Форекс

Создание и государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Порядок и способы создания субъектов предпринимательского права

Под созданием субъектов предпринимательского права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание правового статуса лицам, желающим осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность, организациям и договорным образованиям. Для индивидуального предпринимателя основными этапами в достижении приобретения необходимого статуса будут являться принятие соответствующего решения и государственная регистрация. Этапами создания юридического лица – субъекта предпринимательской деятельности будут являться: выбор организационно-правовой формы, выработка и утверждение учредительных документов и, наконец, государственная регистрация.

Выбор организационно-правовой формы будущего юридического лица является крайне ответственным шагом. В этой связи остановимся на ключевых признаках каждой из организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц.

1. Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринима­тельской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Конструкция полного товарищества в практике российского бизнеса почти не встречается. Она непопулярна среди коммерсантов, т.к. не устанавливает пределов их ответственности по долгам товарищества.

2. Коммандитное товарищество (товарищество на вере) - товарищество, в котором наряду с полными товарищами – участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринима­тельскую деятельность, и при недостаточности имущества товарищества, солидарно отвечающими по его обязательствам всем своим имуществом, имеется один или несколько участников (вкладчиков, или коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

По тем же причинам, что и полные товарищества, товарищества на вере не получили широкого распространения в России, хотя эта форма вполне могла бы использоваться при создании совместных предприятий с иностранным участием.

3. Общество с ограниченной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами коммерческое юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на доли. Их размеры определены в учредительных документах. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В то же время количество голосов участников на общем собрании определяется по принципу "один участник - один голос", если иное не было установлено учредительными документами.

По сравнению с товариществами общество с ограниченной ответственностью имеет целый ряд преимуществ.

Во-первых, в его деятельности могут участвовать от одного до пятидесяти физических или юридических лиц, причем как коммерческих, так и некоммерческих. С разрешения собственника членами ООО могут быть даже государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения. Вместе с тем государственные органы и органы местного самоуправления могут принимать участие в деятельности общества лишь в случаях, предусмотренных законом, а общество, состоящее из одного участника, вообще не вправе создавать другое хозяйственное общество.

Во-вторых, конструкция ООО весьма привлекательна для предпринимателей как раз отсутствием ответственности участников по долгам общества.

В-третьих, она удобна тем, что обществу с ограниченной ответственностью хотя и запрещено выпускать акции, но разрешено выпускать облигации для привлечения дополнительных средств.

4. Общество с дополнительной ответственностью. Их участники солидарно несут субсидиар­ную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами самого общества.

5. Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на равные доли, каждая из которых представлена ценной бумагой – акцией.

Размер прав акционера (дивиденды, количество голосов на общем собрании и величина ликвидационной квоты) определяется строго пропорционально числу акций. Одна обыкновенная именная акция дает право одного голоса. По общему правилу привилегированные акции не дают права голоса, но размер дивиденда по ним фиксированный и обычно он больше, чем по обыкновенным акциям.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. В открытом акционерном обществе (ОАО) допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50, в противном случае оно преобразуется в ОАО либо подлежит ликвидации в судебном порядке.

В отличие от товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ, уставный капитал которых не может быть меньше величины, равной 100 минимальным размерам оплаты труда, уставный капитал открытого акционерного общества должен быть не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации ОАО.

6. Производственный кооператив – это коммерческое юридическое лицо, созданное не менее чем пятью юридическими или физическими лицами путем добровольного объединения своего имущества и усилий для совместной производственной деятельности с целью извлечения прибыли и распределения ее между членами кооператива.

В отличие от участников обществ и товариществ, члены кооператива обязаны не только внести паевой взнос, но и принимать личное трудовое участие в его деятельности (работать в кооперативе).

Обычно недостатком кооперативной формы считают то, что члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам.

7. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, особенность которых состоит в их специальной правоспособности. Они не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Законодательством установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия (производство оружия, наркотических веществ, переработка драгоценных металлов).

Таким образом, каждая из названных организационно-правовых форм коммерческой деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Мы отметили некоторые моменты, на которые следует обратить внимание при выборе наиболее оптимальной конструкции.

Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права Создание субъектов предпринимательского права: понятие и способы. Лицензирование предпринимательской деятельности. Реорганизация субъектов предпринимательского права. Ликвидация субъектов предпринимательского права.

Создание субъектов предпринимательского права Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это нормы ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129 -ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ", нормы специальных законов ("Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и др.). В субъектах РФ приняты свои акты, определяющие порядок государственной регистрации. Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.

