месту в исторически определенной системе общественного производства. Этот интерес, если он не осознан, делает класс «классом-в-себе». По мере осознания своего подлинного интереса класс превращается из «класса-в-себе» в «класс-для-себя» (осознанный классовый интерес делает людей классово сознательными - они уже осознают не только своё место, но также и свой настоящий классовый интерес). Именно это имел в виду Маркс, когда говорил о том, что только классовая борьба пролетариата за своё освобождение от капитала неизбежно ведёт к диктатуре пролетариата, а сама диктатура пролетариата знаменует собой переход к исчезновению как классов, так и классовой борьбы .

В марксистской теории классовая борьба может быть как стихийной (неосознанная защита своих прав), так и сознательной (целенаправленное движение за свои подлинные интересы), высшей формой которой является партийность . Марксисты полагают, что классовая борьба ведётся в трёх основных формах :

  1. экономической (касательно класса пролетариев это борьба за улучшение условий продажи своего труда, сокращение рабочего времени, повышение оплаты труда);
  2. политической (для пролетариата - общеклассовая борьба за свои коренные интересы - за установление диктатуры пролетариата);
  3. идейной (идеологической) (борьба против буржуазной и реформистской идеологии, она призвана внести в широкие массы трудящихся социалистическое сознание).

Согласно мнению основоположников марксизма, по мере развития класса его борьба развивается от менее развитой экономической формы к более развитым политической и идейной формам .

Классовая борьба в марксизме-ленинизме

Начиная с 1960-х годов понятие о классовой борьбе трансформировалось. В это время считалось, что классовая борьба это процесс мирного соревнования социалистической и капиталистической систем. В ходе этого соревнования решается вопрос о том, какая система возьмёт верх. В этой связи доказывалось, что борьба двух систем выражает основное противоречие текущей эпохи. Считалось, что под влиянием этого противоречия развёртывается революционная борьба трёх основных отрядов трудящихся: мировой социалистической системы, международного рабочего и национально-освободительного движений, с империализмом. Такое представление сохранялось по 1980-е годы .

Теоретические основания концепции классовой борьбы

Марксистское положение об антагонистических и неантагонистических классах основывается на гегелевской теории антагонистических и неантагонистических противоречий, однако, если спекулятивный метод Гегеля допускал возможность их примирения, то диалектический метод Маркса отвергал такую возможность как форму капитуляции перед действительностью (Диалектическое противоречие).

Концепция существования антагонистических и неантагонистических классов позволяет сделать вывод в рамках марксистской теории о возможности разрешения противоречий одних классов в рамках одной общественно-экономической формации и невозможности такого решения между другими классами, основными в рамках данной общественной формации, антагонистическими. Борьба последних ведет к смене общественно-экономической формации (рабство , феодализм , капитализм) и открывает возможность дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений .

Также существует точка зрения, что смысл борьбы противоположностей не в достижении единства или во взаимоуничтожении, как в случае с антагонистическими противоречиями, а в достижении целостности, баланса и динамического равновесия между элементами системы (Тектология , Теория устойчивого развития , Экономика устойчивого состояния , Зеленая экономика), что позволяет сделать вывод, что классовая борьба необязательно ведет к разрушению старого общества и существуют эволюционные пути развития социальной системы, адаптирующейся к новым вызовам окружающей среды в рамках существующего общественного строя.

Концепцию неизбежного возникновения нового общественного строя подвергает сомнению также синергетическая концепция (Синергетика), рассматривающая в качестве основного источника развития не диалектическое противоречие, а случайность, необратимость и неустойчивость, где возникновение новой целостной структуры есть не неизбежный результат действия закономерности, а результат суммы случайных факторов, воздействующих на систему, что делает невозможным предсказание развития общества на значительном временном отрезке как это делает марксистская теория .