Этап I. Определение состава учредителей, проведение общего собрания Формы коммерческой организации Особенности Хозяйственное общество Может быть создано одним лицом (п. 1 ст. 66 ГК РФ). При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. АО и ЗАО В силу ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. Производственные В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О кооперативы производственных кооперативах" число членов кооператива не может быть менее пяти. Товарищество Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере -граждане и юридические лица.

Этап II. Выбор организационноправовой формы Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством. Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Этап III. Оформление учредительных документов В качестве учредительных документов выступает устав (для кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества), либо учредительный договор и устав (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (для товариществ).

Этап IV. Разработка наименования коммерческой организации Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий. Фирменное наименование должно служить средством индивидуализации лица. Для этого введен порядок его обязательной предварительной проверки на оригинальность. Наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество". В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности "ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций".

Порядок включения в фирменное наименование слов "Россия", "Российская Федерация" предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N° 1463 "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация". В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях - с разрешения специально созданной Правительственной комиссии.

Этап V. Определение места нахождения организации Согласно ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размешается орган управления юридического лица, должны быть указаны основания для его размещения, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

Этап VI. Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда К моменту создания организации должно быть сформировано не менее 50 процентов ее уставного (складочного) капитала. Каждый член производственного кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10 процентов паевого взноса. С этой целью в банке открывается временный расчетный счет, на который вносится необходимая сумма. По временным расчетным счетам про изводятся операции только по зачислению первоначальных взносов учредителей в уставный капитал и взносов лиц, участвующих в подписке на акции. Уставный фонд унитарного предприятия должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации. В случае оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, а также подтвердить, что настоящий вклад является реальным и это имущество не вносилось в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд других юридических лиц, не заложено и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества. При неадекватности денежной оценки представить заключение независимого оценщика.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в качестве которого определено Министерство РФ по налогам и сборам (Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319). Данные обо всех созданных юридических лицах поступают в государственный реестр. Принципы его иедения и содержание определены Законом о регистрации. Регистрация некоторых субъектов имеет свою специфику. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Некоторые организации с иностранными инвестициями регистрируются в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Российской Федерации. Определенные особенности имеет регистрация акционерных обществ, при учреждении которых представляется уведомление о принятии Московским региональным отделением ФКЦБ России документов для регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества.

Документы для регистрации могут быть переданы в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направлены почтовым переводом. Для регистрации создаваемой организации необходимо представить: заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставною (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена. решение о создании юридического лица; учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии); документ об уплате государственной пошлины.

Согласно Закону, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. Решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (внесения в реестр) заявителю выдается подтверждающий этот факт документ (в настоящее время - свидетельство о регистрации).

Этап VIII. Изготовление печати Эскиз печати и штампа должен быть согласован исполнительным органом юридического лица, индивидуальным предпринимателем на бланке установленной формы. Бланк с согласованным эскизом печати (штампа) представляется в регистрирующий орган для утверждения. Для изготовления печати (штампа) по утвержденному эскизу регистрирующим органом выдается декларация. В Москве МРП (ее структурные подразделения) ведет Московский городской реестр печатей и штампов. Каждой печати присваивается порядковый номер.

Этап IX. Постановка на учет в налоговом органе Порядок постановки на учет в налоговом органе определен ст. 84 Налогового кодекса РФ. Организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков, выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы, а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий, - также в Государственный реестр предприятий, который ведется налоговыми органами.

Этап X. Открытие расчетного счета в банке Открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала (фонда). В случае если вклады в уставный капитал вносятся не денежными средствами, а имуществом (оборудование, сырье, оргтехника и т. п.), необходимо подтвердить передачу на баланс коммерческой организации указанного имущества справкой за подписью руководителя и главного бухгалтера.

Этап XI. Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости населения, государственного социального страхования, медицинского страхования.

Лицензирование предпринимательской деятельности Федеральный закон № 99 -ФЗ от 04. 05. 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» ; Постановление Правительства РФ № 957 от 11. 2011 года «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» ; Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденные Правительством РФ.

Лицензия представляет собой специальное разрешение, выданное юридическому лицу (либо индивидуальному предпринимателю) соответствующим лицензирующим органом, и дающее ему право осуществлять определенный вид деятельности, при условии обязательного соблюдения лицензионных правил и требований. Под процедурой лицензирования предпринимательской деятельности понимается комплекс мероприятий, связанных с оформлением документов на предоставление, возобновление или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения, а так же контроль лицензирующих органов за соблюдением юр. лицом условий и требований лицензионного соглашения, ведение реестров лицензий.

Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности Функционирование любой организации может быть окончено в итоге проведения ее реорганизации путем осуществления одного из установленных законодательных методов: слияния, разделения, присоединения, выделения, преобразования

Реорганизация юридических лиц - это прекращение хозяйственной деятельности юр. лица с правопреемством, передачей всех имеющихся прав (включая обязанности) от одного субъекта предпринимательской деятельности к другому, за исключением законодательно определенных случаев реорганизации, к примеру, в форме выделения, когда юр. лицо продолжает осуществлять свою уставную деятельность. Отличительной чертой реорганизации от ликвидации юр. лица является тот факт, что реорганизация предполагает в будущем времени существование прав (обязанностей) в хозяйственном отношении, а именно сохранение материального имущества либо в увеличенном объеме, либо в сокращенном. Процедура реорганизации напрямую сопряжена с правопреемством, передачей имущественных (иных) прав и имеющихся обязанностей от одного изменяемого субъекта хозяйствования к иному, вновь образуемому юр. лицу. В итоге реорганизации все существующие права собственности на любое материальное имущество реорганизуемой компании переходят к иным юр. лицам, его правопреемникам.

Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности может быть проведена одним из двух способов: - в добровольном порядке; - принудительным путем.

Добровольная реорганизация Проводится, исключительно, по решению всех учредителей (участников) компании, или исполнительного органа, который уполномочен на такие действия соответствующими учредительными документами; Организации, участвующие в процессе слияния, заключают многосторонний договор о слиянии, где оговаривают все существенные условия и порядок слияния, а также определяют порядок конвертации имеющихся акций каждого из акционерных обществ, в ценные бумаги образуемого общества. Процедура разработки и утверждения нового устава, включая выборы наблюдательного совета (или совета директоров) создаваемого общества, проводится на общем, совместном собрании всех участвующих в слиянии акционеров.

При слиянии компаний, права (обязанности) каждого из участвующих в процедуре субъектов, переходят к образуемому юр. лицу на основании утвержденного передаточного акта. При присоединении, последним наследуются все права и возникшие обязанности присоединенного предприятия, также на базе передаточного акта. При разделении, права (соответственно, обязанности) материнской организации, наследуются образуемыми организациями на основе разделительного баланса. При выделении, к каждому из выделенных субъектов, переходят права (обязанности) реорганизованного предприятия в сопряжении с разделительным балансом.

Добровольная ликвидация Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

Статья 61. ГК РФ Ликвидация юридического лица Принудительная ликвидация в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной; в случае осуществления деятельности без разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО и/ или отсутствия свидетельства о допуске к определенному виду работ выдаваемым СРО; в случае деятельности, запрещенной законом, нарушением Конституции Р Ф, либо с другими неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Этапы ликвидации 1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. 2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации. 3. Публикация о ликвидации в органах печати. 4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии. 5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. 7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других юридических лиц. 8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством. 9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. 10. Продажа имущества юридического лица с публичных торгов. 11. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. (ст. 64 Гражданского кодекса РФ) 12. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом. 13. Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. 14. Аннулирование идентификационньгх кодов в органах статистики. 15. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ) документов о проведенной ликвидации.

Вопросы для подготовки к практическому занятию: 1. Кто может быть учредителем юридического лица? 2. Может ли организация быть учреждена одним лицом? 3. Какой орган осуществляет регистрацию юридических лиц? 4. Какие требования предъявляются к содержанию учредительных документов? 5. Для чего необходимо лицензирование? 6. Каков порядок лицензирования? 7. Каковы последствия осуществления деятельности без лицензии? 8. В каких случаях прекращается деятельность юридического лица? 9. Каким способом может быть произведена реорганизация юридического лица? 10. Назовите основания ликвидации юридических лиц. 11. Опишите порядок ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо и приобретает соответствующий статус индивидуальный предприниматель.

Кроме того, государственная регистрация преследует цели сбора информации, на основе которой происходит осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики. Открытая информация о субъектах предпринимательской деятельности из государственных ресурсов предоставляется в установленном порядке всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления.

Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(274) (далее - Закон о регистрации). Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Вопросы, связанные с созданием организаций отдельных организационно-правовых форм, определяются специальным законодательством: Федеральными законами от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(275), от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"*(276), от 8 сентября 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"*(277), от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"*(278) и др.

В соответствии со ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.

Регистрация является заключительным, но не единственным шагом в данном направлении. Охарактеризуем кратко основные этапы создания субъектов предпринимательской деятельности, обращая особое внимание на порядок создания коммерческих организаций.