Всеобщий кибернетический подход и расширительное применение синергетики, экстраполирующей свои принципы на все явления природы и общества встречают также своих критиков, утверждающих о неэффективности переноса теоретических моделей, описывающих ограниченную группу природных явлений на неизмеримо более сложные общественные процессы, тем более данные модели неспособны иметь прогностическую функцию в значительной временной перспективе (Синергетика) .

Критика теории о классовой борьбе

Однако, часть исследователей имеет противоположную точку зрения и утверждает, что имущественное неравенство в индустриальных странах осталось неизменным на протяжении всего 20 века и имеет тенденцию к усилению в 21 веке (см. Капитал в XXI веке). Поэтому центральной проблемой для критиков классовой теории является объяснение сохранения классов как реальной социальной силы .

Частично соглашаясь с критиками теории о классовой борьбе, было бы ошибочным вообще исключать её из арсенала современного анализа социальных отношений. Процессы социальной дифференциации в обществе не приостанавливаются, не исчезает противоположность объективных интересов разных классовых групп общества, а значит, не могут исчезнуть и конфликты между ними. Вместе с тем современное общественное устройство обладает развитыми демократическими институтами (многопартийность, избирательная, правовая, парламентская, независимая судебная системы), которые позволяют во многом изменять природу классовых конфликтов, обеспечивая возможность их ненасильственного разрешения .

Значительный вклад в теорию классов и классовой борьбы внес Питирим Сорокин , рассматривавший классы не как замкнутые статичные структуры, а как динамичные образования, допускающие взаимопереход различных социальных групп (социальная мобильность), при этом классовая борьба рассматривалась как часть более общего процесса смены в обществе различных социокультурных типов . Если для марксизма классовая борьба является основным двигателем прогресса, то с точки зрения интегрального подхода П. Сорокина, классовая борьба является лишь одним из трех принципов общественной дифференциации, борьбы различных общественных сил: принципа классового (классовая борьба), принципа государственного (борьба между государствами) и принципа национального (борьба между нациями), - могущих в зависимости от конкретной политической ситуации как быть противоположными, так и взаимодополнять друг друга, критерием выбора между ними служит принцип самоценности личности, обратной стороной которого служит принцип общечеловечности .

Многие представители капиталистического класса сами не отрицают факта классовой борьбы. Так, один из богатейших людей мира миллиардер Уоррен Баффет в интервью 2005 и 2006 годов указывал, что его класс, «класс богачей», ведёт классовую борьбу против остального общества - и побеждает в ней .

Боливия Португалия Россия США Австралия Азербайджан Аргентина Бразилия Великобритания Венесуэла Вьетнам

КЛАССОВАЯ БОРЬБА - одно из понятий философии истории, которое характеризует движущие силы исторического развития. Классовая борьба в качестве важнейшей пружины исторических событий рассматривалась уже в работах французских историков - О. Тьерри, Ф. Гизо, А. Тьера. Они сместили предмет истории как науки из политико-государственной и законодательной области в область гражданского общества, анализа приватных имущественных интересов и отношений, главным образом поземельных. В их концепциях сословное деление уступает свой приоритет классовому, а инициатива исторических действий и длительных преобразований переносится от выдающихся лиц к третьему сословию. Французские историки отрицали историческую самостоятельность пролетариата, не считали его классом и субъектом политического движения и классовой борьбы. Начиная с революций 1848, они заняли консервативную позицию, видели в частной собственности единственно возможную основу человеческого общества. Кроме того, они сводили имущественные отношения между классами к правовой форме. Основатели марксизма развили учение о классовой борьбе, в котором дали экономическое, а не юридическо-правовое истолкование имущественных отношений, решающую роль отвели не (пере)распределению, потреблению или обмену, а производству, рассмотрели процесс производства как взаимодействие человека с природой, т. е. как труд прежде всего. Это означало, что субъект труда - пролетариат - стал не просто участником классовой борьбы, а тем, кто может и должен будет покончить с ней, освобождая себя, все общество от классов. Учение о классовой борьбе становится составной частью материалистического взгляда на историю. Согласно марксизму, жизненные интересы основных классов в обществе несовместимы, и со временем антагонизм между ними усиливается, хотя вначале он скрыт их совместной борьбой против общего врага - господствующего класса предшествующей формации. Разрешение классового антагонизма заключается в революционном переходе к новому обществу, а окончательное преодоление классовой борьбы совпадает с переходом человечества от предыстории к бесклассовому типу общественного развития. Классовая борьба в соответствии с марксистской трактовкой ведется во всех основных формах жизнедеятельности общества: социально-экономической, политической, идейно-духовной. Класса нет вне «борьбы», вне его процесса превращения из данности «в себе» в реальность «для себя», в активного деятеля и субъекта воспроизводства себя и своего мира.