Первыми шагами при создании коммерческой организации являются определение состава ее учредителей, проведение общего собрания, выработка и подписание учредительных документов.

Еще по теме 6.3. Создание субъектов предпринимательской деятельности:

  1. § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
  2. 6.4. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
  3. § 5. Прекращение деятельности субъектов предпринимательского права
  4. 6.5. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Под созданием субъектов ПП понимаются совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта ПП.

Способы создания субъектов предпринимательского права:

- учредительно-распорядительный способ (при создании унитарных предприятий по решению Правительства РФ, соответствующего органа субъектов РФ);

- учредительный способ (применяется при создании коммерческих организаций с одним участником, а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности);

- договорно-учредительный (при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного);

- дозволительно-учредительный способ (необходимо разрешение соответствующего государственного органа).

Этапы создания субъектов ПП:

1) определение состава учредителей (хозяйственное общество может быть создано одним лицом, учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица; число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти. В противном случае указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое, иначе оно подлежит ликвидации в судебном порядке. Число акционеров открытого общества не ограничено; число членов кооператива не может быть менее пяти);

2) выбор организационно-правовой формы (в законодательных актах устанавливаются запреты или ограничения на использование тех или иных коммерческих организаций для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; требования о ведении отдельных видов деятельности организациями, созданными в определенных организационно-правовых формах);

3) учредительные документы (в зависимости от выбранной организационно-правовой формы коммерческой организации, ее учредительными документами являются устав (унитарные предприятия, кооперативы, акционерные общества), либо учредительный договор и устав (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (товарищества));

4) наименование коммерческой организации (фирменное наименование определяется в учредительных документах организации и включается в единый государственный реестр юр. лиц при государственной регистрации юр. лица, оно должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юр. лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности);

5) место нахождения организации (в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения; место нахождения юр. лица определяется местом его государственной регистрации; государственная регистрация юр. лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);


6) формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда (уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов учредителей организации – АО, ООО; в хозяйственных товариществах формируется складочный капитал; в производственных кооперативах формируется паевой фонд, который образуется за счет паевых взносов; при создании государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения формируется уставный фонд);

7) государственная регистрация юр. лиц и ИП(это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации, ликвидации юр. лиц, приобретении физическими лицами статуса ИП, прекращении физическими лицами деятельности в качестве ИП, иных сведений о юр. лицах и об ИП);

8) изготовление печати (эскиз печати должен быть разработан исполнительным органом юр. лица, ИП на бланке установленной формы; требования к печати организаций различных видов определяются специальным законодательством);

9) регистрация в органах статистики (при идентификации юр. лица используются коды, присваиваемые ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики);

10) постановка на учет в налоговом органе (постановка организации или физического лица на учет подтверждается документом установленной формы; каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика; сведенияоб организациях и физических лицах, поставленных на учет включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков);

11) открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала;

12) постановка на учет в государственных социальных фондах (Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования).


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет юридический
Кафедра государственного и муниципального права

1. Создание субъектов предпринимательской деятельности
Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.
Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.
1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.
2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.
3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).
4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это нормы ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (введен в действие с 1 июля 2002 г., далее - Закон о регистрации), Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ", утвердивший Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (в части, не противоречащей Закону о регистрации), нормы специальных законов ("Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и др.). В субъектах РФ приняты свои акты, определяющие порядок государственной регистрации.
Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.
Определение состава учредителей, проведение общего собрания
Это первый шаг к созданию коммерческой организации. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. К примеру, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 66 ГК РФ. При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В силу ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О производственных кооперативах" число членов кооператива не может быть менее пяти. Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере -граждане и юридические лица. Установлены ограничения на участие отдельных категорий гр........

Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301 (ч. 1)
2. Глазова, Е.В. Предпринимательское право /Е.В. Глазова. - СПб: Питер, 2014. - 208с.
3. Ершова, И.В. Предпринимательское право: Учеб. пособие /И.В. Ершова. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Юриспруденция, 2013. - 288с.
4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник /С.Э. Жилинский. - 10-е изд., пересмотр. и доп. - М. : Норма, 2014. - 928с.
5. Зенин, И.А. Предпринимательское право: Учебник /И.А. Зенин. - М.: Высшее образование, 2013. - 629с.
6. Толкачев, А.Н. Российское предпринимательское право: Учеб. пособие для вузов /А.Н. Толкачев. - М.: Экзамен, 2013. - 544с.