Концепция классовой борьбы критиковалась и критикуется с различных сторон: одни превозносят партнерство, отрицают необходимый и закономерный характер классовой борьбы, подчеркивают ее разрушительность; другие умаляют революционность современного рабочего класса, который растворился среди других социальных слоев в обществе всеобщего благосостояния и массового потребления; третьи - представители экстремистских группировок - за марксистской риторикой о классовой борьбе нередко скрывают ультрареволюционность и приверженность к террористическим акциям.

В. П. Перевалов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 257-258.

Введение

Кла́ссовая борьба́ - выражение противоположности интересов классов общества. Наиболее развитое учение о классовой борьбе даётся марксизмом.

1. Домарксистские представления о классовой борьбе

Несмотря на распространённое убеждение, что представление о классовой борьбе является исключительной принадлежностью марксизма, в действительности факт расщепления общества на борющиеся между собой классы был отмечен ещё ранее. Так, французский историк и орлеанистский политический деятель Гизо в работе «Правительство Франции со времен Реставрации и нынешнее министерство» (1820 год) говорил об истории Франции, как об истории двух народов. Один народ - победитель, - дворянство; и другой - побежденный - третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними не возможен. Примирить их - химерический замысел.» Когда после публикации вышеуказанной работы его упрекали в разжигании гражданской войны, он ответил:

Я хотел только вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба классов наполняет, или вернее, делает всю эту историю. Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил.

Однако, до Маркса классовая борьба считалась не столько экономическим, сколько политическим явлением. Её возникновение обычно связывали с происшедшим в древности завоеванием одного народа другим (германским завоеванием территории Западной Римской империи, норманнским завоеванием Англии, и т. д.): при этом угнетающий класс рассматривался в качестве потомков народа-победителя, а угнетённый - в качестве потомков народа-побеждённого. Такой точки зрения придерживались, в частности, французские историки начала XIX века Тьерри и Минье, а также современник Маркса немецкий философ Фридрих Ницше.

2. Учение марксизма о классовой борьбе

С точки зрения марксистской теории исторического материализма, деление общества на классы, характеризующиеся различным отношением к средствам производства, представляет собой не случайное следствие древних завоеваний, а закономерную особенность определённых общественно-экономических формаций. При этом объективным результатом борьбы между классами - которая обусловлена противоположностью их интересов и непосредственно ведётся именно за эти интересы - является приведение производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно меняющихся производительных сил общества. В частности, именно таким образом происходит смена самих общественно-экономических формаций (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, далее к феодальному и капиталистическому). Поэтому классовая борьба является основной движущей силой истории разделённого на классы общества. Она же должна привести к уничтожению разделения общества на классы, когда уровень развития производительных сил перестанет требовать такого разделения.

Одним из основных продуктов классовой борьбы является государство - которое, с точки зрения марксизма, есть «машина для подавления одного класса другим» , то есть аппарат для поддержания внутри общества порядков, угодных и выгодных господствующему классу. При подавлении направленных против этих порядков выступлений угнетённых классов государство не связано никакими законами, а потому представляет собой насильственную диктатуру господствующего класса. С этой точки зрения античное государство является диктатурой рабовладельцев (направленной против рабов); средневековое - диктатурой феодалов (над крестьянами); капиталистическое - диктатурой буржуазии (над рабочим классом). В результате социалистической революции возникает государство диктатуры пролетариата (призванное подавить сопротивление буржуазии).

Мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты - экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Письмо К. Маркса И. Вейдемейеру от 5.03.1852

Взгляды Маркса на общество и классовую борьбу были неоднократно подвержены критике. Например, русский философ Б.П.Вышеславцев писал:

Что-то другое скрывается за этим неудачным выражением «бесклассового общества», а именно вот что: общество без классовой борьбы. Все недоразумение состояло в том, что уничтожение классовой борьбы Маркс не мыслил иначе как посредством уничтожения классов. На самом деле, однако, классы и сословия могут и должны оставаться, а борьба между ними может и должна прекратиться, ибо существует не только борьба классов, но и гармоническое сотрудничество классов . Тезису «Коммунистического манифеста»: «вся история есть история борьбы классов» можно противопоставить антитезис: «вся история есть история сотрудничества классов». Оба истинны, но антитезис перевешивает в своей истинности и в своей ценности, ибо только при взаимовосполняющем разделении труда, при «сотрудничестве» возможно производить и создавать что-либо; если вся энергия направлена на взаимную борьбу, то всякое производство прекращается, происходит «забастовка».

Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма (1957)

3. Усиление классовой борьбы при социализме

Тезис об усилении классовой борьбы был выдвинут Лениным в 1919 году . По его мнению, антагонизм между классами неизбежен в капиталистическом обществе и должен в конце концов привести к установлению диктатуры одного из основных классов, и единственной альтернативой диктатуре пролетариата он считал диктатуру буржуазии. Однако после создания пролетарского, «рабоче-крестьянского» государства и победы большевиков в Гражданской войне, которая являлась по мнению Ленина пиком усиления классовой борьбы в России, тезис утратил свою актуальность.

Начиная с 1933 года, Сталин возродил этот тезис в качестве обоснования массовых репрессий. Согласно трактовке Сталина, с построением социализма классовая борьба усиливается и принимает более острые формы, так как обречённые остатки эксплуататорских классов предпримут последнюю отчаянную попытку свергнуть советский режим. Сталин предполагал, что классовые враги даже могут проникнуть в партию большевиков, которая является ведущей силой социалистического государства. Сталин также считал «гнилым либерализмом» внутрипартийную демократию и наличие особого мнения, не совпадающего с официальной линией партии, и верил, что такая толерантность может ослабить партию и привести её к разрушению. Следовательно, необходимо усилить политические репрессии, чтобы предотвратить эти попытки, и также периодически «чистить» партию от несогласных.

Данную точку зрения не поддерживали такие коммунисты, как Николай Бухарин и Лев Троцкий, которые считали, что с классом буржуазии покончено окончательно, и официально построенный к 1936 году социализм исключает само понятие классовой борьбы, так как отсутствует антагонизм классов.

4. Источники

    Ю. И. Семёнов «Французские историки эпохи реставрации: открытие общественных классов и классовой борьбы» //Философия истории. «Современные тетради», 2003; ISBN 5-88289-208-2

    К.Маркс, Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии

    Г. В. Плеханов. Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории

    В. И. Ленин. Государство и революция

    Ю. И. Семёнов «Глобальная классовая борьба: её возможный ход и результаты» //Философия истории. «Современные тетради», 2003; ISBN 5-88289-208-2

    Сергей Ермолаев«Классовая война» в «гипермаркете»: кто против кого?

Список литературы:

    Гизо. Правительство Франции со времен Реставрации и нынешнее министерство. Париж, 1820 г. Цитируется статье Г. В. Плеханова «Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории»

    Энгельс Ф., Предисловие к 3-му изданию «Гражданской войны во Франции»

    Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма (1957)